Неврозы у детей причины виды неврозов

Неврозы у детей. Их виды и профилактика

Неврозы - это обратные, временные функциональные заболевания нервной системы, вызванные срывом основных нервных процессов - возбуждения и торможения. Основными причинами неврозов являются длительные психические травмы - психические потрясения, наследственность, насилие в семье, алкоголизм родителей, дидактогенни факторы т.д. Неврозы - это болезнетворные формы реакций нервной системы на травмирующие психику ситуации, поэтому их иначе называют психогенными патологическими реакциями.

Болезненные воздействия психической травмы в большинстве определяется возрастом ребенка и индивидуальными особенностями нервной системы. В разном возрасте ребенок по-разному реагирует на психические травмы. Чем меньше ребенок, тем меньше психическая травма может вызвать у нее срыв нервной деятельности. Для детей раннего возраста чрезвычайно сильными раздражителями могут оказаться незнакомые объекты, новый человек, гром, сильный гудок автомобиля, поезда и др. Травмирующим психику фактором в этом возрасте может быть пребывание ребенка в первые недели в дошкольном учреждении, встреча с незнакомыми людьми. У старших детей большое значение в развитии неврозов имеют такие факторы, как испуг, ссоры между родителями. Дети старшего возраста тяжело реагируют на жизненные трудности разрушение семьи, смерть близких, проблемы в обучении и т.п. Особенно болезнетворных реагируют на неблагоприятные факторы дети, перенесшие заболевание, значительно ослабили нервную систему, дети со слабым типом нервной системы.

Основными невротическими проявлениями у детей является психогенные шоковые реакции, неврастения, невроз страха, невроз навязчивых движений, ночное недержание мочи (энурез), нервная анорексия (отсутствие аппетита), языковые неврозы.

Психогенные шоковые реакции »возникают вследствие острых психических травм (пожар, авария на транспорте, землетрясение и др.). Они проявляются резким паническим страхом, расстройством сознания, психомоторным возбуждением - бессмысленным бросанием на месте, попыткой куда-то бежать или наоборот - психомоторным торможением (ступор), ослаблением реакции на внешние раздражители. Тогда часто выраженные функциональные расстройства со стороны желудочно-кишечного тракта (понос, рвота), возможно повышение температуры тела.

Частым проявлением шоковой реакции бывает аутизм (прекращение речевого общения с другими) с последующим заиканием.

Неврастения - нервное истощение, вызванное переутомлением или длительным воздействием психотравмирующих факторов. Неврастении вызывают непосильные нагрузки, особенно в тех случаях, когда ребенок рядом с привычным школьным нагрузкам имеет дополнительное: изучает иностранный язык, учится в музыкальной школе, занимается в различных кружках и т.п. Часто неврастения развивается у детей, длительное время находящихся в психотравмирующих ситуациях (проблемы в семье, неудачи в школе), не меньшей степени это касается и детей, которые имеют слабый тип нервной системы или перенесли длительное изнуряющего заболевания.

Неврастения проявляется в форме нестабильности эмоционального состояния (настроения), повышенной возбудимостью, раздражительностью, плаксивостью, усталостью. Работоспособность ребенка значительно снижается, он быстро устает, появляются головная боль, вялость, сонливость, пассивность. В одних случаях преобладает повышенная раздражительность, капризность, иногда психомоторное возбуждение, а в других наоборот - вялость, усталость, испуганный состояние, застенчивость. Порой у детей могут быть выражены лишь отдельные симптомы неврастении: головная боль, расстройства сна и аппетита, снижение работоспособности.

Очень частым проявлением невротических расстройств у детей является невроз страха. Страхи у детей сами по себе не должны рассматриваться как проявление болезни, поскольку повышенная пугливость является их физиологической особенностью. Иногда в результате неправильного воспитания (устрашения детей) или психической травматизации страхи имеют устойчивый характер. Тогда может меняться поведение ребенка. Она начинает бояться темноты, находиться одна в помещении, боится новых людей. У маленьких детей часто возникают ночные страхи. Они могут иметь затяжное течение.

Проявлением невроза страха является беспокойство ребенка за свое будущее, он боится умереть или потерять своих близких. Обычно эти страхи развиваются с тревожно-мнительным складом характера. Течение невроза страха отличается динамичностью симптомов, характеризуется повторением, может быть затяжным. В таком случае говорят о навязчивые страхи (фобии).

Одним из частых неврозов у детей является невроз навязчивых состояний. Навязчивые состояния чаще развиваются в возрасте десяти-четырнадцати лет, но могут возникать и значительно раньше - в возрасте двух с половиной - четырех лет. Характерными для детского возраста являются навязчивые страхи (фобии) острых предметов, открытых пространств (агорафобия) - когда ребенок представляет опасными природные и сказочные явления, смерть, тьму, школьные ситуации, боится заразиться. Невроз навязчивых состояний часто развивается у детей с истерическим развитием (эгоцентрической, капризных, которые требуют к себе особого внимания, астенических, ослабленных после болезни, уставших, колеблющихся). Эти дети уже в раннем возрасте обычно отличались боязнью всего нового, немотивированными страхами. В школьном возрасте у них проявляется уязвимость, боязнь заразиться, заболеть. Иногда навязчивые действия имеют характер защитных ритуалов, которые по своему происхождению связаны с навязчивыми страхами.

Невроз навязчивых движений характеризуется появлением любых лишних движений (подергивание, тик): сморкание носом, частые моргания, ужимки, различные движения рукой, плечом и др. Такие движения отличаются от гиперкинезов (автоматических нецелесообразных движений, вызванных непроизвольными сокращениями скелетных мышц) тем, что ребенок может на время преодолеть их усилием воли, они часто исчезают, когда ребенок находится один или увлечен игрой, чтением, однако вновь появляются и усиливаются в связи с появлением людей и нежелании отвечать на уроке.

В некоторых случаях навязчивые движения приобретают характер защитных ритуалов. Эта форма неврозов навязчивых состояний менее благоприятна. Такие неврозы долго не проходят и трудно лечатся.

Частым проявлением неврозов у детей является ночное недержание мочи (энурез). Вообще энурез наблюдается у детей довольно часто. Однако о неврологическом энурезе следует говорить в тех случаях, когда ночное недержание возникло в результате психической травмы. Такое недержание мочи может вызвать вторичное неврологическое наслоение результате переживания ребенком своего «дефекта», особенно тогда, когда его стыдят, наказывают, упрекают. Ребенок становится раздражительным, грубым, застенчивой, замкнутым, отказывается от товарищей. В дальнейшем это может привести к патологическому развитию личности. С возрастом энурез исчезает, как правило, и без лечения.

Довольно частыми неврозами являются языковые неврозы . или логоневроз - заикание, аутизм (прекращение речевого общения с другими). Причиной невротического заикания зачастую являются острые и подострые психические травмы (испуг, внезапное изменение привычного жизненного стереотипа, например, положили ребенка в больницу и т.п.). Благоприятными условиями для появления заикания могут быть врожденные особенности нервно-психического развития, семейная обременительность заикания, ослабление организма в результате различных заболеваний, ошибки в воспитании, особенно перегрузки ребенка речевой информацией в сочетании с отсутствием внимания к ее собственного языка и др. Важное место в возникновении невротического заикания принадлежит фактору подражания. В таких случаях заикание легко закрепляется по типу отрицательного условного рефлекса.

При невротическом заикании ребенок проявляет (сразу или через некоторое время) характерную реакцию на свой дефект. Она зависит от возраста, когда наступает заикания, а также от особенностей его высшей нервной деятельности. Ребенок начинает избегать речевое общение, особенно с незнакомыми людьми. При попытках говорить у ннего усиливаются вегето-сосудистые нарушения и сопутствующие движения.

Характерным признаком неврологического заикания является логофобия - страх речи . Она выражена в основном в школьном возрасте. Появление логофобии значительно ухудшает течение заикания, способствует школьной и социальной дезадаптации и может проявляться в виде повышенной возбудимости, ухудшение сна, иногда ночного недержания мочи, подергивания.

К невротическим форм речевого расстройства относятся мутизм и сурдомутизм. Мутизм (немота) возникает после острой тяжелой психической травмы. В таких случаях он сочетается с другими невротическими расстройствами. Такое происхождение может иметь и сурдомутизм (глухонемота). Чаще мутизм возникает как пассивная реакция протеста на неблагоприятные воздействия окружающей среды.

В таких случаях мутизм всегда соответствующую избирательность (елективнисть) и направленность. Ребенок не разговаривает с соответствующим человеком через чувство обиды на нее, желание его «отомстить». Порой он перестает общаться только со взрослыми. Считают, что в основе такого мутизма есть желание ребенка освободиться от тяжелой для него ситуации.

Мутизм наблюдается преимущественно у детей дошкольного и младшего школьного возраста. У девочек он возникает вдвое чаще, чем у мальчиков. Благоприятными факторами возникновения мутизма есть остаточные явления органического поражения центральной нервной системы, особенности личности ребенка. Мутизм может быть одним из первых признаков психического заболевания (в частности детской шизофрении). Мутизм может быть также проявлением истерических реакций.

При лечении неврозов, кроме специальных методов (назначение успокаивающих и других лекарственных средств), большое значение имеет его профилактика.

Профилактика неврозов у детей

Состояние высшей нервной деятельности человека в значительной степени определяется влиянием внешней среды, социальными условиями, в которых находится человек. Большое значение в формировании высшей нервной деятельности человека имеет правильное воспитание с раннего детства.

«Тепличная обстановка» при воспитании может привести к тому, что человек с сильной высшей нервной системой на всю жизнь останется «жалким трусом», - отмечал И. П. Павлов. Вот почему в основе воспитания в детском и юношеском возрасте на первом плане должны стоять меры, которые развивают выдержку, стойкость в достижении цели, любовь к труду, желание самосовершенствования. Целесообразно сказать, что здесь нельзя недооценивать большое значение не только домашнего воспитания, но и воздействие педагогического коллектива, класса, дают многочисленные примеры для подражания.

В воспитании волевых качеств большая роль принадлежит физической культуре и спорту с их разнообразными видами и методами, среди которых всегда можно найти такие, которые могут быть интересны для молодого человека. Организованые соревнования способствуют развитию устойчивости, воли к победе, коллективных навыков. Воспитание в коллективе (в дошкольном учреждении, школе) прививает ребенку чувство товарищества, дружбы, общей цели. По статистическим данным, неврозами часто болеют дети, воспитывающиеся одиночками среди взрослых, которые делают их центром своего внимания, поэтому потакают всем их желаниям и требованиям.

Большое значение в формировании личности и высшей нервной деятельности ребенка, подростка и юноши имеет жизнь в семье и не только взаимоотношения ребенка с родителями, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, пьянство родителей, драки, деспотизм во взаимоотношения родителей могут вызывать срывы в нервной деятельности ребенка и предпосылки к развитию невротических состояний. Достаточно частой причиной невроза в детском возрасте является развод родителей, что приводит к сложной ситуации, в которой ребенок не может разобраться и не знает, на кого из родителей ему следует ориентироваться, особенно если она продолжает встречаться и с отцом, и с матерью.

Для укрепления процессов внутреннего торможения большое значение в детском возрасте имеет правильный режим распределения времени ребенка с соблюдением дневного отдыха, своевременного и достаточно продолжительного сна. Последнее особенно важно, поскольку во время сна нервные клетки отдыхают от дневных впечатлений и особенно от негативных эмоциональных нагрузок. Вышеперечисленные профилактические меры для предотвращения неврозов у детей и подростков в значительной мере имеют значение и для учителей. Здесь также существенное значение имеет правильное распределение труда и отдыха, нормальный рабочий день и сон не менее 8 часов в сутки, а также характер микроклимата в педагогическом коллективе, умение анализировать проблему, принятия продуктивных решений, отказ от признания своей точки зрения как единственно возможной, умение найти возможность компромисса.

Следовательно, предотвратить усталость возможно путем избежания стрессовых ситуаций, положительной установки на преодоление тех или иных нервных отклонений (нормализация семейных отношений, справедливое отношение учителя ко всем детям в классе и т.п.).

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ НОВОСТИ

Неврозы у детей: опасный сигнал для родителей

Разновидности детских неврозов

Существует общая классификация, в рамках которой выделяют тринадцать разновидностей неврозов, которые могут проявляться у детей:

  • невротическое состояние, формирующееся на основе страха. Это один из самых распространенных типов у детей младшего школьного возраста. Характеризуется данный вид невроза наличием длительных (порой до получаса) приступов страха, особенно перед сном. Проявления могут быть самые разные: и легкое чувство тревожности, и даже галлюцинации. То, чего боится ребенок, часто определяется его возрастом. Так, в периоде до школы самые распространенные страхи – это боязнь остаться одному, темноты, мифических или реальных животных, которые были увидены в кинофильме и прочие. Среди учащихся младших классов часто встречается страх перед строгостью учителей, перед школой как таковой с ее четким режимом и множеством требований
  • невроз, вызванный конкретным навязчивым состоянием. В психологической науке такое явление описывают как наличие в поведении определенных ритуальных действий, невыполнение которых приводит к нарастанию напряжения, внутреннему дискомфорту. У детей выделяют два основных типа таких состояний – это навязчивые действия и страхи, хотя часто они могут иметь смешанный характер. В дошкольном возрасте чаще всего встречаются такие навязчивые действия, как мигания, поморщивания переносицы или лба, притоптывание, похлопывания и т.д. Выполнение ритуального действия позволяет снизить уровень эмоционального напряжения путем использования определенной физической активности. Если же говорить о навязчивых страхах или по-другому фобиях, то тут чаще всего встречаются боязнь закрытого помещения и острых предметов. Позже начинаются появляться страхи перед смертью, болезнью, устным ответом перед аудиторией и т.д.
  • невротическое состояние депрессивного типа. Такая проблема встречается уже в более взрослом возрасте – подростковом периоде. У ребенка можно заметить явное изменение поведения: плохое настроение, грустное выражение лица, некоторая замедленность движений и жестов, общее снижение активности и уровня коммуникабельности. В более серьезных случаях могут появиться систематическая бессонница, снижение аппетита и даже запоры
  • астенический тип (неврастения) возникает как реакция на чрезмерную загруженность дополнительными заданиями и занятиями, физическими и эмоциональными перегрузками. Явная форма такого типа невроза имеет место только в школьном возрасте
  • истерическая разновидность невроза.
  • Неврозы у детей причины виды неврозов Рудиментарные припадки моторного типа – не редкость в дошкольном возрасте. Когда ребенок не получает желаемого, обижается или наказан, он может проявлять свое недовольство довольно ярким способом – падение на пол, сопровождающееся раскидыванием рук и ног, громким плачем и криками, ударами кулаками и т.д.

  • заикание на нервной почве. В подавляющем большинстве случаев имеет место в возрасте от 2 до 5 лет в периоды первоначального становления речи и дальнейшего ее фразового усложнения.
  • Очень часто у маленьких детей заикание становится ответом на испуг от разлуки с родителями, которая для ребенка была неожиданной. Кроме этого, к числу предрасполагающих к заиканию факторов можно отнести давление на малыша с желанием ускорить его развития (речевое, интеллектуальное и т.д.), а также значительные информационные перегрузки.

  • ипохондрия — состояние, в котором отмечается болезненная озабоченность собственным состоянием здоровья, многочисленные и необоснованные подозрения на различные болезни. Характерный возрастной период – подростковый возраст
  • навязчивые движения (тики), о которых уже шла речь ранее – разнообразные несложные движения и жесты, осуществляемые в автоматическом режиме для снятия напряжения. У детей часто сопровождаются энурезом и заиканием
  • нарушение нормального сна – встречаются и у детей младшего возраста, и у подростков.
  • Неврозы у детей причины виды неврозов Расстройство может находить свое выражение в беспокойстве, проблемах с глубинными фазами сна, кошмарах, говорении и хождении во сне, частых пробуждениях посреди ночи без явной причины на это.

  • снижение аппетита на невротической почве. Матери часто проявляют излишнюю тревогу о своих детях, а поэтому иногда пытаются насильно накормить малыша, если он отказывается, или же дают слишком большие порции. Иногда причиной невротической анорексии становится испуг во время процесса кормления . Результат таких событий – пропадание у ребенка желания принимать пищу, частые срыгивания, рвота, иногда излишняя избирательность.
  • непроизвольное мочеиспускание (энурез). Чаще всего такой тип невротического нарушения имеет место во время ночного сна
  • если у ребенка наблюдаются непроизвольные испражнения в незначительном количестве и при этом отсутствуют какие-либо физиологические причины для этого, то можно говорить о невротическом энкопрезе. Встречается такое довольно редко, патогенез изучен очень плохо. Возраст проявления такого типа расстройства – от 7 до 10 лет
  • патологические действия, основанные на привычке.
  • Неврозы у детей причины виды неврозов Такое также можно довольно часто встретить у детей любых возрастов – раскачивания при засыпании, сосание пальцев или волос и прочие.

    Что может быть причиной невротического расстройства у ребёнка?

    В большинстве случаев причиной невротического расстройства является получение ребенком психологической травмы (это может быть испуг, сильная обида, результат эмоционального давления и т.д.). Однако установить конкретное событие, вызвавшее развитие невроза, практически невозможно, а поэтому прямую связь установить не удается.

    Мнение врача: подавляющее большинство случаев невроза у детей становится следствием не конкретного травмирующего события, имевшего место один раз, а результатом длительного обдумывания и неспособности принять или понять ту или иную ситуацию или адаптироваться к изменившимся условиям среды.

    Наличие невроза у ребенка – это проблема, которая кроется не в состоянии организма малыша, а в недостатках воспитания. Дети очень ранимы, а поэтому любое негативное событие может отложить серьезный отпечаток, последствия которого могут открыться не сразу, а в будущем.

    В вопросе причин развития детских неврозов большое влияние оказывают такие факторы:

  • пол и возраст ребенка
  • семейный анамнез, наследственность
  • особенности и традиции воспитания в семье
  • перенесенные ребенком заболевания
  • значительные нагрузки физического и эмоционального характера
  • недостаток сна.
  • Кто более подвержен проблемам

    На основании ряда исследований неврозов у детей можно говорить о группе риска по разным факторам. Так, считается, что наиболее подвержены невротическим расстройствам:

  • дети в возрасте от 2 до 5 и в 7 лет
  • имеющие ярко выраженную «я-позицию»
  • ослабленные соматически (дети, у которых ослаблен организм из-за частых болезней)
  • дети, которые на протяжении долгого времени находятся в сложной жизненной ситуации.
  • Симптоматические проявления детских неврозов

    На что же родителям стоит обратить внимание? Что может сигнализировать о развитии невроза у ребенка? Проявления могут носить различный характер в зависимости от типа невротического нарушения. Проявить беспокойство о состоянии ребенка стоит при наличии хотя бы одного из перечисленных явлений:

  • выраженные приступы страха
  • ступор и заикание
  • изменение мимики и повышенная слезливость по сравнению с обычным состоянием
  • снижение аппетита
  • раздраженность
  • снижение коммуникабельности, стремление к одиночеству
  • разного рода нарушения сна
  • повышенная утомляемость
  • повышенная чувствительность и внушаемость
  • истерические припадки
  • головная боль
  • мнительность и нерешительность
  • энурез и энкопрез.
  • Проявления неврозов на фото

    Когда нужно обратиться к врачу и как лечить ребёнка

    Любое изменение поведения на длительно время, систематические припадки или действия — все это должно насторожить родителей. Причина может быть различной, но перестраховаться и вовремя обратиться к специалисту очень важно. Своевременное реагирование позволит лишить малыша неприятных проявлений невротического расстройства и избавит его от серьезных проблем в будущем.

    Основа лечения неврозов у детей – психотерапия. Сеансы могут проводиться в разных формах: групповая психотерапия, индивидуальная, семейная. Значение последней очень велико – именно во время контакта и с ребенком, и с родителями врач имеет возможность наиболее точно определить причину проблемы и комплексно воздействовать на ее разрешение.

    Стоит отметить, что психотерапия в случае детских неврозов по большей степени направлена на общее улучшение обстановки в семье и нормализацию отношений в ее рамках. Дополнительные меры – назначение медикаментозных препаратов, использование рефлексо- и физиотерапии – являются не основными, а призваны лишь создать благоприятные условия для проведения психотерапии.

    Неврозы у детей причины виды неврозов В рамках групповой психотерапии используется большое количество методов, позволяющих ребенку справиться с невротическими нарушениями:

  • арттерапия (чаще всего – рисование, что позволяет ребенку лучше разобраться в собственных переживаниях и помогает врачу собрать информацию о его личностных характеристиках и настроениях)
  • игровая терапия – спонтанная игра без конкретного сценария, направленная на импровизацию участников
  • аутогенная тренировка (для подростков)
  • сказкотерапия – придумывание персонажей, сюжетов, разыгрывание сказок, создание кукол и т.д.
  • суггестивный тип психотерапии или воздействие внушением.
  • Профилактические меры и чего не стоит делать при неврозах

    Если у ребенка отмечены симптомы невроза, то повышенное внимание, гиперболизированная забота могут лишь усугубить положение – такое поведение родителей может закрепить негативные проявления расстройства, спровоцировать их использование как средства манипуляции. Часто такое происходит именно при истерических формах невротического расстройства.

    Не стоит баловать малыша на основании того, что он болен. Симптомы из числа отказа от пищи и тиков очень прочно закрепляются при активном обращении на них внимания.

    К числу профилактических действий стоит отнести:

  • внимательное наблюдение за поведением ребенка, своевременное реагирование на проявляемые отклонения
  • создание в семье благоприятной психологической и эмоциональной обстановки
  • объяснение ребенку причин и необходимости требований, которые к нему предъявляются.
  • Видео о том как распознать первые признаки системных неврозов у детей

    Неврозы у детей

    Неврозы у детей причины виды неврозов

    Детский невроз является расстройство психической деятельности обратимого характера, которое возникает на фоне психотравмирующих факторов. При этой патологии нарушается не структура нервных клеток головного мозга, а их функционирование. Именно поэтому невроз относят к функциональным нарушениям.

    Неврозы в детском возрасте развиваются из-за взаимодействия звенья ряда причин, в то время как по отдельности каждая из них не может его вызвать. Особое значение отводится личным особенностям ребенка, на которого воздействует некий раздражитель, обладающий травмирующим эффектом. Обычно неврозы связывают с неправильным подходом в воспитании и травмами как психическими, так и физическими.

    Виды неврозов у детей

  • Истерический невроз. Развивается из истерики, которая трансформируется из обиды за не одобренное им действие (наказание, отказ в новой покупке, запрет смотреть долго мультики). Его проявления: припадки, сопровождающиеся криком, ревом, валянием по полу, покраснение лица. В тяжелых случаях возможна истерическая кратковременная слепота. Важно, что это все проделывается при зрителях, наедине ребенок такого не делает.
  • Невроз страха. Это самый распространенный вид детского невроза. Ему характерны приступы страха и паники, которые обычно бывают перед сном (отказ ложиться в кровать, боязнь спать без света). Такое же состояние также бывает связано с посещением школы или детсада. В данном случае категорически нельзя ругать, стыдить, наказывать и сравнивать с другими детьми. Такая тактика непременно усилит симптоматику. Родители для ребенка должны оставаться символом теплоты и комфорта в любой ситуации.
  • Невротическое заикание. Этой формой невроза чаще страдают мальчики. Причина обычно кроется в психологической травме (сильный испуг).
  • Невротический энурез. Это неосознанное ночное недержание мочи у детей. Оно развивается на почве психологического расстройства. Учащение случаев недержания во время сна пропорционально пережитым стрессам и физическим наказаниям. Детям с таким неврозом также характерна чрезмерная капризность, раздражительность, плаксивость, заикание.
  • Невротические расстройства сна. Они часто встречаются и проявляются тем, что дети плохо засыпают, их сон неспокойный, они вскрикивают и от этого просыпаются. Бывают случаи лунатизма.
  • Причины неврозов у детей

    Главная причина этой патологии - психическая травма. Ее дети получают в результате стресса хронического (регулярные ссоры в семье, агрессивно настроенный детский коллектив) и острого, испуга (авария, резкий звук в темноте).

    Психологи выделяют и другие причинные факторы:

  • Социальные. К ним относят трудности в семье, несоответствующее воспитание, неправильное половое воспитание (давление, чрезмерная строгость, полная свобода).
  • Биологические. Причиной невроза может стать генетическая наследственность в результате тяжелого течения беременности, аномальных родов. Практически 50% детей с диагнозом невроз, переболели ранее соматическими заболеваниями. Сюда же относят хроническое недосыпание, сильную физическую и умственную нагрузку.
  • Психологические. В эту группу причинных факторов относят особенности личности, характер, тип темперамента, психотравмы детства (болезнь родителей, конфликты между ними, разлука с ними, потеря одного или обоих родителей).
  • Симптомы

    Признаки невроза зависят от его вида, особенностей личности ребенка, характера психической травмы. Они бывают следующие:

  • Истерия. Ей характерны такие проявления: повышенная чувствительность, самовнушаемость, эгоизм, переменчивое настроение, требование признания. Конфликт формируется на фоне высоких притязаний, при несоответствии личностных возможностей (часто такое встречается в результате эгоцентрического воспитания). Истерия проявляется разнообразными симптомами: аффективно-респираторные припадки - задержки дыхания, лжеэпилептические припадки, лжеприступы бронхиальной астмы.
  • Неврастения. Основной ее синдром – это раздражительная слабость. Такие дети плачут по поводу и без, а потом раскаиваются, они могут быть вялыми, не активными, что сменяется двигательным беспокойством. У них лабильное настроение, случаются проявления депрессии, они невнимательны, быстро устают, жалуются на головные боли. Для неврастении характерно нарушение сна, ночные страхи, во время проявления которых учащается сердцебиение, начинается дрожь, бледнеет или покраснеет лицо.
  • Невроз навязчивых состояний. При нем отмечается неуверенность ребенка в себе, мнительность, присутствуют разные страхи. Дети боятся темноты, высоты, животных, разных болезней, создают сами себе нелепые запреты. Такие проявления носят название обсессии. В виде защиты дети начинают выполнять навязчивые действия (потирание рук, хлопанье, подпрыгивание), выражают критику к таким состояниям и пытаются с ними бороться.
  • Невротический тик. В данном случае – это условнорефлекторные закрепившиеся движения. Их следует отличать от тех, которые встречаются при органических поражениях головного мозга. Невротический тик характеризуется последовательностью, сокращением отдельных мышечных групп, напоминающие защитные движения. Он бывает респираторным, который возникает после перенесённой респираторной инфекции (покашливание, втягивание носом, хмыканье) и мигательным. Бывают случаи, когда один тик сменяется другим, и он распространяется по всему телу.
  • Логоневроз. Это невротическое заикание – нарушение ритмичности, плавности речи, развивающееся в результате судорог мышц, которые участвую в акте речи. Этот симптом невроза возникает чаще в 3-4 года после испуга или сильного впечатления. В младшем возрасте отмечаются судороги речевой мускулатуры, в старшем - тонические. Часто причина кроется в наследственности. Усиливается заикание при волнении, и в качестве облегчения дети притопывают, щелкают пальцами.
  • Энурез. Недержание мочи, которое возникает под влиянием психической травмы, резком изменении образа жизни (посещение детского сада, появление отчима в семье, второго ребенка). В этом случае симптоматика зависит от обстановки вокруг ребенка. Энурез чаще бывает у детей неуверенных в себе, робких, с заниженной самооценкой.
  • В некоторых случаях энурез у детей сопровождается энкопрезом - недержанием кала функционального характера. Иногда он единственный симптом невроза, который развивается чаще по типу истерической реакции.

    Диагностика

    Важно как можно ранее диагностировать невроз. Это обеспечит быстрейшее излечение, и отсутствие осложнений.

    Процесс диагностики неврозов у детей выполняется в несколько этапов:

  • Психологический анализ жизни ребенка.
  • Оценка семейных отношений между ребенком и родителями, его обращением с родственниками, другими детьми.
  • Опрос ребенка в виде беседы или игры по предварительному составленному плану.
  • Наблюдение за ребенком и его поведением во время организованной или спонтанной игры.
  • Анализ рисунков обследуемого ребенка. В них всегда прослеживаются чувства, желания, страхи и переживания малыша.
  • Обследование и беседа с родителями, близкими родственниками.
  • Лечение

    Методов лечения неврозов у детей есть много. В каждом отдельном случае врач пытается подобрать наиболее эффективную терапию или комбинацию способов, чтобы добиться положительной динамики и излечения. Наиболее важное знач ение принадлежит психотерапии. Физиотерапия, медикаментозная терапия, рефлексотерапия в лечении детских неврозов воссоздают психосоматический фон для успешности психотерапии.

    Психотерапия

    Она является патогенетическим лечением. Ее задача: нормализация обстановки в семье, улучшение системы отношений, коррекция воспитания. Она проводится в индивидуальной форме, с семьей ребенка или в группе человек.

    Семейная психотерапия особенно ценна, потому что в процессе контакта с членами семьи доктор изучает и анализирует существующие проблемы, находит пути устранения. Она проводится в виде рисования, игр, построек, обсуждения определённых тем. Взаимодействие родителей с детьми осуществляется как ролевая игра по сценарию, но при обмене ролями. Врач при этом демонстрирует оптимальную в такой ситуации модель отношений в семьи. Это позволяет со временем ликвидировать психологический конфликт.

    Арттерапия

    Сюда относят лепку и рисование. Эти виды творчества помогают ребенку разобраться в своих переживаниях. Наблюдая за ним можно определить его характер, самооценку, кругозор, творческий потенциал, фантазию. Наиболее информативны рисунки на тему «Моя семья».

    Игровая психотерапия

    Она должна соответствовать возрастному критерию детей. Как терапевтический процесс игру важно организовать, спонтанное проведение обязательно допускает импровизацию. Ее задача – восстановить нарушенные отношения и научить принимать адекватные решения в стрессовых ситуациях.

    Сказкотерапия

    Основана она на психодиагностике и психокоррекции. Подразумевает сочинение и рассказ сказки, изготовление персонажей, медитацию на саму сказку. Дети могут прослушивать сказку лежа (статическая медитация) или двигаясь (психодинамическая медитация).

    Суггестивная психотерапия

    Она делиться на такие виды:

  • гипнотерапия
  • косвенное внушение
  • внушение в бодрствующем состоянии.
  • Гипнотерапия позволяет добиться закрепления психофизиологических показателей, укрепить эмоционально-волевую сферу. Косвенное внушение основано на установке на лечебный эффект при параллельном приеме медикаментов, проведении процедур. Внушение в состоянии бодрствования обязательно входит в программу психотерапии. Его часто применяют при острых невротических реакциях.

    Групповая психотерапия

    Показания к ее проведению:

  • изменения личности ребенка в негативном направлении (эгоцентризм, повышенная притязательность)
  • расстройства аффективного типа и трудности в общении (чрезмерная застенчивость, мнительность)
  • необходимость в дальнейшей коррекции отношений в семье при трудных конфликтах.
  • При выраженной агрессии, отрицательному отношению к терапии, возбудимости ее проводить нецелесообразно.

    Медикаментозная терапия

    Лечение невроза у детей препаратами имеет второстепенное значение, потому что это только снимает симптоматику (напряжение, депрессию, повышенную возбудимость, уменьшает проявления астенического синдрома), но не лечит причину. Она включает в себя:

  • общеукрепляющие средства
  • дегидрационные препараты
  • ноотропы
  • лекарства для уменьшения астении
  • транквилизаторы
  • настои трав с седативным эффектом (валериана, пустырник и др.), принимаются длительно
  • антидепрессанты.
  • Лечение неврозов с учетом его проявлений

    Лечение невротического заикания

    Похожие заболевания и симптомы

    Ипохондрия – состояние расстройства психики человека, которое характеризуется фобией пациента в отношении своего здоровья. Постоянные навязчивые мысли, беспокойство и боязнь заболеть страшным неизлечи.

    Неврозом называют нестабильное психическое состояние человека в результате регулярного воздействия стрессового фактора. Больной постоянно жалуется на проявление у него симптомов разных заболеваний, в.

    Невроз навязчивых состояний или обсессивно-компульсивного расстройство – это патология, которая характеризуется появлением у больного навязчивых сомнений, боязней, мнительности, повышенной тревожности.

    Под обсессией принято понимать навязчивые мысли и представления, от которых человек не может самостоятельно избавиться. Идеи возникают самопроизвольно через различные промежутки времени. Концентрация.

    Детский невроз

    Согласно статистике с каждым годом возрастает численность такого заболевания, как детский невроз. Большую роль в возникновении неврозов играют биологические причины, к примеру, наследственность, но нельзя не принимать во внимание особенности личности и тяжелые семейные обстоятельства. Невроз у детей и подростков – это пограничное психическое расстройство, на него не влияют психотические состояния. Заболевание относится к единой группе, но проявление невроза у детей может быть разнообразным, к тому же имеются отличительные особенности. Они влияют на лечение и развитие болезни.

    Что обуславливает появление?

    Какие причины вызывают невротическую реакцию у ребенка любого возраста? На развитие невроза у детей до года и старше в сильной степени влияют отношения в семье. Если оба родителя имеют ряд личных проблем, придерживаются жестоких правил воспитания и не учитывают индивидуальные особенности, то эмоциональное расстройство прогрессирует. Но семейные причины не являются одним единственным фактором, помимо этого усугубить детский невроз могут следующие моменты:

    1. Изменение образа жизни в худшую сторону, например, разлучение с матерью на долгий срок.
    2. Сильный испуг. На фоне неблагоприятной семейной ситуации ребенок переживает стресс, к примеру, становится свидетелем преступления.
    3. Родовая травма, длительные эмоциональные переживания матери во время беременности.

    Если перечисленные причины сопровождаются в комплексе, то это является решающим толчком для развития невроза у детей разных возрастов. Они могут стать катализатором и в четыре года, и в шесть лет. Неблагоприятное течение беременности сглаживается при мирной семейной обстановке, но тяжелый семейный климат только усугубляет развитие болезни. Если присутствуют все признаки, то важна профилактика. Но в большинстве случаев родители не замечают невротическую реакцию ребенка, лечение отсутствует. По этой причине неврозы у детей и подростков меняют психологический склад их личности.

    Симптоматика заболевания

    Исследования психологов доказывают, что основные признаки психического здоровья ребенка различного возраста – это эмоциональная поддержка родителей. В неблагополучных семьях с их нарушенной эмоциональной атмосферой у детей закладывается недоверие к людям, враждебность, отсутствие естественных реакций и состояний.

    В возрасте до трех лет важно становление самостоятельности. Для дошкольного периода немаловажно формирование адекватной самооценки, принятия себя. Психологи отмечают, что неправильные стили воспитания формируют разные виды невроза у детей. К примеру, эгоцентрическое воспитание формирует истерический невроз у детей, а отвержение способно вызвать неврастению.

    Симптомы неврозов у детей не отличаются яркостью. Их можно отследить по возрастным критериям. Как правило, нарушаются функции, которые развиваются на данном возрастном этапе. Это следующие признаки и симптомы:

    1. От нуля до трех лет нарушаются сомато-вегетативные функции
    2. От четырех до десяти лет нарушаются психомоторные
    3. От семи до двенадцати лет – аффективные функции
    4. От двенадцати до шестнадцати лет – эмоциональные.

    Симптомы невроза у детей специфичны. У детей раннего и дошкольного возраста – это страх. Дети боятся потерять родителей, остаться в темноте или в одиночестве. Они не могут делать обычные вещи, играть, страх парализует. Маленький человечек чувствует беспомощность, такие эмоции вызваны отсутствием поддержки взрослых, их заботы и участия в развитии. К этим эмоциям добавляется страх смерти.

    У детей дошкольного и школьного возраста могут присутствовать еще некоторые симптомы. Это:

    Симптомы могут дополнять тики. невротические подергивания, заикание, энурез, невротический энкопрез (недержание кала). К тому же в симптоматике присутствуют аномалии характера, к примеру, робость, болезненное самолюбие или патологическое фантазирование.

    Виды неврозных состояний

    Какие формы невроза у детей любого возраста существуют? Рассмотрим основные виды заболевания.

    Истерия

    Истерический невроз характеризуется неустойчивостью настроения и эгоцентризмом. Дети младшего возраста могут показывать аффективно-респираторные припадки, то есть задерживать дыхание. Делать это они могут очень правдоподобно. Это часто проявляются при системе воспитания «кумир семьи». Припадки характеризуются театральностью, эмоциональными перепадами. У школьника, например, в восемь-девять лет, истерия может принимать характер соматической болезни. Могут быть жалобы на головную боль, спазмы желудка.

    Неврастения

    Неврастенические проявления характеризуются депрессивными признаками, их не спутаешь с истерическими приступами. Так, у малыша трех лет присутствует потребность спать длительное время, он не интересуется игрушками, не радуется подаркам и сладостям. В старшем возрасте, например, в 13 лет, подросток жалуется на боли в сердце и желудке, ему кажется, что он неизлечимо болен. Основные признаки неврастении – нарушения, связанные со сном.

    Невроз навязчивых состояний

    Особенности неврозов у детей этого вида – страхи, под которыми нет реальных причин. Например, малыш четырех-пяти лет боится пауков, их представителей в любой форме. Подросток старшего возраста уже боится сложных вещей. Это может быть конец света, который объявили псевдоученые или их последователи.

    Помогает ли Larix Sibirica от ВСД и неврозов или это миф?

    Наконец-то раскошелились на 3 курса и готовы дать честный ответ. Но он получился немного странным. Читать

    Основное проявление невроза навязчивых состояний – различные повторяющиеся движения. У каждого страдающего ребенка они индивидуальны. Это может быть потирание рук или их постоянное скрещение. Малыш шмыгает носом, покашливает, чешет затылок. Если обратить его внимание на эту особенность, то он не сможет контролировать движения. Не делать и не повторять навязчивости очень сложно, так как не устранена причина. Если невротическая личность перестала, к примеру, передергивать плечами, то навязчивость может перерасти в другое действие.

    Любое волнение или тревога усугубляют темп навязчивых движений. Тики и заикание входят в группу навязчивых проявлений.

    Энурез

    Иногда энурез бывает единственным признаком невроза. Его следует относить к болезни, если он возникает под влиянием травмирующих ситуаций и их последствий. Если лечение отсутствует, то уже подросток, переживающий такую проблему, может страдать озлобленностью, ранимостью и замкнутостью.

    Пищевой невроз

    Данные невроз проявляется тем, что ребенок отказывается от пищи, его часто рвет. Пищевой невроз может возникнуть как у грудных детей, так и у подростков. Основные последствия отказа от еды – проблемы со здоровьем, нехватка витаминов, анорексия.

    В большинстве случаев виновниками подобного состояния являются родители. Основная причина – насильственное кормление. Это формирует отвращение к продуктам, ритуалу еды. Но дети могут отказываться от пищи и по причине конфликтов в семье. Отсутствие аппетита может сигнализировать о внутренних переживаниях и проблемах.

    Неврозы у детей причины виды неврозов

    Что входит в лечение

    Если специалист диагностировал у ребенка невротическое заболевание, то целесообразно выбрать соответствующее лечение. Делать это нужно обязательно, иначе происходит невротическое развитие личности. Основное лечение – психотерапия. Она направлена в основном на улучшение семейной обстановки, важно скорректировать воспитательный процесс.

    Медикаментозные препараты имеют второстепенное влияние. Важно: все препараты назначают только опытные доктора. Лечить самостоятельно медикаментами нельзя. Обычно используются успокаивающие средства, поливитаминные комплексы.

    Лечение психотерапией разделяется на три группы:

    Специалист изучает климат в семье, актуальны ролевые игры с ребенком младшего возраста. Хорошие результаты показывает арт терапия, аутогенная тренировка. Лечение может быть длительным, важно заинтересованное участие родителей. Иногда лечение бывает с кратковременным результатом, так как ребенок возвращается в неблагоприятную семейную атмосферу.

    Профилактика

    Чтобы предотвратить возникновение неврозов, следует понимать особенности их появления. Немаловажно обеспечение детям правильного воспитания. Лечить болезнь не придется, если у отпрысков сформирована хорошая семейная атмосфера, отрегулирован режим, присутствуют умеренные физические нагрузки.

    Лечить детей до года стоит лаской родителей, только так формируется база доверия к миру. Без обеспечения основного потока любви и терпения, процесс их лечения и профилактики будет не совсем успешен.

    Профилактика также включает устранение недостаточного и нерационального питания, формирование хороших условий для сна. Нарушение сна воздействует на появление астенического состояния.

    Важная информация

    Комплексно лечить невротические состояния у детей разного возраста могут следующие специалисты:

    Источники:
    nmedicine.net, pediatriya.info, www.polismed.ru, lechenienevroza.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное