Как помочь ребенку учиться родительское собрание

Методическая разработка на тему:
Родительское собрание Как помочь ребёнку учиться

Родительское собрание Как помочь своему ребенку учиться

Сила мягкого спокойного слова так велика, что с нею не может сравниться никакое наказание.

Цель. интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

  • расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми
  • выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся
  • выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.
  • Форма проведения. круглый стол.

    Готовясь к проведению круглого стола, попросим ребят и родителей ответить на следующие вопросы:

    Легко ли быть учеником?

    Чтобы учение было успешным.

    Что обеспечивает успех урока?

    Почему мы хотим, чтобы ребенок хорошо учился?

    Что способствует повышению успеваемости дома?

    Заранее проводится анкетирование родителей:

    1. Поддерживаете ли вы своего ребёнка в учебной деятельности?
    2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?
    3. Назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребёнка учебные предметы.
    4. Часто ли вы обсуждаете с ребёнком их учёбу?
    5. Назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и у вашего мужа (жены)?
    6. Назовите, что в течение последней недели читали вы и ваш муж (жена)?
    7. Назовите, что читал в течение последней недели ваш ребёнок?
    8. Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанные книги, газеты, телепередачи?
    9. Наказываете ли вы своего ребёнка за промахи в учёбе?
    10. Любит ли ваш ребёнок учиться?

    Подводятся результаты анкетирования.

    (слайд 4,5)В детстве большинству кажется, что учеба требует немало сил. Одни ученики схватывают все на лету, другие нет. У одних сильно развита способность слушать, и они могут вполне хорошо воспринимать информацию на слух. У других же развито зрительное восприятие – материал при этом лучше усваивается при чтении. В этой ситуации у кого-то могут возникнуть трудности в учебе. Оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности.

    Отсюда успеваемость порой не соответствует уровню собственных возможностей учащегося.

    Обучение идет очень трудно. Дети начинают переживать из-за оценок. Кто-то пропускает учебные занятия, объясняя это тем, что как бы он ни старался, не может усвоить в полном объёме учебный материал, кто-то сидит целыми вечерами, заучивая домашнее задание. Для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а её формальный признак – оценка – увы, часто не радует. Кроме того, по оценкам родители получают некоторое представление о том, как их ребенок учится, ведь учеба наших детей – это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях!

    (слайд 6)Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.

    Но прежде мы хотим, чтобы вы улыбнулись, “вошли в проблему”, для этого мы сейчас с помощью наших детей покажем вам шуточную сценку.

    (-Когда ты собираешься делать уроки?

    - После кино поздно!

    - Учиться никогда не поздно!

    - Почему ты дома не открываешь учебник?

    - Ну ты же сама говорила, что учебники надо беречь!)

    Вопрос к родителям:

    - Почему мы хотим, чтобы наш ребенок хорошо учился? (ответы родителей на поставленный вопрос)(слайд 7)

    Стандартные ответы – чтобы был не хуже, других, чтобы поступил в институт, сделал карьеру и т.п. Но это для - нас. А как отвечали на вопросы дети? (слайд 8)

    Вопрос к учителям.

    - Что же, по вашему мнению, обеспечивает успех урока? Приглашенные учителя дают необходимую информацию о том, что нужно сделать учащимся, чтобы урок прошел не зря.

    Исходя из выше сказанного следует:

    Для того чтобы повысить свою успеваемость необходимо относиться к учебе ответственно!

    Никогда не оправдывайте свою неуспеваемость причинами, от вас не зависящими: слишком трудные были задания на контрольной, придирчив учитель и т.п.

    Давайте спросим сегодня тех, кто к учебе относится добросовестно, в чем секрет их успеха? (2 учащихся делятся опытом)

    Давайте выработаем программу по стимулированию познавательной деятельности учащихся. Примите советы, которые помогут повысить свою успеваемость. (слайд 9)

    Серьезно относитесь к выполнению домашних заданий.

    Составьте план изучения предметов.

    Не забывайте устраивать между предметами короткие перерывы, особенно если задание большое.

    Домашнее задание начинайте выполнять с трудного предмета.

    Советы родителям. (слайд10)

    Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.

    Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.

    Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.

    Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.

    Не ругайте, а учите!

    А сейчас, уважаемые участники, мы поработаем в группах и попытаемся вместе “докопаться” до причин недостаточного интереса наших детей к учебной деятельности

    Обмен мнениями по вопросу “Почему у наших детей снижается интерес к учению?”

    Подведение итогов собрания.

    Мы сегодня убедились, что причин “неуспешной” учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины и избавиться от них можно только при поддержке педагогов и вас родителей. Каждый ребенок уникален. В заключении хочется, чтобы вы, ребята, не теряли времени даром и старались изо всех сил хорошо учиться. Тогда ваши старания увенчаются успехом в учебе, что принесет, в свою очередь, каждому ученику и его родителям много радости и большое удовлетворение, Я подготовила для вас буклеты “Психотерапия неуспеваемости” и с удовольствием предлагаю их вам, завершая сегодняшний разговор (раздаю рекомендации родителям).

    Советы родителям “психотерапия неуспеваемости” (по материалам О.В. Полянской, Т.И.Беляшкиной)

    Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

    Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

    Правило третье: за двумя зайцами погонишься. Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

    Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.

    Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

    Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”

    Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.

    Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.

    Разрешим школьные ситуации:

    1. У ребёнка конфликт на почве учёбы в школе, по этой причине он не хочет выполнять домашнее задание, да и вообще идти в школу.
    2. Ребёнок не любит какой-то предмет или не выполняет его вообще, или откладывает на последнюю очередь и делает кое-как.
    3. Ребёнок не умеет и не любит писать короткие тексты, изложения, сочинения.

    Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"

    Цель . интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

  • расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми
  • выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся
  • выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений
  • В детстве большинству кажется, что учеба требует немало сил. Одни ученики схватывают все на лету, другие нет. У одних сильно развита способность слушать, и они могут вполне хорошо воспринимать информацию на слух. У других же развито зрительное восприятие – материал при этом лучше усваивается при чтении. В этой ситуации у кого-то могут возникнуть трудности в учебе. Оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности. Отсюда успеваемость порой не соответствует уровню собственных возможностей учащегося.

    Обучение идет очень трудно. Дети начинают переживать из-за оценок. Кто-то пропускает учебные занятия, объясняя это тем, что как бы он ни старался, не может усвоить в полном объёме учебный материал, кто-то сидит целыми вечерами, заучивая домашнее задание. Для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а её формальный признак – оценка – увы, часто не радует. Кроме того, по оценкам родители получают некоторое представление о том, как их ребенок учится, ведь учеба наших детей – это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях!

    Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.

    Вопрос к родителям:

    - Почему мы хотим, чтобы наш ребенок хорошо учился? (ответы родителей на поставленный вопрос)

    Стандартные ответы – чтобы был не хуже, других, чтобы поступил в институт, сделал карьеру и т.п. Но это для - нас. Давайте послушаем детей: легко ли им быть учениками и что значит – хорошо учиться? (выступление 3-4 учеников).

    Исходя из выше сказанного следует:

    Для того чтобы повысить свою успеваемость необходимо относиться к учебе ответственно!

    Никогда не оправдывайте свою неуспеваемость причинами, от вас не зависящими: слишком трудные были задания на контрольной, придирчив учитель и т.п.

    Давайте выработаем программу по стимулированию познавательной деятельности учащихся.

    Примите советы, которые помогут повысить свою успеваемость.

  • Серьезно относитесь к выполнению домашних заданий.
  • Составьте план изучения предметов.
  • Не забывайте устраивать между предметами короткие перерывы, особенно если задание большое.
  • Домашнее задание начинайте выполнять с трудного предмета.
    1. Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.
    2. Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.
    3. Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.
    4. Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.
    5. Не ругайте, а учите!

    А сейчас, уважаемые участники, мы поработаем в группах и попытаемся вместе "докопаться” до причин недостаточного интереса наших детей к учебной деятельности

    Обмен мнениями по вопросу "Почему у наших детей снижается интерес к учению?”

    Подведение итогов собрания.

    Мы сегодня убедились, что причин "неуспешной” учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины и избавиться от них можно только при поддержке педагогов и вас родителей. Каждый ребенок уникален.

    Советы родителям "психотерапия неуспеваемости” (по материалам О.В. Полянской, Т.И.Беляшкиной)

  • Правило первое: не бей лежачего. "Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
  • Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто "отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.
  • Правило третье: за двумя зайцами погонишься. Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.
  • Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.
  • Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
  • Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: "Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: "не хочу, не могу, не буду!”
  • Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать”.
  • Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.
  • Всего комментариев. 0

    Как помочь своему ребенку хорошо учиться?

    Как помочь ребенку учиться родительское собрание

    Ответы детей
    Легко ли быть учеником?
    Нет, потому что надо решать сложные примеры.
    Нет, потому что я не умею хорошо писать.
    Нет, потому что на меня кричат дома, а иногда и бьют.
    Нет, нелегко, потому что учиться трудно.
    Нет, потому что нужно слушать учителя, а это – сложно.
    Нет, всё становится сложнее.
    Трудно, потому что иногда непонятно на некоторых уроках, а потом трудно делать.
    Нет, всё труднее учить и некоторые задания сложные.
    Легко, потому что мне нравятся уроки.

    Как помочь ребенку учиться родительское собрание

    Ответы детей
    Чтобы учение было успешным…
    Надо хорошо учиться, чтобы были одни пятёрки.
    Надо хорошо учиться, делать уроки, отвечать на вопросы.
    Надо всё знать.
    Нужно слушаться родителей и меньше гулять, побольше читать книги.
    Надо лучше учиться, чтобы тебя мама не ругала.
    Надо не кричать на ребёнка и не бить его.
    Надо хорошо учиться.
    Я хочу научиться хорошо писать.
    Надо хорошо учиться и нельзя бегать по школе.

    Как помочь ребенку учиться родительское собрание

    Советы, которые помогут повысить свою успеваемость.
    1) Серьезно относитесь к выполнению домашних заданий.
    2) Составьте план изучения предметов.
    3) Не забывайте устраивать между предметами короткие перерывы, особенно если задание большое.
    4) Домашнее задание начинайте выполнять с трудного предмета.

    Как помочь ребенку учиться родительское собрание

    Вопрос к учителям
    Что же, по-вашему мнению, обеспечивает успех урока?

    Как помочь ребенку учиться родительское собрание

    Советы родителям:
    1) Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.
    2) Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.
    3) Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.
    4) Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.
    5) Не ругайте, а учите!

    Как помочь ребенку учиться родительское собрание

    Проблемный вопрос
    “Почему у наших детей снижается интерес к учению?”

    Как помочь ребенку учиться родительское собрание

    Советы родителям “психотерапия неуспеваемости”
    Правило первое: не бей лежачего.

    “Двойка” — достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

    Как помочь ребенку учиться родительское собрание

    Правило второе: не более одного недостатка в минутку.
    Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

    Как помочь ребенку учиться родительское собрание

    Правило третье: за двумя зайцами погонишься…
    Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

    Как помочь ребенку учиться родительское собрание

    Правило четвертое: хвалить — исполнителя, критиковать — исполнение.
    Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.

    Как помочь ребенку учиться родительское собрание

    Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами.
    Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

    Как помочь ребенку учиться родительское собрание

    Правило шестое: не скупитесь на похвалу.
    Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”

    Как помочь ребенку учиться родительское собрание

    Правило седьмое: техника оценочной безопасности.
    Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.

    Как помочь ребенку учиться родительское собрание

    Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели.
    Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.

    Как помочь ребенку учиться родительское собрание

    Любите ребёнка таким, какой он есть! Не требуйте от него невыполнимого! Протяните руку помощи своему ребёнку, и тогда у вас всё получится!

    Родительское собрание «Как помочь своему ребенку учиться»


    «Как помочь своему ребенку учиться»


    Подготовила: Заместитель директора

    по УВР Чуркина Е.В.

    Цель . интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной

    1. Оценка значимости и действенности поддержки ребенка в его учебной деятельности со стороны родителей.

    2. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.

    3. Отработка с родителями воспитательных и психологических приемов поддержки учебной деятельности ребенка.

    ^ Форма проведения: семинар-практикум.

    Оформление родительского собрания: представляется цель, задачи собрания, мудрые мысли:

    «Воспитание - это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас»- Легуве

    «Великая трудность воспитания - это держать детей в повиновении, не портя их характера»- Левис

    «Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле воспитания, - это чересчур торопиться»-Ж.Руссо

    «Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью»- А.Чехов

    Заместитель директора по УВР:

    Учеба наших детей - это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Вспомним, с какой радостью пришли ваши тогда еще малыши в школу. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях! Но, увы, далеко не все из них сбылись, и для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а ее формальный признак - оценка - увы, часто не радует. Как - то мне попалась очень интересная статья известного ученого, профессора Махмутова, посвященная проблеме интеллектуального развития школьников. В числе интересных фактов, приводимых в ней, меня поразило то, что, оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности.

    В подростковом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Знания приобретают особую значимость для развития личности подростка. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственно сознания и значимое место среди сверстников. Именно в подростковом возрасте прикладываются специальные усилия для расширения житейских, художественных и научных знаний. Подросток жадно усваивает житейский опыт значимых людей, что дает ему возможность ориентироваться в обыденной жизни. В то же время подросток впервые начинает искать художественные и научные знания.

    Важным стимулом к учению является при этом притязания на признание среди сверстников. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае могут возникать внутренний дискомфорт и даже конфликт. Понятно, что устойчивые учебные мотивы формируются на основе познавательной потребности и познавательных интересов. Познавательные интересы подростков сильно различаются. У одних они характеризуются неопределенностью, изменчивостью и ситуативностью. У других проявляются применительно к узкому кругу учебных предметов, у третьих - к большинству из них. При этом учащихся могут интересовать различные стороны предметов: факторологический материал, сущность явлений, использование в практике.

    Учебная деятельность имеет свою структуру. Д.Б.Эльконин выделил в ней несколько взаимосвязанных компонентов:

    1) учебная задача - то, что должен усвоить ученик, подлежащий усвоению способ действия

    2) учебные действия - то, что ученик должен делать, чтобы сформировать образец усваиваемого действия и воспроизводить этот образец

    3) действия контроля - сопоставление воспроизведенного действия с образцом

    4) действие оценки - определение того, насколько ученик достиг результата, степени изменений, которые произошли в ребенке.

    Самое существенное в учебной деятельности - это рефлексия самого на себя, отслеживание новых достижений и произошедших изменений. «Не умел» - «Умею», «Не мог» - «Могу», «Был» - «Стал» - ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений.

    А сейчас, уважаемые участники, мы поработаем в группах и попытаемся вместе «докопаться» до причин недостаточного интереса наших детей к учебной деятельности (участники либо до начала собрания разбиваются на группы, либо рассаживаются по иному по сигналу ведущего, имея цветовые символы, относящие их к той или иной команде). Перед вами на доске - «дерево проблем». Оно пока без листьев. Я прошу вас обсудить в группах вопрос "Почему у наших детей снижается интерес к учению? Значимые на ваш взгляд, причины, записываете на подготовленных на столах «листьях», а по выполнении задания прикрепляете их на доске, кратко комментируя свой выбор. Время на работу - 8 (10) минут. По звуковому сигналу она завершается, и лидеры групп комментируют свой выбор, а помощники из групп прикрепляют "листья".

    Возможные причины участники групповой работы могут представить, например, следующим образом:

  • Недостаточная усидчивость, неустойчивое внимание.

  • Недостаточное умение читать и понимать текст.

  • Недостаточный словарный запас, начитанность и умение выражать мысль.

  • Несформированность настойчивости, целеустремленности, терпения, аккуратности, организованности.

  • Неумение сравнивать, находить аналогии.

  • Отсутствие в учении опоры на желание и мотивы школьника.

  • Однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров.

  • Авторитарная позиция взрослых в побуждении к учебной деятельности.

  • Низкая самооценка школьника.

  • (Задачу участников, по желанию организаторов, объективно оценивающих подготовленность родителей, можно облегчить, предложив им перед началом или на определенном этапе групповой работы набор вышеперечисленных причин для выбора из них тех, что родители считают значимыми для себя. Помимо этого состав групп можно усилить. включив в них педагогов - предметников, психолога. При этом они не доминируют, а лишь "транслируют" то, что предлагают родители школьников). Этот этап деловой игры завершается комментариями каждой группы и обобщающим выступлением ведущего.

    ^ Этап ролевой игры.

    Сейчас, уважаемые участники, каждая группа получит вариант ситуаций и практических рекомендаций к решению проблемы, заявленной в них. В течение 5 минут вы должны ознакомиться с ними и представить две короткие сценки, одна из которых показывает, как не следует поступать в ситуации, описанной в задании, а другая, как надо поступить правильно. Вместо сценки можно поделиться собственным родительским опытом в подобной ситуации. В качестве ситуативных заданий можно использовать те, что приведены в начале разработки, а можно предложить ситуации, представленные в образе.

    «Ребенок не любит какой - то предмет либо не выполняет его вообще, либо откладывает на последнюю очередь и делает кое - как».

    «У ребенка конфликт на почве учебы в школе».

    «Ребенок не умеет и не любит писать короткие тексты, изложения, сочинения».

    «Ребенок «принес» из школы запись в дневнике: «Отвлекался на уроке, запускал бумажных голубей».

    «Ребенок получил четвертную «двойку» по одному из предметов».

    Участники представляют свое видение разрешения ситуаций. Присутствующие участвуют в обсуждении. Общий вывод обычно бывает таков: нет правильных или неправильных решений в какой - то сложной для ребенка ситуации в учебной деятельности. Просто есть решения, адекватные возможностям, способностям ученика. Его притязаниям и ожиданиям родителей, а есть неадекватные. Чтобы меньше принималось вторых, следует изучать своего ребенка, быть рядом с ним, разделять его проблемы и учиться их разрешать вместе.

    ^ Заместитель директора по УВР: Для того, чтобы помочь ребенку в сложной для него деятельности - учебе мы должны понять, чего мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Если мы думаем, что уметь учиться - это значит, получать одни «пятерки», мы подменяем понятия и стремимся к результату, минуя процесс. Если мы считаем, что уметь учиться - это не шалить и слушаться учителя, мы обращаем внимание на внешнюю сторону процесса обучения.

    Для начала надо усвоить, что цель - это не оценка, а овладение знаниями и умениями. Самое главное, чтобы ребенок был рад полученному результату, решенной задаче, усвоенному знанию. И поддержать его в этой радости, научить его этому можете только вы, родители. Не бойтесь переборщить: ликуйте и веселитесь, ведь эмоциональная положительная реакция гораздо важнее для ребенка, чем хорошая оценка.

    Если появились плохие оценки и ребенок не может с ними справиться, вы можете ему помочь, соблюдая ряд простых правил (участникам раздается их текст либо просто озвучивается).

    ^ Советы родителям по поддержке ребенка в учебной деятельности

  • - Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения, будьте при этом искренними.

  • - Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

  • - Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не столько через слова, сколько через предметы. НЕ переучивайте левшу - дело не в руке, а в устройстве мозга.

  • - Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не только научить чему - либо, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.

  • - Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему - то, не ошибаясь. Старайтесь не вырабатывать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться да и просто радость жизни и радость познания.

  • - Старайтесь не преподносить детям истину, а научите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.

  • - Задавайте вопросы вместо приказаний. Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

  • - Дайте возможность ребенку спасти свое лицо.

  • - Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

  • Похожие:

    Источники:
    nsportal.ru, saikhanova.ucoz.ru, volna.org, sov.opredelim.com

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное