Расстройство аутического спектра у детей

Предновогодний конкурс от МироБеби Приближается Новый Год, а значит самое время для предновогоднего конкурса, в котором приглашаем Вас принять участие. Правила простые: Пишете пост в своём блоге и при добавлении поста отмечаете галочку "Участвую в новогоднем конкурсе блоггеров".
31 декабря будут подведены итоги, и автор поста, набравшего самый большой рейтинг среди всех конкурсных постов, будет объявлен победителем.
Приз за 1 место: 2000 рублей.
Приз за 2 место: 1000 рублей.
Приз за 3 место: 500 рублей.
Учитывается только 1 пост от автора, т.е. если по рейтингу призовые места займут посты одного автора, то приз будет присужден за высшее место.

А ещё, нам требуются новые авторы текстов. Подробности.

Аутизм и расстройства аутического спектра

Расстройство аутического спектра у детей

Сегодня я (уже не в первый раз) столкнулась с негативной стороной доступности информации во всемирной сети интернет. Я имею ввиду самодиагнозы. Самое опасное - это когда родители начинают ставить диагноз своим детям, причем диагноз, как правило, страшный и неизлечимый.

В своем блоге я уже писала о том, в каком именно порядке и какими конкретно специалистами ставится диагноз (если есть желание прочесть еще раз - вот вам ссылка на тот пост ). А сегодня я хочу поговорить конкретно об аутизме. И о том, как отличить аутизм от других нарушений аутического спектра. Надеюсь, это поможет развеять тревоги многим родителям.

Нарушения аутического спектра .

Это группа отклонений, связанная с социальным взаимодействием и психологическими характеристиками, которые за это взаимодействие отвечают. К этой группе относят ряд синдромов и отклонений, связанных со снижением уровня эмоционального и социального интеллекта, самым тяжелым из которых является аутизм. Но есть и другие отклонения, которые являются менее тяжелыми и даже поддаются коррекции. При недостатке осведомленности, люди часто пугаются таких проявлений, мгновенно принимая их за аутизм. Однако, не стоит спешить с самостоятельными диагнозами. В современном мире расстройства аутического спектра (РАС) стали встречаться чаще, что связывают с развитием компьютерных технологий и раннего приобщения детей к ним, из-за чего эмоциональная и особенно социальная сфера отстают в развитии. Во многих случаях при своевременном обнаружении это не несет в себе опасности и со временем эти проблемы ослабевают и уходят (не без коррекционной работы, конечно).

Дальше рассмотрим, какими бывают более серьезные синдромы из спектра РАС:

  • Синдром Аспергера. Проявляется в трудности социального взаимодействии, стереотипным и узким кругом интересов и поведенческих реакций. Речь и когнитивные процессы при этом развиты хорошо и со временем не деградирует. Такой человек может быть вполне успешным, способен социализироваться, однако его социальное взаимодействие выглядит неуклюже из-за ригидности эмоций и социального интеллекта. По мере взросления проявления этого синдрома остаются, но становятся более слабыми и менее заметными.
  • Синдром Ретта. Психоневрологическое расстройство, передается по наследству, встречается чаще всего у девочек, может стать причиной умственной отсталости. Диагностируется после 1,5 лет, когда начинают исчезать приобретенные до того речевые, двигательные и предметно-ролевые навыки. Движения и реакции становятся стереотипными, речь ухудшается, может перейти в состоянии эхолалии (автоматического повторения чужих звуков) или совсем пропасть. Мимика становится однообразно грустной. Могут наблюдаться судороги. Заболевание является генетическими. Люди с синдромом Ретта требуют постоянного ухода и обучения для сохранения навыков.
  • Детское дезинтегративное расстройство. Проявляется в утрате прежде приобретенных навыков в возрасте после 2 лет. В результате чего появляется необратимая умственная отсталость.
  • Атипичный аутизм. Глубокое нарушений коммуникаций и социального взаимодействия. В отличие от аутизма может диагностироваться позже и протекать менее выражено.
  • Аутизм. Врожденное нарушение в работе головного мозга, которое характеризуется заметным дефицитом социальных навыков и проявляется в возрасте до 3 лет (обычно становятся заметными в первые 2 года жизни). Проявляется в задержке развития, нежелании идти на контакт, отсутствии реакции на свое имя, бурной эмоциональной реакцией на слабые раздражители, резкой негативной реакцией на телесный контакт. Аутистам требуются специальные комфортные условия обучения и жизни, которые могут снижать проявления болезни. Однако болезнь эта не лечится.
  • Как вы видите, аутизм - это очень серьезное заболевание, как и другие расстройства аутического спектра. Поэтому не спешите употреблять наименование этих болезней применительно к своему ребенку, если он не на столько общителен, как вам хотелось бы или реагирует на вашу просьбу не молниеносно.

    Не дай Бог таких диагнозов(((( Но как мне кажется, сейчас гораздо более растпространен в части самодиагностики несколько иной вариант: гиперактивность, синдром дефицита внимания. Как его любят в садах, школах и иных учреждениях, где ребенок не хочет следовать общим правилам и сидеть в уголочке, не привлекая к себе внимания.

    Гиперактивность и синдром дефецита внимание — это одно и тоже. Не знаю, как в России, но у нас сейчас вообще не ставят такой диагноз, считая его ситуационным проявлением.
    А с аутизмом… я тебе правду говорю… приводят мамы совершенно здоровых детей, максимум — замкнутых. И просят (заметь, просят психолога, который не уполномочен в принципе)подтвердить аутизм. Хочется таким родителям доступ к СМИ закрыть.

    Я знаю, что это одно и то же, просто мне его неоднократно пытались на старшего «прилепить» еще на стадии дошкольного развития, типа дюже шустрый. Не медики. По линии неврологии ничего от этого не нашли, сказали, что просто характер г… цо. А вот зачем родители пытаются себе такую проблему как аутизм диагностировать — мне не понятно. Сперва уж тогда бы о специфике характеров почитали, не всем экстравертами быть.

    Не специалистам сложно отфильтровать действительно профессиональную литературу и источники. А профанации, как ты знаешь, масса. Вот и имеем, то что имеем.

    Зато ярлыки все вешать горазды, равно как и с тем аутизмом — не хочет ни с кем на площадке общаться, вот и получите, он у вас аутист! А о том, что это, вообще то, его личное право, и, возможно, что ему такая социализация в принципе не интересна, никто не задумывается. Странно, почему то взрослых, кто не торопится общаться, таким диагнозом не награждают.

    Вот и я о том же, если ребенок не в настроении или ему какой-то человек просто не нравится — он не будет общаться. Но надо же «блеснуть умом» и высказать свое мнение, которое кто-то примет за чистую монету.

    Ответы на некоторые из часто задаваемых вопросов о РАС

    Что такое расстройства аутического спектра (РАС)?
    Термином расстройства аутического спектра описывается диапазон состояний развития, включающий [классический] аутизм, высокофункциональный аутизм и синдром Аспергера. Вне зависимости от конкретного диагноза расстройства аутического спектра характеризуются трудностями с социальным взаимодействием, социальной коммуникацией и гибкостью мышления. Это называется триадой нарушений (Лорна Винг, 1996). Следующее описание "триады нарушений" адаптировано из Джордана (1997):

    Социальное взаимодействие — нарушение, задержка или атипичность социального развития, в особенности развития межличностных отношений. Затруднения с формированием, поддерживанием и пониманием сложных социальных взаимоотношений.

    К примеру: может не участвовать в социальном взаимодействии кроме как ради удовлетворения непосредственных нужд может играть рядом с другими детьми, но не делиться впечатлениями может стремиться к дружбе, но иметь трудности с пониманием желаний и чувств других может иметь мало эмпатии или не иметь её вовсе.

    Речь и коммуникация — нарушенные и необычные речь и коммуникация, вербальная и невербальная. Необычные прагматические и семантические аспекты речи, включая использование речи, смысл и грамматику языка.

    К примеру: может не развить речь может использовать речь только для описания нужд может говорить свободно, но испытывать трудности с пониманием полного смысла, стоящего за высказыванием может быть крайне буквальным в интерпретации речи может не распознавать интонации речи других может говорить монотонно может иметь трудности с каждым из видов смены очереди в разговоре может не идентифицировать жесты и язык тела как часть коммуникации.

    Мысли и поведение — ригидность мышления и поведения и бедное социальное воображение. Ритуальное поведение, зависимость от рутин, крайняя задержка или отсутствие "ролевых игр".

    К примеру: может негативно реагировать на любые изменения в распорядке или окружении может следовать набору схем ритуалов может иметь трудности с формированием мысленных представлений о том, как что-нибудь будет выглядеть могут отсутствовать богатые воображением игры может иметь затруднения с разграничением реальности и вымысла может реагировать негативно, если не соблюдаются правила.

    В дополнение к триаде нарушений люди с расстройствами аутического спектра (РАС) также зачастую имеют другие затруднения, касающиеся: высокой тревожности сопротивления изменениям перенесения навыков из одного окружения в другое ранимости обработки сенсорной информации бедности диеты и/или еды координации сна приведения себя в порядок организации и планирования.

    В чём различие между [классическим] аутизмом, высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера?
    Диагноз высокофункционального аутизма даётся, когда представлена триада нарушений, но нет когнитивной задержки. Диагноз синдрома Аспергера даётся, когда представлена триада нарушений, но нет когнитивной задержки или задержки речи.

    Люди с высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера, следовательно, имеют IQ средний или выше среднего. Однако такие люди могут всё ещё испытывать крайние дефициты в области социальных взаимоотношений, гибкости мышления и поведения и речи и коммуникации.

    В дополнение к триаде нарушений люди с синдромом Аспергера имеют связанные с ними трудности, включающие: слишком точное или стереотипное использование языка ограниченные навыки невербальной коммуникации (выражения лица, жесты) социальную нечувствительность специальные интересы, которые не соотносятся с заинтересованностью слушателя.

    Мой ребёнок иногда закрывает уши/прищуривает глаза и испытывает неприязнь к некоторым запахам
    Многие дети с РАС имеют сенсорные проблемы. Некоторые дети гиперчувствительны (повышенно чувствительны) и будут стараться блокировать стимуляции. Другие гипочувствительны (пониженно чувствительны) и будут требовать стимуляции. Дети могут часто колебаться между этими двумя вариантами.

    Обычные признаки включают: хождение на кончиках пальцев, зажимание ушей, вращение, раскачивание, протестные реакции на запахи и вкус, неприязнь к касанию кожей определённых материалов, нюхание пальцев, непереносимость прикосновений, избегание связанных с балансированием действий, нелюбовь к темноте или яркому свету, влечение к свету, двигание пальцами или предметами перед глазами, любовь к вибрации, недостаточную или избыточную реакцию на тепло/холод/боль, любовь к давлению, к обтягивающей одежде, жевание и лизание предметов.

    Что такое центральное согласование?
    Центральное согласование — существующая в настоящее время психологическая теория, впервые описанная Утой Фрит. Это процесс, посредством которого все поступающие стимулы организовываются и интерпретируются в согласованной манере. Центральное согласование позволяет нам извлекать смысл и проводить связи между комплексами воспринимаемой информации.

    Дети с РАС часто воспринимают стимулы в виде изолированных частей. Детали преобладают над смыслом в целом. Стимулы не обязательно обрабатываются как связанные между собой. Дети могут воспринимать вещи без интерпретации и понимания.

    Слабость центрального согласования может вызывать много трудностей, например: затруднения с перенесением навыков, изученных в одном окружении, в другое затруднения с составлением из чего-либо целого и проведением связей затруднения с пониманием событий знакомое окружение может не узнаваться при приближении с непривычного направления настаивание на однообразии сложности с идентифицированием относящейся и не относящейся к делу информации от органов чувств.

    Что такое модель психического?
    К возрасту 3-4 года типично развивающиеся дети начинают узнавать, что другие люди имеют мысли и чувства, отличные от их собственных. Знание об этом позволяет детям истолковывать мир через понимание действий людей. Мы понимаем действия других людей, будучи в состоянии думать об их убеждениях, желаниях, намерениях и эмоциях.

    Психологические исследования показывают, что у некоторых детей с РАС построение модели психического не развивается до подросткового возраста, у других не развивается в полной мере, а некоторые не могут развить построение модели психического вообще.

    Недостаточное развитие построения модели психического приводит к затруднениям в каждой из областей триады нарушений (социальное взаимодействие, социальная коммуникация и гибкость мышления).

    К примеру: неспособность предсказывать поведение других неспособность понимать планы других на будущее неспособность понимать или предсказывать желания и/или намерения других затруднения с размышлением над собственным поведением и поведением других не отвечание при разговоре следование собственной последовательности операций.

    Что такое функции программирования и контроля?
    Функции программирования и контроля дают возможность планировать сложные когнитивные задачи. За функции программирования и контроля ответственны лобные доли мозга. Они включают такую деятельность как: планирование достижения цели придерживание стратегии достижения этой цели отсутствие отвлечения на другие близкие, но неверные отклики. Важными в данном случае являются способность думать о последовательности событий и их распорядке, гибкость мышления и действий и общее представление о причинах и следствиях.

    Дети с РАС часто имеют дефициты в сфере функций программирования и контроля. Общие проблемы касаются: самоорганизации и организации принадлежностей планирования определения последовательности движений (например, для одевания, умывания, уборки, приготовления пищи) последовательных размышлений импульсивности.

    Что вызывает расстройства аутического спектра?
    Точные причины расстройств аутического спектра пока неизвестны, однако исследования указывают на важность генетических факторов (Гиллберг, К. и Коулман, М. 1992). Маловероятно, что будет обнаружен единичный ген аутизма, и, по оценкам, может быть задействован по меньшей мере десяток генов. Другие факторы могут касаться беременности/родов быть биологическими, нейрохимическими/мозговой химии, неврологическими (связанными с мозгом).

    Можно ли вылечить РАС?
    РАС — первазивное нарушение развития это означает, что оно влияет на все аспекты развития ребёнка. Расстройство аутического спектра в настоящее время представляет собой пожизненное состояние.

    Какие преимущества есть у людей с РАС?
    Размышления о РАС в позитивном свете могут дать каждому отдельному человеку ряд преимуществ. Опять-таки, они будут меняться и могут преломляться через личность каждого человека.

    Люди с синдромом Аспергера часто имеют более высокий уровень интеллекта, чем население в целом. Люди с РАС часто имеют расширенную память на фактическую информацию и детали являются конкретными и логичными мыслителями очевидно честны прекрасные визуальные ученики перфекционисты обладают выдающимися упорством и решительностью, а небольшое число имеют особые способности "саванта".

    Представленный выше материал — сокращённый перевод текста "Autism Pack" .

    Индивидуальные занятия проводит пато психолог, коррекционный психолог Матусевич Виталий Александрович.

    Индивидуальные занятия с детьми, имеющими трудности в развитии - расстройства аутистического спектра, ранний детский аутизм, Синдром Аспергера, а также стертые формы данного вида дизонтогенеза синдром дефицита внимания с гиперактивностью синдром Жиль де ла Туретта минимальные мозговые дисфункции резидуально - органические расстройства, проявляющиеся в задержках психического развития, нарушениях произвольной регуляции, поведении, работоспособности когнитивных функций (внимание, память и т.д.)фобии и аффективные расстройства, включая тревожные расстройства c обсессивно-компульсивными проявленими. Детский психолог Киев Хороший детский психолог в Киеве

    Дополнительная информация по тел. +38 097 068 27 98 Виталий Александрович

    Особые дети

    РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА: КЛАССИФИКАЦИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ, СИМПТОМЫ

    РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА:

    КЛАССИФИКАЦИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ,

    Уральский государственный педагогический университет,

    В статье освещается проблема расстройств аутистического спектра: анализ классификаций и дифференцировка понятий. Статья носит разъ яснительный характер для родителей, педагогов массовых школ, заин тересованных лиц и людей, недостаточно знакомых с данной пробле мой. Автор указывает на необходимость знания и понимания данных определений в связи с увеличением количества людей с расстройством аутистического спектра.

    Ключевые слова: расстройство аутистического спектра (РАС), син дром Каннера, синдром Аспергера, синдром саванта, синдром Ретта, атипичный аутизм, детское первазивное (дезинтегративное) расстрой ство, аутичные состояния, симптомы.

    Расстройства аутистического спектра (РАС) - спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов [1].

    Актуальность понимания и дифференцировки определений, входящих в спектр аутистических расстройств очевидна: конкретизируется диагностика, улучшается коррекционная работа специалистов, родители учитывают особенности детей в воспитательном процессе, педагоги в процессе обучения.

    Отметим и тот факт, что по данным Всемирной организации аутизма за последние 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Можно встретить лиц данной категории в массовых детских садах и школах, а также в специальных группах и классах. Это подтверждает необходимость в человеческом понимании различных определений РАС, так как помимо классического аутизма выделяется множество других схожих с ним расстройств [3]. Существует несколько подходов к классификации расстройств аутистического спектра. Рассмотрим некоторые из них: Международную классификацию болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) и классификацию расстройств аутистического спектра, предложенную К. Гилбертом и Т. Питерсом в книге Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие. По Международной классификации болезней 10-го пересмотра спектр аутистических расстройств помещен в класс Психические расстройства ирасстройства поведения, блок Расстройства психологического развития. По данным МКБ-10 в РАС входят: Детский аутизм (F84.0), Атипичный аутизм (F84.1), Синдром Ретта (F84.2), Другое дезинтегративное расстройство детского возраста (F84.3), Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (F84.4), Синдром Аспергера (F84.5) [2].

    По классификации К. Гилберта и Т. Питерса в РАС входят: классический аутизм или синдром Каннера, синдром Аспергера, детское первазивное (дезинтегративное) расстройство, другие, похожие на аутизм заболевания, аутичные состояния [1]. По данным классификациям видно, что многие их составляющие схожие, либо одинаковые. Например, детский аутизм и классический аутизм или детское первазивное (дезинтегративное) расстройство и другие дезинтегративные расстройства детского возраста. Если рассматривать их вкупе, то необходимо изучить проявления следующих основных расстройств: Классический аутизм или синдром Каннера, Синдром Аспергера и входящий в него Синдром саванта, Синдром Ретта, Атипичный аутизм, Детское первазивное (дезинтегративное) расстройство, Аутичные состояния.

    Классический аутизм или синдром Каннера

    Аутизм (инфантильный аутизм, детский аутизм) - комплексное расстройство, включающее несколько нарушений. Все существующие основные диагностические системы (МКБ-10, ДСМ-III-Р, ДСМ-IV) сходятся в том, что для постановки диагноза аутизма должна присутствовать триада симптомов: недостаток социального взаимодействия (сложно понять чувства и эмоции других людей, а также выразить свои собственные, что затрудняет адаптацию в обществе), недостаток взаимной коммуникации (вербальной и невербальной) и недоразвитие воображения, которое проявляется в ограниченном спектре поведения. Существуют определенные симптомы, часто появляющиеся при аутизме, но не считающиеся основными для постановки диагноза, однако они заслуживают внимания. К ним относятся: гиперактивность (особенно в раннем детском или подростковом возрасте), слуховая чувствительность, гиперчувствительность к прикосновению, необычные привычки при приеме пищи, включая приемы непищевых продуктов, аутоагрессия (нанесение себе повреждений), пониженная болевая чувствительность, агрессивные проявления и перемены настроения. Эти симптомы встречаются по меньшей мере у 1/3 людей с синдромом аутизма.

    Встречается у людей с нормальным или по всем показателям хорошим, а иногда даже высоким интеллектуальным уровнем. Синдром Аспергера отличается ранним развитием речи, а также сохранностью заинтересованности в окружающем и навыков адаптации. Данный синдром устанавливается, следуя тому же набору диагностических критериев, относящихся к аутизму, но исключая критерии, относящиеся к нарушению коммуникации. Синдром Аспергера и аутизм (при высоком интеллектуальном уровне) пересекаются друг с другом. Уровень развития сопереживания (эмпатии) может быть определяющим фактором в постановке того или иного диагноза. При чрезмерно низких показателях эмпатии возможен диагноз аутизма, а в тех случаях, когда уровень эмпатии более высокий, вместо аутизма может быть поставлен диагноз синдрома Аспергера. Чаще единственным признаком, который дифференцирует аутизм от синдрома Аспергера, является уровень IQ. Низкий коэффициент интеллекта ведет к постановке диагноза аутизма, а более высокий уровень IQ - синдрома Аспергера. Стоит отметить и такой феномен, который в современном обществе принято называть синдромом саванта. Синдром саванта, иногда сокращѐнно называемый савантизм считается частным случаем аутизма. Это состояние, при котором лица с отклонением в развитии (в том числе аутистического спектра) имеют выдающиеся способности в одной или нескольких областях знаний, контрастирующие с общей ограниченностью личности. Встречается довольно редко и обычно является вторичным явлением, сопровождающим некоторые формы нарушений развития, зачастую синдром Аспергера [4].

    Общая для всех савантов интеллектуальная особенность - феноменальная память. Специализированные области, в которых чаще всего проявляются способности савантов: музыка, изобразительное искусство, арифметические вычисления, календарные расчѐты, картография, построение сложных трѐхмерных моделей. Человек с синдромом саванта может быть способен повторить несколько страниц текста, услышанного им один раз или безошибочно расчитать результат умножения шестизначных чисел. Помимо этого, среди зарегистрированных проявлений синдрома саванта есть способности к изучению иностранных языков, обострѐнное чувство времени, тонкое различение запахов и др. При этом, в областях, лежащих вне проявлений синдрома, такой человек может демонстрировать явную неполноценность, вплоть до умственной отсталости.

    Синдром Ретта - одно из наиболее распространенных патологий в ряду наследственных форм умственной отсталости, встречающееся исключительно у девочек. В течении заболевания часто выявляют четыре стадии:

    1. Первая стадия - стагнация. Возраст, в котором впервые отмечаются отклонения в развитии детей, колеблется от 4 месяцев до 2,5 лет. Первые признаки болезни включают замедление психомоторного развития ребенка и темпов роста головы, потерю движения, напоминающие мытье рук. Более чем у половины детей наблюдаются аномалии дыхания, возможно появление судорожных припадков. Важным симптомом является потеря контакта с окружающими.

    2. Далее следует период регресса нервно-психического развития, который начинается, как правило, в возрасте 1-3 лет и сопровождается приступами беспокойства, безутешного крика, нарушением сна. В течение нескольких недель - месяцев ребенок утрачивает ранее приобретенные навыки, в частности, пропадают целенаправленные движения рук, он перестает говорить.

    3. Третья стадия, охватывает период дошкольного и раннего школьного возраста. В это время состояние детей относительно стабильно. На первый план выступают глубокая умственная отсталость, судорожные припадки, а также разнообразные двигательные расстройства. Приступы беспокойства проходят, сон улучшается, становится возможен эмоциональный контакт с ребенком.

    4. К концу первого десятилетия жизни начинается четвертая стадия прогрессирование двигательных нарушений. В то же время судороги становятся реже. В таком состоянии пациенты могут пребывать десятки лет.

    Тип общего расстройства развития, который отличается от аутизма либо возрастом начала, либо отсутствием хотя бы одного из трех диагностичеких критериев. Атипичный аутизм наиболее часто возникает у детей с глубокой умственной отсталостью, у которых очень низкий уровень функционирования обеспечивает возникновение проявлений специфического отклоняющегося поведения, требуемого для диагноза аутизма он также встречатся у лиц с тяжелым специфическим расстройством развития рецептивной речи. Атипичный аутизм, таким образом, представляет собой состояние, значительно отклоняющееся от аутизма.

    Детское первазивное (дезинтегративное) расстройство

    Существует небольшая группа людей, которые развиваются без явных номалий в возрасте от 1,5 до 4 лет, а затем у них появляются тяжелые симптомы аутизма. У имеющих более длительный период нормального развиия затем следовали явно выраженная регрессия навыков и развитие многих симптомов, характерных для аутизма. Совокупность данных симптомов в прошлом рассматривали как психоз Геллера, деменцию Геллера или дезинтегративный психоз. В настоящее время такие формулировки устарели и применяется понятие детского перваивного (дезинтегративного) расстройства.

    Люди, проявляющие три или более симптомов, но не имеющие полного набора критериев аутизма, синдрома Аспергера, детского дезинтегративного расстройства или другого, похожего на аутизм расстройства, могут диагностироваться как имеющие аутичное состояние. Многие дети с расстройством внимания и тяжелой моторной неуклюжестью имеют аутичные состояния. В данной статье отражены основные положения, которые необходимо знать педагогам массовых школ и родителям, видящим в детях особенности, присущие расстройствам аутистического спектра для того, чтобы обратиться за консультацией к специалистам: психиатру или специальному психологу.

    1. Гилберг К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты / К. Гилберг, Т. Питерс. - СПб. ИСПиП, 1998. - 312 с.

    2. Официальный сайт МКБ-10 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mkb10.com/b/62.

    3. Официальный сайт Association for Science in Autism Treatment (Американской ассоциации о научном подходе к лечению аутизма) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.asatonline.org.

    4. Darold Treffert Extraordinary People: Understanding Savant Syndrome

    [Электронный ресурс]. - 2000. - Режим доступа: http://www.iUniverse.com.

    Аутизм и аутичн ый спектр расстройств

    Расстройство аутического спектра у детей

    На сегодняшний день ситуация, касающаяся психологического и психического здоровья наших детей, стоит очень остро. И все чаще в поисковиках сети интернет ищут информацию о такой проблеме как аутизм. Еще буквально 10-15 лет назад большинство людей и не подозревали, что существует такое заболевание, но сегодня об аутизме слышал почти каждый пятый. А у каждого десятого человека есть знакомые, или знакомые знакомых с этой проблемой.

    Так что такое аутизм?

    На данный момент времени существуют две самых распространенных классификации: это 4 группы аутизма, выделенные Ольгой Сергеевной Никольской и аутичный спектр, включающий в себя синдромы, названные по фамилиям их первооткрывателей: синдром Каннера, Аспергера, Ретта, Ландау-Клеффнера и др.

    В нашей статье мы приведем краткое описание этих классификаций:

    (по книге О.С.Никольской, Е.Р.Баенской, М.М.Либлинг "Аутичный ребенок. пути помощи")

    1 группа - полная отрешенность от происходящего. Данная группа аутизма является самой тяжелой. Дети практически не говорят. При аффектах могут произнести короткие слова и однотипные фразы, отчего складывается впечатление, что они только частично понимают речь. Используют звуки неречевого характера: щебет, свист, бормотание

    2 группа - активное отвержение происходящего. Характерны эхолалии. Например, всякий раз, когда ребенок голоден, он повторяет: «Кушать бутерброд», о себе говорит в третьем лице: «Вова идет гулять». Дети часто вообще предпочитают обходиться без речи, а свои просьбы высказывают криком или показывают на интересующий предмет пальцем

    3 группа - погружение в аутистические интересы. Много говорят и часто цитируют целые страницы любимых литературных произведений. В общении собеседника не слышат, не склонны к диалогу. Речь смазана, тороплива, «говорит захлебываясь», в разговоре могут переставлять слова по смыслу. Речь отличается сложностью и интеллектуальностью, но нередко интонация не соответствует тексту. В разговоре смотрят на собеседника, но обращаются не к конкретному человеку, а к человеку вообще, не учитывая личности и интересов партнера по общению.

    4 группа - имеются трудности в организации общения и взаимодействия с ребенком. Речь тихая, нечеткая. Ребенок в общении прибегает к речи и диалогу, но пересказ текста затруднен. Порой складывается впечатление, что ребенок не понимает простую инструкцию, зато живо реагирует на задевшую его (по непонятной причине) ситуацию или образ.

    Классический аутизм / Аутизм Каннера . Данный синдром является расстройством развития, имеющим генетическую нейрологическую основу. Дети в данной группе испытывают существенные затруднения в общении с окружающими - их попытки к общению остаются непонятыми другими людьми, что приводит к возникновению фрустрации и проблем в поведении. Данное состояние не возникает по причине умственной отсталости или нарушений когнитивного мышления. Причиной данного состояния является серьезное органическое нарушение развития.

    Человек с классическим аутизмом страдает также от серьезных расстройств речи, как например, ограниченный словарный запас, отсутствие речи или серьезные грамматические ошибки. Кроме этого, у детей с аутизмом Каннера наблюдаются растройства в сенсо-моторном плане, что выражается в возникновении стереотипий и повторяющегося поведения, чувствительности к прикосновениям, отсутствии глазного контакта, и др.

    Дополнительная характеристика аутизма Каннера - это неспособность контролировать эмоции. Ребенок с синдромом Каннера часто оказывается в состоянии фрустрации и гнева, которое может стать причиной агрессивного поведения. В дополнение, дети в данной группе могут быть подвержены дополнительным заболевания, таким как эпилепсия.

    Синдром Ретта . Данный синдром диагностируется в основном у девочек. Мальчики, которые заболевают этим заболеванием, рождаются мертворожденными. Синдром Ретта указывает на прогрессирующие расстройства развития. Другими словами, параллельно с растройством речи и коммуникации возникает также нарушение координации движений и мелкой моторики. В процессе развития заболевания у ребенка может произойти полное исчезновение речи и возникновении полной апатии.

    Синдром Аспергера . В противовес предыдущим растройствам, у ребенка с синдромом Аспергера нет задержки речевого развития. Такие дети часто говорят официальным и литературным языком. В большинстве, синдром Аспергера возникает в более легкой форме чем другие растройства спектра, у ребенка сохраняется интеллект который иногда даже превышает норму, а также ему характерна исключительная память.

    Синдром Аспергера в основном характеризуется растройством в навыках социального взаимодействия, негибкими и повторяющимися действиями и ограниченными, иногда странными областями интереса. Ребенок с синдромом Аспергера обычно затрудняется понимать выражение лица собеседника, иронию, шутки и метафоры, и может страдать в социальной ситуации или затрудняться в развитии отношений.

    Высокофункциональный аутизм - это не диагноз сам по себе, а способ описать ту часть спектра, в которой у детей более высокий уровень когнитивного функционирования, чем в среднем у людей с аутизмом (IQ 70 и выше). Обычно, высокофункциональные дети используют речь для общения, они самостоятельны в ежедневных действиях и ведут себя в рамках социальных норм. Проблемы с поведением возникают только в специфических ситуациях. Очень часто данную группу путают с синдромом Аспергера, но, в отличие от детей с синдромом Аспергера, у данной группы все же наблюдается задержка речевого развития в раннем возрасте.

    Аутизм-савант . Это самый редкий синдром в аутистическом спектре. Речь идет о серьезных нарушениях развития, параллельно с которыми развивается исключительная память и исключительные таланты в специфических областях, таких как игра на фортепьяно или художественная деятельность. Иногда аутизм у страдающих синдромом Саванта проявляется в тяжелой форме, и им требуется помощь и поддержка, а иногда проявляется в легкой форме, которая выражается в основном в социальной отсраненности и в растростве в межличностных взаимоотношениях.

    Атипичный аутизм . Дети в этой группе имеют только часть симптомов, характерных для аутизма. Это может быть ребенок с серьезными расстройствами речи и проблемным поведениям, но который интересуется сверстниками и вступает с ними во взаимодействие. Часто данный диагноз используется в случае "аутизма в легкой степени" или как "аутичные черты".

    Очень часто аутичный спектр в поведении возникает как следствие нарушений в работе ЦНС, более того, эти нарушения не обязательно грубого порядка, их диагностика может быть затруднена даже при помощи таких методов как ЭЭГ и МРТ. Опытный детский психиатр и невролог обязательно заметят эти нарушения и сделают нужные назначения в реабилитации.

    Самым перспективным подходом при коррекции аутизма и аутичного спектра расстройств является грамотное сочетание медикаментозного лечения (ноотропная коррекция), психофизических мероприятий (массажи, ЛФК), анималотерапии (лошади, дельфины, собаки), а также педагогической коррекции (2-6 часов в день).

    Источники:
    mirobaby.com, www.aspergers.ru, www.integration.com.ua, autismy.net

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное