Нарушение речи у детей это
Нарушение речи у детей. Нарушение речи: причины
Степень овладения речевыми навыками - это один из основных признаков уровня общего развития у ребенка. Правильно развивающиеся дети отличаются и способностью к овладению родным языком, так как именно это является самым важным средством коммуникации.
Кстати, нарушение развития речи не может не сказаться в дальнейшем на общем развитии ребенка. Речь человека относится к высшим психическим функциям - ее обеспечивает головной мозг. Любые расстройства в его деятельности могут повлечь за собой проблемы в осваивании речевых навыков. Как именно это происходит, мы рассмотрим далее в статье.
Нарушение речи: причины возникновения патологии
Сразу стоит отметить, что, говоря о нарушениях речи, мы подразумеваем детей с сохраненным интеллектом и нормальным слухом.
А причины, вызывающие нарушение речи у детей, специалисты делят на две основные группы: органические и функциональные.
К числу первых относят повреждения тех участков мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи, а также расстройство структур, управляющих артикуляцией.
Функциональные нарушения - это проблемы с работой речевого аппарата (недостаточная подвижность губ и языка, неправильный прикус, короткая уздечка, расщелина верхнего неба и т. п.).
Как формируются вызывающие нарушение речи причины
Для того чтобы разобраться, как именно разные патологии влияют на способность человека к общению, в данном случае к речи, стоит рассмотреть этот процесс подробнее.
Процесс оформления мысли в произносимые слова проходит несколько этапов. На первом - фраза формируется в головном мозге, в его доминантном полушарии (а именно - в височной доле). Затем к этому процессу подключаются центры, которые отвечают за произвольные движения, и возбуждение передается по нервным волокнам на мышцы гортани, глотки, языка, губ и т. д. Эти мышцы, а также поток воздуха из верхних дыхательных путей и формируют произносимую речь.
В результате разных патологий на каждом из перечисленных этапов может возникнуть так называемая поломка, соответственно, в зависимости от нее, и нарушение устной речи будет проявляться по-разному.
Что приводит к проблемам с развитием речи у детей
Возникновению патологий, вызывающих нарушения речи, предшествуют различные проблемы.
На нарушение развития речи у детей могут повлиять и патологические процессы во время беременности у матери: токсикоз, гестоз, анемия, неправильное предлежание плода, инфекционные заболевания беременной и т. п. Не меньшее влияние могут оказать и болезни, которые малыш перенес в первый год жизни.
Но не только недуги могут оказать влияние на речь ребенка. Неподходящие для нормального развития условия жизни также оказывают свое негативное воздействие. Если ребенок не получает должного внимания со стороны родителей, живет в неблагополучной семье, то, скорее всего, формирование речевых навыков у него будет проходить с большими трудностями.
Некоторые виды нарушения речи: мутизм и алалия
Как уже упоминалось выше, нарушения речи могут возникать по разным причинам. Так, полное отсутствие речи, определяемое в медицине как мутизм, как правило, вызывается поражениями некоторых структур мозга, психическими заболеваниями или эпилепсией.
При недоразвитии коры головного мозга или тяжелой эпилепсии у ребенка могут возникнуть проблемы формирования речевой функции. Данное нарушение речи в медицине называется алалией и подразделяется, в свою очередь, на сенсорную и моторную формы.
В первом случае у ребенка возникают проблемы с пониманием чужой речи, для него сказанное звучит так, как если бы вокруг говорили на иностранном языке. А моторная алалия характеризуется тем, что дети не в состоянии усвоить звуки и слова родного языка или грамматические конструкции.
Как проявляется дизартрия
Еще один вид нарушения речи - дизартрия. Она возникает в результате определенных патологий в ЦНС, а именно - при расстройстве процесса иннервации речевого аппарата.
Дети с данным диагнозом нечетко произносят звуки, их речь звучит смазанно, слова произносятся или очень тихим, или неестественно резким голосом. Кроме того, в процессе произношения у таких деток заметно нарушение ритма дыхания, от чего речь теряет плавность. Кстати, медики обратили внимание на то, что дети с дизартрией, как правило, неловки и имеют нарушения мелкой моторики.
Существует также и стертая форма дизартрии - нарушение речи, которое довольно трудно диагностировать, так как чаще всего ребенок, страдающий им, ничем не отличается от сверстников, а его тихую и слишком медленную манеру говорить взрослые относят к особенностям характера, например, к застенчивости. Но опытный специалист заметит, что такие детки не только тихо и неразборчиво говорят, но и плохо едят, особенно продукты, требующие усилий при жевании. Дело в том, что у больных с дизартрией расстроен и этот процесс.
Особенности проявления дислалии
Самое частое нарушение речи у детей - это дислалия - проблемы с воспроизведением звуков. В просторечье данную патологию называют косноязычием. Как правило, дети с названной проблемой не могут произносить некоторые согласные звуки. Иногда это касается лишь одного какого-то звука, а иногда и практически всех.
В современной медицине такие нарушения разделяют в зависимости от того, какой именно звук не поддается правильному произношению. Например, трудности со звуком р - это ротацизм, а проблемы с произношением с и других шипящих и свистящих - сигмаизм. Термином же тетизм называют нарушения произношения всех согласных звуков или их сочетаний, кроме т.
Что такое заикание
Сбои в темпе и ритме речи, вызванные судорогами или спазмами в разных отделах речевого аппарата, в медицине определяются как заикание. Ребенок с данной патологией с трудом может произносить слова, он делает вынужденные паузы в процессе речи и повторяет один и тот же звук или слог.
Чаще всего заикание возникает в период от двух до пяти лет. В это время нужно быть особенно внимательными к детям. Если нормально говоривший малыш вдруг замолкает и несколько дней упорно избегает речевого общения, то его обязательно следует показать врачу, так как данное состояние может оказаться первым признаком заикания.
К причинам, вызывающим данное нарушение речи, чаще всего относят разовый испуг или же длительное нахождение ребенка в обстановке, травмирующей психику.
Некоторые виды заикания относятся к тяжелым речевым нарушениям, особенно в случае если данный дефект не позволяет ребенку обучаться в общеобразовательной школе. Как правило, речь идет о сочетании заикания с общим недоразвитием речи.
Что делать, если у ребенка обнаруживается отставание в развитии речи
К трехлетнему возрасту ребенок, как правило, уже умеет строить предложения. Если же этого не происходит, а также в случае, когда шестилетний малыш не произносит всех звуков, следует обратиться к специалисту. Ждать и надеяться, что нарушение речи само придет в норму, не стоит.
Заметив какие-либо из упомянутых проблем у ребенка, понаблюдайте за ним. Как он играет с другими детьми, стремится ли к общению? Хорошо ли понимает речь, обращенную к нему, если она не поддерживается жестами? Хороший ли слух у ребенка?
Результаты своих наблюдений обязательно изложите специалисту, так как устранение речевых проблем потребует комплексного подхода и взаимодействия педиатра, логопеда, психолога и педагога.
Если же нарушение речи у дошкольников вовремя не откорректировать, то в период обучения в школе проблемы будут лишь множиться. На фоне указанной патологии у младших школьников может развиться дислексия (трудности с овладением процессом чтения) или же так называемое письменное косноязычие - дисграфия.
Как развивается неспособность к письму
Под дисграфией подразумевается замена, пропуск или искажение букв, которые не связаны с усвоением орфографических правил. Для осваивания навыков письма требуется совместное слаженное функционирование определенных структур головного мозга, и возникновение проблем хоть в какой-то из них сказывается на результате.
Нарушение письменной речи проявляется, в основном, на фоне проблем с восприятием произносимых звуков. А такие расстройства фонематического слуха, как правило, часто встречаются у детей с речевыми трудностями.
В некоторых случаях в основе развития дисграфии лежит неправильное произношение звуков, которое и отображается на письме (ребенок, проговаривая слово при написании, пишет так, как говорит).
Профилактика нарушений речи
Для того чтобы предохранить ребенка от возникновения проблем с основным коммуникативным навыком, а также предупредить в дальнейшем нарушение письменной речи и навыков чтения, родителям следует обеспечить ему здоровую речевую среду с самого рождения.
С малышом не стоит говорить, коверкая слова, подделываясь по детский лепет. Этим вы лишаете ребенка образца правильной речи. Мешает формированию правильного звукопроизношения и продолжительное сосание пустышки или пальца.
Читайте ребенку, рассказывайте сказки, стихи, беседуйте с ним - всем этим вы помогаете сформировать его речевые навыки. Внимательно выслушивая ребенка, вы научите его связно высказываться, правильно оформлять смысловые конструкции, расширите его словарный запас.
Старайтесь отвечать на все вопросы ребенка, не тормозите его познавательную активность, станьте ему другом и помощником в овладении таким сложным процессом - устной речью.
Добавить комментарий
Нарушение речи у ребенка
Вряд ли кто-то когда-то встречал детей, которые, только начав говорить, сразу же стали делать это исключительно правильно. Конечно, в совсем нежном возрасте не избежать смешного коверкания или невыговаривания слов, и это нормально – его речевой аппарат только формируется. Но к 5-6 годам нормально развивающийся ребёнок должен уже отвыкнуть от подобной практики и верно произносить все звуки. Если же этого не произошло, вполне возможно, что у него какое-либо расстройство речи.
Дети с нарушением речи по интеллектуальному развитию не отстают от своих сверстников. Всё в порядке у них и со слухом. Однако у них наблюдаются отклонения в развитии речи. Такие расстройства бывают весьма разнообразными. Что касается степеней тяжести, то их можно выделить две:
Причины нарушения речи у детей
Речь состоит из двух факторов:
Прежде чем мы перейдём к конкретным разновидностям речевых нарушений, каждая из которых может иметь свои предпосылки, рассмотрим общие возможные причины их возникновения:
Воспитание детей с нарушением речи подразумевает верный педагогический подход. Ребёнок ни в коем случае не должен считать себя неполноценным, иначе это может вызвать изменения в его характере. Он может стать вялым, апатичным, невнимательным и т.д. Вот почему нужно много внимания уделять такому понятию как социализация детей с нарушениями речи.
Обсуждаемые расстройства у детей бывают следующих видов, от которых и зависят особенности детей с нарушением речи:
Также можно отметить расстройства, связанные с письмом (дисграфия) и чтением (дислексия), которые наблюдаются у детей без проблем с умственным развитием или слухом.
Профилактика нарушения речи у детей
Зная возможные причины возникновения речевых расстройств у детей, можно составить список профилактических мер по предотвращению возникновений нарушений речи у детей:
А главное – не настраивайте себя на плохое! Даже если вам, например, не удалось избежать всех негативных факторов во время беременности, это отнюдь не значит, что у него непременно будут проблемы с развитием или речью.
Основные признаки нарушения речи у детей
Речь – это основной элемент общения между людьми. Из-за нарушения развития речи у человека появляются сложности с общением и с самореализацией личности. Общее нарушение речи по телефону iPhone ограничивает круг общения и затрудняет выбор профессии.
Причины нарушения речи у ребенка
Главные составляющие речи
У правшей речевые центры расположены в левом полушарии мозга, а у левшей – в правом.
Виды речевых нарушений
Основные признаки нарушения речевого развития у детей
Что должно насторожить родителей?Нарушения речи у детей и их лечение
Нормальное формирование речи ребенка зависит от трех физиологических факторов: зрелости коры головного мозга, развитого артикуляционного аппарата и полностью функционирующих органов слуха. Кроме этого, речь развивается под действием фактора социального, а именно полноценного речевого окружения малыша с первых дней его жизни. И если из уравнения убрать одно из четырех условий, то в итоге вы получите определенный речевой дефект. Какими бывают нарушения речи у детей, и как можно их исправить?
Что такое речь?
Речь – это высшая психическая функция, которую обеспечивают два центра, находящиеся в разных отделах головного мозга:
В зависимости от преобладания того или иного центра речь подразделяется на импрессивную и экспрессивную. Импрессивная речь представляет собой процесс восприятия слов на слух, понимание их смысла, а также значения высказывания в целом. Экспрессивная же речь – это процесс высказывания слов на определенном языке. У левшей речевые центры располагаются в правом полушарии, у правшей – в левом.
Чтобы адекватно овладеть речью, ребенок должен усвоить ее составляющие:
В норме дети интуитивно осваивают законы построения родного языка и к школьному возрасту активно применяют их на практике.
Причины речевых нарушений
Причины речевых нарушений можно условно поделить на внутренние, или эндогенные, и внешние, или экзогенные.
К внутренним причинам нарушений речи у детей относятся факторы, провоцирующие нарушения слуха либо задержку в психофизическом развитии:
К внешним причинам речевых нарушений относятся:
Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются у детей с нарушениями слуха. Это может быть связанно с отсутствием реакции на звуки, неспособностью их имитировать. Кроме того, задержка развития речи может быть спровоцирована аутизмом или общим отставанием в психическом развитии.
Формы нарушений
Согласно одной из распространенных систем классификации (клинико-педагогической), все нарушения устной речи можно поделить на расстройства фонационного и структурно-семантического оформления высказываний.
К расстройствам фонационного оформления высказываний относятся:
Кроме этого в педагогической практике выделяют нарушения процесса чтения (дислексия) и письма (дисграфия).
Лечение
Помощь ребенку с нарушениями речи должна быть комплексной, с привлечением ЛОР-специалистов, неврологов, логопедов, психологов, педагогов и, конечно, родителей.
Главную роль в решении проблем нарушения речи у детей играют систематические коррекционные мероприятия. Под контролем специалистов дети постепенно обретают новые речевые навыки и умения, хотя всегда есть риск, что малыш останется с недостаточно развитой речью.
Помимо педагогической коррекции нередко проводится терапия ноотропными препаратами, которые стимулируют интеллектуальную деятельность, благотворно влияют на процессы обучения, стрессоустойчивость, улучшают память. Однако эти средства имеют и побочные эффекты вроде раздражительности, беспокойного сна, что иногда корректируется дозировкой.
Главная же особенность детей с речевыми нарушениями связанна с тем, что это состояние затрудняет социальную адаптацию. Поэтому не только врачам и педагогам, но и самим родителям нужно приложить максимум усилий для того, чтобы помочь ребенку наладить контакт с его окружением.
Источники:
Следующие:
Комментариев пока нет!
Поделитесь своим мнением