Нарушение речи у детей это

Нарушение речи у детей. Нарушение речи: причины

Степень овладения речевыми навыками - это один из основных признаков уровня общего развития у ребенка. Правильно развивающиеся дети отличаются и способностью к овладению родным языком, так как именно это является самым важным средством коммуникации.Нарушение речи у детей это

Кстати, нарушение развития речи не может не сказаться в дальнейшем на общем развитии ребенка. Речь человека относится к высшим психическим функциям - ее обеспечивает головной мозг. Любые расстройства в его деятельности могут повлечь за собой проблемы в осваивании речевых навыков. Как именно это происходит, мы рассмотрим далее в статье.

Нарушение речи: причины возникновения патологии

Сразу стоит отметить, что, говоря о нарушениях речи, мы подразумеваем детей с сохраненным интеллектом и нормальным слухом.

А причины, вызывающие нарушение речи у детей, специалисты делят на две основные группы: органические и функциональные.

К числу первых относят повреждения тех участков мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи, а также расстройство структур, управляющих артикуляцией.

Функциональные нарушения - это проблемы с работой речевого аппарата (недостаточная подвижность губ и языка, неправильный прикус, короткая уздечка, расщелина верхнего неба и т. п.).

Как формируются вызывающие нарушение речи причины

Для того чтобы разобраться, как именно разные патологии влияют на способность человека к общению, в данном случае к речи, стоит рассмотреть этот процесс подробнее.

Процесс оформления мысли в произносимые слова проходит несколько этапов. На первом - фраза формируется в головном мозге, в его доминантном полушарии (а именно - в височной доле). Затем к этому процессу подключаются центры, которые отвечают за произвольные движения, и возбуждение передается по нервным волокнам на мышцы гортани, глотки, языка, губ и т. д. Эти мышцы, а также поток воздуха из верхних дыхательных путей и формируют произносимую речь.

В результате разных патологий на каждом из перечисленных этапов может возникнуть так называемая поломка, соответственно, в зависимости от нее, и нарушение устной речи будет проявляться по-разному.Нарушение речи у детей это

Что приводит к проблемам с развитием речи у детей

Возникновению патологий, вызывающих нарушения речи, предшествуют различные проблемы.

Это могут быть родовые травмы или асфиксия у новорожденного, которая вызывает кислородное голодание и, как следствие, осложнения со стороны ЦНС. Немаловажную роль играют и наследственные факторы, так как детям могут передаваться от родителей расстройства функционирования речевых зон мозга.

На нарушение развития речи у детей могут повлиять и патологические процессы во время беременности у матери: токсикоз, гестоз, анемия, неправильное предлежание плода, инфекционные заболевания беременной и т. п. Не меньшее влияние могут оказать и болезни, которые малыш перенес в первый год жизни.

Но не только недуги могут оказать влияние на речь ребенка. Неподходящие для нормального развития условия жизни также оказывают свое негативное воздействие. Если ребенок не получает должного внимания со стороны родителей, живет в неблагополучной семье, то, скорее всего, формирование речевых навыков у него будет проходить с большими трудностями.Нарушение речи у детей это

Некоторые виды нарушения речи: мутизм и алалия

Как уже упоминалось выше, нарушения речи могут возникать по разным причинам. Так, полное отсутствие речи, определяемое в медицине как мутизм, как правило, вызывается поражениями некоторых структур мозга, психическими заболеваниями или эпилепсией.

При недоразвитии коры головного мозга или тяжелой эпилепсии у ребенка могут возникнуть проблемы формирования речевой функции. Данное нарушение речи в медицине называется алалией и подразделяется, в свою очередь, на сенсорную и моторную формы.

В первом случае у ребенка возникают проблемы с пониманием чужой речи, для него сказанное звучит так, как если бы вокруг говорили на иностранном языке. А моторная алалия характеризуется тем, что дети не в состоянии усвоить звуки и слова родного языка или грамматические конструкции.

Как проявляется дизартрия

Еще один вид нарушения речи - дизартрия. Она возникает в результате определенных патологий в ЦНС, а именно - при расстройстве процесса иннервации речевого аппарата.

Дети с данным диагнозом нечетко произносят звуки, их речь звучит смазанно, слова произносятся или очень тихим, или неестественно резким голосом. Кроме того, в процессе произношения у таких деток заметно нарушение ритма дыхания, от чего речь теряет плавность. Кстати, медики обратили внимание на то, что дети с дизартрией, как правило, неловки и имеют нарушения мелкой моторики.Нарушение речи у детей это

Существует также и стертая форма дизартрии - нарушение речи, которое довольно трудно диагностировать, так как чаще всего ребенок, страдающий им, ничем не отличается от сверстников, а его тихую и слишком медленную манеру говорить взрослые относят к особенностям характера, например, к застенчивости. Но опытный специалист заметит, что такие детки не только тихо и неразборчиво говорят, но и плохо едят, особенно продукты, требующие усилий при жевании. Дело в том, что у больных с дизартрией расстроен и этот процесс.

Особенности проявления дислалии

Самое частое нарушение речи у детей - это дислалия - проблемы с воспроизведением звуков. В просторечье данную патологию называют косноязычием. Как правило, дети с названной проблемой не могут произносить некоторые согласные звуки. Иногда это касается лишь одного какого-то звука, а иногда и практически всех.

В современной медицине такие нарушения разделяют в зависимости от того, какой именно звук не поддается правильному произношению. Например, трудности со звуком р - это ротацизм, а проблемы с произношением с и других шипящих и свистящих - сигмаизм. Термином же тетизм называют нарушения произношения всех согласных звуков или их сочетаний, кроме т.Нарушение речи у детей это

Что такое заикание

Сбои в темпе и ритме речи, вызванные судорогами или спазмами в разных отделах речевого аппарата, в медицине определяются как заикание. Ребенок с данной патологией с трудом может произносить слова, он делает вынужденные паузы в процессе речи и повторяет один и тот же звук или слог.

Чаще всего заикание возникает в период от двух до пяти лет. В это время нужно быть особенно внимательными к детям. Если нормально говоривший малыш вдруг замолкает и несколько дней упорно избегает речевого общения, то его обязательно следует показать врачу, так как данное состояние может оказаться первым признаком заикания.

К причинам, вызывающим данное нарушение речи, чаще всего относят разовый испуг или же длительное нахождение ребенка в обстановке, травмирующей психику.

Некоторые виды заикания относятся к тяжелым речевым нарушениям, особенно в случае если данный дефект не позволяет ребенку обучаться в общеобразовательной школе. Как правило, речь идет о сочетании заикания с общим недоразвитием речи.Нарушение речи у детей это

Что делать, если у ребенка обнаруживается отставание в развитии речи

К трехлетнему возрасту ребенок, как правило, уже умеет строить предложения. Если же этого не происходит, а также в случае, когда шестилетний малыш не произносит всех звуков, следует обратиться к специалисту. Ждать и надеяться, что нарушение речи само придет в норму, не стоит.

Заметив какие-либо из упомянутых проблем у ребенка, понаблюдайте за ним. Как он играет с другими детьми, стремится ли к общению? Хорошо ли понимает речь, обращенную к нему, если она не поддерживается жестами? Хороший ли слух у ребенка?

Результаты своих наблюдений обязательно изложите специалисту, так как устранение речевых проблем потребует комплексного подхода и взаимодействия педиатра, логопеда, психолога и педагога.

Если же нарушение речи у дошкольников вовремя не откорректировать, то в период обучения в школе проблемы будут лишь множиться. На фоне указанной патологии у младших школьников может развиться дислексия (трудности с овладением процессом чтения) или же так называемое письменное косноязычие - дисграфия.

Как развивается неспособность к письму

Под дисграфией подразумевается замена, пропуск или искажение букв, которые не связаны с усвоением орфографических правил. Для осваивания навыков письма требуется совместное слаженное функционирование определенных структур головного мозга, и возникновение проблем хоть в какой-то из них сказывается на результате.

Нарушение письменной речи проявляется, в основном, на фоне проблем с восприятием произносимых звуков. А такие расстройства фонематического слуха, как правило, часто встречаются у детей с речевыми трудностями.

В некоторых случаях в основе развития дисграфии лежит неправильное произношение звуков, которое и отображается на письме (ребенок, проговаривая слово при написании, пишет так, как говорит).

Нарушение речи у детей это

Профилактика нарушений речи

Для того чтобы предохранить ребенка от возникновения проблем с основным коммуникативным навыком, а также предупредить в дальнейшем нарушение письменной речи и навыков чтения, родителям следует обеспечить ему здоровую речевую среду с самого рождения.

С малышом не стоит говорить, коверкая слова, подделываясь по детский лепет. Этим вы лишаете ребенка образца правильной речи. Мешает формированию правильного звукопроизношения и продолжительное сосание пустышки или пальца.

Читайте ребенку, рассказывайте сказки, стихи, беседуйте с ним - всем этим вы помогаете сформировать его речевые навыки. Внимательно выслушивая ребенка, вы научите его связно высказываться, правильно оформлять смысловые конструкции, расширите его словарный запас.

Старайтесь отвечать на все вопросы ребенка, не тормозите его познавательную активность, станьте ему другом и помощником в овладении таким сложным процессом - устной речью.

Добавить комментарий

Нарушение речи у ребенка

Вряд ли кто-то когда-то встречал детей, которые, только начав говорить, сразу же стали делать это исключительно правильно. Конечно, в совсем нежном возрасте не избежать смешного коверкания или невыговаривания слов, и это нормально – его речевой аппарат только формируется. Но к 5-6 годам нормально развивающийся ребёнок должен уже отвыкнуть от подобной практики и верно произносить все звуки. Если же этого не произошло, вполне возможно, что у него какое-либо расстройство речи.

Дети с нарушением речи по интеллектуальному развитию не отстают от своих сверстников. Всё в порядке у них и со слухом. Однако у них наблюдаются отклонения в развитии речи. Такие расстройства бывают весьма разнообразными. Что касается степеней тяжести, то их можно выделить две:

  • нарушения первой степени тяжести позволяют ребёнку учиться в обычной школе (или посещать обычные садики, во многих из которых, впрочем, есть логопедические группы)
  • расстройства второй степени требуют того, чтобы обучение детей с нарушением речи велось в специализированном учебном заведении.
  • Причины нарушения речи у детей

    Речь состоит из двух факторов:

  • Восприятие звуков. Эту функцию контролирует расположенный в слуховой коре височной доли центр Вернике.
  • Воспроизведение звуков. За это отвечает центр Брока, находящийся в нижних отделах лобной доли.
  • Прежде чем мы перейдём к конкретным разновидностям речевых нарушений, каждая из которых может иметь свои предпосылки, рассмотрим общие возможные причины их возникновения:

  • плохая экология
  • влияние различных факторов ещё во время нахождения плода в утробе матери, а также во время родов: инфекции, асфиксия, интоксикация, родовые травмы и т.д.
  • черепно-мозговые травмы
  • вирусы, инфекции, менингоэнцефалиты и прочие заболевания, которым ребёнок был подвержен в первые годы своей жизни
  • общее ослабление детского здоровья
  • социальные и бытовые факторы
  • наследственные дефекты речевого аппарата (например, заячья губа)
  • снижение общей языковой культуры
  • Воспитание детей с нарушением речи подразумевает верный педагогический подход. Ребёнок ни в коем случае не должен считать себя неполноценным, иначе это может вызвать изменения в его характере. Он может стать вялым, апатичным, невнимательным и т.д. Вот почему нужно много внимания уделять такому понятию как социализация детей с нарушениями речи.

    Обсуждаемые расстройства у детей бывают следующих видов, от которых и зависят особенности детей с нарушением речи:

  • Логоневроз (заикание). Причины этого нарушения, заключающегося в повторении согласных, слогов, слов и растягивании звуков, до сих пор до конца не выяснены. Как правило, заикается ребёнок не постоянно, а когда волнуется (например, выступая публично).
  • Алалия, наблюдается в возрасте от 3 до 5 лет. Ребёнок прекрасно слышит, не отстаёт в умственном развитии, общителен, речевой аппарат в порядке, но при этом у него частично или полностью отсутствует речь. Алалия бывает моторной (слышит и понимает, что говорят, но не может воспроизводить слова) и сенсорной (ребёнок слышит, что ему говорят, но не может это понять, соответственно, и произносить слова не может). Причинами появления данного расстройства считают поражение речевых областей в левом полушарии мозга. Либо эти области не развились до конца.
  • Косноязычие (дислалия), то есть нарушение воспроизведения звуков, замена одних на другие, искажение или и вовсе пропускание. До 4 лет это нормально, а вот если позднее ребёнок, например, вместо «рыба» говорит «лыба», это повод показать его логопеду. У таких детей всё в порядке со словарным запасом, слухом, грамотностью и построением предложений.
  • Ринолалия – искажение звуков и тембра голоса из-за дефектов речевого аппарата (паралича мягкого нёба, травм ротовой полости, аденоидов и т.д).
  • Дизартрия – проблемы с произношением. При этом нарушении ребёнку трудно контролировать органы речи. Но это не отдельное расстройство, а одно из нарушений широкой двигательной сферы.
  • Задержка речевого развития – как правило, наблюдается в раннем возрасте и заключается в более медленном и позднем овладевании малышом речью, чем у других детей. Причин этого нарушения может быть несколько, например, проблемы с психическим и физическим развитием, социальные факторы и т.д.
  • Также можно отметить расстройства, связанные с письмом (дисграфия) и чтением (дислексия), которые наблюдаются у детей без проблем с умственным развитием или слухом.

    Профилактика нарушения речи у детей

    Зная возможные причины возникновения речевых расстройств у детей, можно составить список профилактических мер по предотвращению возникновений нарушений речи у детей:

  • Беречься во время беременности, стараться избегать заболеваний, стрессов и прочих негативных факторов, которые могут повлиять на развитие плода.
  • Охранять ребёнка от травм (особенно головы), инфекционных и вирусных заболеваний (своевременно делать прививки), следить за здоровьем речевого аппарата, беречь нервную систему малыша, не пугая его страшными сказками, криками и т.д.
  • Следить за психическим здоровьем и развитием малыша, и при отсутствии реакций, свойственных возрасту, в котором он находится, сразу же обращаться к врачу.
  • Заботиться о том, чтобы речевое развитие малыша протекало своевременно и правильно (обеспечить ребёнку с малых лет примеры грамотной красивой речи, не сюсюкать с ним, но много разговаривать, выбирать достойные дошкольные и школьные учебные заведения, в которых уделяется огромное внимание развитию ребёнка в целом и т.д).
  • А главное – не настраивайте себя на плохое! Даже если вам, например, не удалось избежать всех негативных факторов во время беременности, это отнюдь не значит, что у него непременно будут проблемы с развитием или речью.

    Основные признаки нарушения речи у детей

    Нарушение речи у детей это

    Речь – это основной элемент общения между людьми. Из-за нарушения развития речи у человека появляются сложности с общением и с самореализацией личности. Общее нарушение речи по телефону iPhone ограничивает круг общения и затрудняет выбор профессии.

    Причины нарушения речи у ребенка

  • Трудности в различении звуков на слух.
  • Во время родов была повреждена речевая зона, расположенная на макушке.
  • Дефекты строения речевых органов.
  • Недостаточная подвижность губ и языка.
  • Из-за отставания в психическом развитии.
  • Неграмотная речь, которую ребенок слышит в своей семье.
  • Главные составляющие речи

  • Восприятие звуков речи. За это ответственный центр Вернике. Он расположен в слуховой коре височной доли.
  • Воспроизведение фраз и звуков, а также слов. Это речедвигательная функция. Ее обеспечивает центр Брока. Он находится в нижних отделах лобной доли, рядом с проекцией в коре мускулатуры, которая принимает активное участие в речи.
  • У правшей речевые центры расположены в левом полушарии мозга, а у левшей – в правом.

    Виды речевых нарушений

  • Нарушение речи у детей это Заикание – ребенок повторяет звуки и слога, наблюдается остановка речи и растягивание гласных. Такое нарушение может быть на фоне испуга и страха. Заикание может вызвать сильное волнение, нарушение дыхания и координации движений аппарата речи.
  • Логоневроз – этот вид заикания проявляется во время стресса.
  • Дислалия – нарушение в произношении отдельных звуков. Вызвать такое нарушение речи может неправильный прикус или другие дефекты. Кроме того, в этот список следует добавить повреждение отделов мозга, ответственных за речь, а также подражание окружающим. ДО четырех лет подобное нарушение развития речи не нуждается во вмешательстве специалистов. Если позже оно не исправляется самостоятельно, то необходимо обратиться к логопеду.
  • Мутизм – это ситуация, когда пациент не хочет разговаривать, отвечать на вопросы. Причиной мутизма может быть ушиб головного мозга или какая-то травма психического характера.
  • Афония – речь шепотом. Ее может вызвать переутомление голоса или волнение. В этот список следует добавить боль в голосовых связках при туберкулезе, катаре и сифилисе, а также опухолях.
  • Ринолалия – ребенок говорит «в нос», гнусавит. Причинами могут быть физиологические дефекты речевого аппарата. Для устранения могут использовать как терапевтические, так и хирургические методы.
  • Алалия – из-за поражения речевых областей до рождения, ребенок не может нормально общаться. Если малыш не понимает речь, то это сенсорная алалия, если понимает, но при этом ему сложно воспроизводить слова, то это моторная алалия. Для лечения необходимо участие психолога и логопеда.
  • Нарушения речи, которые проявляются задержкой развития речи из-за социальных условий жизни малыша. Это касается педагогической запущенности.
  • Основные признаки нарушения речевого развития у детей

    Что должно насторожить родителей?
  • Если в первый месяц ребенок не кричит, когда голоден.
  • Если в четыре месяца отсутствует гуление, ребенок не улыбается в ответ на эмоциональное общение.
  • Если в пять месяцев малыш не прислушивается к музыке и не пытается взглядом найти предметы, которые мама с папой называют.
  • Если в семь месяцев ребенок не реагирует на музыкальные игрушки и не различает интонации и голоса близких.
  • Отсутствие в девять месяцев лепета, ребенок не пытает повторять за мамой слоги и сочетания звуков.
  • Если в десять месяцев ребенок не может с помощью жестов приветствовать и прощаться.
  • В двенадцать месяцев ребенок не произнес еще ни одного слова, не понимает обычные просьбы, не реагирует на похвалы или замечания.
  • В год и четыре месяца не говорит упрощенных слов и не связывает их с определенными предметами и действиями.
  • В год и девять месяцев ребенок не лепечет, не пытается подражать интонациям взрослых, повторять звукосочетания и слоги.
  • В два года малыш не может выполнить просьбы в два этапа, показать основные части тела и узнавать близких людей на фотографии.
  • Если в два с половиной года ребенок не может понять разницу между противоположными прилагательными по смыслу.
  • Если в три года малыш не может ответить на вопросы о себе. Он не воспринимает коротенькие рассказы и не способен их пересказать. Ребенок не понимает различие в размерах у нарисованных предметов.
  • В четыре года ребенок с нарушением речи не может выучить короткое стихотворение. Он не воспринимает длинные рассказы и не может считать, не знает названия основных цветов.
  • Нарушения речи у детей и их лечение

    Нарушение речи у детей это

    Нормальное формирование речи ребенка зависит от трех физиологических факторов: зрелости коры головного мозга, развитого артикуляционного аппарата и полностью функционирующих органов слуха. Кроме этого, речь развивается под действием фактора социального, а именно полноценного речевого окружения малыша с первых дней его жизни. И если из уравнения убрать одно из четырех условий, то в итоге вы получите определенный речевой дефект. Какими бывают нарушения речи у детей, и как можно их исправить?

    Что такое речь?

    Речь – это высшая психическая функция, которую обеспечивают два центра, находящиеся в разных отделах головного мозга:

  • Центр Вернике . Место расположения – слуховая кора височной доли. Отвечает за восприятие звуков речи.
  • Центр Брока. Место расположения – нижние отделы лобной доли. Отвечает за речедвигательную функцию (воспроизведение звуков, слов и фраз).
  • В зависимости от преобладания того или иного центра речь подразделяется на импрессивную и экспрессивную. Импрессивная речь представляет собой процесс восприятия слов на слух, понимание их смысла, а также значения высказывания в целом. Экспрессивная же речь – это процесс высказывания слов на определенном языке. У левшей речевые центры располагаются в правом полушарии, у правшей – в левом.

    Чтобы адекватно овладеть речью, ребенок должен усвоить ее составляющие:

  • Фонетика . Необходимо научиться различать все 42 фонемы русского языка, понимать, как их отличительные признаки меняют смысл слов (пыл-пыль, гость-кость).
  • Грамматика . Грамотная речь предполагает построение осмысленных речевых отрезков (словосочетаний, предложений, текстов).
  • Синтаксис . Овладение речью требует изучения правил сочетания слов в предложении.
  • Семантика . Правильная речь неразрывно связанна с умением объяснять значение отдельных слов и фраз.
  • Прагматика . Существуют также и социальные правила, которые предписывают, что и кому следует говорить.
  • В норме дети интуитивно осваивают законы построения родного языка и к школьному возрасту активно применяют их на практике.

    Причины речевых нарушений

    Причины речевых нарушений можно условно поделить на внутренние, или эндогенные, и внешние, или экзогенные.

    К внутренним причинам нарушений речи у детей относятся факторы, провоцирующие нарушения слуха либо задержку в психофизическом развитии:

  • внутриутробные патологии (аллергии и иные заболевания матери во время беременности, наследственность, токсикоз беременности, резус-конфликт, акушерские патологии, курение и употребление алкоголя во время беременности, осложненные роды и т.д.)
  • повреждения нервной системы (гипоксия и родовые травмы).
  • К внешним причинам речевых нарушений относятся:

  • отсутствие эмоционального положительного окружения и общения
  • подражание выраженным речевым нарушениям
  • психические травмы (испуг, стресс, неблагоприятная обстановка в семье)
  • общая физическая ослабленность (незрелость организма, недоношенность, рахит, нарушения обмена веществ, тяжелые заболевания внутренних органов и, особенно, головного мозга, травмы).
  • Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются у детей с нарушениями слуха. Это может быть связанно с отсутствием реакции на звуки, неспособностью их имитировать. Кроме того, задержка развития речи может быть спровоцирована аутизмом или общим отставанием в психическом развитии.

    Формы нарушений

    Нарушение речи у детей этоСогласно одной из распространенных систем классификации (клинико-педагогической), все нарушения устной речи можно поделить на расстройства фонационного и структурно-семантического оформления высказываний.

    К расстройствам фонационного оформления высказываний относятся:

  • Дисфония или афония. Возникает из-за патологических изменений голосового аппарата. Голос при этом становится охриплым, утомляемым, при некоторых формах голосовые связки в момент фонации находятся в состоянии резкого напряжения или спазма.
  • Брадилалия . Речь правильно координирована, но чрезмерно замедленная. Возникает, когда процессы торможения доминируют над процессами возбуждения.
  • Тахилалия . Явление обратное предыдущему. При этом темп речи в два раза превышает нормальный. Нарушение может сопровождаться повторением или пропуском слогов.
  • Заикание . Нарушение ритмики речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
  • Дислалия . Нарушение или затруднение произношения какой-либо фонемы родного языка, например, картавость.
  • Ринолалия . Изменение тембра голоса, более известное как гнусавость.
  • Дизартрия . Затрудненная артикуляция, обусловленная ограничением подвижности органов речи. В детском возрасте приводит к нарушению чтения и письма или общему недоразвитию речи.
  • К нарушениям структурно-семантического оформления высказываний относятся:
  • Алалия . Недоразвитие или отсутствие речи, обусловленное повреждением речевых центров головного мозга при нормальном слухе.
  • Афазия . Утрата речи, спровоцированная локальными поражениями головного мозга. В отличие от алалии возникает нарушение уже сформировавшейся речи.
  • Кроме этого в педагогической практике выделяют нарушения процесса чтения (дислексия) и письма (дисграфия).

    Лечение

    Помощь ребенку с нарушениями речи должна быть комплексной, с привлечением ЛОР-специалистов, неврологов, логопедов, психологов, педагогов и, конечно, родителей.

    Главную роль в решении проблем нарушения речи у детей играют систематические коррекционные мероприятия. Под контролем специалистов дети постепенно обретают новые речевые навыки и умения, хотя всегда есть риск, что малыш останется с недостаточно развитой речью.

    Помимо педагогической коррекции нередко проводится терапия ноотропными препаратами, которые стимулируют интеллектуальную деятельность, благотворно влияют на процессы обучения, стрессоустойчивость, улучшают память. Однако эти средства имеют и побочные эффекты вроде раздражительности, беспокойного сна, что иногда корректируется дозировкой.

    Главная же особенность детей с речевыми нарушениями связанна с тем, что это состояние затрудняет социальную адаптацию. Поэтому не только врачам и педагогам, но и самим родителям нужно приложить максимум усилий для того, чтобы помочь ребенку наладить контакт с его окружением.

    Источники:
    www.syl.ru, bambinostory.com, xn----7sbbpetaslhhcmbq0c8czid.xn--p1ai, ymadam.net

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное