Ранняя помощь детям с овз это

Оказание логопедической помощи детям раннего и младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реформирования современной системы образования Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике. автор научной работы — ГРИГОРЕНКО Н. Ю. АСТАХОВА Л. Б.,

Вариативные модели логопедического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста в современном образовательном пространстве

2016 / АСТАХОВА ЛЮБОВЬ БОРИСОВНА
  • Логопедическое сопровождение детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики

    2016 / ГРИГОРЕНКО НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА
  • Необходимость своевременной помощи детям, имеющим проблемы познавательного и речевого развития

    Становление системы помощи детям раннего возраста за рубежом

    2013 / Емелина Ольга Ивановна
  • Особенности речевых нарушений детей дошкольного возраста городской и сельской местности в условиях Европейского Севера

    2013 / Федотова Любовь Антоновна, Соловьев Андрей Горгоньевич

  • Текст научной работы на тему «Оказание логопедической помощи детям раннего и младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реформирования современной системы образования». Научная статья по специальности «Народное образование. Педагогика»

    Н. Ю. Григоренко, Л. Б. Астахова

    Оказание логопедической помощи детям раннего и младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реформирования современной системы образования

    Одной из основных тенденций реформирования системы образования на современном этапе стало введение инклюзивного обучения на всех ступенях образовательной системы, в том числе в образовательные организации, работающие с детьми раннего и дошкольного возраста. Этому предшествовала реорганизация специальных дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного вида и вхождение их в большие общеобразовательные комплексы с последующей переориентацией на преимущественное оказание образовательных услуг детям с нормальным развитием и сокращением команды специалистов сопровождения (логопедов, дефектологов, психологов, социальных педагогов). Таким образом, специальное образование, зарекомендовавшее себя в течение длительного времени как четкая и слаженная система оказания психолого-педагогической помощи различным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на разных возрастных этапах, стало отходить на второй план [4].

    Многие достижения в области оказания образовательных услуг детям с особыми образовательными потребностями утратили свою значимость, столкнувшись с ограничением бюджетного финансирования образовательных организаций. Например, возможности получения ранней комплексной помощи детьми первых лет жизни с ОВЗ на базе дошкольных учреждений были значительно сокращены [5].

    Внедрение инклюзивного обучения как альтернативы специальному образованию в данных изменяющихся условиях является положительной перспективой для большого количества детей с ОВЗ разного возраста. Анализ специальной литературы показывает, что в настоящий момент наиболее разработаны вопросы организации инклюзии детей с проблемами развития на школьной ступени обучения, при этом требуют подробной разработки аспекты инклюзивной практики в работе с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ. Инклюзия предполагает: с одной стороны, предоставление ребенку с ОВЗ или ребенку-инвалиду получения цензового образования наравне с нормально развивающимися сверстниками в едином образовательном пространстве при обеспечении ребенку с отклонениями в развитии особых образовательных условий для полной реализации его образовательных потребностей с другой стороны, создание условий и подготовку нормально развивающихся сверстников и педагогов общеобразовательной организации к принятию ребенка с ОВЗ в свой коллектив на равных условиях.

    Следует учитывать, что не все дети с ОВЗ могут быть инклюзирова-ны без всякой подготовки в коллектив нормально развивающихся сверстников, большая часть из них требует специального сопровождения коррекционными педагогами и специальными психологами на протяжении всего обучения, а часть детей с ОВЗ вообще не может адаптироваться к инклюзивному обучению (например, дети со сложной структурой нарушения). Оказание необходимой ранней комплексной психолого-педагогической помощи для большинства детей с ОВЗ является стартовой площадкой для дальнейшей инклюзии их в общеобразовательную организацию на школьной ступени обучения.

    Для социализации и адаптации ребенка в обществе, в частности в коллективе нормально развивающихся сверстников в образовательной организации, необходимо нормальное развитие общения с окружающими как особый вид деятельности. Отсутствие или недостаточная потребность ребенка в общении тормозит процесс развития познавательных и речевых навыков. В первые годы жизни общение начинается с взгляда, телодвижения, позы, улыбки, крика, плача, вокализации, интонации. В раннем возрасте ребенок овладевает невербальными средствами: фиксацией взгляда, жестами различной направленности, мимическими движениями, выражающими эмоциональное состояние а также вербальными средствами коммуникации. Развитие коммуникации зависит от ряда факторов: от социальных условий, в которых воспитывается ребенок от сохранности познавательной сферы. Важную роль играет характер взаимодействия ребенка с окружающими его взрослыми.

    Одной из основных образовательных потребностей у различных категорий детей с ОВЗ является потребность в получении ими логопедической помощи, направленной на развитие у них мотивации к общению со взрослыми и сверстниками, а также способности к активной невербальной и вербальной коммуникации. Без раннего развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ инклюзия их на школьной ступени обучения становится практически невозможной. При этом ранняя логопедическая помощь детям с ОВЗ требует особого подхода в условиях реформирования системы дошкольного образования [3]. В новых педагогических условиях, работая с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, логопед должен обладать знаниями не только о специфике задержки речевого развития и особенностях речевых нарушений, но и о проявлениях познавательных, двигательных, эмоционально-волевых расстройств у детей с проблемами в развитии. Логопед должен владеть умениями проведения не только логопедического обследования, но и психолого-педагогической диагностики лиц с отклонениями в развитии с учетом их возрастных особенностей, в его арсенале должны быть навыки формирования не только правильного логопедического заключения, но и психолого-педагогического заключения в целом. Достаточно часто в

    образовательной организации в штате может не быть дефектолога, а зачастую и психолога, в связи с чем логопед вынужден расширять профессиональное поле своей деятельности и выступать как логопед-дефектолог, занимаясь комплексной стимуляцией основных линий развития и коррекцией речевых нарушений через формирование познава-

    тельной, двигательной и социальной сфер. В современной системе инклюзивного образования логопед должен в первую очередь быть ориентирован на работу с детьми с тяжелыми, выраженными нарушениями развития, в частности с сочетанными дефектами, при которых речевой дизонтогенез вторичен, а затем уже на занятия с детьми с только речевыми нарушениями. Логопед должен уметь разрабатывать индивидуально-ориентированную программу развития ребенка с первичным и вторичным речевым дизонтогенезом и составлять перспективный план работы, правильно подбирать приемы стимуляции и коррекции коммуникативных навыков с учетом специфики нарушения развития и индивидуальных особенностей ребенка [1]. Особое внимание в своей инклюзивной практике логопед должен уделять работе с родителями, но не только детей с ОВЗ, но и нормально развивающихся сверстников. С одной стороны, очень важно мотивировать родителей к активному участию в психолого-педагогическом процессе, направленном на развитие ребенка с ОВЗ, коррекцию его нарушений и социализацию в коллективе сверстников. Родители должны стать активными помощниками своему ребенку, принять ситуацию его особого развития [2]. С другой стороны, родители нормально развивающихся детей в инклюзивной группе нуждаются в повышении своей психолого-педагогической компетентности в вопросах педагогической ситуации развития особого ребенка и его обучения, воспитания и взаимодействия в среде обычных детей. Это необходимо для снижения тревожности в детско-родительском коллективе и сближению родителей и детей в инклюзивной группе. Обобщение опыта нашей работы на базе дошкольных отделений образовательных организаций Москвы (в службах ранней помощи, центрах игровой поддержки ребенка, группах кратковременного пребывания и общеразвивающих группах), в которых внедрялась инклюзивная практика, позволило выделить несколько вариантов оказания логопедической помощи детям раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ. Данные варианты основывались как на бюджетном финансировании, так и на основе оказания платных услуг (к чему стимулируются образовательные организации в меняющихся социально-экономических условиях). В первом варианте с детьми от 2 до 4 лет с ОВЗ проводятся индивидуальные занятия логопеда дошкольного отделения образовательной организации (в рамках оказания платных услуг образовательным учреждением) по запросу родителей в рамках сопровождения родителей осуществляется их индивидуальное консультирование с целью повышения их психолого-педагогической компетентности в вопросах ситуации развития их ребен-

    ка. Второй вариант предполагает разработку логопедом программы дополнительного образования (например, программы формирования универсальных учебных действий, различных видов деятельности), в процессе реализации которой оказывается логопедическая помощь детям раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ в рамках оказания платных услуг образовательным учреждением по запросу родителей параллельно осуществляется индивидуальное и групповое консультирование родителей. В третьем варианте осуществляется систематическое консультирование логопедом пары «ребенок с ОВЗ - родитель» со смещением акцента с индивидуальных логопедических занятий с ребенком на занятия по формированию эффективного взаимодействия и двусторонней активной коммуникации в паре «ребенок с ОВЗ - родитель», в процессе самостоятельной работы родителя с ребенком в домашних условиях проводится интерактивный патронаж специалистом членов семьи через сайт. Четвертый вариант предполагает систематический интерактивный патронаж логопедом семьи ребенка 2-5 лет с ОВЗ посредством сайта и разовые (по договоренности при возникающей необходимости) консультации логопедом пары «ребенок с ОВЗ - родитель» для обучения новым приемам взаимодействия, формирования у ребенка новых коммуникативных умений и навыков и т. п.

    Подводя итог, следует сказать, что представленные выше варианты логопедического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и их семей позволяют охватить большее количество детей, имеющих особые образовательные потребности в условиях реформирования системы дошкольного образования.

    1. Григоренко Н.Ю. Логопедическая работа в системе ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии (на базе службы ранней помощи) // Спец. образование. - 2011. - № 1. - С. 34-41.

    2. Григоренко Н.Ю. Основные направления и содержание логопедической помощи детям первых лет жизни с отклонениями в развитии на базе дошкольных образовательных учреждений // Современные проблемы речевого дизонтогенеза: психолого-педагогические аспекты: междунар. сб. науч. тр. / под ред. С.М. Валявко.

    3. Мануйлова В.В. Моделирование практико-ориентированной среды в системе подготовки кадров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Спец. образование. - 2016. - Т. 1. - С. 85-93.

    4. Приходько О.Г. Гусейнова А.А.М. Ушакова Е.В. и др. Модель совершенствования психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в едином образовательном пространстве города Москвы // Спец. образование. - 2011.

    5. Приходько О.Г. Югова О.В. Становление системы ранней помощи в России.

    - М. Парадигма, 2015. - С. 125.

    РАННЯЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. - презентация

    4 Ранняя помощь детям с овз это

    5 Ранняя помощь детям с овз это

    6 Одна из наиболее распространённых причин нарушений психомоторного развития – перинатальное поражение ЦНС Ранняя помощь детям с овз это

    7 Принцип – единства диагностики и коррекции Цель ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ, ППП ЦНС, - раннее выявление, своевременное предупреждение и преодоление недостатков в речевом развитии, последовательное развитие функций доречевого периода. Оказание консультативной и практической помощи родителям. Ранняя помощь детям с овз это

    8 Основные направления работы В результате – создание условий, базиса, необходимого для формирования активной речи Нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством массажа, артикуляционной гимнастики. Развитие слухового и зрительного восприятия Развитие эмоциональных реакций Развитие движений рук, зрительно – моторной координации Формирование подготовительных этапов развития понимания речи Ранняя помощь детям с овз это

    9 Уровни доречевого развития ребёнка I отсутствие голосовой активности II наличие недифференцированной голосовой активности III гуление IV лепет Ранняя помощь детям с овз это

    10 Требования к проведению занятий Индивидуально Принятие «рефлексо – запрещающей позиции», во избежание проявлений патологических тонических рефлексов Длительность – не более 10 минут Взрослый должен говорить медленно, использовать выразительную мимику, стимулируя ребёнка к общению. Ранняя помощь детям с овз это

    11 На 1 уровне доречевого развития основная цель ДГ – увеличение объёма вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха. дыхательная гимнастика Ранняя помощь детям с овз это

    12 На 2 уровне ДГ направлена на увеличение объёма и силы выдоха с последующей вокализацией, а так же пассивная гимнастика для тренировки глубины и ритмичности дыхания. Ранняя помощь детям с овз это

    13 На 3 уровне ДГ направлена на выработку ритмичности дыхания и пассивно - активных движений. Ранняя помощь детям с овз это

    14 На 4 уровне ДГ направлена на увеличение силы и длительности выдоха с включением активных движений с элементами подражательности.

    15 ЛМ проводится с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата, лицевой мускулатуры, шеи. При расслабляющем ЛМ используют приём поглаживания, для укрепления - наряду с поглаживанием применяют растирание, разминание и вибрацию. логопедический массаж

    16

    17 Расслабление языка проводится точечным массажем: вибрирующие движения указательным пальцем в течение 15 секунд в области подчелюстной ямки

    18 Расслабление мышц шеи достигается медленными и плавными поворотами головы то в одну, то в другую стороны

    19 На 1 уровне проводится пассивная гимнастика губ артикуляционная гимнастика

    20 На 3 уровне с помощью пассивных движений вызываем сопротивления мышц у ребёнка. На 2 уровне пассивные упражнения усложняются.

    21 Активная гимнастика направлена на развитие подвижности языка и губ. На 2 и 3 уровне – в качестве раздражителя используют сироп шиповника.

    22 На 4 уровне детей обучают жеванию и кусанию. Например, двигают челюсти с ритмом его собственных жевательных движений. Обучают произвольным движениям таким, как «поцелуй», «подуй», «закрой – открой глазки», «покажи язычок», «закрой и открой рот» и др. С помощью раздражителей учат облизывать верхнюю и нижнюю губу.

    23 На 1 уровне добиваются появления «комплекса оживления» с этой целью, наклонившись к ребёнку, ласково и певуче разговаривают с ним, поглаживают, показывают игрушки. стимуляция эмоционального доречевого общения

    24 На 2 уровне эта работа продолжается, постепенно формируется интерес к игрушке. Взрослый, сначала привлекая внимание ребёнка к своему лицу, постепенно переводит взгляд на игрушку. В результате такой работы при появлении игрушки у ребёнка появлялся смех, оживление…

    25 На 3 и 4 уровнях формируется положительное участие к занятиям к совместному времяпровождению. Важно удерживать положительный эмоциональный фон: ребёнок с радостью смотрит на взрослого, его глазки широко открыты, он улыбается, вытягивает губки, вокализирует, оживляется. При утомлении он отворачивается, отводит взгляд, подносит руки к голове, капризничает, иногда срыгивает.

    26 Работа по стимуляции голосовых реакций ребёнка С этой целью взрослый при общении с ребёнком меняет громкость, высоту и тембр своего голоса, учит ребёнка различать интонации. Кроме того, побуждает самого ребёнка произносить звуки и звукосочетания по подражанию (а, у, агу…). Особое место отводится музыкальным занятиям, которые способствуют созданию эмоционально положительного отношения.

    27 На 1 уровне важна стимуляция сенсорных функций. Развитие зрительного и слухового сосредоточения, прослеживание за объектом. На 2 уровне постепенно на первый план выступает игрушка (локализация в пространстве). На 3 – 4 уровне вырабатываются зрительные и слуховые дифференцировки, привлекается внимание к окружающей обстановке, используются игрушки разные по цвету, размеру, форме и звучанию. развитие зрительного и слухового восприятия

    28 На 1 уровне посредством поглаживания ворсистой щёточкой добиваются раскрытия кисти и разведения пальцев, зажатых в кулак развитие зрительно - моторной координации

    29 На 2 уровне руки ребёнка становятся источником его тактильных ощущений используем массажные движения, упражнения с ворсистой щёточкой и игрушками, с разной поверхностью (шероховатостью). На 3 уровне формируются простейшие манипуляции с предметами. Необходимы игрушки удобные для захвата. На 4 уровне добиваемся дифференцированных движений пальцев. Предлагаем ребёнку взять игрушку из разного положения (сверху, снизу, сбоку, ощупать её, потянуть в рот, поманипулировать ею и др.). Сначала пассивно, затем уже самостоятельно.

    30 На 1 и 2 уровнях формируют звуковые и слуховые дифференцировки, особое место отводится развитию кожно – кинестетического анализатора (ребёнок лучше запоминает названия тех предметов, которыми активно манипулирует). На 3 уровне предлагается запомнить названия игрушек, называя их двусложными словами: «ляля», «лиса», «миша», «киса» и др. Предъявляя игрушку ребёнку, обязательно называем её и располагаем её в поле зрения ребёнка. развитие понимания речи

    31 На 4 уровне проводится работа по запоминанию простых движений: «дай», «на», «до свидания», «ладушки» и др. Включаются игры - развлечения, узнавание себя по имени. Задания на поиск игрушки по её названию. Запоминание некоторых предметов из окружающей действительности. Выполнение действий с названными предметами. Формирование обобщающих понятий и представлений, например: «собака» – нарисованная, резиновая, плюшевая и др. Последующая работа по развитию уровня понимания речи проводится в определённой последовательности уже в зависимости от речевого уровня развития.

    32 Первое полугодие жизни ребёнка связано с эмоционально – личностным общением с близкими людьми. Постепенно на первый план начинает выступать игрушка, которая берёт на себя ведущую роль в дальнейшем становлении ребёнка и должна отвечать его возможностям и всем растущим потребностям. Величина и характер общения с ребёнком, правильный выбор игрушки, - оказывают непосредственное влияние на развитие психики ребёнка.

    33 При подготовке данной темы за основу было взято пособие для специалистов по оказанию ранней помощи детям и родителям Архиповой Е.Ф.

    Ранняя комплексная помощь детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

    Система дошкольного образования в настоящее время существенно изменяется. Особенно актуальными становятся вопросы ранней диагностики и абилитации детей с проблемами в развитии, изменения содержания дошкольного образования, форм и методов работы с детьми раннего возраста и организации необходимой подготовки педагогов, способных осуществлять эту работу (В.И. Лубовской, Н.И. Малофеев, Л.Ф. Обухова, М.С. Певзнер. В.И. Селивёрстов, Е.А. Стребелева, У.В. Ульенкова, С.Н. Шаховская, С.Г. Шевченко и др.).

    В последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения ЦНС (до 80% новорождённых являются физиологически незрелыми). По данным разных авторов, в настоящее время перинатальная энцефалопатия (ПЭП) встречается в 83,3% случаев и является фактором риска возникновения у ребёнка психической (в том числе речевой) и двигательной патологии. В связи с увеличением новорождённых детей, имеющих недостатки а психофизическом развитии, коррекционно-педагогическая и социально-психологическая помощь детям в раннем возрасте должна быть приоритетной в реальной практике системы дошкольного образования. Однако система коррекционно-логопедической помощи не охватывает детей раннего возраста (2-3 лет) с задержкой речевого развития, посещающих дошкольные образовательные учреждения.

    Известно, что при условии раннего адекватного лечения и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими органическое поражение ЦНС, возможно восстановление и соматического и психологического здоровья к 3-летнему возрасту (Е.Н. Винарская, М.В. Ипполитова, Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова, О.Г. Приходько, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Э.Г. Симерницкая, Н.В. Серебрякова, А.В. Семенович, Л.С. Цветкова и др.). В сложившейся системе здравоохранения и образования специализированная помощь оказывается 68% детей с патологией речи после 5 лет, когда речевой дефект уже закрепился. С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребёнка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции. В тяжёлых случаях речевая патология приводит к ограничению коммуникативных, деятельностных возможностей, к социальной недостаточности, трудностям школьного обучения, ухудшению качества жизни ребёнка (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, О. И. Усанова, Т.Ф. Филичева и др.).

    Одним из самых актуальных направлений специальной (коррекционной) педагогики на современном этапе, как в России, так во всём мире, является ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии.

    Ранняя комплексная помощи – это новая, быстро развивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии.

    Особенности развития ребёнка в раннем возрасте, пластичность ЦНС и способность важной ранней комплексной помощи, позволяющей путём целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.

    Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико –психолого и социально- педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной («командной») работы специалистов разного профиля.

    Важнейшей задачей совершенствования специального образования преодоления его экстенсивного характера является достраивание отсутствующего звена (нового структурного элемента, нового базиса) - системы раннего выявления и ранней комплексной медико- психолого- педагогической коррекции отклонений в развитии ребёнка, которая должна быть неотъемлемой частью специального образования.

    Имеются социальные причины, которые не способствуют успехам в решении проблем ранней реабилитации детей.

    - недостаточная научная разработанность, педагогическая неосвоенность методов обучения и воспитания детей раннего возраста, необоснованная передача приоритетов в раннем сензитивном периоде развития ребёнка в ведение здравоохранения, которое больше беспокоит физическое и соматическое благополучие детей, чем их сенсорное, умственное и эмоциональное развитие

    -педагогическая неграмотность большинства родителей, которая делает невозможным успешное воспитание ребёнка с отклонениями в развитии

    -отсутствие педагогов и психологов, подготовленных для работы с детьми раннего возраста

    -неразвитость адресной консультативной помощи населению в работе с проблемными детьми.

    Основой построения предлагаемой региональной модели психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии являются принципиальные положения, изложенные в программе создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии и предполагающие:

    - максимальное раннее выявление и диагностику особых нужд и особых образовательных потребностей ребёнка

    - устранение разрыва между моментом определения первичного отклонения в развитии ребёнка и началом целенаправленного обучения

    - расширение временных границ спец образования нижняя граница- первые месяцы жизни, верхняя граница- вся жизнь.

    - непрерывность процесса обучения и его выход за рамки школьного возраста с включением специальных мероприятий в дошкольном и раннем возрасте

    - выделение комплекса специальных коррекционно- развивающих задач, которые не включаются в содержание образования нормально развивающегося ребёнка того же возраста

    - построение системы необходимых « обходных» путей обучения, использование специфических методов, приёмов, средств обучения

    -более дифференцированное пошаговое обучение, которое в большинстве случаев не требуется в образовании нормально развивающегося ребёнка

    - значительно более глубокую, чем в массовом образовании, дифференциацию и индивидуализацию обучения, особую организацию образовательной среды

    - обязательное включение родителей в коррекционный процесс и образовательный процесс и их особую целенаправленную подготовку силами специалистов.

    Основные задачи теоретического моделирования психолого- медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях региональной педагогической системы:

    1) перенос акцента в существующей системе специального образования со школьного на ранний и достраивание недостающего структурного звена

    2) оказание психолого - медико -педагогической помощи тем детям, которые не смогли получить её в существующей ранее системе специального образования

    3) обеспечение организационно- педагогических условий для осуществления раннего выявления различных вариантов отклоняющегося развития

    4) обеспечение возможностей своевременной диагностики и выбора оптимального образовательного маршрута с учётом возможности реализации интегрированного обучения.

    1) выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и или состояний декомпенсации

    2) разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребёнка (включает в себя определение образовательных программ и организацию их тем по темам во временных интервалах, доступных ребёнку с учётом его актуальных возможностей)

    3) разработка, уточнение с учётом данных динамического обследования и реализация схем и программ сопровождения.

    Приоритетным направлением этой деятельности является максимально раннее выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения. Своевременное оказание необходимой психолого - медико- педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала его обучения на ступени начального общего образования и таким образом подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении со сложной структурой дефекта.

    Региональный стандарт коррекционной (образовательной) услуги, оказываемой детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

    Внедрение стандартов коррекционной услуги позволит не только повысить эффективность деятельности служб различной ведомственной подчинённости и форм собственности по предоставлению широкого спектра качественных социальных услуг ребёнку с ограниченными возможностями здоровья и его семье, но и создать условия для развития системы специальной помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья на основе новейших достижений науки и практики.

    I вид ( глухие, неслышащие дети )

    Общеобразовательная программа образования детей дошкольного возраста ГКП МОУ Назаровская СОШ представляет собой вариант стандартизации дошкольного образования.

    Комплексная программа образования детей дошкольного возраста муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка детский сад № 23» города Ишима представляет собой вариант стандартизации дошкольного образования.

    СБОРНИК документов по воспитанию федерального уровня является результатом проведенной работы по накоплению, систематизации базовых документов по воспитанию за период 1 -2005 гг.

    Кировская область - один из крупнейших по территории регион в Приволжском федеральном округе, расположенный на северо-востоке европейской части страны.

    Кировская область - один из крупнейших по территории регион в Приволжском федеральном округе, расположенный на северо-востоке европейской части страны.

    Служба ранней помощи «В будущее с надеждой»

    Ранняя помощь детям с овз этоРанняя помощь детям с овз это

    Федорова Марфа Петровна Иванова Елена Петровна

    дефектолог высшей категории логопед первой категории

    Служба ранней помощи «В будущее с надеждой»

    Ранний возраст ребенка является наиболее важным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, происходит формирование личности.

    Первые годы жизни ребенка является самыми благоприятными для формирования личности ребенка и развития его мозга, поэтому своевременно выявленные нарушения в развитии ребенка в этом возрасте и вовремя оказанная помощь, способствует значительному или полному их преодолению. Ранняя помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья создаёт реальные предпосылки решения важной социальной проблемы — профилактики нарушений развития детей в раннем возрасте. А раннее социальное психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями, позволит если не полностью исключить, то значительно ослабить степень ограничений жизнедеятельности, получить в лице семьи надёжного союзника в процессе дальнейшей реабилитации ребёнка.

    Потребность в теоретической и практической основе раннего воспитания детей побуждает педагогов-практиков к разработке новых форм работы с детьми раннего возраста на основе интеграции существующих психологических знаний, педагогических технологий и развивающих методик.

    Ранняя помощь детям и семьям в Российской Федерации стала одной из приоритетных областей деятельности здравоохранения, образования, социальной защиты. В нашей Якутии создание такой системы в республиканском масштабе находится в стадии становления. Обеспечение своевременной и комплексной помощи детям раннего возраста и их семьям предполагает организацию структур, поддерживающих достаточными ресурсами и устойчивыми межведомственными и междисциплинарными связями.

    В Сунтарском улусе побудительными причинами для создания ранней помощи детям и семьям стали следующие факторы:

    - рост числа детей, имеющих нарушения развития уже при рождении

    - рост числа социально неблагополучных семей

    - увеличение количества социальных сирот из числа детей с проблемами здоровья

    и нарушения развития.

    Проблема обусловлена прежде всего тем, что более поздние периоды жизни ребенка, имеющего отклонения в развитии, дошкольный и школьный – уже, можно сказать педагогически освоены, созданы системы дошкольного и школьного воспитания и обучения детей с различными патологиями развития. Что же касается периода от рождения до 3-х лет, то он остается в основном введении медиков. Но врачи занимаются прежде всего здоровьем детей, а сенсорное, умственное и эмоциональное развитие отдаются пока что на откуп родителям.

    В специальной (коррекционной) школе – интернат VIII вида, где мы работаем функционирует инклюзивная дошкольная группа, которую посещают дети с речевыми нарушениями, с ДЦП, часто болеющие дети, нормальные развивающиеся дети.

    В нашей школе работают специалисты с дефектологическим образованием: логопеды, дефектологи, психолог, олигофренопедагоги. Имеется медицинский сектор, где работают: врач-педиатр, массажист, медсестра физиокабинета, инструктор ЛФК.

    На базе нашей школы второй год работает служба ранней помощи. В команду СРП входят: руководитель Службы специалисты, непосредственно осуществляющие абилитацию воспитаников: педагог – психолог, учитель – логопед, учитель - дефектолог. Все специалисты имеют высшее дефектологическое образование, повышение квалификации по работе с детьми раннего возраста.

    Контроль за укреплением здоровья воспитанников осуществляют работники медицинского сектора школы. Основными задачами медицинского сектора является прием, осмотр, обследования и оказание квалифицированной медицинской помощи детям. Основные задачи лечебной физкультуры: коррекция прочных установок опорно-двигательного аппарата, улучшение подвижности в суставов, преодоление слабости отдельных мышечных групп, нормализация тонуса мышц, развитие предметно – манипуляционной деятельности рук, формирование вестибулярных и антигравитационных реакций, равновесие, ориентировки в пространстве, общее релаксация организма. Массаж получают в основном дети с неврологическим диагнозом: ДЦП, нижний парапарез, тетрапарез, заикание, миотонический синдром, нарушение осанки, плоскостопие. При систематическом комплексном лечении детей с ДЦП, наблюдается значительное улучшение состояния.

    Целью деятельности Службы ранней помощи является организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющей ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательное учреждение, подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

    Задачи Службы ранней помощи:

    - выявление проблем детей на ранних этапах развития

    - оказание комплексной системной помощи семье и детям при организации межсетевого взаимодействия учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты

    - комплексная оценка развития ребенка (познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, речевой, области самообслуживания) определение состояния психического здоровья ребенка, качественных особенностей его отношений с родителями и другими членами семьи выявление основных потребностей ребенка и семьи

    - определение специальных образовательных потребностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов на ранних этапах развития ребенка.

    - повышение родительской компетентности по вопросам развития, воспитания и обучения детей раннего возраста.

    - повышение профессиональной компетентности педагогических работников по вопросам оказания комплексной многоуровневой помощи семье и детям раннего возраста.

    - внедрение в практику инновационных технологий сопровождения семей, воспитывающих детей раннего возраста.

    Основными направлениями деятельности Службы ранней помощи являются:

    -деятельность по осуществлению комплексной психолого-педагогической и медико-социальной диагностики детей раннего возраста

    В первый год специалистами Службы проведены медицинские, психолого-педагогические обследования 98 детей от 0 – 7 лет.

    Из них: - проблемы речевого развит ия у 65 детей, из них до 3 лет 8.

    - с нарушениями опорно – двигательного аппарата у 3 детей, из них до 3лет - 1 ребенок.

    - интеллектуальное недоразвитие выявлено у 2 детей

    - развитие соответствует возрастным показателям у 28 детей

    На первом этапе командой специалистов с участием родителей (мам) проводилось комплексное обследование. После проведения комплексного обследования осуществлялось непосредственное психолого-педагогическое сопровождение ребенка и его семьи, которое проходило в форме консультирования и регулярных занятий. Индивидуальные занятия проводились 2 раза в неделю. Содержание индивидуальных занятий соответствовало плану индивидуальной программы развития ребенка и проводилось специалистами Службы согласно графику.

    Индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития, воспитания детей дошкольного возраста проводилось всеми специалистами Службы и отмечено родителями как эффективная форма помощи семье. За данный период специалистами Службы проведено 34 консультаций, в ходе которых специалисты выявляли особенности семейного воспитания детей с ОВЗ и запросы родителей по оказанию психолого-педагогической поддержки.

    Учитывая возросшую потребность со стороны специалистов образовательных учреждений к проблеме раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, специалистами Службы были проведены индивидуальные консультации для воспитателей, логопедов ДОУ, педагогов общеобразовательных школ (9 консультаций).

    Таким образом, за отчетный период проведено 43 консультаций.

    Наличие у специалистов СРП курсов повышения квалификации, переподготовки по профилю ранней помощи: Иванова Е. П. – курсы для логопедов «логопедический массаж при дизартрии» г. Якутск Федорова М. П. Пухова Т. Н. Прокопьева Л. И. – семинар «Психолого - медико - социальное сопровождение детей с ОВЗ» г. Вилюйск Иванова Е. П. Федорова М. П. Пухова Т. Н. курсы повышения квалификации «Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ и их семьям» г. Якутск.

    В первый год, н есмотря на рекламу организованную специалистами Службы в течение года не удалось привлечь большее количе ство родителей нуждающихся в помощи. Родители желали оформить ребёнка в ОУ на целый день и не хотели принимать участие в коррекционно-воспита тельной работе. Дети с опорно - двигательными нарушениями по назначению врача получали сеансы массажа, занимались лечебной физкультурой.

    Результаты первого года работы: наблюдается улучшение у детей с опорно – двигательными нарушениями, появилась фразовая речь, сформировались социально – бытовые навыки родители стали активно сотрудничать со специалистами СРП.

    В этом учебном году было обследовано 53 детей. 20 детей раннего возраста с ОВЗ получают помощь в СРП. Из них по категориям: со сложными множественными нарушениями - 2, с задержкой речевого развития -17. с нарушением опорно – двигательного аппарата – 1.

    В этом учебном году логопед Иванова Е. П. дефектолог Федорова М. П. приняли участие в республиканском практико – ориентированном семинаре по теме «Развитие коммуникации и речи детей раннего возраста (0-3 лет) с проблемами в развитии».

    Специалисты Службы тесно сотрудничают с родителями воспитанников. Это взаимодействие повысило родительскую компетенцию, возникло более глубокая эмоциональная связь между родителями и детьми, понимание и принятие проблем ребенка с нарушениями в развитии. Специалистами Службы проводились консультации, в ходе которых специалисты выявляли особенности семейного воспитания детей с ОВЗ и запросы родителей по оказанию психолого-педагогической поддержки. Специалисты по массажу и ЛФК проводили индивидуальную работу с ребенком, консультировали и обучали родителей приемам массажа и ЛФК.

    Специалистами Службы были проведены индивидуальные консультации для родителей, воспитателей, логопедов ДОУ.

    Специалистами Службы ранней помощи разработаны буклеты, памятки с рекомендациями практико-ориентированного характера: «Кризис трех лет и как его преодолеть», «Учимся говорить», «Сенсорное развитие ребёнка», «Играем вместе», «Если в семье ребенок-инвалид», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи» (для специалистов), «Памятка для родителей, воспитывающих ребенка с ООП», «Советы родителям, воспитывающим детей с ООП», «Гиперактивный ребенок», «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста», «Пальчиковые игры для детей от рождения до 3 лет», «У ребенка задержка речевого развития. Что делать?», «Развитие ребенка в первые годы жизни», «Если ребенок заикается», «Играйте с детьми», «Будь здоров!», «Точечный массаж».

    Служба оснащена необходимыми техническими и игровыми средствами, учебной литературой и информационными ресурсам.

    Ранняя помощь детям с овз это

    Инструктор ЛФК Копылова А. А.

    16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

    Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

    Адрес редакции: 214011, РФ,
    г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
    Контакты: info@infourok.ru

    Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

    Источники:
    cyberleninka.ru, www.myshared.ru, refdb.ru, infourok.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное