Работа психолога с детьми зпр в школе

Материал для психолога "Методические рекомендации работы педагогов с детьми ЗПР"

Хочу предложить вам ряд коррекционных и развивающих заданий, которые всегда очень хорошо принимаются детьми и способствуют развитию и коррекции внимания, памяти, мышления, воображения. Надеюсь, что эти упражнения помогут вам овладеть системой основных понятий психологической коррекции, ознакомиться с практикой коррекционной работы в нашей школе, сформировать адекватные представления о роли и месте этого вида деятельности в общей коррекционно-развивающей работе с ребенком.

Горшкова Татьяна Александровна 15.01.2015

Содержимое разработки

Психологическая служба школы - один из компонентов целостной системы образования.

Целью ее деятельности является психологическое здоровье детей школьного возраста основной задачей - содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях школьного детства.

На сегодняшний день психологическое сопровождение - это особая форма осуществления социальной и психологической помощи обучающимся, родителям, педагогам.

Систематическое наблюдение за развитием обучающихся в ходе учебно - воспитательного процесса, а такое динамическое, комплексное, всестороннее и целостное изучение ребенка рассматривается как основа психологического сопровождения образовательного процесса. С учетом полученных результатов психолого - педагогического изучения ребенка корректируется образовательный маршрут учащихся, разрабатываются индивидуальные программы обучения, проводится анализ их реализации. Модель психологического сопровождения детей имеет свою специфику, которая определяется психологическими особенностями детей.

Главная задача психологической поддержки ребенка - помочь ему так построить познание самого себя, чтобы оно стало действенной силой благоприятного саморазвития. Психолого - педагогическая диагностика является одним из компонентов психологического сопровождения учащихся. Это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально - психологических особенностей учеников и социально - психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно - воспитаттельного процесса. Методы воспитания учащихся невозможны без организации общения с ребятами и педагоги работающие с детьми, должны понимать, что детям необходимо сотрудничество с самим педагогом, которое выражается вербально и невербально.

Это помогает детям преодолеть страх, беспокойство, тревожность, положительно адаптироваться к школьной жизни.

Позитивные результаты от диагностики можно ожидать, если педагог:

* обладает умением создавать благоприятную атмосферу

* обладает такими личностными качествами, как тактичность, коммуникабельность

* не делает поспешных выводов и не навешивает ярлыков

* обладает умением сочувствовать и сопереживать другому человеку

* проявляет гибкость в формировании вопросов детям и т. д.

В пособии предлагаются диагностические методики и коррекционно - развивающие упражнения, необходимые для того, чтобы организовать целенаправленную, эффективную, групповую и индивидуальную работу с учащимися класса.

Одно из значений термина &ldquoкоррекция&rdquo в переводе с латинского языка - поправка, частичное исправление или изменение. Коррекционная работа с ребенком - это сложнейший вид деятельности взрослых в образовательных учреждениях. Залог ее успеха - в их профессиональном взаимодействии.

Коррекционно - развивающее обучение - это система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении.

Основная задача данной работы - систематизация знаний. направленных на повышение общего уровня развития ребенка, выполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка, подготовку его к адекватному восприятию учебного материала.

0сновная цель коррекционно - развивающего обучения - способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

Цели и задачи этого обучения четко очерчивают принципиальную психолого - педагогическую позицию по отношению к детям: не ребенка подгонять, корректировать под ту или иную образовательную систему, а саму эту образовательную систему корректировать в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития, воспитания и обучения всех детей.

Хочу предложить вам ряд коррекционных и развивающих заданий, которые всегда очень хорошо принимаются детьми и способствуют развитию и коррекции внимания. памяти. мышления, воображения. Надеюсь, что эти упражнения помогут вам овладеть системой основных понятий психологической коррекции, ознакомиться с практикой коррекционной работы в нашей школе, сформировать адекватные представления о роли и месте этого вида деятельности в общей коррекционно - развивающей работе с ребенком.

Выявление ведущего глаза

Ребенку предлагают вытянуть перед собой руки и взять лист бумаги, в центе которого проделано небольшое отверстие, либо лист, свернутый в трубочку, и при двух открытых глазах посмотреть сквозь отверстие на предмет, находящийся на расстоянии 2 - 3 - х метров. Затем, не теряя этот предмет из виду, ребенок должен приблизить лист бумаги или трубку к глазу. Ведущим будет тот глаз, который ребенок использует неоднократно при повторении пробы (не менее трех раз).

При работе с детьми старшего возраста, можно использовать способ определения ведущего глаза с помощью карандаша. Аналогично предыдущему, карандаш держат двумя вытянутыми перед собой руками и открытыми глазами сквозь его кончик прицеливаются к точке, находящейся на уровне глаз на расстоянии 2 - 3 - х метров. Поочередно закрывают то один глаз, то другой. Если при закрытии того или иного глаза точка остается на месте, то ведущим является тот глаз, который открыт. При закрытии ведущего глаза точка резко смещается в сторону.

Определение ведущего уха

Ребенка сажают за стол, на котором прямо перед ним лежат часы, и предлагают, не дотрагиваясь руками, на слух определить, работают ли они. То ухо, которым ребенок неоднократно пользуется при повторных пробах и будет ведущим.

Вместо часов иногда используется телефон. Ведущим считается то ухо, к которому ребенок подносит телефонную трубку.

- переплетение пальцев рук - правый или левый большойявляются значимыми для ребенка.

На каждом листе нарисовано по 10 кружков. Учащимся, педагог называет 10 предметов, связанных со школой. Задача учащихся - раскрасить кружки, самостоятельно определив в какой цвет окрасить тот или иной предмет. Например: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь.

Если ребенок окрашивает предметы в темный цвет или вовсе в черный цвет, это говорит о том, что он испытывает учебное затруднение, которое связано с его успешностью в учебной деятельности.

Методика Остров невезения

Педагог объясняет учащимся следующее: &ldquoПолучена радиограмма SOS с острова Невезения. Люди, живущие на этом острове, страшно невезучие. Детям не везет в уче - нии, взрослым - в работе. У нас с вами есть возможность помочь детям. На лист бумаги, который лежит перед вами, необходимо написать предметы, которые мешают жить детям весело и счастливо. Эти предметы вы определяете сами. &rdquo

Данная методика помогает учителю исследовать мотивационную сферу учащихся, с целью создания благоприятной атмосферы в классе.

Учащимся предлагается поиграть в волшебников, каждому дается волшебная палочка. На столе перед каждым учеником выкладываются предметные книги, предлагается их превратить в животных. Учащиеся объясняют почему они их превращают в животных. Методика позволяет выразить учащимся свое эмоциональное переживание, связанное, с изучением каждого учебного предмета.

Методика &ldquoЧто у меня на сердце&rdquo

Учащимся раздаются вырезанные сердечка из бумаги. &ldquoРебята, иногда вы слышите, как взрослые говорят что у них легко стало на сердце, или у меня тяжело на сердце&rdquo. Давайте, определим с вами, когда может быть на сердце тяжело и легко и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, когда у вас на сердце тяжело, и причины, которые позволяют сказать, что у вас на сердце легко.

Это упражнение позволяет узнать причины переживаний ребенка и пути их преодоления.

Детям предлагается выступить в роли фотографов - сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик получает лист бумаги с квадратиками по количеству учащихся в классе. В этих квадратиках дети должны разместить себя, и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Каждое &ldquoфото&rdquo ученик заменяет именем своего одноклассника. Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников, с каким настроением выполняет работу.

Методика &ldquoСамые памятные события из жизни моего класса&rdquo

Учащимся предлагается написать сочинение, в котором необходимо рассказать о самых памятных событиях из жизни класса. Анализируя сочинение, необходимо обратить внимание, на то какие события называют учащиеся памятными, какой характер носят события, положительный илиотрицательный.

Диагностика &rdquoМой портрет в интерьере&rdquo

Прежде чем ученики будут выполнять задание, учитель им показывает рамочку для интерьера, на которой помещают предметы (книгу, очки, фрукты и др. ). Учащимся предлагается нарисовать свой портрет и различный предмет. Предметы, которые выбрал ученик, отражают суть его жизни.

КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Часто бывает так, что эмоциональное состояние учащихся не соответствует будущей деятельности. Дети либо заторможены, либо находятся в возбужденном состоянии перед серьезной и ответственной частью занятия.

Участникам предлагается встать в круг и, двигаясь хаотично по кругу, поздороваться с участниками действия различными способами:

- как люди очень застенчивые, стеснительные

- как люди куда - то спешащие

- как люди, которые не видели друг друга несколько лет.

Упражнение Огонек общения

Дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным.

Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:

- Сегодня меня порадовало&hellip - Сегодня меня огорчило&hellip

На парте у каждого ребенка лежат три кружочка (цветочка) разных цветов. Учитель объясняет детям:

- Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении.

- Зеленый - самому уступчивому, покладистому.

- Фиолетовый - самому скромному.

В конце дня можно проверить у кого из детей самый большой букет.

Упражнение Дерево счастья

Готовится ствол дерева, на нем пишутся страхи и обиды, ствол сворачивают внутрь и заклеивают. С внешней стороны пишут все свои радости. Со второго листа обид вырезают листики и прикрепляют к дереву. Листочки расписываются радостями. И крепятся к стволу.

Упражнение Башня радости

Вырезается большой треугольник - это башня, радости. Стена его расписывается радостями. На крыше башни рисуется огромная улыбка.

Эти упражнения позволяют быстро детей избавить от всяких страхов, тревог.

Учащимся предлагается поиграть в волшебников, каждому передается волшебная палочка. На столе перед каждым учеником выкладываются предметные книги, предлагается их превратить в животных.

Это упражнение позволяет выразить ученикам свое эмоциональное переживание, связанное с изучением каждого учебного предмета.

Весь материал - смотрите документ.

Работа психолога с детьми зпр в школе

Видеосюжеты для классных часов и внеклассных мероприятий (2 полугодие)

Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Участникам олимпиад

Работа психолога с детьми зпр в школе

Принимаем заявки на олимпиады Декабрь 2016”! Сейчас действуют скидки!

  • Печатные наградные (от 150 уч.)
  • Олимпиада для учителей (беспл.)
  • Подарки учителям и ученикам
  • Интересные задания
  • Удобное участие
  • Подробнее

    Комплекты учителю

    Работа психолога с детьми зпр в школе

    Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

    Вебинары для учителей

    Работа психолога с детьми зпр в школе

    Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

    Рассылка для учителя

    Работа психолога с детьми зпр в школе

    Получайте бесплатно новые полезные материалы прямо на свой email

    Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе

    Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе

    педагогическая помощь ребенок психическое развитие

    Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. По данным Министерства образования РФ, среди детей, поступающих в первый класс, 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации, и около 35% из них обнаруживают очевидные расстройства нервно-психической сферы еще в младшей группе детского сада. Особое место среди этих детей занимают именно дети с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности. В этой связи приобретает особую важность дифференцированный подход к определению условий обучения детей данной категории и их психологическое сопровождение на всех этапах обучения.

    В настоящее время в общеобразовательной школе все больше распространение получает система коррекционно-развивающего обучения(КРО), разработанная Институтом коррекционной педагогики РАО совместно с Департамент образования города Москвы. Система КРО- это форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. Основанная на результатах комплексной диагностики и новых научно обоснованных организационных и методических формах работы, она позволяет обеспечить оптимальные психолого-педагогические условия для детей с трудностями в обучении проблемами в соматическом и нервно-психическом здоровье.

    Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития ребенка. К настоящему времени разработан комплекс методик для оценки психологической готовности детей с ЗПР к обучению в школе. Описаны условия, методы, приемы проведения диагностического обследования, приведена система оценки результатов по отдельным позициям, даны рекомендации по выбору оптимальных условий школьного обучения (в массовой системе или системе КРО) в зависимости от результатов обследования.

    Деятельность психолога в системе КРО не может протекать изолированно от работы других специалистов образовательного учреждения ( в том числе логопеда, дефектолога, социального педагога и т.д.)

    Коллегиальное обсуждение результатов обследования всеми специалистами ПМПк позволяет выработать единое представление о характере и способностях развития ребенка, определить общий прогноз его дальнейшего развития, комплекс необходимых коррекционно-развивающих мероприятий и разработать Программу индивидуальной коррекционной работы с ребенком.

    На психолога в структуре деятельность ПМПк ложатся задачи определения актуального уровня развития ребенка и зоны ближайшего развития, выявления особенностей эмоциионально-волевой сферы, личностных характеристик ребенка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.

    В соответствии с особенностями развития ребенка и решением консилиума образовательного учреждения психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка или группы детей в целом.

    На сегодняшний день существует ряд публикаций с описанием методов и форм проведения индивидуальной и групповой работы психолога с детьми.

    Анализ результатов проведенного изучения готовностей детей с задержкой психического развития к школьному обучению позволяет выделить несколько основных направлений коррекционно-развивающей работы психолога.

    Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.

    Главное в этом направлении- формирование способности управлять эмоциями. Эмоции постепенно становятся более осмысленными и устойчивыми, приобретают большую глубину. У ребенка появляются так называемые высшие чувства- сочувствие, сострадание, умение понимать чувства других людей, сопереживать им. Адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению: через мимику, пантомимику, жесты, позы и т.д. При этом ребенок учится за внешними эмоциональными проявлениями угадывать смысл поведенческих реакций и реагировать в соответствии с этим смыслом.

    Дети с ЗПР отличаются от нормально развивающихся сверстников особенностями эмоциональных состояний, самооценки, уровня притязаний. что отражается и на характере их социальных контактов.

    В связи с этим развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков предполагают: гармонизацию аффективной сферы ребенка профилак�

    Рабочая программа на тему:
    Индивидуальная программа коррекционно- развивающей работы с детьми с ЗПР

    Предварительный просмотр:

    Основными задачами коррекционно-развивающей работы являются:

  • Активизация познавательной деятельности ребенка
  • Повышение уровня умственного развития
  • Нормализация учебной деятельности
  • Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития
  • Социально-трудовая адаптация.
  • Особенности развития детей с ЗПР:

  • Ребенок с ЗПР наивен, несамостоятелен, непосредственен, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований.
  • Не осознает себя учеником и не понимает мотивов учебной деятельности и ее целей.
  • Информацию воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия нуждается в наглядности и развернутости инструкций.
  • Низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, снижены объем и темп работы.
  • В школе впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.
  • Внимание характеризуется неустойчивостью, недостаточной концентрированностью на объекте.
  • Уровень восприятия снижен (из-за недостаточных знаний об окружающем мире) и ведет к затруднению узнавания предметов, замедлению процесса переработки информации.
  • Снижен уровень познавательной активности (недостаточная любознательность, неспособность решения головоломок).
  • Устная речь содержит негрубые нарушения как произношения, так и грамматического строя.
  • Особенности речевого развития детей с ЗПР могут проявляться неравномерно: у одних детей преобладают фонетико-фонематические расстройства, а у других - лексико-грамматические.
  • Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР:

  • Низкая потребность в общении сочетается с дезадаптивными формами взаимодействия.
  • Взаимоотношения с окружающими поверхностны, мимолётны, ситуативны, неустойчивы.
  • Расторможенность психических процессов, повышенная возбудимость.
  • Общая незрелость приводит детей к зависимости от более волевых членов коллектива, подчинённости им.
  • Нет развитой самооценки, устойчивости и критичности.
  • Поведение непоследовательно, неровно, часто нелогично, конфликтно, непредсказуемо.
  • Снижена социализация из-за способов психологической защиты: избегание, конфликты, хвастовство, обман.
  • Основные направления коррекционно-развивающей работы.

    1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук
  • развитие навыков каллиграфии
  • развитие артикуляционной моторики.
    1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
  • развитие зрительного восприятия и узнавания
  • развитие зрительной памяти и внимания
  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина)
  • развитие пространственных представлений и ориентации
  • развитие представлений о времени
  • развитие слухового внимания и памяти
  • развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа
    1. Развитие основных мыслительных операций:
  • формирование навыков соотносительного анализа
  • развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями)
  • формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму
  • формирование умения планировать свою деятельность
  • развитие комбинаторных способностей
    1. Развитие различных видов мышления:
  • развитие наглядно-образного мышления
  • развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
  • 5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и др.).

    6. Развитие речи, владение техникой чтения.

    7. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.

    8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

    2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности

    - «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов),

    - «Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и т д.),

    - «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз),

    - «Перескажи сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами,

    - «10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет)

    Развитие воображения и творческих способностей

    1) развивать воображение и творческие способности

    - «Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет),

    - «Рисование по точкам»,

    - «Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур),

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Методы коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста проявляющими агрессию в поведении».

    Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, при отсутствии четких нравственных ориентиров формируют обстановку, в которой здоровье.

    « Коррекционная направленность уроков математики при работе с детьми с ЗПР»

    Методическая тема:« Коррекционная направленность уроков математики при работе с детьми с ЗПР»Предмет математика настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его немного занима.

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

    Статья об использовании ИКТ в коррекционной работе с обучающимися начальной школы.

    Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками

    Материал содержит особенности коррекционно-развивающую работу с детьми и подростками.

    Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы с гиперактивным ребенком.

    Программа и разработки занятий по развитию эмоциональной сферы детей.

    Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы для детей с ЗПР, получающих НОО

    Данный план коррекционно-развивающей работы для ребёнка с ЗПР. Разработан с учётом рекомендаций ЦПМПК и индивидуально-личностных особенностей.

    Коррекционная направленность театрализованной деятельности при работе с детьми с ЗПР.

    Для детей с задержкой психического развития характерно неравномерное формирование процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в.

    Стратегия психологической помощи и направления в работе психолога с детьми с задержкой психического развития

    Проблемой оказания помощи детям, имеющим трудности в обуче­нии, педагоги занимаются многие десятилетия. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья и др. — все эти организационные формы свиде­тельствуют о поисках условий, адекватных психическим и физиче­ским возможностям учащихся. Классы выравнивания создавались с первого года обучения, все остальные формы — в основном на вто­рой ступени обучения, начиная с 5 класса.

    Делались попытки изменить содержание образования: вводились новые курсы, разделы типа «Как учить учиться», «Как подготовиться к контрольной работе», сокращались курсы математики, физики, но значительного повышения эффективности в приобретении знаний, особенно у тех детей, которые испытывали стойкие трудности в обу­чении, не происходило.

    Предпринятые в 1991-1993-х годах опросы учителей, работающих в классах компенсирующего обучения, показали, что педагоги не удов­летворены своим трудом: они не знают психологических особенностей детей медицинская диагностика не помогает им в полной мере понять причины неуспеваемости и выбрать соответствующие методы работы отсутствуют специальные методики, новые технологии, а удачные на­ходки, как правило, мало внедряются в школьную практику.

    Все это привело к тому, что многие школы сохраняли такие классы лишь из-за небольшого количества учащихся. В 1993-1995-х годах в общеобразовательных школах Москвы компенсирующее обучение продолжали вести лишь 48 учреждений из 525.

    Следует подчеркнуть, что изменения в сфере образования, связан­ные с новыми приоритетами социального развития общества, также имели негативные последствия. В результате обьективно положитель­ного фактора развития гимназий, лицеев происходит отток наиболее способных школьников в эти учебные заведения. В то же время на­блюдается наплыв учащихся с проблемами психического развития (главным образом интеллектуального и речевого) в массовую школу, вследствие чего она превратилась в полифункциональную: не только обучающую, воспитывающую, развивающую, но и в психокоррекци-онную, оздоровительную.

    Система коррекционно-развивающего обучения — форма диффе­ренциации образования, позволяющая решать задачи современной ак­тивной помощи детям с трудностями в обучении и в адаптации к шко­ле. Эта форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна при создании специальных классов коррекционно-развивающего обу­чения. Они позволяют обеспечить оптимальные педагогические усло­вия для детей с трудностями в обучении и проблемами в соматиче­ском и нервно-психическом здоровье. Именно в этих классах возможно последовательное взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, учебно-профилактического и социаль­но-трудового направлений деятельности.

    Отметим особенности обучения в классах коррекции. Каждый урок является продолжением предыдущего. Если отобрать главные вопро­сы темы и повторять их на каждом уроке, то к итоговому занятию все ребята усвоят тему. Многократное повторение основного материала — один из приемов работы. Оптимальны и репродуктивные методы, т. к. они позволяют детям увидеть главное в изучаемом материале, систе­матизировать, повторять по шаблону.

    Необходимо помнить, что детям из класса коррекции необходим период «вживания» в материал. Нельзя их торопить. Надо учитывать низкую скорость чтения, счета и письма. Важно помнить, что ученики не в состоянии пересказывать даже понятый ими материал, поэтому приходится учить их всему: слушать, пересказывать и т. д. Педагог обязан вселять детям веру в то, что они обязательно поймут и запом­нят материал. Для лучшего запоминания чаще предлагаются однотип­ные задания (одно — решили с учителем, другое — сообща с классом, третье — каждый индивидуально). Излагать материал надо маленьки­ми дозами, каждую из них закреплять повторением, констатацией ска­занного, решением проблемного вопроса 2-3 дозы изучаемого мате­риала связывать кратким пересказом. Учитель, работающий в классе коррекции, должен научиться придумывать задания, идущие от про­стого к сложному, не гнаться за обилием новой информации, уметь из изучаемого выбрать главное, доступно изложить его, повторить и за­крепить. Главная составляющая работы — общение. Не сумеет учитель расположить к себе ребят, не получит и результатов обучения.

    Особенностью работы в классе коррекции является организация самостоятельной деятельности учащихся. Выполнение любого учеб­ного задания первоначально планируется, а затем предлагается имен­но как самостоятельное. Помощь включается только тогда, когда уче­ник оказывается не в состоянии выполнить задание самостоятельно. Сама помощь при этом дозируется и оказание ее происходит по прин­ципу от минимальной к максимальной. Целью такой организации ста­новятся: помощь ребенку в выполнении задания, уяснение, насколь­ко он чувствителен к этой помощи, принимает ли ее. Формы и виды помощи могут быть самыми разными. По форме следует различать помощь фронтальную (обращенную ко всему классу) и индивидуаль­но направленную (каждому конкретному ученику). Среди видов по­мощи условно можно выделить три основных:

    Стимулирующий вид помощи происходит тогда, когда ученик не включается в работу после получения задания или когда работа завер­шена, но выполнена неправильно. В первом случае учитель подходит к ученику и помогает ему организовать себя, ободряет, вселяет уве­ренность в его способность справиться с работой. Во втором — он ука­зывает на наличие ошибки в работе и необходимость проверки решения. Направляющая помощь предусматривается в случае, когда уче­ник затрудняется сделать первый шаг и выполнить последующие дей­ствия. Учитель или обращает внимание ребенка на решение аналогичной задачи, или помогает наметить план действий Обучающая помощь не­обходима, когда надо показать, что и как делать для того, чтобы ре­шить учебную задачу или исправить допущенную ошибку. Многие исследователи отмечают, что дети с ЗПР не могут выполнить отдель­ные задания из-за неумения организовать себя в процессе деятельно­сти, хотя по уровню интеллектуальных возможностей должны легко справляться с ними. Во время фронтальной работы в классе ученик совершенно не справляется с заданием, но в условиях индивидуальной работы с помощью учителя выполняет то же задание правильно. Сказывается незрелость эмоционально-волевой сферы. Преодоление ЗПР зависит от характера стимулирования познавательной активно­сти ребенка со стороны взрослого. Эти особенности важно учитывать в работе с детьми с ЗПР.

    Ребенок с любым типом задержки психического развития начиная с первых лет школьного обучения, а иногда даже со старшего дошкольного возраста находится в ситуации систематического неуспеха, отрицательно влияющей и на интеллектуальное развитие, и на личностное формирование. Не имея возможности достичь успеха в школе, такой ребенок отказывается от учебной деятельности, постоянно подтверждающей его несостоятельность, ищет признания в движении, игре, шалостях в компании таких же непризнанных и неудовлетворенных детей. Таким образом, неуспешность в учебе у детей с ЗПР нередко ведет к нарушениям поведения с отказом от посещения школы и асоциальными формами поведения. Противоречащими адекватной компенсации ребенка являются завышенные требования родителей, их ориентация на усредненные или даже высокие стандарты развития, нежелание принять ребенка таким, каков он на самом деле.

    При благоприятных условиях воспитания задержка психического развития может быть преодолена силами дефектологов, школьных педагогов, социальных педагогов, психологов и врачей специальными методами, направленными на активизацию возможностей ребенка. Ребенку с ЗПР необходимо уделять много времени и внимания во избежание еще большего замедления развития в связи с педагогической и социальной запущенностью. Центральной фигурой в коррекции неуспешности в данном случае является педагог-дефектолог, выделяющий сохранные зоны психического развития и через них планомерно развивающий недостаточные психические функции. При невозможности систематических занятий с дефектологом специальные занятия с ребенком по разработанной дефектологом программе могут осуществлять и школьный педагог, и один из родителей. Задачи психолога заключаются в целенаправленном исправлении восприятия ребенка учителями и родителями как “ленивого”, “глупого”, “неполноценного”, “бесперспективного”, в повышении самооценки ребенка, помощи в создании ситуации успеха. Социальный педагог в этих случаях обеспечивает связь с семьей ребенка, улучшение эмоционального климата в семье, координацию коррекционных действий специалистов, необходимые консультации вне образовательного учреждения, режим занятий, дополнительные занятия, полноценный досуг ребенка. С учетом основной причины ЗПР и сопутствующих нарушений психиатром, психоневрологом или невропатологом назначается курсовое лечение. Задержки психического развития усугубляются при соматических заболеваниях, поэтому необходимы общеукрепляющее лечение и профилактика обострений частых и хронических заболеваний с помощью педиатра. Основой успеха комплексной работы с детьми, страдающими ЗПР, являются ранняя диагностика и ранее введение коррекционных мероприятий, способных предотвратить учебную несостоятельность.

    Итак, главным при определении стратегии и технологии обучения детей с ЗПР являются профилактика и ранняя коррекция отставания в развитии. Практика показывает, что предупреждение трудностей в обучении и адаптации детей к школе целесообразно начинать в условиях детского сада. Для этого существует специальная модель дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с ЗПР, в котором коррекционная работа ведется в трех направлениях: диагностико-консультативная лечебно-оздоровительная коррекционно-развивающая.

    В школе коррекционная работа строится по адаптированным программам и учебным планам в соответствии со специальным образовательным стандартом. Коррекционная направленность обучения достигается благодаря введению специальных предметов: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика, трудовое обучение. Значительное место занимает индивидуальная коррекционная работа (логопедические занятия, занятия с психологом, занятия с педагогом по восполнению пробелов или дополнительная проработка новых и трудных тем). С целью развития индивидуальных склонностей ребенка вводятся факультативные курсы (музыкальные, спортивные, художественно-эстетические, трудовые и т.д.). Успех коррекционной работы с ребенком с ЗПР обеспечивается многими составляющими, среди которых важную роль играет педагогическое взаимодействие с семьей. Важно, чтобы родители стали активными участниками коррекционно-развивающего процесса, поверили в возможности своего ребенка и в возможность положительного результата обучения.

    Источники:
    videouroki.net, www.studsell.com, nsportal.ru, studopedia.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное