Особенности пневмонии у детей раннего возраста

Диагноз пневмонии у детей раннего возраста

Чрезвычайно важным признаком в диагнозе пневмонии и даже определении ее тяжести является цвет кожных покровов и видимых слизистых: цианоз губ и носогубного треугольника, синевато-сероватая окраска лица являются убедительным признаком, как говорилось выше, кислородной или дыхательной недостаточности. Очень ценным симптомом при осмотре детей является резкое вздутие грудной клетки вследствие обширной эмфиземы передних частей легких. Эмфизема легких - это ранний признак развивающейся пневмонии, а происхождение ее чисто неврогенного характера, поскольку развитие эмфиземы связано с изменением тонуса блуждающего нерва. У новорожденных вздутие грудной клетки и цианоз могут быть единственными, но достаточно достоверными признаками пневмонии. Довольно характерными для пневмонии новорожденных являются быстро развивающиеся отеки лица, губ, языка, что связано с нарушением сосудистой проницаемости. Отеки могут распространяться на все туловище.

Определенным симптомом пневмонии является, конечно, одышка, которая в раннем детстве имеет некоторые особенности. Свойственная маленькому ребенку так называемая охающая, или кряхтящая, одышка или стонущее дыхание с учащением до 60-80 в минуту бывают хорошо выражены только после 5-6-го месяца жизни. Благодаря быстро возникающей иррадиации раздражения резко изменяется соотношение пульса и дыхания даже независимо от температуры.

Для пневмонии у детей первых месяцев жизни и у новорожденных характерно рано возникающее поверхностное, прерывистое, неравномерное дыхание.

Перкуссия обычно применяется тихая и лучше непосредственная, т. е. тихими постукиваниями пальцем по грудной клетке нередко скорее осязанием, чем слухом, удается уловить изменение перкуторного звука. При выслушивании вначале улавливается нечеткая бронхофония, преимущественно при плаче ребенка, и только в дальнейшем, при распространении процесса, выслушивается нерезкое бронхиальное дыхание. Для детей первых месяцев жизни довольно типично несоответствие тяжести общего состояния, одышки, цианоза и скудных данных перкуссии и аускультации. Объясняется это развитием многочисленных мельчайших очажков пневмонии, граничащих с участками эмфизематозно измененной ткани.

Точно так же улучшение состояния ребенка не идет параллельно процессу разрешения в легких, а связано с восстановлением функций других органов и систем. Особенностью пневмоний раннего детского возраста является быстрое возникновение легочно-сердечной или выраженной легочной и сердечно-сосудистой недостаточности.

Как говорилось выше, кислородная недостаточность в раннем детском возрасте носит смешанный характер - респираторный и сердечно-сосудистый. По существу состояние сердечно-сосудистой системы, как и реакция нервной системы, определяет тяжесть течения пневмонии. Чрезвычайно ценным вспомогательным методом диагностики пневмонии является рентгенологическое исследование больного.

Рентгенодиагностика пневмоний именно у детей раннего возраста имеет ряд особенностей, и при всей ценности этого метода исследования нельзя переоценивать его значения для раннего распознавания пневмоний. При рентгеноскопии нормальные легкие грудного ребенка представляются темными, малопрозрачными, с нежным расплывчатым, почти гомогенным рисунком. Помимо этого, изменение кровенаполнения, связанное с дыханием и криком ребенка, значительно изменяет обычный легочный рисунок. Сами легкие вследствие большого объема и малого добавочного дыхательного пространства при вдохе мало расправляются и почти не просветляются на экране. Затрудняет рентгеноскопию и обширная тень средостения, а также его легкая смещаемость и часто встречающаяся увеличенная тень зобной железы. Все это нередко дает основание для недооценки изменений в легких или же неправильного толкования нормальных физиологических явлений.

Необходимо учитывать, что одним из частых морфологических изменений в легких при пневмонии раннего детского возраста является эмфизема, которая, с одной стороны, затрудняет как рентгеноскопию, так и рентгенографию грудной клетки, а с другой - более или менее резко изменяет форму грудной клетки. Поэтому рентгеноскопию следует проводить в момент спокойного состояния ребенка, так как при плаче диафрагма поднимается кверху, а средняя тень сердца и больших сосудов увеличивается, вследствие чего легочный рисунок становится малопрозрачным (застойное полнокровие легких). Нередко получаемые данные при рентгеноскопии оказываются гораздо более скудными, чем клинические. Нужно иметь в виду, что рентгеновы лучи могут проходить через несколько очагов сразу, но их изображения на экране иногда совпадают между собой.

Для детского врача чрезвычайно важно лично присутствовать при рентгеноскопии своего больного и указывать на те области легких, где клинически определяются максимальные изменения. При этом для большей точности рентгеноскопии необходимо проводить так называемое многоосевое просвечивание, т. е. исследование ребенка в нескольких положениях при разных поворотах.

К числу особенностей пневмоний раннего возраста относится и появление вторичных ателектазов, дающих иногда на рентгеновском снимке обширное затемнение. Небольшие ателектазы ускользают при рентгеноскопии, более обширные, сопровождающиеся изменением объема легких, дают своеобразную рентгенологическую картину: средостение смещается в больную сторону, грудная клетка западает. Несоответствие между клинической картиной и данными рентгеноскопии объясняется также значительными сосудистыми расстройствами. Анатомически они проявляются при пневмониях чаще всего в виде периваскулярных инфильтраций, которые могут быть установлены только при квалифицированной рентгенографии.

Рентгенодиагностика при так называемых первичных интерстициальных пневмониях также бывает трудной, поскольку инфильтрация межуточной ткани легких дает слишком нежные, трудно уловимые не только при рентгеноскопии, но и при рентгенографии структурные изменения, несмотря на тяжесть клинического течения.

Рентгенодиагностика имеет громадное значение не только в установлении диагноза пневмоний, но и для суждения о динамике их развития, поскольку она позволяет следить за обратным развитием патологического процесса, который отличается большей стойкостью по сравнению с клиническими проявлениями заболевания.

Из всего вышесказанного видно, что в раннем детском возрасте рентгенологическое исследование грудной клетки является только вспомогательным средством диагностики и отнюдь не может иметь для клинициста решающего значения, особенно в ранних стадиях заболевания.

Еще по теме:

Особенности течения пневмонии у детей с рахитом, экссудативно-катаральным

диатезом, гипотрофией и новорожденных

При рахите . особенно II и III степени, в связи с деформацией грудной клетки снижается вентиляция легких. Кроме того, выраженная общая гипотония влияет на снижение тонуса дыхательных путей, в результате чего выделяющийся слизистый секрет не откашливается, а пассивно стекает в бронхи и бронхиолы с последующей закупоркой их и образованием ателектазов, что способствует более легкому возникновению пневмонии. Чаще всего она мелкоочаговая, характеризуется тяжелым и затяжным течением. У таких детей наблюдается более значительное увеличение печени, иногда и селезенки. Может быть умеренно выраженная гипохромная анемия. При распознавании пневмонии у детей, страдающих рахитом, возникают затруднения, так как у них в связи с деформацией грудной клетки и вне заболевания могут обнаруживаться участки притупления и хрипы. Поэтому при обосновании диагноза пневмонии необходимо учитывать характер одышки, кашля, выраженность цианоза, наличие крепитирующих хрипов, повышение температуры и результаты рентгенологического обследования.

Пневмонии у детей с экссудативно-катаральным диатезом. Патогенез таких пневмоний довольно сложен: наряду с наличием при диатезе нарушений всех видов обмена ведущую роль играет состояние вегетативно-эндокринной системы и своеобразная реактивность организма, склонность к аллергическим и анафилактическим проявлениям. Так, в анамнезе детей с бронхиальной астмой всегда имеются указания на частоту различных проявлений экссудативного диатеза и катаров дыхательных путей со своеобразным затяжным течением. П. С. Медовиков к числу основных причин частоты и своеобразия пневмоний при экссудативном диатезе относит так называемые приливы, зависящие от сосудодвигательных расстройств при соответствующей реакции вегетативной нервной системы. На почве таких и возникают пневмонии. Некоторые формы пневмоний у детей с экссудативный диатезом носят циклический характер, имеют острое начало и критическое падение температуры клиника их чрезвычайно сходна с таковой при лобарных или крупозных пневмониях. Основное их отличие - кратковременность течения даже без лечения антибиотиками и сульфаниламидами. Эти формы чаще встречаются у детей после 3 лет и в генезе их можно предположить аллергическую реакцию сенсибилизированного организма, поскольку при экссудативном диатезе обычно имеются рыхлые, гиперплазированные миндалины с большими лакунами, создающими возможность постоянного инфицирования и в дальнейшем сенсибилизации организма. В крови больных отмечается эозинофилия (10-12%). Такие дети крайне склонны к аллергическим и анафилактическим реакциям, причем фактором, вызывающим анафилаксию, может быть даже гомологичный белок..

В патогенезе пневмоний новорожденных большую роль играют недостаточное регулирование механизмов дыхания и газообмена, незрелость и недифференциро-ванность легочной ткани (наиболее выраженная у недоношенных). У детей с перинатальными поражениями мозга и ателектазами легких вероятность развития пневмонии наиболее высока. Распространение воспалительного процесса может происходить как по бронхам и лимфатическим сосудам, так и гематогенно (при сепсисе). Клиническая картина. Вначале заболевания общие нарушения (токсикоз, отказ от еды, дыхательная недостаточность) значительно преобладают над физикальными признаками. Ранними основными симптомами пневмонии явля-тюся одышка (изменение частоты, глубины и формы дыхания), раздувание крыльев носа. Снижение глубины дыхания приводит к уменьшению альвеолярной вентиляции, что ведет к респираторной кислородной недостаточности, накоплению недоокисленных продуктов и развитию ацидоза. Гипервентиляция легких сопровождается вододефицитным токсикозом и, следовательно, гиперэлектролитемией. Нарушение гомеостаза и КОС при пневмонии у недоношенных детей значительно утяжеляет течение основного заболевания. При кислородной недостаточности (гипоксия) особенно страдают наиболее чувствительные системы — ЦНС, сердечно-сосудистая система и печень. Действие гипоксемии на ЦНС проявляется в первоначальном раздражении ее и последующем угнетении. Миокард у новорожденных менее чувствителен к кислородной недостаточности, чем у старших детей что объясняется избыточным содержанием в нем окислительно-восстановительного фермента (глютатиона), значительным автоматизмом и меньшей изношенностью мышцы. Наоборот, клетки бульбарных центров чрезвычайно чувствительны к гипоксемии. Этим объясняются своеобразные формы одышки при пневмонии новорожденных и бурный сосудистый коллапс при удовлетворительной работе сердца. У детей раннего возраста гипоксемия, как правило, переходит в кислородное голодание тканей — гипоксию, что приводит к значительным нарушениям всех видов обмена веществ. Снижение активности окислительных процессов сопровождается недостаточностью всех дыхательных ферментов, в том числе витамина В. Достаточно ярко проявляется гиповитаминоз А, с которым связано присоединение к пневмонии гнойных осложнений: отитов, пиодермии, пиелитов и др. Таким образом, вследствие анатомо-физиологических и иммунобиологических особенностей, незрелости отдельных систем (дыхательной и нервной) недоношенного ребенка, а также неполноценности защитных механизмов и легкого нарушения тканевых барьеров клиническая картина пневмоний у новорожденных, особенно недоношенных, довольно своеобразна. Прежде всего на первый план выступают не местные легочные явления, а изменения общего состояния ребенка. Чаще всего на практике приходится встречаться с мелкоочаговой пневмонией и реже — с интерстици-альной. В течении пневмонии различают несколько периодов: начальный ранний, или предвоспалитель-ный разгара, стабилизации признаков, обратного развития процесса (разрешение пневмонии). Следует отметить, что у недоношенных такое разделение течения пневмонии осложняется скудностью клинических проявлений. Постановка диагноза трудна, и часто помогает выявить пневмонию подробный анамнез антенатального периода развития ребенка.

Пневмонии у детей с гипотрофией I степени . по клинической картине они почти не отличаются от пневмоний у страдающих нормотрофией, а с 2-3 ст см.как при рахите .

51. Стафилококковая пневмония у детей. Особенности лечения

Стафилококковые пневмонии встречаются в любом возрасте.

Они бывают первичными, при бронхогенном распространении инфекции, и вторичными, при стафилококковом сепсисе, когда инфекция проникает в легкие гематогенным путем. Приблизительно 30% всех случаев стафилококк. пневмоний приходится на возраст до 3 месяцев жизни и 70% - до 1 года.

Стафилококки, в частности золотистый стафилококк, выделяют токсины и энзимы, такие, как гемолизин, лейкоцидин, стяфилокиназа, комгулаза, которые обусловливают их вирулентность и агрессивность и вызывают геморрагические некрозы, ведущие к деструкции легочной ткани. При этом образуются множественные абсцессы, содержащие скоплении стафилококком, лейкоцитов, эритроцитов и некротических масс. На поверхности плевры, лежащей рядом с очагами деструкции легких, часто появляется фибринозно-гнойный экссудат, развиваются осумкованные плевриты. Разрыв небольших субплевральных абсцессов ведет к развитию пиопневмоторакса. В легочных венах участков деструкции и воспаления могут образовываться септические тромбы.

Симптомы стафилококковой пневмонии

Более часто у детей 1-го года жизни стафилококковые пневмонии отмечаются при стафилококковых заболеваниях кожи, пупка и др. На этом фоне внезапно ухудшается общее состояние ребенка, повышается температура, появляется кашель как следствие присоединения респираторного заболевании. Быстро нарастают тахипноэ, диспноэ, цианоз, тахикардия. Ребенок может находиться в состоянии угнетения или, наоборот, возбуждения. У многих детей имеются желудочно-кишечные расстройства (рвота, анорексия, диарея, метеоризм).

В последующем клиническая картина зависит от стадии болезни. При присоединении гнойного экссудата в плевре или пиопневмоторакса внезапно резко ухудшается состояние, усиливаются одышка, беспокойство. Температура становится гектической. На месте скопления экссудата и фибриноидных наложений перкуторный звук укорачивается, голосовое дрожание и дыхание ослабляются. Однако физикальные данные по выраженности могут не соответ. имеющимся явлениям расстройства дыхания.

Рентгенологически в зависимости от стадии болезни обнаруживается гомогенное затемнение различной величины, вовлекающее целые доли или все легкое. В большинстве случаев инфильтративный процесс локализуется справа, менее чем в 20% бывает двусторонним. Вовлечение в процесс плевры отмечается у большинства детей, а пиопневмоторакс — почти у 25%. Рентгенологически могут быть выявлены очаги деструкции, протекающие асимптоматично или при бедных физикальных данных.

В крови детей более старшего возраста наблюдаются часто выраженный лейкоцитоз, нейтрофилез со сдвигом влево. У детей 1-го года жизни, особенно ослабленных, количество лейкоцитов может оставаться нормальным. СОЭ обычно увеличенная. Развивается анемия.

Нагноительный процесс в легких может вызываться и другими возбудителями. Однако стафилококковая пневмония в отличие от других прогрессирует более быстро. Для подтверждения стафилококковой этиологии процесса проводится бактериологическое исследование слизи из трахеи или содержимого плевральной полости. Обнаружение стафилококков в носоглотке не подтверждает диагноза стафилококковой пневмонии. При первичных стафилококковых пневмониях кровь, как правило, оказывается стерильной.

Стафилококковая пневмония часто протекает с различными гнойными осложнениями (отит, пиелонефрит и др.). При благоприятном течении заболевание заканчивается выздоровлением через 6—8 недель.

Лечение . Учитывая тяжесть течения стафилококковой пневмонии у детей, необходимо создавать высокие концентрации эффективных антибиотиков и антибактериальных препаратов в крови и очаге. Лечение обычно начинают с больших доз пенициллина (300—500 тыс. ЕД кг/веса). Из полусинтетических пенициллинов широко применяется ампициллин, а также сочетание его с оксациллином (ампиокс, ампиклокс). Полусинтетические пенициллины можно вводить одновременно с пенициллином. Целесообразно назначение антибиотиков направленного действия. Положительные результаты дает дополнение комбинации антибиотиков внутривенным введением препаратов нитрофуранового ряда (салафур). Эффективно также внутривенное применение хлорфиллипта. Таким образом, в первые 2—3, недели одновременно с антибиотиками вводятся антибактериальные препараты. Длительность использования антибиотиков определяется течением болезни.

Обязательна дезинтоксикационная терапия. Внутривенные капельные введения плазмы, особенно антистафилококковой (8—10 мл/кг с интервалом в 2—4 дня), уменьшают токсикоз и улучшают течение процесса. Для повышения реактивности назначается и антистафилококковый гамма-глобулин, а также стафилококковый анатоксин. С целью дезинтоксикации внутривенно, капельно вводятся и плазмозаменяющие растворы, а также растворы глюкозы, полиионные растворы (обязательно с учетом диуреза). При задержке жидкости одновременно назначаются диуретические препараты. Необходимы гемотрансфузии. Особенно эффективно прямое переливание крови. Учитывая сенсибилизирующее влияние стафилококка, проводится десенсибилизирующая терапия — димедрол, пипольфен, супрастин по 0,1 мг/кг. В очень тяжелых случаях течение болезни улучшает короткий курс (3—4 дня) гормональной терапии, которая проводится на фоне массивной комбинированной антибиотикотерапии. Необходимы сердечные гликозиды.

При осложнениях (пиопневмоторакс, гнойный плеврит) больных детей пневмонией нужно переводить в хирургические стационары

Как лечится пневмония у детей до года и что для этого нужно

Среди множества заболеваний, которые грозят детям в возрасте уже нескольких месяцев после рождения, одним из самых серьезных является пневмония. Молодые родители, услышав такой диагноз от лечащего врача, сильно пугаются, так как думают, что это практически приговор. На практике же, если своевременно обнаружить воспаление легких даже у ребенка до одного года, можно быстро избавиться от патологии, соблюдая курс лечения.

Первичная диагностика

В первую очередь родители должны иметь представление о том, что такое пневмония. Эта патология считается инфекционным заболеванием, которая поражает дыхательную систему человека. Воспалительные процессы развиваются в респираторных отделах легких, которые проявляются в симптомах разной степени тяжести. При обнаружении первых симптомов воспаления легких у детей грудного возраста следует сразу обратиться к квалифицированному врачу.

Особенности пневмонии у детей раннего возраста

Так как симптомы часто похожи на острые респираторные и инфекционные заболевания (грипп, простуда), то для назначения лечения необходимо правильно поставить диагноз. Для этого нужно провести диагностику внутренних дыхательных органов годовалого пациента. Особенно важно сделать обследование для месячного или двухмесячного ребенка, так как промедление в определении патологии может привести к весьма тяжелым последствиям.

Для первичного диагностирования детей до одного года используется обширный круг методик. При определении верхнедолевых поражений применяют рентгенографию. Этот способ наиболее эффективен. При обнаружении двустороннего воспаления тканей (как при остром бронхите) без характерного повышения температуры тела и кашля типично для пневмонии.

Если врач видит, что у ребенка до 10-12 месяцев есть симптомы, которые вызывают подозрения на пневмонию, то он непременно назначает рентгенографию грудной клетки, и другие лабораторные обследования. Только после точного подтверждения диагноза доктор может назначить лечение ребенку в возрасте нескольких месяцев после рождения.

Особенности пневмонии у детей раннего возраста

При пневмонии на рентгеновском снимке пациента наблюдается точное место с воспалительными процессами. Это может быть только с одной стороны легкого или сразу на правом и левом (двухстороннее воспаление).

Если раньше у ребенка в возрасте 1-2 года уже была пневмония, то рентгенологическое обследования обязательно. В данном случае доктор должен сравнить показания прошлого результата обследования с текущим, чтобы узнать совпадает ли локализация воспаления. При совпадении назначается другой метод лечения, а при увеличении патологии возможна госпитализация.

Чтобы предотвратить развитие хронической пневмонии у детей уже в 2 года необходимо уделить максимум внимания при лечении. Для того чтобы определить характер воспалительных процессов на тканях необходимо провести анализ биологического материала грудного ребенка. На анализы нужно сдавать кровь, а иногда врачи требуют также сдачу кала. Исследования проводят в специализированной лаборатории.

В анализах крови месячного малыша может быть обнаружен повышенный уровень лейкоцитов, токсичную зернистость нейтрофилов. Такие отклонения от нормы свидетельствуют о наличии пневмонии. Если врачи фиксируют признаки токсикоза у месячного ребенка, то этот признак считается тяжелым состоянием с высокой вероятностью наличия пневмонии. При проявлении дыхательной недостаточности детей до года могут сразу поместить на стационар для постоянного наблюдения.

Особенности пневмонии у детей раннего возраста

При диагностике подозрения на пневмонию могут возникнуть при проявлении асимметричного хрипа во время дыхания, а также при фиксировании воспалительной гемограммы и повышенной температуры тела в течение 3-4 дней (выше 38 градусов).
Кроме диагностики общих симптомов пневмонии у детей в возрасте нескольких месяцев может наблюдаться нарушения функций почек и печени.

Поэтому возможно проведение диагностики этих органов, что в результате может показать осложнение течение болезни. Дифференциальная диагностика проводится для того, чтобы отличить воспаление легких от инфаркта легких и туберкулезного инфильтрата.

Признаки и симптомы

Инфекционное заражение месячного ребенка проявляется достаточно быстро, то проявление симптомов при заболевании пневмонией возникает в течение первых нескольких дней после попадания вируса на слизистую оболочку носоглотки. Так как больные дети в возрасте 10-12 месяцев сами не могут рассказать о симптомах, которые их беспокоят, то родители должны обратить внимание на те признаки, которые характерны для воспаления легких.

Первым делом при пневмонии поднимается температура тела. Гипертрофия может не спадать дольше 2-3 дней подряд. Обычно температура держится около 37-38,5 градусов. Также у больных детей значительно снижается аппетит. Можно наблюдать бледность кожи на лице, иногда синюшный оттенок. Так как ребенок в возрасте нескольких месяцев не проявляет особой активности, а большую часть времени проводит во сне, то сложно обратить внимание на его утомляемость, усталость. Эти признаки обычно характерны для детей со 2-3 года, когда они начинают ходить и играть.

Особенности пневмонии у детей раннего возраста

При пневмонии появляется учащенное дыхание. По статистике в среднем у детей до 2 месяцев – около 65-7- входов за 1 минуту, в возрасте от 3 до 10 месяцев – 55 вдохов, а у детей после 10 месяцев и вплоть до 10 лет обычно 40-45 вдохов за 1 минуту. Только лишь этот признак еще не свидетельствует о пневмонии, но требует обращения внимания на возможность патологии.

Не редко при данном заболевании ребенок начинает кашлять. Кашель может быть поверхностным, проявляться целыми приступами. Кашель может и не проявляться на протяжении всего времени. Для микоплазменной и хламидийной пневмонии характерны симптомы обыкновенных респираторных вирусных инфекций – это першение в глотке, чихание, насморк, покраснение глаз. Также может появиться одышка и периодическое повышение температуры тела.

Видео «Болезни дыхательных путей»

Медицинское лечение

Лечение назначается только после тщательной диагностики пациента и поставленного диагноза. Обычно новорожденных помещают на стационар вне зависимости от формы пневмонии. Для детей до 10 лет в зависимости от степени развития патологии, или предрасположенности к заболеваниям дыхательной системы. После 10 года госпитализация требуется, если воспаление легких приобрело среднюю или тяжелую форму. При лечении в домашних условиях и обнаружении некоторых осложнений, необходимо немедленно вызвать врача или сразу приехать в больницу.

Еще на стадии диагностики и получения результатов, доктор может назначить употребление антибиотических препаратов. Так в выделениях больного могут появиться образовавшиеся белые комочки. Когда пациент находятся в тяжелом состоянии, то при воспалении легких антибиотики назначаются незамедлительно. Обычно такие лекарства принимаются перорально, но если у детей до года наблюдается тяжелое течение заболевания, то препарат может вводиться при помощи инъекции. Также укол могут делать больным до 10 месяцев, так как в этот период им сложно проглотить горькую таблетку.

Особенности пневмонии у детей раннего возраста

Вместе с антибиотическими препаратами назначают средства жаропонижающего действия, чтобы быстро сбить температуру, улучшив самочувствие пациента. После снижения температуры до нормального значения и уколов, можно перейти на пероральный прием антибиотиков. На сегодняшний день в медицине насчитано более 200 антибактериальных средств, что позволяет подобрать подходящее лечение для годовалых детей, в возрасте 8-10 лет и старше.

Также можно учесть индивидуальные особенности организма, и, исходя из этого, выбрать препарат с безвредным составом. Показания, при которых антибиотики принимаются обязательно – ранний возраст, затяжной процесс воспаления, высокая температура более 2-3 дней, интоксикация. Основные группы антибиотических препаратов – пенициллин и полусинтетический тип, макролиды, цефалоспорины.

При тяжелой патологии используются имипемены, аминогликозиды, комплексное сочетание лекарственных средств разных групп. После курса лечения антибиотическими препаратами обычно назначается терапия прокинетиками. Они помогают стимулировать работу желудочно-кишечного тракта после приема антибиотиков. Прокинетики способствуют нивелированию негативных последствий после такого лечения. При грибковом воспалении легких применяется амфотерицин В и флуконазол.

Особенности пневмонии у детей раннего возраста

В зависимости от сопутствующих симптомов могут назначаться препараты для выведения мокроты (при кашле), восстановления тканей бронхов и слизистой оболочки.
Для лечения часто назначаются лечебные ингаляции. При затрудненном дыхании необходимо увеличить объем кислорода, который не поступает в дыхательную систему при воспалении легких. Народными средствами проводят только профилактику заболевания, но не лечение, так как устранить причину патологии нужно за короткие сроки.

В качестве лечебных мер, врачи требуют, чтобы больной соблюдал режим питания. В соответствии с возрастом и развитием пациента необходимо потреблять умеренное количество пищи. Нельзя переедать, тем более заставлять кушать через силу. Это может повлиять на расширение диафрагмы, провоцируя воспаления, и причиняя дискомфорт ребенку.

Особенности пневмонии у детей раннего возраста

При лечении больных от 10-12 месяцев необходимо соблюдать постельный режим, пока у него проявляются симптомы лихорадки. Нужно увеличить количество потребляемой жидкости за день. Можно применять глюкозо-солевые растворы, отвар из фруктов и овощей. В помещении должна быть температура до 20 градусов, влажный воздух.

Профилактика

После прохождения курса лечения детям может быть назначены профилактические меры. Для этого врач может выписать курс приема витаминного комплекса для укрепления иммунной системы. Витамины восстановят баланс недостающих микроэлементов в организме пациента, будут стимулировать работу дыхательной и кровеносной системы, от которых зависит снабжение всех органов кислородом. В качестве профилактики можно использовать некоторые рецепты из народной медицины (чаи, отвары, настои).

Видео «Как вовремя обнаружить пневмонию»

Вовремя обнаруженное заболевание — это полпути к успешному лечению. Известный доктор Евгений Комаровский расскажет, как правильно обнаружить болезнь на ранних стадиях.

Леся 28.03.2016 в 17:26

На самом деле, дети в раннем возрасте достаточно часто переносят воспаление легких. И в это время лечение проходит не так быстро. Нашему малышу выписали кучу разных таблеток (ему 4 года), которые нужно было принимать в течение всего дня. И улучшение наступило не сразу, а только на третий день после начала приема антибиотиков.

Вова 28.03.2016 в 17:26

Очень полезная информация, спасибо большое. Вообще, мне кажется, что при повышении температуры до 38,5 можно уже использовать жаропонижающие препараты. Конечно, гипертермия будет держаться, но на небольшое время можно облегчить самочувствие ребенка. Я даю перед сном, чтобы ребенок мог нормально уснуть.

Егор 28.03.2016 в 17:27

Как только у дочки поднялась температура, мы сразу пошли в больницу. Хорошо, что врач – моя подруга, и тут сделали полный осмотр, сдали анализы, и все такое. В другом случае, нам бы сказали, что это грипп, выписали пару препаратов и отправили бы домой лечиться.
А так своевременно начали лечить пневмонию. Антибиотики сказали пить обязательно.

/ ЭУМК Педиатрия / 3. Практикум / 5 курс Леч / Для студентов / Практическое занятие 9

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Кафедра педиатрии лечебного и стоматологического факультетов

Название учебной темы: Острые пневмонии у детей. Осложнения. Деструктивная пневмония и ее профилактика. Особенности течения пневмонии у детей раннего возраста. Принципы терапии. Разбор больных. Решение ситуационных задач.

Цель изучения учебной темы. Ознакомить студентов с этиологией и основными факторами риска острой пневмонии. Научить студентов на основании анамнеза, клинических лабораторных и инструментальных методов исследований. Диагностировать пневмонию и проводить дифференциальный диагноз с бронхитом.

4. Основные термины .

2. Факторы риска

3. Бронхолегочный синдром

4. Дыхательная недостаточность

5. Дыхательный токсикоз

6. Инфильтративные тени

7. Бронхиальное дыхание

5 . План изучения темы

1. Этиология пневмонии

2. Факторы риска

4. Клиническая картина различных форм пневмонии

5. Дифференциальный диагноз

6 . Изложение учебного материала .

Пневмония – это острый воспалительный процесс в легочной ткани, возникающий как осложнение других заболеваний.

Заболеваемость пневмонией до настоящего времени остается высокой и составляет в Российской федерации 20-30% .Характерна выраженная осеннее - зимняя сезонность со значительным уменьшением частоты заболеваемости в летние месяцы года. В структуре заболеваемости и смертности детей острая пневмония занимает 2-3 место, уступая лишь болезням новорожденных и врожденными порокам развития. Острая пневмония – заболевания полиэтнологическое.

Возникновение пневмоний обусловлено триадой:

Микробный фактор (возбудитель).

Анатомо-физиологические особенности ребенка.

патогенные микроорганизмы (стафилококки, стрептококки, пневмококки, кишечная палочка и др.) вирусы микоплазма пневмонии: хламидии грибы ассоциаты, где вирус «протрава».

У детей при пневмониях, развившихся в домашних условиях первостепенное значение имеют пневмококки. В возникновении самых тяжелых внутрибольничных пневмоний у детей ведущую роль играют полирезистентные стафилококки и грамотрицательные микробы кишечной группы (протель, клебенелла и др.). Различия в этиологии между домашними и внутрибольничными пневмониями столь существенные, что их необходимо учитывать при выборе антибактериальной терапии. СМ. табл. №1

Развитию пневмонии у детей (особенно раннего возраста), ее тяжолому течению, способствует так называемые факторы риска, а также некоторые анатомо-физиологические особенности органов дыхания.

Анатомо-физиологические особенности детей, способствующие развитию пневмонии.

Затрудненное носовое дыхание

Узкие дыхательные пути

Богатая васкуляризация легких

Недостаточное содержание эластической ткани в бронхах

Низкое содержание сурфактанта

Классификация острых пневмоний у детей (1981г. АМН и Всес. Общ. дет. Врачей)

Острое (до 6-8 нед.)

Затяжное (более 8 нед. и до 6-8 мес.)

Клиническая картина различных форм пневмонии.

Клиника острой пневмонии зависит от формы пневмонии. В раннем возрасте наиболее часто встречается бронхопневмония – очаговая и сегментарная.

Очаговая пневмония возникает обычно в возрасте 1-2 лет на 5-7 день острого распираторного заболевания. У ребенка вновь повышается температура тела до фебрильной, ухудшается самочувствие, появляется или увеличивается бывший ранее кашель. Постепенно развиваются симптомы дыхательной недостаточности и токсикоза.

Объективными симптомами являются укорочение перкуторного звука над областью одного или нескольких сегментов легких, бронхофония, жесткое или ослабленное дыхание, постоянные мелкие влажные хрипы или крепитация в зоне укорочения звука.

При рентгенологическом исследовании грудной клетки определяются инфильтративные тени 1,5-2,5см. в диаметре, часто односторонние, усиление легочного рисунка, снижение структурности корня легкого, см табл. рентгенограмма №5. В периферической крови отмечаются лейкоциты, иногда значительный нейтрофилез со сдвигом формулы влево, увеличение СОЭ.

При неосложненной очаговой пневмонии под влиянием лечения все клинические и рентгенологические проявления болезни исчезают в течение 7-12 дней, однако морфологически процесс заканчивается через 4-6 недель.

Сегментарная пневмония встречается обычно у детей 3-7 лет, но может наблюдаться и у детей других возрастов. Для сегментарной пневмонии характерно вовлечение в процесс ткани всего сегмента и наличие (нередко) ателектатического компонента воспаления. Для сегментарной пневмонии характерна высокая температура тела, выраженный токсикоз, дыхательная недостаточность, бледность кожных покровов, стонущее дыхание, болезненный сухой кашель. Иногда отмечаются боли в животе и грудной клетке.

Перкуторные и аускультативные данные скудны, особенно в первые дни, стойкие мелкопузырчатые влажные хрипы выслушиваются не у всех больных. В этих случаях диагноз ставится на основании рентгенологического исследования, при котором определяются гомогенные сегментарные тени с четкими границами и снижение структурности корня легкого. Анализ крови характеризуется умеренным лейкоцитозом преимущественно нейтрофильного характера, со сдвигом лейкоцитарной формулы влево, ускоренной СОЭ.

Клинические признаки сегментарной пневмонии исчезают на фоне лечения через 2-3 недели. Иногда, процесс репарации задерживается до 2-3 месяцев. Возможен исход в ателектаз с формированием локальных бронхоэктазов.

Крупозная пневмония наблюдается у детей первого года жизни.

Крупозная пневмония встречается редко, что объясняется отсутствием сенсебилизации к пневмококкам в этом возрасте. При крупозной пневмонии очаг воспаления чаще всего локализуется в верхней или нижней доле правого легкого.

Клиническая картина. Болезнь начинается внезапно, температура повышается до 39-40 о С, ухудшается общее состояние, появляется головная боль. У детей дошкольного возраста может появиться ригидность затылочных мышц, бледность кожных покровов, нездоровый румянец (чаще на стороне поражения), герпетическая сыпь на губах и крыльях носа.

На стороне поражения отмечается отставание половины грудной клетки в акте дыхания, ослабление голосового дрожания, усиленная бронхофония. Кашель болезненный, малопродуктивный. Мокрота вязкая, стекловидная может быть «ржавой». При глубоком вздохе возможна боль в боку. Перкуторно на стороне поражения регистрируется укорочение легочного звука, аускультативно ослабление дыхания. Со 2-3 го дня заболевания можно обнаружить бронхиальное дыхание, непостоянные крепптирующие хрипы. Характерной особенностью крупозной пневмонией у детей является то, что у многих больных в начале заболевания появляются боли в правой подвздошной области и около пупка, рвота, вздутие живота, расстройство стула. В анализе периферической крови характерны значительный лейкоцитоз, нейтрофилез, выраженный сдвиг лейкоцитарной формулы влево, ускоренная СОЭ.

Интерстициальная пневмония – заболевание вызываемое чаще всего вирусами, реже пневмоцистами и грибами. Выделяется два варианта интерстициальных пневмоний:Iтип, острый или манифестный.

Чаще встречается у детей раннего или дошкольного возраста. Заболевание отличается тяжелым течением с явлениями нейтроксикоза и тяжелой дыхательной недостаточностью.

Характерный частый мучительный кашель. При перкуссии над легкими выслушивается тимпанический звук, аусускультативно – единичные, нестойкие сухие хрипы, реже крепитирующие.

Второй тип подострый или малосимптомный. Чаще наблюдается у детей школьного возраста. После перенесенной ОРВИ у ребенка остаются вялость, повышенная утомляемость, сниженный аппетит, субфебрильная температура, кашель. У больных выявляются признаки интоксикации, одышка при небольшой физической нагрузке, аускультативно сухие хрипы в легких. Рентгенологически для интерстициальной пневмонии характерны: изменение легочного рисунка в виде грубых или неясно очерченных полос исходящих веретенообразных из расширенного корня легкого сетчатый легочный рисунок в зоне поражения: участки ателектазов – очерченные тени с признаками сужения бронхов.

Особенности пневмонии у новорожденных

Роль ВУИ и аспирации.

Особенности пневмонии у недоношенных детей:

Диагноз острой пневмонии «триада признаков»

Наличие синдрома дыхательной недостаточности.

Выявление локальных физикальных изменений в легких: укорочение перкуторного звука над участками инфильтрации, сочетающиеся с крепитацией влажными и мелкопузырчатыми хрипами.

Рентгенологическое обнаружение очаговых, сегментарных или лобарных инфильтративных теней.

В первую очередь пневмонию следует дифференцировать с бронхитом и бронхиолитом. При остром бронхите интоксикация и дыхательная недостаточность отсутствуют или выражены незначительно. Температура тела субфебриальная или нормальная. Отмечаются диффузные изменения в легких: коробочный оттенок перкуторного звука, жесткое дыхание, грубые, сухие, а также крупно - и среднепузырьчатые влажные хрипы над всеми легочными полями. Количество их уменьшается при откашливании. Изменения в анализах переферической крови, как правило, отсутствуют. Локальных изменений в легких не отмечается.

Диффузное поражение мельчайших бронхов и бронхиол, сопровождается дыхательной недостаточностью и обструктивным синдромом. Нарушение состояния ребенка обусловлено развивающейся гипоксией. Проявлением обструкции является частый мучительный кашель, экспираторная одышка, прослушиваются мелко - среднепузырчатые влажные и сухие хрипы на фоне ослабленного дыхания. Локальных изменений обнаружить не удается. На рентгенограммах обнаруживаются резкая эмфизема, усиление интерстициального и сосудистого рисунка легких. В переферической крови отмечаются лейкопения и лимфоцитоз. Для бронхиолита характерна цикличность течения: заболевание продолжается 6-8 дней, обструктивный синдром сохраняется всего 1-2 дня. Дифференциальная диагностика пневмонии представлена на таблице №3.

7. Учебно-методический материал.

Этиологическая структура острых пневмоний у детей

Факторы риска острой пневмонии у детей

Анатомо-физиологические особенности детей, способствующие развитию пневмонии

Рентгенограмма очаговой пневмонии

Рентгенограмма сегментарной пневмонии

Рентгенограмма интерстициальной пневмонии

Дифференциальная диагностика заболеваний органов дыхания у детей раннего возраста

Этиологическая структура острых пневмоний у детей.

Источники:
www.blackpantera.ru, mydocx.ru, lechimdetok.ru, www.studfiles.ru

Следующие:




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Сумма цифр: код подтверждения


Вас может заинтересовать

Популярное