Ребенок проявляет агрессию в садике

Агрессивный ребенок - что делать родителям? Как корректировать агрессивное поведение детей.

Ребенок проявляет агрессию в садике

В детской психологии агрессия - это поведение ребенка, которое причиняет физический, психологический или предметный вред другому человеку, объекту или окружающей среде, даже если попытка причинения вреда завершилась неудачей.

Выражение агрессии может происходить различными способами, включая словесное оскорбление, порчу личного имущества и физический контакт. Согласно заключениям, дети с агрессивными поступками склонны быть раздражительными, импульсивными и беспокойными.

На текущий момент нет единого ответа о причинах агрессивности у детей. Многие психологи считают, что поведение является врожденной и инстинктивной проблемой. Другие, предполагают, что утрата общепризнанных ценностей, изменение принципов традиционной семьи, недостаточное воспитание детей и социальная отдаленность приводят к выражению агрессии у детей, подростков и у взрослых. Агрессия у детей коррелируется на фоне безработицы в семье, беспорядков на улице, преступности, психиатрических расстройств.

Формы и цели агрессии у детей

На текущий момент специалисты различают разные формы, цели и виды агрессии. Поведение может принимать различные формы:

Она может провоцироваться для достижения различных целей:

выражать гнев или враждебность

для утверждения превосходства

для запугивания окружающих

чтобы достичь поставленной цели

быть ответом на страх

быть реакцией на боль.

Современные психологи различают 2 типа агрессии у ребенка:

Импульсивную - аффективную, совершаемую в стадии аффекта. Агрессия характеризуется сильными эмоциями, неудержимым гневом, истеричным состоянием. Эта форма поведения не планируется, она возникает и происходит в запале.

Инструментальная - хищная. Агрессия характеризуется различными манипуляторами, которые нацелены на достижение более важной цели. Инструментальная агрессия часто бывает запланированной акцией и существует как средство достижения цели. Причиняя неудобство другому человеку, например сломав игрушку, ребенок движется к цели - покупке новой, более интересной игрушки для себя.

Было замечено, что дети с более низким уровнем развития больше склонны к незапланированной, импульсивной агрессии. Дети демонстрирующие хищную агрессию - умеют управлять, планировать и целенаправленно достигать поставленной цели используя агрессию.

В психологии существует различие между уровнями агрессии у мальчишек и девочек. Мальчики практически всегда более агрессивны, чем девочки. Большие дети более агрессивны, чем маленькие. Активные и навязчивые дети - более агрессивны, чем пассивные или очень спокойные.

У детей всех возрастных групп агрессивное поведение является мощным способом донести свои желания окружающим, а так же приём выразить свои симпатии и антипатии.

Причины проявления агрессии у детей в разном возрасте

Младенческий возраст. Младенцы бывают агрессивными, когда очень голодны, находятся в крайне неудобном положении, испытывают страх, недомогание или боль. Родители могут заявить что агрессию младенца могут оценить по громкости и тону голоса. Но это мнение ошибочно. Плач младенца - это оборона, это способ общения, передача чувств и потребностей. Его нельзя называть проявлением агрессии.

Малышовый возраст. Крохи от 2 до 4 лет проявляют вспышки агрессии истериками, причинением боли своим сверстникам, взрослым, повреждением игрушек и мебели. Чаще всего агрессия в этом возрасте бывает по отношению к взрослым, как способ достижения какой-либо цели. Речевая агрессия позволяет увеличивать словарный запас ребенка.

Дошкольный возраст. Дети от 4 до 6 лет могут проявлять враждебность к своим братьям и сёстрам, а так же сверстникам. Из-за социального взаимодействия у детей появляются мнимые и реально существующие обиды. Они заставляют ребенка постоять за себя и вызывают атакующий гнев - агрессию.

Агрессивность у ребенка и предрасположенность к насилию

Если дошкольник ведёт себя враждебно со знакомыми детьми, взрослыми и даже животными, часто бывает сверхчувствительным, легко обидчивым, быстро приходит в ярость и долго не может успокоиться, он может иметь предрасположенность к насильственному поведению.

Дошкольник еще не научен отвечать за поведение и как правило обвиняет других за совершенные действия. Родители должны уделить серьёзное внимание и принять меры для исправления положения.

Дети дошкольного возраста склонны иметь кратковременные периоды агрессивного поведения, так как недопонимают того, что они причиняют вред, устали или испытывают стресс. Если поведение продолжается несколько недель, родители должны проконсультироваться с лечащим врачом и психологом и искоренить проблему.

Факторы, повышающие риск возникновения насильственного поведения

Родители и учителя должны быть крайне внимательными если:

ребенок стал жертвой физического и полового насилия

имело место насилие в семье

если ребенок регулярно видит насилие на экране телевизора, в СМИ, у соседей, живущих по соседству

если родители употребляют наркотики и алкоголь

если в доме присутствует огнестрельное оружие

если семья малообеспечена, переживает стрессовый период, находится на грани разрыва брака

если воспитанием занимается мать одиночка, родители потерявшие работу

если присутствовала мозговая травма.

Родители могут научить ребёнка быть терпимым и управлять своими эмоциями. Однако, если родители будут открыто выражать при ребенке свой гнев, проявлять грубую напористость и раздражительность, ребенок будет брать пример с родителей и не будет отвечать за своё поведение. Ответственное родительство не терпит любых форм проявления насилия и предотвращает его любыми возможными способами.

Стимуляторы агрессии у ребенка

Психологи утверждают, что когда дети теряют диалог со сверстниками, они чувствуют напряжение, напуганность и изолированность. Это тот случай, когда может непреднамеренно проявляться агрессия к сверстникам, даже незнакомым. Родители должны проявить внимание к поведению ребенку и вовремя пресекать любые попытки агрессивного поведения. Когда дети преодолевают чувство изоляции они становятся дружелюбными и не проявляют агрессии.

Агрессия может быть побочным продуктом плохого воспитания. Если ребенок не получает необходимого внимания от родителей, учителей и сверстников, а так же подвергается насилию, он становится неуправляемым и агрессивным. Если родители игнорируют поведение или неосознанно считают его нормальным, это может дополнительно стимулировать агрессию.

У многих детей агрессивное поведение является симптомом маниакальной стадии биполярного расстройства. Оно может проявляться раздражительностью, развившейся на фоне депрессии.

Иногда дети агрессивны к сверстникам из-за страха или подозрительности. Это расстройство встречается в случае присутствия шизофрении, паранойи или других психотических состояний.

Агрессия так же может быть побочным продуктом неспособности справиться с эмоциями, особенно разочарованием. Расстройство встречается у аутичных и умственно отсталых детей. Такие дети если в чем то разочаровываются, не могут исправить с эмоциями, эффективно рассказать о сложившейся ситуации, следовательно, проявляют агрессию.

Дети с синдромом СДВГ или другими деструктивными расстройствами могут на фоне непонимания и импульсивности так же проявлять агрессивное поведение, особенно тогда, когда нарушены социальные принципы.

Агрессивный ребенок: что делать - советы психологов

Психологи утверждают: чтобы устранить агрессивное поведение необходимо определить главную причину и базовые факторы - стимуляторы агрессии.

Затем научить родителей эффективным способам управлять поведением ребёнка, без малейшего намека на агрессию или наказания. Важно иметь позитивный контакт с ребёнком, поощрять хорошее поведение, а не сосредотачиваться только на сложных моментах воспитания.

В семье должны быть созданы и соблюдаться особые правила поведения, которые подходят для возраста ребёнка, разумны и осмысленны близким окружением. Родители должны научиться быть логичными в поведении и принятии решений. Сохранять умение владеть эмоциями в любых, даже самых неожиданных ситуациях.

Исследования показали, что физические наказания не решают, а усугубляют проблему агрессивного поведения. Если родители применяют наказания в семье, дети:

не умеют контролировать свое поведение

испытывают чувство страха и боязнь ослушаться родителей, но при этом чаще хулиганят

имеют повышенных риск получения психических расстройств со здоровьем во взрослом возрасте

становятся предрасположенными к насилию, издевательствам над будущей супругой, собственными детьми

теряют качество отношений с родителями.

Психологи считают, что общей проблемой всех родителей является то, что дети дерутся с сестрами и братьями и проявляют агрессивность к незнакомым детям. В детском возрасте у детей часто возникают разногласия и конфликты. Дети имеют разные потребности, желания и способы ведения дел - это свойство делает их уникальными.

Родители должны учить детей осваивать социальные и эмоциональные навыки управления поведением. Если ребенок любит борьбу и очень активен, родители могут предложить ему заняться восточными единоборствами, дзюдо, любыми видами борьбы. Спорт научит маленького непоседу правильным приёмам борьбы, безопасным способам самообороны.

В дошкольном возрасте детей следует учить находить мирные способы предотвращения агрессии. Помогать им правильно выражать свои эмоции, разбираться в базовых потребностях других людей, понимать и чувствовать ситуацию и присутствующее окружение.

© 2012-2016 "Женское мнение". При копировании материалов - ссылка на первоисточник обязательна!
Контактная информация:
Главный редактор портала: Екатерина Данилова
Электронная почта: zhenskoe-mnenie@mail.ru
Телефон редакции: +7 (926) 927 28 54
Адрес редакции: ул. Сущевская д. 21
Информация о размещении рекламы

Что делать если ребенок стал агрессивным?

Дети бывают проблемными – это стоит принимать как факт и данность. И у всех разные проблемы. Одни из них могут быть непослушными, другие слишком активные. Но нередки ситуации, когда встречается агрессивный ребенок. Такой малыш представляет собой проблему не только для себя и своих родных, но и для окружающих, т.к. он неуправляем. Зол, кусается и дерется. И как с ним справляться знают и умеют далеко не все.

Где искать корни проблемы

Взрослых часто интересует откуда берется агрессия у детей. Ведь очень часто агрессивность встречается у детей из вполне спокойных и интеллигентных семей. У таких родителей проявления подобного рода вызывают достаточно серьезное недоумение.

При этом психологи уверены, что основной причиной того, что агрессия у детей проявляется, становятся неправильно выстроенные отношения между малышом и родителями. Причем внешне семья может быть вполне адекватной и здоровой, где на малыша даже голос никто не повышает. Обычно агрессивный ребенок становится таким из-за отсутствия внимания. Малыш чувствует, что он мешает маме с папой, путается у них под ногами – от этого он начинает разочаровываться и обижаться. Появляется чувство неуверенности в себе, которое толкает отстаивать свое мнение при помощи силы.

Причины такого поведения довольно просты – малыш капризничает и безобразничает, а родители реагируют. И пусть эта реакция негативна – наказания, скандалы, угрозы, они все же замечают своего малыша.
Ребенок проявляет агрессию в садике В числе причин того, что есть агрессия у детей – стиль воспитания, который часто называют «попустительским».

В числе причин того, что есть агрессия у детей – стиль воспитания, который часто называют «попустительским». Ведь в этом случае ребенок не знаком со словами «нет» и «нельзя», и у него нет никаких рамок в воспитании. Они четко знают и уверены на все 100, что им разрешено многое.

Есть, конечно, и клинические случаи, когда агрессивный ребенок становится таким вследствие нарушений работы головного мозга. Такие нарушения могут появляться как следствие родовой травмы или каких-то осложнений в родах, а также как результат внутриутробной гипоксии. Катализатором агрессивности у таких детей легко может стать детский коллектив, который, как правило, не приемлет инакомыслящих и не таких, как все.

Как выглядит агрессивный малыш: рисуем портрет

Агрессивный малыш, как правило, имеет ряд характерных черт, по которым ему и ставят диагноз. Так, ученые уверены, что в любой группе сада или классе школы встречается хотя бы один такой малыш. Обычно он нападает на других детей, причем в ход идут как силовые, так и словесные нападки, он дерется, отбирает чужие игрушки и достаточно часто их ломает. Такие дети сразу же становятся грозой коллектива, их обходят стороной и не играют. Причем справиться с ним не могут и воспитатели. Наказывать его они не могут - им просто никто таких прав не даст, а он вполне может покусать и избить их.

Если ребенок проявляет агрессию на словах

Чаще всего словесная агрессия возникает у дошкольников. Тогда педагоги в саду и сверстники могут обнаружить, что малыш начинает гневно кричать, оскорблять окружающих, грубить. Часто словесная агрессия может совпадать с физической. Но случается и довольно часто происходит так, что она является самостоятельной. Бывает и так, что агрессия возникает ситуативно – во время какой-то способствующей этому ситуации.
Ребенок проявляет агрессию в садике Чаще всего словесная агрессия возникает у дошкольников

Словесная агрессия возникает в ряде характерных ситуаций, как например, отказ от того, чтобы его приняли в игру, появление соперничества. Также в числе причин следующие варианты:

  • появившиеся запреты от родителей
  • некое ограничение свободы, когда родители, к примеру, лишают ребенка права выбора
  • какие-то свои неудачи и неуспехи
  • усталость ребенка (если он перегружен занятиями и заданиями)
  • несправедливое обвинение в чем-то
  • невнимание со стороны взрослых
  • принудительное занятие чем-либо
  • ответная реакция на замечание или оскорбление.
  • Тут стоит понимать, что стандартные методы наказания не подойдут. То есть все эти – лишить сладкого, поставить в угол, убрать мультики из режима дня – никак не поспособствуют нормализации ситуации, а только усугубят ее.

    Как справиться со словесной агрессией

    Есть ряд приемов, которые позволят справиться с агрессией и помогут скорректировать поведение ребенка. Так, например, один из способов – игнорирование. Традиционные «не обращай внимание», «закрывай глаза» - это как раз то, что нужно. Правда, стоит понимать, что использовать такой метод можно только тогда, когда поведение ребенка не угрожает никому из окружающих. Игнорирование традиционно оказывает отрезвляющее воздействие на маленького агрессора.

    Также в случае с незапущенной ситуацией можно применять переключение внимания. Но тут придется быть всегда начеку – как только вы понимаете, что взрыв сейчас произойдет, надо успеть быстро перевести ребенка на другое занятие.

    В случае с ребенком, который недополучает родительского внимания и от того становится агрессивным, придется пойти по другому пути. Его маме с папой и другим близким, чтобы снизить агрессию и избавиться от нее, достаточно начать акцентировать внимание на положительных качествах малыша – хвалить его чаще, слушать его, советовать. Стоит подключить и юмор – но не злой, высмеивающий, а обычный добродушный.

    В некоторых случаях, когда родители слышат от ребенка гневные высказывания, можно попробовать прибегнуть к частичному согласию. Например, можно договориться с ребенком так: «Ладно, посмотри мультики еще минут 5, а затем сразу спать». Как правило, с детьми это срабатывает.

    Также иногда хорошо срабатывает апелляция к жалости у ребенка. Но такое срабатывает только с теми, кто относится к категории эмоциональных и чувствительных. В этой ситуации стоит акцентироваться на своем состоянии, а не на обиженности малыша.

    Хотя в сети часто есть рекомендации не ругать ребенка, все же встречаются ситуации, когда стоит использовать прямое порицание. Этим вполне можно прервать грубую брань или даже физическую опасность.

    Иногда детям надо давать выпустить пар. Малышу нужно выговориться, и он нуждается в таких близких и родных слушателях.

    Что делать с проявлениями физической агрессии

    Когда ребенок ведет себя неадекватно не только словесно, но и бьет окружающих, царапает и кусает их, стоит забрать его из детского коллектива. Во-первых, так вы обеспечите спокойствие себе и избавитесь от регулярных жалоб. Во-вторых, вы получите прекрасную возможность понять, что его волнует, и какие страсти у него внутри бушуют.

    Родителям следует больше внимания уделить ребенку, чтобы понять, почему он начинает так себя вести. Вполне возможно, что придется применять определенные рамки, и тут главное – жесткость. Если вы дадите слабину, ничего не получится. Стоит приготовиться к тому, что такое воспитание будет достаточно сложным, т.к. ребенок привык к определенной модели поведения и менять ее ему совсем не хочется.

    Если же агрессия вызвана у него недостатком внимания, следует пересмотреть свое поведение и начать заниматься малышом. Обязательно поинтересуйтесь его интересами и планами. Это поможет лучше найти общий язык. Постарайтесь набраться терпения, ведь если вы не привыкли так жить, переучиваться придется вам, а это сложно.
    Ребенок проявляет агрессию в садике Если же агрессия вызвана у него недостатком внимания, следует пересмотреть свое поведение и начать заниматься малышом.

    Особо надо выделить тот факт, когда ребенок агрессивен из-за медицинских проблем. Тут надо применять все методы, какие только можно – и частые прикосновения, и разговоры по душам, и выпускание пара, и многое другое. Но при этом вам придется применять еще и медицинские методы. Но тут придется работать в тесной связке с врачами-неврологами, которые специальными препаратами будут корректировать работу головного мозга ребенка, чтобы признаки агрессии мягко, но эффективно устранялись.

    Каких действий нельзя допускать

    Родителям агрессивного малыша необходимо выбрать определенную тактику поведения, которая позволит решить проблему. Но есть ряд действий, которых стоит опасаться и избегать, чтобы не сделать ситуацию еще более сложной.

    Так, малышу нельзя говорить, что он плохой. И это даже в таких случаях, когда вы краснеете за него регулярно, а от количества жалоб у вас уже просто телефон и электронная почта раскалились. Чем больше утверждать ребенка в мысли, что он плохой, тем реальнее, что он таким будет.

    Не пытайтесь загнать ребенка в такой ненавистный многими угол – ваша задача наоборот максимально установить контакт. Соответственно, нельзя использовать и агрессивные методы воспитания – углы, шлепки, битье ремнем.

    Также родители должны очень четко контролировать собственное поведение – никаких мучений животных, никаких скандалов на глазах у ребенка. Наоборот, все члены семи должны научиться взаимодействовать друг с другом, сотрудничать, делиться всем.

    Не допускается и оценочной любви. Нельзя говорить ребенку, что вы его любите, если он что-то делает, и перестаете любить, как только он начинает вести любым образом, но только не таким, как хотелось бы вам.

    Детская агрессия довольно сложная патология и очень тяжелый этап в жизни любых родителей. Но если научиться с ней правильно справляться, ее можно искоренить. И тогда малыш станет отзывчивым, добрым и адекватным в своем поведении.

    Cайт «Первенец» редкостен потому, как в нем постарались осветить разные взгляды по вопросам воспитания и ухода за детьми в начале их жизни описать положительные и отрицательные стороны, применения разных детских вещей, а также преимущества и изъяны нынешних и традиционных методов ухаживания за ребенком помочь ориентироваться, родителям малыша в большом разнообразии товаров для детей.

    БОЛЬШЕ НОВОСТЕЙ:

    ПОПУЛЯРНЫЕ КАТЕГОРИИ

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

    Ребенок проявляет агрессию в детском саду

    Добрый день, столкнулась с агрессивным поведением ребенка в дет. саду, регулярно жалуются воспитатели и родители "постардавших" детей, сама была свидетельницей сцен. Ребенку 3,5 года, если ему что-то не нравится или он расстроен, злится, то начинает бить детей (без предупреждения), старается ударить по-сильнее, с силой кидает окружающие предметы, машет ручками и пытается причинить как можно больший разрушительный вред всему окружающему пространству. Но через 2 минуты (как злость пройдет), успокаивается и снова идет играться, веселый. Пробовала беседовать, объяснять, что если злишься, то нельзя обижать других, что деткам больно и швыряние игрушек - не выход из проблемы, что детки его ждут и хотят играть, но если так дальше будет действовать, то не будут с ним играться и мама от такого поведения будет расстраиваться. Каждый раз ребенок обещает, что больше не будет, сам говорит, что поступил плохо, но на следующий день снова. Также малыш старается "оставить последнее слово за собой", не хочет одеваться или рисовать/лепить в садике, такое впечатление, что все делает наперекор, но если его оставить в покое (по принципу "ну не хочешь - не делай"), то через несколько минут сам присоединяется к общему процессу. Еще год назад в ясельках не могли нахвалиться какой ребенок послушный и спокойный. Причем дома себя ведет хорошо, бывает упрямится, но я легко нахожу компромиссы, дома не психует, я сразу вижу, что начинает злится и разруливаю ситуацию (злишься? не получается? ну давай вместе посмотрим что тут можно сделать. ) и эмоция проходит. На детских площадках делится игрушками и деток не обижал ни разу, братика меньшего любит – целует в головку, приносит ему игрушки, жалеет, если тот плачет, то есть дома у нас все нормально, только в садике показываем характер.

    Здравствуйте! Прочитайте мой предыдущий ответ, там тоже про агрессию у ребенка. Думаю, что в садике ребенок показывает не характер, а незнание как повести себя по-другому. Вы же сами говрите ему что деток обижать нельзя, игрушки кидать нельзя, а что тогда делать можно? Как справиться со своим чувством? Дома ему на помощь вы приходите, сами пишите, что разруливаете ситуацию, а кто поможет в садике? Поэтому вам нужно учить ребенка как справиться со своей злостью. Попробуйте поиграть с игрушками, пусть одна игрушка будет злиться, а вы придумаете как ей можно помочь, и пусть таких способов "выпустить" злость будет как можно больше. Успехов вам!

    Как можно и нужно себя вести ребенок знает, ведь на детских площадках и в других детских коллективах он ведет себя по-другому. Мы часто бываем в компании с другими детьми, т.к. сын любит детское общество и там я за ним наблюдаю, но никаких признаков агресии не проявляет. Сам подходит к незнакомым деткам, сам знакомится, легко включается в игру, не жадничает на счет игрушек. По-началу я его учила "дружить", еще когда в садик не начали ходить, мы вместе подходили к другим деткам на площадке и знакомились, учились общаться. Ролевые игры с игрушками у нас почему-то не получаются, сын с меня смеется, говорит "мама, ты что. " и забирает игрушки. Но мы смотрим мультфильм про деток в детском садике и вместе обсуждаем как поступили герои мультика (там в основном положительный пример). Даже не могла представить, что нас ждет такая ситуация, что сын кого-то обидит из деток в саду, думала его как тихоню будут обижать более бойкие дети. Физически стараемся не наказывать, хотя бывает шлепаем, но это исключительные ситуации раз в несколько месяцев. Я думаю, может ребенок не может найти общий язык с воспитательницей и так себя ведет на зло ей?

    Татьяна, здравствуйте! Я имела в виду что ребенок не знает как себя вести не в целом, а в ситуациях, когда он сам уже злится. Не знает как выразить свою агрессию, а точнее то чувство, что ее вызвало. Агрессия ведь часто выступает защитным механизмом. Если игры с игрушками не идут, попробуйте посочинять сказки. Одно предложение вы - одно ребенок. Обязательно в конце выведите ребнка на какое-то осознание, урок, чему научила сказка. Порисуйте на тему садика. Взаимоотношения с воспитателем вполне могут провоцировать агрессию. Особенно если воспитатель строгая, ругает или наказывает деток (не обязательно вашего малыша). Успехов вам!

    Консультация дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу.

    Ребенок проявляет агрессию в садике

    Что делать, если ребенок проявляет агрессию?

    Очередной вопрос в рубрике Детский психолог отвечает . Мама трехлетней девочки очень обеспокоена тем, что ее ребенок проявляет агрессию не только по отношению к сверстникам на детской площадке, но и в семье. Татьяна Егорова пытается помочь маме и ее малышке.

    Здравствуйте, моей дочке ровно 3 года, она очень развитый ребенок как физически так и умственно. Меня беспокоит ее проявление ее агрессии: на детской площадке она может толкнуть ребенка, укусить, причем она понимает, что это плохо, но это повторяется снова и снова. Мне постоянно приходится следить за ней, чтобы она никого не ударила. Как я только ее уже не наказывала: и ремнем, и запретами с поощрением, - сейчас доходит до того, что я просто срываюсь, когда она кого-то ударит. Она во всем хочет быть первой, а если не получается, то проявляет агрессию или плачет. Последнее время она начала говорить практически на всех детей и на нас, родителей, что мы плохие. Была такая ситуация недавно: она не успела сесть на качелю, место заняла подружка, так она сказала. что Даша (девочка которая первее села на качелю) плохая, я ее сильно ударю, ее надо выбросить в окно, - я была в шоке. В семье у нас скандалов нет, конечно бывает разговариваем с мужем на повышенных тонах, но все в пределах разумного. Подскажите, что мне делать, когда мой ребенок проявляет агрессию? Заранее спасибо!

    Марианна, добрый день!

    Для начала следует принять три важных факта.

    Первое – у вашей дочки идет кризис трех лет. когда поведение ребенка становится неуправляемым и трудновоспитуемым.

    Второе – проявление агрессии у ребенка ее возраста – это распространенное явление и воспринимать это, как нечто из ряда вон выходящее, не стоит.

    Третье – ребенок имеет право на выражение своих чувств (в том числе и негативных), иметь возможность «выпустить пар».

    Следующее, что нужно иметь в виду. Это ваши способы реагирования на ее поведение. Физически наказывать (бить рукой, ремнем) или морально (кричать, ругать, возмущаться, сравнивать ее с другими хорошими детьми не в ее пользу) – малоэффективно . а порой и идет во вред, не решая основную проблему – детскую агрессию. Почему? Потому что вы не показываете ей приемлемые способы решения конфликтной ситуации, как можно поступить по-другому. А ведь девочка в этом очень нуждается, даже если она этого не осознает.

    Если ребенок проявляет агрессию, то на него нельзя влиять силовыми методами: запугиванием, криками, лишением маминой любви и ласки. От этого поведение становится еще хуже.

    Что делать, если ребенок проявляет агрессию?

    Сначала подумайте о ваших отношениях с мужем, когда вы выясняете какие-то спорные моменты на повышенных тонах. Я советую вообще из практики исключить «повышенный тон», либо разговаривать так только в отсутствии дочки. Здесь схема проста: ребенок легко копирует манеры и способ поведения самых близких ему людей . Просто потому, что это обычное явление в ее жизни и она воспринимает это, как приемлемый способ решить проблему. Получается, вы невольно учите ее агрессивным элементам в поведении. Увиденное в семье переносится в отношения со сверстниками вне дома (в песочнице, на горках, качелях, в садике и т.д.). Здесь нет правила: «То, что можно нам, взрослым – тебе, ребенку, нельзя».

    Далее принимая тот факт, что ребенок имеет право на выражение своих чувств (в том числе и гнев, и крики), вам нужно показать ей, что вы понимаете (!) ее чувства: «Я вижу, ты сердишься, потому что…», «Тебе хочется побить его, потому что…», «Ты обиделась на ту девочку, так как она…» и т.д. Так вы выражаете словесно ее переживания. Дочка увидит, что вам небезразлично ее внутреннее состояние, и ей будет легче успокоиться.

    Ведь крик и гнев, плюс драки, толчки – это внутренний протест ребенка, который не понимает, как справиться с неприятной для него ситуацией. Он не знает приемлемых способов и использует агрессию как единственно возможный вариант переломить ситуацию в свою пользу (дети убегают, уступают, сторонятся его – казалось бы вот он – эффект!).

    Но вы сами понимаете, что так продолжаться не может. Поэтому сначала учитесь проговаривать ее чувства . затем покажите, как выплеснуть накопившееся раздражение и гнев на кого-то. Ведь эти чувства и взрослый не сможет так долго в себе копить, не то что ребенок. Договоритесь с ней, что можно кричать, сколько хочется, но только в определенном месте (покричать в стаканчик (его можно брать с собой), забежать за отдаленный кустик и выплеснуть эмоции), а если хочется поколотить кого-то, подсуньте подушку: «Я вижу, ты хочешь побить кого-то? Вот подушка, поколоти ее от души! Она мягкая и ей не больно, а других бить нельзя». Цель – выпустить эмоции.

    Вы можете применять метод тайм-аута (с 2 лет). Смысл его – в момент агрессивных вспышек спокойно взять ребенка за руку и отвести в просторную и светлую комнату. сказать спокойным голосом, что вы очень огорчены его поведением (проговариваете конкретное поведение: «Не кусайся», «Не бей Дашу», «Не порти занавески») и просите его посидеть в комнате и успокоиться. Далее закрываете дверь на несколько минут. Например, вашему ребенку 3 года – достаточно 3 минут в закрытой комнате (вы рядом, ребенок слышит вас) Если 4 года – 4 минуты, т.е. сколько лет ребенку, столько и минут тайм-аута, больше – нельзя. Если просит выпустить, спрашиваете ровным и спокойным голосом без злорадства или злости: «Я надеюсь, что ты успокоился» и выпускаете. Если поведение повторяется – повторяете и тайм-аут. Так вы лишаете ребенка объекта агрессии и помогаете ему в спокойной обстановке сосредоточиться, «прийти в себя» (когда ребенок проявляет агрессию . он теряет ощущение реальности и любое силовое воздействие неэффективно просто потому, что он не понимает, что с ним происходит. и как прекратить всплеск агрессии) .

    Если ребенок плачет и просится на ручки – сразу берите и обнимите . Скажите ласковым голосом: «Я всегда люблю тебя, мой малыш, но меня очень расстраивает, когда ты бьешь/обижаешь/дерешься/кусаешься. Давай так не будем больше? Надо было сделать так… (подсказываете ему приемлемый способ поведения) У нас с тобой все получится!» Так вы вселяете уверенность в душе ребенка, что он не лишается любви и всегда может на нее рассчитывать, плюс он видит, что вам не нравится не он сам (это очень важно), а конкретное поведение и узнает про правильные варианты поступков.

    Помимо этой коррекции поведения (озвучивание переживаний ребенка, тайм-аут, безусловная любовь, принятие и четкое отделение личности ребенка от его плохих поступков (не ребенок сам по себе плохой, а его агрессивные поступки)) вам необходимо также научить правильным поступкам в конфликтах.

    Как научить ребенка правильно поступать в конфликтах?

    В домашней обстановке можно играть с ребенком в куклы . Вашей девочке будет интересна сюжетно-ролевая игра, поскольку она, как вы пишете, развивается быстро. Проиграйте на куклах конфликтные ситуации вместе с ней и покажите, как нужно правильно реагировать на них . Через игру дочка быстро усвоит социальные нормы поведения и перенесет их в реальную жизнь.

    В конфликтной ситуации на улице не ждите, пока дочка толкнет, обзовет или ударит другого ребенка – перехватите момент и покажите ей, как можно поступить по-другому . Не поделился лопаточкой? – мы поменяемся игрушками на время, залез на качели раньше? – не беда, мы пойдем на другие качели, на горку (придумайте подходящие привлекательные альтернативы или отвлеките чем-то интересным) И т.д.

    Если драка разгорелась и вы не успели ничего предпринять, молча схватите дочку за руку (можно ее подхватить на руки, если не идет и сопротивляется) и уведите с этого места (изолируйте). Повторяя так, вы даете ей понять, что драка не выход. Помните, что агрессия легко возникает в ответ на агрессию и злость. Поэтому самым лучшим способом реагирования будет ваше спокойствие, выдержка и самообладание, а не шлепки.

    На коррекцию агрессивного поведения уйдет несколько месяцев, поэтому запаситесь терпением. Обязательно отмечайте положительные сдвиги у дочки: сдержалась, чтобы не наговорить грубостей, не стала бить, а просто отошла, поделилась с ребенком игрушкой и т.д. Успех окрыляет и вселяет уверенность у дочки, что она может не только разруливать сложные ситуации, но и рассчитывать на вашу поддержку. Учитывайте ее возрастной кризис (3 года) и пересмотрите свои запреты (уменьшите их количество, доверяйте дочке, предоставьте больше свободы) не в ущерб ее безопасности жизни.

    Желаю успеха и взаимопонимания в общении с дочкой. Не отчаивайтесь, у вас все непременно наладится.

    Источники:
    zhenskoe-mnenie.ru, pervenets.com, health.mail.ru, yoga-mama.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное