Учреждения для детей с зпр
Основные показания для приема ребенка
Тема: Организационные формы помощи дошкольникам с ЗПР
Основные направления обучения и воспитания детей с ЗПР
1. Комплексное исследование фонда знаний, умений, навыков, познавательной деятельности, развития эмоционально-волевой сферы, речи детей с ЗПР, их нейропсихологическое изучение, наблюдение за динамикой психического развития дошкольников данной категории в условиях коррекционной работы, выстраивание психолого-педагогического прогноза.
2. Развитие познавательной активности воспитанников, обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.
3. Обеспечение полноценного психического развития ребенка с ЗПР (формирование психологического базиса для развития высших психических функций и непосредственное формирование высших психических функций).
4. Формирование у детей с ЗПР ведущих видов детской деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов.
5. Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере дошкольников.
6. Преодоление недостатков в речевом развитии детей.
7. Формирование коммуникативной деятельности воспитанников.
Типы и виды образовательных учреждений для детей с ЗПР
Тип образовательного учреждения
Вид образовательного учреждения
Дошкольное образовательное учреждение.
1. Детский сад компенсирующего вида (в состав могут входить группы кратковременного пребывания, а также группы коррекционно-развивающей, консультативной и диагностической направленности). 2. Детский сад присмотра и оздоровления. 3. Детский сад комбинированного вида (в состав могут входить группы кратковременного пребывания, а также группы коррекционно-развивающей, консультативной и диагностической направленности). 4. Комплекс «Детский сад - начальная школа». 5. Детский сад для детей предшкольного возраста (в состав дошкольного учреждения могут входить группы общеразвивающей, компенсирующей, комбинированной направленности для детей 5-7 лет жизни).
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида.
1. Дошкольные группы при школах-интернатах.
Оздоровительные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС).
1. Центр развития ребенка. 2.
в специализированное дошкольное образовательное учреждение
Ребенок принимается в специализированное дошкольное образовательное учреждение для детей с ЗПР в том случае, если у него поставлен один из следующих диагнозов:
1. ЗПР церебрально-органического генеза.
2. ЗПР по типу конституционального психического и психофизического инфантилизма.
3. ЗПР соматогенного генеза с явлениями стойкой соматической астении и соматогенной инфантилизацией.
4. ЗПР психогенного происхождения.
5. ЗПР вследствие иных причин.
6. Педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных микросоциальных условий воспитания.
При равных условиях в первую очередь в специализированное дошкольное образовательное учреждение направляются дети с более тяжелыми формами ЗПР. В тех случаях, когда окончательный диагноз можно установить только в процессе длительного наблюдения, ребенок принимается в дошкольное образовательное учреждение условно на срок от 6 до 9 месяцев. При необходимости этот срок может быть продлен психолого-медико-педагогической консультацией (ПМПК).
Дети с ЗПР принимаются в ДОУ в возрасте с 2,5 лет в младшую диагностическую группу. Далее следуют средняя, старшая и подготовительная к школе группы. При необходимости допускается комплектование группы детьми разных возрастов.
По окончании пребывания ребенка в ДОУ решается вопрос о его обучении в школе. На основании решения педагогического совета дошкольного образовательного учреждения оформляются документы о переводе ребенка в школу для детей с ЗПР, в случае компенсации отклонений – в общеобразовательную школу, а в отдельных случаях, если для этого есть показания - о направлении в специальную (коррекционную) общеобразовательную школу соответствующего вида.
studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИЕМУ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ГРУППЫ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Приему в дошкольные учреждения и группы для детей с задержкой психического развития (ЗПР) подлежат дети с выраженным диагнозом «задержка психического развития» вследствие ослабленности нервной системы, обусловленной инфекцией, хроническими соматическими заболеваниями, интоксикацией, травмой головного мозга, перенесенными внутриутробно, при родах или в раннем детстве, и нарушениями эндокринной системы. Приему в детский сад подлежат дети с ЗПР в результате педагогической запущенности при неблагоприятных условиях воспитания.
Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, недостаточностью ряда высших психических функций. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности или, наоборот, вялости, апатичности.
Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с незрелостью высших психических функций, нарушениями внимания, памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений. Недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения лексико-грамматических конструкций.
У значительной части детей наблюдаются недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти. Даже при внешнем благополучии устной речи нередко отмечается многословность или, наоборот, недостаточная развернутость высказывания.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе. Малая дифференцированность движений кистей рук, трудности формирования сложных серийных движений и действий отрицательно отражаются на продуктивной деятельности (лепка, рисование, конструирование).
Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности.
Ребенок принимает и понимает задание, но нуждается в своевременной помощи взрослого для усвоения способа действия и переноса усвоенного на другие предметы и действия при выполнении последующих заданий. Способность принимать помощь, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания существенно отличает детей с ЗПР от олигофренов, обнаруживает более высокие потенциальные возможности их психического развития.
Дети 7-го года жизни с задержкой психического развития владеют некоторыми математическими представлениями и умениями: правильно указывают большую или меньшую группу предметов, воспроизводят числовой ряд в пределах пяти (далее часто ошибаются) при обратном счете испытывают затруднения, пересчитывают небольшое количество предметов (в пределах пяти), но затрудняются назвать конечный результат. В целом решение соответствующих возрасту мыслительных задач на наглядно-практическом уровне детям доступно, однако они порой затрудняются в объяснении причинно-следственных связей.
Несложные небольшие рассказы, сказки слушают с вниманием, пересказывают с помощью вопросов, но скоро забывают, общий смысл прочитанного понимают.
Для игровой деятельности детей характерно неумение без помощи взрослого развернуть совместную игру в соответствии с общим замыслом, при этом они не учитывают общие интересы, отсутствует контроль за своим поведением. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил.
При значительной неоднородности клинико-психологической структуры у детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте наряду с незрелыми психическими функциями имеются сохранные, на которые можно опереться при планировании коррекционных мероприятий.
Дети с ЗПР направляются специалистами лечебных и лечебно-профилактических учреждений на медико-психолого-педагогическую комиссию (МППК) для решения вопроса об определении их в соответствующее детское учреждение, где осуществляются лечебно-коррекционные мероприятия.
Решение о направлении или отказе в направлении ребенка в дошкольное учреждение или специальную группу выносится МППК на основании представленных документов, беседы с родителями и обследования ребенка.
Основными медицинскими показателями к приему в дошкольные учреждения и группы для детей с ЗПР являются:
· ЗПР церебрально-органического генеза
· ЗПР по типу конституционального (гармоничного) психического и психофизического инфантилизма
· ЗПР соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении и соматогенной инфантилизации
· ЗПР психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу), психогенная инфантилизация, ЗПР вследствие иных причин.
Другим показанием к приему в дошкольные учреждения является педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных микросоциальных условий воспитания.
При равных условиях в учреждения указанного типа в первую очередь должны направляться дети с более тяжелыми формами ЗПР — церебрально-органического происхождения и прочими клиническими формами, осложненными энцефалопатической симптоматикой.
В тех случаях, когда окончательный диагноз ребенку можно установить только в процессе длительного наблюдения за ним, ребенок принимается в дошкольное учреждение условно на 6—9 мес. При необходимости этот срок может быть продлен.
Не подлежат приему в дошкольные учреждения или группы указанного типа дети при наличии у них следующих клинических форм и состояний:
· олигофрения, органическое, эпилептическое, шизофреническое слабоумие
· выраженные нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата
· выраженные нарушения речи (алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, заикание)
· шизофрения с выраженным расстройством эмоционально-волевой сферы
· выраженные формы психопатий и психопатоподобных состояний различной природы
· частые судорожные пароксизмы, требующие систематического наблюдения и лечения у психоневролога
· стойкий энурез, энкопрез
· хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, органов пищеварения в стадии обострения и декомпенсации.
Примечание. Дети, не подлежащие воспитанию в дошкольных учреждениях указанного типа, направляются в соответствующие учреждения системы образования либо в учреждения системы здравоохранения или социального обеспечения.
Если в период пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с ЗПР выявятся вышеперечисленные дефекты, то ребенок подлежит отчислению или переводу в учреждение соответствующего профиля. Вопрос об отчислении или переводе ребенка решается МППК.
После пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с ЗПР, с учетом уточненного диагноза и на основании решения педагогического совета дошкольного учреждения, оформляются документы о переводе его в школу (класс) для детей с ЗПР или в общеобразовательную школу (и отдельных случаях — о направлении в специальную школу соответствующего типа).
Готовность ребенка к обучению в общеобразовательной или специальной школе определяется педагогическим коллективом совместно с медицинским персоналом дошкольного учреждения.
Для детей с ЗПР организуются:
· детские сады с дневным, круглосуточным или интернатным пребыванием с количеством групп в зависимости от существующей потребности
· дошкольные группы при массовых дошкольно-образовательных учреждениях, детских домах общего типа
· дошкольные группы при школах-интернатах для детей с задержкой психического развития
· консультативные группы при детских садах для детей с ЗПР или при дошкольных учреждениях общего типа, где имеются группы для детей с ЗПР.
Группы комплектуются с учетом возраста детей, старшая группа — дети в возрасте от 5 до 6 лет подготовительная группа — дети в возрасте от 6 до 7 лет. При необходимости допускается комплектование разновозрастных групп.
Заведующий (директор) дошкольного учреждения несет личную ответственность за своевременное комплектование групп в соответствии с решением МППК.
Дошкольные учреждения и группы для детей е ЗПР в своей деятельности руководствуются Положением о дошкольном учреждении.
Статья по теме:
Рекомендации по приему детей с задержкой психического развития в дошкольные учреждения и коррекционные группы
Предварительный просмотр:
Рекомендации по приему детей с задержкой психического развития в дошкольные учреждения и коррекционные группы
Приему в дошкольные учреждения и группы для детей с ЗПР подлежат дети с диагнозом « задержка психического развития», выраженным в замедленном темпе психического развития вследствие ослабленности нервной системы, обусловленной инфекцией, хроническими соматическими заболеваниями, интоксикацией, травмой головного мозга, перенесенных внутриутробно, при родах или в раннем детстве, и нарушениями эндокринной системы. Приему в детский сад подлежат дети с ЗПР, замедление темпа психического развития которых может быть также следствием педагогической запущенности при неблагоприятных условиях воспитания.
Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально – волевой сферы, пониженной работоспособностью, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций. Нарушения эмоционально – волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности либо, наоборот, вялости, апатичности.
Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с незрелостью высших психических функций, нарушениями внимания, памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений.
Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудности усвоения лексико -грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико – фонематического восприятия, снижение слухо – речевой памяти .Даже при внешнем благополучии устной речи нередко отмечается многословность или, наоборот, резко недостаточная развернутость высказывания.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе. Малая дифференцированность движений кистей рук, трудности формирования сложных серийных движений и действий отрицательно отражаются на продуктивности деятельности – лепке, рисовании, конструировании.
Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности. Ребенок принимает и понимает задание, но нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия и осуществления переноса усвоенного на другие предметы и действия для выполнения последующих заданий.
Способность принимать помощь, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания существенно отличает детей с ЗПР от олигофренов, обнаруживает более высокие потенциальные возможности их психического развития.
Дети седьмого года жизни владеют некоторыми математическими представлениями и умениями: правильно указывают большую или меньшую группу предметов, воспроизводят числовой ряд в пределах пяти ( далее часто с ошибками), в обратном счете затрудняются, пересчитывают небольшое количество предметов ( в пределах пяти), но нередко не могут назвать результат. В целом решение соответствующих возрасту мыслительных задач на наглядно – практическом уровне доступно, однако дети могут затрудняться в объяснении причинно – следственных связях.
Несложные небольшие рассказы, сказки слушают с вниманием, пересказывают с помощью вопросов, но скоро забывают, общий смысл прочитанного понимают.
Для игровой деятельности детей характерно неумение без помощи взрослого развернуть совместную игру в соответствии с общим замыслом, недоучет общих интересов, неумение контролировать свое поведение. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил.
При значительной неоднородности клинико – психологической структуры задержки психического развития в дошкольном возрасте наряду с более незрелыми психическими функциями имеется фонд сохранных психических функций, на который возможно опереться при планировании коррекционных мероприятий.
Дети с ЗПР направляются специалистами детских лечебных и лечебно – профилактических учреждений на медико – педагогические комиссии (МПК) с целью решения вопроса об их определении в учреждения для воспитания, коррекции психического развития и восстановительного лечения.
Решение о направлении или отказе в направлении ребенка в дошкольное учреждение или группу выносится МПК на основании представленных документов, беседы с родителями и обследования ребенка.
Основными медицинскими показаниями к приему в дошкольные учреждения и группы для детей с ЗПР являются:
- ЗПР церебрального генеза
- ЗПР по типу конституционального (гармонического) психического и психофизического инфантилизма
- ЗПР соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении и соматогенной инфантилизацией
- ЗПР психогенного происхождения ( патологическое развитие личности по невротическому типу, психогенная инфантилизация)
- ЗПР вследствие иных причин.
Другими показаниями к приему в дошкольноые учреждения является педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных микросоциальных условий воспитания.
При равных условиях в первую очередь в учреждения указанного типа должны направляться дети с более тяжелыми формами ЗПР – церебрально – органического происхождения и прочими клиническими формами, осложненными энцефалопической симптоматикой.
В тех случаях, когда окончательный диагноз ребенку можно установить только в процессе длительного наблюдения за ним, ребенок принимается в дошкольное учреждение уловно, на 6-9 месяцев. При необходимости этот срок может быть продлен МПК.
Не подлежат приему в дошкольные учреждения или группы указанного типа дети при наличии у них следующих форм и состояний:
- олигофрения, органическое, эпилептическое, шизофреническое слабоумие
- выраженные нарушения слуха, зрения, опорно – двигательного аппарата
- выраженные нарушения речи: алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, заикание
- шизофрения с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы
- выраженные формы психопатий и психоподобных состояний различной природы
- частые судорожные параксизмы, требующие систематического наблюдения и лечения у психоневролога
- стойкий энурез, энкопрез
- хронические заболевания сердечно – сосудисой системы, органов дыхания, органов пищеварения в стадии обострения и декомпенсации.
Примечание: Дети, не подлежащие воспитанию в дошкольных учреждениях указанного типа. направляются в соответствующие учреждения системы народного образования либо в учреждения системы здравоохранения или социального обеспечения.
Если в период пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с ЗПР выявляются вышеперечисленные дефекты, то ребенок подлежит отчислению или переводу в учреждение соответствующего профиля. Вопрос об отчислении или переводе ребенка решается МПК. После пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с ЗПР с учетом уточненного диагноза и на основании решения консилиума или педагогического совета дошкольного учреждения оформляются документы о переводе его в школу для детей с ЗПР или в общеобразовательную школу в обычный массовый класс или в класс коррекционно – развивающего обучения (КРО).
Готовность ребенка к обучению в общеобразовательной или специальной школе определяется педагогическим коллективом совместно с медицинским персоналом дошкольного учреждения.
Для детей с ЗПР организуются:
- детские сады с дневным, круглосуточным или интернатным пребыванием детей с количеством групп в зависимости от существующей потребности
- дошкольные группы при детских домах, детских домах общего типа
- дошкольные группы при школах – интернатах для детей с ЗПР
- группы развития или кратковременного пребывания при детских садах либо в общеобразовательных школах, где имеются классы КРО.
Группы комплектуются с учетом возраста детей. 1 подготовительная ( старшая) группа – дети в возрасте от 5 до 6 лет, 2 подготовительная – дети в возрасте от 6 до 7 лет. При необходимости допускается комплектование групп детьми разных возрастов.
Заведующий ( директор) дошкольного учреждения несет личную ответственность за своевременное комплектование групп в соответствии с решением МПК.
Дошкольные учреждения и группы для детей с ЗПР в своей деятельности руководствуются положением о дошкольном учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изобразительная деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с задержкойп сихического развития старшего дошкольного возраста.Работа с бумагой. Сюжетная аппликация.
Дети с задержкой психического развития в дошкольном учреждении
Задержка психического развития- частичное недоразвитие высших психических функций. Если вовремя начать заниматься с ребенком. ЗПР поддается коррекции практически полностью.
Обследование восприятия у детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте
Помодет при обследовании восприятия и написании дипломов.
Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития
Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развитияУспех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учит.
Мотроное развитие ребенка с задержкой психического развития осложняется целым рядом психофизических особенностей. Развитие двигательной сферы таких детей отстает от нормы и характеризуется непропорцио.
Рекомендации родителям, имеющим детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Рекомендации родителям, имеющим детей с задержкой психического развития (ЗПР) Развитие умения общения с ребенком.
Методика работы по формированию у детей с задержкой психического развития пространственно-временных представлений и их реализации в лексико-грамматических средствах языка.
Как формировать пространственно-временные представления и учить реализовывать полученные навыки в лексико-грамматических средствах языка.
1. Важно отметить, что в условиях массовой школы ребенок с ЗПР впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая через неуспеваемость ведет к по-
1 Актуальные проблемы диагностики ЗПР у детей. М. 1982.
явлению и развитию чувства неполноценности, к попыткам личной компенсации в какой-либо другой сфере, чаще — в различных формах нарушения поведения.
По особенностям учебной деятельности, характеру поведения, состоянию эмоционально-волевой сферы <явлений психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенности влечений), приводящей к школьной дезадаптации, дети с ЗПР значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и поэтому требуют адекватных коррекционных воздействий с целью наиболее полной компенсации дефектов развития.
Наиболее общие принципы работы с этой категорией детей следующие:
осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий
предотвращать наступление утомления (чередование умственной и практической деятельности).
в процессе обучения использовать только те методы, которые могут максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь, ормировать необходимые навыки учебной деятельности
предусмотреть в системе коррекционных мероприятий проведение подготовительных занятий (пропедевтический период) и обеспечить обогащение детей знаниями об окружающем мире
уделять на уроках и во внеурочное время постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей
проявлять особый педагогический такт — постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности. Этими принципами должны руководствоваться педагоги, работающие с детьми с задержкой психического развития.
Детский психолог в процессе дифференциально-диагностической работы должен решать следующие вопросы:
выявлять и систематизировать патологическую симптоматику и давать ей патопсихологическую квалификацию
проводить структурный анализ выявленных расстройств,
выделять первичные симптомы, связанные с болезнью, и вторичные нарушения, обусловленные нарушением развития
разрабатывать программу коррекционных мероприятий, дифференцированную в зависимости от характера, при роды и механизма образования нарушений согласовывать коррекционную программу с педагогом для совместной работы, направленной на предупреждение, снятие или ослабления нарушений
проводить психологическое консультирование родителей детей, имеющих задержку развития.
Для оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи этой категории детей в системе народного образования организованы специальные коррекционные детские сады и специальные (коррекционные) образовательные учреждения VIIвида 1. а при массовых общеобразовательных школах — коррекционные классы 2 .
Коррекционное учреждение VIIвида осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:
1-я ступень — начальное общее образование (нормативный срок освоения — 3—5 лет)
2-я ступень — основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет).
Прием детей в коррекционное учреждение VIIосуществляется по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (консультации ПМПК) с согласия родителей или законных представителей ребенка (опекунов): в подготовительный 1-П классы, вIIIкласс — в порядке исключения. При этом дети, начавшие обучение с 6-летнего возраста — вIкласс. Дети, ранее не обучавшиеся в общеобразовательном учреждении и показавшие недостаточную готовность к освоению общеобразовательных программ, принимаются с 7-летнего возраста вIкласс
' О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 1-У1П видов: Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 47 от 04.09.1997 г.
Положение об организации в средней общеобразовательной школе коррекционных классов. М. 1988.
коррекционного учреждения (нормативный срок освоения — 4 года) с 6-летнего возраста — в подготовительный класс (нормативный срок освоения — 5 лет).
По окончании начальной школы педагогический совет школы при участии медицинских работников рассматривает вопрос либо о переводе учащихся, успешно закончивших начальное обучение, в массовую общеобразовательную школу, либо — в случае глубоких, стойких форм ЗПР— о продолжении обучения в данной специальной школе. В учебно-воспитательной работе для детей с ЗПР осуществляется принцип дифференцированного подхода на основе психолого-педагогического и клинического изучения ребенка, используются разнообразные методы и формы обучения, способствующие общему развитию детей и коррекции их познавательной деятельности.
В специальных коррекционных школах обучаются дети, имеющие задержку психического развития церебрально-органического генеза, связанного с нейродинамическими расстройствами и нарушениями аффективной сферы.
Дети с аномалиями развития: ЗПР конституционального, соматогенного и психогенного происхождения — могут обучаться в общеобразовательной школе, желательно в специальных коррекционных классах, так как во всех этих вариантах задержанного развития прогноз в отношении познавательной деятельности относительно благоприятный.
Согласно положению об организации классов коррекционного обучения вопрос об открытии такого класса решается на педсовете школы и утверждается местными органами народного образования. Максимальное количество учащихся должно быть 16—20 человек. Состав класса по мере продвижения по ступеням обучения может меняться, так как дети могут переводиться в обычные классы. Класс формируется с первого года обучения. В него направляются дети с низким уровнем школьной зрелости, установленной на основании предшкольной диспансеризации. Решение о направлении ребенка в класс коррекционного обучения принимает школьная педагогическая комиссия: завуч по начальному образованию, школьный врач, психолог, дефектолог (логопед). В случае последующего выяв-
ления детей со стойкой аномалией развития они направляются на медико-педагогическую комиссию. Необходимо, чтобы для работы в классах коррекционного обучения привлекались педагоги-дефектологи или педагоги, прошедшие специальную подготовку для работы с этой категорией детей.
Астапов В.М. Программа психологической подготовки педагогов классов коррекционно-развивающего обучения. М. МИПКРО, 1996.
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития де тей/Под ред. К. С. Лебединской. М. 1982.
2. Власова Т.А. Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей // Дефектология. 1975. № 6. С. 8-17.
Дети с временными задержками развития / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певз- нер. М. 1971.
Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лу- бовского, Н.А. Цыпиной. М. 1984.
Кузнецова А.В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического разития к школьному обучению: Автореф. дис. на соискание степени канд. психол. наук. М. 1986.
Кулагина И.Ю. Отношение к учению у детей с издержкой психического развития (в начальных классах специальной школы): Автореф. дис. на со искание степени канд. психол. наук. М. 1980.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб.пособие для студ. психол. высш. учебных заведений. М. Академия, 2004.
Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психичес кого развития // Дефектология. 1980. № 3. С. 10—18.
Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе. М. 1987.
Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М. 1990.
Источники:
Следующие:
Комментариев пока нет!
Поделитесь своим мнением