Нервно психическое развитие детей до года
Нервно психическое развитие детей
Поэтапное развитие ребенка в плане нервно психической деятельности
С молоком матери у детей формируются начало как нервной, так и психической деятельности. Нервно психическое развитие детей зависит от многих факторов, которые прямо или косвенно будут влиять на весь организм.
Начиная от первых месяцев жизни до года, малыш обретает подвижность – ручки, ножки двигаются, глаза реагируют на свет, обостряются слуховые восприятия.
Развитие ребенка по месяцам
Вкратце это выглядит так:
1 – 3 месяцы . Сгибание в суставах рук и ног, сжимание пальцев в кулачки, приподнимание головы от пары секунд до более продолжительного времени, глаза следят за медленно движущейся игрушкой, а так же сфокусированный взгляд на одном предмете. Реагирование на звуковые колебания – источник шума. Речевые функции начинают разрабатываться (гуление).
3 – 5 месяцы . Мышечная фиксация. Ребенок удерживает легкие предметы, может приподнимать ручки, проявлять к ним любопытство. Голова держится самостоятельно, а так же поворачивается. Ребенок улыбается при виде родителей, интересуется незнакомыми предметами, тянет звуки – гулит. Может поворачиваться на бок, рассматривать игрушки. уверенно реагировать на знакомые предметы (бутылочка с молоком). Активно пытается двигаться, помогая себе ручками.
6 – 9 месяцы . В этом возрасте нервно психическое развитие детей увеличивается. Малыш самостоятельно переворачивается со спины на живот, может перекладывать игрушку из одной руки в другую, гулит отдельными слогами. Разговор окружающих воспринимает с интересом. Ползает, а при поддержке стоит на ногах или сидит. Достаточно хорошо различает маму, папу, бабушку, узнает предметы, хлопает. Движения рук более целенаправленны, развивается мелкая моторика.
Последние три месяца развития малыша до года
10 – 12 месяцы . Координация движений осмысленна, уверенна. Ребенок в этом возрасте (в зависимости от развития) активно ползает, пытается встать на ноги держать за опору, пробует ходить. Пальцы рук развиты настолько, что он может без труда разбрасывать или собирать игрушки, повторяя движения за взрослыми. Без труда узнает любимые погремушки, машинки, куклы и т.д. Знает несколько слов – папа, мама, бабушка, дедушка.
Читайте также: 9 месяцев ребенку: календарь развития
Постепенное нервно психическое развитие детей продолжается так же после года. Ребенок любопытно начинает изучать квартиру, сползать со ступенек, самостоятельно учится пользоваться ложной, чашкой, заползает на низкие предметы, разговаривает с игрушками, знает, что такое прогулки и пытается помогать себя одеть, пытается рисовать каракули на бумаге и т.д.
Младенец и раннее развитие
Нервно психическое развитие детей до года
Как быстро оценить нервно психическое развитие детей до года и соответствие выявленных признаков средней возрастной норме.
Нервно психическое развитие детей до года: 2 месяца
Нервно-психическое развитие детей до года: 9 месяцев
Примерно в такой последовательности обычно проходит нервно психическое развитие детей до года. Приведенные данные являются ориентировочными, и отсутствие какого-либо пункта у вашего малыша ни в коем случае не свидетельствует об отставании психомоторного развития ребенка. Каждый малыш индивидуален и одни навыки у него могут появиться раньше, чем у сверстника, а другие – на 1-2-3 месяца позже. Главное, чтобы ребенок был активным, подвижным, любознательным, не было заторможенности или постоянного беспокойства, апатии и безразличия к окружающим предметам и явлениям.
Итак, мы рассмотрели по месяцам нормальное нервно-психическое развитие детей до года. В последующих статьях я продолжу рассказ о средних показателях нормального развития детей в возрасте от 1 до 3 лет. с 3 до 6 лет и для младших школьников.
Оценка нервно-психического развития ребенка по месяцам
Оценка материала по отзывам: 4.2 из 5. Всего голосов: 5
Что делать, если окажется, что малыш немного отстает в развитии? Главное в этом случае - не пугаться.
Важно помнить, что "скорость" развития ребенка не является строго постоянной, она то замедляется, то, наоборот, возрастает. При этом разница в появлении того или иного действия у разных детей может достигать нескольких месяцев. Это касается всех действий, в том числе и относящихся к области двигательного развития, которое, казалось бы, должно быть более стандартным. Например, 25% детей самостоятельно садятся уже в б месяцев, но 25% еще не умеют этого делать и в 9 месяцев.
В отношении ребенка лучше сделать больше того, что необходимо, чем меньше. Поэтому, если у Вас появятся сомнения, лучше обратитесь к врачу.
10 дней жизни
Зрительные ориентировочные реакции .
удерживает в поле зрения движущийся предмет.
Слуховые ориентировочные реакции .
вздрагивает и моргает при резком звуке.
20 дней жизни
Зрительные ориентировочные реакции .
удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).
Слуховые ориентировочные реакции:
плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке (слуховое сосредоточение).
1 месяц жизни
Зрительные ориентировочные реакции:
отмечается кратковременное зрительное сосредоточение на неподвижной яркой игрушке или лице взрослого.
Слуховые ориентировочные реакции:
появляется кратковременное слуховое сосредоточение (малыш прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки).
Эмоции и социальное поведение:
вызывается первая улыбка в ответ на разговор взрослого.
лежа на животе, ребенок пытается поднимать и удерживать голову до 5 секунд.
издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.
2 месяца
Зрительные ориентировочные реакции:
появляется фиксация взгляда на неповижном предмете и лице взрослого.
Кратковременное прослеживание движений предмета по горизонтальной линии.
Слуховые ориентировочные реакции:
Отмечается слуховое сосредоточение в ответ на звук, поворачивает голову в сторону источника звука.
Эмоции и социальное поведение:
быстро отвечает на разговор взрослого улыбкой, длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке.
лежа на животе, поднимает и удерживает голову (не менее 5 секунд).
удерживает всей кистью вложенную погремушку.
повторно произносит отдельные звуки.
3 месяца
Зри тельные ориентировочные реакции:
зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке).
Эмоции и социальное поведение:
отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним, ищет глазами ребенка, издающего звуки.
Движения руки и действия с предметами:
случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью.
лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (в течение одной минуты).
4 месяца
Зрительные ориентировочные реакции:
узнает маму или близкого человека (радуется).
Слуховые ориентировочные реакции:
поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами, адекватно реагирует на спокойную и плясовую мелодию.
Эмоции и социальное поведение:
во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления, громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обращение, ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.
Движения руки и действия с предметами:
рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.
удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого). При поддержке под мышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах.
Навыки и умения:
во время кормления придерживает руками грудь
матери или бутылочку.
5 месяцев
Зрительные ориентировочные реакции:
отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека).
Слуховые ориентировочные реакции:
узнает голос матери или близкого человека, различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует.
Эмоции и социальное поведение:
радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.
Движения руки и действия с предметами:
берет из рук взрослого игрушку, удерживает в руке.
долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.
подолгу певуче гулит.
Навыки и умения:
ест с ложки полугустую и густую пищу.
6 месяцев
Эмоции и социальное поведение:
по разному реагирует на свое и чужое.
Движения руки и действия с предметами:
уверенно берет игрушки, подолгу занимается ими, перекладывая из одной руки в другую.
переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая.
произносит отдельные слоги (начало лепета).
хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
небольшое количество жидкой пищи пьет из чашки, которую держит взрослый.
7 месяцев
Движения руки и действия с предметами:
игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и др.
хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях).
на вопрос «где?» находит взглядом предмет, постоянно находящийся в определенном месте (например, куклу).
подолгу лепечет, повторно произносит одни и те слоги (2-3 слога).
пьет из чашки, которую держит взрослый.
8 месяцев
Эмоции и социальное поведение:
смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет.
Движения руки и действия с предметами:
игрушками занимается долго и разнообразно, действует ими в зависимости от их свойств, подражает действиям взрослого с игрушками (толкает мяч, вынимает).
сам садится, сидит и ложится, держась за барьер. сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер.
на вопрос «где?» находит несколько предметов, находящихся на постоянных местах (например, куклу), по просьбе взрослого выполняет разученные ранее простые действия.
громко, четко и повторно произносит различные. слоги.
ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.
9 месяцев
Слуховые ориентировочные реакции:
совершает плясовые движения под музыку.
Эмоции и социальное поведение:
догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка.
Движения руки и действия с предметами:
с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает и пр.).
переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них.
на вопрос «где?» находит несколько предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения, знает свое имя, оборачивается на зов.
подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете.
хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык опрятности: спокойно относится к процессу высаживания на горшок.
10 месяцев
Эмоции и социальное поведение:
действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.
Движения руки и действия с предметами:
самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает и др.
идет вперед с поддержкой за обе руки.
по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, по просьбе взрослого выполняет более сложные разученные действия и движения («догоню-догоню», «сорока-ворона»).
подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в лепете.
11 месяцев
Эмоции и социальное поведение:
избирательное отношение к детям, радуется приходу детей.
Движения руки и действия с предметами:
овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень.
стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги.
по словесной инструкции выполняет разученные действия (водит куклу, кормит собачку и пр.), появляются первые обобщения в понимаемой речи.
12 месяцев
Зрительные ориентировочные реакции:
различает две контрастные формы предметов (подбор по образцу), узнает на фотографии знакомого взрослого.
Эмоции и социальное поведение:
ищет игрушку, спрятанную другим ребенком, протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом.
Движения руки и действия с предметами:
выполняет самостоятельно разученные действия (водит куклу, кормит собачку, катает и пр.), переносит разученные действия с одним предметом на другой (кормит, баюкает куклу, кошку, зайца).
ходит самостоятельно (без опоры).
понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена детей, взрослых («отдай тете Лене мячик»), понимает слово «нельзя» (прекращает действие).
подражая взрослому, легко произносит новые слоги, произносит 5-10 облегченных слов.
самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками и пьет)
По материалам книги Гончаровой О.В.
Источники:
Следующие:
Комментариев пока нет!
Поделитесь своим мнением