Нервная система ребенка 2 лет

Берегите нервную систему ребенка

Есть одна важнейшая сторона в развитии ребенка, которая подчас ускользает от нашего внимания, — это работа центральной нервной системы, коры головного мозга. А между тем именно от создания правильных, нормальных условий для ее деятельности во многом зависят развитие, поведение и характер ребенка, состояние его здоровья.

Особенно важно обеспечить нормальную деятельность нервной системы в первые годы жизни малыша, в то время, когда происходит бурное ее развитие.

Что может привести к нарушениям в работе центральной нервной системы? Иногда это различные заболевания, иногда неправильный режим питания или погрешности в уходе за ребенком. Но чаще всего это происходит из-за утомления.

Ребенок в течение дня много двигается, играет, вследствие чего к концу дня у него наступает утомление. Если уставшего ребенка вовремя уложить спать, он, отдохнув, снова будет бодрым. Для малыша, который на прогулке много бегал, отдыхом будет спокойное занятие за столом. Если же вовремя не дать отдохнуть утомленному ребенку, может наступить опасное для него переутомление.

Сильная возбудимость, раздражительность или, наоборот, вялость, неспособность сосредоточить свое внимание на чем-нибудь одном, что так часто встречается у детей в более старшем возрасте, — все это последствия утомления нервной системы.

Предупреждать утомление нервной системы нужно с самого раннего возраста. И здесь мы сталкиваемся с большими трудностями. Обычно бывает нелегко заметить первые признаки утомления у маленького ребенка. Тем более, что многие родители считают нормальным, если ребенок в этом возрасте часто плачет, капризничает. быстро переходит от веселого настроения к раздражительности. А ведь все это иногда вызывается утомлением его нервной системы. Действительно, нередко трудно бывает отличить: просто капризничает ребенок или же он устал.

Детям раннего возраста, например, свойственна легкая отвлекаемость. Но если ребенок слишком часто отвлекается во время каких-нибудь своих занятий, игры, это может быть одним из признаков утомления. Об усталости может говорить и быстрая смена настроений.

Признаков утомления у маленьких детей очень много: у ребенка плохой аппетит, с трудом засыпает. Спокойный и веселый — он перед сном вдруг начинает капризничать и плакать.

Обычно приветливый и добрый — с криком отнимает игрушку у приятеля.

Вы, наверное, не раз замечали, как ваш сын, недавно научившийся складывать из кубиков башню, в конце игры начинает беспорядочно накладывать их один на другой и, рассердившись, с плачем бросает. Это значит, что ребенок устал, он, наверное, хочет спать.

Когда устает взрослый, он прекращает утомившее его занятие. Маленький ребенок, естественно, не может сам разобраться в своем самочувствии. Он иногда не понимает, что устал. И здесь на помощь к нему должны прийти родители.

Самое важное для нервной системы малыша — это режим. Правильная смена сна и бодрствования необходима для предупреждения утомления. Четырехмесячный ребенок спит три-четыре раза в день. Годовалый ребенок — уже только два раза.

Иногда в семье рано переводят детей на один дневной сон. Делать это до полутора лет не следует. До года и шести месяцев ребенка необходимо укладывать спать днем дважды. Некоторые матери считают: ребенок долго спит ночью, а поэтому ему не обязательно спать днем второй раз. Это абсолютно неправильное убеждение. Надо ведь, чтобы ребенок не только спал положенное ему количество часов в сутки, но и чтобы сон его правильно чередовался с бодрствованием. Только так он вовремя получит необходимый отдых.

Но бывает так, что родители вовремя укладывают ребенка спать и днем, и вечером, а настоящего отдыха его нервная система все же не получает.

Происходит это потому, что сон ребенка бывает неполноценным. Вам, наверное случалось видеть у соседей вечером такую картину: почти на полную мощность включен телевизор, сидящие вокруг мужчины издают еще более громкие возгласы при каждом забитом голе. А в соседней комнате спит ребенок. Разве можно считать его сон полноценным? Конечно, нет.

Яркий свет в комнате, громкий разговор взрослых — все это мешает малышу. Он может при этом спать, но его нервная система не получает от такого сна полноценного отдыха. И напрасно некоторые родители считают своей заслугой то, что ребенок спит у них при любом свете и шуме. Конечно, не нужно создавать какие-то особенные условия. Слабый свет, спокойный, негромкий разговор не помешают сну малыша.

Но не только недостаточный и неполноценный сон может вызвать утомление нервной системы ребенка.

Иногда бывает так. Режим дня маленького налажен правильно: на сон, прогулку и еду отведены определенные часы обстановка в семье спокойная, а ребенок все-таки капризничает и раздражается, то он слишком вялый, то, наоборот, чересчур возбужденный. Это может происходить потому, что родители, соблюдая режим, не учитывают индивидуальных особенностей ребенка.

Вспомните, как по-разному, например, просыпаются дети. Одному стоит только открыть глаза — и он уже улыбается, уже тянется к игрушке, хочет немедленно спуститься на пол. Другой же просыпается с трудом, долго не хочет отвечать на вопросы, настроение его пониженное, он вот-вот заплачет.

И неправильно делает мать, если в первом случае она, занятая домашними делами, задерживает ребенка в постели, не сразу одевает его, заставляет ждать, пока приготовит завтрак.

Настроение у ребенка падает, вынужденное бездействие вызывает раздражительность.

А если ваш ребенок просыпается с трудом, не следует сразу же заставлять его вставать. Надо поговорить с ним, привлечь его внимание к чему-нибудь яркому, радостному, чтобы помочь ему проснуться и создать хорошее настроение.

Однообразная деятельность также ведет к утомлению.

Ребенок весь день находится в движении и не устает, и в то же время он быстро утомляется, если ему, например, приходится долго идти за руку со взрослым.

Отчего так происходит? Объясняется это очень просто. Ребенок, играя, меняет характер своих движений — в работе находятся разные мышцы и, соответственно, различные участки коры головного мозга, которые ведают работой этих мышц. Поэтому малыш не устает. Другое дело, когда ему приходится все время выполнять одни и те же движения.

— Папа, на ручки, — хнычет маленькая девочка. Отец недоумевает: — Целый день бегаешь, а сейчас не можешь дойти до дома сама.

А она действительно не может, потому что устала.

Чтобы ребенок был бодрым, спокойным и веселым, нужно разнообразить его занятия. При этом, повторяем, надо помнить, что дети сами не могут понять, что они устали. Они часто бегают, пока не упадут от утомления, или требуют вновь и вновь рассказывать полюбившуюся сказку, хотя давно уже пора спать и глаза у них слипаются от усталости. И родители, конечно, не должны идти на поводу у детей. Трехмесячный ребенок может бодрствовать непрерывно 1 час, шестимесячный — 2, годовалый — 3 — 3 с половиной часа, не больше.

Здоровый ребенок трех лет может без каких-либо признаков утомления бодрствовать 6 с половиной часов. Но заниматься чем-либо одним более 20 — 25 минут он не может.

Плохо, когда малыш слишком много находится в сидячем положении или же, наоборот, чересчур много бегает. И то и другое ведет к быстрому утомлению нервной системы. Поэтому необходимо спокойные игры чередовать с подвижными, время от времени менять характер занятий детей.

Нельзя все время развлекать ребенка, надо дать ему возможность побыть одному, на какой-то срок сосредоточиться на определенном занятии.

Нервная система ребенка чрезвычайно уязвима и хрупка, поэтому ее надо оберегать от резких внешних раздражителей. Малышей утомляют громкие звуки, издаваемые некоторыми игрушками, громкая речь взрослых, и особенно окрики.

Не следует водить маленьких детей в кино, разрешать им смотреть телевизор, брать их с собой в гости, где собирается много народа. Такие непосильные нагрузки ведут к утомлению ребенка и ничего, кроме вреда, ему не приносят.

Утомление нервной системы у детей могут вызывать и другие ошибки, допускаемые родителями в воспитании.

Например, что можно сказать о тех родителях, которые вечером затевают с ребятами шумную, возбуждающую игру? После этого малыш долго не может уснуть, сон его неглубок и неспокоен.

— Да он сам просит, — оправдываются родители.

Конечно, маленьким детям очень нравится, когда взрослые играют с ними. Несколько раз так поиграли с малышом перед сном, и вот он уже не хочет ложиться в постель и требует, чтобы мать или отец развлекали и забавляли его снова.

Есть такие семьи, где родители, для того чтобы успокоить ребенка, читают ему на ночь книжки. Ребенок и так утомился за день, а его «загружают» новыми впечатлениями, которые подчас очень сильно действуют на нервную систему. Вы прочитали сказку о Бармалее, и ваша дочь или сын долго не могут уснуть:

— Смотри, папа, а в этом темном углу не Бармалей сидит?

Ребенок начинает бояться темноты, плохо спит, становится раздражительным и мнительным, ему начинают сниться «страшные» сны.

Если вы своевременно не прекратите чтение таких сказок и рассказов, которые чрезмерно волнуют ребенка, возбуждают его воображение, вы можете серьезно расшатать его еще не окрепшую нервную систему.

Обилие впечатлений, даже радостных, приятных, также может вызвать у ребенка утомление. Если родители чуть не ежедневно приносят ребенку все новые и новые игрушки и книжки, он быстро перестает ими интересоваться. Едва перелистав книжку, он тут же бросает ее и тянется за игрушкой. Яркая картинка не привлекает его, как прежде, и не вызывает у него никакого восторга. Но и игрушка уже не может надолго задержать его внимания. Это также говорит в какой-то мере об усталости нервной системы. Частая смена впечатлений требует от ребенка большого нервного усилия, и это утомляет его.

Дети раннего возраста не могут долго заниматься чем-то одним, но им также трудно сразу прекратить свое занятие и быстро переключиться на что-нибудь другое.

— Сейчас же кончай играть и иди умываться! — требует мать.

Но маленькому ребенку очень трудно сразу прервать игру. Все его внимание сосредоточено на ней, игра заинтересовала его. Чтобы оторваться от нее, ребенку нужно сделать определенное усилие. Однако это для него нередко очень сложная, а иногда и непосильная задача. А если мать, не учитывая этой особенности нервной системы ребенка, будет настаивать на быстром выполнении своего требования, малыш начнет раздражаться. Он отказывается выполнить требование матери, становится непослушным.

Еще хуже, когда родители сами, без предупреждения, прекращают игру, отнимают и прячут понравившуюся ребенку игрушку. Этим они не только не добиваются послушания, а, наоборот, вызывают у детей раздражение и нежелание слушаться.

Если вы хотите, чтобы ребенок оставил игру, постарайтесь чем-нибудь отвлечь его.

Иногда родители из самых лучших побуждений все время одергивают ребенка.

— Вова, сиди за столом прилично! — Не хлопай дверью! — Не мешай папе читать газету!

Все это совершенно справедливые требования. Но если непрерывно делать детям замечания, это начинает раздражать их, вызывает у них сопротивление и нервозность.

— Миша, нельзя двигать стулья! — Перестань бегать!

Запреты иногда так и сыплются на ребенка. А он не может долго находиться без какого-либо занятия, а тем более сидеть неподвижно. Ребенок устает, начинает капризничать, раздражается.

Нельзя заставлять детей сидеть спокойно за столом и долго ждать, пока им подадут еду.

Вы только что начали одевать ребенка и вдруг зазвонил телефон. Так не надо же сердиться на трехлетнего сына за то, что он не может спокойно дождаться, когда вы закончите разговор, и пристает к вам: «Мама, пойдем!» Он просто не в состоянии ждать.

Значит ли это, что ребенку можно позволять делать все, что он захочет в данную минуту? Многие родители совершают большую ошибку, считая, что самое главное — это не вызвать раздражения ребенка. «Лишь бы не капризничал», — говорят они и разрешают ему многое из того, что разрешать не следует.

Ваш сын начинает капризничать и вы, «чтобы не волновать ребенка», позволяете ему смотреть вечернюю передачу по телевидению он хочет, чтобы вы купили ему новую заводную машину, и вы, боясь его расстроить, снова уступаете его требованию.

Так вот, не стоит бояться такого рода капризов. К детям нужно относиться чутко и внимательно, но — когда это необходимо — и требовательно. Потакать им не надо и, конечно, нужно запрещать то, что нельзя делать, но, запрещая что-либо, старайтесь тут же заинтересовать малыша каким-нибудь другим занятием.

Очень важно в воспитании ребенка придерживаться единства требований в семье. А ведь часто бывает так, что бабушка разрешает делать то, что не позволяет мать, а мать нарушает запреты отца. Ребенок не понимает, почему, когда отца нет дома, ему можно играть с письменным прибором на столе, а когда приходит отец, это уже не разрешается. Он продолжает тянуться за пресс-папье, и тут его настигает грозный окрик отца. Как это плохо, когда кто-нибудь из членов семьи старается снискать расположение ребенка, разрешая ему делать то, что не позволяют остальные!

— Какая нехорошая мама, она не дает Сереженьке свои пуговицы! — говорит двухлетнему малышу бабушка. — А мы, пока ее нет, поиграем с пуговичками.

И попробуйте в следующий раз не дать Сереже пуговицы — он будет требовать их с криком и слезами, и сама бабушка долго не сможет успокоить его.

Несогласованность действий и требований членов семьи, при которой сегодня ребенку разрешают делать то, за что наказывают завтра, раздражает малыша, нервирует его.

Только в семье, где отец и мать являются единомышленниками во взглядах на воспитание ребенка и согласовывают свои требования и действия по отношению к нему, только в такой семье могут быть созданы хорошие условия для нормального развития его нервной системы.

Семья является коллективом, в котором происходит формирование характера ребенка. Там, где семья дружная и крепкая, там и дети, как правило, вырастают спокойными, выдержанными и уравновешенными. И наоборот, в тех семьях, где между родителями происходят постоянные пререкания, где царит неспокойная атмосфера, там и дети раздражительны, капризны.

Вы приходите с работы усталый и начинаете брюзжать по поводу того, что жена не слишком расторопно накрыла вам на стол. А на вас смотрят внимательные глаза вашего сына. Он слушает вас и думает, сопоставляет, прикидывает. И для него не проходит бесследно ваша перепалка с женой.

Ровное и спокойное отношение взрослых необходимо маленьким детям не меньше, чем вовремя приготовленный обед и завтрак или полноценный сон и отдых.

Неорганические поражения центральной нервной системы у детей раннего возраста (от 0 до 2-х лет) (начало)

В последнее время всё чаще и чаще (по некоторым данным - от 70% до 90%) новорождённым детям выставляется диагноз: перинатальная энцефалопатия (ПЭП), что очень пугает родителей. Давайте попробуем немного подробнее поговорить о том, что же такое ПЭП, как проявляется, как с этим бороться, чтобы избежать различных неприятных последствий, каким образом предупредить возникновение у малыша болезни.

Клинически ПЭП проявляется следующими пятью синдромами:
  • повышенной нервно-рефлекторной возбудимости
  • судорожным
  • гипертензионно-гидроцефальным
  • угнетения
  • коматозным.
  • У одного ребёнка может быть как какой-либо изолированный синдром, так и сочетание нескольких (о проявлениях каждого из синдромов мы поговорим несколько ниже).

    В течение болезни различают следующие периоды:
  • острый (от рождения до 1 месяца)
  • ранний восстановительный (от 1-го до 4-го месяца)
  • поздний восстановительный (от 4 месяцев до 1 года)
  • резидуальные последствия или исход (после 1 года).
  • Следует отметить, что чем раньше начато лечение, тем меньшие изменения происходят в головном мозге, тем благоприятнее исход и последствия менее тяжелы. Если же лечение начинается лишь в резидуальном периоде, то эффект от лечения минимальный.

    Теперь немного поговорим о тех причинах, которые могут привести к развитию перинатальной энцефалопатии .

    О причинах развития ПЭП

    Не вызывает сомнения тот факт, что произвести на свет здорового ребёнка может только здоровая женщина. Многие заболевания будущей мамы (хронические заболевания желудка, почек, сахарный диабет, болезни щитовидной железы, пороки развития сердечно-сосудистой системы), инфекции, перенесённые во время беременности, могут привести к кислородному голоданию плода, а самым чувствительным органом, страдающим от недостатка кислорода, является головной мозг, так как все обменные процессы, происходящие в нём, нуждаются в обязательном присутствии кислорода.

    Большую роль в развитии плода играет течение беременности, а такие осложнения, как:
  • анемия у матери,
  • гипертония,
  • угроза прерывания беременности,
  • преждевременная отслойка плаценты,
  • предлежание плаценты,
  • преэклампсия,
  • преждевременные или запоздалые роды,
  • токсикоз как первой, так и второй половины беременности,
  • длительный безводный промежуток,
  • многоплодие,
  • попадание мекония (кал новорождённых) в околоплодные воды задолго до родов, возраст матери (до 18 и старше 35 лет),
  • фетоплацентарная недостаточность (изменение кровотока между матерью и плодом и, как следствие, кислородное голодание),
  • изменения в структуре плаценты (например, кальциноз - избыточное отложение солей кальция, приводящее к нарушению трофической ("питательной") функции плаценты, поскольку так называемая "перезрелая" плацента при перенашиваемой беременности неспособна обеспечить на должном уровне кровоток между матерью и плодом, следовательно, нарушается главная функция - обеспечение будущего ребёнка питательными веществами и кислородом).
  • Роды - самый физиологический процесс и, вместе с тем, самый огромный фактор риска в развитии ПЭП. Любые отклонения в родах могут вызвать поражение головного мозга (преждевременные и запоздалые, стремительные роды. и, наоборот, слабость родовой деятельности рождение двух и более детей "кесарево сечение" - здесь головной мозг страдает в период действия наркоза обвитие ребёнка пуповиной вокруг шеи). Поэтому от того, как женщина подготовится к родам морально и физически, будет зависеть здоровье и судьба её ребёнка.

    Состояние ребёнка при рождении во всём мире оценивается по единой методике, так называемой шкале Апгар (по фамилии автора). Оценивают такие показатели, как частота дыхания, сердцебиение, рефлексы, цвет кожных покровов и крик ребёнка. Каждый показатель может иметь от 0 до 2 баллов, оценку состояния производят на первой и пятой минутах жизни. От того, сколько баллов получил малыш по Апгар, можно судить о его состоянии:
  • 8-10 баллов - практически здоровый ребёнок
  • 4-7 баллов - гипоксия (то есть кислородное голодание головного мозга) средней тяжести, ребёнок нуждается в тщательном обследовании и лечении с первых дней жизни
  • 1-4 балла - асфиксия (полное кислородное голодание) - ребёнок нуждается в реанимационных мероприятиях, в срочной интенсивной терапии (обычно таких детей переводят из роддома в специализированные отделения патологии новорождённых и тщательным образом производят обследование и лечение, делают какие-либо прогнозы).
  • А теперь подробнее остановимся на клинических проявлениях различных синдромов.

    Клинические проявления синдромов

    Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости чаще встречается при лёгкой степени поражения мозга (как правило, при рождении такие дети имеют 6-7 баллов по Апгар) и проявляется беспокойным поверхностным сном удлинением периодов бодрствования, нехарактерным для новорождённых трудностью засыпания частым "беспричинным" плачем тремором (подёргиванием) подбородка и конечностей повышением рефлексов вздрагиванием повышением или понижением мышечного тонуса. Диагноз устанавливается при наблюдении за ребёнком, осмотре неонатолога или невропатолога и дифференцируется, как правило, с судорожным синдромом при помощи электроэнцефалограммы (ЭЭГ), в последнем случае на ней отмечаются участки повышенной активности и снижение порога возбудимости.

    Судорожный синдром в остром периоде, как правило, сочетается с синдромом угнетения или коматозным, возникает вследствие гипоксического отёка мозга или внутричерепных кровоизлияний. Проявляется в первые дни жизни тонико-клоническими или тоническими судорогами, отличающимися кратковременностью, внезапным началом, отсутствием закономерности повторения и зависимости от состояния сна или бодрствования, кормления и других факторов. Судороги могут быть в виде мелкоразмашистого тремора, кратковременной остановки дыхания, автоматических жевательных движений, кратковременной остановки дыхания, тонического спазма глазных яблок, имитации симптома "заходящего солнца".

    Ирина Быкова, irleon2000@mail.ru. детский врач и по совместительству мама двоих детей.

    У меня с первым ребёнком ПЭП и куча других диагнозов, были сложные роды на стимуляции 3 дня. лечились с 4 месяцев, очень интенсивно, всё поправили. В 2 и 3 года были фебрильные судороги, в 3,5 поставили вчд, дальше сдвг, проблемы с поведением((( были у остеората, лечимся у невролога, психиатора, психолога. Прибавился и плосковальгус..
    Дочь родилась хорошо, но получила 7/8. Постоянно спала, с 2 недель пошли обильные судороги, тремор ножки, выпучивала глаза, но была спокойна, в 2 мес по нсг небольшое скопление жидкости и усилен кровоток,поставили ПЭП, лекарства, массаж не помогли, был небольшой тонус и перетягивало её тело вправо дугой, в 5 месяцев по нсг поставили очаги кровоизлияний и внутричерепную гипертензию. тогда же пошли к остеопату. После неё через 3 недели стали уходить тонус и стала доча выпрямляться (у неё был вывих первого шейного позвонка и какой то там ещё кости над нёбом, из за чего были проблемы с сасанием, и соску не брала). На нсг в 7 и в 8 месяцев жидкости нет! Кровоизлияния очаги уменьшились по миллиметру, один рассосался. Мой совет. Если видите что есть у ребёнка признаки какие либо, даже малейшие, идите к остеопату! Частая проблема (но не всегда) это повреждение шеи в родах и следствие нарушение кровотока. и далее по цепочке! Не жалейте денег на своё чадо и ищите хорошего специалиста в реестре остеопатов! Сейчас с дочей нам не снимают пока диагноза, но невролог сказала забыть! Ребёнок развивается отлично! Остеопат тоже говорила оставить дочу в покое, все у неё теперь хорошо)) Жалею что с сыном не попала до года в руки к остеопату. у него тоже были проблемы с шеей, но правил мануал(( с болью, страхами..как сейчас уже знаю..как раз ему нельзя было таких стрессов, надо было мягко воздействовать.

    14.10.2016 23:33:18, Татьяна

    ребенку 6 месяцев,беременность доношенная,роды неосложненные,с точки зрения педиатрии и неврологии проблем нет,но вот уже несколько дней стала высовывать кончик языка. С чем это может быть связано?

    08.05.2008 22:11:18, екатерина

    а что можно сказать об органических поражениях ЦНС

    01.06.2007 15:32:24, любик

    Все, что здесь описано ужасно страшно, особенно когда врачи ставят такой диагноз твоему ребенку. Моему сыну УЗИ показало незрелость ЦНС (центральной нервной системы), нарушение шейного кровотока, и, так называемую, водянку мозга, о чем я узнала уже от лечащего врача. Мы прошли 2-х недельный интенсивный курс лечения кучей препаратов, массажем, иньекциями, током. Сейчас "долечиваемся" в реабилитационном центре. Малыш развивается, тьфу-тьфу, превосходно, весит 7700, рост 67 см и это в 4 месяца.

    30.10.2002 21:45:46, Светлана

    Все, что здесь описано ужасно страшно, особенно когда врачи ставят такой диагноз твоему ребенку. Моему сыну УЗИ показало незрелость ЦНС (центральной нервной системы), нарушение шейного кровотока, и, так называемую, водянку мозга, о чем я узнала уже от лечащего врача. Мы прошли 2-х недельный интенсивный курс лечения кучей препаратов, массажем, иньекциями, током. Сейчас "долечиваемся" в реабилитационном центре. Малыш развивается, тьфу-тьфу, превосходно, весит 7700, рост 67 см и это в 4 месяца.

    30.10.2002 21:45:23, Светлана

    Подскажите, что нам делать в 2,5 месяца имея натальное ишемически-травматическое поражение на кранио-вертебральном уровне, блокировка позвонков.Врач порекомендовал сначала дибазол и верашпирон, а потом остеопата.
    Спасибо!

    07.07.2001 01:01:37, Вадим

    Ya rojala starshuy dochku v Israele, rodi bez patologii, po Apgar postavili 9, priehali v Rosiyu i nachalos"- rodovaya travma, gipertenziya, "kuda je vi smotreli, mamasha?" i t.p. Propisali goru lekarstv, grozilis" umstvennoy otstalostyu, ya s perepugu vse davala, o chem seychas jaleyu. Seychas dochke 5 let, vse u nee v poryadke, po moemu rossiyskie vrachi - paniku razvodyat.

    17.05.2001 12:55:10, marina

    Очень рада что прочла Вашу статью, но ужасно сейчас беспокоюсь. оей малышке семь недель, а с четырёх у неё появился беспричинный плач и трудность засыпанмя, да и режима у нас никакого так и нет, также есть все остальные признаки, и вздрагивания и вращание белками глаз и т.д. Никакой оценке нам при рождении не ставили (я рожала не в России) Подскажите мне пожалуйста, что же теперь делать, как лечиться.
    Спасибо, Людмила.

    08.04.2001 15:56:31, Людмила

    Моей дочери поставили ПЭП,в1месяцначали сразу лечиться:обкалывание с лекарством(церебрум),массаж
    Сейчас всё в пределах нормы,
    всё надо лечить до года.

    У моей девочки был поставлен пеп нашим педиатором - но выше перечисленных симтомов нет (мы хорошо спим, едим очень веселый ребенок(родилась 8-9) - только кожа первый месяц была мраморной) - прочла вашу статью и заволновалась - может и напрасно - мог ли врач ошибиться?

    Спасибо за информацию. Только у меня теперь появились беспокойства. Моему малышу поставили 7-8 баллов по Апгар. В карточке стоит пометка угроза асфиксии. И у него были (сейчас вроде почти нет) такие симптомы как: беспокойный сон удлинение периодов бодрствования, трудность засыпания, вздрагивание. Неужели мой масик болен этой болезнью. А врачи ничего не говорят. Как же теперь быть, как распознать этот недуг и какие меры придпринимать. Я теперь в растерянности.

    Спасибо. Очень интересная статья. Не знаю, какой был у моего малыша показатель Апгара, но нам с рождения ставили диагноз "постгипоксия" и до года мы состояли на диспансерном учете у психоневролога. Кое-что пили из лекарств. После года мне сказал врач, что больше нет угрозы развития последствий гипоксии. Так вот у меня вопрос: действительно ли это может пройти "практически само" и моему сыночку теперь ничто не угрожает или же я рано успокоилась? Заранее благодарю за возможный ответ.

    05.04.2001 14:54:21, klodina

    Комментировать статью "Неорганические поражения центральной нервной системы у детей раннего возраста (от 0 до 2-х лет) (начало)"

    Развитие нервной системы ребенка 8 месяцев

    Особенности нервной системы у детей

    Мы все время куда-то спешим, что-то делаем на автомате, улыбаемся, говорим, и не задумываемся, что всеми нашими действиями управляет своеобразный компьютер – центральная нервная система.

    Об особенностях нервной системы у детей в самом начале жизненного пути и пойдет речь в этой статье.

    Особенности нервной системы у детей, или с чего все начинается

    Формирование нервной системы происходит еще внутриутробно, на 5 неделе беременности закрывается нервная трубка, и образуются зачатки мозга. На 2-3 месяце перенатального развития плод уже совершает локальные движения, а на 3-4 месяце становятся заметны двигательные реакции в конечностях и спине на посторонние раздражители. Это закладка базы под безусловные рефлексы (реакции, которые предусмотрены природой для сохранения жизни). Все они заканчивают свое формирование к моменту рождения и остаются до 1,5-5 месяцев. Среди них такие важные сосательный, хватательный, защитный рефлексы. Позже они сменяются условными рефлексами (реакции на условия).

    Ученые выделяют следующие своеобразные особенности развития нервной системы детей первого года жизни:

  • Закрепление условных рефлексов требует длительного повторения, без которого могут быстро исчезнуть
  • Нервная система малышей очень легко возбудима, что не может не отразится на поведении
  • Маленькие дети не ощущают времени, они активны и непоседливы
  • Слабая концентрация внимания. Ребенок следит или слушает всего несколько минут, только к младшему дошкольному возрасту дети становятся способны концентрировать внимание на 10-15 минут.
  • За правильностью развития нервной системы у детей следит детский врач – педиатр. Также первый год обязательны визиты к невропатологу. Врачи оценивают двигательные навыки, безусловные и условные рефлексы, умения малыша и следят, чтобы развитие ребенка оставалось в пределах нормы.

    На что же обращает внимание врач?

  • На пятой неделе ребенок должен уметь фокусировать взгляд. В это же время зарождаются положительные эмоции (реакция на маму).
  • Приблизительно в это же время появляются первые попытки улыбаться, следить за предметами
  • Со стороны слуха малыш должен реагировать на мамин голос и на другие звуки
  • Ребенок должен реагировать также на вкус. Сладкое должно вызывать сосательный рефлекс, а все остальное (горькое, кислое) – выплевывание, гримасы, плач.
  • К середине второго месяца кроха должна пытаться держать голову лежа на животе
  • В 3 месяца реакцией ребенка на обращение должны быть беспорядочные движения конечностей, а при появлении желанного предмета – попытки тянуться и достать его
  • К пяти месяцам ребенок должен уверенно переворачиваться с живота на спину и наоборот
  • В 6 месяцев основная масса крох начинает первые самостоятельные передвижения – ползанье.
  • К 7 месяцам малыш должен стоять с поддержкой за обе ручки, активно ползает, перебирает предметы из руки в руку, стучит ими по столу, кроватке, стенам.
  • В 8 месяцев дети уже должны самостоятельно сидеть, давать ручку по просьбе, самостоятельно ложиться, придерживаясь за кроватки или стенку.
  • Приблизительно к году кроха может ходить при поддержке за ручку или посторонние предметы
  • Если у вашего ребенка что-то не получается, то это совсем не значит, что отклонения критичны. Знать особенности развития нервной системы у детей должна каждая мама, это ей поможет вовремя заострить свое внимание на возникших проблемах. Каждый организм индивидуален, но вы обязательно должны обсудить с доктором возможные причины отставания.

    Много интересного вы сможете найти в разделе -РАЗВИТИЕ ПО МЕСЯЦАМ

    Читайте так же:

    Несмотря на относительную незрелость, нервная система вполне обеспечивает новорожденного безусловными врожденными рефлексами . которые, с одной стороны, служат для обеспечения питания, контакта с окружающей средой, защиты, а с другой — являются основой для формирования в дальнейшем более сложных форм деятельности.

    С первых дней жизни у ребенка функционируют все органы чувств. Отличительной особенностью новорожденного является недифференцированный характер всех его реакций, склонных к генерализации. Раздражение того или иного рецептора вызывает не локальную, а разлитую реакцию.

    Развитие нервной системы происходит тем быстрее, чем младше ребенок . Особенно энергично оно протекает в течение первых 3 мес жизни. Дифференцировка нервных клеток заканчивается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению почти не отличается от коры взрослого человека. Миелинизация завершается к 5 годам.

    С момента рождения доношенный ребенок имеет ряд врожденных . или безусловных . рефлексов . К ним относятся сосание, глотание, мигание, кашель, чиханье, акты мочеиспускания, дефекации и некоторые другие. Они осуществляют приспособление организма к окружающей среде и до конца первого года жизни подвергаются существенной эволюции.

    Врожденные реакции в форме безусловных рефлексов вполне обеспечивают существование ребенка лишь в первые дни жизни. В дальнейшем основными в жизнедеятельности ребенка являются приобретенные рефлексы . обеспечивающие необходимый уровень взаимодействия организма с внешней средой.

    В конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов . В конце 3-го месяца жизни у него можно выработать уже сложные, дифференцированные рефлексы . указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга.

    Развитие высшей нервной деятельности, т. е. приобретение условных рефлексов . на первом году жизни идет быстрыми темпами. Ребенок значительно легче, чем взрослый, образует условные связи с окружающей средой, и они у ребенка более устойчивы. Сравнительно быстро дети приобретают привычки, навыки поведения, которые в последующем остаются на всю жизнь.

    Огромную роль в поведении ребенка играет речь. Формирование речи обусловлено становлением функции сенсорной системы и функциональным созреванием головного мозга.

    Важно помнить, что развитие речи является также продуктом и результатом общения ребенка со взрослым, результатом воспитательной активности.

    Нервно-психическое развитие ребенка

    В первые месяцы жизни мозг, психика, интеллект малыша развиваются так интенсивно, как потом никогда в жизни.
    Поэтому чрезвычайно важно – в каких условиях проходят эти процессы, созданы ли малышу условия для его гармоничного нервно-психического развития. Ведь от этого зависит психическое, психологическое здоровье, интеллект, коммуникабельность будущего взрослого человека, а значит и его судьба. Как же создать ребенку оптимальные условия для его гармоничного развития?

    Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей.
    К моменту рождения ребенка нервная система по сравнению с другими наименее развита и дифференцирована.
    Формирование мозга и всей нервной системы происходит еще долгое время после появления ребенка на свет.
    В течение первого года жизни развитие мозга и нервной системы в целом идет очень интенсивно: увеличиваются размеры нервных клеток, между ними образуется огромное количество связей, происходит миелинизация нервных волокон.
    К 6 месяцам жизни большинство нервных волокон, проводящих импульсы от коры больших полушарий мозга, покрыты миелином, к 3-5 годам этот процесс завершается почти полностью. В первые месяцы жизни в 20 раз увеличивается количество синапсов:
    в возрасте 2–х месяцев – в областях коры головного мозга отвечающих за моторику,
    к 3-м месяцам – за зрение, после 6 месяцев - в лобных долях полушарий, отвечающих за логическое мышление и предвидение.
    Между 8 и 10 месяцами начинает полноценно функционировать гипокамп, область мозга, отвечающая за долговременную память.
    Процессы образования новых нейронных связей идут так интенсивно, что детский мозг потребляет энергии в 2 раза больше взрослого.

    Физиологические рефлексы новорожденного:
    Младенец появляется на свет, имея определенный запас врожденных безусловных рефлексов.
    Их можно условно разделить на 3 группы:
    1. Функциональные (сосательный, глотательный, зрачковый, мигание глаз и др.) Большинство из них - стойкие пожизненные автоматизмы.
    2. Атавистические, которые не играют особой роли в выживании младенца, и достались нам от животных предков. ( Робинзона - хватательный, Моро, автоматизма ходьбы, ползанья, плавания). Эти рефлексы угасают в первые 3 -5 месяцев жизни. Но, если их постоянно тренировать и включать в ситуацию взаимодействия со взрослым, то на их основе можно выработать сложные, целенаправленные формы поведения.
    3. Ориентировочные ( Что такое? ). Являются основой потребности во впечатлениях и направлены на контакт с внешним миром. Именно на их основе формируется человек как уникальная личность.
    Наличие ориентировочных рефлексов новорожденного на свет, звук, прикосновение, свидетельствует о том, что все органы чувств к моменту рождения функционируют. Причем органы чувств младенца настроены на то, чтобы выделять в незнакомом еще внешнем мире именно человека.

    В 2 – 3 недельном возрасте вырабатываются первые простые условные рефлексы.
    После 3-х месяцев условные рефлексы вырабатываются быстро, легко, прочно и устойчиво, ребенок может быстро приобрести определенные навыки поведения и привычки, надолго или навсегда. Т.о. формируется первая сигнальная система.
    С 6–7 месяцев до 1,5–2 лет у малыша формируется вторая сигнальная система, т.е. речь.

    Факторы, влияющие на развитие НС.

    Процесс развития НС у здорового ребенка определяется наследственной программой и впечатлениями, опытом, обучением. Причем генетически предопределены только самые основные функции мозга, позволяющие работать внутренним органам. Дальнейшее развитие мозга происходит под влиянием внешних стимулов и обучения.
    Кто же обеспечивает малышу эти внешние стимулы и впечатления?
    Находящийся рядом взрослый. То есть потребность в общении, впечатлениях, обучении, у маленького ребенка может быть реализована только с помощью других людей, в первую очередь – родителей.

    Двигательные навыки младенца.
    По мере развития нервной системы ребенка он постепенно овладевает различными двигательными (моторными) навыками и умениями. От наследственной программы зависит очередность формирования моторных навыков, но не конкретные сроки их появления. Своевременное появление двигательных навыков у здорового младенца свидетельствует о его правильном «воспитании».
    Например, навык ползания может появиться в возрасте 7-8 месяцев (иногда и раньше) только в том случае, если малыша регулярно выкладывали на ровную, твердую поверхность на животик.

    При правильном воспитательном воздействии, каждый навык появляется у ребенка примерно в определенный срок.
    Если его появление задерживается, говорят об отставании в НПР ребенка.
    Существуют таблицы с ориентировочными сроками появления двигательных . речевых навыков и эмоций малыша. С их помощью оценивают соответствие НПР возрасту ребенка.

    Поведение и воспитание ребенка первого года жизни

    Итак, поведение ребенка в первые дни жизни обусловлено врожденными рефлексами, но рефлексы новорожденного не являются основой его психического развития.
    Все человеческие формы поведения складываются прижизненно под влиянием взрослых.

    Источники: http://razvitiedetei.info/zdorove-rebenka/osobennosti-nervnoj-sistemy-u-detej.html, http://spravka.komarovskiy.net/pokazateli-nervno-psixicheskogo-razvitiya-detej-pervogo-goda-zhizni.html, http://cpr35.com.ru/content/articles/index.php?article=1390

    Комментариев пока нет!

    Новые статьи

    Нервная система ребенка 2 лет

    Длительная высокая температура ребенка

    Длительная лихорадка у детей, причины и лечение - главный врач, Марченко Э.Е. Лихорадка (высокая температура) – защитно-приспособительная реакция организма, возникающая в

    Нервная система ребенка 2 лет

    Ребенку 3 месяца температура 4 дня

    Вопросы о детском здоровье Здравствуйте! Малышу 3м 8д, ночью поднялась температура 38,4. Сняла памперс, проветрила комнату. Температуру воздуха снижаем до 21 и закрываем окно(сильно дует), она моментально

    Нервная система ребенка 2 лет

    Понос ребенка 10 лет без температуры

    Как помочь ребенку если его рвет Когда у ребенка 5 лет возникает рвота без температуры и поноса, главный вопрос родителей это – что делать, чтобы

    Нервная система ребенка 2 лет

    Ребенка повышается температура тела

    Как сбивается повышенная температура тела у ребенка? Повышенная температура тела у маленьких детей сопровождает практически все заболевания, она

    Нервная система ребенка 2 лет

    Ребенок вялый температура 37

    Температура 37,2, ребенок вялый, целый день спит Хронические заболевания: Частые простудные заболевания, в феврале болели ангиной. Здравствуйте, сначала у нас был

    Успокоительные препараты для детей 2 лет

    Какие успокоительные можно давать детям

    С появлением маленького ребенка в доме появляется большое количество забот и проблем. Дети настолько подвижны, целый день, занимаясь своими важными делами, затрачивая неимоверное количество энергии, прогуливаясь на улице, от перевозбужденности плохо спят ночами, и даже дневной сон им не в помощь. А есть категория деток, которым педиатры по их поведению ставят гиперактивность. Они настолько активны, что сон для них просто проблема, а для их мам становиться непреодолимой проблемой уложить своих чад в кровать. И многие родители сталкиваются с такой проблемой, как постоянные капризы детей, нервные и психические срывы, ведущие к эмоциональному сбою организма. Не стоит терпеть и давать ребенку постоянно плакать и нервничать. Некоторые родители считают, что поплачет – успокоится, попсихует – перестанет. Это мнение обманчиво, в связи с тем, что все срывы и долгие плачи очень отражаются на нервной системе. Не нужно калечить психику ребенку уже с ранних лет.

    Какие успокоительные можно давать детям

    С этими проблемами помогут справиться успокоительные препараты, которые ни в коем случае не могут навредить здоровью ребенка, когда у него еще идет формирование нервной системы. Поэтому сразу встает вопрос, -какие успокоительные можно давать ребенку?

    Так вот, ребенку для снятия перевозбудимости, бессонницы и успокоения нервной системы рекомендован такой препарат, как «персен». Конечно, в показаниях по применению в инструкции написано, что давать можно детям по достижении трехлетнего возраста, но не стоит переживать и вполне спокойно можно 1/4 часть таблетки давать на ночь и с шестимесячного возраста. В состав таблеток входят безобидные и натуральные травы – мелиса, мята и валериана. Удобство таблеток заключается в их сладкой оболочке, несущая двойственную функцию. Во-первых, трехлетний ребенок с легкостью и интересом выпьет данное лекарство, а во-вторых, оболочка защищает организм ребенка от прямого действия валерьяны, так как обычная валерьяна пагубно влияет на мозг маленького ребенка.

    Также на вопрос -какое успокоительное можно ребенку до года? – поможет ответить препарат «Магне В6» . который является комплексным витамином, восполняя тем самым дефицит магния в организме, и направляет мозговую деятельность работать в нужном направлении, тем самым действуя успокаивающе на ребенка. Препарат легко дозируется и легко разбавляется водой, удобен в применении и приятный на вкус.

    Народные успокоительные средства для детей

    Народные средства всегда помогут ответить на вопрос -какое успокоительное можно давать детям в 2, 3, 5, 10 лет? Они совершенно безопасны и даже полезны, ведь различные настои трав богаты витаминами, поддерживающие иммунитет ребенка в хорошем состоянии. Ребенку можно делать отвар из мелисы, мяты, растущие у каждого в огороде. Достаточно взять одну чайную ложку смешанных листьев мелисы и мяты заварить крутым кипятком в объеме 200 мл, настоять в течении 15 минут, процедить и давать пить на протяжении всего дня.
    Мало кто знает об успокоительных свойствах глицина, Но он не только улучшает мозговую деятельность, но и стабилизирует нервную систему. Таблетку достаточно растолочь и развести водой. Давать можно до шести недель детям любых возрастов.
    Нужно беречь нервную систему наших маленьких деток, важно дать им как можно больше спокойной атмосферы и положительных эмоций. Они все понимают и ощущают сразу напряженные ситуации. Поэтому нужно сформировать их в начальном этапе их развития, чтобы в будущем быть здоровым и счастливым.

    Читайте так же:

    Лучшие успокоительные препараты и средства для грудничков и старше

    Дети – народ очень эмоциональный, и незначительная мелочь способна привести их в бурный восторг или, напротив, жутко расстроить. В отличие от взрослой, детская нервная система еще не обросла «защитной корой» и часто нуждается в защите. В некоторых случаях приходится принимать детские успокоительные средства.

    Нервная система ребенка 2 лет

    6 верных способов успокоить грудного ребенка

    Чаще всего родители воспринимают успокаивающие средства для детей с большой долей скептицизма. Многие считают такую терапию опасной для малыша, невзирая на рекомендации специалистов. Так ли это на самом деле?

    В ритме современной жизни выражение «безоблачное детство» заметно утрачивает актуальность. Некоторые детки подвергаются стрессам еще на стадии эмбрионального развития. Процесс их появления на свет и приспосабливания к новой окружающей среде – также работа не из легких. Все эти факторы отражаются на детской психике.

    Задача родителей – вовремя и грамотно помогать окрепнуть нервной системе маленького человечка. Справиться с ней на «ура» позволят определенные знания и навыки.

    Плач является единственным средством общения и выражения эмоций для новорожденного ребенка. Унять его бывает очень не просто, особенно молодым и неопытным мамочкам.

    1. Установите и устраните причину недовольства малыша: голод, жажда, неудобное положение или неправильное пеленание.
    2. Спешите к ребенку по первому зову, не надо ждать, пока плач наберет обороты и перейдет в крик. Многих деток гораздо сложнее успокоить, когда они не на шутку раскричатся.
    3. Возьмите ребенка на руки и прижмите животиком к себе, это хорошо помогает во время кишечных колик у младенца.
    4. Постарайтесь отвлечь малыша каким-либо звуком: погремушкой, ласковым разговором, негромким пением.
    5. Приложите ребенка к груди. Даже если он не голоден, запах маминого молока и тепло ее тела действуют всегда успокаивающе.
    6. Главное, старайтесь сохранять спокойствие сами. Нервозность и беспокойство матери расстроит малыша еще больше.

    Если никакие уловки не помогают, и безудержный плач не прекращается – надо обратиться к специалисту. Опытный невролог безошибочно определит причины такого поведения малыша и даст бесценные советы по их устранению.

    Когда невропатолог прописывает успокоительные средства для нервной системы ребенка, не стоит демонстрировать панику, скептицизм и недоверие. Полезнее прислушаться к доктору, ведь нерешенная проблема будет расти вместе с ребенком, иногда даже играя на опережение.

    Препараты для грудного младенца

    Организм новорождённого подобен непрочитанной книге, и никто не может уверенно исключить возможность аллергических или других негативных реакций на различные средства.

    Поэтому, выбирая успокоительное средство до года, необходимо проконсультироваться со специалистом.

    Вы можете воспользоваться:

  • Фармацевтическими средствами
  • Гомеопатическими препаратами
  • Средствами растительного происхождения и народной медициной
  • Наиболее популярные успокоительные препараты для грудничков в области фармацевтики и гомеопатии:

    Микстура готовится в местной аптеке

    К приему медикаметозных успокоительных средств для грудничков прибегают лишь в случаях вынужденной необходимости.

    Наиболее безопасны средства народной медицины: травяные ванны, чаи и настои. Эти меры довольно безвредны, но начинать процедуры надо с осторожностью, чтобы исключить вероятность аллергических реакций.

    Растения с успокоительным эффектом – мята, пустырник и лаванда, мелисса, ромашка и валерьяна с душицей.

    Для приготовления расслабляющей ванны потребуется добавить в воду отвар из этих трав и немного морской соли. Даже беспокойные малыши сладко спят после таких водных процедур.

    Часто педиатры советуют выпить кормящей маме перед сном 10-15 капель валерианы . это успокоит женщину перед сном, а малыша – в течение ночных кормлений.

    Симптомы, которые должны насторожить заботливых родителей :

  • Малыш вздрагивает при малейшем шорохе и даже в тишине
  • Короткий, беспокойный сон ребенка .
  • Младенец резко заливается криком, подолгу не успокаивается, запрокидывает голову или извивается всем телом.
  • Частые продолжительные беспричинные истерики, подбородок малыша дрожит и синеет во время плача.
  • Детский плач никого не оставляет равнодушным и зачастую очень тревожит родителей малыша, однако это не повод применять какие-либо средства по совету подруг и соседок. Обязательно проконсультируйтесь с педиатром!

    Препараты для детей от одного до трех лет

    На втором году жизни ребенок приспосабливается к окружающему миру и привыкает к определенному режиму. Этому возрасту характерны три проблемные группы:
    Нервная система ребенка 2 лет

  • Дети, состоявшие на учете у невропатолога до года. Им надо и дальше наблюдаться и получать соответствующее лечение.
  • Малыши, у которых с опозданием проявилась патология (последствия родовой травмы и т.д.).
  • Ребятишки, которые перенесли психологическую либо другую травму на первом году жизни.
  • Симптомы, побуждающие обратиться за помощью к специалистам :

  • Задержка речи и моторики, заикание.
  • Энурез или признаки нервного тика
  • Бессонница и ночные кошмары
  • Широко применяемые успокоительные средства для детей 2 лет:

    Наш проект посвящен вопросам здоровья, развития, ухода и воспитания детей. В наших статьях мы затрагиваем вопросы физического и психологического развития малышей от самого рождения. Мы расскажем в чем заключаются особенности каждого периода в жизни ребенка. Также вы найдете раздел про детские болезни: как вовремя распознать симптомы, правильно диагностировать заболевание и наиболее действенные и безопасные методы лечения.
    Внимание! Информация предоставлена для ознакомления и не может являться руководством для самостоятельной диагностики и лечения

    Copyright 2016 Наши пупсики: online журнал для родителей Копирование материалов с сайта разрешено только при указании активной ссылки на источник

  • Нравится
  • Не нравится
  • Ланочка 28 May 2014

    Посоветуйте что-нибудь успокоительное для ребенка 2,8 г. Наша дочь в последнее время стала очень раздражительной, нервной. что не скажешь сразу начинает плакать и нервничает, топает ногами. Молчу о том, что слушаться не хочет. Имеет плохой сон, ночью просыпается, не хочет чтобы ее кто-то трогал. Эти нервы доводят меня, честно говоря не выдерживаю. Может что-то давать для успокоения нервов? Не хочется чтобы росла нервной.

  • Нравится
  • Не нравится
  • Nataly 29 May 2014

    Вначале задам вам банальный вопрос - а к врачам вы обращались? Обследование проходили? Всё же во многих случаях нервозность у детей бывает вызвана различными заболеваниями - повышенным внутричерепным давлением, дисбактериозом и т.д. Да и вообще, желательно, чтобы любые лекарства, в том числе и успокоительные, специалисты назначали.

    Из своего опыта могу сказать, что сыну до 2-х лет несколько раз Глицин выписывали (он у нас тоже плохо спал почти с рождения, хотя никаких отклонений в состоянии здоровья обнаружено не было, всё списали на последствия тяжёлых родов). Глицин принимали до 1 года 2 раза в день по 1/4 таблетки, после года - по 1/2 таблетки 2 раза в день. После 2-х лет мы дважды принимали Ново-Пассит - мне кажется, он нам и помог - по крайней мере, сын стал заметно спокойнее и спит лучше. Хотя, может, просто перерос проблему.

    Приём лекарств мы совмещали с массажем и тёплыми травяными ваннами на ночь (лаванда + ромашка). Можете ещё попробовать отвар пустырника давать - по 1 ч. ложке 2-3 раза в день, хотя дети его не любят, так как он достаточно горький на вкус. А в случае истерики меня спасала обыкновенная настойка валерианы - 2-3 капли, и ребёнок почти сразу успокаивался.

  • Нравится
  • Не нравится
  • ЭляАлиева 30 Mar 2015

    В этой ситуации обязательно нужно обратиться к врачу. Но ещё немаловажно понять причину нервозности (если это не болезнь). Однажды я заметила, что моя дочь становиться нервной после просмотра мультики Фиксики (какой то 25-й кадр, не иначе).

    Успокоительные ванночки ещё можно делать из отвара мяты, хвои и ромашки.

  • Нравится
  • Не нравится
  • Ulitka 10 Jun 2015

    У меня сынок очень активный. Слишком активный! Так вот свекровь посоветовала класть недалеко от кроватки ваточку смоченную в растворе валерианы.

    Источники:
    mediinfa.ru, www.7ya.ru, rozhdenie-rebenka.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное