Расстройства речи у детей с дцп

Расстройства речи у детей с дцп

Что делать, если у ребенка нарушена речь

Важность речевой функции в психике человека невозможно недооценить, ведь благодаря ей формируется познавательная деятельность, способность к мышлению, возникают предпосылки для социальных контактов и развиваются представления об окружающем мире. Именно поэтому очень важно знать, как справиться с нарушениями речи при ДЦП в той или иной степени тяжести и минимизировать тяжелое влияние на умственное развитие.

Причины и особенности речевых нарушений при ДЦП

Те или иные речевые патологии при детском церебральном параличе обуславливаются двумя основными причинами. В первую очередь, всему виной поражение корковых и подкорковых структур головного мозга. Во-вторых, пагубное влияние оказывает вторичное недоразвитие или замедленное созревание церебральных структур. В большинстве случаев достаточно четко отслеживается взаимосвязь между двигательными возможностями ребенка и характером его речевых нарушений.

Нарушение речи у детей с ДЦП – явление достаточно распространенное, имеющее конкретные особенности, и в большинстве случаев выражено в форме псевдобульбарной дизартрии, характерной чертой которой является затруднение со звукопроизношением и нарушение тембра голоса.

Таким детям присуща амимичность, обездвиженность лицевых мышц и ограниченность движений языка, носовой оттенок голоса и обильное слюнотечение, затрудненность глотания и жевания. Нарушения речи при ДЦП выражаются в невнятности речи с нечеткой артикуляцией гласных, приближенное произношение свистящих и шипящих, как при носовом выдохе, замена звонких согласных на глухие.

Классификация и диагностика

В связи с вовлеченностью в патологический процесс различных мозговых структур, при церебральных параличах, помимо дизартрии, наблюдаются следующие формы нарушений речи:

  • алалия, которая представляет собой системное недоразвитие в результате поражения корковых зон, отвечающих за речь, вследствие чего происходит стойкое недоразвитие всех ее сторон с последующим нарушением коммуникативной функции (моторная аналия), а также затруденность понимания обращенной речи (сенсорная)
  • вторичная задержка речевого развития, которой присущи такие признаки, как нарушенный темп речи, обусловленный двигательной недостаточностью, соматической ослабленностью, а также неблагоприятными внешними факторами.
    Это может быть вынужденная социальная изоляция и отсутствие деятельности в коллективе.
  • общее недоразвитие речи — в этой форме дизартрия может сочетаться с сенсорными дефектами или нарушениями интеллектуальной деятельности
  • заикание и мутизм.
  • Ранняя диагностика является основополагающим принципом дефектологии, который должен строиться на системном подходе, опираясь на представления о речи, как сложнейшей функциональной системе и охватывая все ее стороны. При этом обязательно должна учитываться неврологическая симптоматика, и четко определены сохраненные механизмы речевой функции. Именно поэтому диагностика в данном аспекте – это, в первую очередь, слаженная работа невропатолога, врача ЛФК и логопеда-дефектолога.

    Способы и методы развития речи

    Необходимость логопедических занятий с особенными детьми очевидна, поэтому работу со специалистом-логопедом можно отнести к одной из самых распространенных и эффективных методик, которые способствуют развитию языковых систем, способствуют социальной адаптации, активизируют навыки речевого общения, расширяют словарный запас и помогают усвоить элементарные грамматические категории.

    Развитие речи с положительным эффектом достигается путем долгой и кропотливой работы над коррекцией звукопроизношения такими способами: приемом подражания, нацеленным на изолированное произношение звука, а также отраженным произнесением слов с шипящими и свистящими.

    Немаловажной характеристикой речи является правильная постановка дыхания, которая достигается путем простейших упражнений, таких как:

  • сдувание снежинок, легких бумажек перед собой
  • катание легких шариков, карандашей по столу, подув на них
  • надувание маленьких шариков и специальных игрушек.
  • При формировании методико-интонационной стороны речи важна работа над логическим ударением и развитие у ребенка естественных интонаций, связанных с определенными эмоциональными состояниями. Этого можно достичь путем чтения сказок по ролям и различными инсценировками. Широко используется метод творческого пересказа и дидактических игр, как отличного средства для закрепления полученных навыков.

    Подводя итоги, следует отметить, что задача читателей, как любящих родителей, состоит в правильной организации ежедневной работы – последовательной, регулярной и слаженной. Активируйте сохраненные возможности ребенка, чтобы скрыть дефекты, развивайте творческий потенциал, расширяйте круг интересов вашего чада – и тогда результат не заставит себя ждать.

    От автора

    Расстройства речи у детей с дцп

    Дорогие друзья и гости, напоминаю вам, что все статьи блога носят исключительно информационный характер. Консультация со специалистами обязательна.

    Если вам понравилась статья, вы можете сказать мне - «Спасибо», оставив комментарий или нажав на кнопки социальных сетей в конце статьи. Мне важно ваше мнение!

    При копировании материалов и использовании их на других ресурсах, пожалуйста, оставляйте активную ссылку на сайт dcpmama.ru

    Если вы хотите задать вопросы автору или выразить пожелания пишите на e-mail: fight-dcp@yandex.ru

    При ДЦП возникает очаговое поражение головного мозга, замедляется темп его созревания, рассогласована деятельность правого и левого полушария,при этом отмечаются разнообразные расстройства формирования речи (Мастюкова Е.М. 1988).

    Задержка речевого развития отмечается уже в доречевой период. Гуление и лепет появляются поздно, отличаются фрагментарностью, бедностью звуковых комплексов, малой голосовой активностью. Первые слова также запаздывают, активный словарь накапливается медленно, формирование фразовой речи нарушается. Задержка речевого развития, как правило, сочетается с различными формами дизартрии или алалии.

    Синдромы речевых нарушений

    Наиболее часто отмечается псевдобульбарная дизартрия . Для этой формы дизартрии характерно повышение тонуса речевой мускулатуры. Язык в полости рта напряжен, его спинка спастически изогнута, кончик не выражен. Губы спастически напряжены. Повышение мышечного тонуса может чередоваться с гипотонией или дистонией в отдельных мышечных группах артикуляционного аппарата. Парезы артикуляционных мышц вызывают расстройство звукопроизношения. Характерно нарушение голосообразования и расстройство дыхания. Часто наблюдаются содружественные движения (синкинезии) в артикуляционной мускулатуре.

    Наряду с псевдобульбарной, которая может встречаться при всех формах церебрального паралича . имеют место и другие формы дизартрии. Так, экстрапирамидная форма наблюдается при гиперкинетической форме ДЦП. Эта форма характеризуется мышечной дистонией, гиперкинезами артикуляционных мышц, выраженным нарушением интонационной стороны речи. При атонически-астатической форме ДЦП отмечается мозжечковая дизартрия, особенностью которой является асинхронность между дыханием, фонацией и артикуляцией речь носит замедленный и толчкообразный характер к концу фразы голос затихает. Часто встречается смешанная дизартрия.

    При ДЦП нарушена функция артикуляционного аппарата и прежде всего фонетическое произношение звуков - звуки произносятся искаженно либо заменяются близкими по артикуляции, что приводит к невнятности речи и ограничению общения со сверстниками и взрослыми. Речедвигательные затруднения вторично приводя! к нарушению анализа звукового состава слов. Дети не могут различить звуки на слух, повторить слоги, выделить звуки в словах. Лексика увеличивается медленно, не соответствует возрасту, очень сложно формируются абстрактные понятия, построение предложений, пространственно-временные отношения, восприятие формы и объема предметов. Из-за недостатка лексики слабо развивается грамматический строй речи. Нарушение фонетико-фонематического развития ограничивает накопление грамматических средств.

    Клинические проявления речевых нарушений при ДЦП разнообразны. Различают следующие нарушения речи:

  • дизартрия - нарушение произношения звуков из-за патологической иннервации речевых мышц, поражения речедвигательных механизмов ЦНС
  • алалия - системное недоразвитие речи в результате поражения подкорковых речевых зон (встречается как моторная, так и сенсорная алалия )
  • дислексия, дисграфия - нарушения письменной речи вследствие дисфункции речевых зон
  • неврозоподобные нарушения речи по типу заикания вследствие нарушения речедвигательной функции
  • анартрия - отсутствие речи.
  • Моторная алалия приводит к недоразвитию всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической и семантической.

    При сенсорной алалии затруднено понимание обращенной речи. Отмечаются выраженные нарушения фонематического восприятия, вторично страдает развитие моторной речи.

    Нарушения речи нередко сочетаются с расстройствами дыхания и голосообразования. У детей с ДЦП преобладает учащенное, аритмичное, поверхностное дыхание. Часто нарушена координация между дыханием, фонацией и артикуляцией. Дыхательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической форме церебрального паралича, при этом произвольный контроль дыхания затруднен. Нарушения голоса связаны с парезами и параличами мышц языка, губ, мягкого неба и гортани. При этом голос ребенка слабый, тихий, глухой, монотонный, эмоционально невыразительный.

    Дети с церебральным параличом с трудом овладевают чтением и письмом. Дислексия и дисграфия обычно сочетаются с недоразвитием устной речи и встречаются при различных формах дизартрии. Длительное время дети медленно читают по слогам, переставляют буквы, пропускают строчки. На письме искажается графический образ букв, с трудом соединяются буквы в слова, а слова во фразы, часто отмечается зеркальность письма. Нарушения чтения и письма связаны с оптико-гностическими расстройствами, спастичностью мышц кисти, глаз, сужением полей зрения, нарушением взаимодействия речеслуховой, речедвигательной и зрительно-моторной систем. Нарушения речи происходят в форме псевдобульбарной, мозжечковой или экстрапирамидной дизартрии (Левченко И.Ю. Приходько О.Г. 2001).

    При псевдобульбарной дизартрии повышается тонус мышц языка, лица, шеи, нарушается голосообразование, дыхание, жевание.

    Мозжечковая дизартрия приводит к гипотонии мышц языка, губ - при этом речь замедленная, толчкообразная, затухающая к концу фразы.

    Экстрапирамидная дизартрия возникает при гиперкинетической форме ДЦП. Гиперкинезы распространяются на мышцы языка, губ, диафрагму, при этом нарушается плавность и размеренность речи.

    Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы. - М. 2010. - Часть II. Физическая реабилитация детей, страдающих детским церебральным параличом. Глава 4. Клинико-функциональная характеристика детского церебрального паралича. С.247-250.

    / Дизартрия / НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДЦП

    НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДЦП.

    Патология нарушений речи при ДЦП по разным данным имеет место у 60 – 75% детей. Частота нарушений речи зависит от формы ДЦП. Так при спастической диплегии у 70% детей диагностируют дизартрию. При гемипаретической форме только у 25 – 35% детей. При атонически – астатической форме у 60 – 75%. При двойной гемиплегии всегда наблюдается тяжелая дизартрия или анартрия.

    Нарушения речи у данной категории детей чаще всего непосредственно связаны с первичным нарушением развития, а именно с ДЦП. Но могут иметь традиционную этиологию, не зависящую от моторных расстройств. Например, нарушения речи могут быть связаны с нарушениями слуха, которые очень часто встречаются у таких детей, или являться следствием социальных условий воспитания, изоляцией. Но в этих случаях нарушения речи не являются дизартрическими расстройствами.

    Отрицательное влияние на развитие речи оказывают условия воспитания, в которых оказываются дети с ДЦП. Это длительное время пребывания в лечебных учреждениях, изолированность, ограниченность речевого общения, гиперопека родителей, или наоборот недостаточный интерес к ребенку, незаинтересованность в его образовании и воспитании. Вследствие ограничения движений у ребенка меньше жизненных впечатлений, ограниченный кругозор, малый жизненный опыт, недостаток чувственных, зрительных и тактильных ощущений. Эти факторы приводят к задержке речевого развития и формированию вторичных отклонений развития.

    У многих детей с ДЦП диагностируют такое нарушение речи как АЛАЛИЯ – системное недоразвитие речи или задержка речевого развития, которая характеризуется более медленными, чем в норме темпом усвоения родного языка.

    Часто у детей с ДЦП имеется общее недоразвитие речи (ОНР) как первичного, так и вторичного характера. Нарушения письменной речи у детей с ДЦП дисграфии и дислексии также очень распространены. Это связано с нарушением сенсорных систем: НАРУШЕНИЯМИ ЗРИТЕЛЬНО - МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ и НАРУШЕНИЯМИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.

    Но самым распространенным речевым нарушением у детей с ДЦП является дизартрия.

    Дизартрия у детей с ДЦП носит врожденный характер и обусловлена органическими нарушениями двигательных отделов центральной нервной системы.

    Классификация дизартрий у детей с ДЦП предложена ПАНЧЕНКО И.И. выделены следующие формы:

    СПАСТИКО – ПАРЕТИЧЕСКАЯ. Ведущий симптом – спастический парез, обусловленный поражением пирамидных путей. Данная форма характерна для детей со спастической диплегией. (Псевдобульбарная дизартрия).

    СПАСТИКО - РИГИДНАЯ. Ведущее расстройство – сочетание спастических парезов с нарушениями тонуса, обусловленными поражением экстрапирамидной системы. Эта форма проявляется у детей с двойной гемиплегией.

    ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ. Ведущий симптом – гиперкинезы. Данная форма присуща детям с гиперкинетической формой ДЦП.

    (Экстрапирамидная или подкорковая).

    АТАКТИЧЕСКАЯ (мозжечковая) Ведущее расстройство – атаксия. Проявляется у детей с атонически – астатической формой ДЦП.

    Панченко И.И. выделил у детей с ДЦП также смешанные формы: СПАСТИКО – ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКУЮ Ведущий синдром спастический парез и гиперкинез.

    АТАКТИКО-ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКУЮ. Ведущий синдром атаксия и гиперкинез.

    Спастический парез наиболее распространен при детских церебральных параличах.

    Все авторы сходятся во мнении, что наиболее часто встречается у детей псевдобульбарная дизартрия . Псевдобульбарная дизартрия у детей с ДЦП может быть в спастической и паретической форме.

    Смирнова Ирина Анатольевна описывает симптомы дизартрии у детей с ДЦП.

    СПАСТИКО - ПАРЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДИЗАРТРИИ

    При данной форме дизартрии у детей с ДЦП характерно:

    Ограничение движений органов артикуляции, замедленное, напряженное произношение.

    Нарушение в дыхательном отделе приводит к формированию очень слабой воздушной струи недостаточной для образования переднеязычных и губных звуков. Смещение артикуляции в средние и задние отделы артикуляционного аппарата.

    Нарушения голоса, которое проявляется в недостаточности модулированности и снижении силы голоса. Спастичность голосовых связок приводит к их неполному смыканию и вследствие этого сиплому оттенку голоса. Расстройство управлением работой мышц небно - глоточного кольца (мышцы управляющие движениями небной занавески и мышцы глотки) приводит к назализации звуков и носовому оттенку речи. Произношение часто приобретает смягченный или боковой характер. Спастичное сужение кончика языка приводит к межзубному произношению звуков. Наблюдается повышенная саливация. В целом произношение носит нечеткий характер. Нарушены сложные произвольные движения и наиболее страдают сложные переднеязычные звуки.

    СПАСТИКО - РИГИДНАЯ форма характеризуется проявлениями спастического пареза и нарушением тонического управления по типу экстрапирамидного расстройства т.е. дистонии. Клинически это выражено в повышении мышечного тонуса, мышцы сокращены. Тонус мышц меняется. При данной форме дизартрии не бывает длительного фона покоя в речевой мускулатуре. Напряженная улыбка меняется мгновенным спазмом мышц губ. Движения языка непроизвольно меняются. Характерны постоянные жевательно – сосущие движения. У таких детей резко повышен тонус мышц верхнего плечевого пояса и шеи. Дети не могут удерживать позу сидя. Резко выражены рефлексы орального автоматизма: хоботковый, губной, челюстной. Голос глухой, напряженный, сила голоса ослаблена. Во время речи появляется спазм дыхания, ребенок вынужден делать частые паузы в речи.

    Гиперкинетическаяили экстрапирамидная дизартрия диагностируется у детей с ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ДЦП. В этом случае нарушается просодические компоненты речи и темпо – ритмическая организация движений. Для нормальной речи характерна очень высокая степень координированности дыхания, работы голосовых связок и движений органов артикуляции. Здесь наблюдаются расстройства координации дыхания, голоса и артикуляции. Речь строится на выдохе и на вдохе. Дыхание расстроено с вокализацией и ребенок делает несколько неудачных попыток воспроизвести голос прежде, чем ему это удается. Дети с большим трудом овладевают произношением сложных переднеязычных звуков. Гиперкинезы в оральной области полностью дезорганизуют речь.

    У детей с данной формой дизартрии могут быть нарушены приемы жевания, глотания, процесс приема пищи.

    АТАКТИЧЕСКАЯ или мозжечковая дизартрия наблюдается у детей с АТОНИЧЕСКИ - АСТАТИЧЕСКОЙ формой ДЦП. На практике в чистом варианте диагностируется редко. Часто встречается атаксия как сопутствующий синдром на фоне спастического пареза или гиперкинеза. Речь носит послоговой характер, нарушена расстановка ударений, скандированность. Координация дыхания, голосообразования и артикуляции нарушена. Дисметрия артикуляционных движений приводит к тому, что ребенок не может точно выполнить артикуляционную позу, не может точно попасть языком в нужное место, скоординировать размах и амплитуду. В речи выраженные паузы. Имеется носовой оттенок голоса. Значительные трудности формирования артикуляции и автоматизации. Речь ребенка напоминает речь во время плача, всхлипывания, громкое начало речи, затем затухание голоса.

    В литературе мало описывается случаев моторной дизартрии у детей ДЦП. Бульбарная форма также не является характерной формой у детей с ДЦП.

    Специфика дизартрий у детей с ДЦП.

    Поражение моторики носит глобальный характер однотипный для скелетной и речевой мускулатуры. В основе нарушения лежит значительное, до степени ригидности, повышение тонуса мускулатуры при всяком активном движении. Характерные черты спастического пареза в равной мере касаются как мышц конечностей, так и мимической и жевательной и артикуляционной мускулатуры. В связи с тем, что дизартрия является врожденной, искаженно формируется не только звукопроизношение, но и фонематическое восприятие, так как ребенок привыкает к восприятию своей искаженной речи.

    Дизартрии у детей с ДЦП очень часто носят смешанный характер, что связано с диффузным ранним поражением мозга. К псевдобульбарным симптомам очень часто добавляются симптомы экстрапирамидной или мозжечковой дизартрии. Это связано с распространенностью очага поражения мозга, которые захватывают и корковый и подкорковый и стволовой и мозжечковый отделы. Поэтому при обследовании обнаруживают и псевдобульбарные проявления и мозжечковую недостаточность и апраксические расстройства как кинетические так и кинестетические.

    СМ ТАБЛИЦУ ВРОЖДЕННОЙ И ПРИОБРЕТЕННОЙ ДИЗАРТРИИ.

    АНАРТРИЯ У ДЕТЕЙ С ДЦП.

    АНАРТРИЯ – полная неспособность к произношению, обусловленная расстройствами иннервации мышц артикуляционного аппарата.

    Анартрия встречается реже, чем дизартрия, что связано с тем, что для приема пищи необходимы определенные двигательные способности. При анартрии двигательные расстройства в оральной области настолько велики, что ребенок долгое время не может есть самостоятельно, расстроены функции сосания, жевания, глотания. Прием пищи носит очень специфический характер.

    У детей отсутствует лепет. Понимание обращенной речи имеется, дети часто заменяют экспрессивную речь жестами.

    Панченко И.И. выделял следующие группы детей с анартрией:

    Дети с полным отсутствием голоса и речи

    Дети с наличием голосовых реакций

    Дети со слабовыраженной звукослоговой активностью

    Речевое развитие детей с ДЦП характеризуется количественными и качественными особенностями, значительным своеобразием. Частота речевых нарушений при ДЦП, по разным данным, составляет от 70 до 80%. Длительное исследование детей с ДЦП позволило выделить ряд патологических особенностей уже в предречевой период. Е. Ф. Архиповой было проведено исследование 155 детей с церебральным параличом в возрасте от 6 мес. до 2 лет, у 73 из них лепет отсутствовал, у 62 детей спонтанный лепет появился лишь к 1 году, а у 20 детей — только к 2 годам. У детей была малая активность звуковых проявлений, их лепет был беден звуками (наи-более характерными в лепете были сочетания: ма, па, эа, аэ), фрагментарен, слоговые ряды отсутствовали. Патологическое состояние артикуляционного аппарата детей с ДЦП препятствовало спонтанному развитию артикуляционной моторики, появлению новых звуков, а также артикулированию слогов в период ле-пета. В большинстве случаев в лепете детей не наблюдалось той по-следовательности этапов развития лепета, которая характерна для здоровых детей. Рано начатая (уже в предречевой период) коррекционно-логопедическая работа с детьми, страдающими ДЦП, способствует развитию их артикуляционного аппарата и подготовке его к членораздельному произнесению звуков, что предупреждает формирование грубых нарушений звукопроизносительной стороны речи, носящих чрезвычайно выраженный характер при ДЦП. У 60 — 70% детей с ДЦП отмечается дизартрия, т.е. нарушение звукопроизносительной стороны речи обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Нарушение звукопроизношения при ДЦП в основном связано с общими двигательными расстройствами. Например, у детей с гиперкинетической формой ДЦП нормальное произношение нарушено из-за гиперкинезов языка, губ и т.д. Меняющийся мышечный тонус при гиперкинетической форме ДЦП определяет непостоянство нарушений звукопроизношения. При резком повышении мышечного тонуса в конечностях может наступить спазм мышц языка и гортани. При атонически-астатической форме ДЦП речь медленная, прерывистая, монотонная. Нарушения звукопроизношения выражаются в виде пропусков звуков, их искажений или замен. Нарушение кинестезии при ДЦП ведет к невозможности ощущать положение языка, губ, что существенно затрудняет артикуляцию. Наиболее тяжелые речевые расстройства возникают при нарушениях слуха, которые чаще наблюдаются у детей с гиперкинезами. Нарушения звукрпроизносительной стороны речи могут усиливаться по причине расстройств дыхания и голосообразования. При ДЦП может наблюдаться недостаточный уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи. Исследование Е.М. Масткжовой показало, что первые слова у обследованных детей с ДЦП в среднем появились только к 1,5 годам, фразовая речь — к 3 — 3,5 годам. По данным М.В. Ипполитовой, а также Н.В.Симоновой, дети с ДЦП 6 — 7 лет очень редко употребляют в речи предлоги под, над, перед, между, в (середине). Для большинства детей характерна недостаточная дифференциация и низкая актуализация временных и особенно всех пространственных связей и отношений в активной речи. Зачастую словесное обо-значение пространственных отношений носит примитивный характер, не соответствующий возрастной норме: «поближе ко мне», «от меня чуть-чуть в сторону» и т.д. что при нормальном онтогенезе наблюдается в более раннем возрасте — до 4 лет. Качество речи определяется характером психической деятельности в целом и темпом мышления. Исследования Н.В.Симоновой показывают также, что дети с ДЦП в возрасте от 5 до 7 лет проявляют недостаточность лексико-грамматического развития. Имеет место ограниченность пассивного и активного словаря, что свидетельствует об узости общих представлений, которые формируются в процессе освоения различных видов деятельности. Крайне бедно в словаре представлены группы слов, отражающих определенную тематику: транспорт, животный и растительный мир, мебель и пр.

    Ограничен запас слов для характеристики предметов, их качеств и действий. Многие дети забывали словесные обозначения предметов и вынуждены были заменять их описанием ситуации, например, забыв слово «кормушка», го-ворили: «Это скворечник, нет, это насыпают зерна, корм для птичек». По мнению Н.В.Симоновой, слабая актуализация словаря, забывание словесных формулировок, неточности употребления отдельных лексико-грамматических групп, частое использование речевых штампов указывают на сходство лексико-грамматического развития детей с ДЦП с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. По данным М. В. Ипполитовой, у детей с ДЦП отмечается своеобразие общего речевого развития. Сроки речевого развития у детей, как правило, задержаны. У большинства детей первые слова появляются лишь к 2 — 3 годам, фразовая речь — к 3 — 5 годам. В наиболее тяжелых случаях фразовая речь формируется лишь к периоду школьного обучения. Задержка в развитии речи у детей с ДЦП вызвана как поражением двигательных механизмов речи, так и спецификой самого заболевания, ограничивающего практический опыт ребенка и его социальные контакты. Кроме того, у детей с ДЦП наблюдаются нарушения восприятия, играющие важную роль в формировании речи. У большинства детей школьного возраста можно определить своеобразие речевого развития, у некоторых — разную степень выраженности ОНР. У детей с ДЦП отмечается бедность словарного запаса, что приводит к использованию одних и тех же слов для обозначения разных предметов и действий, отсутствие ряда слов-названий, несформированность многих видовых, родовых, других обобщающих понятий. Особенно ограничен запас слов, обозначающих признаки, качества, свойства предметов, а также различные виды действий с предметами. Большинство детей пользуются фразовой речью, но предложения обычно состоят из 2—3 слов слова не всегда правильно согласуются, не используются или используются не в полной мере предлоги. У большинства детей школьного возраста сохраняется задержка в формировании пространственно-временных представлений, в их обиходной речи ограничено употребление слов, обозначающих расположение предметов в пространстве, в определенной временной последовательности. Отмечается и своеобразие в понимании речи: недостаточное понимание многозначности слов, иногда незнание предметов и явлений окружающей действительности. Нередко вызывает трудности понимание текстов художественных произведений, арифметических задач, программного материала. По данным Л. Б. Халиловой, у школьников с ДЦП имеются лексические затруднения, свидетельствующие в целом о низком уровне языковых способностей. Для большинства учащихся с ДЦП характерны слабая дифференциация лексических значений, незнание языковых правил перефразирования, неточности употребления антонимов и синонимов, нарушение лексической сочетаемости слов. Все это часто приводит к неправильному построению предложений. Мелодико-интонационная сторона речи при ДЦП также нарушена: голос обычно слабый, иссякающий, немодулированный, интонации невыразительны. Нарушение речевого развития может возникнуть в связи с неправильными условиями воспитания ребенка с ДЦП в семье. Значимым является развитие коммуникативной стороны речи, т.е. общения. Речь развивается только в процессе общения, в связи с потребностью в коммуникации. Ребенок с ДЦП нередко лишен возможности общаться со сверстниками и взрослыми. Часто родители намеренно ограничивают крут его общения, желая оградить ребенка от возможной при этом психической травмы. Негативно сказывается на развитии речи гиперопека со стороны родителей, которые пытаются облегчить состояние ребенка, стремясь выполнять все его просьбы и предугадывать желания. В таком случае не возникает даже потребность в общении. Таким образом, при ДЦП нарушенными оказываются все стороны речи, что негативно влияет на психическое развитие ребенка в целом.

    Еще по теме Речь:

    Источники:
    dcpmama.ru, reabilitaciya.org, www.studfiles.ru, psihologia.biz

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное