Психологическая помощь детям из неблагополучных семей

Анализ деятельности организаций, оказывающих социально-педагогическую помощь детям из неблагополучных семей


Загрузка.

В 2012 г. приоритетом государственной семейной политики оставалось совершенствование социального обслуживания и дальнейшее формирование многоступенчатой и разветвленной инфраструктуры оказания социальной, социально-педагогической и психологической помощи и поддержки семье и детям на основе оптимизации межведомственного взаимодействия и интеграции усилий, которые ориентированы на укрепление статуса семьи, наиболее раннее выявление семейного неблагополучия и его профилактику.

Работа заинтересованных организаций, работающих с неблагополучными семьями, напрямую связана с реализацией Декретов Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и от 5 мая 2009 года № 5 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18». Принятые нормативные правовые документы позволили определить новую модель работы по защите детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите. Она имеет следующие основные компоненты [8, с. 66]:

¾ выявление неблагополучия и признание детей находящимися в социально опасном положении. В соответствии с Инструкцией о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, в редакции постановления Министерства образования от 05.05.2007 № 30 акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (по форме согласно приложению к Инструкции), другая достоверная информация, подтверждающая социально опасное положение несовершеннолетнего, являются основанием для признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении

¾ предоставление комиссии по делам несовершеннолетних права принимать решение о признании ребенка, находящегося в социально опасном положении, нуждающимся в государственной защите и об отобрании его у родителей

¾ решение о целесообразности лишения родителей родительских прав принимается на заседании комиссии по делам несовершеннолетних (т.е. коллегиально) в два этапа: сначала – отобрание ребенка на срок до 6 месяцев (с целью межведомственной помощи семье и ребенку) а затем – рассмотрение вопроса о лишении родителей родительских прав в судебном порядке, если не удалось восстановить нормальное состояние семьи

¾ объединение всех материальных и человеческих ресурсов, имеющихся в распоряжении разных ведомств района, для решения главной задачи – помощи конкретной семье и конкретному ребенку.

В Республике Беларусь продолжается работа по осуществлению комплексных мер по защите прав и законных интересов детей, формированию органов охраны детства, реализации в стране рекомендаций итогового документа специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по положению детей и заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребенка по итогам рассмотрения второго периодического доклада Республики Беларусь о выполнении основных положений Конвенции о правах ребенка.

На защиту прав конкретных категорий детей и оказание им помощи направлено ряд республиканских и региональных акций: «Наши дети», «Детям из неблагополучных семей – внимание и заботу», «Подарим детям праздник», «Забота», «Подросток» и др. [8, с. 69].

В регионах созданы органы охраны детства. В 110 отделах образования местных исполнительных и распорядительных органов представлены секторы или отделы по охране детства [31].

В соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 апреля 2006 № 42 в «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования» в учреждениях образования созданы социально-педагогическая и психологическая службы, увеличивается численность входящих в их состав социальных педагогов и педагогов-психологов, одной из основныхфункцийкоторых, является защита прав и интересов детей. В общеобразовательных учреждениях работает 2630 социальных педагогов и 2084 педагогов-психологов.

В 2013 г. продолжалось взаимодействие государственных органов и общественных объединений в сфере защиты прав и интересов детей, оказания им помощи и поддержки. Прежде всего, к ним относятся Белорусский детский фонд, Белорусский союз женщин, Белорусская ассоциация многодетных родителей, Белорусская республиканская пионерская организация и др. [31].

В системе Министерства труда и социальной защиты функционирует 156 территориальных центров социального обслуживания населения, которые обеспечивают комплекс профессиональной социальной, реабилитационной и правовой помощи семьям, находящимся в кризисной ситуации. На все семьи, с которыми работают специалисты центров, создаются социальные паспорта, отражающие полную характеристику каждой семьи и имеющиеся у нее проблемы, в частности, жилищно-бытовые условия, социально-психологические проблемы, индивидуальные особенности семьи и иные сведения. Результатом этой работы являются персонифицированные банки данных о различных категориях семей.

Важным направлением работы центров является проведение анализа тенденций семейного неблагополучия, асоциального поведения родителей и семьи на основе социологических исследований, анкетных опросов, анализируются причины обращений. Это позволяет планировать и реализовывать мероприятия, направленные на прогнозирование и предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций, нарушений в сфере межличностных и семейных отношений, предотвращение асоциального поведения членов семьи.

Для осуществления контроля над социально неблагополучными семьями и оказания им систематической поддержки получила дальнейшее развитие такая форма социальной работы, как социальный патронаж. При этом содержание патронажной работы выстраивается адекватно характеру имеющихся проблем в семейно-бытовой сфере и включает встречи-консультации семьи с различными специалистами содействие и посреднические услуги в решении юридических и социальных проблем контакты с правоохранительными органами, комиссиями по делам несовершеннолетних и др.

Среди направлений работы центров все большее распространение получает деятельность по пропаганде здорового образа жизни, профилактике алкогольной, наркотической и других видов зависимости, профилактике домашнего насилия, включая информационно-просветительскую работу, оказание социально-психологической, юридической помощи женщинам и детям, пострадавшим от домашнего насилия.

Повышению правовой грамотности населения содействует системное разъяснение льгот и гарантий, которые есть у семей и детей в соответствии с законодательством.

К примеру, в Брестской обл. созданная инфраструктура учреждений позволяет оказывать социальную, педагогическую, медицинскую помощь семье на должном уровне и в полном объеме. Она включает 20 центров социального обслуживания населения системы социальной защиты, 21 социально-педагогическое учреждение, 20 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации системы образования, 5 медико-реабилитационных центров системы здравоохранения. Психологическая помощь детям из неблагополучных семей, попавшим в сложные жизненные ситуации, оказывается в 16 социальных приютах временного пребывания [31].

Одним из направлений работы учреждений социальной защиты является оказание психологической, юридической, гуманитарной помощи нуждающимся семьям и одиноким гражданам. Ежегодно более 10 тыс. семей получают различные виды социальной поддержки в территориальных центрах социального обслуживания населения.

Важным источником оказания помощи семье является безвозмездная помощь. В 2010 г. территориальными центрами социального обслуживания населения области получено и распределено в виде товаров народного потребления, продуктов питания, предметов медико-социальной реабилитации на общую сумму 699,0 млн. руб.

В целях разрешения психологических проблем и построения конструктивного диалога в системе «Родитель-ребенок» успешно функционировали родительские школы, разработаны «тренинг родительской эффективности» и тренинговая программа «Мифы и правда об алкогольной зависимости», программа «Профилактика неблагополучия в семье».

В 2012 г. проведено обследование 5817 неблагополучных семей. По итогам обследования разработаны индивидуальные планы работы с каждой семьей [31].Социально-педагогические учреждения становятся комплексными многофункциональными центрами по оказанию высокопрофессиональной комплексной помощи семье и детям. Их деятельность носит ярко выраженный профилактический характер и содействует стабилизации нарастания социального сиротства и семейного неблагополучия, снижению факторов, приводящих к социально опасному положению детей. В 2009 г. в социально-педагогических учреждениях велась работа в отношении 39586 детей, находящихся в социально опасном положении, которые проживали в 22094 семьях. 3536 детей, не имеющих сиротского статуса, признаны нуждающимися в государственной защите.

Общее число мест для проживания детей в приютах страны составляет 2711. За 2012г. в детских социальных приютах воспитывалось 8905 детей, из них 6403 ребенка (72 %) за этот период определено на воспитание. В том числе 4085 детей возвращено в родную семью (64 %), 1298 детей определено на воспитание в замещающую семью (20 %), 896 – в интернатные учреждения
(14 %). В 2010 г. более 65 тыс. детей, 42 тыс. родителей, 32 тыс. педагогов получили социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в социально-педагогических центрах страны.

В Брестской обл. на 01.01.2011 года функционировало 21 социально-педагогическое учреждение: областной социально-педагогический центр, 10 социально-педагогических центров с детскими социальными приютами, 6 детских социальных приютов, 4 социально-педагогических центра [31].

Для осуществления защиты прав и интересов детей в отделах и управлениях образования, СПУ созданы банки данных семей и детей, находящихся в социально опасном положении, несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, которые обновляются ежеквартально.

С целью профилактики социального сиротства, семейного неблагополучия организованы семинары для заместителей председателей райгорисполкомов и заместителей глав администраций по теме: «Организация взаимодействия государственных органов и общественных объединений по выполнению Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений», для специалистов по охране детства и педиатрической службы «Порядок взаимодействия учреждений здравоохранения, образования, других заинтересованных ведомств по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите», для работников отделов образования, отделов профилактики УВД облисполкома, ИДН «Пути сотрудничества социально-педагогических учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних, учреждений внешкольного воспитания и обучения в организации профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних».

Создан областной клуб директоров социально-педагогических учреждений.

В г. Минске активизирована и систематизирована работа социально-педагогических учреждений, которые оказывают психолого-педагогическую и социально-педагогическую помощь и поддержку семье и детям, ведут целенаправленную профилактическую работу. Специалистами социально-педагогических учреждений осуществляется социальный патронат неблагополучных семей, семейное консультирование и социально-педагогическая помощь. Обеспечивается взаимодействие и координация деятельности с социально-педагогическими службами учреждений образования.

Работа по выявлению и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, ведется в тесном взаимодействии с учреждениями образования, учреждениями здравоохранения, женскими консультациями, городскими (районными) отделами внутренних дел, комиссиями и инспекциями по делам несовершеннолетних и др. Таким образом организованной системой взаимодействия достигается профилактический характер деятельности центров по раннему выявлению и профилактике социального сиротства.

По сравнению с прошлым годом количество несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в области уменьшилось с 8933 до 6058 детей по состоянию на 1 января 2011 г. признаны находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите 374 ребенка [31].

За 2013 г. совместно с инспекторами ИДН, КДН и другими заинтересованными проведено 573 рейда, направленных на профилактику и раннее выявление факторов семейного и детского неблагополучия, охвачено 6816 несовершеннолетних (2009г. – 530 рейдов, 4914 несовершеннолетних). В 2010г. социально-педагогическими центрами осуществлялось сопровождение 1411 детей из 992 семей.

В 2013 г. в детских социальных приютах прошли многопрофильную реабилитацию 1022 ребенка. После соответствующей работы с семьей возвращено родителям 597 детей (58,4 %), в замещающие семьи устроено 284 (27,8 %). Направлены в госучреждения только 107 несовершеннолетних (10,5 %).

Социально-педагогические центры провели 1993 групповых и 2203 индивидуальных занятий для детей, находящихся в социально опасном положении, для несовершеннолетних из семей «группы риска», состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

Ведется консультирование несовершеннолетних и их родителей, в том числе и анонимное, с целью оказания помощи и поддержки в решении возникших проблем. Проведено 3728 консультаций с родителями несовершеннолетних, 2336 с детьми и подростками.

В социально-педагогических центрах организована работа с семьями, принимающими на воспитание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. За 2010 г. социально-педагогическими центрами проведено 380 консультаций по вопросам воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 177 обучающих занятий с кандидатами в приемные родители 197 занятий с приемными детьми. Психологическое обследование прошли 76 кандидатов в приемные родители.

Созданная сеть учреждений социального обслуживания и социально-педагогических учреждений и активизация их работы предоставляет возможности семье и детям для получения различных видов помощи и поддержки. В тоже время необходимы рационализация их сети с учетом особенностей конкретных регионов и потребностей детей и семей, налаживание их взаимодействия в целях продуктивного решения проблем детства и повышение качества оказания помощи. Необходимо также дальнейшее расширение спектра оказываемых центрами услуг,адекватных существующим проблемам, на основе совершенствования профессионализма специалистов, внедрения новых комплексных технологий и межведомственного взаимодействия.


Загрузка.

Проблемы неблагополучных семей

Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри - семейные. Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться «частным делом». Число детей, живущих в неблагополучных семьях неизвестно, однако есть основания полагать, что оно велико.

Вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет число исков о лишении родительских прав. На учете в милиции сегодня состоит 15000 родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих детей. Результаты выборочных исследований показывают, что в последнее время большое распространение получило внутрисемейное насилие в том числе и сексуальное. По данным центра социальной и судебной психиатрии имени Арбского, особенно часто страдают дети в возрасте 6 - 7 лет. Из них 70% отстают в умственном и физическом развитии, страдают разными психоэмоциональными расстройствами. Ежегодно в стране от травм, отравлений погибают десять тысяч детей в возрасте до 14 лет. У детей из неблагоприятных семей было обнаружено: детей из таких семей в 7 раз больше суицидных попыток, в 3 раза больше вероятность помещения в детский дом или сходные государственные учреждения, в 2 раза больше вероятность раннего брака, в 2 раза больше вероятность психических заболеваний, в 2 раза больше вероятность делинкветного поведения. Многие дети уходят из дома и становятся беспризорниками. Одно дело, когда беспризорнику 16 - 18 лет, т.е. он в состоянии сам принимать решения и оценивать свои поступки. И совсем другое, когда родители пьют беспробудно, сами бродяжничают и ребенок предоставлен сам себе. Хочет ли он жить на улице, ночевать где придется, воровать или попрошайничать, чтобы не умереть с голоду? По моему ответ ясен. Очевидно часть проблем может объясняться системой воспитания в семье. И мне кажется что сегодня нужна государственная программа, которая позволила бы спасать ребятишек.

Неблагополучная семья для ребенка - это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но, тем не менее, для данного ребенка эта семья является неблагополучной. Конечно, семья пьяницы или хулигана для любого ребенка будет неблагоприятной, однако в большинстве случаев понятие неблагоприятной семьи может возникнуть лишь в соотношении с конкретным ребенком, на кого это неблагополучие действует. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений «семья - ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.

Неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Не в смысле поглупения или каких-то иных нарушений, допустим, интеллекта, а в смысле дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно характера человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека с другими людьми, таково и его счастье.

Одним из самых мощных неблагоприятных факторов разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка является пьянство родителей. Оно может оказаться роковым для малыша не только в момент зачатия плода и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.

Пьяницы не только уподобляют себе детей и подростков, которые в силу своей незрелости не могут противостоять пагубным традициям. Пьянство - причина многих неврозов и нарушений поведения у членов семей пьяниц. В подавляющем числе случаев различные психические расстройства у детей вызываются пьянством родителей, их социальной деградацией, хулиганством, плохим самоконтролем. Если из-за пьяниц - отцов дети становятся невротиками, то от пьяниц - матерей часто рождаются умственно-неполноценные дети. Но пока ученые спорят о том, кто больше виноват - пьяные отцы или пьяные матери, либо все вместе, нужно всеми способами бороться с бытовым пьянством и его следствием - алкогольной болезнью.

Отсутствие заботы и внимания к ребенку также может быть стилем воспитания в алкогольной семье. Такое отношение к ребенку лишь часть царящих в семье правил. Пьяный отец, валяющийся на полу, дети переступают через него, как бы не замечая. Или мать может сама страдать алкоголизмом, либо быть поглощенной алкогольными проблемами своего мужа, тратит всю энергию на них, а в это время дети живут без ее внимания. Дети не моются, не чистят зубы. Недостаток заботы лишь начало общей запущенности ребенка.

Детей дошкольного возраста

- мучают ночные кошмары

- они вдруг начинают вести себя так, как дети младшего возраста

- играют в сексуальные игры с собой, сверстниками или игрушками

- подвержены нервно-психическим расстройствам (включая энурез и энкопрез)

Дети младшего школьного возраста

- переживают трудности в школе

-замыкаются в себе, отгораживаются от взрослых, включая родителей

- у них ухудшаются отношения со сверстниками

- изменяется ролевое поведение

- они чрезмерно фантазируют

- иногда ведут себя сексуально

- без видимых причин мучаются болями в животе

Дети старшего школьного возраста, подростки

- впадают в детство

- убегают из дома

- у них низкая самооценка

- совершают попытки самоубийства

- употребляют алкоголь и наркотики

- демонстрируют вызывающее, сексуальное поведение

- без видимых причин у них появляются различные заболевания: аллергия, боли в животе, головные боли.

Конфликтная семья, в которой по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта отчуждения.

Конфликтные семьи могут быть как шумными, скандальными, где повышенные тона, раздражительность становится нормой взаимоотношений супругов, так и «тихими», где отношения супругов характеризуют полное отчуждение, стремление сбивать всякое взаимодействия. Во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может послужить причиной различных асоциальных проявлений.

Психические службы, обеспечивающие помощь семье и детям помогут разрешить хроническую конфликтную ситуацию, помогут родителям понять индивидуальные половозрастные психологические особенности своих детей и скорректировать свою позицию, провести социально-психологические тренинги, формирующие новые формы социально-ролевого поведения супругов, родителей, взрослеющих детей. Эти же службы могли бы осуществлять психологическую коррекцию социально-ролевого поведения, общения педагогов, сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних. То есть тех, чья практическая деятельность непосредственно связана с детьми, подростками и неблагополучными семьями.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Психологическая помощь детям из неблагополучных семей Помощь потерянному ребенку

Психологическая помощь детям

из неблагополучных семей

Помощь потерянному ребенку:
1). Необходимо дать ему почувствовать, что он принадлежит к классу, группе, что он не отвергнут и занимает очень важное место в коллективе и соответствует этому месту.

2). Если ребенок вошел в какую-то группу, подчеркните, что это хорошо. Но не принуждайте ребенка жить стадно, обязательно быть в коллективе. Помните, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы побыть наедине с самим с собой.

3). Поощряйте ребенка к тому, чтобы он позволял себе приятное времяпровождение, развлечение, которое требует взаимодействия с другими. Это для такого ребенка лучше, чем занятия в одиночку.

4). Выставляйте его рисунки, сочинения и другие вещи, которые могут интересовать окружающих. Это будет повышать уверенность ребенка в себе, чувство самооценки.

5). Очень полезно хвалить ребенка, когда он высказывает какие-либо конструктивные мысли.

6). Выберите такой предмет, к которому ребенок проявляет наибольший интерес, привлеките ребенка к работе над этими предметами, пусть он продемонстрирует перед классом, что может внести в данную область нечто ценное.

7). Помогите ребенку осознать и выразить свои чувства, использовав для этого надежные, безопасные каналы, такие как рисование, работа по дереву, создание кукол, чтение вслух рассказа, музыка и др.

8). Попросите помощи у ребенка в поисках решения какой-либо проблемы. Многие робкие дети прячут все, включая свои исключительные интеллектуальные способности, а учителя могут иногда не узнать о потенциале ребенка.

9). Вместе с ребенком нарисуйте схему чтобы узнать, с кем бы он хотел работать в группе и кто в классе оказывает наибольшее влияние на него. Подберите ребенку напарника и наметьте с ним план действий, в котором они могут хорошо сотрудничать.

10). Записывайте каждый день, сколько раз вы обращались к потерянному ребенку и сколько раз вы произносили разные реплики, комментарии в его адрес. Проверьте список в конце дня это будет напоминанием о том, как вы работаете, а также о том, какие успехи делает ребенок.


Помощь «кумиру семьи»:
1). Уделите ему как можно больше внимания, постарайтесь лучше узнать его,

общаясь один на один.

2). Постарайтесь завоевать его доверие. Если это произойдет, ребенок сбросит маску удачливого счастливчика и откроется вам.

3). Помогите ребенку понять, что не надо скрывать их, что испытывать такие чувства - нормально. Сочините рассказ о ком-либо, кто всегда смеется сквозь невидимые миру слезы. Это может быть и своего рода послание к ребенку.

4). Возьмите куклу-клоуна объясните, что может чувствовать клоун, что у него внутри (грусть), когда он смешит окружающих. А потом пусть кукла сыграет ту же роль уже в руках самого ребенка.

5). Хорошо, если ребенок сможет проявить себя в любой творческой деятельности - в рисовании, в музыке.

6). Не упускайте случая подчеркнуть, какие чувства уместно выражать в том или ином случае. Мы смеемся над смешными вещами, но становимся грустными, когда случаются тяжелые события. Мы раздражаемся, когда кто-то делает нам плохо. Если ребенок смеется когда кому-то плохо, побудите его задуматься над этой ситуацией и обычным голосом - ни в коем случае не раздражаясь! - произнесите: «Было вовсе не смешно, когда Вася упал. Он ушиб ногу, ему было очень больно».

7). Старшим детям предложите вести дневник с записями - ежедневными и еженедельными. Заверьте, что его никто не прочтет. Скажите ребенку, что он может говорить с вами обо всем на что его волнует, в любое время - или с глазу на глаз, или через этот дневник .

К человеческим отношениям, в том числе и к семейным, так же, как и к чувствам их окрашивающим, требуется постоянное внимание и немалый «труд души», для их своевременного восстановления, иначе однажды закрывшаяся неприязнь, враждебность, конфликтность разъединят теплоту родственных отношений, становится необратимыми и создают в доме невыносимую для ребенка атмосферу.

Как известно, эмоциональным центром семьи, задающим тон в семейных отношениях, является чаще всего мать, женщина. Характер отношений матери и ребенка с первых дней и месяцев его жизни существенным образом определяет характер и судьбу уже взрослых детей.

Особенно опасны авторитарность, жесткость, чрезмерное доминирование матери, которое в настоящее время нередко проявляется у многих женщин. Такого рода жесткое авторитарное поведение депривирует психическое развитие детей и чревато разными неприятностями. В том случае, если у ребенка слабый тип нервной системы, это может привести к нервно-психическим заболеваниям. В случае же, когда у ребенка сильный тип нервной системы, доминантность, жесткость матери приводит к тяжким невосполнимым дефектам эмоциональной сферы, к эмоциональной невосприимчивости детей, отсутствию эмпатии, агрессивности, что может привести к жестоким тяжким преступлениям.

Вообще педагогическая несостоятельность семьи должна предупреждаться задолго до того, как ребенок попадает в поле зрения органов профилактики. В этом отношении своевременным профилактическим средством можно считать тот психолого-педагогичес- кий ликбез, который проводится для родителей.

Психические службы, обеспечивающие помощь семье и детям помогут разрешить хроническую конфликтную ситуацию, помогут родителям понять индивидуальные половозрастные психологические особенности своих детей и скорректировать свою позицию, провести социально-психологические тренинги, формирующие новые формы социально-ролевого поведения супругов, родителей, взрослеющих детей. Эти же службы могли бы осуществлять психологическую коррекцию социально-ролевого поведения, общения педагогов, сотрудников инспекций по делам несовершеннолетних. То есть тех, чья практическая деятельность непосредственно связана с детьми, подростками и неблагополучными семьями.

Однако вряд ли советы психологов способны оказать заметную помощь в работе с криминально-аморальными семьями, где степень моральной деградации родителей такова, что увещания и меры психологического воздействия оказываются безуспешными в плане избавления людей от их пороков: пьянства, развратного образа жизни, жестокости и прочего. В данном случае требуется решительные меры по изоляции детей от крайне нездоровой домашней обстановки и оказанию социально-правовой помощи.

Характеристика семьи. Образец характеристики на семью

November 1, 2016

В своей деятельности педагоги, психологи, социальные работники постоянно сталкиваются с разнообразной документацией. С каждым годом она дополняется, видоизменяется, и порой трудно удержать в голове все аспекты, которые нужно описать. Характеристика на семью является одним из таких основных документов. Для того чтобы не задаваться вопросами, с чего начать описывать семью, какие данные нужно собрать, в какой последовательности ее оформить и грамотно сформулировать выводы, нужно ознакомиться со структурой этого документа и создать для себя образец характеристики на семью.

Психологическая помощь детям из неблагополучных семей

Характеристика семьи: с чего начать?

Перед тем как будет составлена характеристика семьи, нужно пройти ряд подготовительных этапов, в результате которых будет собрана информация для документа:

  1. Провести беседу с учеником, понаблюдать за его поведением, использовать психологические методики, направленные на изучение восприятия ребенком своей семьи, оценку им психологического климата внутри семьи.
  2. Посетить место проживания ребенка и его семьи, составить акт обследования жилищных условий.
  3. Побеседовать с родителями на предмет взаимоотношений с ребенком. Оценить степень участия родителей в школьной жизни ученика можно по участию их в родительских собраниях, проверке его дневника, посещению учебного заведения по собственной инициативе.

Для получения более объективной картины изучение места жительства семьи лучше не проводить в одиночку. Можно привлечь представителя родительского комитета, социального педагога или психолога (особенно в случае неблагополучных семей).

Психологическая помощь детям из неблагополучных семей

Первичные (формальные) данные о семье

Характеристика семьи должна начинаться с основных, первичных данных о ее членах:

  1. Ф.И.О. год рождения, образование, место работы и должность, контактные телефоны матери, отца или людей, которые их заменяют.
  2. Информация о других членах семьи (Ф.И.О. кем приходятся ученику, сфера деятельности, контактные данные): бабушек, дедушек, братьев, сестер и других.
  3. Информация о других людях, которые не являются членами семьи, но длительное время проживают в одном доме (Ф.И.О. сфера деятельности, кем приходятся остальным членам семьи, контактные данные).
  4. Адрес, по которому проживают члены семьи.

Жилищно-бытовые характеристики семьи

Следующим этапом будет описание жилищных условий, в которых проживает семья. На их основании нужно сделать вывод о том, насколько комфортно находиться там ребенку, насколько реализованы его основные нужды.

  1. Количество комнат, наличие отдельной комнаты у ребенка, наличие отдельного места для отдыха.
  2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм жилья: регулярность уборки, захламленность помещения и т. д.
  3. Наличие необходимой мебели, места для учебной или игровой деятельности ребенка, техники и учебных принадлежностей или игрушек.
  4. Вывод о том, насколько место проживания влияет на успешность развития ребенка.

Психологическая помощь детям из неблагополучных семей

Социальные особенности семьи

Социальная и психологическая характеристика семьи ребенка - наиболее важная и массивная часть всего документа. К социальным особенностям семьи относятся:

  1. Статус: полная, неполная, многодетная или с одним ребенком, данные об усыновлении или опеке над ребенком.
  2. Материальная обеспеченность семьи: насколько стабилен заработок, от каких факторов он зависит (выплата алиментов, сезонный труд, безработность или нетрудоспособность членов семьи), есть ли у ребенка карманные деньги, насколько он обеспечен необходимыми вещами (едой, одеждой, учебными принадлежностями), испытывает ли семья финансовые трудности, каким образом материальное состояние влияет на психологический климат в семье (удовлетворенность, чувство неполноценности, конфликты).
  3. Социальная устойчивость/неустойчивость семьи, склонность к зависимостям (алкогольной, наркотической, азартным играм) или правонарушениям.
  4. Распределение обязанностей и основных функций (бытовых, финансовых, эмоционально-терапевтических, воспитательных и др.).
  5. Кому принадлежит формальная или фактическая роль в воспитании ребенка. Необязательно ее могут выполнять одни и те же люди. Например, работающие за границей родители формально являются воспитателями своего ребенка, а фактически эти функции выполняет другой родственник (бабушка, дедушка), который находится в непосредственной близости от ребенка.

Психологическая помощь детям из неблагополучных семей

Психологические характеристики семьи

К психологической составляющей, которую включает характеристика на семью, входят такие основные моменты:

  1. Тип воспитания (авторитарный, демократический, либеральный) и его подвиды: гиперопека, попустительство, отвержение, требовательность, любовь и другие.
  2. Описание психологического климата в семье: устойчивость, напряженность, стабильность обстановки, преобладающие эмоции и состояния (радость, агрессия, апатия, безразличие, страх, спокойствие и т. д.).
  3. Степень заинтересованности родителей взаимоотношениями ребенка со сверстниками, его достижениями, успехами в учебной деятельности.
  4. Наличие совместных с ребенком занятий, как проводится досуг в семье, как родители реагируют на успехи и неудачи сына или дочери.

Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, насколько эффективными и правильными являются методы воспитания ребенка, нет ли у него педагогической запущенности.

Оценка влияния семьи на ребенка

В этом блоке характеристика семьи включает данные об участии родителей в школьной жизни ребенка и делаются общие выводы.

Учебную деятельность родители могут контролировать постоянно, периодически или вовсе не интересоваться этим вопросом. Они могут мотивировать или относиться безразлично к желанию ребенка учиться и развивать свои интересы. Различны и частота посещений собраний, характер реакции на рекомендации и замечания педагогов (адекватная и неадекватная).

Общие выводы делаются на основании полученных данных: насколько благополучна или неблагополучна семья в материальном, социальном и психоэмоциональном плане, какие аспекты и каким образом влияют на развитие ребенка, на что будет порекомендовано обратить внимание родителям или другим воспитателям.

Описание работ, проведенных с семьей

В этом блоке характеристика на семью ученика включает описание всех работ, которые проводили специалисты разного профиля с семьей: беседы, консультации психолога, социального или медицинского сотрудника, тренинги, семинары. Стоит упомянуть все случаи, когда и кем были проведены посещения на дому, обращались ли члены семьи сами за помощью и какие изменения произошли (не произошли) в результате всех мероприятий.

Данный образец характеристики на семью является наиболее полным, потому что охватывает все сферы жизни, особенности воспитания и условия, в которых развивается ребенок.

Психологическая помощь детям из неблагополучных семей

Особенности характеристики семьи в работе психолога

Психологическая характеристика семьи помимо названных аспектов о стиле воспитания, психоэмоциональном состоянии может быть дополнена другими данными:

  • кто выполняет роль главы семьи (матриархальный или патриархальный стиль принятия решений)
  • структура семьи: открытая (допускают других людей в круг общения семьи), закрытая (общаются по большей части только друг с другом), смешанная
  • наличие традиций
  • кто и каким образом оказывает наибольшее влияние на ребенка в семье, насколько реализована его потребность в защите и любви
  • совместимость членов семьи по основным параметрам (темперамент, характер, направленность).
  • Для этого вида деятельности в арсенале школьного психолога желательно иметь методику "Тест-опросник родительского отношения" Варга и Столина.

    Карта обследования семьи ученика

    Более короткой и упрощенной может быть характеристика семьи. Образец ее представляет собой бланк, включающий такие основные моменты:

    1. Данные о родителях и других проживающих с семьей людей.
    2. Адрес и общая характеристика помещения.
    3. Социальный статус семьи.
    4. Материальная обеспеченность ее членов.
    5. Какая помощь необходима (материальная, психологическая, медицинская).
    6. Какие виды работ с семьей проводились.

    Карта обследования - это тоже характеристика семьи. Образец отличается только отсутствием данных о морально-психологическом облике семьи и выводов о социально-психологическом комфорте ученика.

    Характеристика неблагополучных семей

    Характеристика на неблагополучную семью включает те же основные данные, касающиеся возраста, занятости, материального благополучия всех ее членов, состояния места проживания, социально-психологического образа, методов работы с семьей и выводов.

    Однако в этом случае делается акцент на том, к какому типу неблагополучных семей относится данная, причины возникновения трудностей, особенности их влияния на развитие и воспитание ребенка. Если семья неблагополучна в материальном плане (потеря кормильца, многодетность с невозможностью полноценного материального обеспечения всех членов и т. д.), описывается соответствующая предложенная помощь (ремонт, бесплатное питание ребенка в столовой и прочее).

    Психологическая помощь детям из неблагополучных семей

    Если семья неблагополучна в социальном или психологическом плане (зависимости, насилие, тяжелые заболевания значимых близких), тогда характеристика неблагополучных семей должна быть дополнена сведениями о том, какая помощь была оказана ребенку, что сделали службы по работе с несовершеннолетним, чтобы помочь ему справиться со сложными жизненными обстоятельствами.

    Что включает характеристика ученика из неблагополучной семьи?

    Нужно добавить, что, если специалист имеет дело с ребенком из неблагополучной семьи, за характеристикой самой семьи должна последовать характеристика учащегося. Это связано с тем, что такой ребенок может испытывать значительные трудности адаптации в учебном заведении, что естественным образом скажется на успеваемости и отношениях в коллективе. Такому ребенку необходимо особое внимание со стороны педагогического коллектива и, возможно, помощь смежных специалистов.

    Если характеристика на семью ученика описывает в этом случае причины и развитие трудностей, с которыми ее члены столкнулись, то характеристика ребенка должна показывать, каким образом эти трудности на нем отражаются. Это преобладающее настроение, личностные черты, мотивация к учению, опрятность, организованность, желание общаться, наличие друзей, дисциплинированность, отношение к поручениям и общественной деятельности, отношение к критике, статус в коллективе, наличие вредных привычек и другие аспекты.

    Психологическая помощь детям из неблагополучных семей

    Характеристика семьи ученика должна быть тем ресурсом, с помощью которого можно не только выявить, но и предотвратить возможные трудности в развитии подрастающего поколения.

    Источники:
    studenchik.ru, studbooks.net, davaiknam.ru, fb.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное