Учреждения для детей с зпр

Основные показания для приема ребенка

Тема: Организационные формы помощи дошкольникам с ЗПР

Основные направления обучения и воспитания детей с ЗПР

1. Комплексное исследование фонда знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, развития эмоционально-волевой сферы, речи детей с ЗПР, их нейропсихологическое изучение, наблюдение за динамикой психического развития дошкольников данной категории в условиях коррекционной работы, выстраивание психолого-педагогического прогноза.

2. Развитие познавательной активности воспитанников, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.

3. Обеспечение полноценного психического развития ребенка с ЗПР (формирование психологического базиса для развития высших психических функций и непосредственное формирование высших психических функций).

4. Формирование у детей с ЗПР ведущих видов детской деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов.

5. Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере дошкольников.

6. Преодоление недостатков в речевом развитии детей.

7. Формирование коммуникативной деятельности воспитанников.

Типы и виды образовательных учреждений для детей с ЗПР

Тип образовательного учреждения

Вид образовательного учреждения

Дошкольное образовательное учреждение.

1. Детский сад компенсирующего вида (в состав могут входить группы кратковременного пребывания, а также группы коррекционно-развивающей, консультативной и диагностической направленности). 2. Детский сад присмотра и оздоровления. 3. Детский сад комбинированного вида (в состав могут входить группы кратковременного пребывания, а также группы коррекционно-развивающей, консультативной и диагностической направленности). 4. Комплекс «Детский сад - начальная школа». 5. Детский сад для детей предшкольного возраста (в состав дошкольного учреждения могут входить группы общеразвивающей, компенсирующей, комбинированной направленности для детей 5-7 лет жизни).

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида.

1. Дошкольные группы при школах-интернатах.

Оздоровительные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС).

1. Центр развития ребенка. 2.

Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции. 3. Центр абилитации детей раннего возраста.

в специализированное дошкольное образовательное учреждение

Ребенок принимается в специализированное дошкольное образовательное учреждение для детей с ЗПР в том случае, если у него поставлен один из следующих диагнозов:

1. ЗПР церебрально-органического генеза.

2. ЗПР по типу конституционального психического и психофизического инфантилизма.

3. ЗПР соматогенного генеза с явлениями стойкой соматической астении и соматогенной инфантилизацией.

4. ЗПР психогенного происхождения.

5. ЗПР вследствие иных причин.

6. Педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных микросоциальных условий воспитания.

При равных условиях в первую очередь в специализированное дошкольное образовательное учреждение направляются дети с более тяжелыми формами ЗПР. В тех случаях, когда окончательный диагноз можно установить только в процессе длительного наблюдения, ребенок принимается в дошкольное образовательное учреждение условно на срок от 6 до 9 месяцев. При необходимости этот срок может быть продлен психолого-медико-педагогической консультацией (ПМПК).

Дети с ЗПР принимаются в ДОУ в возрасте с 2,5 лет в младшую диагностическую группу. Далее следуют средняя, старшая и подготовительная к школе группы. При необходимости допускается комплектование группы детьми разных возрастов.

По окончании пребывания ребенка в ДОУ решается вопрос о его обучении в школе. На основании решения педагогического совета дошкольного образовательного учреждения оформляются документы о переводе ребенка в школу для детей с ЗПР, в случае компенсации отклонений – в общеобразовательную школу, а в отдельных случаях, если для этого есть показания - о направлении в специальную (коррекционную) общеобразовательную школу соответствующего вида.

studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИЕМУ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ГРУППЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Приему в дошкольные учреждения и группы для детей с задержкой психического развития (ЗПР) подлежат дети с выраженным диагнозом «задержка психического развития» вследствие ослабленности нервной системы, обусловленной инфекцией, хроническими соматическими заболеваниями, интоксикацией, травмой головного мозга, перенесенными внутриутробно, при родах или в раннем детстве, и нарушениями эндокринной системы. Приему в детский сад подлежат дети с ЗПР в результате педагогической запущенности при неблагоприятных условиях воспитания.

Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, недостаточностью ряда высших психических функций. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности или, наоборот, вялости, апатичности.

Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с незрелостью высших психических функций, нарушениями внимания, памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений. Недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения лексико-грамматических конструкций.

У значительной части детей наблюдаются недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти. Даже при внешнем благополучии устной речи нередко отмечается многословность или, наоборот, недостаточная развернутость высказывания.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе. Малая дифференцированность движений кистей рук, трудности формирования сложных серийных движений и действий отрицательно отражаются на продуктивной деятельности (лепка, рисование, конструирование).

Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности.

Ребенок принимает и понимает задание, но нуждается в своевременной помощи взрослого для усвоения способа действия и переноса усвоенного на другие предметы и действия при выполнении последующих заданий. Способность принимать помощь, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания существенно отличает детей с ЗПР от олигофренов, обнаруживает более высокие потенциальные возможности их психического развития.

Дети 7-го года жизни с задержкой психического развития владеют некоторыми математическими представлениями и умениями: правильно указывают большую или меньшую группу предметов, воспроизводят числовой ряд в пределах пяти (далее часто ошибаются) при обратном счете испытывают затруднения, пересчитывают небольшое количество предметов (в пределах пяти), но затрудняются назвать конечный результат. В целом решение соответствующих возрасту мыслительных задач на наглядно-практическом уровне детям доступно, однако они порой затрудняются в объяснении причинно-следственных связей.

Несложные небольшие рассказы, сказки слушают с вниманием, пересказывают с помощью вопросов, но скоро забывают, общий смысл прочитанного понимают.

Для игровой деятельности детей характерно неумение без помощи взрослого развернуть совместную игру в соответствии с общим замыслом, при этом они не учитывают общие интересы, отсутствует контроль за своим поведением. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил.

При значительной неоднородности клинико-психологической структуры у детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте наряду с незрелыми психическими функциями имеются сохранные, на которые можно опереться при планировании коррекционных мероприятий.

Дети с ЗПР направляются специалистами лечебных и лечебно-профилактических учреждений на медико-психолого-педагогическую комиссию (МППК) для решения вопроса об определении их в соответствующее детское учреждение, где осуществляются лечебно-коррекционные мероприятия.

Решение о направлении или отказе в направлении ребенка в дошкольное учреждение или специальную группу выносится МППК на основании представленных документов, беседы с родителями и обследования ребенка.

Основными медицинскими показателями к приему в дошкольные учреждения и группы для детей с ЗПР являются:

· ЗПР церебрально-органического генеза

· ЗПР по типу конституционального (гармоничного) психического и психофизического инфантилизма

· ЗПР соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении и соматогенной инфантилизации

· ЗПР психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу), психогенная инфантилизация, ЗПР вследствие иных причин.

Другим показанием к приему в дошкольные учреждения является педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных микросоциальных условий воспитания.

При равных условиях в учреждения указанного типа в первую очередь должны направляться дети с более тяжелыми формами ЗПР — церебрально-органического происхождения и прочими клиническими формами, осложненными энцефалопатической симптоматикой.

В тех случаях, когда окончательный диагноз ребенку можно установить только в процессе длительного наблюдения за ним, ребенок принимается в дошкольное учреждение условно на 6—9 мес. При необходимости этот срок может быть продлен.

Не подлежат приему в дошкольные учреждения или группы указанного типа дети при наличии у них следующих клинических форм и состояний:

· олигофрения, органическое, эпилептическое, шизофреническое слабоумие

· выраженные нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата

· выраженные нарушения речи (алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, заикание)

· шизофрения с выраженным расстройством эмоционально-волевой сферы

· выраженные формы психопатий и психопатоподобных состояний различной природы

· частые судорожные пароксизмы, требующие систематического наблюдения и лечения у психоневролога

· стойкий энурез, энкопрез

· хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, органов пищеварения в стадии обострения и декомпенсации.

Примечание. Дети, не подлежащие воспитанию в дошкольных учреждениях указанного типа, направляются в соответствующие учреждения системы образования либо в учреждения системы здравоохранения или социального обеспечения.

Если в период пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с ЗПР выявятся вышеперечисленные дефекты, то ребенок подлежит отчислению или переводу в учреждение соответствующего профиля. Вопрос об отчислении или переводе ребенка решается МППК.

После пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с ЗПР, с учетом уточненного диагноза и на основании решения педагогического совета дошкольного учреждения, оформляются документы о переводе его в школу (класс) для детей с ЗПР или в общеобразовательную школу (и отдельных случаях — о направлении в специальную школу соответствующего типа).

Готовность ребенка к обучению в общеобразовательной или специальной школе определяется педагогическим коллективом совместно с медицинским персоналом дошкольного учреждения.

Для детей с ЗПР организуются:

· детские сады с дневным, круглосуточным или интернатным пребыванием с количеством групп в зависимости от существующей потребности

· дошкольные группы при массовых дошкольно-образовательных учреждениях, детских домах общего типа

· дошкольные группы при школах-интернатах для детей с задержкой психического развития

· консультативные группы при детских садах для детей с ЗПР или при дошкольных учреждениях общего типа, где имеются группы для детей с ЗПР.

Группы комплектуются с учетом возраста детей, старшая группа — дети в возрасте от 5 до 6 лет подготовительная группа — дети в возрасте от 6 до 7 лет. При необходимости допускается комплектование разновозрастных групп.

Заведующий (директор) дошкольного учреждения несет личную ответственность за своевременное комплектование групп в соответствии с решением МППК.

Дошкольные учреждения и группы для детей е ЗПР в своей деятельности руководствуются Положением о дошкольном учреждении.

Статья по теме:
Рекомендации по приему детей с задержкой психического развития в дошкольные учреждения и коррекционные группы

Предварительный просмотр:

Рекомендации по приему детей с задержкой психического развития в дошкольные учреждения и коррекционные группы

Приему в дошкольные учреждения и группы для детей с ЗПР подлежат дети с диагнозом « задержка психического развития», выраженным в замедленном темпе психического развития вследствие ослабленности нервной системы, обусловленной инфекцией, хроническими соматическими заболеваниями, интоксикацией, травмой головного мозга, перенесенных внутриутробно, при родах или в раннем детстве, и нарушениями эндокринной системы. Приему в детский сад подлежат дети с ЗПР, замедление темпа психического развития которых может быть также следствием педагогической запущенности при неблагоприятных условиях воспитания.

Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально – волевой сферы, пониженной работоспособностью, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций. Нарушения эмоционально – волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности либо, наоборот, вялости, апатичности.

Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с незрелостью высших психических функций, нарушениями внимания, памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений.

Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудности усвоения лексико -грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико – фонематического восприятия, снижение слухо – речевой памяти .Даже при внешнем благополучии устной речи нередко отмечается многословность или, наоборот, резко недостаточная развернутость высказывания.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе. Малая дифференцированность движений кистей рук, трудности формирования сложных серийных движений и действий отрицательно отражаются на продуктивности деятельности – лепке, рисовании, конструировании.

Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности. Ребенок принимает и понимает задание, но нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия и осуществления переноса усвоенного на другие предметы и действия для выполнения последующих заданий.

Способность принимать помощь, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания существенно отличает детей с ЗПР от олигофренов, обнаруживает более высокие потенциальные возможности их психического развития.

Дети седьмого года жизни владеют некоторыми математическими представлениями и умениями: правильно указывают большую или меньшую группу предметов, воспроизводят числовой ряд в пределах пяти ( далее часто с ошибками), в обратном счете затрудняются, пересчитывают небольшое количество предметов ( в пределах пяти), но нередко не могут назвать результат. В целом решение соответствующих возрасту мыслительных задач на наглядно – практическом уровне доступно, однако дети могут затрудняться в объяснении причинно – следственных связях.

Несложные небольшие рассказы, сказки слушают с вниманием, пересказывают с помощью вопросов, но скоро забывают, общий смысл прочитанного понимают.

Для игровой деятельности детей характерно неумение без помощи взрослого развернуть совместную игру в соответствии с общим замыслом, недоучет общих интересов, неумение контролировать свое поведение. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил.

При значительной неоднородности клинико – психологической структуры задержки психического развития в дошкольном возрасте наряду с более незрелыми психическими функциями имеется фонд сохранных психических функций, на который возможно опереться при планировании коррекционных мероприятий.

Дети с ЗПР направляются специалистами детских лечебных и лечебно – профилактических учреждений на медико – педагогические комиссии (МПК) с целью решения вопроса об их определении в учреждения для воспитания, коррекции психического развития и восстановительного лечения.

Решение о направлении или отказе в направлении ребенка в дошкольное учреждение или группу выносится МПК на основании представленных документов, беседы с родителями и обследования ребенка.

Основными медицинскими показаниями к приему в дошкольные учреждения и группы для детей с ЗПР являются:

- ЗПР церебрального генеза

- ЗПР по типу конституционального (гармонического) психического и психофизического инфантилизма

- ЗПР соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении и соматогенной инфантилизацией

- ЗПР психогенного происхождения ( патологическое развитие личности по невротическому типу, психогенная инфантилизация)

- ЗПР вследствие иных причин.

Другими показаниями к приему в дошкольноые учреждения является педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных микросоциальных условий воспитания.

При равных условиях в первую очередь в учреждения указанного типа должны направляться дети с более тяжелыми формами ЗПР – церебрально – органического происхождения и прочими клиническими формами, осложненными энцефалопической симптоматикой.

В тех случаях, когда окончательный диагноз ребенку можно установить только в процессе длительного наблюдения за ним, ребенок принимается в дошкольное учреждение уловно, на 6-9 месяцев. При необходимости этот срок может быть продлен МПК.

Не подлежат приему в дошкольные учреждения или группы указанного типа дети при наличии у них следующих форм и состояний:

- олигофрения, органическое, эпилептическое, шизофреническое слабоумие

- выраженные нарушения слуха, зрения, опорно – двигательного аппарата

- выраженные нарушения речи: алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, заикание

- шизофрения с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы

- выраженные формы психопатий и психоподобных состояний различной природы

- частые судорожные параксизмы, требующие систематического наблюдения и лечения у психоневролога

- стойкий энурез, энкопрез

- хронические заболевания сердечно – сосудисой системы, органов дыхания, органов пищеварения в стадии обострения и декомпенсации.

Примечание: Дети, не подлежащие воспитанию в дошкольных учреждениях указанного типа. направляются в соответствующие учреждения системы народного образования либо в учреждения системы здравоохранения или социального обеспечения.

Если в период пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с ЗПР выявляются вышеперечисленные дефекты, то ребенок подлежит отчислению или переводу в учреждение соответствующего профиля. Вопрос об отчислении или переводе ребенка решается МПК. После пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с ЗПР с учетом уточненного диагноза и на основании решения консилиума или педагогического совета дошкольного учреждения оформляются документы о переводе его в школу для детей с ЗПР или в общеобразовательную школу в обычный массовый класс или в класс коррекционно – развивающего обучения (КРО).

Готовность ребенка к обучению в общеобразовательной или специальной школе определяется педагогическим коллективом совместно с медицинским персоналом дошкольного учреждения.

Для детей с ЗПР организуются:

- детские сады с дневным, круглосуточным или интернатным пребыванием детей с количеством групп в зависимости от существующей потребности

- дошкольные группы при детских домах, детских домах общего типа

- дошкольные группы при школах – интернатах для детей с ЗПР

- группы развития или кратковременного пребывания при детских садах либо в общеобразовательных школах, где имеются классы КРО.

Группы комплектуются с учетом возраста детей. 1 подготовительная ( старшая) группа – дети в возрасте от 5 до 6 лет, 2 подготовительная – дети в возрасте от 6 до 7 лет. При необходимости допускается комплектование групп детьми разных возрастов.

Заведующий ( директор) дошкольного учреждения несет личную ответственность за своевременное комплектование групп в соответствии с решением МПК.

Дошкольные учреждения и группы для детей с ЗПР в своей деятельности руководствуются положением о дошкольном учреждении.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с задержкойп сихического развития старшего дошкольного возраста.Работа с бумагой. Сюжетная аппликация.

Дети с задержкой психического развития в дошкольном учреждении

Задержка психического развития- частичное недоразвитие высших психических функций. Если вовремя начать заниматься с ребенком. ЗПР поддается коррекции практически полностью.

Обследование восприятия у детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте

Помодет при обследовании восприятия и написании дипломов.

Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития

Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развитияУспех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учит.

Мотроное развитие ребенка с задержкой психического развития осложняется целым рядом психофизических особенностей. Развитие двигательной сферы таких детей отстает от нормы и характеризуется непропорцио.

Рекомендации родителям, имеющим детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Рекомендации родителям, имеющим детей с задержкой психического развития (ЗПР) Развитие умения общения с ребенком.

Методика работы по формированию у детей с задержкой психического развития пространственно-временных представлений и их реализации в лексико-грамматических средствах языка.

Как формировать пространственно-временные представления и учить реализовывать полученные навыки в лексико-грамматических средствах языка.

1. Важно отметить, что в условиях массовой школы ребенок с ЗПР впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая через неуспеваемость ведет к по-

1 Актуальные проблемы диагностики ЗПР у детей. М. 1982.

явлению и развитию чувства неполноценности, к попыткам личной компенсации в какой-либо другой сфере, чаще — в раз­личных формах нарушения поведения.

По особенностям учебной деятельности, характеру поведения, состоянию эмоционально-волевой сферы <явлений психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений), приводящей к школьной дезадаптации, дети с ЗПР значительно отличаются от нормально развивающихся сверстни­ков и поэтому требуют адекватных коррекционных воздействий с целью наиболее полной компенсации дефектов развития.

Наиболее общие принципы работы с этой категорией детей следующие:

осуществлять индивидуальный подход к каждому ре­бенку как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий

предотвращать наступление утомления (чередование умственной и практической деятельности).

в процессе обучения использовать только те методы, ко­торые могут максимально активизировать познаватель­ную деятельность детей, развивать их речь, ормировать необходимые навыки учебной деятельности

предусмотреть в системе коррекционных мероприятий проведение подготовительных занятий (пропедевтичес­кий период) и обеспечить обогащение детей знаниями об окружающем мире

уделять на уроках и во внеурочное время постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей

проявлять особый педагогический такт — постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности. Этими принципами должны руководствоваться педагоги, работающие с детьми с задержкой психического развития.

Детский психолог в процессе дифференциально-диагности­ческой работы должен решать следующие вопросы:

выявлять и систематизировать патологическую симптоматику и давать ей патопсихологическую квалификацию

проводить структурный анализ выявленных расстройств,

выделять первичные симптомы, связанные с болезнью, и вторичные нарушения, обусловленные нарушением раз­вития

разрабатывать программу коррекционных мероприятий, дифференцированную в зависимости от характера, при­ роды и механизма образования нарушений согласовы­вать коррекционную программу с педагогом для совмес­тной работы, направленной на предупреждение, снятие или ослабления нарушений

проводить психологическое консультирование родителей детей, имеющих задержку развития.

Для оказания квалифицированной психолого-педагогичес­кой помощи этой категории детей в системе народного образо­вания организованы специальные коррекционные детские сады и специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIIвида 1. а при массовых общеобразовательных школах — кор­рекционные классы 2 .

Коррекционное учреждение VIIвида осуществляет образо­вательный процесс в соответствии с уровнями общеобразова­тельных программ двух ступеней общего образования:

1-я ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения — 3—5 лет)

2-я ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет).

Прием детей в коррекционное учреждение VIIосуществля­ется по заключению психолого-медико-педагогической комис­сии (консультации ПМПК) с согласия родителей или законных представителей ребенка (опекунов): в подготовительный 1-П классы, вIIIкласс — в порядке исключения. При этом дети, на­чавшие обучение с 6-летнего возраста — вIкласс. Дети, ранее не обучавшиеся в общеобразовательном учреждении и пока­завшие недостаточную готовность к освоению общеобразова­тельных программ, принимаются с 7-летнего возраста вIкласс

' О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 1-У1П видов: Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 47 от 04.09.1997 г.

Положение об организации в средней общеобразовательной школе коррек­ционных классов. М. 1988.

коррекционного учреждения (нормативный срок освоения — 4 года) с 6-летнего возраста — в подготовительный класс (нор­мативный срок освоения — 5 лет).

По окончании начальной школы педагогический совет школы при участии медицинских работников рассматривает вопрос либо о переводе учащихся, успешно закончивших на­чальное обучение, в массовую общеобразовательную школу, либо — в случае глубоких, стойких форм ЗПР— о продолжении обучения в данной специальной школе. В учебно-воспитатель­ной работе для детей с ЗПР осуществляется принцип диффе­ренцированного подхода на основе психолого-педагогического и клинического изучения ребенка, используются разнообраз­ные методы и формы обучения, способствующие общему раз­витию детей и коррекции их познавательной деятельности.

В специальных коррекционных школах обучаются дети, име­ющие задержку психического развития церебрально-органи­ческого генеза, связанного с нейродинамическими расстройс­твами и нарушениями аффективной сферы.

Дети с аномалиями развития: ЗПР конституционального, соматогенного и психогенного происхождения — могут обу­чаться в общеобразовательной школе, желательно в специаль­ных коррекционных классах, так как во всех этих вариантах задержанного развития прогноз в отношении познавательной деятельности относительно благоприятный.

Согласно положению об организации классов коррекцион­ного обучения вопрос об открытии такого класса решается на педсовете школы и утверждается местными органами народ­ного образования. Максимальное количество учащихся должно быть 16—20 человек. Состав класса по мере продвижения по ступеням обучения может меняться, так как дети могут пере­водиться в обычные классы. Класс формируется с первого года обучения. В него направляются дети с низким уровнем школь­ной зрелости, установленной на основании предшкольной дис­пансеризации. Решение о направлении ребенка в класс кор­рекционного обучения принимает школьная педагогическая комиссия: завуч по начальному образованию, школьный врач, психолог, дефектолог (логопед). В случае последующего выяв-

ления детей со стойкой аномалией развития они направляются на медико-педагогическую комиссию. Необходимо, чтобы для работы в классах коррекционного обучения привлекались педагоги-дефектологи или педагоги, прошедшие специальную подготовку для работы с этой категорией детей.

Астапов В.М. Программа психологической подготовки педагогов классов коррекционно-развивающего обучения. М. МИПКРО, 1996.

Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития де­ тей/Под ред. К. С. Лебединской. М. 1982.

2. Власова Т.А. Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изуче­ния задержки психического развития у детей // Дефектология. 1975. № 6. С. 8-17.

Дети с временными задержками развития / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певз- нер. М. 1971.

Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лу- бовского, Н.А. Цыпиной. М. 1984.

Кузнецова А.В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического разития к школьному обучению: Автореф. дис. на соискание степени канд. психол. наук. М. 1986.

Кулагина И.Ю. Отношение к учению у детей с издержкой психического развития (в начальных классах специальной школы): Автореф. дис. на со­ искание степени канд. психол. наук. М. 1980.

Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб.пособие для студ. психол. высш. учебных заведений. М. Академия, 2004.

Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психичес­ кого развития // Дефектология. 1980. № 3. С. 10—18.

Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе. М. 1987.

Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М. 1990.

Источники:
studopedia.ru, allrefrs.ru, nsportal.ru, www.studfiles.ru

Следующие:




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Сумма цифр: код подтверждения


Вас может заинтересовать

Популярное