Игры для детей с зпр

Дидактические игры, направленные на развитие внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Светлана Светикова
Дидактические игры, направленные на развитие внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Дидактические игры, направленные на развитие внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

• Игры и упражнения на развитие устойчивости внимания проводятся индивидуально или в небольшой группе детей, обязательно в игровой форме.

Оборудование: секундомеры, специальные бланки: перепутанные линии, корректурные бланки (цифровые и буквенные, вырезки из текстов. Для проведения занятий можно использовать любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др. карандаши и ручки. Для детей 6-7 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.

Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Перед началом выполнения заданий педагог психолог дает соответствующую установку, которая оптимизирует процесс работы ребенка, дает ему возможность развивать состояние внутреннего сосредоточения. Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении детьми с ЗПР письменных работ.

Корректурные упражнения с детьми с ЗПР должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев. Ребенку обязательно предлагаются домашние задания.

Инструкция: «В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы "А" (можно указать любую букву)». По мере овладения заданием правила усложняются:

меняются отыскиваемые буквы

• по-разному зачеркиваются и др.

• одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается

• на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т. п.

Все вносимые изменения должны четко отражаться в инструкции, предлагаемой в начале занятия.

На доске или на чистом листе написаны слова, в каждом из которых необходимо отыскать другое, "спрятавшееся" в нем слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога.

Ребенку предъявляется буквенный текст, в котором вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова:

В квадрате 1 в случайном порядке расположены числа. В квадрате 2 эти числа надо расставить в возрастающем порядке.

• Игры и упражнения на сосредоточенность внимания

Их целесообразно проводить в соревновательной форме. Например, группе из 3-5 человек предлагается внимательно рассмотреть предметы, которые педагог в течение одной-двух минут показывает (например, ручка, карандаш, футляр, камешки, небольшая кукла, машинка и пр.)

Затем эти предметы закрывают, и психолог предлагает детям подробно описать каждый предмет, его величину, форму, цвет и другие признаки.

Для развития сосредоточенности внимания у детей можно использовать игру «Зеркало», в которой детям предлагается вслед за ведущим повторить его действия (как отдельные движения, так и их последовательность).

В процессе коррекции необходимо использовать упражнения на концентрацию внимания не только в зрительной, но и в слуховой, осязательной и двигательной модальностях

Цель: развитие умения сосредоточить внимание на деталях.

Ход игры: Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке.

Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

• Для коррекции переключаемости внимания

широко используются игры -упражнения, имеющие в своей основе тест «Красно-черные таблицы», модифицированный К. К. Платоновым.

Задание 1. Оборудование: таблицы с черными и красными цифрами в различных расположениях.

Занятие включает три этапа

• 1 этап – рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа черного цвета от 1 до 12

• 2 рассмотреть таблицу и найти все числа красного цвета в обратном порядке

• 3 этап – необходимо поочередно искать числа черного цвета в прямом порядке, а красного – в обратном порядке.

После того как у ребенка будут удовлетворительные результаты по поиску предложенного выше количества цифр, их число можно увеличить. Задания можно модифицировать, заменив цифры буквами русского или латинского алфавита.

Задание 2. «Каждой руке – свое дело». Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение одной минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их, а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.

Задание 3. Корректурные задания с чередованием правил вычеркивания букв. Например, первые пять минут ребенок вычеркивает букву «С», следующие пять минут – «3», затем поочередно вычеркивает букву «С» вертикальной линией, а «3» – горизонтальной, еще через пять минут – наоборот.

Задание 4. «Заметь все». Раскладывают в ряд 7-10 предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборном полотне, которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки, которые они запомнили.

Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8-10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали. Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 секунд. Предложить детям определить, какие предметы переложены.

Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший располагать предметы не в ряд, а, например, один на другом, с тем, чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т. п.).

Задание 5. «Ищи безостановочно». В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.

Ход игры: По сигналу педагога "Штиль" все дети в классе "замирают". По сигналу "Волны" дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т. д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами, садятся и т. д. По сигналу учителя "Шторм" характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают

• Игры, способствующие развитию распределения внимания

Игра 1. Ребенку предлагается чтение небольшого предложения. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Ребенок должен запомнить текст и сосчитать количество ударов.

Игра 2. Ребенку предлагают вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в это же время ставят детскую пластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании, и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки.

Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т. е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки, поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент, выбывают из игры.

Игра подходит ученикам младших и средних классов, которые уже умеют делить числа.

Несколько учеников (5-7) выстраиваются в линейку и должны поочередно называть целые числа в порядке возрастания, начиная с единицы. Правило: нельзя называть числа, содержащие цифру 3 или кратные числу 3. Вместо этого участник должен сказать "Ай да я!" (другой вариант – молча хлопнуть в ладоши). Если ученик ошибся – он выбывает, и игра начинается с начала, пока не останется победитель.

• Игры на увеличение объема внимания

"Сделай, как я!" (со спичками)

Цель: увеличить объем внимания (результат достигается путем многократного повторения вариантов игры).

Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.

Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.

Цель игры: развитие объема внимания, координации движений, памяти.

Оборудование: кирпичики одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми, или счетные палочки, или набор для игры "Танграм", "Вьетнамская игра" и т. д.

Ход игры: ведущий предлагает детям: "Давайте мы с вами сегодня "превратимся" в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят". Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны возможно точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).

Огромная роль в коррекционной работе отводится дидактическим играм.

Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность ребенка что она будет способствовать формированию у него умения реншать не только доступные практические задачи, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно - образном и словесном плане.

Таким образом, по результатам проделанной работы можно сделать вывод, что использование дидактических игр, направленных на развитие внимания детей дошкольного возраста с ЗПР, способствует развитию всей личности ребенка.

1. Зарин А. П. Нефедова Ю. В. Дидактические игры с предметами и материалами для дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии. Учебное пособие. – СПб. РГПУ им. А. И. Герцена, 2011.

2. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. – М. Просвещение, 1982.

3. Тихомирова Л. Ф. Познавательные способности. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000.

4. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. М. 1976.

Публикации по теме:

Методические рекомендации проведения занятий по игротренингу Коржавина Марина Игоревна, воспитатель ГБДОУ №93, Фрунзенского района, Санкт-Петербурга Методические рекомендации проведения занятий по.

«Весна! Давайте посчитаем». Игра для формирования элементарных математических представлений у дошкольников ВЕСНА: ДАВАЙТЕ ПОСЧИТАЕМ (Рекомендации для занятий с детьми 6-7 лет) Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Овладение.

Игры для детей с зпр

Дошкольное детство малыша это время его интенсивного роста, период активного развития психических процессов, которые помогают ребенку полноценно развиваться, изучая окружающий мир. Но, к сожалению, не у всех детишек психическое развитие проходит с одинаковой интенсивностью, и у некоторых малышей может наблюдаться задержка психического развития. Это может быть задержка речевого развития, задержка развития памяти, мышления, внимания, аналитической деятельности, а также целенаправленной деятельности.

Чтобы справиться с этими проблемами в раннем детском возрасте, с малышами нужно играть в игры для детей с ЗПР. У таких детишек игровая мотивация выражена слабо, малыши часто не хотят играть или не могут поддержать игру, предложенную взрослыми. Чаще, находясь в песочнице, малыши могут играть рядом, но не вместе, ведь они не могут договариваться и действовать согласованно по определенным правилам или сюжету. Чаще у детишек с задержкой психического развития ярко выражена деятельность с предметами, когда ребенок открывает крышку и сразу закрывает, набирает лопаткой песок и высыпает, баз какого-либо игрового замысла. Малыш просто повторяет запомнившиеся действия старших, но при этом не выстраивает сюжет игры.

Нужно научить ребенка с ЗПР играть в игры, нужно дать малышу представление об игре. Если это дидактические игры. при которых перечисляются действия в какой-либо профессии, то чтобы заинтересовать малыша, стоит провести его на экскурсию в магазин, почту или кабинет врача. Совместно с ребенком нужно составлять план игры, распределять роли каждого в игре, выбирая кто будет продавцом а кто покупателем, кто врачом, а кто пациентом. Кроме того, нужно просить малыша помочь взрослому подобрать необходимые предметы для игры и выбрать действия. Также стоит показывать тематические картинки, по теме игры и лишь затем, беседуя с малышом, приглашать его в игру, показывая ребенку последовательность действий и прося его отгадать действие. Также можно попросить ребенка продолжить данное действие. Родители должны показывать малышу игры с 3 и 4 предметами. Причем все действия нужно проговаривать. На речь нужно обращать особое внимание, прося малыша делать также.

Игры для детей с ЗПР очень хорошо помогают развитию речи ребенка. Взрослые должны придумать сказку или историю, по какому-либо предмету ,показывая малышу картинки не более 3-5 штук, или по игрушке. Во время рассказа можно задавать малышу наводящие вопросы, интересоваться, чтобы могло произойти в дальнейшем.

Отлично помогают бороться с задержкой психического развития сценки-диалоги с помощью игрушек или кукол. Эти игры, в которых участвует как взрослый, так и ребенок, очень помогают развивать воображение и абстрактное мышление.

Помогают развитию малыша и обыкновенные кубики, из которых малыш может научиться строить как башни, так и любые другие здания. Играя с ребенком, стоит постоянно общаться с ним, спрашивать его мнение, какого цвета будут кубики у основания и какого сверху. Показывайте ребенку картинку с различными зданиями и просите его построить подобие их из кубиков. После завершения игры стоит дать оценку вашей работе вместе с ребенком. По аналогичному принципу строятся такие игры для детей с ЗПР как лепка или рисование.

Более сложны, но не менее полезны для детишек с ЗПР театрализованные игры, ведь малыш, играя определенную роль, сможет проявлять творческую инициативу, регулировать свое поведение, а также развить свой творческий и духовный потенциал.

Играя со своим ребенком в игры для детей с ЗПР вы поможете ему осваивать и познавать окружающий мир, учиться адаптироваться в нем.

Использование игр для развития детей с ЗПР

Рассмотрим игры на развитие внимания и памяти младших школьников с ЗПР.

Игры на развитие внимания.

Цель: развитие произвольного внимания.

Инструкция: На стол ставится три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?

«Выкладывание из палочек»

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

Инструкция: Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек.

Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и

т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (при выкладывании будь внимателен. Приступай к работе».

3. «Корова Маня и ее хозяйка»

Цель: развитие устойчивости внимания.

Инструкция: В лабиринте ребенок должен пройти извилистую

линию, проводя по ней пальцем или оборотной стороной карандаша, найти

короткий путь, по которому могла бы двигаться хозяйка к своей корове

Мане. «Посмотри внимательно на этот рисунок. На нем изображен

лабиринт, по которому необходимо найти короткий путь. Однажды корова

Маня заблудилась — забрела в глухой лес и не знала, как вернуться домой.

Она проголодалась и начала искать сочную и вкусную травку. По какой

тропинке должна двигаться хозяйка, чтобы как можно быстрее встретить

Игры на развитие памяти:

Цель: развитие зрительной памяти (кратковременную и долговременную).

Инструкция: Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет(время показа 1-2секунды). А теперь назовите предметы которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.

«Угадай, что я загадал?»

Цель: развитие образной памяти.

Инструкция: Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.

Цель: развитие слуховой памяти.

Инструкция: Я назову несколько слов, а вы их запомните: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван….

Попросить повторить через 15-20 секунд. Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например:

- мальчик устал - папа читает

- девочка плачет - мама готовит

Если у ребенка постарше появляются трудности в повторении слов фразы, которые ему называют, дайте ему лист бумаги и карандаш и предложите схематически сделать рисунок, который поможет в запоминании.

Данные игры, направлены на развитие внимания и памяти у младших школьников с ЗПР, может использовать как учитель начальных классов КРО, так и родители этих детей дома.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Развивающие игры для детей с ЗПР

Развивающие игры для детей с ЗПР приобретают в последнее время всё большую и большую популярность, так как позволяют малышам осваивать в игровой форме те вещи, которые в обычной жизни для них слишком сложны. Поскольку дети с ЗПР еще до школы должны научиться как можно большему количеству вещей и получить большой пласт хотя бы основных знаний, самым оптимальным учителем для них будет именно хорошая игра. Познавать окружающий мир и начать полноценно развиваться можно только с помощью современных игр соответствующей направленности и тематики.

У ребенка может быть задержка развития памяти или речи, задержка развития внимания или аналитики, а также задержки развития в целенаправленной деятельности — в любом случае вы сможете подобрать в крупных игровых каталогах именно то, что подойдет ему больше всего. Привлечь своего ребенка к играм будет нелегко, так как мотивация в этом плане у таких детей бывает выражена очень слабо. Но найти что-то действительно увлекательное можно без проблем — слишком богат и обширен сейчас соответствующий ассортимент.

Развивающие игры для детей с ЗПР — с чего можно начинать?

Игры для детей с зпр

Для того, чтобы заинтересовать ребенка с ЗПР, нужно найти для него соответствующие игры. В магазинах сейчас предлагают неплохой ассортимент самых разных игр, направленных специально на тех детей, которые имеют задержки в развитии в той или иной сферах. Покупать какую-то универсальную игру для ребенка с ЗПР не нужно, так как она будет мало ему интересна. Нужно подбирать что-то такое, что будет актуально именно в вашем конкретном случае.

После этого, ребенка нужно ознакомить с игрой, дать ему о ней максимально полное представление. Если у него есть задержка по одному из каналов, то нужно донести до него информацию об игре по другим каналам, где развитие и восприятие хороши.

Читайте также: Какие бывают развивающие игрушки для детей 5 лет

Вместе с ребенком вы должны составить план игры и он рано или поздно должен понять, в чем тот заключается. Иногда, выбирая игры в магазине, разумно делать это вместе с малышом, так как обилие вокруг него разноцветных, ярких и разнообразных игр может его заинтересовать даже больше, чем какая-то конкретная игра, которую вы принесли для него персонально домой.

Начинать игру можно самому, постепенно втягивая в неё своего ребенка. Нужно стимулировать его на подсказки взрослому играющему человеку — именно так ребенок с ЗПР сможет втянуться в процесс и увлечься им в полной мере.

Подыскивая правильную игру, можно постараться найти по ней еще какую-то информацию. Это могут быть какие-то мультики, картинки, интересные детские фильмы. Словом, любые яркие образы, которые в состоянии воспринять и запомнить любой малыш, даже с ЗПР. Начиная играть в такую игру, вы можете показать ребенку тематические карточки, включить мультик. На основе всей этой яркой и запоминающейся информации вы сможете привлечь его внимание и сделать так, чтобы он начал играть. Следовательно, вы добьетесь успеха в своем планировании, а ребенок будет постепенно развиваться и преодолевать свой синдром в задержке развития самым наилучшим, легким и комфортным образом.

Какие игры для детей с ЗПР признаны оптимальными?

Игры для детей с зпр

Наиболее оптимальными развивающими играми для детей с ЗПР признаны те проекты, которые хорошо помогают развитию речи ребенка. Это наиболее качественно проработанные и грамотно сконструированные проекты, которые будут учить вашего ребенка речи максимально ненавязчиво, комфортно и с большим успехом. Это наиболее простые игры, которые состоят всего из нескольких картинок. Как правило, в комплекте есть всего три или пять картинок, или же такое же количество игрушек. Ведя с ребенком игровой разговор, вы должны обращать его внимание на ту или иную игрушку, чтобы у него формировалось инстинктивное понимание того, что от него требуют. Таким образом, ребенок за одну игру сможет изучить несколько новых слов. При этом, степень его ЗПР в этом плане будет не очень важна, так как развитие будет происходить в любом случае. Всего через месяц после начала своих игр, вы увидите потрясающий прогресс — даже сильно отстающий от своих сверстников ребенок, постепенно будет наверстывать их уровень и в итоге сможет даже в чем-то их превзойти. Самое главное в этом деле — планомерность, регулярность и терпение. И тогда ваш малыш ответит на это потрясающим пониманием, большой работоспособностью и станет уникальным ребенком. Преодолеть ЗПР можно достаточно просто — повышенное внимание и ласковое обращение сделают вас для ребенка самым главным в его жизни, а значит игры с вами он будет воспринимать как нечто особенное и очень важное. Следовательно, он неосознанно будет вбирать в себя необходимые знания, постепенно хорошо развиваясь в той сфере, в которой у него было намечено отставание. Более подробную информацию по играм для детей с ЗПР спрашивайте у врача.

Читайте также

  • Игры для детей с зпр Что такое интерактивная игрушка Малыш Панда
  • Игры для детей с зпр Игрушечная парковка для машин – поместится весь автопарк!
  • Игры для детей с зпр Какие бывают развивающие игры для годовалого ребенка
  • Игры для детей с зпр Какие игрушки для 8 месячного малыша будут самыми подходящими
  • Игры для детей с зпр Развивающие игры для детей — Умизуми и подобные
  • Игры для детей с зпр Теремок — развивающие игры для детей: большой каталог
  • Читайте также: Какие бывают развивающие игрушки для детей от 3 лет

    Источники:
    www.maam.ru, www.ja-zdorov.ru, infourok.ru, mamasrebenkom.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное