Показатели нервно психического развития детей первого года жизни таблица

Ориентировочные показатели нервно-психического развития детей до 7 лет

Свободные, координированные движения рук, лри ходьбе не шаркает ногами Бросает мяч двумя руками, опвnкивает и ловит его, не прижимая к груди Прыгает с высоты и в длину на 15- 20 см, подскакивает на месте с отрывом от пола По сигналу может задерживать движение Заводит ключом механическую игрушку, умеет правильно держать карандаш и проводить линии Любит лазать Умеет правильно держать карандаш и проводить горизонтальные и вертикальные линии

Знает 6 основных цветов, подбирает предметы по цвету и опенку Знает и подбирает «КРУГ», «квадрат», «треугольник», умеет сопоставлять по длине, ширине, высоте Правильно ориентируется в пространстве, знает «около», «рядом», «за», узнает на ощупь предметы

Знает «много», «мало», «ОДИН», считает до пяти, знает времена года, времена суток Знает вопросы «что?», «зачем?», «почему?» Внимательно слушает, пересказывает, выделяет существенное звено в сказке, называет сюжет картины Речь фразовая, грамматически оформленная

Появляется сюжетно-ролевая игра с 2-3 детьми Продолжительность игры от 1 О до 40 мин Появляются любимые игры, любит играть со строительными материалами Занимается конструированием более 10 мин, обыгрывает постройку - «гараж», «комната», «домию)

Внимательно слушает, что говорят взрослые, называет взрослых по имени, отчеству Соблюдает элементарные правила поведения в обществе Сформированы гигенические навыки - опрятность, умывание, мытье после туалета

Самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, молнии, не не зашнуровывает ботинки Самостоятельно кушает, при этом правильно держит ложку, умеет пользоваться вилкой Самостоятельно умывается и вытирается

Формируется правильная осанка, правильно держит голову при ходьбе и беге Хорошо координирует дви- жения рук и ног при ходьбе Умеет ходить и бегать по кругу на носочках, взявшись за руки, без боязни прыгает с высоты Может ходить по бруску высотой 20- 30 см и шириной 20 см Ударяет мяч о землю и ловит его Четко координирует движения пальцев при конструиро- вании

Знает восемь цветов, при рисовании использует не только цвета, но и их опен- ки Может расставить предметы в возрастающем и убывающем порядке Ориентируется в сторонах соб- ственного тела и тела собеседника

Считает до пяти сравнивает небольшие количества Формируются обобщенные понятия типа «мебель», «фрукты», <пранспорп) и т.д. В рассказе может выделить причинно- следственные отно- шения Речь фразовая, с хорошим про-. изношением

Увеличивается разнообразие игр, обобщается сюжет -ный замысел игры Стержнем игры являются вза- имоотношения между людьми В игре подчиняется определенным правилам, отража- ющим общественные фун- кции Продолжительность игры 40-50 мин.

Рассуждает по поводу увиденного, делает критические замечания Появляются зачатки ответственности за порученное дело, стремится быть полезным окружающим Умеет подчинять свои желания требованиям взрослых, начинает усваивать правила взаимоотношений

Умеет правильно пользоваться предметами домашнего обихода Умеет поддерживать чистоту и порядок в комнате Полностью самостоятельно одевается, в том числе завязывает шнурки

Движения приобретают лег- кость и изящество, энергичны и точны Увлеченно прыгает с разбега в высоту и длину Размахивается при метании предмета Ловит мяч одной рукой Может ходить боком по скамейке Умеет прыгает на месте, чередуя ноги Свободно рисует карандашом и красками, вырезает ножницами любые формы

Тщательно, планомерно ис- следует предметы зрительно и осязательно Определяет и называет новые геометрические формы - ромб, овал Правильно называет опенки цветов roлубой, розовый, фиолетовый, серый

Считает до десяти, складывает единицы, имеет понятие о делении на равные части Последовательно называет дни недели, времена года Может обобщать 4-5 предметов методом исключения, называет составляющие понятий, обобщаюших предметы Делает последовательные умозаключения по 2- 4 картинкам, рассуждает, речь не косноязычная

Проявляет устойчивый интерес к игре Есть любимые игры и роли Сюжет игры приобретает на- ибольшую полноту, яркость и выразительность В игре наиболее часто отражается жизнь окружающих людей

Согласует свою деятельность с другими людьми Начинает соэнательно выполнять правила поведения, но и следит, чтобы их выполняли другие дети

Все умеет делать самостоятельно - умываться, одевать- ся, пользоваться столовыми приборами Активно поддерживает порядок и чистоту в доме и детсаде Свободно пользуется ножницами

Седьмой год жизни

Может быстро перестраиваться во время движения, равняться в шеренге, колонне, круге Может выполнять ритмичные движения в указанном темпе Может кататься на лыжах, коньках, самокате, трехколесном велосипеде Учится плавать без поддержки, играть в бадминтон, теннис Хорошо умеет работать с разными материалами - бумаroй, картоном, тканью Вдевает нитку в иголку, пришивает пуговицу Может пользоваться пилой и молотком

Правильно называет. простые и сложные геометрические формы Правильно указывает основные различия между геометрическими формами При рисовании использует не только цвета, ни и их опенки

Владеет прямым и обратным счетом в пределах десяти, решает простейшие задачи на сложение и вычитание Дифференцирует количество независимо от формы, величины, обобщает методом исключения, мотивирует Четко устанавливает связи, выделяет существенное звено Владеет большим запасом слов, речь грамматически офор- млена, знает буквы, читает слоги

Создает план игры, совершенствует ее замысел В процессе игры обобщает и анализирует свою деятельность Игра может продолжаться в течение нескольких дней Отдает предпочтение групповым играм

Испытывает сложные мораль- ные переживания за сеои и чужие поступки Способен крити- чески анализиро- вать черты харак- тера и взаимоотно- шения людей Первым здоровается со взрослым, благодарит, усту- пает место, бережно относится к вещам

Выполняет индивидуальные поручения, формируются трудовые навыки, убирает комнату, ухаживает за цветами Способен критически анализировать черты характера Мальчики умеют пользоваться молотком, пилой, рубанком

Под термином «физическое развитие ребёнка» понимают динамический процесс роста (увеличение длины, массы, отдельных частей тела ) в разные периоды детства.

На физическое развитие детей влияет множество факторов,
что иногда чрезвычайно затрудняет выявление причин его нарушения.Косновным критериям физического развития относятмассуидлинутела,окружность головы и грудной клетки, пропорциитела(телосложение,осанку).Основные показатели и формулы, применяемые для ориентировочной оцен-
ки физического развития ребёнка, приведены в таблице 10.1

Основные показатели физического развития детей

Показатели и формулы развития

Масса тела плода в 30 нед — 1300 г на каждую последующую неделю прибавляют 200 г, на каждую недостающую отнимают 100 г Длина тела плода в 25—40 нед: срок гестации в неделях +10 см Окружность головы плода в 34 нед — 32 см на каждую последу- ющую неделю прибавляют 0,5 см, на каждую недостающую отнимают 1 см Окружность грудной клетки плода в 25—40 нед: срок гестации в неделях — 7 см

Масса тела 3300-3500 г Длина тела 51-53 см Окружность головы 35-36 см Окружность грудной клетки 33—34 см Физиологическая убыль массы тела к 3— 5-му дню жизни составляет 3—6% масса тела восстанавливается к 7— 10-му дню жизни

Прибавка массы тела (рассчитывают от массы тела при рождении) — 600 г Увеличение длины тела на 3—4 см Увеличение окружности головы на 1,5—2 см Увеличение окружности грудной клетки на 2 см

Среднемесячная прибавка массы тела — 700 г Увеличение длины тела ежемесячно — 3 см Увеличение окружности головы до 40 см (ежемесячная прибавка 1,5—2 см) и окружности грудной клетки до тех же размеров

Среднемесячная прибавка массы тела — 700 г Увеличение длины тела ежемесячно (после 3 мес) на 2,5 см Увеличение окружности головы до 43 см (ежемесячная Прибавка после 3 мес — 1 см)

Среднемесячная прибавка массы тела (после 6 мес) — 400—600 г, масса тела к 1 году — 10— 11 кг Увеличение длины тела от 6 до 9 мес на 1,5-2 см в месяц от 9 до 12 мес — на 1 см в мес. К 1 году длина тела увеличивается на 25 см и составляет 75—77 см Увеличение окружности головы до 46-47 см (ежемесячная прибавка после 6 мес — 0,5 см)

Масса тела после 1 года увеличивается в среднем на 2—2,5 кг в год до 10—11 лет в дальнейшем масса рассчитывается по формуле n x 5— 20 кг, где n — возраст ребёнка от 12 до 15 лет К 4—5 годам жизни длина тела новорождённого удваивается, т.е. составляет 100—106 см (ежегодная прибавка рассчитывается по формуле: длина тела годовалого ребёнка + 6 х n, где n — возраст в годах). Затем (до 15 лет) исходят из роста 8-летнего ребёнка, равного 130 см. На каждый последующий год прибавляют 5 см, на каждый недостающий отнимают 7 см Окружность головы увеличивается за всю жизнь на 22 см (на 11 см в 1-й год жизни, затем на 1 см ежегодно до 5 лет и составляет в этом возрасте 50 см в последующем до 15 лет по 0,6 см за год)

Таким образом, наиболее активно ребёнок растёт в 1-й год жизни. Так, масса тела новорождённого к 4,5-5 мес удваивается, а к10—11месутраивается. Длина тела за год увеличивается на 25 см. В течение всей жизни человека только у
детей до 3-месячного возраста окружность головы превышает окружность грудной клетки. У доношенных новорождённых эта разница составляет 2см. Быстрое увеличение окружности головы косвенно свидетельствует об интен-
сивном развитии ЦНС в 1-й год жизни.

Для более точной оценки физического статуса разработаны соответствующие таблицы стандартов, в частности, центильные шкалы распределения, получившие широкое распространение во всем мире с середины 70-х годов
XX века. Чаще всего применяют шкалу Стюарта. В ней выделены коридоры 3, 10, 25, 75, 90, 97. Для центильных кривых на оси абсцисс откладывают возраст ребёнка в годах, на оси ординат — значение соответствующего признака.
Кривые разработаны с учётом половой принадлежности. Возрастной (идеальной) нормой служит диапазон признака, свойственный50%здоровыхдетейтого же возраста и пола. Нормальные показатели физического развития ле-
жат в диапазоне 25—75 центилей. Отклонения за пределы 97-го и3-гоцентилей считают патологическими. В тех странах, где нет своих национальных таблиц, ВОЗ рекомендует применять в качестве международного стандарта графики, полученные Национальным центром по статистике здоровья.

Увеличение массы и длины тела у детей происходит неравномерно, волнообразно. Периоды «округления», когда нарастает преимущественно масса тела,
приходятся на возраст 1-4 и 8—10 лет периоды «вытяжения», когда нарастает преимущественно длина тела, — на возраст 5—7 и 11 — 15 лет.

При оценке физического развития необходимо также обращать внимание на эластичность кожи, толщину подкожной клетчатки, тургор мягких тканей, мышечный тонус, психомоторное развитие.

Журнал → Основные показатели нервно-психического развития детей 1-го года жизни

ВозрастНавыки1 месяц
  • Движения глаз становятся координированными, ребенок фиксирует взгляд на ярких предметах и лице взрослого.
  • Резкий звук вызывает вздрагивание и мигание намечается слуховое сосредоточение.
  • Малыш начинает издавать какие-то неопределенные звуки появляется улыбка в ответ на разговор взрослого крик приобретает некоторый эмоциональный оттенок.
  • Попытки удержать голову прямо при вертикальном положении тела удаются ребенку на несколько секунд.
  • Лежа на животе, он пытается приподнимать и удерживать голову.
  • Потягивается.
  • Упирается ножками, поддерживаемый под мышки .
  • Феномен ползания и тонический рефлекс рук держатся.
  • Спит около 20 часов в сутки.
  • 2 месяца
  • Отчетливо выявляется способность зрительного и слухового сосредоточения ребенок гораздо лучше следит глазами за двигающимся предметом, поворачивает голову на человеческий голос, прекращает сосание при показывании ему яркого предмета.
  • Рассматривает висящие над ним игрушки (над грудью примерно на расстоянии 50-70 см).
  • Малыш хорошо поднимает голову и при лежании на животе приподнимает грудь удерживает 1-1,5 минуты голову в вертикальном положении поддерживаемый под мышки, долго стоит, не подгибая ножек.
  • Исчезают симптом ползания и тонический рефлекс рук.
  • Эмоциональные реакции становятся более разнообразными: малыш улыбается в ответ на улыбку, разговор, тормошение и т.д. гулит более определенно.
  • Начинает удерживать предметы всей рукой. Таким образом, двигательные реакции приобретают некоторую целесообразность.
  • 3 месяца
  • Ребенок зрительно сосредоточивается и следит за предметом, находясь в вертикальном положении более длительное время – 5-6 минут.
  • Четко улавливает направление звука, поворачивая голову в сторону последнего.
  • Наблюдавшееся ранее «беспорядочное искание» ртом материнской груди сменяется открыванием рта при приближении к груди, при виде бутылочки или ложечки (условный рефлекс).
  • В ответ на разговор взрослого с ним проявляет радость: улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками (комплекс оживления).
  • Случайно наталкивается руками на игрушку, низко висящую над его грудью.
  • Поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе, в твердую поверхность.
  • Лежа на животе, малыш приподнимает туловище, опираясь на локти и предплечья сидит при поддержке за таз переворачивается со спины на бок свободно держит голову.
  • Движения рук становятся свободными и целесообразными: он тянет предметы в рот, ощупывает пеленку, тянется к игрушкам и т.д.
  • Ребенок иногда узнает мать.
  • Смеется в хорошем настроении и криком выражает неудовольствие, если его оставляют одного или укладывают в кроватку, когда он не хочет спать.
  • Гуление становится разнообразным.
  • Музыкальные звуки вызывают у малыша положительные эмоции.
  • 4 месяца
  • Лежа на животе, ребенок хорошо следит за движущимся предметом, ощупывает материнскую грудь, реагирует своим поведением на незнакомое лицо.
  • Во время кормления придерживает руками бутылочку или грудь матери.
  • Во время бодрствования часто улыбается, издает громкие звуки, много двигается (комплекс оживления).
  • Громко смеется, когда с ним играют.
  • Исчезает физиологическая гипертония мышц ног.
  • Движения становятся более дифференцированными и более свободными: приподнимаясь на руках, малыш опирается только на ладони поворачивается со спины на живот делает «мост» хватает, гладит и удерживает предметы.
  • Рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над его грудью игрушки.
  • Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки.
  • Неудовольствие выражается хныканьем.
  • 5 месяцев
  • Ребенок отлично знает мать, по-разному реагирует на знакомые и чужие лица, не берет чужую грудь, уверенно хватает предметы и тянет их в рот.
  • Различает тон, с которым к нему обращаются.
  • Во время бодрствования подолгу певуче гулит.
  • Малыш хорошо сидит, придерживаясь за что-нибудь руками, но при сидении его спина может быть сильно согнута (симптом «складного ножа»).
  • Взятый под мышки, ребенок стоит прямо, не подгибая ножек делает попытки стянуть накинутую на лицо пеленку.
  • В каждой руке удерживает по одному предмету не менее 20-30 секунд.
  • 6 месяцев
  • Ребенок переворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, пытается ползать на четвереньках, поднимается на ножки при подтягивании его за руки поддерживаемый за грудь, делает первые попытки переступать.
  • Хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую из рук игрушку, сбрасывает пеленку с лица.
  • Эмоциональные проявления более разнообразны.
  • Первые попытки произносить слоги – «ба»,«ма» и т.д.
  • Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
  • 7 месяцев
  • Ребенок тянется к своему отражению в зеркале.
  • Сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении.
  • Поднимается на четвереньки ползает самостоятельно сидит встает на колени, цепляясь руками за сетку манежа поддерживаемый под мышки, хорошо переступает.
  • Движения становятся более целеустремленными.
  • Малыш перекладывает предмет из руки в руку, постукивает игрушкой об игрушку и т.д.
  • Многие движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок: ребенок тянется с рук на руки, протягивает руки матери и знакомым.
  • Появляются повторения слогов – «ба-ба-ба», «ма-ма-ма» и т.д.
  • На вопрос «где?» ищет и находит взглядом предмет (неоднократно называемый и постоянно находящийся в определенном месте).
  • 8 месяцев
  • Ребенок интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему, ищет взглядом нужный предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде новых предметов.
  • Он уже самостоятельно садится и из сидячего положения ложится встает, цепляясь за барьер.
  • Стоит, придерживаемый за одну ручку поддерживаемый за обе руки и цепляясь за спинку кроватки, делает попытки ходить.
  • По просьбе взрослого выполняет разученные с ним движения («ладушки», «до свидания», «дай ручки» и т.д.).
  • Во время бодрствования долго занимается с игрушками.
  • Ест сухарик, который сам держит в руке пьет из чашки, которую держит взрослый.
  • 9 месяцев
  • Малыш ищет спрятанный под пеленку или упавший предмет делает попытки стоять без опоры и переходить от одного предмета мебели к другому, слегка придерживаясь за них руками.
  • Хорошо ходит, поддерживаемый за обе руки садится из вертикального положения встает на колени.
  • Для ребенка в этом возрасте оказываются доступными некоторые элементарные движения: собирает мелкие предметы, достает кубики из коробки следит за падением бросаемых предметов щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослого, и т.д.
  • Подражает взрослому – повторяет за ним слоги.
  • На вопрос «где?» отыскивает несколько знакомых предметов, независимо от их местоположения.
  • Знает свое имя – оборачивается на зов.
  • С предметами обращается по-разному в зависимости от их свойств: катает шар, вынимает один предмет из другого, сжимает и разжимает резиновую игрушку.
  • Хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый, и сам слегка придерживает ее руками.
  • 10 месяцев
  • Ребенок стоит и поднимается без опоры хорошо ходит вдоль опоры и делает попытки ходить за одну ручку подражает движениям взрослых открывает и закрывает дверцы берет мелкие предметы двумя пальцами не отдает отбираемую у него игрушку и т.д.
  • Малыш называет отдельными, но всегда одними и теми же слогами различные предметы, например, собаку -«ав», корову -«му» и т.д. произносит наиболее легкие слова – «мама»,«баба» выполняет простые требования понимает запрещение.
  • Входит на лесенку (3-4 ступеньки) держась за перила.
  • 11 месяцев
  • Употребляет первые слова-обозначения («ав-ав», «кис-кис», «дай»).
  • Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер (на вопрос «где киса?» приносит и дает плюшевую, меховую, резиновую игрушку-кошку).
  • По предложению взрослого выполняет разученные действия с сюжетными игрушками (покачай лялю, покажи у кисы глазки).
  • Овладевает новыми действиями с предметами: накладывает один кубик на другой, разбирает и собирает пирамидку.
  • Стоит самостоятельно.
  • Пытается снять носок приседает без опоры нагибается при поднимании предмета без приседания хорошо ходит за руку.
  • 12 месяцев
  • Легко подражает новым слогам, употребляет около 10 слов.
  • Увеличивает запас понимаемых слов, понимает по слову (без жеста) названия нескольких предметов, разученных действий и знает имена нескольких взрослых и детей (где мама? где Таня? как ляля пляшет? покорми кису и т.д.).
  • Указывает части тела, выполняет большое количество требований.
  • Самостоятельно ходит (встает, идет, садится – все самостоятельно и не от предмета к предмету).
  • Пьет из чашки, сам держит ее.
  • 10 Июнь 2011 в 12:57

    Показатели нервно-психического развития детей 1-3 лет

    Первым элементом режима дня считается утреннее пробуждение и кормление, после которого малыш около часа бодрствует. Желательно создавать условия для этого деятельного состояния. Чтобы ребёнок не уснул, его выкладывают на живот, с ним ласково разговаривают, привлекают внимание яркой игрушкой. В период бодрствования проводят все гигиенические процедуры. В это время нужна одежда, не затрудняющая движений. Для этой цели незаменимы ползунки и свободная кофточка с зашитыми рукавами. У детей, которых продолжительное время туго пеленают, координация движений развивается хуже. Утомившись, ребёнок опять засыпает. У детей в возрасте 1-4 месяцев в течение дня совершается 4 таких цикла (кормление, бодрствование, сон). Если первое кормление проводится в 6 часов, то ночной сон по режиму дня начинается после купания и кормления в 20 ч 30 мин с перерывом на последнее кормление в 23 ч 30 мин, во время которого следует избегать яркого света и громкого разговора.

    Первые изменения в режим дня ребёнка вносят в 5-месячном возрасте: уменьшается до 5 число кормлений, удлиняются промежутки активного бодрствования, сокращается частота и длительность дневного сна. Следующее изменение режима дня приурочивают к 9 месяцам. Здоровый малыш этого возраста может бодрствовать 3 часа без утомления. Практически все 9-месячные дети отказываются от третьего дневного сна.

    Строгое соблюдение режима дня имеет важное значение для сохранения здоровья малыша, его правильного развития и выработки полезных навыков. Постоянное повторение одних и тех же действий тренирует способность нервной системы выполнять их почти автоматически с наименьшей затратой сил. Частые отступления от режима дня разрушают приспособительные механизмы детского организма (условный рефлекс на время). В таких случаях у детей нарушается сон, они могут долго спать днём и не засыпать поздно вечером. Всё это не на пользу малышу и нарушает нормальный ритм жизни семьи.

    Неукоснительное соблюдение режима дня детьми в возрасте 1 - 7 лет является основным правилом для поддержания их высокого эмоционального тонуса и имеет большое воспитательное значение. Несоблюдение режима разрушает взаимосвязь биологических ритмов детского организма.

    Главенствующее место в режиме дня детей после года занимает бодрствование. Дальнейшее развитие и укрепление нервной системы ребёнка позволяют ему бодрствовать без перерыва более длительное, чем в грудном возрасте, время. У него отпадает потребность во втором дневном сне, и малыш к полутора годам постепенно переходит на одноразовый сон. Продолжительность дневного сна на втором году жизни 3,5 часа, третьем - 2,5, в возрасте 3 - 5 лет - 2, к концу дошкольного возраста - 1,5 часа. Если ребёнок днём систематически просыпается раньше положенного срока, значит, он быстрее отдохнул и восстановил свои силы для активных действий и удерживать его больше в постели нет нужды. Лежание без сна ничего не даёт ребёнку, он начинает шалить и активно сопротивляться пребыванию в постели либо может приобрести черты будущего «лежебоки».

    Приведённые в таблице 2 примерные режимы дня представляют схему, на которую следует ориентироваться. В зависимости от особенностей развития ребёнка, его здоровья, условий быта семьи в неё могут быть внесены соответствующие изменения. Детей с хорошим физическим и нервно-психическим развитием можно переводить на следующий возрастной режим несколько раньше, а ослабленных, длительно болевших лучше некоторое время оставить на режиме младшей возрастной группы. Если ребёнок спокойно относится к двухразовому дневному сну, быстро засыпает, лучше не спешить с переводом его на режим с одноразовым сном. И наоборот, когда малыш ранее полутора лет отказывается спать днём 2-й раз, можно раньше перейти на следующий возрастной режим. Отклонения режима дня по бытовым условиям семьи не должны быть резкими. Все режимные моменты можно сдвинуть на один час. Но при этом следует соблюдать интервалы между отдельными режимными моментами и длительность последних.

    Интервалы между кормлениями у детей преддошкольного и дошкольного возраста, даже сместившись во времени, должны составлять 3,5 - 4 часа, максимальная длительность бодрствования у детей до 1,5 лет - 3,5-4,5, от 1,5 до 2 лет - 4,5 - 5,5, в возрасте 2-3 лет - 5,5-6, 3-6 лет – 6-6,5 часа, продолжительность ночного сна в преддошкольном возрасте - 10,5-11, в дошкольном – 10-10,5 часа.

    Должны быть предусмотрены 3 прогулки на воздухе по 1,5-2 часа.

    Любые компоненты режима дня должны носить стойкий характер и выполняться постоянно. У детей преддошкольного возраста это особенно важно в связи со сравнительно быстрым образованием положительных условных рефлексов и трудностью их переделки. Ломка установившегося распорядка жизни ребёнка особенно трудна, следствием её могут быть срывы в нервной деятельности, проявляющиеся нарушениями поведения, сна, отказом от еды.

    Если режим дня соответствует развитию и физиологическим возможностям ребёнка, то он легко к нему привыкнет. Правильное чередование бодрствования и сна предупреждает переутомление и создаёт условия для нормального развития двигательной активности, воспитывает уравновешенность, приучает ребёнка легко подчиняться семейному распорядку.

    Показатели нервно психического развития детей первого года жизни таблица

    1. Назовите показатели нервно психического развития у детей с рождения и до 6 месяцев.

    2. Назовите показатели нервно психического развития у детей с 6 до 12 месяцев жизни.

    3. Назовите показатели нервно психического развития у детей с 12 до 18 месяцев жизни.

    4. Назовите показатели нервно психического развития у детей с 1,5 до 3 лет.

    5. Назовите показатели нервно психического развития у детей от 3 до 14 лет.

    6. Перечислите группы нервно психического развития детей.

    7. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 0-2 месяца.

    8. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 2-5 месяцев.

    9. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 5-10 месяцев.

    10. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 10-18 месяцев.

    11. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 18-24 месяца.

    12. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 2-7 лет.

    13. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 8-12 лет

    14. Перечислите принципы организации режима дня у детей в возрасте 12-18 лет.

    15. Назовите порядок развития локомоции и статики у ребенка первого года жизни.

    16. Назовите закономерности формирования двигательной сферы.

    17. Опишите рефлексы новорожденного и сроки их исчезновения.

    18. Назовите критерии оценки нервно-психического развития ребенка.

    Тестовые задания для самоконтроля:

    Выбрать один правильный ответ.

    1. Установите соответствие рефлексов:

    А. орального автоматизма 1. сосательный рефлекс

    Б. спинального автоматизма 2. Бабкина

    таблички

    для мам и детишек

    Основные показатели нервно-психического развития детей 1-го года жизни

    Каждый малыш индивидуален, и темпы развития у всех детей тоже очень разные. Какие-то навыки могут опережать приведенные в таблице нормы, а другие, наоборот, отставать. Тем не менее, отставание развития ребенка на большой срок или сразу по многим параметрам должно служить сигналом к тому, что его развитию следует уделить повышенное внимание.

  • Движения глаз становятся координированными, ребенок фиксирует взгляд на ярких предметах и лице взрослого.
  • Резкий звук вызывает вздрагивание и мигание намечается слуховое сосредоточение.
  • Малыш начинает издавать какие-то неопределенные звуки появляется улыбка в ответ на разговор взрослого крик приобретает некоторый эмоциональный оттенок.
  • Попытки удержать голову прямо при вертикальном положении тела удаются ребенку на несколько секунд.
  • Лежа на животе, он пытается приподнимать и удерживать голову.
  • Потягивается.
  • Упирается ножками, поддерживаемый под мышки.
  • Феномен ползания и тонический рефлекс рук держатся.
  • Спит около 20 часов в сутки.
  • Отчетливо выявляется способность зрительного и слухового сосредоточения ребенок гораздо лучше следит глазами за двигающимся предметом, поворачивает голову на человеческий голос, прекращает сосание при показывании ему яркого предмета.
  • Рассматривает висящие над ним игрушки (над грудью примерно на расстоянии 50-70 см).
  • Малыш хорошо поднимает голову и при лежании на животе приподнимает грудь удерживает 1-1,5 минуты голову в вертикальном положении поддерживаемый под мышки, долго стоит ,не подгибая ножек.
  • Исчезают симптом ползания и тонический рефлекс рук.
  • Эмоциональные реакции становятся более разнообразными: малыш улыбается в ответ на улыбку, разговор, тормошение и т.д. гулит более определенно.
  • Начинает удерживать предметы всей рукой. Таким образом, двигательные реакции приобретают некоторую целесообразность.
  • Ребенок зрительно сосредоточивается и следит за предметом, находясь в вертикальном положении более длительное время - 5-6 минут.
  • Четко улавливает направление звука, поворачивая голову в сторону последнего.
  • Наблюдавшееся ранее беспорядочное искание ртом материнской груди сменяется открыванием рта при приближении к груди, при виде бутылочки или ложечки (условный рефлекс).
  • В ответ на разговор взрослого с ним проявляет радость: улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками (комплекс оживления).
  • Случайно наталкивается руками на игрушку, низко висящую над его грудью.
  • Поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренном суставе, в твердую поверхность.
  • Лежа на животе, малыш приподнимает туловище, опираясь на локти и предплечья сидит при поддержке за таз переворачивается со спины на бок свободно держит голову.
  • Движения рук становятся свободными и целесообразными: он тянет предметы в рот, ощупывает пеленку, тянется к игрушкам и т.д.
  • Ребенок иногда узнает мать.
  • Смеется в хорошем настроении и криком выражает неудовольствие, если его оставляют одного или укладывают в кроватку, когда он не хочет спать.
  • Гуление становится разнообразным.
  • Музыкальные звуки вызывают у малыша положительные эмоции.
  • Лежа на животе, ребенок хорошо следит за движущимся предметом, ощупывает материнскую грудь, реагирует своим поведением на незнакомое лицо.
  • Во время кормления придерживает руками бутылочку или грудь матери.
  • Во время бодрствования часто улыбается, издает громкие звуки, много двигается (комплекс оживления).
  • Громко смеется, когда с ним играют.
  • Исчезает физиологическая гипертония мышц ног.
  • Движения становятся более дифференцированными и более свободными: приподнимаясь на руках, малыш опирается только на ладони поворачивается со спины на живот делает мост хватает, гладит и удерживает предметы.
  • Рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над его грудью игрушки.
  • Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки.
  • Неудовольствие выражается хныканьем.
  • Ребенок отлично знает мать, по-разному реагирует на знакомые и чужие лица, не берет чужую грудь, уверенно хватает предметы и тянет их в рот.
  • Различает тон, с которым к нему обращаются.
  • Во время бодрствования подолгу певуче гулит.
  • Малыш хорошо сидит, придерживаясь за что-нибудь руками, но при сидении его спина может быть сильно согнута (симптом складного ножа).
  • Взятый под мышки, ребенок стоит прямо, не подгибая ножек делает попытки стянуть накинутую на лицо пеленку.
  • В каждой руке удерживает по одному предмету не менее 20-30 секунд.
  • Ребенок переворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, пытается ползать на четвереньках, поднимается на ножки при подтягивании его за руки поддерживаемый за грудь, делает первые попытки переступать.
  • Хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую из рук игрушку, сбрасывает пеленку с лица.
  • Эмоциональные проявления более разнообразны.
  • Первые попытки произносить слоги - ба,ма и т.д.
  • Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
  • Ребенок тянется к своему отражению в зеркале.
  • Сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении.
  • Поднимается на четвереньки ползает самостоятельно сидит встает на колени, цепляясь руками за сетку манежа поддерживаемый под мышки, хорошо переступает.
  • Движения становятся более целеустремленными.
  • Малыш перекладывает предмет из руки в руку, постукивает игрушкой об игрушку и т.д.
  • Многие движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок: ребенок тянется с рук на руки, протягивает руки матери и знакомым.
  • Появляются повторения слогов - ба-ба-ба, ма-ма-ма и т.д.
  • На вопрос где? ищет и находит взглядом предмет (неоднократно называемый и постоянно находящийся в определенном месте).
  • Ребенок интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему, ищет взглядом нужный предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде новых предметов.
  • Он уже самостоятельно садится и из сидячего положения ложится встает, цепляясь за барьер.
  • Стоит, придерживаемый за одну ручку поддерживаемый за обе руки и цепляясь за спинку кроватки, делает попытки ходить.
  • По просьбе взрослого выполняет разученные с ним движения (ладушки, до свидания, дай ручки и т.д.).
  • Во время бодрствования долго занимается с игрушками.
  • Ест сухарик, который сам держит в руке пьет из чашки, которую держит взрослый.
  • Малыш ищет спрятанный под пеленку или упавший предмет делает попытки стоять без опоры и переходить от одного предмета мебели к другому, слегка придерживаясь за них руками.
  • Хорошо ходит, поддерживаемый за обе руки садится из вертикального положения встает на колени.
  • Для ребенка в этом возрасте оказываются доступными некоторые элементарные движения: собирает мелкие предметы, достает кубики из коробки следит за падением бросаемых предметов щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослого, и т.д.
  • Подражает взрослому - повторяет за ним слоги.
  • На вопрос где? отыскивает несколько знакомых предметов, независимо от их местоположения.
  • Знает свое имя - оборачивается на зов.
  • С предметами обращается по-разному в зависимости от их свойств: катает шар, вынимает один предмет из другого, сжимает и разжимает резиновую игрушку.
  • Хорошо пьет из чашки, которую держит взрослый, и сам слегка придерживает ее руками.
  • Ребенок стоит и поднимается без опоры хорошо ходит вдоль опоры и делает попытки ходить за одну ручку подражает движениям взрослых открывает и закрывает дверцы берет мелкие предметы двумя пальцами не отдает отбираемую у него игрушку и т.д.
  • Малыш называет отдельными, но всегда одними и теми же слогами различные предметы, например, собаку -ав, корову -му и т.д. произносит наиболее легкие слова - мама,бабавыполняет простые требования понимает запрещение.
  • Входит на лесенку (3-4 ступеньки) держась за перила.
  • Употребляет первые слова-обозначения (ав-ав, кис-кис, дай).
  • Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер (на вопрос где киса? приносит и дает плюшевую, меховую, резиновую игрушку-кошку).
  • По предложению взрослого выполняет разученные действия с сюжетными игрушками (покачай лялю, покажи у кисы глазки).
  • Овладевает новыми действиями с предметами: накладывает один кубик на другой, разбирает и собирает пирамидку.
  • Стоит самостоятельно.
  • Пытается снять носок приседает без опоры нагибается при поднимании предмета без приседания хорошо ходит за руку.
  • Легко подражает новым слогам, употребляет около 10 слов.
  • Увеличивает запас понимаемых слов, понимает по слову (без жеста) названия нескольких предметов, разученных действий и знает имена нескольких взрослых и детей (где мама? где Таня? как ляля пляшет? покорми кису и т.д.).
  • Указывает части тела, выполняет большое количество требований.
  • Самостоятельно ходит (встает, идет, садится - все самостоятельно и не от предмета к предмету).
  • Пьет из чашки, сам держит ее.
  • Источники:
    vikidalka.ru, www.baby.ru, studopedia.ru, bestkids.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное