Невротическое заикание у детей картинки

Виды заикания. Чем отличается невротическое заикание от неврозоподобного?

Невротическое заикание у детей картинки

Заикание не зря считается чрезвычайно сложным и многогранным заболеванием. Очень тяжело выявить причины его возникновения. Трудно спрогнозировать результаты лечения. А проявления заикания настолько разнообразны, что, иногда, врачу приходится пол-листа исписать, чтобы сформулировать диагноз маленькому пациенту с жалобами на запинки в речи. Это и не удивительно. Ведь, когда доктор ставит ребенку диагноз – заикание. он учитывает:

Из предыдущего поста - Что такое заикание? - вы узнали, как классифицируется заикание. Теперь же мы более подробно рассмотрим, от чего зависит эта классификация. И первый фактор, влияющий на постановку диагноза – это происхождение заболевания, или, еще можно сказать, причины возникновения заикания. У врачей формулировка эта звучит так: виды заикания в зависимости от этиологии заболевания.

1. Невротическое заикание (логоневроз) .

2. Неврозоподобное или органическое заикание .

Давайте рассмотрим каждый вид заикания, тогда вам легче будет понять, чем логоневроз отличается от органического заикания.

Что такое невротическое заикание (логоневроз)?

Невротическое заикание у детей картинки

Логоневроз или невротическое заикание – это заикание, при котором у ребенка, практически, отсутствуют ярко выраженные нарушения со стороны невралгии. Исследования головного мозга не выявляют значимых отклонений в его функционировании. Речевое и моторное развитие – нормальное или раннее. При логоневрозе малыш может совсем не заикаться в спокойной обстановке, но, в том случае, если он начинает волноваться, заикание усиливается. Часто наблюдается проявление логофобии (боязни говорить), а также избегающего поведения. Все эти симптомы очень похожи на проявления невроза. Поэтому такой вид заикания и стали называть логоневрозом. Невротическому заиканию свойственна сезонность. Как и у всех хронических заболеваний, обострения, зачастую, случаются осенью и весной.

Чаще всего заикание дает о себе знать в период активного становления речи, а именно в 2-3 года. В возрасте же 4-6 лет, когда у ребенка развивается фразовая речь, расширяется кругозор и, соответственно, обогащается словарный запас, у некоторых деток артикуляционный аппарат и головной мозг подвергаются повышенной нагрузке, к которой они, по сути, еще не готовы.

И достаточно, как говорится, искры, чтобы вся система дала сбой. В роли искры здесь может выступить любое сильное переживание или стресс.

Кратковременное заикание в период активного формирования мышления наблюдается у 4% детей в возрасте от 2 до 4 лет. Его так и называют – «заикание развития». У 1% деток заикание стойкое. И связано оно, обычно, с психологическими факторами.

Невротическое заикание у детей картинки

В каждом отдельном случае совокупность этих факторов своя:

- Кто-то из родителей перестарался с обучением. Так сказать, форсировал события. А детская психика оказалась к такому объему информации еще не готовой.

- Кто-то сильно опекает своего малыша и не дает ему почувствовать себя значимым и самостоятельным членом общества.

- Один ребенок боится ходить в детский сад, потому, что его там кто-то обижает.

- А другой – испугался собаки или кого-нибудь из мультяшных героев. Да-да! Мамы-папы, обратите на это свое особое внимание! Ведь не все родители контролируют, что смотрят их дети. А герои современных мультфильмов, иногда, бывают гораздо страшнее любой собаки.

Именно, учитывая возможность возникновения подобных обстоятельств, так важно, если вы заметили первые симптомы заикания у вашего малыша, обратиться не только к невропатологу и психиатру, но и к психологу.

Чаще всего, назвать одну единственную причину, приведшую к тому, что ваш ребенок заболел логоневрозом, просто невозможно. Это целая причинно-следственная цепочка, которая может начинаться с генетических и наследственных заболеваний, прослеживаться во время беременности и родов, и заканчиваться ослаблением детского организма частыми простудными заболеваниями и нестабильным морально-психологическим состоянием.

Невротическое заикание у детей картинки

Одно, в случае с невротическим заиканием, можно сказать определенно. Побороть его – вполне реально. И это в ваших силах. Укрепляйте иммунную и нервную системы ребенка, активно занимайтесь с логопедом, выполняйте все рекомендации психиатра и психолога. И результаты вы увидите совсем скоро. С органическим или неврозоподобным заиканием ситуация обстоит совсем по-другому. И сложность этой ситуации заключается вот в чем.[/align]

Что такое неврозоподобное или органическое заикание?

Неврозоподобное заикание – это, обычно, следствие выраженной неврологической патологии. ЭЭГ, в таких случаях, выявляет отклонения в функционировании головного мозга. То есть, причины заикания – физиологические. У таких деток наблюдается нарушения моторики, что отражается и на артикуляции. Они поздно начинают говорить. Характер заикания у них не меняется, в зависимости от эмоционального состояния, смены ситуаций или сезонов. Органическое заикание часто сопровождается нервными тиками, навязчивыми движениями и выраженной судорожностью речи. Методики лечения неврозоподобного заикания включают в себя не только комплекс терапевтических мероприятий по коррекции заикания, но и меры по борьбе с патологией, ставшей его причиной.

Органическое заикание проявляется, как правило, у детей на 3-4 году жизни. Оно усиливается постепенно. В отличие от логоневроза, характеризуется постоянностью симтоматики. Детки с неврозоподобным заиканием беспокойны, непоседливы и суетливы. Они отличаются моторной неловкостью и плохой координацией движений. У них наблюдается нарушение произношения многих букв. Сложности с фонематическим слухом, да и с музыкальным тоже. Опять же, как и в случае с логоневрозом, здесь четко прослеживается причинно-следственная связь между наследственностью, тяжелой беременностью и родами и возникновением заболевания.

Невротическое заикание у детей картинки

Хотелось бы еще отметить, что деление заикания на невротическое и неврозоподобное, весьма и весьма условно. Очень редко можно встретить ребенка с логоневрозом, не страдающего каким-нибудь расстройством соматического характера. И наоборот. Так что, не стоит удивляться, если вы обнаружите, что методики лечения разных видов заикания очень похожи, если не сказать – совершенно идентичны. В связи со сложностью самого заболевания в целом, и его диагностирования, в частности, комплексы борьбы с заиканием, в большинстве своем, универсальны.

Что касается классификации заикания в зависимости от его этиологии, то, я надеюсь, вы поняли, чем отличается логоневроз от неврозоподобного заикания. Если же что-то неясно, задавайте вопросы в комментариях. Будем разбираться вместе. А в следующем посте мы с вами продолжим знакомство с классификацией заикания, и узнаем, каким оно бывает по типу, форме, и месту локализации[/url] судорог артикуляционного аппарата.

Наталья Галушко # 30 сентября 2013 в 10:40 0

Здравствуйте! Что касается назначенного вашей дочери лечения, то я ведь не доктор. Я такая же мама, как и Вы. Но меня очень даже насторожило, что тот же Афобазол противопоказан детям до 18 лет.

Вам назначили Фенибут, мы пили Нообут. В принципе, и тот, и другой - ноотропы. Нам параллельно с Нообутом назначали глицин, а когда плохо стали спать, приписали Нотту. Так что корректировка лечения Вашей дочери, на мой взгляд, просто необходима. Идите к своему невропатологу и расскажите ему о побочных эффектах назначенного им лечения, которые вы наблюдаете у своей дочери.

Что касается сна, то на ночь умываю сына Святой водой, читаем с ним вместе "Отче наш", он сам крестится и просит Боженьку, чтобы оберегал его. Нам помогает. Попробуйте и Вы. Вреда от такого "лечения" уж точно не будет.

Не забывайте, также, что Вы можете получить консультацию у другого невропатолога. Мы брали все результаты исследований и обращались даже к нескольким. Проконсультируйтесь и у психиатра. Что касается медикаментозного лечения, то психиатр в этом деле, мне кажется, более компетентен.

У нас в Днепропетровске есть дневной стационар. Мы ездили туда на протяжении месяца. Помимо медикаментозного лечения, сыну делали массаж воротниковой зоны, физиотерапевтические процедуры (электрофорез, электросон), мы занимались с логопедом и были под постоянным контролем врачей - и невропатолога, и психиатра. Может, и в вашем городе есть такое. Спросите у себя в поликлинике. Нас туда направлял психиатр.

Существуют, также, специальные санатории для деток с расстройствами речевой функции. Один из них, опять же таки, у нас, в Днепропетровске. Вот куда вам с дочкой хорошо было бы попасть. Спокойная обстановка. Каждый день - занятия с логопедом, коммуникативные занятия, физиотерапия. Узнавайте, может и у вас такое есть. А нету, обращайтесь к городскому (районному, областному) логопеду. Он, обязательно, вам поможет.

И ни в коем случае не недооценивайте значение дыхательной гимнастики и упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата. Занимайтесь регулярно, результаты будут - как говориться, проверено на себе. Мы с сыном еще скачали мультконцерт с Ютуба и частенько поем вместе. И весело, и полезно.

Ваша задача - сотрудничать сразу с тремя специалистами - невропатологом, психиатром и логопедом. Не лишне будет подключить и психолога. Конечно, побороться придется. Мы не перестали заикаться совсем, но сыну стало намного легче общаться с окружающими. Я уверена, и у Вас все получится. Обращайтесь, чем смогу, помогу.

Заикание у детей

Заикание в детском возрасте встречается значительно чаще, чем у взрослых людей. Признаки неправильного речевого развития можно обнаружить уже у 2-3 летних детей. Важно дифференцировать естественную прерывистую или невнятную речь, свойственную детскому возрасту, от истинного заикания.

Под заиканием понимают частые перерывы в речи, навязчивые повторения букв или слогов, порой целых слов длительные паузы, когда слово как бы «застревает» в горле.

Виды

Различают заикание тоническое, при котором наблюдаются вынужденные паузы при произношении слов, и клоническое . Тоническое обычно сопровождается напряжением челюстно-лицевых мышц, языка и гортани при вынужденных паузах. При клоническом заикании ребенок повторяет первые слоги или буквы (обычно согласные) слов, при этом тонус мышц, участвующих в формировании речи, менее выражен.

Причины

Невротическое заикание у детей картинки

В зависимости от причин заикание делят на невротическое и неврозоподобное.

Невротический вид дефекта наблюдается при патологических изменениях в нервной системе, в частности, в подкорковых областях мозга, вызванная родовой травмой, интоксикацией плода во время беременности, перенесенными вирусными заболеваниями, ДЦП и пр.

Изменения могут быть незначительны, не влиять на развитие и умственные способности детей, однако вызывать перевозбуждение речевых центров и как следствие - спазмы мускулатуры и заикание.

Невротический характер заикания выявляется при инструментальных исследованиях в клинике.

Неврозоподобное заикание - логоневроз - проявляется при нормальной работе ЦНС. Чаще всего логоневроз является компенсаторным механизмом психики. Может проявиться после психологической травмы, стресса, вследствие сильных негативных эмоций, которые дети не в состоянии выразить, либо их выражение находится под запретом.

Этой теории может служить доказательством тот факт, что более 70% людей не заикаются или заикаются незначительно при разговоре в одиночестве.

Также признаками логоневроза может служить отсутствие пауз в речи в следующих случаях:

  • при пении, прочтении стихов нараспев
  • при разговоре шепотом
  • при беседе с детьми, животными, неодушевленными предметами
  • в случае, когда пациент себя не слышит
  • в разговоре с близкими людьми.
  • Логоневроз усиливается, когда детям приходится общаться в незнакомой обстановке, с новыми знакомыми, выступать перед группой людей.

    Заикание у детей дошкольного возраста

    Признаки заикания могут наблюдаться у детей начиная с 2-3 летнего возраста.

    Бурное развитие речевого навыка, наблюдающееся в период между 2 - 5 годами может наложить отпечаток на характер речи детей: они могут говорить быстро, бурно, «глотая» окончания слов, делая паузы в середине слова, пытаться говорить на вдохе.

    В определенный период это нормальные проявления процесса обучения речи. Однако дети, склонные к заиканию, могут показывать следующее поведение:

    Невротическое заикание у детей картинки

    1. Часто делать паузы во время речи, при этом заметно напряжение мышц лица и шеи.
    2. Мало говорить, избегать ситуаций, где надо разговаривать.
    3. Внезапно прерывать свою речь и надолго замолкать.
    4. Выглядеть подавленным и сконфуженным.

    Раннее выявление заикания способствует лучшему излечению от этого дефекта, уменьшает влияние неблагоприятных психологических и социальных факторов на маленькую личность.

    Заикание у подростков

    Проблемы с речью могут впервые проявиться и в переходном возрасте. Подростки, несмотря на кажущуюся «взрослость», очень уязвимы. Бурно растущий организм, гормональные изменения, переосмысление ценностей в этом возрасте могут существенно снизить защитные механизмы тела. Дефект речи у подросших детей может вызвать серьезные психологические комплексы, ухудшить социальные взаимодействия в коллективе, повлиять на учебный процесс и в дальнейшем - выбор профессии.

    Что делать?

    Невротическое заикание у детей картинки

    Если у родителей появились сомнения в нормальном речевом развитии ребенка, следует незамедлительно побывать на приеме у логопеда. Логопед сможет установить, в пределах нормы ли находятся отклонения в речи.

    Если родители подозревают заикание, необходимо свести к минимуму стрессовые факторы в жизни малыша, а поход к специалисту вполне может быть стрессом для дошкольника.

    Как лечить самостоятельно:

  • отменить массажи, бассейны, кружки и секции, гостей и бурные праздники
  • свести к возможному минимуму телевизор и интернет. Мультфильмы смотрите только уже знакомые
  • книги читать также те, к которым ребенок уже успел привыкнуть
  • следите за режимом сна и бодрствования, отслеживайте, чтобы дошкольник «не перегуливал»
  • разрешать выражение эмоций, в том числе негативных, не стыдить за плач, «капризы», нытье
  • проговаривать стрессовые ситуации в спокойной обстановке, обсуждать их без оценочных суждений
  • проанализировать, не изменилась ли психологическая обстановка в семье, урегулировать отношения между супругами или другими детьми.
  • говорите за ребенка, описывайте происходящее, рассказывайте о произошедших событиях и переживаниях, если он сам затрудняется это сделать.
  • Невротическое заикание у детей картинки Ребенок с заиканием также может быть подвержен симптомам ВСД. Узнайте все о вегето-сосудистой дистонии у детей .
    Причины панических атак и заикания весьма схожи. Материал о панических атаках здесь .

    Чего делать нельзя:

  • не стоит задавать таким детям вопросов, требующих сложных ответов. Не нужно инициировать сложные диалоги
  • ругать или стыдить малыша за дефект речи, торопить его отвечать
  • запрещать выражение негативных эмоций
  • акцентировать внимание на дефекте речи. Не просите его повторить правильно, без запинок, более медленно, не говорите с ним и при нем о заикании.
  • В случае дошкольников именно спокойная принимающая обстановка в семье и крепкий контакт с родителями являются ключевыми моментами в решении проблем заикания. У подростков решающее значение имеет мотивация на преодоление дефекта.

    Лечение

    Невротическое заикание у детей картинки

    В первую очередь нужно обратиться к логопеду . В их профессиональном арсенале достаточно речевых упражнений, они помогут малышу говорить медленнее, расслаблять группы мышц во время разговора, правильно дышать и другое. Также логопед может показать упражнения родителям для повторения их дома.

    Не оставляйте ребенка одного наедине с логопедом, пока не убедитесь, что специалист установил с малышом контакт. Всегда следите за реакцией ребенка, прерывайте сеанс, если чувствуете, что он устал, встревожен или чувствует себя "не в своей тарелке".

    Также рекомендуется обратиться к психологу . Детские психологи в игровой форме помогут пережить ребенку психотравмирующие ситуации, проиграть возможные диалоги, при которых возникает заикание, увидеть внутренние «зажимы», способствующие дефекту речи. Также будет нелишним поговорить с психологом и родителям малыша, т.к. специалист может посоветовать эффективные методики психогигиены и коррекции поведения.

    Также возможны физиотерапевтические процедуры, массаж, лечебная физкультура, рефлексотерапия, дыхательная гимнастика.

    В видео о детском заикании приведены реальные истории из жизни, советы специалистов и многое другое:

    Как мы экономим на добавках и витаминах . пробиотики, витамины, предназначенные при неврологических болезнях и пр. и мы заказываем на iHerb (по ссылке скидка 5$). Доставка в Москву всего 1-2 недели. Многое дешевле в несколько раз, нежели брать в российском магазине, а некоторые товары в принципе не найти в России.

    Как быть родителям, если началось заикание у детей: причины и лечение

    На сегодняшний день молодые родители нередко сталкиваются с тем, что у их детей наблюдаются определенные нарушения речи в раннем возрасте. Чаще всего в 2-3 года появляется заикание, так как в это время ребенок постепенно начинает воспроизводить речь или отдельные звуки. В данной статье мы расскажем вам о том, какие причины заикания у детей являются наиболее частыми, как проявляются симптомы дефекта речи, как проводится лечение в реабилитационный период, и о профилактических методиках.

    Предполагаемые причины

    В первую очередь родители должны понимать, что собой представляет такое отклонение как заикание. Данная патология является весьма сложным нарушением речи у человека. Недуг напрямую зависит от психофизиологии ребенка, что может привести к нарушению плавности, целостности самой речи или произношения. Заикание у детей старше года проявляется характерным повторением или удлинением звуков или слов во время произношения.

    Невротическое заикание у детей картинки

    Симптомы заикания у детей в возрасте 2-3 лет обычно проявляются по различным причинам, которых в действительности больше, чем кажется на первый взгляд. К основным причинам нарушения речи у ребенка старше года относится повышенный тонус двигательных окончаний речевых центров головного мозга, а также их временная судорожность. Также нередко врачи диагностируют наследственные признаки недуга, что проявляется на раннем этапе, когда малыш начинает воспроизводить звуки (после года).

    Причиной проявления признаков заикания могут стать некоторые последствия. Так, например, к недугу может привести хронические или острые стрессы, что приходится перенести малышу в возрасте года. Нервная система в этом возрасте очень чувствительная к подобному раздражению. В связи с этим нарушения могут наступить через непродолжительное время. Заикание может стать последствием перинатального поражения центральной нервной системы ребенка.

    Психологические потрясения, испуг, переживания, которые довелось пережить ребенку в возрасте года, очень сильно отражаются на нервной системе. В результате через некоторое время могут появиться нарушения в речи. У взрослых подобное проявление обычно наблюдается в результате контузии или при физическом повреждении мозга.

    Невротическое заикание у детей картинки

    У детей в возрасте года или 2-3 лет периодически наблюдается склонность к судорожному реагированию на определенные внешние раздражители. При не правильном проведении родов может также быть поврежден головной мозг, что увеличивает риск возникновения после года заикания.

    Иногда маленькие дети могут периодически передразнивать заикающегося малыша, но через некоторое время непроизвольно продолжают воспроизводить звуки подобным образом. Эта причина не сама опасная, и лечения не требует. В данном случае нужно будет побороть такой устойчивый дефект при помощи регулярных занятий с больным ребенком.

    Также причина может заключаться в том, что больной не получает в должной мере внимания от родителей, их любви и ласки. Моральное состояние и переживания способны отразиться на речевых центрах. Нередко врачи могут обнаружить, что причиной заикания может стать инфекционное заболевание. Оно является тяжелым последствием недуга, если болезнь проходила в тяжелой форме с обширным количеством симптомов. Опасны также заболевания эндокринной системы, которое увеличивают вероятность возникновения заикания в раннем возрасте, если лечение не было начато своевременно.

    Невротическое заикание у детей картинки

    Периодически на некоторое время ребенок после 5-6 лет может начать заикаться, если его начинают переучивать с левши на правшу. По статистике подобное речевое нарушение наблюдается у 2% детей в возрасте до 4 лет. У мальчиков оно наблюдается чаще, чем у девочек. Точно установить причину возникновения недуга можно лишь после проведения диагностики. Когда будет установлена истинная причина нарушения, тогда врач сможет назначить соответствующий подход в лечении пациента.

    Симптомы заикания

    Очень важно чтобы родители смогли вовремя распознать проявления у больного речевых нарушений. Лечение нужно будет начать сразу. В первую очередь следует обратить внимание на то, как ведет себя ребенок во время построения разговора. Признаком заикания может стать напряженное и судорожное состояние органов артикуляции и лицевых мышц. Во время речи постоянно наблюдаются паузы, а также характерное повторения слов, слогов или звуков.

    Во время разговора дыхание может периодически прерываться, оно приобретает поверхностные признаки, неритмичное. Если ребенок стал заикаться, то разговор он начинает после вдыхания воздуха или при вдохе. На лице могут появляться спонтанные неконтролируемые движения или сокращения мышц. При разговоре дети начинают часто моргать, а также раздувать ноздри.

    Невротическое заикание у детей картинки

    Если нарушения появились у ребенка после 6-7 лет, то они будут стараться скрыть некоторые проявления. При разговоре он может начать специально улыбаться или покашливать, чтобы скрыть некоторые дефекты, а также периодически зевать. При осложнении речи у больного возникает постоянное напряжение лица, которое часто выражает различные гримасы или же нервозный тик. Во время разговора ощущается дискомфорт, может нарастать чувство страха, стеснение и другие признаки.

    Дети обычно ночью плохо спят, часто плачут, сильно выражают эмоции, могут нервничать и капризничать. Такая реакция считается обычной, если больной стал заикаться.

    Видео «Базовый курс лечения»

    Лечение

    Для лечения важную роль играет то, какая причина стала основным возбудителем у ребенка заикания. Также для назначения курса лечения врач должен учитывать и возраст пациента. Для детей в возрасте 1-2 года и 5-6 лет могут быть рекомендованы разные подходы.

    При своевременном и правильном лечении ребенка, который стал заикаться, недуг можно устранить с вероятностью до 80%. Иногда на это может потребоваться год или же больше. Установив причину, почему больной заикается, лечащий врач назначает курс терапии и методику лечения.

    Лечение детей от заикания может проводить логопед, если причиной отклонений не является поражение центральной нервной системы. Если причиной стали сильные эмоциональные переживания, психологические стрессы, то лечение можно проводить у психолога или психиатра. В данном случае будет целесообразно применять специальные лекарственные препараты для восстановления.

    Невротическое заикание у детей картинки

    Лечение можно проводить при помощи расслабляющих ванн, которые позволяют снимать стрессы у ребенка. Также можно использовать дыхательную гимнастику, лечебные массажи у врачей и иглоукалывание. Основная методика лечения будет прописана педиатром, а медикаментозные препараты будут оказывать вспомогательное действие. Они обычно направлены на снятие мышечных судорог в организме, активизируют деятельность головного мозга, а также способствуют успокоению нервной системы. Медикаментозное лечение обычно назначается для детей старше трех лет.

    В медицине даже встречается практика использования гипноза в качестве лечебной процедуры. Этот процесс достаточно сложный, который используется для выявления причин возникновения у ребенка нарушений речи. Если патология не находится в тяжелой форме, то при помощи гипноза можно устранить недуг за несколько последовательных сеансов.

    Дыхательная гимнастка должна практиковаться при любом виде заикания. Нужно делать постепенный медленный вдох воздуха, а в это время произносить короткие предложения. Особый дефект речи во время гимнастики органов дыхания встречаются у детей старше 4 лет.

    Невротическое заикание у детей картинки

    При лечении может быть использована логоритмика. Она подразумевает ведение разговора под музыкальное сопровождение в движении. Такая терапия позволяет расслабить мозговой центр. Когда мышцы будут расслаблены, то у больного малыша будет лучше получаться воспроизводить целостные звуки, слова или словосочетания без прерываний или частого повторения. Логоритмика является одним из наиболее эффективных способов лечения ребенка, который стал заикаться, в возрасте 6-7 лет.

    Также для лечения можно использовать некоторые рецепты из народной медицины. Отвары на основе лекарственных трав и настои должны оказывать успокаивающее и расслабляющее действие. Очень важно, чтобы во время лечения больной не испытывал морального дискомфорта, так как его эмоциональное состояние в этот период очень важно для восстановления. Такие средства народной медицины должны использоваться с согласованием врача и только в качестве вспомогательного лекарства.

    Последующая профилактика

    Невротическое заикание у детей картинки

    В качестве профилактических мер детям, которые стали заикаться, для родителей есть рекомендации от врачей. Родители всегда должны быть спокойными, когда разговаривают с заикой. Он должен слышать все слова отчетливо и разборчиво. В доме должна быть спокойная и тихая обстановка, так как резкие крики или шум только будут ухудшать речевой дефект больного.

    Важно во время профилактики сохранять здоровый режим дня, правильно питание, а сон должен составлять в среднем 9 часов. Ребенку необходимо уделять больше времени, чаще хвалить и положительно реагировать на его старания. Однако не нужно злоупотреблять этим. Нельзя запугивать больного, строго наказывать, так как это может негативно отразиться на его психике в это время.

    Желательно в соответствии с возрастом предоставить малышу книжки, чтобы он мог нормально их воспринимать. Если в них будут рисунки, то это будет плюсом. Также не стоит ребенка от 4 лет перегружать сложными заданиями, и не рекомендуется долго смотреть телевизор.

    Видео «Почему ребенок заикается?»

    Чтобы разобраться в причинах и способах лечения заикания у детей, советуем посмотреть следующий фильм. В нем собраны многие ответы, которые окажутся полезными как для непосредственного лечения, так и для профилактики.

    Заикание у детей.

    Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.
    При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет.

    Причины заикания.
    Все причины условно можно разделить на две группы: предрасполагающие &ldquoпочву&rdquo и производящие &ldquoтолчки&rdquo.

    Часто можно видеть картину - бабушка ведёт по улице внука, который, по её мнению, чем-то виноват, и ругает его: Ах ты, негодник, не нужны мне такие дети, вон до угла дойдём - там дядька с мешком выскочит, тебя унесёт. Малыш уже весь синий от страха, а бабушку не остановить. Видно, что система давно отлажена и часто применяется. А потом внезапный испуг - собака громко залаяла, и та же бабушка кричит Собака моего внучка заикой сделала!.

    Итак, к предрасполагающим факторам относятся:

    1. невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы)
    2. невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность) конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам)
    3. наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству).
    4. поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия постнатальные - инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

    Производящие причины могут быть физиологическими, психологическими и социальными:

    физиологические причины: физические заболевания с энцефалитическими последствиями травмы - внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена болезни носа, глотки и гортани

    Психические и социальные причины:

    кратковременная - одномоментная - психическая травма (испуг, страх) длительно-действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание &ldquoпримерного&rdquo ребенка хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций
    острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости
    неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей перегрузка детей младшего возраста речевым материалом несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы)
    полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке
    подражание заикающимся. Различаются две формы такой психической индукции: пассивная - ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося активная - он копирует речь заикающегося
    переучивание леворукости. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и психопатического состояния с возникновением заикания
    неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика - может служить толчком для появления заикания.
    Первые признаки заикания
    - Ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.)

    Мальчик 5-ти лет был свидетелем ссоры родителей, в течение которой отец кричал и угрожал матери. За весь этот вечер ребёнок не сказал ни слова, удивив мать необычной молчаливостью. На утро он говорил с заиканием.

    - Употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и)
    - Повторение первых слогов или целых слов в начале фразы
    - Вынужденные остановки в середине слова, фразы
    - Затруднения перед началом речи.

    На приёме у логопеда
    Как происходит обследование заикающегося ребёнка?
    При обследовании оцениваются основные моменты дородового периода: возраст матери, нервно-психическое здоровье, болезни матери, отца, течение беременности.
    В беседах с родителями уточняются сведения о речевом развитии ребенка: когда появились первые звуки, лепет, первые слова, фразы, каким темпом речи пользуется, не было ли особенностей поведения в моменты речевого общения с окружающими. Важно узнать и о речевом окружении ребенка (не заикаются ли, не говорят ли слишком быстро родители или близкие ребенку люди).
    Уделяется внимание изучению вопроса воспитания ребенка в семье: отношение к нему взрослых (нет ли заласкивания, потакания капризам или, наоборот, неуравновешенного, резкого обращения, физических наказаний, запугивания) помощь в формировании у него правильной речи (нет ли перегрузок в заучивании сложных текстов) или, наоборот, почти полное отсутствие контроля за развитием его правильного произношения, грамматически правильного речевого общения и т. д.
    Когда возникло заикание, появились первые его признаки? Как внешне оно выражалось? Какие предполагаемые причины могли его вызвать? Как проявляется оно в зависимости от обстановки или окружающих людей, от разного вида деятельности? Как говорит ребенок один (например, со своими игрушками)? С чем связаны периоды ухудшения и улучшения речи? Как ребенок относится к имеющемуся у него речевому недостатку (замечает, не замечает, безразличен, переживает, стыдится, скрывает, боится говорить и т. д.)?
    Обращались ли родители за помощью: куда, когда, что было рекомендовано, какие результаты?
    После уточнения сведений о ребенке, истории возникновения и особенностей протекания у него заикания проводится обследование речи заикающегося и внеречевых процессов, оказывающих непосредственное влияние на его речевую деятельность.
    Проводится исследование его общительности, моторики, подражательности, импрессивной и экспрессивной речи, игровой, учебной, производственной деятельности, личностных особенностей заикающегося. Для исследования речи детей используются картинки, книжки со стихами, сказками, подбираются игрушки (куклы, машинки, фигурки животных, строительный материал).
    Конкретные задачи речевого обследования заключаются в том, чтобы определить:
    - место возникновения и форму речевых судорог
    - частоту их проявлений и сохранные речевые возможности заикающегося
    - сопутствующие нарушения речи двигательные нарушения
    - отношение заикающегося к своему речевому дефекту наличие психологических особенностей.

    Самый благоприятный возраст для лечения заикания - 2 - 4 года (легче создать благоприятные условия, небольшой стаж заикания). Наименее благоприятным оказывается возраст 10 - 16 лет, пубертатный период (обострённая психическая ранимость, стремление к свободе, самостоятельности, нелюдимость и другие отрицательные личностные качества).

    Если ваш ребёнок заикается
    Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим.
    - Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.
    - Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.
    - Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе.
    - Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.
    - Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.
    - Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.
    Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.
    - Таких детей нельзя спрашивать первыми на уроках. Лучше спросить после ребенка, который хорошо ответил. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, учитель должен помочь ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.
    - Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

    Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

    Источники:
    www.detsko.com, www.neuroplus.ru, lechimdetok.ru, www.chado.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное