Расстройство поведения у детей и подростков мкб

Расстройства поведения (F91)

Расстройства, характеризующиеся повторяющимися, устойчивыми образцами необщительного, агрессивного или вызывающего поведения. Такое поведение можно было бы расценить как наивысшее проявление возрастных социальных нарушений, тем не менее оно может быть более тяжелым, чем обычное детское непослушание или подростковая недисциплинированность, и длиться значительное время (6 месяцев и дольше). Черты такого расстройства поведения могут также быть симптомами других психических состояний, и в этом случае предпочтение следует отдавать основному диагнозу. Примеры поведения, на которых базируется диагноз, включают чрезмерную драчливость и вздорность, жестокость по отношению к другим людям и животным, тяжелую порчу имущества, поджоги, воровство, постоянную лживость, прогуливание занятий в школе и побеги из дома, обычно частые и тяжелые вспышки раздражения, непослушание. Наличие любого из вышеуказанных признаков, если он ярко выражен, достаточно для постановки диагноза, однако отдельные диссоциальные действия не могут служить для него основанием. Исключены: расстройства настроения [аффективные] (F30-F39 ) общие нарушения развития (F84.- ) шизофрения (F20.- ) расстройства поведения, связанные с. эмоциональными расстройствами (F92.- ). гиперкинетическими расстройствами (F90.1 )

F91.0 Расстройство поведения, ограниченное рамками семьи

Расстройство поведения, заключающееся в диссоциальном и агрессивном поведении (а не только оппозиционное, дерзкое, разрывающее отношения поведение), при котором отклонение в поведении полностью или почти полностью ограничивается пределами дома и взаимоотношениями с членами семьи или ближайшими домочадцами. Диагноз этого расстройства требует наличия полного комплекса критериев для рубрики F91.- даже тяжелое нарушение взаимоотношений родители-ребенок само по себе недостаточно для постановки диагноза.

F91.1 Несоциализированное расстройство поведения

Расстройство, характеризующееся сочетанием устойчивого диссоциального или агрессивного поведения (полностью соответствующего критериям рубрики F91.-. а не только охватывающего оппозиционное, дерзкое, разрывающее отношения поведение) со значительно выраженными аномалиями во взаимоотношениях индивида с другими детьми.

Расстройство поведения, одиночно агрессивный тип Несоциализированное агрессивное поведение

F91.2 Социализированное расстройство поведения

Расстройство, включающее устойчивое диссоциальное или агрессивное поведение (полностью соответствующее критериям рубрики F91.-. а не только охватывающее оппозиционное, дерзкое, разрывающее отношения поведение), встречающееся у индивидов, которые в основном хорошо интегрированы в свою социально равную группу. Расстройство поведения, групповой тип Групповое правонарушение Правонарушение в ситуации члена банды Воровство в компании с другими Манкирование школой, прогулы

F91.3 Вызывающее оппозиционное расстройство

Расстройство поведения, обычно отмечающееся у детей более младшего возраста и характеризующееся в основном выраженным вызовом, непослушанием, разрывающим отношения поведением, которое не включает правонарушительных действий или более экстремальных форм агрессивного или диссоциального поведения. Диагноз требует полного соответствия критериям рубрики F91.- даже тяжелые формы озорства или непослушания сами по себе не являются достаточными для постановки диагноза. Необходимо соблюсти осторожность, прежде чем использовать эту рубрику, особенно применительно к детям более старшего возраста, поскольку клинически значимое расстройство поведения обычно будет сопровождаться диссоциальным или агрессивным поведением, что превышает просто вызывающее поведение, непослушание или разрывающее отношения поведение.

F91.8 Другие расстройства поведения

F91.9 Расстройство поведения неуточненное

Детское. поведенческое расстройство БДУ. расстройство поведения БДУ

Нарушение поведения у детей

В данную рубрику включена группа поведенческих расстройств, характеризующихся стойким типом диссоциального, агрессивного или вызывающего поведения, доходящего до выраженного нарушения соответствующих возрасту социальных норм.

Примеры поведения, на которых основывают диагноз, включают чрезмерную драчливость или хулиганство жестокость к другим людям или животным грубые разрушения собственности поджоги, воровство, лживость, прогулы в школе и уходы из дома, необычно частые и тяжёлые вспышки гнева вызывающее провокационное поведение постоянное откровенное непослушание. Любая из этих категорий при её выраженности достаточна для постановки диагноза, но изолированные акты не дают оснований для постановки диагноза.

Учитывая неоднородную природу и сложный механизм формирования, входящих в рубрику поведенческих расстройств, для их диагностики необходимо проводить индивидуальное обследование, направленное на установление причинного фактора с определением удельного веса биологической и социально-психологической составляющей. Это прерогатива психиатра. Педиатр должен иметь представление об основных типах поведенческих расстройств, их клинических особенностях, дифференцируя в первую очередь социализированные и несоциализированные формы.

Существовавшее до перехода на МКБ-10 в отечественной психиатрии выделение синдромов расстройств поведения проводилось с использованием многоосевой классификации, предложенной В.В. Ковалёвым (1985). Классификация включала следующие оси:

  • социально-психологическую
  • клинико-психопатологическую
  • личностно-динамическую.
  • Социально-психологический подход позволял квалифицировать разнообразные по проявлениям формы поведения как девиантные, отклоняющиеся от принятых в данном обществе форм по морально-этическим соображениям.

    Клинико-психопатологический подход предусматривал деление девиантного поведения на патологические (по МКБ-10 асоциализированные) и непатологические (по МКБ-10 социализированные) формы поведения. Основные критерии отнесения девиантного поведения к проявлениям патологии (В.В. Ковалёв, 1985):

  • наличие патохарактерологического синдрома (наличие у субъекта патологических свойств характера)
  • проявление девиантного поведения за пределами основных микросоциальных групп
  • сочетание нарушений поведения с расстройствами невротического уровня (пониженный фон настроения, нарушения сна, аппетита, тревога и др.)
  • динамика девиантного поведения с тенденцией к патологической трансформации личности.
  • Личностно-динамическая ось позволяет относить нарушения поведения к трём основным проявлениям динамики личности - реакциям (характерологическим, патохарактерологическим), развитиям (социально-психологической деформации личности в процессе длительного нахождения в аномальной психосоциальной ситуации либо формированиям в процессе онтогенеза конституциональных ядерных психопатий) и состояниям (сформированным психопатиям и акцентуациям характера).

    Код по МКБ-10

    F91.1 Несоциализированное расстройство поведения.

    Тип поведения, характеризуемый сочетанием упорного диссоциального или агрессивного поведения со значительным общим нарушением взаимоотношения ребёнка с другими детьми и взрослыми.

    Эти расстройства поведения соответствуют существующим в отечественной психиатрии представлениям о патологических формах девиантного поведения. Патологические формы девиантного поведения наиболее часто проявляются типологическими вариантами.

  • Типологический вариант с преобладанием повышенной аффективной возбудимости. В структуре расстройства поведения преобладают проявления эмоциональной возбудимости, раздражительности, склонности к аффективным разрядам с агрессивными действиями (драками, оскорблениями) и последующей соматопсихической астенией. Характерны выраженные реакции активного протеста, оппозиционное поведение, связанное с ограничениями и запретами, накладываемыми педагогами или родителями. При этом дети либо активно протестуют против школьного режима, либо отказываются от занятий.
  • Для типологического варианта с преобладанием психической неустойчивости характерна повышенная внушаемость, зависимость поведения от внешних условий с преобладанием мотивов получения удовольствия, склонностью к лживости и воровству, лёгкому приобщению к употреблению наркотиков.
  • Типологический вариант с преобладанием нарушений влечений включает в себя наиболее часто уходы и бродяжничество, агрессивно-садистические расстройства. Дромоманические тенденции часто сочетаются с нарушениями сексуального влечения, нередко принимающего характер перверсии. У девочек сексуальная расторможенность - ведущий признак в патологии поведения данного варианта.
  • Импульсивно-эпилептоидный вариант выражен в склонности к длительным и интенсивным аффективным вспышкам, возникающим мгновенно, иногда по незначительному поводу, сопровождающимися агрессивными актами, в замедленном выходе из состояния угрюмо-злобного аффекта, мстительностью, упрямством, реакциями активного протеста. На фоне колебаний настроения с дисфорическим оттенком нередко наблюдают брутальные антиобщественные поступки как выражение злобно-агрессивного аффекта.
  • Лечение

    Помощь оказывают в условиях стационарных и внебольничных форм психиатрической помощи (стационары, полустационары, диспансеры), а также в учреждениях непсихиатрического профиля, располагающих лицензией на оказание медицинских услуг (медико-психологические кабинеты детских поликлиник, центры психолого-медико-социального сопровождения).

    Социализированное расстройство поведения

    Код по МКБ-10

    F91.2 Социализированное расстройство поведения.

    Включают расстройство поведения группового типа групповую делинквентность правонарушения в условиях членства в банде воровство в компании с другими.

    Этот тип расстройства поведения характеризуют стойким диссоциальным и агрессивным поведением, возникающим у детей, обычно хорошо интегрированных в группе сверстников. Основной признак, позволяющий дифференцировать их от несоциализированных расстройств поведения, - наличие адекватных, длительных взаимоотношений со сверстниками. Они соответствуют существующим в отечественной психиатрии представлениям о непатологических формах девиантного поведения.

    Лечение

    Помощь оказывают в открытых и закрытых учреждениях немедицинского профиля, занимающихся коррекционно-воспитательной работой с трудными детьми и подростками (специализированные школы, учебно-воспитательные комплексы для социально дизадаптированных детей и подростков).

    Оппозиционно-вызывающее расстройство поведения

    Код по МКБ-10

    F91.3 Вызывающее оппозиционное расстройство.

    Этот тип расстройств поведения определяется наличием негативистического, враждебного, вызывающего, провокационного поведения, находящегося за пределами нормального уровня поведения ребёнка этого же возраста в аналогичных социально-культурных условиях, отсутствием более тяжёлых диссоциальных или агрессивных действий, нарушающих закон или права других.

    Это расстройство характерно для детей в возрасте до 10 лет. У старших детей данный вид нарушения обычно сопровождается диссоциальным или агрессивным поведением, что превышает открытое неповиновение, непослушание или брутальность.

    Лечение

    Помощь оказывают в открытых учреждениях психолого-медицинского характера (центры психолого-медико-социального сопровождения, детские консультативные центры медицинского психолога, медико-психологические кабинеты детских поликлиник).

    F91.2 Социализированное расстройство поведения это:

    F91.2 Социализированное расстройство поведения

    Эта категория применяется к расстройствам поведения, включающим стойкое диссоциальное или агрессивное поведение (удовлетворяющее общим критериям /F91/ и не ограничивающееся оппозиционным, вызывающим, брутальным поведением) и возникающим у детей, обычно хорошо интегрированных в группе сверстников.

    Ключевым дифференциальным признаком является наличие адекватных длительных взаимоотношений со сверстниками приблизительно того же возраста. Часто, но не всегда, группа сверстников состоит из несовершеннолетних, вовлеченных в делинквентную или диссоциальную активность (в которой социально неприемлемое поведение ребенка может одобряться группой сверстников и регулироваться субкультурой, к которой он принадлежит). Однако это не является необходимым требованием для установления диагноза ребенок может составлять часть неделинквентной группы сверстников со своим собственным диссоциальным поведением за ее пределами. В частности, если диссоциальное поведение включает в себя хулиганство, могут быть нарушены взаимоотношения с жертвами или другими детьми. Это не исключает диагноз в том случае, если ребенок имеет некую группу сверстников, которой он предан и в которой сложились продолжительные дружеские отношения.

    Имеется тенденция к плохим взаимоотношениям с теми взрослыми, которые относятся к представителям властей, но с некоторыми взрослыми могут быть хорошие взаимосвязи. Эмоциональные расстройства обычно минимальные. Нарушения поведения могут включать или не включать семейную сферу, но если они ограничены домом, то это исключает диагноз. Часто расстройство наиболее заметно за пределами семьи и специфичность проявления расстройства в обстановке школы (или в других несемейных условиях) совместима с диагнозом.

    — расстройство поведения, групповой тип

    — правонарушения в условиях членства в банде

    — воровство в компании с другими

    — уходы из школы (дома) и бродяжничество в группе

    — синдром повышенной аффективной возбудимости, групповой тип

    — манкирование школой, прогулы.

    — активность в банде без манифестного психического расстройства (Z03.2).

    Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии. 2012 .

    Смотреть что такое "F91.2 Социализированное расстройство поведения" в других словарях:

    F91.2 Социализированное расстройство поведения. — А. Должны выявляться общие критерии расстройства поведения (F91). Б. Должны отмечаться три или более симптомов из перечисленных в критерии G1 для F91, причем минимум три из пунктов 9) 23). В. Хотя бы один симптом из пунктов 9) 23) должен … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

    МКБ-10: Класс V Психические расстройства и расстройства поведения — Список классов Международной классификации болезней 10 го пересмотра Класс I. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни Класс II. Новообразования Класс III. Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный … Википедия

    Список кодов МКБ-9 — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Переходная таблица: от МКБ 9 (глава V, Психические расстройства) к МКБ 10 (раздел V, Психические расстройства) (адаптированный русскоязычный вариант) … Википедия

    МКБ-10: Класс V — В Викитеке есть тексты по теме МКБ 10: Класс V Класс V (F) раздел … Википедия

    МКБ-10: Класс F — Список классов Международной классификации болезней 10 го пересмотра Класс I. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни Класс II. Новообразования Класс III. Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный … Википедия

    МКБ-10: Код F — Список классов Международной классификации болезней 10 го пересмотра Класс I. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни Класс II. Новообразования Класс III. Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный … Википедия

    МКБ-10 Класс F — Список классов Международной классификации болезней 10 го пересмотра Класс I. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни Класс II. Новообразования Класс III. Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный … Википедия

    Глава 17. Расстройства поведения у детей и подростков

    Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в требования семьи, режима школы и морали общества.

    «Расстройства поведения характеризуются стойким типом диссоциального, агрессивного или вызывающего поведения. Такое по­ведение в своей наиболее крайней степени доходит до выраженно­го нарушения соответствующих возрасту социальных норм и явля­ется поэтому более тяжелым, чем обычный ребяческий злой умысел или подростковое бунтарство. Изолированные диссоциальные или криминальные акты сами по себе не являются основани­ем для диагноза, подразумевающего постоянный тип поведения» (МКБ-10). Если нарушение поведения возникает как проявление других нервно-психических расстройств, то тогда оно диагности­руется в рамках этих расстройств и соответствующим образом ко­дируется.

    Диагноз расстройства поведения может быть поставлен лишь с учетом возраста ребенка. В раннем дошкольном возрасте вспыш­ки гнева с соответствующим поведением не являются отклонени­ем. Нарушения гражданских и имущественных прав детьми до­школьного возраста также не могут быть основанием для оценки их как отклонения поведения. Диагноз нарушенного поведения ставится на основании чрезмерной драчливости, хулиганства, же­стокости, разрушительных действий, поджогов, воровства, лживо­сти, прогулов в школе, уходов из дома, необычно частых и бур­ных вспышек гнева, вызывающего провокационного поведения, откровенного непослушания. Обычно основанием для соответству­ющей оценки поведения служит продолжительность описанных отклонений, составляющая 6 и более месяцев. Поведение, характе­ризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некото­рых случаях и правовых норм, называют девиантным. Оно может включать антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные (противоправные) и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению мо­гут обусловливаться различными отклонениями в развитии лично­сти (диссоциальное личностное расстройство, F60.2) и ее реагиро­вания. Чаще это поведение — реакции детей и подростков на труд­ные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и психологом (врачом). Если же девиантное поведение возникает у детей с нарушением формирования личности или в процессе пато­логических ситуационных реакций, то оно относится к нер­вно-психической патологии. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического, психо­логического развития, условиями воспитания и социального окру­жения.

    Распространенность. Среди психоневрологических рас­стройств детского возраста распространенность нарушений поведе­ния велика, точное суждение об их числе затрудняется тем, что определения этого понятия разными специалистами формулиру­ются различно. Среди сельских детей (10—11 лет) составляет 4%, а среди городских детей этого же возраста в 2 раза выше. У маль­чиков нарушения поведения встречаются в 3 раза чаще, чем у де­вочек. Из числа детей, приходящих на прием в амбулаторные уч­реждения, от 1/2 до 1/3 — с агрессивностью, поведенческими от­клонениями и антисоциальным поведением.

    Систематика. Поведенческие отклонения у детей классифици­руются различно в зависимости от критериев и представлений об этиологии. Г. Е. Сухарева (1959) систематизирует поведенческие расстройства в рамках психогенных реактивных состояний на основании степени остроты и интенсивности психотравмы, соот­ношения ситуационных и личностных моментов. В. В. Ковалев (1995) понимает нарушения поведения как разновидность психо­генных характерологических и патохарактерологических реакций и подразделяет их на реакции протеста, отказа, имитации, ком­пенсации и гиперкомпенсации, эмансипации, группирования, увле­чения. Здесь приводится описание расстройств поведения в соот­ветствии с этой систематикой.

    Характерологическая реакция — преходящее, ситуационно обу­словленное изменение поведения ребенка, проявляющееся глав­ным образом при определенных обстоятельствах. Она психологи­чески направленна, не приводит к нарушениям социальной адап­тации и не сопровождается соматическими расстройствами.

    Патохарактерологическая реакция — психогенная личностная реакция, проявляющаяся отклонениями в поведении ребенка она приводит к нарушениям социально-личностной адаптации и со­провождается соматовегетативными расстройствами. Обычно она развивается на основе характерологической, однако при наличии неблагоприятного фона (акцентуации характера, органической не­достаточности, дисгармонически протекающем возрастном кризе) сразу принимает патологические формы. Показателем перехода в патохарактерологическую реакцию являются нарушения поведе­ния, появляющиеся вне ситуации, в которой они первоначально возникли, частичная утрата психологической понятности их воз­никновения, большая выраженность аффективных расстройств и явные соматовегетативные нарушения. Как правило, патохарактерологические реакции нарушают приспособление детей к услови­ям семейной жизни, детскому коллективу, расстраивают взаи­моотношения со взрослыми и сверстниками. Они становятся поводом для обращения за консультацией к специалисту (психологу, врачу).

    Есть вопрос?

    Источники:
    mkb-10.com, ilive.com.ua, mkb_10.academic.ru, razvitie-rebenka.pro

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное