Особенности учебной деятельности детей с зпр и пути ее нормализации

Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР

Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР

Просмотр содержимого документа
«Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР»

Особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР

В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит развитие педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии. Поэтому одной из актуальных проблем современной педагогики остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного и коррекционного процесса. А для того, чтобы решить эту проблему, необходимы совершенствование методов и форм организации коррекционно-развивающей работы, поиск новых, более эффективных путей формирования личности ребенка, которые учитывали бы реальные его возможности.

По определению Стребелевой Е.А. ЗПР – это «психолого-педагогическое определение для наиболее распространенных среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии». Особенности детей с ЗПР описаны в трудах Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Г.И. Жаренковой, С.Г. Шевченко, У.В. Ульенковой. Педагоги широко используют классификацию К.С. Лебединской, которая отражает не только механизмы нарушения психического развития, но и их причинную обусловленность. Согласно этой классификации существуют 4 типа ЗПР-ия.

ЗПР конституционального генеза.

ЗПР соматогенного генеза.

ЗПР психогенного генеза.

ЗПР церебрально-органического генеза.

Для детей с ЗПР характерны отставание в развитии мышления и речи, плохая память, нарушение эмоционально-волевой сферы, снижение устойчивости и концентрации внимания, низкая работоспособность. У детей с ЗПР особенно страдают такие психические функции, как ощущения, восприятия и речь, которые начинают развиваться на более раннем этапе развития. Поэтому процесс переработки сенсорной информации у них существенно отличается от подобного процесса нормально развивающихся детей. Скорость их зрительного восприятия в 3 раза ниже нормы. В связи с нарушением восприятия сенсорных эталонов они затрудняются выделять свойства предметов, их существенные признаки. Этому способствует и то, что у таких детей не сформированы обследовательские действия, поэтому они не могут долго играть одной игрушкой, склонны к бессодержательным играм типа борьбы, бега.

У детей с ЗПР снижен контроль за качеством выполнения работы, т. к. они, как правило, не воспринимают отклонения.

Все перечисленные нарушения в развитии детей с ЗПР негативно сказываются на формирование изобразительной деятельности, в том числе рисования.

В работе Лебедевой Е.Н. представлена характеристика особенностей рисования детей с ЗПР. Они испытывают затруднения при выборе предмета, который можно изобразить, затрудняются в выборе темы, не проявляют при этом активности и самостоятельности. Наблюдается подмена изображений предметов изображениями геометрических фигур. Дополнительные детали в рисунках встречаются крайне редко. У детей с ЗПР не наблюдается стремление к разнообразному цветовому решению изображения. Даже напоминание о том, что имеются краски, карандаши разного цвета, не побуждают детей к их использованию. Поэтому их работы примитивны. Кроме этого многие дети неадекватно используют цвет (например, снеговика могут нарисовать красным цветом).

По мнению Екжановой Е.А. даже к 6-летнему возрасту предметный рисунок схематичен, упрощен. Рисуя человека или животного, изображают только крупные детали, а мелкие могут отсутствовать. Дети часто изображают цветы, дома и деревья одинаковой величины. Стереотипность сюжетных рисунков является одной из особенностей изобразительной деятельности детей с ЗПР. Их рисунки бедны как по содержанию, так и по композиции.

У многих детей изучаемой категории даже к подготовительной группе еще недостаточно сформированы технические навыки рисования: они неправильно держат карандаш, кисть, затрудняются в прорисовке мелких деталей, плохо владеют приемами закрашивания. Несмотря на то, что рисунки выполнены на недостаточно высоком уровне, дети, как правило, оценивают их положительно. Поэтому, для детей с ЗПР характерен сниженный интерес, а для некоторых детей даже его отсутствие к изобразительной деятельности.

Такова качественная характеристика изобразительной деятельности детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. Однако, такие авторы, как Т.А. Власова, Н.Ю. Борякова, К.С. Лебединская, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко, Е.А. Екжанова и др. иучающие данную категорию детей, подчеркивают показатели обучаемости. Они отмечают, что дети с ЗПР способны продуктивно использовать дозированную помощь взрослых, могут перенести найденное решение на аналогичное задание, демонстрируют хорошие потенциальные возможности психического развития. Поэтому так необходимо своевременное выявление, изучение и коррекция нарушений у детей с ЗПР в дошкольном возрасте.

В связи с этим особый интерес представляет изучение нетрадиционных техник изображения и их использование в коррекционной работе с дошкольниками.

По определению Е.Н. Лебедевой термин «нетрадиционный» подразумевает «использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными в педагогической практике образовательных учреждений». Изображать можно различным материалом, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество ребенка.

Доступность нетрадиционных техник приводит детей к удивлению, ситуации успеха, что является важным принципом в работе с детьми с ЗПР. Это стимулирует их желание понять и реализовать способы рисования. А задача воспитателя научить детей разумно пользоваться этим многообразием.

В своей книге «Цветные ладошки» И.А. Лыкова подчеркивает, что в процессе игры в кляксы у ребенка возникают ассоциации. Взрослый «наталкивает» ребенка на поиск связи образов с картинками из окружающего мира. «Что у тебя получилось?». «На что это похоже?». Он тем самым ускоряет переход с доизобразительной ступени на изобразительную. Что важно для развития детей с ЗПР.

Лебедева Е.Н. отмечает, что благодаря высокой коррекционной значимости нетрадиционных техник у детей появляется уверенность в изобразительной деятельности. При контакте пальцев с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В дальнейшем при экспериментировании с водой и краской у детей развиваются восприятие цвета и чувство цвета. Постепенно дети интуитивно улавливают цветовой образ, обнаруживая тем самым зачатки элементов образного мышления, что важно для их дальнейшего развития.

Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность. Это обуславливается тем, что работа с нетрадиционными средствами не только интересна и увлекательна, но и посильна. Тем самым ребёнок с помощью педагога или самостоятельно преодолевает робость, неуверенность, страх.

Как правило, дети с ЗПР часто копируют образец, чего не может наблюдаться, используя нетрадиционные техники изображения, так как они знакомятся не с образцом, а со способом действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это способствует развитию воображения, творчества, самостоятельности, проявлению индивидуальности.

Использование нетрадиционных техник изображения позволяют организовать совместную деятельность детей по созданию коллективных произведений. Работая в парах или группах, дети учатся планировать и координировать свою творческую деятельность, договариваться друг с другом о содержании и ходе выполнения задания.

В коррекционной работе с детьми с нарушениями эмоционально личностного развития особенно эффективны арт-терапевтические техники, которые успешно применяют психологи и психотерапевты. Арт-терапия – это терапия искусством, понимается нами как профилактика и коррекция негативных психологических состояний с помощью искусства и в частности – рисования.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников с проблемами в развитии в целом. О необходимости использования в коррекционной работе нетрадиционных техник изображения говорили многие авторы: Лебедева Е.Н. Дубровская, Екжанова Е.А. Утробина К.К. и др.

Однако особенности ребенка с задержкой психического развития предполагают особый подход к организации занятий, поэтому не все предложенные формы, методы работы с нетрадиционными техниками рисования можно использовать при работе с детьми ЗПР. Наработки авторов можно применять частично, упрощая или наоборот, усложняя. Важной задачей является определение тематики занятий, соответствующих общему тематическому планированию всей коррекционно-развивающей работы.

Значит, возникает необходимость определить круг задач, содержание, разработать методику проведения занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, учитывающих их особенности.

Сравнительные результаты исследования дошкольников с задержкой психического развития экспериментальной и контрольной групп показывают эффективность разработанной нами методики, необходимость проведения такой работы, начиная с младшей возрастной группы, а та же продолжения начатой работы в подготовительной группе.

Таким образом, в ходе работы были решены все поставленные нами задачи, и цель работы в целом была достигнута.

Особенности учебной деятельности детей с задержкой психического развития и пути её нормализации.

Особенности учебной деятельности детей с задержкой психического развития и пути её нормализации.

Деятельность детей с задержкой психического развития (далее детей с ЗПР) характеризуется общей неорганизованностью и недостаточной целенаправленностью. Отмечается и слабость её речевой регуляции. Эти особенности создают дополнительные трудности в процессе овладения учебным материалом и обусловливают необходимость коррекционной работы.

При коррекции указанных отклонений необходимо учитывать особенности деятельности детей, проявляющиеся на уроках по любому предмету школьного курса.

Во время выполнения задания дети указанной категории допускают лишние, не всегда адекватные действия, не делают попыток найти рациональные приемы работы. Дети с ЗПР затрудняются в адекватном словесном обозначении совершаемых действий и точном выполнении предложенных речевых инструкций. В их словесных ответах нет четкого обозначения последовательности произведенных действий. Вместе с тем, содержится описание второстепенных, мало значимых моментов. Кроме того, отчеты о проделанной работе говорят о трудностях их речевого оформления, нечеткости и ограниченности словарного запаса, малой вариативности употребляемых грамматических форм.

Нарушение регулирующей функции речи отрицательно сказывается на формировании умения осуществлять необходимый поэтапный контроль. Дети часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки.

Дети указанной категории не проявляют достаточно стойкого интереса к предложенному заданию они мало активны, безынициативны, не стремятся улучшить свой результат, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок. Это приводит к тому, что учащиеся продолжают допускать прежние ошибки. Интерес к заданию у них быстро угасает, особенно при возникновении затруднений в работе, которые они не стремятся преодолеть.

Среди детей с ЗПР (в плане их отношения к деятельности) можно выделить две подгруппы. Некоторые дети нерешительны, не верят в собственные силы, боятся даже небольших трудностей. Другие, наоборот, излишне активны, импульсивны, переоценивают свои возможности. Они начинают выполнять задания с уверенностью в успехе, однако их действия оказываются мало продуктивными. Дети с ЗПР затрудняются выполнить задание по образцу. Они не соотносят имеющийся образец с инструкцией, не анализируют его образец не определяет в нужной мере последующей деятельности детей. Например, вместо того, чтобы подчеркнуть в слове слог с определенной буквой, учащиеся подчеркивают лишь одну букву этого слога либо все слово целиком иногда указательное требование вообще игнорируется.

Особые трудности эти дети испытывают при выполнении упражнений, включающих в себя несколько частных заданий (составить предложение, изменить слова, подчеркнуть указанный слог и т.п.). приступая в этих случаях к работе, они нередко проявляют нерешительность, задают учителю и друг другу вопросы, которые касаются того, что уже было сказано педагогом или объяснено в учебнике. Иногда ученикам надо помочь понять формулировку задания.

Выполняя упражнение с несколькими заданиями, дети не осмысливают его в целом, часто нарушают последовательность, затрудняются в переключении с одного приёма работы на другой. Некоторые задания (инструкции) ими вообще не выполняются, так как мешают соседние инструкции. При выполнении упражнений с несколькими заданиями увеличивается число ошибок, которые допускаются детьми с ЗПР при обычном списывании текста (например, замены и пропуски букв). Больше становится и самостоятельных исправлений по ходу выполнения работы.

Для характеристики учебной деятельности детей данной категории значимым является следующий факт. Выполняя очередное задание, один и тот же ученик может действовать как правильно, так и ошибочно. Например, ученику дано задание, состоящее из ряда частных заданий: выписать из текста определенные слова, разделить их на слоги, подчеркнуть в этих словах слоги с заданной буквой. При выполнении последнего задания ученик действует по-разному: подчеркивает в нем нужный слог, подчеркивает в нем одну букву, вообще ничего не подчеркивает. Подобное «соседство» правильного выполнения с ошибочным убеждает в том, что в данном и аналогичных случаях имеет место не непонимание инструкции, а временная утеря её из-за усложненных условий работы.

Недочет этих особенностей приводит к тому, что обусловленные ими затруднения увеличиваются в связи с нарастающей сложностью учебного материала. Коррекция отклонений учебной деятельности у детей с ЗПР должна занимать существенное место. При правильной организации работы с детьми данной категории нормализуется их учебная деятельность, повышается их мыслительная активность и совершенствуются мыслительные операции. Все это способствует реализации возможностей детей и повышает эффективность и обучения. Специальное внимание должно быть уделено воспитанию ответственного отношения к собственной деятельности. Необходимо добиваться, чтобы дети поняли причину допущенных ошибок и желали улучшить свои результаты. Формировать эти качества личности можно лишь на интересующем учащихся материале. В процессе коррекции деятельности необходимо использовать индивидуальный подход к детям с учетом их личностных особенностей, обусловленных задержкой психического развития.

Большое место в коррекционной работе должно быть отведено обучению учащихся выполнению заданий, включающих в себя несколько звеньев (инструкций). Здесь важно соблюдать постепенность перевода детей на новый уровень трудности. Надо приучать их внимательно читать задание, пересказывать его своими словами, четко представлять количество звеньев и их последовательность. Дети должны уметь повторно возвращаться к прочитанному заданию, поэтапно проверяя правильность его выполнения.

Необходимо проводить специальную работу в плане организации деятельности детей рассматриваемой категории. В этой связи учитель должен поставить перед собой задачу предупреждать неверные и неточные ответы учащихся. Для этого надо продуманно преподносить учебный материал, соблюдая строгую последовательность при его усложнении, а также четко формулировать задаваемые учащимся вопросы.

Новосельцева Т.Е. учитель – логопед

МБОУ СОШ № 7 г.Мичуринска

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Особенности учебной мотивации детей и подростков с задержкой психического развития (ЗПР)

Необходимо отметить, что проблема мотивации младших подростков с задержкой психического развития в психолого-педагогической литературе освещена недостаточно. Исследовалась, в основном, мотивационная сфера младших школьников. Вместе с тем, полученные в этой области данные помогают понять общие закономерности формирования учебной мотивации у детей с ЗПР.

Исследования учебной мотивации детей с задержкой психического развития, проведенные Н.А.Белопольской, позволили сделать следующие выводы:

- игровая деятельность у этих детей более продуктивна, чем учебная

- систематическое получение этими детьми низких педагогических оценок развивает у них неуверенность в себе

- главной причиной трудностей в учебной деятельности этих детей являются специфические особенности их личности

- коррекционная работа с детьми, страдающими задержкой психического развития, должна быть направлена на изменение смысловой стороны деятельности и перестройку способов оценки ее результата.

Исследование Л.В.Кузнецовой было посвящено более подробному сопоставлению разных видов мотивации у детей с задержкой психического развития. Оказалось, что на момент поступления в школу только у 34% детей наблюдалась явная направленность на игровую деятельность. В то же время, 50% детей оказали предпочтение учебной и 13% - практической деятельности.

Это позволяет сделать вывод о том, что у детей данной категории в какой- то мере представлены учебные мотивы в самом начале обучения, но в дальнейшем они не получают должного развития. Таким образом, дефектологи отмечают своеобразие собственно мотивационной сферы детей с задержкой психического развития и показывают отсутствие готовности к школьному обучению.

Поскольку у детей данной категории отсутствуют школьные интересы, отмечается недостаточная ответственность при выполнении учебных заданий. Школьная ситуация в целом остается ими не понятой. Отсюда слабое включение в учебную деятельность, неумение подчиниться школьным требованиям, сосредоточиться на задании, неадекватная сформированность учебных мотивов.

Вместе с тем, у детей с задержкой психического развития, обучающихся в начальных классах специальной школы, можно сформировать учебную мотивацию (И.Ю.Кулагина 1982 З.И.Калмыкова, И.Ю.Кулагина, 1986). При обучении таких детей в условиях коррекционных классов у них появляется положительное отношение к учению, формируется интерес к учебным предметам, заинтересованность в результатах работы. Дети стремятся к оценке и одобрению со стороны учителя, у них повышается уверенность в себе, оценка своих умственных возможностей.

С появлением в школах для детей с задержкой психического развития старших классов возникла необходимость изучения подростков младшего возраста, в том числе, их мотивационной сферы. К сожалению, в настоящее время, мы располагаем в основном работами, выполненными на нормально развивающихся подростках.

Среди исследований, посвященных мотивам учения школьников, следует отметить работу М.И.Алексеевой, которая изучала учебную мотивацию у нормально развивающихся подростков 5-8 классов и поставила перед собой цель - выявить особенности и пути формирования у них положительной учебной мотивации.

Автор показал, что в мотивации учения у подростков отчетливо выступает группа мотивов, в которых выявляется осознание ими общественной значимости приобретения знаний, понимания необходимости учения для подготовки к самостоятельной жизни. Это связано со стремлением быть полезным человеком в коллективе, с чувством ответственности перед коллективом. У подростка появляются мотивы познавательного характера, интерес к знаниям, любознательность и потребность в расширении своего кругозора, стремление к приобретению новых знаний. При этом, различные мотивы учения выступают не обособленно друг от друга, а в определенном взаимодействии.

В работе З.И.Калмыковой и И.Ю.Кулагиной указывается, что к четвертому классу у детей, испытывающих трудности в обучении, в отличие от нормально развивающихся сверстников, образуется устойчивая заниженная самооценка, нарастает чувство неуверенности в себе. Очевидно, в данном исследовании речь идет о младших подростках с ЗПР.

Длительное положение в роли отстающего в общеобразовательной школе помимо появления чувства неполноценности, может привести к попыткам личностной компенсации, в асоциальных формах поведения подростков.

В этой связи необходимо остановиться на работе В.В.Лебединского, который указывает, что ситуация систематического неуспеха, в которую дети с задержкой психического развития попадают, поступая в массовую школу, отрицательно влияет не только на их дальнейшее интеллектуальное развитие, но и способствует аномальному развитию личности. Для подростков данной категории характерны эмоциональная незрелость, некоторая эйфоричность или, напротив, подавленность, колебания настроения, повышенная аффективная возбудимость.

В исследовании К.С.Лебединской приводится сравнение двух интересующих нас клинически сходных групп:

- подростки из массовой школы с проявлениями психической неустойчивости (их клинико-психологические характеристики, как отмечают авторы, отражают явления задержки психического развития большей частью церебрально-органического генеза)

- подростки с задержкой психического развития церебрально-органического генеза, но обучающиеся в адекватных условиях.

Проследим на основе этих исследований, что происходит с мотивацией учения у таких подростков.

У подростков с задержкой психического развития без отклонений в поведении, обучающихся в условиях спецшколы, клиническое исследование обнаружило положительную динамику психического развития. Очевидными были и достижения в мотивационной сфере. Коренным образом менялась направленность интересов. У большинства подростков стремление к трудоустройству находилось в определенной связи с переживанием своего школьного положения переростков. Появилось желание следовать примерам учеников, которые хорошо учатся и правильно себя ведут.

Что касается подростков спецшколы для детей с задержкой психического развития с выраженными нарушениями поведения, то они даже к 16-17 годам не имеют должного уровня развития самосознания Можно предположить, что, в отличие от подростков без нарушения поведения, негативная фаза начинается у них с опозданием в возрасте 13-15 лет - и выражается в падении учебной мотивации, игнорировании мнения педагогов и повышенной внушаемости к мнению уличных авторитетов, легкой имитации нерегламентированных форм поведения. Сохранение признаков негативной фазы до 16- 17 лет указывает на стойкость задержки психического развития, в основе которой лежит преимущественно незрелость эмоционально-волевой сферы.

Если к этому добавляется безнадзорность дома и неадекватность обучения в условиях общеобразовательной школы, то у подростков быстро нарастают явления педагогической запущенности, формируется отрицательное отношение к школе в целом.

Таким образом, психологическими показателями личностной незрелости подростков с ЗПР являются недоразвитие самосознания, снижение самоконтроля, недостаточная сформированность социальных установок, слабость самооценки, низкий уровень притязаний с пониженной реакцией на успех-неуспех.

Подводя итог проведенному нами анализу проблемы, можно сделать вывод о том, что, несмотря на существенные различия в причинах задержки психического развития и конкретных формах ее проявления, имеются определенные отклонения, характерные для всех подростков с ЗПР. Одной из наиболее общих и наиболее неблагоприятных психологических особенностей этих подростков является отсутствие у них адекватной учебной мотивации. Это резко отрицательно сказывается как на успешности обучения, так и на формировании личности.

Однако в своей работе мы опираемся на положение о значительных потенциальных возможностях подростков с задержкой психического развития. Это положение, во-первых, предполагает перспективность коррекционной работы и, во-вторых, выделяет ведущие факторы в работе с ребенком - развитие его интеллектуальных возможностей и поддержание положительной учебной мотивации.

На сегодняшний день формирование учебной мотивации у подростков с ЗПР изучено недостаточно. Имеющиеся данные о формировании учебной мотивации у нормально развивающихся детей и подростков свидетельствуют о том, что оно совершается в ходе самой учебной деятельности и определяется ее структурой и содержанием. Мы предположили, что и у подростков с ЗПР общие закономерности развития учебной мотивации должны быть теми же. Однако, задержка психического развития препятствует нормальному формированию учебной мотивации в ходе обычного обучения. Можно предположить, что для ее формирования необходимы специальные формы коррекционного обучения. В рамках общих закономерностей формирования мотивации, достижению положительного результата должно способствовать такое коррекционное обучение, которое не ограничивалось бы сообщением детям дополнительных знаний или постоянным многократным повторением учебного материала, а было бы направлено на развитие познавательных процессов подростков, их творческой активности.

Автор: Брайтфельд В.Н.

Нужна дипломная или курсовая работа по психологии или педагогике?

ПРОБЛЕМЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ЗПР В МАССОВОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА К НИМ

Антонина Старушко (Таганрог, Россия)

Внимание исследователей и практиков (педагогов, психологов) всегда привлекали дети с наиболее выраженными нарушениями развития, прежде всего, с разнообразными формами замедленного психического развития. Но по мере развития общества, а вместе с ним и науки, в том числе и специальной педагогики, в сферу исследования специалистов вовлекаются дети с выраженными формами интеллектуальной недостаточности, наиболее ярко проявляющимися в учебной деятельности и не всегда поддающимися выявлению на ранних этапах жизни ребенка. В этих случаях основным симптомом, настораживающим родителей и педагогов, обычно является стойкая неуспеваемость ребенка с самого начала систематического обучения, которое является следствием, как правило, замедленного психического развития. Особые трудности возникают в том случае, если ребенок с ЗПР обучается в массовой школе.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет, поскольку этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности. Более тщательному выявлению пограничных состояний интеллектуальной недостаточности способствует рост требований, предъявляемых к личности ребенка (усложнение школьных программ, более ранние сроки начала обучения).

Синькова Н. Л. отмечает, что в условиях массовой школы ребенок с задержкой психического развития впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая выражается, прежде всего, в неуспеваемости. Это, с одной стороны, ведет к появлению чувства неполноценности, а с другой стороны – к попыткам личностной компенсации в какой-либо другой сфере. Такие попытки иногда выражаются в различных нарушениях поведения. Под влиянием неудач у ребенка с ЗПР быстро развивается отрицательное отношение к учебной деятельности [3, с. 34].

ЗПР характеризуется замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности. В большинстве случаев задержка психического развития отличается стойкой, хотя и легкой, интеллектуальной недостаточностью и слабо выраженной тенденцией к компенсации и обратимому развитию, возможными только в условиях специального обучения и воспитания.

Вследствие нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения. Поскольку большинство психических функций (пространственные представления, мышление, речь и др.) имеют сложное комплексное строение и основаны на взаимодействии нескольких функциональных систем, то и формирование такого рода взаимодействий у детей с задержкой психического развития не только замедлено, но и происходит иначе, чем у нормально развивающихся. Следовательно, соответствующие психические функции складываются не так, как при нормальном развитии.

Для детей этой группы характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.

Левченко И. Ю. пишет, что поступающим в школу детям с ЗПР присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умений, навыков и знаний. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладеть чтением, письмом, счетом. Дети с ЗПР на первом году обучения могут не овладеть положенным по программе навыком чтения. Они медленно, по слогам читают, не соблюдают пунктуационную интонацию, характерны перестановки, замены, пропуски букв и слогов. Бедность словаря, ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире затрудняют понимание ими отдельных слов и выражений, установление причинно-следственных связей, но у этих детей присутствует выраженное стремление понять смысл прочитанного. Поэтому часто отмечается желание перечитать слова, фразы, чтобы понять, о чем написано.

Дети с задержкой психического развития часто бывают не готовы к овладению письмом. Им доступны лишь элементарные формы звукового анализа особые трудности представляет для них последовательное выделение гласных звуков из слов. Состоящих из открытых слогов и согласных при их стечении. При письме дети пропускают буквы, а иногда и слоги, вписывают лишние буквы. В работах встречаются многочисленные ошибки, связанные с незнанием правил или неумением их применять. Им доступно понимание числового ряда, порядковый счет до десяти, некоторым детям доступен и обратный счет, но счет от заданного до заданного числа затруднен. Они могут самостоятельно пересчитать предметы, соотнести их с соответствующей цифрой. Счетные операции в пределах десяти дети производят с помощью счетных палочек, иногда пальцев, при этом часто ошибаются.

Дети 1-2 классов могут решать простые задачи на нахождение суммы и остатка. При обучении в массовой школе они испытывают трудности в усвоении программного материала по математике, особенно при решении задач: не умеют произвести анализ условия задачи в целом, а найдя правильное решение, не могут его объяснить. Однако эти затруднения преодолеваются при направляющей и организующей помощи педагога [1, с. 53].

Таким детям трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием нервной системы. Дети быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую работу.

Установлено, что многие из детей с ЗПР испытывают трудности в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость перцептивных операций. В отличие от умственно отсталых детей, дошкольники с ЗПР не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове. Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предметов, что находит отражение в проблемах, связанных с изобразительной деятельностью.

Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы.

Названные выше недостатки ориентировочно-исследовательской деятельности касаются и тактильно-двигательного восприятия, которое обогащает чувственный опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предмета, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь. Прежде всего, это проявляется в том, что дети не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый им учебный материал. Многое воспринимается ими неправильно.

У всех детей с ЗПР наблюдаются и недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости. При правильном подходе к обучению дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания.

Обучение учащихся с ЗПР в массовой начальной школе требует особого подхода. Забрамная С. Д. считает, что при обучении детей с ЗПР весьма существенным представляется подведение их к обобщению не только по материалам всего урока, но и по отдельным его этапам. Необходимость поэтапного обобщения проделанной на уроке работы вызывается тем, что таким детям трудно удерживать в памяти весь материал урока и связывать предыдущее с последующим. В учебной деятельности школьнику с ЗПР значительно чаще, чем нормальному школьнику, дают задания с опорой на образцы: наглядные, описанные словесно, конкретные и в той или иной степени абстрактные. При работе с такими детьми следует учитывать, что чтение ими всего задания сразу не позволяет правильно понять смысл, поэтому желательно давать им доступные инструкции по отдельным звеньям [2].

Как показывает передовой педагогический опыт, общие принципы работы с детьми данной категории следующие:

осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий

предотвращать наступление утомления (чередование умственной и практической деятельности).

в процессе обучения использовать только те методы, которые могут максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь, формировать необходимые навыки учебной деятельности

предусмотреть в системе коррекционных мероприятий проведение подготовительных занятий (пропедевтический период) и обеспечить обогащение детей знаниями об окружающем мире

уделять на уроках и во внеурочное время постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей

проявлять особый педагогический такт - постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности.

Дети с ЗПР в массовой начальной школе сталкиваются с рядом трудностей. К каждому такому ребенку необходимо осуществлять индивидуальный подход. Не следует подчеркивать отсутствие успехов в учебной деятельности и критиковать за не вполне адекватное поведение. Педагогу нужно всячески поддерживать имеющееся у ребенка на первых порах положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Психолого-педагогическая диагностика развития лиц ограниченными возможностями здоровья. 6-е издание под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М.-2011.

Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. - М, 1998.

http://nsportal.ru Синькова Н.Л. «Особенности учебной деятельности у детей с ЗПР в начальной классах общеобразовательных школ».

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент, Пуйлова Марина Алексеевна

Источники:
multiurok.ru, infourok.ru, superinf.ru, oldconf.neasmo.org.ua

Следующие:




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Сумма цифр: код подтверждения


Вас может заинтересовать

Популярное