Причины дизартрии у детей

Дизартрия у детей: виды, симптомы, обследование, лечение

Причины дизартрии у детейВ последнее время дизартрия у детей — диагноз не редкий, но неизменно пугающий родителей. Это нарушения в произношении слов из-за недостаточной иннервации (связь тканей и клеток с нервными окончаниями) речевого аппарата. При этом наблюдается ограниченная подвижность губ, языка, мягкого нёба и других органов речи, что затрудняет артикуляцию (произношение).

Причины дефекта могут быть разными, поэтому при первых же симптомах требуется пройти соответствующее обследование и начать лечение. Итак, детская дизартрия: что это такое, какие формы она может приобретать и каков предполагаемый прогноз на будущее?

Виды дизартрии

Виды детской дизартрии зависят от поражённого места:

  • бульбарная обусловлена местным параличом мышц, участвующих в артикуляции, ей сопутствуют трудности глотания
  • мозжечковая — поражение мозжечка, характеризующееся растянутой речью с постоянно меняющейся громкостью
  • корковая — следствие поражения отделов коры головного мозга, отвечающих за мышцы, участвующие в артикуляции, сопровождается неправильным произношением слогов, хотя общая структура слова ребёнком сохраняется
  • экстрапирамидная (другие названия — подкорковая, гиперкинетическая) возникающая при нарушениях в подкорковых узлах, отличается смазанной, невнятной речью с носовым оттенком
  • паркинсоническая наблюдается при паркинсонизме, проявляется в замедленной, невыразительной речи
  • псевдобульбарная дизартрия диагностируется при центральном параличе мышц, её основной симптом — монотонность речи
  • экстрапирамидная — поражение отделов головного мозга, отвечающих за работ лицевых мышц
  • стёртая форма дизартрии наблюдается при нарушении произношения шипящих и свистящих звуков
  • холодовая — симптом миастении (нервно-мышечного заболевания), проявляется в речевых затруднениях при понижении или повышении температуры в том месте, где находится ребёнок.
  • Различные формы дизартрии проявляют себя по-разному, требуют индивидуального подхода в каждом конкретном случае, особого лечения. На специальном обследовании диагноз уточняется, и только после этого назначается курс терапии и намечаются прогнозы.

    Если, например, холодовая или стёртая дизартрия у детей легко подвергается лёгкой коррекции у логопеда, позволяет детям учиться в обычной школе, то бульбарная и псевдобульбарная могут остаться на всю жизнь даже при самой интенсивной терапии.

    Многое зависит от того, почему были поражены те или иные участки головного мозга.

    Причины заболевания

    Причины дизартрии у детей

    Вполне логично желание родителей понять, почему именно их ребёнок оказался подверженным дизартрии. Причин заболевания не так много. Это могут быть:

  • органическое поражение ЦНС, когда мускулатура детского лица существенно или незначительно ограничена в движении, детский церебральный паралич (ДЦП)
  • серьёзные поражения головного мозга, отдельных его участков — самая частая и существенная причина детской дизартрии, а они уже обусловлены внутриутробной инфекцией, недоношенностью, несовместимостью резус-факторов мамы и малыша, родовыми травмами, патологиями в развитии плаценты, асфиксией. сильным токсикозом, который перенесла мама, будучи беременной
  • энцефалит, менингит, которыми переболел ребёнок.
  • Из-за того, что заболевание связано с нарушениями центральной нервной системы и головного мозга, требуется тщательное обследование детей с дизартрией в условиях стационара. Оно основывается на системном подходе, разработанном отечественными логопедами, при котором учитывается специфика речевых и других нарушений в развитии ребёнка, его общее психоневрологическое состояние и возраст.

    На сегодняшний день разработаны различные эффективные приёмы ранней диагностики заболевания. В обследование вовлекаются самые разные специалисты: логопеды, психологи, терапевты, психотерапевты, психоневрологи, дефектологи и многие другие — в зависимости от формы дизартрии.

    В каких случаях родителям нужно обращаться к врачам за такой комплексной помощью? Существуют определённые симптомы, по которым можно заподозрить заболевание на ранних стадиях.

    Симптомы и признаки дизартрии у детей

    Полная характеристика детей с дизартрией составляется специалистами, но ряд симптомов родители могут увидеть самостоятельно и предпринять необходимые меры для лечения заболевания. Помимо нарушений звукопроизношения сбиваются голос, речевое дыхание, темп, ритм, мелодичность речи. К признакам дизартрии относятся:

  • слабость артикуляционных мышц, которая проявляется по-разному: при открытом рте язык ребёнка вываливается самопроизвольно наружу, губы слишком плотно сжаты или чересчур вялые и не смыкаются, наблюдается повышенное слюноотделение
  • кажется, что ребёнок постоянно говорит в нос, хотя признаков гайморита и насморка нет
  • звуки в словах искажаются, заменяются на другие, пропускаются — причём не какой-то один определённый звук, а несколько или сразу все
  • нарушается речевое дыхание: к концу фразы речь затухает, в середине предложения ребёнок может задохнуться, начать часто дышать
  • наблюдаются нарушения голоса: у детей, страдающих дизартрией, он слишком высокий и писклявый
  • проблемы с мелодичностью речи: ребёнок не в состоянии изменять высоту тона, речь отличается монотонностью, поток слов слишком быстрый или чересчур замедленный, но в обоих случаях непонятный.
  • Внимательные родители могут заметить нарушение речи у своих детей уже в раннем возрасте. Это позволит своевременно обратиться к нужным специалистам и по возможности подготовить ребёнка к школе. При некоторых формах дизартрии и успешном лечении такие детки вполне обучаемы в обычных школах. Для всех остальных существуют специальные коррекционные программы обучения, так как нарушения речевого аппарата не позволяет полноценно сформироваться навыкам чтения и письма.

    Лечение дизартрии в детском возрасте

    Причины дизартрии у детей

    Заболевание требует лечебно-педагогического комплексного воздействия. Медикаментозное лечение дизартрии у детей сочетается с логопедической коррекцией и ЛФК.

    Логопеды, занимаясь с такими детьми, обращают внимание на общее развитие всех сторон детской речи: словаря, фонетического слуха, грамматического строя. Для этого создаются специальные логопедические группы в детских садах и коррекционные речевые школы. Специалисты используют преимущественно игровые методы коррекции, применяя компьютерные тренажёры и программы, которые позволяют быстро справиться с обнаруженными проблемами.

    Медикаментозное лечение дизартрии предполагает назначение таких препаратов, как ноотропы. Они оказывают специфическое влияние на высшие функции мозга, улучшают память и умственную деятельность, облегчают процесс обучения, стимулируют познавательные функции и интеллектуальную деятельность ребёнка. Среди них могут быть: энцефабол, пантогам (другое название — гопантеновая кислота), глицин, фенибут, семакс, церебролизин, кортексин, церепро.

    С ребёнком занимаются специальной гимнастикой — артикуляционной, цель которой — укрепить лицевые мышцы. Проводятся также логопедический и точечный массаж, выполняются упражнения с пальчиками.

    Прогноз при дизартрии в детском возрасте всегда остаётся неопределённым, так как болезнь предполагает необратимые нарушения ЦНС и отделов головного мозга. Цель лечения данного заболевания — формирование у ребёнка речи, понятной окружающим и не мешающей дальнейшему усвоению элементарных навыков чтения и письма.

    Дизартрия у детей: как отличить детский лепет от патологии?


    Дизартрия у детей – это расстройство произношения.

    Оно возникает в результате нарушения иннервации артикуляционной мускулатуры при поражениях нервной системы.

    При дизартрии подвижность органов речи (губ, мягкого неба, языка) ограничена, что затрудняет артикуляцию.

    Дизартрия в детском возрасте часто влечет за собой нарушение письма и чтения, общее недоразвитие речи.

    Причины дизартрии у детей

    В 80% случаев дизартрия сопровождает детский церебральный паралич. имея те же причины возникновения. Повреждения ЦНС, вызывающие патологию, могут возникать в перинатальном или периоде раннего развития ребенка (до 2 лет).

    Наиболее частые перинатальные факторы дизартрии:

  • гипоксия плода
  • токсикозы беременности
  • резус-конфликт
  • соматические болезни матери
  • травмы при родах
  • патологическое течение родов
  • асфиксия новорожденного
  • гемолитическая болезнь новорожденного (ядерная желтуха, затяжная физиологическая желтуха)
  • недоношенность.
  • Причины нарушения речи в раннем детстве:

  • перенесенные нейроинфекции (энцефалит, менингит )
  • гидроцефалия
  • тяжелые интоксикации
  • гнойный отит среднего уха
  • черепно-мозговая травма.
  • Признаки дизартрии у детей

    Речь у ребенка-дизартрика нечеткая, невнятная, малопонятная, что обусловлено нарушением иннервации речевых органов. Также заболевание имеет характерные неречевые отклонения.

    В грудном возрасте дизартрия может проявляться в виде:

  • трудностей при сосании груди или бутылочки, вялого сосания
  • поперхивания, частых срыгиваний .
  • На этапе раннего развития нарушения речи проявляются отсутствием лепета, гнусавым оттенком звуков, опозданием первых слов (ребенок произносит первое слово ближе к 2,5 годам).

    Основными симптомами дизартрии выступают:

    1. Нарушение артикуляционной моторики:
  • спазм артикуляционных мышц – проявляется постоянным напряжением мускулатуры языка, губ, шеи, лица, плотным смыканием губ
  • гипотония артикуляционных мышц – характеризуется вялостью, неподвижностью языка, полуоткрытым ртом, гиперсаливацией, несмыканием губ, назализацией голоса
  • дистония артикуляционных мышц – при речи повышенный тонус мышц сменяется гипотонией.
    1. Нарушение звукопроизношения. Выражается в разной степени. Стертая дизартрия проявляется отдельными фонетическими дефектами (искажением звуков), смазанностью речи. Более тяжелые формы дизартрии сопровождаются искажениями, пропусками, заменой звуков. Речь может быть медленной, непонятной, невыразительной. Речевая активность снижена. Нарушается произношение всех звуков. Появляется смягчение твердых звуков, межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков. В случаях полного паралича речевых мышц развивается немота.
    2. Нарушение речевого дыхания. Когда ребенок начинает говорить, дыхание учащается, становится прерывистым, вдох укорачивается. Голос при дизартрии тихий, слабый, монотонный. Часто дети говорят в нос.

    У больных страдает фонематический анализ и дифференциация звуков. Дефицит речевого общения может вызывать отсутствие грамматического строя речи и минимизацию словарного запаса. Может отмечаться дисграфия и общее недоразвитие речи.

    Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией

    Детям-дизартрикам присущи некоторые особенности поведения. К примеру, малыши не любят самостоятельно шнуровать ботинки или застегивать пуговицы. Это связано с трудностями в осуществлении мелкой моторики.

    Читайте также: Менингит у детей, его признаки и способы лечения

    Такие дети не могут правильно держать в руках ручку или карандаш, контролировать силу нажима, пользоваться ножницами. У большинства дизартриков плохой почерк.

    Детям трудно выполнять физические упражнения и танцевать. Нарушается музыкальный слух. Дети не могут точно выполнить разные двигательные упражнения, они неуклюжи.

    Виды патологии

    В основе неврологической классификации болезни лежит локализация поражения и соответственный симптомокомплекс. Дизартрия бывает:

    1. Бульбарная – поражение ядер подъязычного, лицевого, тройничного, языкоглоточного, блуждающего нерва в продолговатом мозге. Часто ей сопутствуют проблемы с глотанием.
    2. Псевдобульбарная – поражение корково-ядерных проводящих путей. Отличительным признаком ее выступает монотонность речи.
    3. Корковая – поражение зон коры головного мозга, координирующих артикуляцию. Характеризуется правильной структурой слова с неправильным произношением слогов.
    4. Мозжечковая – возникает при поражении мозжечка и отличается растянутой речью и постоянной сменой громкости.
    5. Подкорковая – поражение подкорковых ядер. Характеризуется невнятной смазанной речью, назализацией голоса.
    6. Холодовая – дефекты речи проявляются в условиях смены температуры помещения.

    Существует еще логопедическая классификация, основанная на понятности речи ребенка для окружающих. Степени тяжести нарушения речи:

  • I степень – стертая форма дизартрии, дефекты выявляются только при специальном исследовании.
  • II степень – речь понятна, но дефекты произношения заметны окружающим.
  • III степень – речь ребенка понимают только родители, близкие и частично посторонние.
  • IV степень – речь непонятна родителям или отсутствует.
  • Чем опасна дизартрия?

    Среди осложнений заболевания можно отметить появление дисфагии и искажение слухового восприятия речи.

    Тяжелых последствий для физического здоровья заболевание не несет. В будущем у ребенка с дизартрией могут возникнуть трудности с адаптацией в социуме.

    Обследование детей с дизартрией

    Диагностику болезни и дальнейшее ведение детей осуществляет логопед и детский невролог.

    Наиболее значимыми обследованиями являются:

    Логопедическое обследование детей с дизартрией включает:

  • оценку речевых нарушений – анамнез речевого развития, исследование звукопроизношения, ритма, темпа, разборчивости речи, фонематического восприятия, объема словарного запаса
  • оценку неречевых нарушений – особенности строения речевого аппарата, объем речевых движений, состояние мимической и речевой мускулатуры, характер дыхания
  • исследование письменной и устной речи.
  • Как вылечить дизартрию у ребенка

    Лечение дизартрии у детей требует комплексного подхода, сочетающего медикаментозную терапию, логопедическую коррекцию и реабилитацию. Как правило, после нескольких месяцев интенсивной работы со специалистом дефект исчезает.

    1.Логопедическая работа

    Логопедическая коррекция состоит из специальных занятий для детей. Логопедом составляется индивидуальная речевая карта, которая содержит результаты диагностики и рекомендованный план коррекции дефекта. В большинстве случаев в речевой карте описываются упражнения на:

  • развитие мелкой моторики - пальчиковые игры, гимнастика
  • развитие артикуляционной моторики – артикуляционная гимнастика, логопедический массаж
  • развитие речевого и физиологического дыхания - дыхательная гимнастика
  • коррекцию нарушенного и закрепление правильного произношения
  • формирование выразительности речи
  • развитие речевой коммуникации.
  • Логопедические занятия могут проводиться в индивидуальном или групповом порядке. Существует довольно много специализированных кружков, детских садов, групп, школ для детей с дефектами речи.

    2.Медикаментозное лечение дизартрии у детей

    Причины дизартрии у детей

    В основе медикаментозного лечения лежит терапия основного неврологического заболевания, а также использование ноотропных препаратов (Энцефабол, Глицин, Пантогам, Семакс, Фенибут, Церебролизин). Они способствуют улучшению умственной деятельности, памяти, стимулируют познавательные функции.

    Читайте также: Аутизм у детей: возможно ли его победить

    При лечении нарушений речи также используются:

  • точечный массаж
  • ЛФК
  • лечебные ванны
  • механотерапия
  • физиотерапия
  • гирудотерапия
  • иглоукалывание
  • изотерапия
  • пескотерапия
  • дельфинотерапия.
  • 3.Лечение дизартрии в домашних условиях

    Дизартрию у детей можно лечить в домашних условиях после консультации невролога и логопеда. Для развития и коррекции речи в домашних условиях можно выполнять поочередно такие несложные упражнения артикуляционной гимнастики:

    1. Гимнастика для щек и губ:
  • надуть губы и щеки
  • надуть щеки поочередно
  • втянуть щеки (между зубов)
  • сымитировать сосательные движения
  • вибрация губами.
    1. Гимнастика для нижней челюсти:
  • открыть и закрыть рот, прищелкнув зубами
  • прикусить зубами марлевую повязку, при этом взрослый держит ее и пытается вытащить, постепенно наращивая силу.
    1. Гимнастика для языка:
  • облизывание губ
  • упражнение с кусочком сахара: положите кусочек сахара за щеку, чтобы ребенок его рассасывал.
  • Для развития звукопроизношения существуют специальные скороговорки и потешки.

    Особенности воспитания детей с дизартрией

    Причины дизартрии у детей

    Родителям следует уделять особое внимание общению с ребенком.

    Несмотря на речевые дефекты дети понимают, что отличаются от других и начинают комплексовать. Часто малыши используют жесты вместо слов или просто предпочитают молчать.

    Зачастую родители не уделяют этому внимания и такое поведение входит в привычку, вызывая дефицит словарного запаса и нарушение связности речи.

    Прогноз по болезни

    Прогноз лечения у детей зависит от формы патологии. Тяжелые формы заболевания плохо поддаются коррекции. При систематических занятиях можно только улучшить произношение. Дизартрия легкой степени, в частности стертая форма заболевания, имеет благоприятный прогноз, вплоть до полной чистоты речи.

    Профилактика расстройств произношения

    Профилактика патологии у детей с перинатальными поражениями заключается в ранней медико-педагогической работе. Основные меры профилактики дизартрии в раннем детском возрасте основаны на предупреждении травм, нейроинфекции, токсических воздействий.

    Результат лечения дизартрии зависит от многих факторов – времени обнаружения дефекта, настойчивости и терпения родителей, выбора хорошего специалиста. Чем раньше выявлена патология, тем эффективнее будет ее лечение.

    Доктор обращает внимание

    1. Как можно больше разговаривайте с ребенком в грудном возрасте – читайте малышу книги, рассказывайте потешки, описывайте все, что делаете.
    2. Не допускайте сюсюканья при общении с ребенком. Ваша речь должна быть четкой и выразительной.
    3. Помните, что исключительно в домашних условиях вылечить дизартрию не получиться. Кроме того, самолечение может привести к усугублению процесса. Домашняя гимнастика может выступать в качестве дополнения к занятиям с логопедом.

    Дизартрия у детей

    Причины дизартрии у детей

    Дизартрия у детей - выраженные нарушения речи, возникающие с раннего детства. Заболевание является сопутствующим при различных расстройствах центральной нервной системы, врожденных пороках и аномалиях. Дизартрия у детей требует постоянного наблюдения со стороны медицинских работников, лечение проводится только специалистами.

    Классификация болезни

    В медицине существует несколько типов классификации детской дизартрии. В первую очередь логопеды определяют вид дизартрии по симптомам - конкретно, по яркости их выраженности:

    1. Легкая степень - стертая дизартрия. При такой форме заболевания дети разговаривают, но окружающие хорошо слышат гнусавость, смазанность некоторых звуков.
    2. Средняя степень - артикуляция отдельных звуков и работа мышечных тканей речевого аппарата сохранена, но произношение отдельных звуков затруднено.
    3. Тяжелая степень - анартрия. При этой форме дети вообще не разговаривают, общаются с помощью жестов и мычания, специалист отмечает полное обездвижение речевой мускулатуры.

    При диагностики речевых нарушений кроме логопеда ребенка должен обследовать невролог. Специалисты этого направления классифицируют рассматриваемое заболевание по зоне головного мозга, которая имеет патологию и провоцирует нарушение речи:

    1. Псевдобульбарная дизартрия у детей проявляется невозможностью выполнить простейшие упражнения для речевого аппарата - например, они не могут вытянуть губы трубочкой, поднять кончик языка вверх. При этом непроизвольные движения мускулатуры остаются неизменными - пациент постоянно облизывает губы, с определенной периодичностью причмокивают, высовывают язык.
    2. Корковая дизартрия вызывает нарушение письма и речи, ребенок начинает поздно читать и писать.
    3. Бульбарная дизартрия приводит к слишком тихому голосу ребенка, тональность произношения отсутствует, речь абсолютно неразборчивая и невнятная.
    4. Подкорковая дизартрия - ребенок может спокойно разговаривать, но при сильном эмоциональном всплеске внезапно немеет, могут вырываться непроизвольные крики и всхлипы.

    Причины возникновения дизартрии у детей

    Специалисты выделяют несколько основных факторов, которые являются провокаторами речевых нарушений. К таковым относятся:

  • инфекции, перенесенные во время развития плода в утробе матери
  • травма, нанесенная в процессе родов ребенку
  • ранее перенесенные инфекционные заболевания с негативным воздействием на нервную систему и головной мозг - например, менингиты и энцефалиты
  • врожденные пороки развития нервной системы
  • диагностированная ишемическая болезнь новорожденных
  • наследственные заболевания тяжелой степени.
  • Обратите внимание . врачи предполагают, что дизартрия у детей может возникнуть на фоне аутизма, синдрома Дауна и вообще любых врожденных заболеваний нервной системы. При исследовании детей с рассматриваемым диагнозом было выяснено, что во время беременности их матери перенесли тяжелый токсикоз первого и второго триместра.

    Симптомы дизартрии у детей

    Признаки рассматриваемого заболевания делятся на общие и дифференцированные. К общим симптомам дизартрии у детей относятся:

  • неправильное произношение гласных и согласных звуков
  • некоторые звуки могут полностью отсутствовать, либо заменяться на другие
  • мышечный тонус языка, лица, шеи значительно повышен
  • диагностируются гиперкинезы (непроизвольные движения)
  • голос может быть слишком слабым.
  • Дифференцированные симптомы являются характерными для каждого вида дизартрии у детей.

    Симптомы стёртой дизартрии у детей

    Стертая дизартрия - наиболее часто диагностируемая форма представленного заболевания. Проявляется следующими симптомами:

  • дети произносят слова в нос
  • интонация речи нарушена
  • характерны минимальные мышечные движения - губы практически не шевелятся при произношении звуков, для ребенка становится проблемой сложить их в трубочку или растянуть в улыбке
  • дикция нечеткая.
  • При стертой форме среди основныъ симптомов дизартрии у детей наблюдается монотонность в чтении прозы или стихотворений, их голос постепенно становится тусклым и тихим. Также характерно для детей неловкость при выполнении простых движений, работа с мелкими предметами затруднена (это связано с неразвитой мелкой моторикой), письмо дается с трудом.

    Симптомы дизартрии у детей псевдобульбарной формы

    Псевдобульбарная дизартрия у детей проявляется наличием непроизвольных движений (частое причмокивание, высовывание языка, облизывание губ), не возможностью по просьбе врача или родителей произнести конкретный звук и даже просто открыть рот, все звуки произносятся глухо. Как правило, при такой форме заболевания дети понимают свою особенность и стараются бороться с имеющимися дефектами. В результате речь только ухудшается, потому что избавление от псевдобульбарной дизартрии должно осуществляться под контролем специалиста.

    Симптомы бульбарной формы дизартрии

    Бульбарная дизартрия имеет отличительную особенность - при осмотре ребенка врач визуально определяет атрофию мышц гортани и языка, фиксируется полное отсутствие мимики на лице. Речь у таких больных абсолютно невнятная, нечеткая и непонятная для окружающих.

    Признаки корковой формы

    Корковая дизартрия характеризуется вполне понятной речью, но некоторые звуки произносятся неправильно. Ребенку тяжело быстро разговаривать, может развиться заикание.

    Обратите внимание . общие симптомы дизартрии должны знать все родители, потому что их можно распознать в раннем детстве и начать своевременное лечение.

    Чем опасно заболевание

    Для физического развития дизартрия не представляет опасности, но вот в психологическом и психическом плане нарушение речи даже самой легкой степени может принести осложнения. Во-первых, с возрастом такие проблемы не исчезают - известная присказка ребенок выговориться здесь точно не сработает. Во-вторых, еще в детском возрасте ребенок приобретает большое количество комплексов, так как при дизартрии сознание и умственные способности в большинстве случаев сохранены. В-третьих, невнятная речь или ее полное отсутствие лишает человека социальной адаптации, не позволяет получить желаемое образование и работать по любимой профессии.

    Как диагностируется дизартрия у детей

    При диагностике рассматриваемого заболевания обследование должны проводить логопеды и неврологи. Для подтверждения диагноза используются различные методы:

  • работа с тестами
  • осмотр пациента
  • компьютерная томография головного мозга.
  • В большинстве случаев необходима помощь психолога - именно специалист этого направления может выявить истинные причины нарушения речи.

    Лечение

    Причины дизартрии у детей

    Лечение дизартрии должно осуществляться только комплексным подходом. Невозможно получить желаемый результат только после работы логопеда, так как важно не столько исправить произношение звуков, сколько устранить (по возможности) основную причину развития дизартрии у детей. Для этого к терапевтическим мероприятия привлекают невролога, который использует следующие методы лечения:

  • медикаментозный - в случае, если имеются гиперкинезы, гипертонус мышц
  • рефлексотерапия
  • массаж.
  • Неврологи часто рекомендуют использовать нетрадиционные методы лечения неврологических отклонений, которые провоцируют развитие нарушений речи - дельфинотерапия, иппотерапия, игротерапия. Обязательно нужно посещать психолога и проводить с ним занятия.

    Дети с диагностированной дизартрией должны постоянно работать с логопедом - именно этот специал�

    Похожие заболевания и симптомы

    Дизартрия – заболевание, характеризующееся тяжелым нарушением речи. Как правило, эта патология является сопутствующей при неврологических проблемах, требует проведения длительного курса терапии.

    Дизартрия у ребенка: причины, симптомы, лечение

    Дизартрия – нарушение произношения слов по причине недостаточной иннервации речевого аппарата, то есть из-за плохой связи тканей и клеток с нервными окончаниями. Достаточно часто такой диагноз ставят детям. При этом у больных дизартрией малышей наблюдается ограниченная подвижность, мягкого неба, губ, языка и других органов речи, что собственно и затрудняет произношение.

    Виды заболевания

    Причины дизартрии у детейДостаточно много причин могут вызвать данное заболевание, поэтому при появлении первых же симптомов рекомендуется обратиться к врачу, так как при своевременной диагностике и лечении можно надеяться на хороший прогноз.

    Дизартрия у детей разделяется на несколько видов в зависимости от пораженного места:

  • Бульбарная развивается вследствие местного паралича мышц, которые участвуют в артикуляции. Сопутствующим признаком является трудность при глотании
  • Мозжечковая соответственно возникает при поражении мозжечка, характеризуется медленной речью с меняющейся громкостью
  • Корковая – результат поражения отделов коры мозга, которые отвечают за участвующие в артикуляции мышцы. Общая структура слов сохраняется, но слоги произносятся неправильно
  • Псевдобульбарная дизартрия возникает у детей при центральном параличе мышц. Характерным симптомом этого вида является монотонность речи
  • Экстрапирамидная, или подкорковая, гиперкинетическая развивается в результате нарушений, локализованных в подкорковых узлах. Речь становится смазанной, приобретает носовой оттенок, невнятна
  • Паркинсоническая возникает при паркинсонизме, сопровождается замедленной и невыразительной речью
  • Холодовая – признак миастении – нервно-мышечного заболевания
  • Стертая форма дизартрии характеризуется у детей нарушениями произношения свистящих и шипящих звуков.
  • Каждая из форм заболевания по-разному себя проявляет, требует индивидуального подхода в каждом конкретном случае. С помощью ряда анализов и исследований, проводят тщательную диагностику в условиях стационара. Кроме того, составляется речевая карта для ребенка с дизартрией, которая позволит логопеду определить курс терапии.

    Если стертая или холодовая формы хорошо поддаются коррекции у логопеда, то бульбарная и псевдобульбарная часто остаются навсегда. В первом случае ребенок может нормально посещать детский сад и школу, во втором – специальные учебные учреждения. Кроме того, большую роль играет и причина, вызвавшая нарушение.

  • Органическое поражение центральной нервной системы (ЦНС), когда мимические мышцы частично или существенно ограничены в движениях, детский церебральный паралич (ДЦП)
  • Тяжелые повреждения головного мозга или его отдельных участков по причине внутриутробной инфекции, недоношенности, родовой травмы, несовместимости резус-факторов, патологиями развития плаценты, асфиксией, токсикозом беременной
  • Менингит, энцефалит.
  • Данное заболевание требует тщательного обследования в условиях стационара, так как патология связана с головным мозгом и ЦНС. Врачи должны осуществить системный подход, разработанный логопедами, при котором учитывают как специфику речевых, так и других нарушений, общее психоневрологическое состояние малыша и его возраст. Логопедом составляет индивидуальная речевая карта.

    Сегодня в медицине разработаны эффективные методы ранней диагностики. В обследование включается посещение таких врачей как психолог, логопед, терапевт, психоневролог, психотерапевт, дефектолог и многие другие – в зависимости от вида патологии.

    Признаки и симптомы дизартрии у детей

    Причины дизартрии у детейСуществует ряд характерных явлений, благодаря которым можно выявить наличие заболевания, когда оно еще на ранней стадии. Полная характеристика, конечно же, составляется докторами, но некоторые признаки родители могут увидеть сами.

    Главным симптомом является нарушение звукопроизношения. Также сбивается речевое дыхание, голос, ритм, темп, мелодичность речи.

  • Слабость артикулярных мышц может проявляться по-разному: губы не смыкаются, вялые или слишком плотно сжатые, язык вываливается наружу при открытом рте, бывает повышенное слюноотделение
  • Говор в нос без признаков насморка или гайморита
  • Звуки в словах искажены, заменены на другие, пропускаются. При этом страдает не один звук, а несколько или сразу все
  • Нарушение речевого дыхания: к концу фразы тон затухает, в средине разговора ребенок начинает задыхаться, часто дышать
  • Нарушение голоса, он становится слишком высоким или писклявым
  • Страдает мелодичность речи: больной не может изменять высоту тонов, то есть говор монотонен, поток слов или быстрый, или замедленный, однако в обоих случаях непонятный.
  • Если обращать внимание на эти явления, то нарушения будут заметными еще в раннем возрасте. Своевременное обращение к специалистам в некоторых случаях позволит подготовить ребенка к обучению в обычной школе.

    Многие больные, страдающие дизартрией, учатся в обычных школах, но только если было проведено лечение. Если форма заболевания не поддается коррекции, то ребенок должен будет обучаться в специализированных заведениях, так как нарушения речевого аппарата не позволят полноценно овладеть навыками письма и чтения.

    Лечение дизартрии у детей

    Такая патология требует комплексного подхода. Логопедическая коррекция сочетается с ЛФК и медикаментозным лечением.

  • Логопедия. Врачи-логопеды, корректируя нарушение, занимаются всеми сторонами детской речи: фонетическим слухом, словарем, грамматическим строем. Обычно для этого создают специальные группы в дошкольных учреждениях и речевых школах. Преимущественно используются игровые методы коррекции, так как работа все-таки проводится с детьми. Применяются как компьютерные тренажеры, так и разнообразные программы с помощью которых можно быстро справиться с обнаруженными проблемами
  • Медикаментозное лечение разных форм дизартрии у детей предполагает назначение препаратов группы ноотропов. Они специфически воздействуют на высшие функции головного мозга, улучшают умственную деятельность и память, чем значительно облегчают процесс обучения, а также стимулируют интеллектуальную деятельность и познавательные функции. Например, самыми распространенными и эффективными являются глицин, фенибут, энцефабол, семакс, кортексин, церебролизин, церепро, пантограм (гопантеновая кислота). Медикаментозное лечение должно проводится под строгим лечением врача, ведь только специалист подберет оптимальный препарат
  • ЛФК. Необходимо заниматься специальной гимнастикой – артикуляционной. Цель такого мероприятия – укрепление лицевых мышц. Также показан точечный и логопедический массаж. Детки должны выполнять упражнения с пальчиками.
  • Профилактика

    Дети, имеющие предрасположенность к дизартрии (патологии внутриутробного развития, родовые травмы, нейроинфекции и пр.), должны находиться под пристальным вниманием родителей в плане психофизиологического развития.

    Ухаживая за крохой, необходимо следить за его ритмом жизни, то есть сном и бодрствованием, не допускать воздействия неблагоприятных психологических и физических факторов. Возможно, составленная речевая карта, которую обычно необходима логопедам, позволит родителям следить за развитием ребенка.

    Такие малыши нуждаются в постоянном общении, с ними нужно больше разговаривать, поддерживать их гуление и лепет в раннем возрасте. Много внимания также уделяется развитию хватательного рефлекса, поощрению исследования разных поверхностей и форм вещей.

    Причины дизартрии у детейНеобходимо раньше начать читать им книги, описывать и показывать картинки, стараясь получить ответную реакцию.

    Заключение

    Прогноз исхода заболевания до конца остается неопределенным, потому что дизартрия в процессе прогрессирования предполагает необратимые нарушения разных отделов мозга и ЦНС. В основном целью лечения патологии является формирование у ребенка речи, не мешающей усвоению навыков письма и чтения и понятной окружающим.

    Например, легкая стадия (стертая) при раннем начале реабилитации предполагает положительный результат лечения. Большая часть успеха зависит и от усилий самого больного, поддержки близких и родных, благоприятного психосоциального фона.

    Если своевременно начать лечение тяжелой формы, то при активной логопедической работе, помещении в специальную школу, можно добиться значительных успехов, заметно улучшив речи.

    Источники:
    www.vse-pro-detey.ru, doktordetok.ru, www.polismed.ru, mjusli.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное