Игры для детей с онр подвижные игры

Консультация по физкультуре (старшая, подготовительная группа) по теме:
Подвижные игры с речевым сопровождением для детей с общим недоразвитием речи.

Дети с тяжелыми нарушения речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Специальные исследования детей, имеющих речевую патологию, свидетельствуют о наличии у них особенностей состояния двигательной сферы. Это может быть недостаточная координация сложных движений, неточность, моторная неловкость, отставание от темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции. В связи с этим важно уделять серьезное внимание тем видам работы, которые помогли бы детям закрепить моторные навыки, догнать своих сверстников по физическому развитию. Лучшее средство от гиподинамии – подвижная игра.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подвижные игры с речевым сопровождением.

Дети с тяжелыми нарушения речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе. Для детей с дизартрическими нарушениями речи характерна скованность, плохая переключаемость. Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении.

Специальные исследования детей, имеющих речевую патологию, свидетельствуют о наличии у них особенностей состояния двигательной сферы. Это может быть недостаточная координация сложных движений, неточность, моторная неловкость, отставание от темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции.

В связи с этим важно уделять серьезное внимание тем видам работы, которые помогли бы детям закрепить моторные навыки, догнать своих сверстников по физическому развитию.

Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных упражнениях для развития общей моторики, для улучшения координации движения и слова, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости.

Лучшее средство от гиподинамии – подвижная игра. Планируя работу, воспитатели должны четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры.

Подвижная игра с выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий дошкольников. И если она правильно подобрана педагогом с учетом возможностей ребят (как физических, так и речевых), с пониманием задач каждого этапа коррекционного процесса при правильном, умелом руководстве со стороны взрослого, то окажет неоценимую помощь в работе с детьми.

Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач:

  • повышают активность
  • развивают подражательность
  • формируют игровые навыки
  • совершенствуют просодические компоненты речи
  • поощряют творческую активность детей.
  • Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи.

    Они способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей. Чтобы игра достигла цели, необходимо учитывать ее характер и время проведения. Так, например, после занятий физическим трудом лучше поиграть в спокойные малоподвижные игры.

    У детей с речевой патологией недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр. Рекомендуется иногда обращаться к игровому материалу, предназначенному детям младшей группы, адаптируя, изменяя его с учетом особенностей работы логопедических групп.

    Так, прежде чем педагог предложит детям подвижную игру, он должен заблаговременно познакомить их с элементами игры, выучить заранее текст игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны.

    Сам воспитатель принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявить терпимость к детям, которые не могут или не понимают и в связи с этим неправильно выполняют задания старшего. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.

    Ниже приводится примерный перечень подвижных игр с речевым сопровождением, которые можно рекомендовать воспитателю специальной группы.

    Волк, пастух и гуси. (Игра для закрепления звука Г)

    Следить, чтобы дети говорили громко и четко. Текст выучить заранее. Пастуха и волка выбирает воспитатель.

    Пастух. Есть хотите?

    Пастух. Ну, летите.

    Гуси. Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой.

    Пастух. Ну, летите как хотите, только крылья берегите.

    Гуси бегут, волк ловит гусей. Пойманные выходят из игры.

    Тишина. (Игра для закрепления звука Ш).

    Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши или Миши и тихо говорят.

    Тише, тише, Маша (Миша) пишет,

    Наша Маша буквы пишет.

    А кто Маше помешает,

    Того Маша догоняет.

    После этих слов дети разбегаются. Кого поймали должен придумать слово на звук Ш.

    Жуки. (Игра для закрепления звука Ж).

    Дети изображают жуков, сидят на стульчиках и говорят:

    Я на ветке сижу,

    Я на ветке сижу,

    Букву Ж все твержу.

    Зная твердо букву эту,

    Я жужжу весной и летом.

    По сигналу воспитателя «жуки» полетели на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат «ж-ж-ж». По сигналу «дождь» летят в домишки (на стульчики).

    Следить, чтобы дети произносили текст четко, чтобы дети-жуки летали медленно, плавно.

    Пила. (Игра для закрепления звука Л).

    Дети парами. взявшись за руки крест-накрест, «пилят» дрова и говорят:

    Наскочила на сучок,

    Лопнула и стала,

    Текст разучить заранее. Воспитатель следит, чтобы дети говорили громко, сочетая слова с движениями рук.

    Вороны. (Игра для закрепления звука Р).

    Дети делятся на 3 группы: вороны, собаки и елки. Елки становятся в круг и, опустив руки, говорят:

    Елки: Как под елочкой зеленой скачут, каркают вороны.

    Елки: Из-за корочки подрались.

    Елки: Вот собаки прибегают, и вороны улетают.

    Собаки ловят ворон. Вороны улетают в свое гнездо (заранее отведенное место). Потом дети меняются ролями.

    У медведя во бору… (Игра для закрепления звука Р).

    Воспитатель выбирает медведя. На одном конце площадки проводится черта. Это опушка леса – там живет медведь. На противоположной стороне линия – дом детей. Дети направляются к опушке леса, собирая грбы, ягоды.

    У медведя во бору

    Грибы, ягоды беру,

    А медведь сидит

    Догоняет детей. Пойманного медведь отводит к себе.

    Подарки. (Игра с разнообразными движениями).

    Взявшись за руки, дети образуют хоровод. Выбирают водящего, он становится в круг.

    Принесли мы всем подарки,

    Кто захочет, тот возьмет.

    Вот вам кукла с лентой яркой,

    Конь, волчок и самолет.

    Дети останавливаются, а стоящий в кругу называет подарок. Если он называет коня, дети изображают, как скачет конь: бегут друг за другом, высоко поднимая ноги, руки протянуты вперед, корпус слегка отклонен назад если куклу – они пляшут на месте лицом к центру круга если волчок – кружатся на месте, потом присаживаются если самолет – подражают полету самолета. Когда водящий скажет «стоп», замедляют ход и плавно опускаются на корточки.

    Изображая ту или иную игрушку, дети говорят слова:

    Скачет конь наш, чок, чок, чок.

    Слышен топот быстрых ног.

    Вот как кружится волчок,

    Прожужжал и на бок лег.

    Кукла, кукла, попляши,

    Красной лентой помаши.

    Самолет летит, летит,

    Летчик смелый в нем сидит.

    Стоящий в кругу ребенок выбирает игрушку – одного из участника игры. Тот, кого выбрали, идет на середину круга, и игра начинается снова.

    На противоположных сторонах площадки два дома. Играющие располагаются на одной стороне. Два водящих становятся посредине площадки – это два Мороза, Мороз Синий нос и Мороз Красный нос.

    Мы два брата молодые,

    Два Мороза удалые:

    Я Мороз – Красный нос,

    Я Мороз – Синий нос.

    Ну-ка, кто из вас решится

    В путь – дороженьку пуститься?

    Все играющие хором отвечают:

    Не боимся мы угроз,

    И не страшен нам мороз.

    После слова «мороз» все дети перебегают на противоположную сторону, а Морозы стараются их заморозить.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СОДЕРЖАНИЕ.1. Введение.1.1.Значение физической культуры в системе дошкольного воспитания ребенка.1.2.Современные тенденции к формированию у детей здорового образа жизни.2. Актуальность проблемы.2.1. О.

    КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «КТО ЖИВЕТ В ДЕРЕВНЕ» НА СЕМИНАРЕ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОУ ТЕМА: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

    ИНТЕГРИРОВАННОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНРТема. «Кто живет в деревне»Программные задачи. 1. Закреплять знания детей о домашних животных (названия взрослых особей и их де.

    Конспект НОД в подготовительной группе для детей с Общим недоразвитием речи 3-4 уровня речевого развития

    В данном конспекты отражена работа по развитию лексико-грамматических категорий.

    Развитие связной речи и ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей ребенка и его познавательной активности.

    Домашняя картотека подвижных игр с речевым сопровождением для детей 3-4 лет

    Подвижные игры имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребёнка. Участие ребёнка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательны.

    Рабочая программа коррекционно - развивающей для детей с общим недоразвитием речи (II, III уровень речевого развития). Второй год обучения.

    Данная рабочая программа разработана на основе "Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей", авторы Т.Б Филичива, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. Москва.

    Игры с прищепками в развитии детей с общим недоразвитием речи.

    Многофункциональное пособие для коррекции речевых нарушений и развития мелкой моторики рук «Волшебные прищепки».

    Подвижные игры на развитие общей моторики для детей с ОНР

    (большой, средней и малой подвижности)

    Игра большой подвижности «Ловишка»

    По считалке выбирается ловишка, который становится в центре зала. Остальные игроки встают вокруг него, образуя круг, берутся за руки. По сиг­налу педагога дети начинают движение в правую сторону, повторяя за педаго­гом слова:

    Ау-ау-аукаем, Весну приаукиваем. Весна! Весна! Красным-красна! Весна пришла, Свет, тепло принесла! Весну встречаем, В ловишки играем! Раз, два, три, лови!

    После слов «раз, два, три — лови!» дети врассыпную разбегаются по спор­тивному залу. Ловишка ловит их, дотра­гиваясь рукой. Пойманные дети отходят в сторону. Когда ловишка поймает 2—3-х игроков, игра останавливается. Выбирается новый водящий, игра по­вторяется!

    Игра малой подвижности «Мухомор»

    Инвентарь: конус из пластмассы или картона высотой 40—50 см, к верхней части которого прикреплен кружок из красного картона с нарисованными на нем белой гуашью крапинами ( d кружка 10—15 см). Это «мухомор». Играющие встают в круг посередине зала, берутся за руки. В центр круга ставится конус — «мухомор». Педагог находится несколько в стороне от круга, читает текст, который дети хором произ­носят вместе с ним:

    Перед нами бор, А в бору — мухомор. Мухомор стоит, На детей глядит. Мухомор кто возьмет, Тот из круга уйдет

    Закончив чтение стихотворения, играющие начинают двигаться, припля­сывать вокруг поставленного в центре круга «мухомора». При этом каждый из игроков старается подтянуть своих соседей к «мухомору», чтобы они его сдвинули с места или свалили. Кто подвинет или уронит «мухомор», вы­ходит из круга и встает около педагога. «Мухомор» устанавливается на прежнее место, игра повторяется.

    Подвижные игры с речевым сопровождением

    Подвижная игра с речевым сопровождением «Бьют часы»

    Играющие встают в круг на не­большом расстоянии друг от друга, поворачиваются лицом в центр.

    Часы бьют раз, Часы бьют два, Часы бьют три. Хлопают в ладоши. Новый год, приходи! ( Выполняют руками поступатель­ные зовущие движения к себе. ) Тебя ждали год, Стояли у ворот.

    А пришел мороз, Заморозил нам нос. Шагают на месте. Нас, мороз, не пугай, С нами ты поиграй. Выполняют наклоны вправо-влево, руки на пояс.

    В прятки ты поиграй Да подарки нам дай. ( Выполняют два приседания, руки в приседе — на колени . ) Конфеты, игрушки, Орехи, хлопушки. ( Постукивают кулачками друг о друга. )

    Будем веселиться, Танцевать, резвиться. ( Прыгают на месте на двух ногах, руки произвольно ) .

    Игры на развитие мелкой моторики

    (пальчиковые игры с произнесением рифмованного текста)

    Развитие мелкой моторики требует пристального внимания. Известна сле­дующая закономерность: если развитие движений пальцев ребенка соответствует его возрасту, то и его речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и выше нормы. Научными исследованиями доказано, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и уско­ряют развитие речи ребенка.

    Для развития мелкой моторики по­дойдут упражнения и игры с мячами раз­ного диаметра упражнения пальчиковой гимнастики и пальчиковые игры.

    • Пальчиковая игра «Белка - продавец» Сидит белка на тележке Продает она орешки. Хлопают в ладоши. Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому Заиньке усатому. Поочередно загибают пальчики на правой руке, начиная с большого . Кому в платок, Кому в зобок. Ударяют кулачками друг о друга. Кому в лапочку. Показывают ладошки

    Подвижные речевые игры для детей с ОНР

    Проводятся на физкультурных заня­тиях по рекомендации учителя-логопеда с целью решения какой-либо речевой задачи.

    Подвижная речевая игра «Чьи детки?»

    Цель. Закреплять в активном сло­варе детей существительные по теме «Домашние животные». Инвентарь: мяч Описание игры. Дети стоят в круг. В центр круга встает педагог с мячом в руках. Он кидает мяч первому игроку с: словами: «Плачут котята, они потеряли свою маму. Кто у котят мама?» Ребенок ловит мяч, отвечает педагогу: «Кошка» Если играющий отвечает неправильно: он выходит из игры. Далее педагог поочередно кидает мяч остальные детям. В игре побеждают 2—3 самых внимательных игрока.

    Внимание — один из важнейших познавательных процессов. Оно обе­спечивает наиболее эффективное вос­приятие информации. Как известно, дети-логопаты характеризуются недо­статочным уровнем развития внимания, низкими показателями его переключае­мо сти. Подвижные игры способствуют тр енировке возможно более быстрой и пр авильной реакции на различного вида раздражители (команда педагога, удар в бубен, звук свистка и т.д.).

    Играющие строятся в колонну по о дному вдоль какой-либо из сторон спортивного зала. Немного в стороне от игро ков встает педагог, в руках у него бу бен. Под ритмичные удары педагога в бубен дети начинают движение друг за другом в обход по залу, выполняя следующие команды:

    « Дерево » — игроки останавлива­емся, поднимают руки вверх

    « Куст » — приседают, пальцы рук к асаются пола

    « Ручей » — подпрыгивают на месте н а двух ногах, руки на пояс

    « Тропинка » — разбиваются на па р ы и берутся за руки (если пары ребен ку не хватило, он должен встать п р ямо, руки вперед).

    Подвижные игры на развитие ориентировки в пространстве

    Все дети с речевой патологией вхо­дят в группу риска по дисграфии — на­рушению функции правильного письма. Поэтому необходимо формировать у детей пространственные представления, так чтобы они уверенно ориентирова­лись не только в частях своего тела (правая нога, правая рука и т.д.), но и в пределах зала, используя соот­ветствующие команды и распоряжения (повернуться направо, разомкнуться влево и т.д.). Следует шире использо­вать предлоги: в, на, за, перед, около и др. («встаньте за линию», «присядьте на скамейку», «положите мяч в об­руч» и т.д.), применять двигательные схемы-карточки с нарисованными дви­гательными действиями. Целесообразно включать в физкультурные занятия игры на ориентировку в пространстве, с эле­ментами строевых упражнений (веселая маршировка) и т.п.

    Дети встают в шеренгу вдоль одной из сторон физкультурного зала. Пе­дагог показывает им цветок (игрушку, флажок и т.п.), говорит, что спрячет его. Участники игры поворачиваются к педагогу спиной. Педагог прячет предмет и произносит: «Раз, два, три, четыре, пять, вам пора цветок (флажок и т.д.) искать». Дети ищут спрятанный предмет. Тот из игроков, кто первым найдет его, несет его педагогу. Этот игрок будет прятать предмет при по­вторении игры. По окончании игры дети (по выбору педагога) рассказывают, как они искали предмет.

    Подвижные игры данного разде­ла нацеливают детей на совместные двигательные действия, воспитывают культуру поведения и положительные взаимоотношения, обучают детей навы­кам сотрудничества, партнерского обще­ния. Решению этих задач способствует коллективное выполнение построек из деталей набора «Альма», игры на вос­питание культуры поведения и общения («Едем в автобусе», «Прогулка' по парку», «Переходим дорогу» и т.д.), а также различные подвижные игры. Подвижная игра «Чижик» По считалке выбирается водящий- «чижик». Остальные дети становятся в пары и образуют круг. «Чижик» стано­вится посередине. Играющие ходят по кругу и все вместе произносят слова: Ходит чижик у житницы, Ищет зернышко пшеницы. Чижик отвечает: Мне не скучно одному, Кого хочу, того возьму С этими словами он быстро берет за руку одного из играющих и встает в круг Оставшийся без пары встает в середину круга — он «чижик». Игра продолжается.

    При проведении подвижных игр на развитие выразительности движений в основном используются приемы имита­ции и подражания («Покажите, как ходит петушок, прыгает белочка, ползет змея, летает бабочка и т.п.»).

    Подвижные игры на расслабление

    Дети-логопаты отличаются эмоцио­нальной нестабильностью, повышенным уровнем тревожности обладают неко­торой замедленностью или, наоборот, «расторможенностью» в двигательной сфере. Поэтому после подвижных игр большой и средней подвижности не­обходимо дать детям успокоиться и расслабиться.

    Дети встают в круг на некотором расстоянии друг от друга, присажива­ются, наклоняют голову к коленям. Из сугроба на опушке Чьи-то выглянули ушки . Встают, ставят кисти рук перпен­дикулярно голове, двигают пальцами рук вперед-назад — «зайки шевелят ушками».

    И помчался — скок-скок-скок, Белый маленький зверек.

    Идут по кругу, взявшись за руки.

    Вот запрыгал он проворно По тропинкам по зеленым .

    Останавливаются. Выполняют «пружинку», руки на пояс.

    Ветер у берез кружит, Зайке ушки шевелит .

    Выполняют руками маховые движе­ния перед грудью, постепенно поднимая руки вверх затем ставят кисти рук перпендикулярно голове — «шевелят ушками».

    Ветер-ветер, поиграй-ка, Убаюкай быстро зайку . Присаживаются на корточки, скла­дывают ладони вместе, помещают их под щечку .

    (в том числе хороводные игры и музыкально-ритмические композиции)

    Использование музыки при про­ведении подвижных игр способствует развитию координированности, со­гласованности, четкости выполнения движений, чувства ритма и темпа.

    Дети встают в круг, берутся за руки. По сигналу педагога начинают двигаться по кругу в правую сторону, произнося при этом:

    Мы идем по кругу. Найдем себе мы друга. Найдем себе мы друга, Найдем себе дружка.

    По окончании текста дети останав­ливаются. Педагог говорит: «Раз, два, три — друга себе найди!» После этих слов дети должны встать по парам (найти себе друга). Игрок, которому пары не хватило, встает в центр круга. Включается музыка (например, русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени» или др.), под которую игрок выполняет любые танцевальные движения, осталь­ные игроки хлопают в ладоши.

    Примечание Педагог может подать и другие команды, например:

    «Раз, два, три, двух друзей себе найди!» — дети должны разбиться на тройки

    «Раз, два, три, троих друзей себе найди!» — дети встают в кружки по 4 человека (оставшиеся «без друзей» игроки также выполняют любые тан­цевальные движения)

    при последнем повторении игры педагог может произнести: «Никому нельзя скучать, все мы будем танцевать!» В этом случае танцевальные движения выполняют дети всей группы.

    Детям необходимо присесть, как бы набрать пригоршни воды, поднять руки с «водой» вверх и вылить на себя «воду», часто подпрыгивая на месте, громко и радостно произнося продолжительное «и-и-и».

    Этот вид игр способствует развитию у детей фантазии, снятию излишней напряженности, формированию пред­ставлений об окружающем мире.

    Дети встают врассыпную по всему спортивному залу. Педагог предлагаетим потянуться вверх, напрягая до кон­чиков пальцев весь корпус («цветочек встречает солнышко»). Затем последо­вательно уронить кисти («спряталось солнышко, головка цветочка поникла») согнуть руки в локтях («стебелек сло­мался») и, освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволив корпусу, голове и рукам пассивно упасть вперед, слегка согнув колени («завял цветочек»)

    Формирование полноценных двигатель­ных навыков, активная деятельность в процессе конструирования, сюжетной игры, трудовой деятельности, овладение тонко координи­рованными движениями рук являются необходимыми звеньями в общей системе коррекционного обучения. В процессе правильно организованных занятий необходимо уст­ранить некоординированные, скованные, недостаточно ритмические движения детей, научить их дифференцированным навыкам, связан­ным с употреблением некоторых орудий труда и инструментов (кис­точка, ножницы, карандаш и др.). Обращается специальное внимание на особенности психомотор­ного развития детей, которые должны учитываться в процессе заня­тий. Дети с речевой патологией, имеющей органическую природу нарушения, обычно различаются по состоянию двигательной сферы на возбудимых (они легко отвлекаются, нетерпеливы) и заторможенных. В группе с общим недоразвитием речи могут быть дети с дизарт­рией, имеющие, как правило, остаточные проявления органического поражения центральной нервной системы в виде стертых парезов, приводящих к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости.

    Коррекция особенностей моторного развития детей осуществля­ется путем специальных упражнений и общепринятых способов фи­зического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечно­го тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической вы­носливости, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двига­тельных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструк­ции, развитие тонких двигательных координации, необходимых для полноценного становления навыков письма.

    В специальной группе особое внимание уделяется развитию мелкой моторики пальцев рук.

    Этому служат следующие упражне­ния типа:

    — сжимать резиновую грушу или теннисный мячик

    — разгибать и загибать поочередно пальцы из кулака и в кулак

    — отхлопывать ритм ладонями по столу, затем чередовать по­ложение руки ладонь-ребро (одной и двумя руками)

    — поочередно каждым пальцем отстукивать в заданном темпе по поверхности стола

    — перебирать разными пальцами натянутую резинку или шну­рок

    — отстреливать каждым пальцем поочередно пинг-понговый ша­рик

    — тренировать руку в захвате мячей различного диаметра

    — вырабатывать переключение движений правой и левой руки (ладонь—кулак, ладонь—ребро ладони и т.п.)

    — воспроизводить различные положения руки (кулак—ладонь— ребро), пальцев (колечко—цепь, щепоть)

    — захватывать поочередно мелкие предметы небольшого диа­метра различными пальцами.

    Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи

    Дети с тяжелыми нарушениями речи часто соматически ослаб­лены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с тру­дом выдерживают длительное пребывание в коллективе. Для де­тей с дизартрическими нарушениями речи характерна скованность, плохая переключаемость различных действий. Отрицательно ска­зывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении. Поэтому многим из них в начале обучения непосильны требования, которые предъявляет программа по физи­ческому воспитанию для детей с нормальным развитием. В связи с этим важно в I—ІІ периодах обучения уделить серьезное внима­ние тем видам работы, которые помогли бы детям закрепить мо­торные навыки, догнать своих сверстников по физическому разви­тию. Лучшее средство от гиподинамии — подвижная игра. Плани­руя работу, воспитатели должны четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка и дифференцированно подбирать подвижные игры.

    Подвижные игры, которые являются составной частью физкуль­турных, музыкальных занятий, могут быть проведены на празднич­ных утренниках, в часы развлечений, на прогулке. Ниже приводится описание игр, которые можно рекомендовать воспитателю в груп­пе с ОНР.

    Игры с движениями необходимо сочетать с другими видами дея­тельности детей. Подвижная игра с ее выраженным эмоциональным характером — одно из самых любимых занятий школьников. И ес­ли она правильно подобрана педагогом с учетом возможностей ре­бенка (как физических, так и речевых), с пониманием задач каж­дого этапа работы с ним при правильном, умелом руководстве со стороны взрослого, то окажет неоценимую помощь в работе с деть­ми.

    Характер подвижной игры, ее содержание должны быть разно­образны. Это может быть сюжетная игра типа «Поезд», «Самолет», может проходить по типу игр-инсценировок («Теремок»). Возмож­но проведение подвижных бессюжетных игр, упражнений, игр с предметами (с мячом, бубном, прыгалками). Эти игры дают воз­можность отработать с ребенком наиболее простые движения (ходьба, бег, прыжки на двух ногах, ребенок учится целенаправ­ленно катать мяч, ловить, бросать сначала большой мяч, потом маленький и т. п.), и постепенно подготовить его к овладению более сложными, комбинированными движениями. Подвижные игры, нор­мализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд дру­гих коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки, совер­шенствуют просодические компоненты речи, поощряют творческую активность детей.

    Подвижные игры одновременно помогают успешному формиро­ванию речи. Они способствуют также развитию чувства ритма, гар­моничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей. Чтобы игра достигла поставленной цели, необхо­димо учитывать ее характер и время проведения. Так, например, после занятий физическим трудом (работа на участке) лучше поиграть в спокойные малоподвижные игры. Эти игры могут быть на­правлены на развитие ориентировки в пространстве, развитие вни­мания, памяти, сообразительности. После подвижных игр хорошо переключиться на умственную работу (занятия математикой, упражнения на формирование грамматических конструкций и т. п.).

    У детей с тяжелой речевой патологией недостаточно сформиро­ваны пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует оп­ределенной специфики проведения подвижных игр. Рекомендуется иногда обращаться к игровому материалу, предназначенному детям более младшей группы, адаптируя, изменяя его с учетом особеннос­тей работы логопедических групп.

    Так, прежде чем педагог предложит детям подвижную игру или упражнение с предметом, он должен заблаговременно познакомить их с элементами игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны.

    Сам воспитатель принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или час­тично справляется с заданием. Необходимо проявить терпимость к детям, которые не могут, или не понимают и, в связи с этим, непра­вильно выполняют задания старшего. Каждый ребенок должен уча­ствовать в игре, выполняя посильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выпол­нять действия вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.

    После того, как большинство детей усвоит правила игры и им будут понятны задания ведущего, их можно объединить в группы для проведения игры.

    Предлагаемые игры могут сокращаться, Дополняться по усмот­рению педагогов в зависимости от коррекционных задач каждого периода. Ниже приводится примерный перечень игр, которые можно рекомендовать воспитателю специальной группы для прогулки.

    Филичёва Т.Б. Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с нарушениями речи. Моска, «Просвещение», 1985.

    Развитие речи у детей с ОНР через использование подвижных игр

    Оксана Пилюгина
    Развитие речи у детей с ОНР через использование подвижных игр

    Сообщение за заседание ГМО учителей-логопедов и воспитателей

    «Развитие речи у детей с ОНР через использование подвижных игр »

    (возможно, кому-либо пригодится в работе)

    Правильное формирование личности ребенка – это задача не только родителей. Активное участие в ее решении должны принимать воспитатели и специалисты ДОУ.

    В 2013/14 году все дошкольные учреждения перешли на работу по новым стандартам (ФГОС). Причиной такого шага стал Приказ Минобразования и науки РФ (№ 1155, 2013 год) о необходимости внесения корректировок в работу ДО в области познавательно-речевого развития детей .

    Поэтому тему для своей презентации я выбрала не случайно, т. к. в настоящее время актуальным является следующее (слайд 2) :

    Развитие и коррекция при организации всех видов детской деятельности должны осуществляться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей :

    - Воспитатели дошкольных образовательных учреждений не в полной мере уделяют внимание подвижным играм . направленным на речевое развитие детей . имеющих общее недоразвитие речи .

    Речевое развитие дошкольников по ФГОС ДО признается «средством для овладения основами общения как частью культурного наследия нации, а также это постоянное пополнение словарного запаса, формирование грамотного, связного монологического и диалогического разговора». Речевое развитие дошкольников по ФГОС ДО (6-7 лет) формирует предпосылки для дальнейшего обучения чтению и письму. Исходя из вышесказанного образовательная область «Речевое развитие » реализует ряд задач по созданию условий к формированию предпосылок для дальнейшего обучения чтению и письму.

    Основная задача любого воспитателя - речевое развитие дошкольников по ФГОС ДО. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребенка. Полноценная реализация данной цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения малыша с людьми, которые его окружают.

    Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу представителями общества.

    Но у детей с общим недоразвитием речи существуют определенные трудности при организации своего речевого поведения, т. к. у большинства из них наблюдается очень низкий уровень словесной коммуникативной активности, а именно (Слайд 5) :

    • недостатки в грамматическом оформлении фразы и связного высказывания

    • паралингвистические средства общения

    • отсутствие инициативного высказывания

    • скованность, напряженность, пассивность, редко обращаются к педагогу и сверстникам

    • значительное смущение, страх перед собеседником.

    Успех в преодолении общего недоразвития речи во многом зависит от того, как будет построена коррекционная работа. И самым действенным методом является, конечно же, игра.

    Приглашая воспитанника на занятие, я не говорю ребенку. «Пойдем заниматься…». Я говорю. «Пойдем играть» .

    Игру принято называть спутником детства. Она - наиболее доступный для детей вид деятельности . способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Не зря во ФГОС ДО говорится, что игра – «… особое пространство развития ребенка » В игре ярко проявляются особенности речевого развития . мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, двигательная активность, развивающая потребность в общении. Игра влияет на все стороны жизни детей .

    Современные исследования в образовании показывают, что ребёнок уже в дошкольном возрасте испытывает вредное воздействие гиподинамии. По мнению психологов, маленький ребёнок — деятель. Деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие . Развитие речи тоже напрямую связано с движением. Поэтому новые федеральные государственные требования включают в себя организацию двигательной активности на занятиях.

    Эффективнее всего включать в занятия подвижные игры .

    Интересная подвижная игра повышает умственную речевую активность ребёнка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Игра-это только один из методов, и она дает хорошие результаты.

    Подвижная игра . как и любая дидактическая игра, направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения. Использование подвижной игры в занятии помогают повысить работоспособность детей . снять напряжение, способствуют переключению с одной деятельность на другую.

    Подвижные игры в занятии по развитию речи вполне можно использовать как элемент занятия . как физкультурную минутку, либо как закрепление пройденного материала.

    В игровой форме мышление протекает быстрее, и новый учебный материал усваивается прочнее, запоминается легче.

    К речевым играм относятся подвижные игры с речевым содержанием, русские народные игры, игры-хороводы, дидактические, словесные, настольно-печатные, игры-драматизации, игры- потешки с пальчиками и т. д.

    Любую подвижную игру можно адаптировать к лексической теме недели и использовать её в совместной деятельности с ребёнком.

    Таким образом, задача подвижной игры – вывести малоактивного ребенка с общим недоразвитием речи на активизацию собственной речи .

    Подвижными играми . влияющими на активизацию речи и используемые мною . являются :

    - казачьи подвижные игры

    - авторские подвижные игры . пальчиковые игры

    Игры с мячом — очень полезны для развития детей с нарушением речи . Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, помогает наладить контакт с детьми, нормализует поведение гиперактивных детей .

    Казачьи подвижные игры - вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В казачьих играх много юмора, шуток, соревновательного задора движения точны и образны. Каждая народная игра начинается считалкой, напевно-забавной певалкой, занимательными диалогами. Они прочно и быстро запоминаются детьми и проговариваются в повседневной жизни, это развивает память и речь . Народный фольклор устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет.

    Авторские подвижные игры . пальчиковые игры

    Такие игры разрабатываются и подбираются, или адаптируются к любой лексической теме на :

    • активизацию словаря по заданной теме,

    • развитие глагольного словаря ,

    • умение обобщать, классифицировать,

    • развитие лексико-грамматического строя

    • развитие связной речи ,

    • развитие коммуникативных навыков,

    развитие пространственно-временных связей

    - активизируют мелкую и общую моторику,

    - улучшают ориентировку в пространстве, внимание,

    - вырабатывают чувство ритма, силу и высоту голоса,

    - развивают умения выполнять движения под музыку.

    В нашем ДОУ схема взаимодействия специалистов по активизации речевой деятельности не до конца отлажена, рекомендации я фиксирую в тетрадях взаимодействия и только для детей логопедической группы, что не всегда имеет действенный результат.

    Поэтому в перспективе я планирую сформировать картотеки подвижных игр для всех возрастных групп.

    Прикреплённые файлы:

    Источники:
    nsportal.ru, estalsad24.edumsko.ru, raketa166.at.ua, www.maam.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное