Работа с детьми с зпр в группе продленного дня

Игра – важное средство воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в ГПД

Игра – важное средство воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в ГПД

Одна из актуальных проблем современной педагогики – проблема воспитания способности детей к творчеству. Задача формирования и развития творческих способностей стоит перед учителями и воспитателями, работающими с младшими школьниками, т.к. именно в этом возрасте у детей закладываются способы учебной работы, умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к решению проблем. А особенно остро эта задача стоит перед воспитателями. работающими в коррекционных группах, т.к. при задержке психического развития имеет место неравномерность формирования психических функций, при которых страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. У детей с задержкой психического развития: повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность, незрелость эмоций, слабость воли, ограниченный запас общих сведений и представлений, бедный словарь, несформированность навыков интеллектуальной деятельности.

Большие возможности для целенаправленного формирования творческих способностей младших школьников представляет воспитательная и учебная работа в группах продленного дня. Одним из средств формирования способностей детей к творчеству является игра. В игре проявляется потребность детей активно участвовать в окружающей жизни. Игра – один из путей познания ими мира, действительности. В игре особенно ярко проявляются и формируются эмоции детей. Без интереса, переживаний, чувства удовлетворения, удовольствия нет игры. Как только пропадает интерес к игровому действию, разрушается и игра. Игра – вид деятельности, который никогда не может строится на принуждении, обязательности. Игры способствуют организации детского коллектива, созданию радостного, бодрого настроения. В игре ребенок чувствует себя немножко выше того, что он есть в действительности. Учитывая все это в работе с детьми с задержкой психического развития, я использую развивающие, дидактические, подвижные игры. У детей с ЗПР игровая деятельность сформирована не полностью. У них не стойкий интерес к игре, они сами не могут ее организовать.

В игре ребята часто ссорятся, обижаются, если не его выбрали водящим, понимают правила игры, но не всегда подчиняются им. Если в первый год обучения некоторые дети неохотно принимали участие в игре, предпочитали играть в одиночку, то уже в 3 классе дети любят игру, с удовольствием играют, могут сами организовать игру и руководить ею. И помогло им в этом, во-первых, то, что сначала я познакомила детей с правилами честной игры, которые надо соблюдать в любой игре. Для каждого ребенка написала памятку.

Правила эти таковы:

Обидно, когда проигрываешь, но не злись.

Если выиграл, радуйся, но не зазнавайся.

Научи других тому, что умеешь сам.

Будь стойким, не унывай при неудачах.

Будь настойчив, если что-то не получается, терпеливо добивайся успеха.

Не злорадствуй, когда другие проигрывают.

Во-вторых, провожу индивидуальные беседы, разучиваю с детьми считалки, что помогает при организации игр.

В-третьих, игры разнообразны и проводятся ежедневно.

В-четвертых, иногда сама становлюсь участником игры.

Среди большого разнообразия игр, вызывающих интерес у младших школьников, особое место занимают интеллектуально-развивающие игры, которые таят в себе большие возможности творческих проявлений детей. Творческая задача этих игр заключается в развитии интеллекта, психических функций, приемов и операций умственной деятельности.

В работе с детьми с ЗПР ежедневно провожу интеллектуально – развивающие игры – игры со словами и буквами.

Комбинирование слов из ограниченного, но каждый раз нового сочетания букв, подбор слов, имеющих определенное значение, превращение одних слов в другие путем перестановки или добавлением букв, слогов, составление пословиц, поговорок – все это оживляет в памяти и постоянно обогащает словарный запас школьников, содействует умению находить нужные слова, составлять меткие выражения, развивает речь учащихся. Вот почему, работая с ребятами с ЗПР, использую игры, такие как «Наборщик», «Слова – невидимки», «Дежурная буква», «Четыре стихии», «Слова», «Цепочка слов», «Кто больше запомнит». Среди интеллектуально развивающих игр на поиск логических закономерностей особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Младшим школьникам очень нравится отгадывать загадки. У них вызывает интерес, как сам процесс, так и результат этого интеллектуального своеобразного состязания. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, явлениями природы, развивая и обогащая речь, загадки имеют неоспоримое значение в формировании интеллектуальных компонентов способности к творчеству: логического мышления, способности к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению. Загадка, по словам К.Д. Ушинского, «доставляет уму ребенка полезное упражнение». Процесс отгадывания, является своеобразной гимнастикой, мобилизирующей и тренирующей умственные силы ребенка, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству.

Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу. Формы загадок, могут быть очень разнообразны, загадки-трафаретки, кроссворд загадок, лото загадок, рассыпанные загадки, викторина загадок. Отгадывать загадки полезно всем учащимся, а в особенности детям с задержкой психического развития, которые испытывают заметные трудности в выполнении различных видов учебной работы: понимании и осмыслении нового материала, его запоминании и усвоении, установлении связей между различными явлениями, выражении своих мыслей в речи.

Играя с детьми в загадки, прошу, чтобы тот, кто отгадал загадку, мог объяснить «как он догадался». Детям с задержкой психического развития очень трудно доказать, почему найденный ими ответ является правильным. Поэтому, задаю наводящие вопросы, показываю 2-3 картинки, среди которых есть ответ на загадку, чтобы ребенок сам смог объяснить отгадку. Легче дети отгадывают загадки, если они на определенную тему: например «Птицы», «Звери», «Природные явления», «О зиме», «Деревьях» и др.

Игры в загадки – полезный вид организации досуга в группе продленного дня. Загадки используют при проведении различных соревнований, конкурсов смекалистых, на занятиях, прогулках, воспитывая мужественное преодоление трудностей, воображение и размах мыслей.

Разнообразные формы познавательной работы с детьми, например, занимательные упражнения, дидактические игры, практические занятия, чтение, прогулки, экскурсии, позволяют расширить кругозор детей, способствуют общему развитию, кроме того, указанные формы позволяют проводить систематическую работу по закреплению и применению учащимися знаний, полученных на уроке.

Особое место принадлежит дидактическим играм . так как дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию творчества, самостоятельности, инициативы, с другой стороны, решает определенную дидактическую задачу: повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков. В игре ребенок учится использовать полученные знания в новых условиях, которые максимально его активизируют, тем самым, помогая ему лучше закрепить материал. Эта форма работы поддерживает интерес детей к учению, развивает его. Большой популярностью у детей в группе пользуются игры: «Кто быстрее», «Молчанка», «Математическое лото», «Слог потерялся», «Отремонтируй слова», «Словарное домино», которые, во-первых, снимают напряжение и утомление, во-вторых, заинтересовывают, ну и самое главное помогают лучше и быстрее запомнить словарные слова. «Математическая ромашка» - это универсальная игра, ее использую при повторении и закреплении: сложения и вычитания в пределах 10, 100, умножения и деления, внетабличного умножения и деления, деление с остатком.

Младшие школьники плохо владеют своим вниманием, а дидактическая игра активизирует их, удерживает их внимание на одном предмете длительное время, воспитывает у детей наблюдательность, учит подчинять свои действия поставленной задаче доводить начатую работу до конца.

У младших школьников более развита память наглядно–образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Дети значительно лучше запоминают слова, правила, определения понятий, если они включены в игру, если используется момент товарищеского соревнования.

Например: при подготовке домашнего задания, очень трудно было с детьми выучить правила. Для лучшего и быстрого запоминания правил, использую игру, которая называется «Цветик - семицветик». Во время игры дети не только рассказывают новое правило, приводят примеры, но и повторяют ранее изученные правила. Работая с детьми с задержкой психического развития, провожу игры направленные не развитие определенных психических процессов качеств: внимания, памяти, наблюдательности, быстроты реакции.

Для развития памяти использую игры типа: найти предъявленные фигуры, предметы в числе других/ показать 4-5 предметов и затем выбрать их из 8-10 предметов \ сказать что изменилось. Особенно детям нравится игра «Миллион изменений», когда надо отгадать, что изменилось во внешнем виде товарища, какие изменения произошли в классе.

Занимательные упражнения и игры позволяют развивать восприятие ребенка, делают его более точным, предметным, целостным. А это просто необходимо для развития интеллектуальных и художественно – творческих способностей детей с ЗПР. Это такие игры как: «Что в свертке». Развиваем наблюдательность.

Для развития интеллектуальных способностей использую различные игры, в том числе и на улице с использованием мяча. К ним относится игра «Я знаю». В игре детям предлагается общее понятие, для которого надо назвать слова более частные. Для игры использую понятия, имена девочек, мальчиков, название деревьев, стран, городов, рек, фруктов, овощей, продуктов, одежды, цветов, птиц, зверей и.т.д. В эту игру дети играют с удовольствием, часто проводят самостоятельно.

Игры «Числа», «Наоборот», «Съедобное – несъедобное» способствуют формированию внимания, эти игры хорошо проводить на прогулке в группе продленного дня. Игра «Числа», детям очень нравится, они постоянно совершенствуют ее. Сначала называли числа до 30, потом до 50, теперь до 100. Меняют число, которое не должно называться.

Особенно дети любят подвижные игры .

Подвижные игры являются прекрасным средством физического развития, укрепление здоровья, средством педагогической коррекции поведения детей. Высокие требования к честности, справедливости, доброте и другим важнейшим человеческим качествам заключены во всех подвижных играх. Ежедневно на прогулке провожу игры способствующие развитию основных движений, (бег, прыжки, лазанье, бросание, ловля мяча), это такие игры как «Охотники и утки», «Займи пустое место», «Третий лишний», которые формируют нравственные качества: доброжелательность, готовность выручить товарища, заступится за него, если нужно: умение считаться с интересами и мнением партнеров по игре. Многие дети могут самостоятельно организовывать подвижные и другие игры, проявляя творческую инициативу. Игры, проводимые на улице, не только укрепляют здоровье, закаливают организм, но и оказывают исключительно благоприятное влияние на эмоциональный настрой учащихся.

Игра дает каждому ребенку пережить волнение, радость от удачно выполненной задачи, огорчение по поводу неудачи, желание заново испытать свои силы. Общий эмоциональный подъем захватывает детей, даже обычно пассивных. Дети испытывают радость оттого, что они что-то умеют, знают.

Эмоционально приподнятое настроение, которое всегда сопутствует игре, делаем жизнь детского коллектива яркой и увлекательной. Именно такая обстановка наиболее благоприятна для формирования у детей положительных форм поведения: дисциплинированности, опрятности, самостоятельности, инициативности.

Игра незаменима, как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В процессе игры проявляется чуткое отношение к товарищу, справедливость, умение уступать в случае необходимости, помогать в беде. Поэтому все виды правильно организованных игр являются прекрасным средством умственного и нравственного воспитания.

Работа с детьми с зпр в группе продленного дня
Главная | О нас | Обратная связь

Ной работы с ребенком с задержкой психического развития

В программе должны быть отражены следующие направления коррекционно-педагогической работы:

· Преодоление отставания в познавательном развитии развитие познавательной активности ребенка формирование способов познавательной деятельности.

· Коррекционная работа, направленная на обеспечение полноценного всестороннего психического развития ребенка, которая включает:

– целенаправленное формирование основных психических процессов и функций (восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций и др.)

– развитие творческих способностей, творческих проявлений в деятельности ребенка

– формирование аналитико-синтетической умственной деятельности (адекватный анализ воспринимаемого и анализ собственной деятельности, собственных поступков и поведения)

– коррекция развития эмоционально-волевой сферы формирование необходимых волевых качеств личности, способности к волевому усилию развитие эмоциональных проявлений формирование устойчивого положительного настроения и др.

– преодоление отрицательных качеств личности, характера ребенка предупреждение и устранение аффективных и других негативных личностных реакций на педагогические воздействия со стороны окружающих, на ту или иную ситуацию и др.

· Организация жизни и деятельности ребенка в школе (в детском дошкольном учреждении):

– организация поведения ребенка (на занятиях, вне их – в кол- лективе сверстников) преодоление негативных поведенческих реакций

– формирование целенаправленной деятельности ребенка, навыков планирования и контроля за собственной деятельностью и др. всестороннее развитие предметно-практической (конструк-ционной, изобразительной) деятельности формирование игровой деятельности ребенка, развитие навыков, обеспечивающих активное участие в коллективных, в том числе сюжетно-ролевых играх.

· Психологическая адаптация ребенка в коллективе сверстников. Формирование межличностных связей и отношений ребенка с другими детьми воспитательской группы (класса) создание климата «психологической поддержки» для ребенка с ЗПР (со стороны взрослых и других детей данной учебной группы).

· Разносторонняя подготовка ребенка (в ДОУ/подготови-тельном классе) к предстоящему школьному обучению формирование необходимых учебных навыков, способов учебной деятельности. Обеспечение полноценного усвоения знаний, умений и практических навыков в соответствии с программой обучения и воспитания в ДОУ и программой школьного обучения.

· Развитие всех сторон речи ребенка. (Особое внимание уделяется формированию лексико-грамматического строя и развитию связной речи.) Работа по подготовке ребенка к обучению грамоте (по индивидуальному плану): формирование языковых предпосылок («языковой способности») к усвоению грамоты целенаправленное развитие графо-моторных навыков развитие зрительного, в том числе пространственного гнозиса и др.

VI. 5 Рекомендации по индивидуальному педагогическому

Подходу к ребенку с ЗПР в образовательном учреждении

В процессе групповых занятий должен осуществляться индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом отклонений в его развитии и личностно-психологических особенностей, Для наиболее эффективного осуществления коррекционно-педагогической работы учителю (педагогу-воспитателю) необходимо тщательно изучить и проанализиро­вать характер затруднений в обучении ребенка, на основании че­го разрабатывается индивидуальный план занятий с ним.

Большое значение приобретает опора на положительные и бо­лее сильные стороны личности обучающегося: активность, сохранные двигательные навыки, относительно развитую фразовую речь, интеллектуальные возможности и др.

Для эффективной организации учебной (познавательной) деятельности детей с ЗПР рекомендуются следующие мероприятия.

· Определение наиболее рационального учебного места ребенка на занятиях, что обеспечивает постоянный контакт педагога с ребенком, индивидуальный подход к нему в процессе учебной и предметно-практической деятельности.

· Индивидуальное планирование учебной (и предметно-практи-ческой) деятельности ребенка:

– планирование практической деятельности ребенка, степени его участия в каждом занятии

– определение объема выполняемой ребенком работы

– планирование оказываемой ребенку помощи со стороны педагога (объем и характер индивидуальной помощи и др.)

· Индивидуальный подход к ребенку на учебных занятиях * проводится с использованием следующих педагогических приемов:

– прием совместных действий (какая-либо часть задания или все задание в целом выполняется ребенком совместно с педагогом, под его руководством)

– прием частичного выполнения задания в сочетании с поэтапным, «дробным» выполнением заданий: на учебном занятии ребенок выполняет не все задание полностью, а какую-то, например, основную его часть. Задание, выполненное другими детьми в течение одного занятия полностью, ребенком с ЗПР может быть выполнено в 2-3 этапа. С этой целью используются занятия в группе продленного дня в школе, занятия в ДОУ, проводимые во второй половине дня, а также организуемые в домашних условиях занятия родителей с ребенком по заданию педагога.

· Проведение индивидуальных дополнительных занятий с ребенком (желательно, непродолжительных по времени).

Цели таких занятий:

– ликвидация пробелов в познавательном развитии

– формирование навыков учебной деятельности (умения работать вместе с педагогом и др.)

– формирование навыков предметно-практической деятельности (конструкционной, изобразительной и др.)

– развитие навыков речевого общения

– обеспечение полноценного усвоения программного материала (знаний, умений и навыков в соответствии с программой обучения и воспитания).

· Осуществление «щадящего » подхода к ребенку при организации его учебной деятельности:

• дозирование учебных нагрузок (на учебных занятиях, в течение учебного дня), соблюдение необходимых пауз, перерывов в работе (заполняемых выполнением вспомогательных действий, например, «обязанностей» помощника учителя /воспитателя группы/ и др.)

• правильное сочетание учебной и игровой (предметно-прак-тической) деятельности обдуманное, целенаправленное использование игровых форм работы (например, выполнение учебного задания на основе дидактической игры и т.п.).

· Организация педагогом помощи ребенку со стороны других детей класса (воспитательской группы). Используются соответствующие формы работы:

– работа (на учебных занятиях) в паре с «сильным» (продвинутым в интеллектуальном и речевом отношении) ребенком, обладающим необходимыми личностными качествами

– совместное выполнение учебного задания несколькими детьми («бригадный метод») ребенку с ЗПР может поручаться при этом выполнение каких-либо несложных операций или практических действий

– организация педагогом индивидуальной и групповой «опеки» ребенка с ЗПР со стороны других детей, имеющих определенные «педагогические задатки» и др.

План воспитательно-образовательной работы с детьми
коррекционного 4 класса ЗПР в группе продлённого дня

Трафимова Ирина Николаевна,
воспитатель ГПД ГБОУ (VII вида) школа №561

Цель: Создание педагогических условий, которые помогут в полной мере ученику проявить способности, активность, творчество и инициативу.

Задачи: 1. Обогащение социального опыта детей посредством включения их в систему разнообразных отношений человек - окружающий мир. 2.Формирование системы интересов и потребностей детей как одного из факторов, влияющих на их познавательную активность и самостоятельность. 3.Формирование нравственных качеств духовно - богатой личности. 4.Развитие эстетических представлений, наклонностей, взглядов, художественного вкуса каждого ребёнка умения видеть и понимать прекрасное. 5.Воспитание творческих способностей учащихся.

Основные направления работы:

1.Познаю мир (формирование познавательного интереса).

2. Я - петербуржец (формирование понимания у школьников духовной жизни народа, традиций и обычаев, исторической памяти).

3. Мой мир (воспитание сознательной дисциплины, культуры общения, экологической культуры).

4. Моё здоровье - моё будущее(формирование у школьников потребности в хорошем здоровье, физическом благополучии).

5. Семья - моя главная опора (формирование у школьников образа семьи).

ПРИГЛАШАЕМ!

Приглашаем педагогов со стажем работы по специальности от 25 лет в Клуб ветеранов педагогического труда!

Только для вас - специальные образовательные мероприятия, интересные встречи и многие другие события.

Звоните по телефону: (812) 956-67-42 или пишите на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

Просим всех, расскажите о Клубе своим коллегам, которые уже не работают в школе!

Ваши АНОО АНЭКС и Экстернат.РФ

Сайты

Рабочая программа по гпд начальных в специальном коррекционном общеобразовательном учреждении

Москва 2015 - 2016 уч. год

Планирование разработано для проведения воспитательной работы в группе продленного дня для специального (коррекционного) класса VIII вида. В этой группе находятся дети с задержкой психоречевого и психомоторного развития, а также у большинства детей наблюдается синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Специфика работы с такими детьми заключается в том, что дети не способны сконцентрировать свое внимание даже на короткий промежуток времени, поэтому в своей работе чередуем прогулки и подвижные игры и беседы и работу в кружках, одновременно стараемся постепенно увеличивать время однотипной работы, воспитывая усидчивость.

Воспитание взаимопомощи и взаимоуважения происходит как в игре, так и в жизненных ситуациях, в беседах на разнообразные темы, чтении книг о детях, природе, через которые прививаются чувства ответственности, сочувствия к окружающим.

Во время уроков, часто дети с ЗПР не проявляют активности в учебе, ГПД - это возможность выявления различных индивидуальных особенностей.

В своей деятельности стараюсь использовать различные методы и формы организации воспитательной работы экскурсии, прогулки, беседы, экскурсии в библиотеку и детский кинотеатр, посещение занятий в детском медико-психологическом центре «Радинец», небольшие спортивные эстафеты и индивидуальную работу с каждым ребёнком.

Цель: обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их индивидуальные особенности, интересы и возрастные возможности проводить воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность.

способствовать развитию и укреплению интеллектуального и физического развития

способствовать нравственному воспитанию и просвещению вырабатывать навыки культурного поведения

обеспечивать активный отдых.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Источники:
www.metod-kopilka.ru, megaobuchalka.ru, www.629511.ext.spb.ru, infourok.ru

Следующие:




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Сумма цифр: код подтверждения


Вас может заинтересовать

Популярное