Как помочь выучить буквы ребенку
Как ребенку помочь выучить алфавит: эффективные советы
1 февраля. Александра Бондарева
Обычно дети уже с полуторагодовалового возраста начинают активно интересоваться книгами. Им нравится раскрывать книгу и листать в ней странички, рассматривать картинки, показывать знакомых персонажей.
Именно в это время можно начинать понемногу изучать буквы с малышом, хотя не стоит ждать, что в этом возрасте малыш будет сразу быстро запоминать алфавит.
Как легко выучить буквы
Лучше всего малыши запоминают алфавит через игру, поэтому подключай фантазию и начинай играть! Помогут тебе в этом наглядные пособия: красочные азбуки, кубики с буквами, настенная говорящая азбука и буквы, сделанные из подручных материалов самостоятельно.
Играем в кубики:
Занимаемся творчеством:
Играем в ассоциации:
Развиваем моторику:
Закрепляем знания:
Вариантов, как выучить с ребенком буквы – великое множество. Каждый раз при занятиях с ребенком можно придумывать что-либо новое, чтобы малыш не скучал во время занятий. Если у тебя есть свой вариант «игры в буквы», обязательно поделись своим опытом с нами.
Рекомендации
Занятия по изучению алфавита должны вызывать у ребенка лишь позитивные эмоции. Прояви терпение, фантазию и креативность и ты получишь положительный эффект: грамотную речь, большой словарный запас, интерес к чтению и любовь к знаниям у своего ребенка.
Как помочь ребенку выучить буквы
Для того чтобы научиться читать, для начала необходимо выучить буквы. Если кроха не знает букв, то чтение невозможно. Чтобы избежать негативных последствий неправильного обучения, необходимо учить ребенка буквам, учитывая некоторые правила.
1. Необходимо учить буквы в игре. В дошкольном возрасте главный метод познания мира - игра, благодаря которой ребенок надежно усваивает информацию, так как такой метод познания у ребенка вызывает интерес и прививает любовь к чтению. Именно поэтому необходимо делать первые шаги к чтению через разные игры с буквами. Можно придумать интересные истории про буквы, и рассказать их ребенку.
Если игры и истории будут увлекательными, забавными и интересными, то каждый день можно этому мероприятию уделять минут 10-15, ребенку должны понравиться такие занятия. Надо понемногу привлекать кроху к участию в таких играх. Можно попросить ребенка нарисовать буквы, назвать их и т.д. Можно просить его назвать буквы, которые он знает, на вывесках, афишах и т.д.
Необходимо играть с ребенком в буквы только столько времени, сколько ему это интересно. Если вы увидите, что вашему чаду надоели эти занятия, необходимо прекратить.
2. Можно познакомить ребенка с буквами с помощью карточек, на которых будет написана определенная буква, а также можно использовать буквы-магниты, кубики, книги и т.д.
3. Во время знакомства ребенка с буквами, необходимо называть ее звук. С гласными буквами все легко, они как пишутся, так и произносятся. Что касается согласных букв, то необходимо их показывать и называть звук, их обозначающий. К примеру, если показываете букву «П» то необходимо говорить не «пэ», а «п» если букву «Д», то не «дэ», «д» и т.д. Такое упражнение малышу поможет в будущем соединять правильно звуки в слова. Необходимо придерживаться этого правила, иначе у ребенка могут появиться проблемы с правильным чтением.
4. Не стоит сразу учить все буквы алфавита. Желательно сначала выучить с малышом несколько букв, а потом попробовать сложить из них слоги и короткие слова. К примеру, когда выучите буквы «м,а,у,», можно будет уже складывать их в слова «мама», «му», «ам» и т.д. Когда выучите еще какие-то буквы, можно будет учить новые слова с их применением. Изучение букв, а потом использование их на практике позволит малышу прочно усвоить свои знания, а также вызовет ощущение успеха. Ведь ребенок выучил лишь 3-5 букв, а уже может сложить их во многие слова. И кроха с большим интересом приступит к знакомству с новыми буквами.
5. Желательно начать читать со слогов, которые состоят из двух гласных букв: «иа» (говорит ослик), «уа» (плачет ребенок), «ау» (кричат в лесу) и т.д. Потом можно переходить к чтению закрытых слогов, таких как «ам», «ом» и т.д. Малыш будет протяжно говорить гласную, а потом будет добавлять к ней согласную букву. Когда он освоит такие слоги, необходимо будет переходить к чтению открытых слогов: «ма», «па» и тд.
6. Надо постоянно контролировать, малыш читает слова осмысленно или нет. К примеру, если ребенок прочитал слово «стол», то надо поинтересоваться у него, о чем он прочитал. Можно попросить его нарисовать этот предмет, либо показать его. Если кроха не сопоставляет графическое значение этого слова с его смысловым обозначением, то надо попросить его прочитать это слово снова. Важно показать ребенку, что все слова что-то обозначают. Можно рассказать малышу историю о том, что слово – это своего рода загадка, которая за собой прячет предмет. Задание крохи – найти ответ на эту загадку.
7. Учить буквы необходимо только лишь при хорошем расположении духа. Надо всегда хвалить малыша за его успехи. Ни в коем случае нельзя заставлять насильно читать.
8. Касательно возраста, с которого надо начинать ребенка учить читать, здесь нет однозначного ответа. Одни детки прекрасно осваивают чтение уже с трехлетнего возраста, а другие могут начать читать только с шести лет. Главное, на что необходимо обратить внимание для начала изучения букв и обучения чтению – устная речь малыша. Она должна иметь достаточно богатый запас слов и быть без дефектов.
Как помочь ребенку выучить буквы?
Как начать обучение ребенка чтению и правила обучения мы с Вами рассмотрели в статьях « НАУЧИТЬ ЧИТАТЬ ОБЯЗАННОСТИ ШКОЛЫ ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ?» и «Правила обучения грамоте». Сегодня мы поговорим, как же родителям помочь ребенку не только знать названия букв, но и запомнить их начертание.
Маленькому ребенку легче запомнить и воспроизвести начертание букв, но не на бумаге, а на песке, земле, снегу, на столе. Ребенок еще не совсем умело пользуется карандашом, неправильно его берет и держит в руке.
Обучение нужно начинать с создания у ребенка моторного образа буквы.
Лучше всего начинать учить буквы с ребенком не на бумаге, а например, на земле, где легко рисовать палочкой, на снегу можно протоптать дорожку букву Г, потом ее тут превратить в П.
Ребенку интересны эти эксперименты, он наглядно видит создание и превращение буквы. Ему сейчас легче использовать более грубые и более развитые движения всей руки, всего тела ребенка, а не мелкие движения пальцев рук.
Таким образом, при таком обучении у ребенка сложится моторный образ буквы, пусть даже если он и вначале просто обводит ваши нарисованные буквы.
Этим лучше всего заниматься во время прогулки, отдыха на природе.
А теперь чем же заниматься с ним дома?
Дома возьмите большой лист бумаги и нарисуйте БОЛЬШУЮ ПЕЧАТНУЮ букву, затем возьмите пальчик вашего малыша и обведите им букву, затем попросите, чтобы ребенок это сделал самостоятельно.
Это и будет первое знакомство с буквами.
Начинайте знакомство с новой буквой именно так.
Можно поучить ребенка выкладывать буквы с помощью продуктов питания: сосисок, огурцов и т.д.
Кроме того, можно самой посмотреть рецепты с фото. Там очень большой выбор вкуснейших блюд, причем в приготовлении Вам может помогать Ваш малыш, очень вкусно пальчики оближешь!
Не торопитесь переходить на следующий этап, Вы должны быть уверены, что ребенок понимает ваши задания, и действительно обводя букву, запоминает ее. Поиграйте с ним подольше на этом этапе, пусть раскрасит вашу букву, напишет свою.
Если вы видите, что ребенок легко справляется с этим заданием, то можно переходить к следующему этапу.
На новом этапе знакомства Вам нужно нарисовать печатную букву, но размером поменьше, но не маленькую, примерно четверть альбомного листа.
Затем вложите карандаш или ручку в детские пальчики и вместе с ним обведите эту букву, т.е. ваши движения должны быть совместными.
После когда ребенок начнет не только понимать, что вы от него хотите, но и сам будет стараться обрисовать букву, разрешите ему сделать это самостоятельно.
Когда следует начинать показывать буквы?
Когда вы начинаете учить ребенка выделять звуки в словах, можно начинать показывать буквы.
См. статью «Правила обучения грамоте», там я рассказывала, как это сделать.
С каких букв начать обучение?
Начинайте всегда с согласных, но с тех, которые ваш ребенок легко произносит и правильно выговаривает.
Кроме этого первыми надо вводить те согласные буквы, которые часто встречаются в нашей речи (М, Н, С, П, Г). Вводите буквы простые по начертанию – Л, П, Г.
НЕ начинайте с Ц или Щ( они редко встречаются в нашей речи), введите позже такие буквы, как Д, Ж, З – они сложны для начертания.
Не вводите вместе буквы, которые резко отличаются друг от друга графически – Н, С, П, К.
Не вводите подряд Б и В, Г и Т, Р и Ф – их легко спутать.
Чтобы ребенок мог узнать в букве заместителя звуков, нужно включать выученные буквы в звуковые игры, здесь же вводя и новые буквы.
В следующей статье мы с Вами рассмотрим звуковые игры на закрепление полученных знаний.
Жду ваших комментариев!
С этим читают так же:
Как помочь ребенку запомнить буквы
Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы.
Вашему вниманию предоставляются несколько рекомендаций, которые помогут ребенку запомнить буквы и легко перейти к чтению слогов. А также игры, в которые можно поиграть с ребенком дома.
Консультация для родителей
«Как помочь ребенку запомнить буквы»
Как хорошо уметь читать! Умение читать начинается с изучения букв и звуков. Но как помочь ребенку запомнить их?
На первоначальном этапе запоминания букв лучше не углубляться в понятия «звук- буква». Нужно говорить о буквах, произнося их звуками. не «бэ», а «б», не «эр», а «р». При этом произносить их быстро и кратко. Так ребенок быстрее овладеет навыком слияния звуков (букв) в слоги.
При изучении букв не нужно использовать азбуки, в которых буква подкреплена только одной картинкой, так как при узнавании буквы ребенок сначала вспоминает картинку, а потом уже название буквы, а иногда и только картинку.
Придумывая с ребенком слова с заданного звука, называйте несколько слов, а не одно, чтобы буква не ассоциировалась у него с каким-либо определенным предметом.
Тренироваться выделять первый звук в слове лучше начинать со слов, где гласные «а», «о», «у», «э» в начале и под ударением (Аист, Ослик, Утка, Эхо и так далее), после можно попробовать выделять согласные, не участвующие в слоге-слиянии (к-рот. т-рактор и т. п.).
Игры, способствующие запоминанию букв
1. Игра «Покажи букву»
Изобразить заданные буквы с помощью пальчиков, ладошек и всего тела.
Выложить букву из любого материала: шнурков, ленточек проволоки, счетных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек, камушков, карандашей. лапши, конфет, сушек. А еще можно слепить из пластилина, соленого теста, и нарисовать пальчиком и гуашью по бумаге или по крупе, рассыпанной на подносе тонким слоем.
2. Игра «Найди и назови букву»
Из картона вырезать буквы. Картонные буквы прикрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребенка, где вы с ним занимаетесь. Принцип прикрепления таков: с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется. Например: «шкаф» - «ш», «стол» - «с», «тумба» - «т», и так далее. Можно некоторые буквы оставить мамы, папы, брата. Например: «Алла» - «А», мама, «Коля» - «К», папа, нарисовать портреты родственников к этим буквам.
Очень полезно находить в окружающей обстановке предметы. похожие на буквы, а также дорисовывать буквы, «превращая» их. Буква «с» похожа на месяц, «о»- на обруч, «п» -на ворота.
Можно находить знакомые буквы в вывесках на улице, в книгах с крупным шрифтом.
3. Игра «Архитектор»
Приготовить карточки из бумаги и на каждой карандашом нарисовать контур буквы, а ребенок пусть ее раскрасит. Каждую карточку разрезать на 2-4 части и перемешать, а ребенка попросить сложить букву и назвать ее.
4. Игра «Дорисуй букву»
Для каждой буквы создается образ. Например, букве «а» дорисуем трубу, двери, окно - получится «дом». Буквы должны быть крупные.
5. Игра «Узнай букву»
Ребенок должен узнать и обвести буквы, написанные точками.
6. Игра «Что неправильно»
Ребенок находит буквы в ряду, которые написаны неправильно.
7. Игра «Найди и подчеркни»
Предложите ребенку найти и подчеркнуть( обвести кружком) определенную букву в тексте. Можно использовать для этой игры ненужные газеты, рекламные листы. Шрифт должен быть крупным .
8. Игра «Алфавитный дартс»
Повесить на стену плакат – азбуку. Бросая небольшой мячик в определенную букву, назвать ее.
9. Игра «Магнитная азбука»
Прикрепить ее можно, например, на холодильнике и выполнить такие упражнения: «Угадай, какая буква», «Какой буквы не стало?», «Какая буква лишняя?», «С какой буквы начинается слово….»
10. Обучающие компьютерные программы. мультфильмы, песни, стихи о буквах, яркие книги-азбуки, раскраски также помогают запоминать буквы .
Ольховская Ольга Ивановна,
учитель-логопед, МБДОУ Детский сад № 66 ,
Кемеровская обл. г. Прокопьевск
Источники:
Следующие:
Комментариев пока нет!
Поделитесь своим мнением