Нервно психическое развитие детей до года

Нервно психическое развитие детей

Поэтапное развитие ребенка в плане нервно психической деятельности

С молоком матери у детей формируются начало как нервной, так и психической деятельности. Нервно психическое развитие детей зависит от многих факторов, которые прямо или косвенно будут влиять на весь организм.

Начиная от первых месяцев жизни до года, малыш обретает подвижность – ручки, ножки двигаются, глаза реагируют на свет, обостряются слуховые восприятия.

Развитие ребенка по месяцам

Вкратце это выглядит так:

1 – 3 месяцы . Сгибание в суставах рук и ног, сжимание пальцев в кулачки, приподнимание головы от пары секунд до более продолжительного времени, глаза следят за медленно движущейся игрушкой, а так же сфокусированный взгляд Нервно психическое развитие детей до годана одном предмете. Реагирование на звуковые колебания – источник шума. Речевые функции начинают разрабатываться (гуление).

3 – 5 месяцы . Мышечная фиксация. Ребенок удерживает легкие предметы, может приподнимать ручки, проявлять к ним любопытство. Голова держится самостоятельно, а так же поворачивается. Ребенок улыбается при виде родителей, интересуется незнакомыми предметами, тянет звуки – гулит. Может поворачиваться на бок, рассматривать игрушки. уверенно реагировать на знакомые предметы (бутылочка с молоком). Активно пытается двигаться, помогая себе ручками.

6 – 9 месяцы . В этом возрасте нервно психическое развитие детей увеличивается. Малыш самостоятельно переворачивается со спины на живот, может перекладывать игрушку из одной руки в другую, гулит отдельными слогами. Разговор окружающих воспринимает с интересом. Ползает, а при поддержке стоит на ногах или сидит. Достаточно хорошо различает маму, папу, бабушку, узнает предметы, хлопает. Движения рук более целенаправленны, развивается мелкая моторика.

Последние три месяца развития малыша до года

10 – 12 месяцы . Координация движений осмысленна, уверенна. Ребенок в этом возрасте (в зависимости от развития) активно ползает, пытается встать на ноги держать за опору, пробует ходить. Пальцы рук развиты настолько, что он может без труда разбрасывать или собирать игрушки, повторяя движения за взрослыми. Без труда узнает любимые погремушки, машинки, куклы и т.д. Знает несколько слов – папа, мама, бабушка, дедушка.

Проявляет желание самостоятельно ходить.

Читайте также: 9 месяцев ребенку: календарь развития

Постепенное нервно психическое развитие детей продолжается так же после года. Ребенок любопытно начинает изучать квартиру, сползать со ступенек, самостоятельно учится пользоваться ложной, чашкой, заползает на низкие предметы, разговаривает с игрушками, знает, что такое прогулки и пытается помогать себя одеть, пытается рисовать каракули на бумаге и т.д.

Младенец и раннее развитие

Нервно психическое развитие детей до года

Как быстро оценить нервно психическое развитие Нервно психическое развитие детей до года детей до года и соответствие выявленных признаков средней возрастной норме.

  • Активные движения ручками и ножками лежа на спине. Малыш в течение нескольких секунд удерживает голову, если его взяли на руки и держат в вертикальном положении, прижимая к себе.
  • Пытается приподнять голову из положения лежа на животе
  • Хорошо глотает жидкую пищу, не поперхивается
  • Фиксирует взгляд на неподвижном предмете и следит за двигающимся, может появиться первая улыбка
  • Реагирует на звук игрушки, голос взрослого, может издавать отдельные звуки – а-аа, е-ее
  • Нервно психическое развитие детей до года: 2 месяца

  • Поворачивает голову лежа на спине, хорошо держит голову лежа на животе и в вертикальном положении, трясет игрушкой, вложенной в руку
  • Открывает рот, увидев бутылочку, пьет с ложечки
  • Внимательно рассматривает лицо человека, различает голос матери и реагирует на него двигательным оживлением, улыбкой
  • Гулит – могут появляться звуки – г-у, бу-у и другие
  • Длительно удерживает голову в вертикальном положении и лежа на животе (может приподнимать туловище с опорой на предплечья)
  • Внимательно рассматривает висящие низко игрушки, пытается схватить их, а вложенный в руку предмет тянет в рот
  • Оживляется при виде матери – двигает ручками и ножками, улыбается, гулит, может смеяться
  • Произносит гласные звуки г-у, ш-и, бу-у, эы и другие, как самопроизвольно, так и в ответ на обращение к нему
  • При нормальном нервно психическом развитии детей до года иногда уже в 4 месяца удается поворот со спины на живот, малыш может сидеть при поддержке за обе ручки
  • Выражен комплекс оживления при появлении знакомых лиц (активные движения, улыбка, громкий смех)
  • Хорошо захватывает игрушки, при приеме пищи придерживает рукой грудь матери, бутылочку
  • Поворачивается при обращении к нему, гулит, произнося протяжные гласные и согласные звуки – ле-ее-лы-аль-аы и другие
  • Нервно-психическое развитие детей до года: 5 месяцев
  • Самостоятельно переворачивается со спины на живот, в положении на животе высоко поднимает голову, опираясь на выпрямленные ручки. Может кратковременно стоять при поддержке за обе руки
  • Различает знакомых и незнакомых людей, интонацию голоса
  • Играет с игрушками в воде, принимая ванну, пытается удержать движущийся предмет
  • Громко смеется, подолгу гулит
  • Ест пищу с ложки (как жидкую, так и густую), хорошо глотает
  • Становится доступным самостоятельное переворачивание с живота на спину, ребенок уже зачастую может сидеть без поддержки, пытается ползать
  • Хорошо захватывает и держит в одной руке игрушку, может поднять предмет, если тот выпал из рук, переложить его из руки в руку
  • При кормлении охотно ест густую пищу с ложки, активно снимает еду губами, может пить из чашки, которую поддерживают родители
  • Появляется лепетная речь – произносит звуки «мм-м», иногда отдельные слоги: «ба», «да-да-да» и некоторые другие
  • Нервно психическое развитие детей до года в 7 месяцев переходит на новый уровень: ребенок уже не хочет подолгу лежать и начинает садиться с помощью взрослого, ползать, поднимается на четвереньки и даже пытается стоять, держась за барьер кроватки, манежа
  • При назывании хорошо знакомого предмета ищет взглядом его обычное местоположение
  • В лепетной речи все чаще появляются слоги «ба», «ма», многократно повторяемые нараспев
  • Появляются эмоциональные реакции при появлении знакомых (улыбается, смеется при виде мамы, обнимает ее) и незнакомых людей (может кричать, отворачиваться, хмуриться)
  • Самостоятельно держит в руке печенье, откусывает и жует
  • Без посторонней помощи садится, уверенно сидит, ложится. Может самостоятельно встать, опираясь на стенку манежа, кроватки
  • Помнит названия распространенных предметов и при произношении находит их взглядом
  • Выполняет хорошо знакомые движения, если об этом попросит взрослый («пока-пока», «ладушки» и другие)
  • Уверенно произносит слоги «ма», «ба», «па», иногда появляется и первое слово «мама»
  • Нервно-психическое развитие детей до года: 9 месяцев

  • Достаточно хорошо ползает, в том числе на четвереньках, при поддержке за руки стоит и делает первые шаги
  • Учится самостоятельно пить из чашки, удерживая ее двумя руками вместе с родителем
  • Подражает звукам и словам, произнесенным взрослым – пытается покашлять, цокает, причмокивает, произносит знакомые слоги
  • Повторяет движения матери, отца – стучит игрушкой, поднимает ручки, пытается выполнить плясовые движения
  • Знает, как его зовут и оборачивается, когда называют его имя
  • Продолжается нервно психическое развитие детей до года: ребенок начинает ходить с поддержкой, может стоять самостоятельно несколько секунд
  • Если малыша попросить выполнить хорошо знакомое действие, он с удовольствием делает это – вынимает кубик из коробки, открывает дверцу, находит названную игрушку и подает ее взрослому
  • Различает предметы и начинает их называть разными слогами (собака – «ав», корова – «му» и тому подобное), расширяется запас слов – мама, папа, дядя, баба, ам-ам
  • Берет чашку и удерживает ее двумя руками, может держать ложку за ручку
  • Ходит с поддержкой за одну руку, хорошо стоит без посторонней помощи, самостоятельно делает первые шаги
  • Появляются первые обобщения – при просьбе подать мячик или куклу подает соответственно все мячи (куклы)
  • Ставит кубик на кубик, может снять со стержня и надеть на него кольцо с большим отверстием
  • Знает несколько простых слов, появляются обозначения действий – «На», «Дай» и т.п.
  • Учится самостоятельно брать пищу ложкой, ест твердую пищу
  • Самостоятельно ходит без поддержки
  • Сам удерживает чашку с водой и пьет из нее
  • Понимает и выполняет просьбы взрослого – «подай мячик», «принеси машинку», «покажи ножку», «отдай» и т.д.
  • Знает и произносит 5-10 простых слов
  • Примерно в такой последовательности обычно проходит нервно психическое развитие детей до года. Приведенные данные являются ориентировочными, и отсутствие какого-либо пункта у вашего малыша ни в коем случае не свидетельствует об отставании психомоторного развития ребенка. Каждый малыш индивидуален и одни навыки у него могут появиться раньше, чем у сверстника, а другие – на 1-2-3 месяца позже. Главное, чтобы ребенок был активным, подвижным, любознательным, не было заторможенности или постоянного беспокойства, апатии и безразличия к окружающим предметам и явлениям.

    Итак, мы рассмотрели по месяцам нормальное нервно-психическое развитие детей до года. В последующих статьях я продолжу рассказ о средних показателях нормального развития детей в возрасте от 1 до 3 лет. с 3 до 6 лет и для младших школьников.

    Оценка нервно-психического развития ребенка по месяцам

    Оценка материала по отзывам: 4.2 из 5. Всего голосов: 5

    Что делать, если окажется, что малыш немного отстает в развитии? Главное в этом случае - не пугаться.

  • Причины такого отставания могут быть различными:
  • - если ребенок родился недоношенным, то он имеет право отставать в разви­тии. Величина задержки будет примерно равна тому, на сколько времени раньше срока он родился
  • - малыш может отставать в развитии по той причине, что взрослые мало с ним общаются. Если Вы думаете, что дело в этом, попытайтесь исправить положение
  • - если ребенок физически болен или недавно перенес тяжелую болезнь, он также может отставать в развитии. Ему будет приятно, если Вы станете больше с ним общаться в этот период, но перегружать ребенка, безусловно, не следует
  • - задержка в развитии обычно сопутствует поражениям нервной системы или органов чувств. На всякий случай убедитесь, что с этим у вашего малыша все в по­рядке, вероятно, что обнаруженное отставание просто случайно.
  • Важно помнить, что "скорость" развития ребенка не является строго постоянной, она то замедляется, то, наоборот, возрастает. При этом разница в появлении того или иного действия у разных детей может достигать нескольких месяцев. Это касается всех действий, в том числе и относящихся к области двигательного разви­тия, которое, казалось бы, должно быть более стандартным. Например, 25% де­тей самостоятельно садятся уже в б месяцев, но 25% еще не умеют этого делать и в 9 месяцев.

    В отношении ребенка лучше сделать больше того, что необходимо, чем меньше. Поэтому, если у Вас появятся сомнения, лучше обратитесь к врачу.

    10 дней жизни

    Зрительные ориентировочные реакции .

    удерживает в поле зрения движущийся предмет.

    Слуховые ориентировочные реакции .

    вздрагивает и моргает при резком звуке.

    20 дней жизни

    Зрительные ориентировочные реакции .

    удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).

    Слуховые ориентировочные реакции:

    плачущий или кричащий ребенок успокаивается при сильном звуке (слуховое сосредоточение).

    1 месяц жизни

    Зрительные ориентировочные реакции:

    отмечается кратковременное зрительное сосредоточение на неподвижной яркой игрушке или лице взрослого.

    Слуховые ориентировочные реакции:

    появляется кратковременное слуховое сосредото­чение (малыш прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки).

    Эмоции и социальное поведение:

    вызывается первая улыбка в ответ на разговор взрослого.

    лежа на животе, ребенок пытается поднимать и удерживать голову до 5 секунд.

    издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.

    2 месяца

    Зрительные ориентировочные реакции:

    появляется фиксация взгляда на неповижном предмете и лице взрослого.

    Кратковременное прослеживание движений предмета по горизонтальной линии.

    Слуховые ориентировочные реакции:

    Отмечается слуховое сосредоточение в ответ на звук, поворачивает голову в сторону источника звука.

    Эмоции и социальное поведение:

    быстро отвечает на разговор взрослого улыбкой, длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке.

    лежа на животе, поднимает и удерживает голову (не менее 5 секунд).

    удерживает всей кистью вложенную погремушку.

    повторно произносит отдельные звуки.

    3 месяца

    Зри тельные ориентировочные реакции:

    зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у взрослого (на лице говорящего с ним взрослого, игрушке).

    Эмоции и социальное поведение:

    отвечает комплексом оживления на эмоциональное общение с ним, ищет глазами ребенка, издающего звуки.

    Движения руки и действия с предметами:

    случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью.

    лежит на животе, опираясь на предплечья и высо­ко подняв голову (в течение одной минуты).

    4 месяца

    Зрительные ориентировочные реакции:

    узнает маму или близкого человека (радуется).

    Слуховые ориентировочные реакции:

    поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами, адекватно реагирует на спокойную и плясовую мелодию.

    Эмоции и социальное поведение:

    во время бодрствования часто и легко возникает комплекс оживления, громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обращение, ищет взгля­дом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.

    Движения руки и действия с предметами:

    рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.

    удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого). При поддержке под мыш­ки крепко упирается о твердую опору но­гами, согнутыми в тазобедренных суставах.

    Навыки и умения:

    во время кормления придерживает руками грудь

    матери или бутылочку.

    5 месяцев

    Зрительные ориентировочные реакции:

    отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека).

    Слуховые ориентировочные реакции:

    узнает голос матери или близкого человека, различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует.

    Эмоции и социальное поведение:

    радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.

    Движения руки и действия с предметами:

    берет из рук взрослого игрушку, удерживает в руке.

    долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот, ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

    подолгу певуче гулит.

    Навыки и умения:

    ест с ложки полугустую и густую пищу.

    6 месяцев

    Эмоции и социальное поведение:

    по разному реагирует на свое и чужое.

    Движения руки и действия с предметами:

    уверенно берет игрушки, подолгу занимается ими, перекладывая из одной руки в другую.

    переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя руки или немного подползая.

    произносит отдельные слоги (начало лепета).

    хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.

    небольшое количество жидкой пищи пьет из чашки, которую держит взрослый.

    7 месяцев

    Движения руки и действия с предметами:

    игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее и др.

    хорошо ползает (много, быстро, в разных направ­лениях).

    на вопрос «где?» находит взглядом предмет, пос­тоянно находящийся в определенном месте (на­пример, куклу).

    подолгу лепечет, повторно произносит одни и те слоги (2-3 слога).

    пьет из чашки, которую держит взрослый.

    8 месяцев

    Эмоции и социальное поведение:

    смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет.

    Движения руки и действия с предметами:

    игрушками занимается долго и разнообразно, действует ими в зависимости от их свойств, подражает действиям взрослого с игрушками (толкает мяч, вынимает).

    сам садится, сидит и ложится, держась за барьер. сам встает, стоит и опускается, переступает, держась за барьер.

    на вопрос «где?» находит несколько предметов, находящихся на постоянных местах (например, куклу), по просьбе взрослого выполняет разученные ранее простые действия.

    громко, четко и повторно произносит различные. слоги.

    ест корочку хлеба, которую сам держит в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.

    9 месяцев

    Слуховые ориентировочные реакции:

    совершает плясовые движения под музыку.

    Эмоции и социальное поведение:

    догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям другого ребенка.

    Движения руки и действия с предметами:

    с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, нажимает, вынимает и пр.).

    переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них.

    на вопрос «где?» находит несколько предметов в разных местах, независимо от их постоянного местоположения, знает свое имя, оборачивается на зов.

    подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в лепете.

    хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, формируется навык оп­рятности: спокойно относится к процессу высаживания на горшок.

    10 месяцев

    Эмоции и социальное поведение:

    действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним.

    Движения руки и действия с предметами:

    самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: вынимает, вкладывает, открывает, закрывает, катает и др.

    идет вперед с поддержкой за обе руки.

    по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, по просьбе взрослого вы­полняет более сложные разученные действия и движения («догоню-догоню», «сорока-ворона»).

    подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в лепете.

    11 месяцев

    Эмоции и социальное поведение:

    избирательное отношение к детям, радуется приходу детей.

    Движения руки и действия с предметами:

    овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень.

    стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги.

    по словесной инструкции выполняет разученные действия (водит куклу, кормит собачку и пр.), появляются первые обобщения в понимаемой речи.

    12 месяцев

    Зрительные ориентировочные реакции:

    различает две контрастные формы предметов (подбор по образцу), узнает на фотографии знакомого взрослого.

    Эмоции и социальное поведение:

    ищет игрушку, спрятанную другим ребенком, протягивает другому ребенку игрушку, сопровождая это смехом.

    Движения руки и действия с предметами:

    выполняет самостоятельно разученные действия (водит куклу, кормит собач­ку, катает и пр.), переносит разученные действия с одним предметом на другой (кормит, баюкает куклу, кошку, зайца).

    ходит самостоятельно (без опоры).

    понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена детей, взрослых («отдай тете Лене мячик»), понимает слово «нельзя» (прекращает действие).

    подражая взрослому, легко произносит новые слоги, произносит 5-10 облегченных слов.

    самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками и пьет)

    По материалам книги Гончаровой О.В.

    Источники:
    shop-kid.ru, medblog.by, www.dgorodok.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное