Психологическая помощь детям и подросткам пережившим психическую травму

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ, ПЕРЕЖИВШИМ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ТРАВМУ


Когда мы встречаемся с ребенком, пережившим психологическую травму, то, как правило, уже знаем или догадываемся о случившемся, однако взрослые должны помнить, что детям трудно говорить о случившемся. Поэтому от психолога и учителя требуются определенные усилия для создания условий откровенного рассказа ребенка о пережитом. Ключевой момент работы с таким ребенком — выяснить смысл молчания (или отрицания), что дает возможность снять с ребенка ответсгнениость за деятельность родителей, если они причастны к травме.
Но здесь необходимо учитывать следующее.
Во-первых, насколько мы можем доверять ребенку. Ведь он может и фантазировать. В этом случае взрослые должны знать, что нужны убедительные причины для возникновения таких фантазий: ведь ребенку непросто решиться на такой обман. Очевидно одно: ребенок нуждается в нашей помощи, ему необходима уверенность в том, что ему верят.
Во-вторых вопрос закрытости информации. Эго очень серьезная проблема. Сексуальное злоупотребление — тяжкое преступление, за которым следует большое наказание. Необходимо ли сообщать, в милицию о том, что рассказал ребенок? Вопрос очень сложный этически. Англичане считают, что таинство исповеди — атрибут церкви. Психолог, учитель не имеют права обещать конфиденциальности. Более того, они обязаны предупредить ребенка, в каких случаях и куда, возможно, ему придется обратиться. Нужно отметить, что в Англии психологи — государственные служащие. Более того, они считают, что обязанность любого профессионала, обнаружившего наличие сексуальных злоупотреблений, принять срочные меры к их прекращению.
Очень большую роль играет пол психолога: для большей открытости лучше, чтобы он был одного пола с ребенком.
Дети, подвергшиеся сексуальному насилию, часто (особенно в семье) воспринимают себя неспособными контролировать ситуацию. Это необ-ходимо учесть и дать ребенку почувствовать, что он может управлять ситуацией: продолжительность, частота, количество встреч с психологом должны быть согласованы с ребенком и строго соблюдаться. Заранее следует оговорить, как ребенок может вмешиваться в процесс, например изменять регламент. Одна только регулярность работы дает ребенку ощущение твердой почвы под ногами.


Необходимо отметить, что иногда сексуальные злоупотребления длятся годами, что не может не наложить отпечаток на ребенка. Поэтому педагогу или психологу следует быть готовым к встрече с неприятными детьми, детьми со странностями.
В чем может состоять психологическая помощь таким детям? Самое главное — это реагирование и вопрос персональной ответственности. Дети имеют право чувствовать себя спокойно в любви и безопасности. Они не должны заниматься самообвинениями. Часто такие дети не видят альтернатив своему поведению и не могут остановить процесс регулярных страданий. Поэтому одна из целей работы — научить защищать себя, говорить "нет".
Поскольку детям трудно говорить о том, что с ними произошло, а также по многим другим причинам, рекомендуется "проработать" психологическую травму в игре. Эго могут быть физические упражнения, направленные на психологическую разрядку и релаксацию, психодраматические упражнения, например разыгрывания сказок. Это могут быть сюжеты, придуманные самими детьми, или готовые сюжеты. Во многих сказках, так или иначе отражаются основные моменты психологической травмы. Например, сказка "Три поросенка" прекрасно применялась при работе с детьми, пострадавшими от землетрясения в Армении. Там есть момент, когда разрушаются домики поросят и они вынуждены спасаться. Сказка для детей из семей алкоголиков — "Аленький цветочек", так как там" своей любовью надо расколдовать чудовище. Я не могла долго найти подходящую сказку для детей, переживших инцестное насилие. Очень близкой к этому сюжету, как это ни странно, оказалась сказка "Машенька и медведь"! Там ведь тоже Машеньку заставляют ублажать медведя, потому что она ему нравится! И медведь настолько полюбил ее, что ей пришлось применить хитрость, чтобы попасть к бабушке и дедушке.
Используется также драматизация Библии. Считается, что ребенок, проигрывая разнообразные роли из библейских сюжетов, приобретает богатый жизненный опыт пребывания в различных состояниях.
Необходимо учитывать следующие моменты.

Сказки должны иметь позитивное разрешение. Всегда должен быть найден и проигран приемлемый выход из сложной ситуации, даже если его нет в самой сказке. Не стоит давать ребенку заигрываться в роли агрессора. И наконец, после проигрывания сюжета должно последовать обсуждение того психологического опыта, который ребенок получил, находясь в роли.
Я здесь упомянула лишь некоторые специфические моменты, но, конечно, человек, который решается работать в этой технике, должен быть знаком с психологией травматического стресса, а также овладеть приемами групповой психологической работы.
К другому направлению оказания психологической помощи относится использование специальных средств реабилитации. Мне довелось просматривать английский каталог детских реабилитационных средств. Чего там только нет! И фанерные домики в рост ребенка, которые легко падают и вновь легко восстанавливаются. И специальные "неустойчивые" качели для детей, боящихся утраты "почвы" под ногами (это часто бывает после землетрясения или несчастных случаев, связанных с разрушением жилища).
К средствам неспецифической терапии относятся! всевозможные песочницы и ванночки с водой, чтобы дети могли|играть с водой и песком. Известно, что игры с песком и водой обладают сильнейшим терапевтическим эффектом.
Это пластилин, работа с которым позволяет ребенку осуществлять тактильное познание и взаимодействие с миром, нарушенные особенно в случаях насилия. Краски, которые можно брать в рот и которые легко отстирываются от детской одежды. Очень хорошо, если ребенок лепит или рисует себя, обозначает свою схему тела и даже разрисовывает его. Это способствует психологической разрядке, а также гармонизирует схему ела.
Для эмоциональной саморегуляции может быть применен приборчик, сконструированный на основе гальванической реакции кожи. Дело в том, что кожно-гальваническая реакция (КГР) является показателем нашего эмоционального состояния. Поэтому достаточно ребенку взять в руки этот приборчик, как тот начинает проигрывать ту или иную мелодию, в зависимости от психологического состояния ребенка. Зная, какая мелодия соответствует его оптимуму, ребенок может учиться саморегуляции.
Для работы с последствиями различных психологических травм в английском каталоге предлагаются всевозможные кукольные наборы для игры. Это кукольная операционная с операционным столом, хирургом и т.д. Это — кабинет зубного врача, больничная палата, где на кровати лежит кукла с загипсованной ногой и рукой. Это набор кукол для проигрывания ситуации с дорожно-транспортным происшествием: машина полиции, скорая помощь, полицейские, ограждения, другая машина, которая, по-видимому, и попала в аварию, и т.п.
Для работы с семейными травмами предлагаются наборы "семейных" кукол: куклы — мама, папа, подростки, младенцы, бабушка, дедушка и т.д. Все эти куклы имеют вторичные половые признаки, более того, они имеют национальность! Есть куклы черные, есть китайцы, есть латино-американцы и т.п.
Но более всего меня потрясли куклы — инвалиды! Одна кукла — на коляске, другая — слепая с собакой-поводырем, кукла без ноги. Причем эти куклы выглядят вполне довольными жизнью. Кукла без ноги, например, стоит на лыже, у нее лыжные палки, одета в свитер, на котором написано "Тренер по лыжам".
Естественно, применение таких средств сильно облегчает работу психологов, учителей и социальных работников.
В наших условиях непросто найти все перечисленные средства, но всегда можно, имея несложный набор кукол, плюшевых и других игрушек, проиграть практически любую ситуацию. Фантазия довершит сходство с реальностью.
Кроме того, в помощь психологам, учителям и школьным психологам существующие в большинстве стран мира психологические кризисные центры распространяют буклеты для детей и взрослых. Очень важно, чтобы ребенок и взрослый сами знали, что с ними происходит, как помочь себе и когда требуется обратиться за профессиональной помощью.
В приложении я привожу два буклета: один общий, созданный для взрослых и детей, направленный на то, чтобы они могли помочь себе сами, а другой разработан для родителей и педагогов с тем, чтобы они могли лучше помочь детям.

Страница 3 из 9

Критическая ситуация.
Посттравматическое стрессовое расстройство

Анализ основных подходов для определения ситуации как критической, несущей угрозу личностному развитию, нарушающей взаимодействие и адаптацию человека в социальной среде, позволяет выделить следующие необходимые условия ее возникновения:

  • эмоциогенный источник, находящийся в окружающей среде, который воздействует на человека, представляет определенную «значимость» для него и таким образом создает конфликтообразующую почву
  • индивидуально-типологические особенности личности, которые определяют внутриличностный компонент развития критической динамики. Этот элемент может быть представлен направленностью личности и выражаться в активно- или пассивно-приспособительном типе поведения
  • индивидуальные восприятия-когниции ситуации, которые представляют субъективную картину критической ситуации. Если человек воспринимает ситуацию, интерпретирует и типизирует ее как критическую, то это предполагает наличие у него представлений о том, что это есть критическая ситуация для него.
  • Критическая ситуация — это вид социальной ситуации она складывается в результате одномоментного сильного или слабого, но длительного психологического травматизирования совокупностью событий внешнего или внутреннего мира. Эти воздействия преломляются в психике человека и сопровождаются ситуационными реакциями, имеющими тенденцию перехода в индивидуальные паттерны реагирования (стереотипы поведения) в виде «защитно-компенсаторных» образований.
    Критическая ситуация отражается на когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах, а также проецируется на психологическое время личности. Ее проявлениями являются: стресс, фрустрация, психологический кризис, внутриличностный конфликт, ситуационные реакции на эмоциогенные раздражители и т.п.
    Для критической ситуации характерно то, что она не всегда осознается человеком. О ее наличии или переживании судят по косвенным признакам. Особенно отчетливо это проявляется в девиантном поведении подростков как форме компенсации и защиты.
    Основаниями для выделения критической ситуации могут выступать: концепты потребностей — в зависимости от того, какая потребность, мотив блокированы внутреннее психическое напряжение индивидуальные ситуационные реакции индивидуальные паттерны реагирования — стереотипы поведения. Попадая в критическую ситуацию или воспринимая ее как таковую, человек начинает взаимодействовать с ней. Он и ситуация выступают друг для друга в качестве объекта и субъекта взаимодействия, которое можно представить как переживание-преодоление критической ситуации.
    На начальном этапе возникновения критической ситуации человек выступает в качестве объекта ее воздействия. По мере развития ситуации человек становится действенным субъектом взаимодействия. В ходе этого процесса происходит изменение ситуации в сторону ее преодоления или ухудшения, углубления. Поэтому человек либо идет по пути становления-развития, либо деградирует как личность.

    Психологическая помощь детям и подросткам пережившим психическую травму

    Критическая ситуация порождает следующие противоречия, способствующие развитию девиантного поведения у подростков:

  • противоречие образа «Я» — возникает в момент ощущения человеком «утраты себя» и еще не наступившего «обретения себя», противоречие смыслов и их содержания вследствие этого возникает смыслоутратность
  • возникающее в критической ситуации внутриличностное противоречие сопровождается переживанием-преодолением его самого и ситуации в целом это ведет к трансформации личности
  • психологические коллизии подростка и его девиантное поведение детерминированы этой трансформацией, коренящейся в критической ситуации его существования.
  • При взаимодействии индивида с ситуацией происходит трансформация, перестройка внутреннего мира человека (или какой-либо его части): нарушается устойчивость, целостность «Я-концепции» субъекта изменяется его самосознание, возникают нигилизм, нравственный скептицизм, цинизм, моральная неустойчивость, душевное опустошение и т.п. Эти феномены отражают скорее переходное состояние личности, оказавшейся в ситуации невозможности жить по-прежнему, уберечь некогда устойчивую систему «Я» от разрушения. Это состояние есть «утрата себя».
    Необходимо учитывать, что устойчивая система «Я» может формироваться в процессе переживания-преодоления критической ситуации. Это зависит от качественного характера переживания-преодоления критической ситуации. При неконструктивном переживании девиантное поведение подростков выступает как защитно-компенсаторное образование, которое, с одной стороны, поддерживает целостность «Я», а с другой — ухудшает адаптацию подростка к среде. Кроме этого, возникают трудности при решении задач, встающих перед подростком в процессе выхода из критической ситуации. Этим объясняется то, почему подростки с отклоняющимся поведением не стремятся изменить себя в лучшую сторону.
    Как только под воздействием критической ситуации произошла «утрата себя», индивид совершает напряженную внутреннюю работу по перестройке, преобразованию своего внутреннего мира, которую можно назвать процессом «обретения себя». При этом усложняется и дифференцируется рефлексивное «Я», ведется поиск преодоления внутриличностных противоречий, для того чтобы выстроить новый, усложненный, сбалансированный и достаточно устойчивый образ «Я». Эти противоречия связаны с нарушением целостности и устойчивости представлений о себе.
    Т.Б.Карцева выделяет следующие формы разрешения этих противоречий:

  • процесс развития личности, «обретение себя», процесс «становления»
  • быстрая адаптация, идущая по облегченному, проложенному кем-то пути
  • инволюция личности, вызванная неспособностью человека справиться с усложняющейся, дифференцированной системой «Я»
  • конструктивное решение противоречия, связанное с нахождением внутренних ресурсов личности
  • творческое создание индивидуализированной, вновь выстроенной «Я-концепции».
  • Следствием переживания критической ситуации подростком может выступать процесс переосмысления, переоценки своего прошлого, изменения целей и смысла жизни, а также связанная с перестройкой образа «Я», потеря или смена ведущих мотивов.
    Таким образом, устойчивость личности, ее «Я-концепции» является для человека условием успешного преодоления возникающих трудностей, порожденных критической ситуацией. При угрозе нарушения устойчивости срабатывают многообразные защитные механизмы. Травматический характер определенного события зависит от того значения, которое оно имеет для человека, т.е. от «личностного смысла» воздействующего стимула.
    Травмированный, переживший чрезвычайно сильные и разрушительные эмоции человек очень боится их повторения. Если эмоции прорываются наружу, человек теряет контроль над собой, своим поведением и совершает непоправимые поступки. Дети, пережившие травму, становятся рассеянными, у них ухудшается память, внимание, что сказывается на их низкой успеваемости. Эмоциональное напряжение влияет на физическое здоровье, приводит к возникновению психосоматических нарушений, расстройств, болезней на "нервной почве".
    При долговременных стрессах возникает потребность в искусственных успокоительных средствах, поэтому дети начинают довольно рано курить, употреблять наркотики, алкоголь, транквилизаторы, токсические вещества. У ребенка меняется восприятие прошлого, настоящего и будущего под воздействием травмы, в результате чего он остается таким же по возрасту, каким был во время получения травмы. Если травма была в более раннем возрасте, то ребенок не становится психологически зрелой личностью, а остается инфантильным долгое время. По данным статистики, люди, пережившие психологические травмы, более часто совершают самоубийства, увлекаются алкоголем, наркотиками, с ними чаще происходят несчастные случаи.
    Столкновение ребенка любого возраста с травматической ситуацией, ее переживание показывают нереальность имеющихся иллюзий. Разрушение иллюзий – очень болезненный процесс для любого взрослого человека, а для ребенка – вдвойне. Открывая для себя переживания, полученные в результате травмы, ребенок обесценивает все свои усилия: зачем хорошо учиться, стараться быть хорошим, ходить в школу, если это не дает чувства защищенности, нужности кому-то. И очень важно, что последует за этим открытием. Если человек выбирает путь выхода из иллюзий в мир опасный, но реальный, верит в себя, то он будет преодолевать трудности, стоящие перед ним, а значит, он повзрослеет и станет выше на уровень своего развития как личность. Если не сможет преодолеть барьер иллюзий, то в человеке укрепится убеждение в существовании новых иллюзий, и он будет верить в них, жить в придуманном им самим мире иллюзий.
    Продолжительность периода от начала возникновения кризиса до выхода из кризисной ситуации зависит от тяжести травмирующего события, индивидуальной реакции ребёнка, сложности задач возрастного периода, которые должны быть решены ребёнком на данном этапе его жизни, имеющихся у ребёнка и его окружения ресурсов. В среднем состояние активного дисбаланса адаптации продолжается до четырёх–шести недель.
    Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) возникает как отставленная и/или затяжная реакция на стрессовое событие или критическую ситуацию (кратковременную или продолжительную) угрожающего или катастрофического характера.
    Следствием таких ситуаций могут быть различные нарушения, обычно их разделяют на группы: острые ПТСР (продолжительностью менее трёх месяцев), хронические (продолжительностью 3 месяца и более) и отсроченные (проявляющиеся по крайней мере через 6 месяцев после пережитого стресса).
    Посттравматические нарушения характеризуются:

  • повторением травматического переживания в мыслях, снах и воспоминаниях
  • ослаблением связей с жизнью, проявляющемся в сдерживании эмоций, ощущении оторванности от других и уменьшении активности в значимых видах деятельности
  • возникновением и развитием психосоматических симптомов (нарушение сна, расстройства памяти).
  • Специфически детских особенностей ПТСР нет, но есть возрастная специфика, проявляющаяся в том, что на разных возрастных этапах на первый план выходят те или иные симптомы ПТСР.
    Примерный перечень стрессовых реакций и посттравматических расстройств у детей:

  • Кратковременное психотическое нарушение.
  • Ночные кошмары.
  • Страх разлуки.
  • Нарушение способности к реактивной привязанности.
  • Диссоциативная амнезия.
  • Диссоциативная фуга.
  • Конверсионное нарушение.
  • Деперсонализация.
  • Специфические страхи.
  • Панические атаки.
  • Депрессивные эпизоды.
  • Соматизация.
  • Пограничные личностные нарушения.
  • ПТСР протекает по-разному в разных возрастах. Детям, пережившим психическую травму, достаточно трудно понять, что с ними произошло. Это прежде всего связано с их возрастными особенностями, им не хватает социальной и психологической зрелости. Ребёнок не в состоянии осознать смысл происходящего, он просто запоминает саму ситуацию и свои переживания в этот миг.

    Лекция 3. Психотерапия при некоторых видах психических расстройств

    Лекция 14. Психотерапия с детьми в стрессовых и постстрессовых состояниях

    Настоящая глава посвящена описанию симптоматики и общих направлений коррекции стрессовых состояний, возникающих в результате психологической травмы — острых и отсроченных (посттравматических). Понятие психологическая травма, введенное в трудах З. Фрейда и К. Г. Юнга, рассматривалось в психоаналитическом ключе. Однако в последние десятилетия оно стало использоваться представителями самых разных научных школ и приобрело намного более широкое значение.

    Психологической травмой (психотравмой) называют особо тяжелые переживания, грубо нарушающие нормальную психическую жизнь человека. Психотравма может быть следствием как внешних жизненных обстоятельств, так и внутриличностного конфликта (столкновения несовместимых побуждений). Тяжелая психотравма может приводить к пограничным психическим расстройствам, наиболее специфичными из которых являются острая реакция на стресс и посттравматическое стрессовое расстройство.

    Острая реакция на стресс (ОРС) развивается в первые минуты или часы после воздействия психотравмирующей ситуации. Ее продолжительность варьируется от нескольких минут до нескольких дней. Главные признаки ОРС — высокое эмоциональное напряжение, сужение сознания, фрагментарная ориентировка в месте и времени, грубые нарушения организации психической деятельности, выраженные физиологические проявления: учащение сердцебиения, потливость, тошнота, нарушения сна и аппетита.

    Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) возникает как отсроченная, отставленная или затяжная реакция на действие длительного и (или) особо тяжелого стресса [1]. ПТСР может развиться и в том случае, если непосредственно после психотравмы не наблюдалось острого стрессового состояния. Его первые проявления могут быть отставлены на несколько месяцев от психотравмы (до полугода, а в отдельных случаях даже больше). Это хроническое заболевание, которое характеризуется волнообразным течением с периодическими обострениями. Причиной таких обострений часто становятся новые стрессы, а также ситуации, напоминающие о психотравме. Дети и подростки представляют собой группу риска по отношению к ПТСР, поскольку у них еще недостаточно развиты личностные ресурсы, позволяющие эффективно справляться с последствиями травматических ситуаций.

    Причины и проявления психологических травм у детей и подростков

    Причины психологических травм никогда не лежат целиком вне психики человека. Даже, казалось бы, чисто внешнее, объективное событие приводит к психотравме не само но себе, а в результате его определенного восприятия субъектом. Событие, порождающее острый стресс у одного человека, может быть относительно легко пережито другим. Однако имеются некоторые типичные причины психологических травм (экстремальные ситуации).

    Экстремальные ситуации могут быть как локальными, так и массовыми. Локальные экстремальные ситуации затрагивают отдельного человека или отдельную семью. Это может быть автокатастрофа, пожар в квартире, ситуация, угрожающая жизни и здоровью, тяжелая болезнь самого человека или кого-то из его близких, смерть кого-либо из членов семьи. Для ребенка источником психологических травм часто служат семейные конфликты, в особенности — развод родителей.

    Наиболее травматичные случаи — это насильственная смерть и суицид (самоубийство). Для ребенка особенно травматичная смерть кого-либо из родителей. Психотравма бывает особенно глубокой в тех случаях, когда ребенок был непосредственным свидетелем смерти. Источником тяжелых психологических травм становится насилие — как внутрисемейное, так и внесемейное. Особенно глубокие психологические травмы возникают в результате сексуального насилия. Младенцу тяжелую психотравму может нанести длительная разлука с матерью [2] .

    Массовые экстремальные ситуации затрагивают большие группы людей. Иногда это может быть целый город или даже регион. Причинами этого становятся:

    • стихийные бедствия (наводнения, землетрясения, ураганы, цунами, извержения вулканов и т.п.)

    • техногенные катастрофы (крушения транспорта, разрушение зданий, аварии на производстве, крупные пожары и т.п.)

    • социальные бедствия (войны, теракты, крупномасштабные социально-политические кризисы и т.п.).

    Основные проявления психологической травмы сходны, независимо от того, вызвана ли она локальной или массовой психотравмирующей ситуацией, порождена ли она природной, техногенной или социальной катастрофой. Однако в случаях массовых катастроф эти проявления бывают особенно сильно выражены.

    Систематическое изучение последствий психологической травмы у детей и подростков началось сравнительно недавно. Еще в 1980-х гг. высказывалось мнение, что переживание катастрофы не приводит к существенным нарушениям психического развития [3]. Предполагалось, что благодаря пластичности детской психики негативное воздействие экстремальных ситуаций может быть сравнительно легко преодолено без специальной психологической помощи. Однако последующие исследования этого не подтвердили. Было установлено, что даже спустя несколько лет после пережитой психотравмы у детей и подростков сохраняются существенные психологические нарушения, интенсивность которых со временем не уменьшается [4] .

    Первой реакцией па тяжелую психологическую травму часто становится шоковое состояние, подверженность которому особенно высока у детей. Оно может проявляться в форме патологической заторможенности или, напротив, хаотического патологического возбуждения. В первом случае ребенок бледен, малоподвижен (вплоть до ступора), его движения замедлены. В его позе отражается общая скованность, напряженность. Мимика выражена слабо (маскообразное лицо). Выражение лица может быть нейтральным, грустным или испуганным. Речь бедная, тихая, вплоть до еле слышного шепота. Иногда наблюдается мутизм. Реакция на внешние воздействия резко ослаблена. Ребенок может не отвечать на задаваемые ему вопросы, не обращать внимания на окружающих, пытающихся вступить с ним в контакт.

    При патологическом возбуждении наблюдается высокая, но нецеленаправленная двигательная активность. Ребенок может куда-то бежать, метаться по комнате, кричать, громко плакать. Возможны агрессивные или деструктивные (разрушительные) действия. При патологическом возбуждении, так же как и при патологической заторможенности, резко снижена реакция на любые внешние воздействия. Нередко эти состояния у одного и того же ребенка чередуются: заторможенность сменяется возбуждением, затем снова наступает заторможенность и т.д.

    Таким образом, общей характеристикой шокового состояния в обеих его формах является отсутствие целенаправленной активности и снижение контакта с окружающим миром. Типичны также острые вегетативные реакции, грубые нарушения сна, отказ от еды. В медицинской классификации шоковому состоянию соответствует диагноз ОРС.

    На следующем этапе к ребенку возвращается способность к целенаправленной деятельности, хотя се продуктивность все еще существенно снижена, типичны падение активности, астения. В благоприятном случае -если в целом психика ребенка достаточно устойчива, если ему оказана необходимая психологическая помощь и поддержка — начинается возвращение к нормальному состоянию. В более тяжелых случаях данный этап характеризуется появлением симптомов ПТСР.

    Детальный анализ психологических последствий психотравм у детей и подростков провели У. Юл и Р. М. Уильяме [5]. Они называют следующие наиболее распространенные симптомы:

    • трудности сепарации (стремление постоянно находиться рядом с родителями, спать вместе с ними и т.п.)

    • снижение способности к концентрации (в частности, трудности в сосредоточении на школьной работе), временное снижение памяти, утрата некоторых навыков, имевшихся ранее

    • навязчивые мысли, страхи, повышенная настороженность и подозрительность

    • нарушения общения с родителями и сверстниками

    • утрата жизненных перспектив

    • чувство вины, депрессия

    • повышение уровня тревожности, вплоть до приступов паники.

    Многие исследователи указывают, что у детей, испытавших психологическую травму, наблюдается постоянное воспроизведение пережитого в разных формах: в ярких устрашающих визуализациях (флэшбэк), в многократных играх на тему травматического события, в кошмарных сновидениях. Дети ожидают и боятся реального повторения этого события [6]. стараются постоянно контролировать ситуацию, боятся закрыть глаза, потерять из виду родителей. Психотравма часто приводит к обострению эмоциональных или поведенческих нарушений, имевшихся раньше. Капризный ребенок становится еще более капризным, замкнутый — еще более замкнутым и т.д.

    Нередко окружающие взрослые замечают в первую очередь нарушения в поведении ребенка, не видя стоящих за ними эмоциональных проблем. Наиболее заметны такие формы поведения, как агрессия, деструктивные (разрушительные) действия, негативизм. У подростков нередко наблюдается использование психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков), которые способствуют временному повышению настроения, помогают хотя бы ненадолго забыть о травмирующем событии.

    Одним из самых типичных последствий психологической травмы у детей является регрессия, т.е. возврат к формам поведения и взаимоотношений с окружающими, типичным для предшествующих возрастных периодов. Это может быть, к примеру, стремление подростков играть в дошкольные игры, спать с родителями и т.п. Регрессия свидетельствует о наличии психологического кризиса, преодоление которого является необходимым условием дальнейшего развития личности.

    Демонстрируя инфантильное поведение, ребенок осознанно, а в большинстве случаев бессознательно старается вернуться к предшествующей системе отношений с окружающими. Прежняя система отношений для него более безопасна, чем нынешняя, поскольку она гарантирует ему заботу и защиту. В результате регрессии ребенок не участвует в соответствующих его возрасту формах деятельности и общения с окружающими (взрослыми и сверстниками). Это путь к психологической инвалидизации, которая может грубо нарушить все дальнейшее психическое развитие.

    Если психологическую травму переживает вся семья, положение становится особенно сложным [7]. В этом случае восстановлению социальной ситуации развития, адекватной возрасту ребенка, препятствует не только его собственное состояние, по и неспособность родителей построить с ним правильные отношения. В частности, они нередко боятся даже ненадолго отпустить от себя ребенка, поддерживая и культивируя симбиотическую связь с ним. Вместе с тем иногда родители эмоционально дистанцируются от ребенка, не зная, как реагировать па те или иные его проявления или опасаясь заразить его своими собственными негативными переживаниями. Таким образом, в семье, пережившей психологическую травму, часто наблюдается противоречивое сочетание бытового симбиоза с эмоциональной отстраненностью. Ребенок постоянно находится около родителей, однако эмоциональное общение между ними резко ослаблено.

    Последствия психотравмы могут растягиваться на неопределенно долгий период. В ряде случаев имеется риск появления заболевания, которое определяется как хроническое изменение личности после переживания катастрофы. Оно характеризуется:

    • враждебным или недоверчивым отношением к миру

    • ощущением опустошенности и безнадежности

    • хроническим волнением, ощущением постоянной угрозы и существования на грани

    Это состояние нередко является пожизненным. При наличии своевременной психологической помощи риск его возникновения резко снижается.

  • [1] Horowitz M.J. Post traumatic stress disorders: psychosocial aspects of the diagnosis // International Journal of Menial Health. 1990. Vol. 19. P. 21-36. См. также: Психология посттравматического стресса. М. Институт психологии РАН, 2009.
  • [2] См. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М. Академический Проект, 2006.
  • [3] Quarantelly Е. L. An Assessment of Conflicting Views on Mental Health: the consequences of traumatic events // Trauma and its Wake / C. R. Figlev (ed.). N.Y. Brunner/Mazel. 1985. P. 4, 173-215.
  • [4] McFarlane A. C. Family functioning and overprotection following a natural disaster: the longitudinal effects of post-traumatic morbidity. Australian and New Zealand Journal of Psychiatry. 1987. Vol. 21. P. 210-218. См. также: Yule w. Smith P. Post Traumatic Stress Disorders /Rutter's Child & Adolescent Psychiatry / M. Rutter et al. (eds). Oxford. Blackwell, 2008. P. 686-697 Nader K. 0. Assessing Traumatic Experiences in Children and Adolescents: Self-Reports of DSM PTSD Criteria B-D Symptoms // Assessing Psychological Trauma and PTSD / J. P. Wilson. & Т. M. Keane (eds.). N.Y. Guilford Press, 2004. P. 513-537.
  • [5] Юл У. Уильяме Р. М. Стратегии вмешательства при психических травмах, возникших вследствие масштабных катастроф // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лейна и Э. Миллера. С. 275-309.
  • [6] TerrL. С. Childhood Traumas: an Outline and Overview // American Journal of Psychiatry. 1991. Vol. 148. P. 10-20. См. также: Webb, N. В. The Impact of Traumatic Stress and Loss on Children and Families // Mass Trauma and Violence: Helping Families and Children Cope (Social Work Practice with Children and Families) / N. B. Webb (ed.). New York. Guilford Press, 2004. P. 3-22.
  • [7] McFarlane A. C. Family functioning and overprotection following a natural disaster: the longitudinal effects of post-traumatic morbidity. P. 210-218.
  • Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

    Источники:
    scicenter.online, www.vashpsixolog.ru, studme.org

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное