Особенности детей с зпр младшего школьного возраста

Задержка психического развития у детей младшего школьного возраста

Задержка психического развития у младших школьников.

Понятие задержка психического развития (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы. Так же его можно применить к детям, находящимся длительное время в условиях социальной изоляции от общества или общения с ограниченным кругом лиц.
Дети с ЗПР характеризуются незрелостью эмоционально-волевой сферы и недоразвитием познавательной деятельности. Вышеперечисленные особенности компенсируются под воздействием временных лечебных и педагогических факторов.
Ученые Власова Т.А. Певзнер М.С. в своей книге «О детях с отклонениями в развитии» впервые описали диагностику ЗПР и ввели термин «психологического инфантилизма».
Различают две группы детей с задержкой психического развития. К первой группе отнесли детей с нарушенным темпом физического и умственного развития. Задержка связана с замедленным темпом созревания лобной области коры головного мозга и её связи с другими областями коры и подкоркой. Такие дети заметно уступают сверстникам как в физическом, так и в умственном развитии, отличаются инфантилизмом в познавательной деятельности и в волевой сфере. С трудом включаются в учебную деятельность, на уроках отличаются быстрой утомляемостью и низкой работоспособностью. Ко второй группе относят детей с функциональными расстройствами психической деятельности (церебрально-стенические состояния), которые чаще всего возникают из-за мозговых травм. Для этих детей характерна слабость нервных процессов, но при этом глубоких нарушений познавательной деятельности у них не наблюдается. В периоды стабильного состояния они добиваются хороших результатов в учебе.
Причинами возникновения задержки психического развития ученые называют врожденные причины (токсикозы во время беременности, родовые травмы, недоношенность, инфекционные заболевания в раннем возрасте, генетическая предрасположенности и другие) и приобретенные ( ограничение жизнедеятельности длительное время, психические травмы, неблагоприятные условия в семье, педагогическая запущенность).
В связи с этим различают четыре варианта ЗПР.


1. ЗПР конституционального происхождения, или гармонический инфантилизм. Ребенок имеет незрелое телосложение и одновременно психику. Такие дети быстро осваиваются в школе, но не понимают правил поведения (опаздывают на занятия, на уроках играют, рисуют в тетрадях). Не реагирует на оценки. Для него главное, наличие оценок в тетради. Как правило, из–за незрелости такие дети начинают с самого начала отставать в учебе. Для таких детей занятия должны быть построены в игровой форме.
2. ЗПР соматогенного происхождения возникает в связи с хроническими заболеваниями, которые оказали влияние на мозговые функции. Особый режим не позволяет им социализироваться со сверстникам. В школе дети с таким видом ЗПР испытывают серьезные трудности в адаптации, скучают, часто плачут. На уроках пассивны. У таких детей отсутствует интерес к предлагаемым заданиям, есть неумение и нежелание преодолевать трудности. Не проявляют инициативу, нуждаются в постоянном педагогическом руководстве, иначе они будут неорганизованны и беспомощны. При сильном утомлении у детей нарастает головная боль, отсутствует аппетит, что служит поводом для отказа от работы. Детям с соматогенной ЗПР нужна систематическая лечебно-педагогическая помощь. Лучше всего их помещать в школы санаторного типа или в обыкновенных классах создать медикаментозно-педагогический режим.
3. ЗПР психогенного происхождения характерен для детей с педагогической и семейно-бытовой запущенностью недостаток материнского тепла, эмоциональная отдаленность снижает у ребенка мотивацию, приводит к поверхностным эмоциям, несамостоятельности в поведении. Такая форма ЗПР характерна для детей из неблагополучных семей, где за ребенком нет должного надзора, где присутствует эмоциональное отторжение, но вместе с тем и вседозволенность. Родители воздействуют на малыша посредством подавления и наказания. Такое состояние ребенка становится благоприятной почвой для асоциального поведения. Ребенок становится пассивным, забитым, чувствует повышенную тревожность. Учитель должен проявить заинтересованность в таком ребенке и при наличии и индивидуального подхода и при наличии интенсивных дополнительных занятий пробелы в знаниях быстро заполняются. Необходима консультация с социальными службами.
4. ЗПР церебро-органического происхождения проявляется у детей с органическим поражением ЦНС. Причинами отклонений являются отклонения в развитии мозга вследствие патологии беременности, асфиксии плода, инфекций, родовых травм, алкоголизма (наркомании) матери, тяжелых заболеваний на первом году жизни. Дети с подобной задержкой психического развития быстро утомляются, у них снижена работоспособность, плохая концентрация внимания и памяти. Они усваивают материал фрагментами, и те быстро забывают. Поэтому к концу учебного года не усваивают программу. Обучение детей с ЗПР церебро-органического происхождения по обычной программе не возможно. Они нуждаются в коррекционной педагогической поддержке.
Вопрос задержки психического развития очень не простой. Учителю важно не только иметь теоретическое представление о проблеме, но и обязательно обращаться за помощью к специалистам медико-педагогической комиссии.

Рекомендуем посмотреть:

Особенности эмоционального реагирования детей младшего школьного возраста с ЗПР

ния было обнаружено наличие отклонений в развитии эмоционального реагирования более чем у половины испытуемых. Данные отклонения характеризуются низким уровнем вербализации эмоций, неумением идентифицировать эмоции, отсутствием положительного эмоционального опыта, наличием факторов эмоциональной напряженности. Неразвитость эмоциональной сферы у испытуемых сопровождалась высоким уровнем тревожности, агрессии.

В первой главе в ходе анализа научной и методической литературы были определены некоторые теоретические аспекты эмоционального реагирования детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Согласно периодизации В.И. Слободчикова младший школьный возраст это период от 7 до 11 лет. Данный этап характеризуется активным развитием организма и психики ребенка. Ребенок включается в новую для него учебную деятельность, социальную среду. Развитие касается основных познавательных способностей ребенка, формируется произвольность поведения.

Согласно Л.А. Троицкой эмоциональное реагирование - это кратковременный эмоциональный ответ на то или иное воздействие, имеющий более ситуационный характер.

Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:

) легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями

) непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний -радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия

) готовностью к аффекту страха в процессе учебной деятельности страх ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье

) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам

) эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками

) свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются мимика других воспринимается часто неверно, так же как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников.

Говоря о ЗПР, специалисты подразумевают нестойкое обратимое психическое развитие и замедление его темпа, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов и т.д..

У школьников с ЗПР выделяется слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. Отмечается большое количество реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие правильного понимания своей социальной роли и положения, недостаточную дифференциацию лиц и вещей, ярко выраженные трудности в различении важнейших черт межличностных отношений.

В современной психологии можно выделить несколько основных подходов к коррекции эмоциональной сферы ребенка, на основе которых разрабатываются коррекционные программы. Это техники психодинамического подхода, основы которого были разработаны в школе психоанализа и гуманистической психологии, поведенческий подход, основанный на идеях бихевиоризма, и деятельностный подход, представленный в русле теории деятельности.

Наиболее продуктивным и в связи с этим более представленным в работе современной отечественной и зарубежной практической психологии является психодинамический подход, предметом которого являются переживания и импрессия. В рамках психодинамического подхода разработаны техники недирективной игротерапии, недирективной сказкотерапии, арттерапии.

Во второй главе описывается опыт экспериментальной работы, направленной на исследование особенностей развития эмоционального реагирования у детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Исследование проводилось на базе среднего образовательного учреждения Школа №30 г. Красноярска. В эксперименте принимало участие 30 учащихся 2-3 класса в возрасте от 7 до 9 лет. В работе использовались следующие методики диагностики:

Эмоциональная идентификация Б.И. Изотовой.

Эмоциональная пиктограмма Б.И. Изотовой.

Цветовой тест М. Люшера.

В ходе исследования было установлено, что испытуемые имеют определенные затруднения с распознанием эмоций. 50% испытуемых продемонстрировали низкий уровень идентификации эмоций. Дети затруднялись в ответах на вопрос о том, какую эмоцию отображает представленный на картинке персонаж. 30% испытуемых смогли правильно определить более половины отображаемых на картинке эмоциональных выражений персонажей. 20% испытуемых смогли определить практически все эмоциональные выражения персонажей.

Вербальные проявления эмоций испытуемых также находятся на недостаточном для нормы развития уровне. Согласно полученным данным 60% испытуемых не понимают, каким образом выражаются базовые эмоциональные состояния и не умеют полностью их передать. 30% испытуемых не умеют вербализи�


Рефераты. Развитие личности детей с задержкой психического развития

Развитие личности детей с задержкой психического развития

  • Введение
  • Характеристика личностных особенностей детей с ЗПР
  • Заключение
  • Приложение
  • Литература
  • Введение

    Внимание исследователей и практиков (педагогов, психологов, врачей) в первую очередь привлекают дети с наиболее выраженными нарушениями развития, прежде всего с глубокими формами интеллектуальной недостаточности, затем - умственно отсталые. Но по мере развития общества, а вместе с ним и науки, в том числе и дефектологии, в сферу исследования специалистов вовлекаются дети с все менее выраженными формами интеллектуальной недостаточности, наиболее ярко проявляющимися в учебной деятельности и не всегда поддающимися выявлению на ранних этапах жизни ребенка. В этих случаях основным симптомом, настораживающим родителей и педагогов, обычно является стойкая неуспеваемость ребенка с самого начала систематического обучения.

    Проводимые в различных областях знаний исследования показывают, что, несмотря на большое внимание, уделяемое совершенствованию содержания образования и методик обучения, оснащению школьных кабинетов современными техническими средствами обучения, улучшению условий труда учителей, количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается и колеблется от 20 до 30% от общего числа детей младшего школьного возраста.

    Специальные исследования проблемы неуспеваемости возникли в связи с ориентацией на всеобщее обязательное обучение детей, когда отсев из школы превратился в общественную проблему. Особенно остро эта проблема проявилась в России после Октябрьской революции, когда образование стало носить массовый характер.

    Проблемой школьной неуспеваемости учащихся занимались многие ведущие педагоги, психологи, дефектологи, которыми было выявлено разнообразие причин и намечены пути преодоления этого явления.

    Неуспеваемость, особенно возникающая на начальных этапах обучения, создает реальные трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями и навыками, учащиеся не справляются со значительно возрастающим объемом знаний в средних классах и вследствие усугубляющихся трудностей на последующих этапах выпадают из процесса обучения.

    Необходимо правильно и своевременно диагностировать причины неуспеваемости в каждом индивидуальном случае и по возможности устранять или корригировать их последствия.

    Дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют примерно 50% неуспевающих школьников. Для их обучения созданы специальные учебные заведения - школы и классы выравнивания (в последние годы - классы коррекционно-развивающего обучения).

    Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет, поскольку этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности. Более тщательному выявлению пограничных состояний интеллектуальной недостаточности способствует рост требований, предъявляемых обществом к личности ребенка и подростка (усложнение школьных программ, более ранние сроки начала обучения и т.п.).

    ЗПР характеризуются замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности. В большинстве случаев задержка психического развития отличается стойкой, хотя и легкой, интеллектуальной недостаточностью и слабо выраженной тенденцией к компенсации и обратимому развитию, возможными только в условиях специального обучения и воспитания.

    Вследствие нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей.

    Поскольку большинство психических функций (пространственные представления, мышление, речь и др.) имеют сложное комплексное строение и основаны на взаимодействии нескольких функциональных систем, то и формирование такого рода взаимодействий у детей с задержкой психического развития не только замедлено, но и происходит иначе, чем у нормально развивающихся. Следовательно, соответствующие психические функции складываются не так, как при нормальном развитии.

    Для детей этой группы характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.

    Характеристика личностных особенностей детей с ЗПР

    Поступающим в школу детям с ЗПР свойствен ряд специфических особенностей. Они не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, недостает знаний для усвоения программного материала. Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, чтением и письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы.

    Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР.

    1. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.

    2. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.

    3. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.

    4. У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.

    5. Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития.

    6. В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.

    По сравнению с нормальными детьми дети с ЗПР характеризуются сниженным уровнем познавательной активности. Это проявляется в недостаточной любознательности. Если большинство обычных детей младшего школьного возраста продолжают походить на дошкольников-"почемучек" - они задают много вопросов относительно предметов и явлений окружающего мира, то дети с ЗПР в этом отношении значительно отличаются от нормальных. Одни из них вообще не задают вопросы, они медлительные, пассивные, с замедленной речью другие задают вопросы, которые касаются лишь внешних свойств предметов и явлений.

    Продуктивность произвольной памяти зависит от активности ребенка при воспроизведении. Внутреннее напряжение, усилие, стремление припомнить отчетливо проявляются у нормальных детей. Совершенно иначе ведут себя дети с ЗПР. Свойственные им особенности: импульсивность, расторможенностъ, повышенная двигательная активность, медлительность, вялость.

    Наблюдается застревание на второстепенных деталях и пропуск важного логического звена, нарушение передачи последовательности событий. Дети с ЗПР легко соскальзывают с одной темы на другую.

    Известно, что дети с ЗПР обучаются на успехе. В свою очередь, успешность их обучения зависит во многом от своевременной и тактичной помощи учителя, при этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, развить в нем веру в свои силы и возможности.

    Школьники с задержкой психического развития отличаются крайней поверхностью ума. При знакомстве с новым материалом (слушая объяснения учителя, читая текст учебника) они выделяют в качестве существенных первые бросившиеся им в глаза признаки, яркие детали, лежащие на поверхности явления, не проникая в его суть. Поэтому для них оказывается трудным формирование содержательных обобщений, им свойственны ошибки смешения понятий, формализм в усвоении знаний.

    С поверхностью ума связана его инертность. Такие дети с трудом овладевают содержанием новых понятий, приемами оперирования понятиями. В процессе усвоения они склонны к шаблонному использованию понятий и способов действий, с трудом отказываются от привычных действий, если убеждаются в их неправомерности. С трудом переучаются с одной системы действий на другую. Им свойственно: подражательность ума, умственная пассивность. Они, как правило, избегают интеллектуального напряжения, им проще решить задачу привычным способом, даже если он достаточно громоздок. Вместе с тем учащиеся этой группы отличаются и неустойчивостьюума. С одной стороны, они склонны действовать привычным способом, но с другой - случайный признак может легко вывести их. Неустойчивость ума проявляется и в трудности ориентации на совокупность признаков, составляющих содержание усваиваемого понятия. Школьники с задержкой психического развития характеризуются и слабой осознанностью своего мыслительного процесса, т.е. слабым пониманием того, как они решают задачу, почему именно такой способ решения избирают. Осознание для них выступает особой задачей, и для этого требуется помощь со стороны.

    Еще одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности. Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети. Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны.

    Низкая познавательная активность особенно проявляется по отношению к объектам и явлениям, находящимся вне круга, определяемого взрослым. Об этом свидетельствуют поверхностность и неполнота знаний о предметах и явлениях окружающего мира, которые приобретаются детьми преимущественно из источников массовой информации, книг, путем общения с взрослым. Деятельность детей с задержкой психического развития характеризуется общей неорганизованностью, импульсивностью, недостаточной целенаправленностью, слабостью речевой регуляции низкой активностью во всех видах деятельности, особенно спонтанной. Приступая к работе, дети часто проявляют нерешительность, задают вопросы, которые, как правило, касаются того, что уже было сказано педагогом или объяснено в учебнике иногда самостоятельно вообще не могут понять формулировку задания.

    У детей данной категории нарушен и необходимый поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу. Эти дети очень редко могут адекватно оценить свою работу и правильно мотивировать свою оценку, которая часто завышена.

    У детей рассматриваемой категории обычно наблюдается ослабление регуляции во всех звеньях деятельности. Даже если задача "принята" ребенком, то возникают трудности при ее решении, так как не анализируются ее условия в целом, не намечаются возможные пути решения, полученные результаты не контролируются, а допущенные ошибки не исправляются. Старших дошкольников с задержкой психического развития по особенностям их деятельности И.А. Коробейников условно разделил на две группы.

    Задержка психического развития детей младшего школьного возраста — реферат

    1. Понятие задержки психического развития 4

    2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с ЗПР 8

    3. Особенности обучения и воспитания детей с ЗПР 12

    Список литературы 15

    В системе общего образования особой проблемой остается стойкая неуспеваемость учащихся. В настоящее время трудности в обучении, по данным разных авторов (М. М.Безруких, В. И.Лубовский, Н. Г.Лусканова, С. Г.Шевченко и др.), испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их числа.

    Основной контингент стойко неуспевающих учеников общеобразовательных школ, по данным, полученным за последние 30 лет сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО РФ (Т. А.Власова, Т. В.Егорова, В. И.Лубовский, М. С.Певзнер, К. С.Лебединская, И. Ф.Марковская, М. Н.Фишман и др.), составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР).

    Актуальность исследования связана с тем, что по характеру поведения, особенностям познавательной деятельности младшие школьники с ЗПР значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушении.

    Цель работы – рассмотреть причины и виды задержки психического развития и особенности воспитания и обучения детей младшего школьного возраста с ЗПР.

    Понятие задержки психического развития

    Проблема слабовыраженных отклонений в психическом развитии возникла и приобрела особое значение как в зарубежной, так и в отечественной науке лишь в середине XX в. когда вследствие бурного развития различных областей науки и техники и усложнения программ общеобразовательных школ появилось большое число детей, испытывающих трудности в обучении. Педагоги и психологи придавали большое значение анализу причин этой неуспеваемости. Достаточно часто она объяснялась умственной отсталостью, что сопровождалось направлением таких детей во вспомогательные школы, которые появились в России в 1908-1910 гг. [1].

    Однако при клиническом обследовании все чаще у многих из детей, которые плохо усваивали программу общеобразовательной школы, не удавалось обнаружить специфических особенностей, присущих умственной отсталости. В 50-60-х гг. эта проблема приобрела особую значимость, в результате чего под руководством М. С.Певзнер, ученицы Л. С.Выготского, специалиста в области клиники умственной отсталости, было начато разностороннее исследование причин неуспеваемости.

    Скачать реферат "Задержка психического развития детей младшего школьного возраста" DOC | TXT

    Источники:
    ped-kopilka.ru, www.studsell.com, www.2vg.ru, referatbox.com

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное