Система образования детей с нарушениями речи

1. Логопедическая помощь детям дошкольного и школьного возрастов в системе образования осуществляется в следующих специальных учреждениях:

✓ ясли-сад для детей с нарушениями речи

✓ логопедический детский сад

✓ группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа

✓ учебно-воспитательные комплексы (УВК) для детей с нарушениями речи

✓ школа для детей с нарушениями речи (V вида)

✓ логопедические пункты при общеобразовательных школах

✓ группы для детей с нарушениями речи при детских домах общего типа.

2. Коррекционно-развивающие центры относятся к инновационным типам учреждений и оказывают комплексную помощь детям с нарушениями речи.

3. В системе здравоохранения функционируют:

✓ логопедические кабинеты при детских поликлиниках

✓ стационары и полустационары при детских больницах, диспансерах, специализированных центрах медицинских институтов и т. п.

✓ детские санатории

✓ специализированные ясли для детей с речевыми нарушениями. Такие категории, как умственно отсталые дети, дети со снижением слуха, зрения, с нарушением опорно-двигательного аппарата, психическими нарушениями и т. п. могут получить логопедическую помощь в специальных учреждениях по ведущему дефекту.

4. Специалисты, работающие в указанных выше учреждениях, в своей профессиональной деятельности должны учитывать особое состояние центральной нервной системы детей, имеющих речевые нарушения:

✓ они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, эмоциональной неустойчивостью, расстройствами настроения

✓ имеют различные двигательные нарушения

✓ быстро устают

✓ плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях.

У таких детей отмечаются:

✓ недостаточность регулирующей функции речи

✓ неустойчивость внимания и памяти

✓ низкий уровень понимания словесных инструкций

✓ низкий уровень контроля за собственной деятельностью

✓ нарушение познавательной деятельности

✓ низкая умственная работоспособность. Использованные источники:

Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. С. 169-170.

Специальная педагогика / Под ред. Н.М.

Назаровой. С. 243—244.

  • 08.10.2015 - Реферат "Источники, субъекты и объекты энергетического права РФ".
  • 08.10.2015 - Курсовая работа "Покушение на совершение преступления".
  • 07.10.2015 - Реферат "Бюджетная система страны, принципы ее построения при разных типах государственного устройства".
  • 06.10.2015 - Реферат "Спецификация и защита прав собственности".
  • 05.10.2015 - Курсовая работа "Правовой статус муниципального служащего".
  • 04.10.2015 - Реферат "Архитектурные памятники Великого Новгорода".
  • 02.10.2015 - Курсовая работа "Амнистия и помилование".
  • 01.10.2015 - Реферат "Аудит бартерных операций".
  • 05.05.2011 - Курсовая работа "Проблема демаркации научного знания".
  • ГЛАВА 20. СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

    Система коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии в России складывалась постепенно.

    В период до 1917 г. учреждения для аномальных лиц существовали за счет частных благотворительных средств, в которых специальное обучение строилось на основе выделения и разграничения наиболее резко выраженных дефектов (глухота, слепота, умственная отсталость). Организованной логопедической помощи людям с дефектами речи не оказывалось.

    Систематическая разносторонняя помощь лицам с различными видами речевой патологии стала развиваться лишь с 20-х годов.

    Видные деятели педагогической и медицинской общественности неоднократно указывали на отрицательное влияние речевой патологии на формирование психики и личности в целом.

    В 1911 г. состоялся съезд московских учителей, где впервые была подчеркнута необходимость организации специальной помощи детям, страдающим речевыми расстройствами. Такая помощь оказывалась в двух вспомогательных школах под руководством сурдопедагога Ф. A. Pay. А в 1915 г. создаются логопедические курсы.

    В 1918 г. по инициативе В. Бонч-Бруевича организуются обязательные для всех воспитателей и врачей дошкольных учреждений Москвы логопедические курсы. Через год вышло постановление Совнаркома, в котором были определены функции наркоматов просвещения и здравоохранения в отношении воспитания и охраны здоровья аномальных детей. Обучение аномальных детей было выделено в общегосударственную задачу.

    I Всероссийский съезд (1920) про борьбе с детской дефективностью определил принципы построения системы воспитания и обучения детей с различными видами аномального развития.

    В 1922 г. на Всероссийском съезде заведующих губоно говорилось о важности создания учреждений для этих категорий детей.

    В 1924 г. проходил II съезд по социально-правовой охране несовершеннолетних (СПОН). Л. С. Выготский, выступая на съезде, предложил новый подход к анализу структуры дефекта, его коррекции и компенсации, выделил цели и задачи специального обучения, исходя из единых с массовой школой принципов воспитания детей.

    Трудно переоценить значение создания в 1929 г. научного центра по разработке проблем дефектологии экспериментально-дефектологического института (ЭДИ), ныне НИИ коррекционной педагогики РАО, что способствовало проведению комплексного изучения аномальных детей, разработке научных основ дифференцированной сети специальных школ и системы воспитания, обучения в них детей.

    Институт участвовал в принятии (начало 30-х годов) закона об обязательном всеобуче аномальных детей.

    Научный анализ развития государственной системы специального образования в России проведен Н. Н. Малофеевым (1996 г.). Выделены этапы становления и функционирования различных типов учреждений, их постепенная дифференциация в связи с изменением отношения государства и общества к лицам с особыми нуждами.

    Комплексное изучение детей, основанное на клинико-психологической диагностике различных видов аномалий, позволило создать фундаментальную научную базу для развития в стране разветвленной сети специальных дошкольных и школьных учреждений.

    Правильное понимание сложной структуры речевого дефекта дало возможность не только устанавливать правильный диагноз, определять тип специального учреждения и методы коррекционно-воспитательной работы с ребенком, но и прогнозировать нарушения вторичного порядка.

    Органами образования и здравоохранения была проведена организационно-методическая работа, направленная на выявление и учет детей ясельного, дошкольного и школьного возраста, нуждающихся в специальном обучении и коррекции.

    Тесное содружество теории и практики позволило дать научное обоснование обучения и воспитания детей и подростков с речевой патологией, установить потребность в развитии сети специальных учреждений.

    Введение в номенклатуру того или иного типа специальных учреждений предваряется широким комплексным клинико-нейрофизиологическим и психолого-педагогическим изучением детей, организацией системы экспериментального обучения.

    В настоящее время определены структуры различных типов учреждений, содержание коррекционного и воспитательного воздействия. Предусмотрена преемственность, обеспечивающая при необходимости возможность перевода ребенка в учреждение, соответствующее уровню его общего и речевого развития.

    С каждым годом увеличивается помощь аномальным детям дошкольного возраста.

    После принятия решения «О номенклатуре дошкольных учреждений для детей с нарушениями в физическом и умственном развитии» получила значительное развитие сеть специальных дошкольных учреждений.

    Продолжается совершенствование системы школьного и дошкольного обучения детей с нарушениями речи.

    Взрослые, подростки и дети с нарушениями речи получают комплексную медицинскую, логопедическую помощь в поликлинике, больнице, диспансере, санатории.

    Государственная забота о детях с отклонениями в развитии выражается не только в создании дифференцированной сети специальных школ, но и в систематическом повышении уровня образования детей с дефектами в развитии. Подавляющее большинство специальных школ является интернатными, и все содержание детей в них обеспечивается за счет государства.

    В нашей стране широко развита дифференцированная логопедическая помощь взрослому и детскому населению. Она осуществляется по линии образования и здравоохранения.

    Система специального образования детей с нарушением речи. Логопедия как средство специального обучения детей с нарушением речи.

    Детские (логопедические) сады для детей с нарушениями речи оказывают массовую помощь детям с различными отклонениями речевого развития. Их основная задача -- коррекция речевого нарушения и подготовка к обучению в общеобразовательной школе или в специальной общеобразовательной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. [3]

    В соответствии с типовым положением о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи определены три профиля специальных групп:

    1) группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН)

    2) группы для детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

    3) группы для детей с заиканием. [1]

    В группы ФФН направляются дети с нарушением произношения отдельных или нескольких звуков, звукосочетаний или целых групп звуков, т.е. дети с дислалией (в случаях, когда дефект исчерпывается нарушением звукопроизношения или сочетается с ринолалией). При этом отмечается не только нарушенное звукопроизношение, но и нарушение речевого дыхания, голоса, назализация - носовой оттенок (гнусавость). Дети с дизартрией, когда дефекты произношения и просодики связаны с нарушением иннервации артикуляционного аппарата (параличи и парезы органов артикуляции), также направляются в группы этого профиля. [1]

    В группу ФФН дети зачисляются на полгода или год. Преодоление

    Речевое недоразвитие у детей дошкольного возраста бывает разной степени: полное отсутствие общеупотребительной речи (1 уровень ОНР, по Р.Е.Левиной) ее частичная сформированность - незначительный словарный запас, аграмматичная фраза (2 уровень ОНР) развернутая речь с элементами недоразвития, которые выявляются во всей речевой (языковой) системе, - словаре, грамматическом строе, связной речи и звукопроизношении (3 уровень ОНР). При нерезко выраженном недоразвитии отмечается лексико-грамматическая и фонетико-фонематическая несформированность речи. [1]

    Группы детей с ОНР комплектуются с учетом возраста и степени речевого недоразвития. Дети с 1 уровнем ОНР зачисляются в специальное дошкольное учреждение с 3 лет на 3-4 года обучения. Дети со 2 уровнем ОНР - с 4 лет на 3 года обучения. Дети с 3 уровнем недоразвития речи зачисляются с 4-5 лет на 2 года коррекционного обучения. В настоящее время основной кон-тингент специальных групп составляют дети преимущественно с 3 уровнем общего недоразвития речи. Эффективная логопедическая помощь детям с ОНР может быть осуществлена только при условии комплексного медикопсихолого-педагогического воздействия, при раскрытии структуры речевой недостаточности и при дифференцированном подходе к ее преодолению.

    В группы для заикающихся поступают дети с тяжелым нарушением речи, при котором наблюдаются расстройство ритма, темпа и плавности, непроизвольные остановки или повторения отдельных звуков или слогов в момент произношения.

    У большинства детей с нарушениями речи выявляется недифференцированное представление о речевой действительности, нерасчлененность в осознании элементов речи (звук, слог, слово, предложение, текст), отставание в практическом овладении навыком языкового анализа и синтеза, что вместе с неполноценностью коммуникации создает ситуацию неготовности к овладению письменной речью.

    При комплектовании классов первого отделения школы для детей с тяжелыми нарушениями речи учитываются в первую очередь уровень речевого развития и характер первичного дефекта ребенка. Срок обучения таких учащихся 12 лет. Выпускники специальной школы получают документ о неполном среднем образовании. В учебных планах предусмотрено значительное количество часов на производственно-трудовое обучение. Труд при этом рассмат-ривается как важное коррекционно-воспитательное средство преодоления дефектов развития и формирования личности, как средство подготовки учащихся к самостоятельной жизни, социально-бытовой и трудовой интеграции в общество.

    Преодоление речевых нарушений обеспечивается рациональным сочетанием фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с учащимися. Индивидуальные занятия проводятся учителем 2-3 раза в неделю. Как правило, учителя имеют логопедическое образование. Кроме того, коррекция нарушений развития речи проводится и на уроках родного языка. Для этого в программе предусмотрены специальные разделы: произношение, развитие речи, обучение грамоте, фонетика, грамматика и правописание, развитие речи. Развитие речи проводится и на материале всех других изучаемых предметов.

    В специальной школе дети с речевыми нарушениями получают всестороннее развитие в процессе коррекции недостаточности речевой деятельности. Необходимым условием коррекции является сочетание лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической работы с учащимися.

    В большинстве случаев и на логопедических пунктах при общеобразовательных школах и в специальных школах в ходе работы выявляется положительная динамика развития. Ко 2-3 классу удается преодолеть или сгладить недостатки, которые в 1 классе проявляются наиболее ярко. Своеобразие проявлений речевого недоразвития, низкий уровень знаний по русскому языку, недостаточность речевой коммуникации, особенности эмоционально-волевой сферы и учебной деятельности детей требуют особых коррекционных средств воздействия, направленного одновременно на неречевую и речевую функции. В работе учитывается единство коррекции речи, психических процессов и деятельности.

    Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по специальной (коррекционной) педагогике. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub. html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по специальной (коррекционной) педагогике — и никакой экзамен вам не страшен!

    Если возникла проблема

    Если приложение не запускается на вашем телефоне — воспользуйтесь этой формой .

    Следующий вопрос

    1. В логопедическом дошкольном образовательном учреждении осуществляется дифференцированное обучение

    Система учреждений для детей с нарушениями речи

    1. Логопедическая помощь детям дошкольного и школьного — в системе образования осуществляется в следующих специальных учреждениях:
    ясли-сад для детей с нарушениями речи
    логопедический детский сад
    группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа
    учебно-воспитательные комплексы (УВК) для детей с нарушениями речи
    школа для детей с нарушениями речи (V вида)
    логопедические пункты при общеобразовательных школах
    группы для детей с нарушениями речи при детских домах общего типа.
    2. Коррекционно-развивающие центры относятся к инновационным типам учреждений и оказывают комплексную помощь детям с нарушениями речи.
    3. В системе здравоохранения функционируют:
    логопедические кабинеты при детских поликлиниках
    стационары и полустационары при детских больницах, диспансерах, специализированных центрах медицинских институтов и т. п.
    детские санатории
    специализированные ясли для детей с речевыми нарушениям
    Такие категории, как умственно отсталые дети, дети со снижением слуха, зрения, с нарушением опорно-двигательного аппарата, психическими нарушениями и т. п. могут получить логопедическую помощь в специальных учреждениях по ведущему дефекту.
    4. Специалисты, работающие в указанных выше учреждениях, своей профессиональной деятельности должны учитывать бое состояние центральной нервной системы детей, имени речевые нарушения:
    они характеризуются раздражительностью, повышенной водимостью, двигательной расторможенностью, неустойчивостью, расстройствами настроения
    имеют различные двигательные нарушения
    быстро устают
    плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое ка1 ние на качелях. У таких детей отмечаются:
    недостаточность регулирующей функции речи
    неустойчивость внимания и памяти
    низкий уровень понимания словесных инструкций
    низкий уровень контроля за собственной деятельностью
    нарушение познавательной деятельности
    низкая умственная работоспособность.

    Похожие вопросы

  • Шпаргалки по специальной (коррекционной) педагогике
    1. Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой си. подробнее ».
    Система учреждений для детей с нарушениями речи .

  • . помощь детям дошкольного и школьного возраста в системе образования
    Система учреждений для детей с нарушениями речи .
    1. В логопедическом дошкольном образовательном учреждении осуществляется дифференцированное обучение и воспитание детей с различными формами речевого нарушения . имеющих сохранный слух и интеллект с.

  • Специальная (коррекционная) педагогика - Нарушения письма и чтения
    Нарушение развития речи . 1. Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой си.
    Система учреждений для детей с нарушениями речи .

  • . педагогика - Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями слуха
    Занятия проводя/пен при обязательном присутствии родителей, Центры реабилитации слуха и речи (инновационное учреждение ): диагностика нарушений слуха медико-психолого-педагогическое изучение детей оказание медицинской помощи.

  • Специальная (коррекционная) педагогика - Статистика специальной.
    Наиболее уязвимая возрастная группа — 8—13 лет. Система школьного специального образования: - 1461 школа для детей с нарушением интеллекта (207 336
    развития (12 562 школьника) - 60 учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи (11 362 ребенка ).

  • Логопедия - ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
    Когда нарушение охватывает фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую систему . проявляется так называемое
    Третьим принципом анализа речевых нарушений . выдвинутым Р. Е. Левиной, является связь речи с другими сторонами психического развития ребенка .).

  • . (коррекционная) педагогика - Обучение и воспитание детей с нарушением .
    . расширение чувственного опыта ребенка - развитие его речи и познавательных интересов
    3. Детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта (умственно отсталым) в системе
    для детей с нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях .

  • . педагогика - Дошкольное образование детей с нарушенным зрением
    В целях оказания помощи семье в воспитании слепых и слабовидящих детей созданы соответствующие консультативные группы (при дошкольных учреждениях ). 3. Для эффективного воспитания и обучения детей с нарушением зрения необходимо.

  • Логопедия - Классификация речевых нарушений .
    Первая группа — нарушение средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи ). 1. ФФНР — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие.

  • Логопедия - Этиология нарушений речи . Понятие об экзогенных.
    Речь ребёнка нарушается и задерживается в отсутствие эмоционального положительно окружения. Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи ).

  • Источники:
    www.univer5.ru, mydocx.ru, mybiblioteka.su, cribs.me

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное