Психология детей с нарушением зрения

Конструктивная деятельность детей с нарушением зрения

Общая характеристика конструктивной деятельности детей с нарушениями зрения.

Анализ конструктивной деятельности детей с нарушением зрения показывает. Что наиболее результативным способом его осуществление является выявление и усвоение правила конструирования в процессе обследования образца и создание его модель в умственном плане.

Процесс сравнения воспринимаемого с образами представлений является наиболее эффективным и продуктивным. Однако только старшие слепые дошкольники овладевают этим способом решения конструктивных задач. Он является важным условием правильного выполнения задания и им начинают пользоваться даже дети младшего дошкольного возраста, хотя его результативность еще очень невелика.

Слепые дети всех возрастов таких заданий отстают от своих зрячих сверстников по результативности выполнения таких заданий, однако к концу дошкольного возраста они начинают справляться с заданием и именно способов мысленного оперирования образами, работая в умственном плане и по правилу.

Формирование мышления у слабовидящих и слепых дошкольников

Особенности развития мышления слабовидящих и слепых дошкольников

Формирование мышления у слабовидящих и слепых имеет ряд особенностей.

Отмечаются трудности установления смысловых связей между объектами, изображенными на картинке, затруднения при классификации предметов.

У детей дошкольного возраста операции анализа, сравнения, обобщения сформированы в разной степени, свидетельствующей в большинстве случаев об отставании в развитии мышления.

Для слепых и слабовидящих дошкольников характерно недостаточное развитие наглядно-образного и наглядно-действенного уровней мыслительной деятельности, что определяет своеобразие конкретно-понятийного мышления и трудности в решении математических задач. Причины этого - нарушение зрительного восприятия и ограниченный наглядно-действенный опыт.

У некоторых слабовидящих и слепых нарушения предметных обобщений оказывают влияние на формирование речи, развитие высших корковых функций.

Развитие воли у слабовидящих дошкольников

Общая характеристика волевого развития слабовидящих дошкольников

Целенаправленность и саморегулирование своего поведения, связанные со способностью преодолевать препятствия и трудности, характеризуют волю человека.

Уже само определение воли свидетельствует о том, что для слабовидящего она играет очень важную роль в самоопределении личности и своей позиции в обществе, поскольку им приходится преодолевать больше трудностей, чем зрячим в обучении и приобретении профессиональных знаний в том же объеме и того же качества.

К тому же в отечественной и зарубежной тифлопсихологической литературе показывается меньшая активность слабовидящих в познании окружающего, особенно в раннем и дошкольном возрасте, когда выключение зрительного анализатора снижает внешнюю стимуляцию ребенка. Поэтому в тифлопсихологии существуют две противоположные позиции -- позиция, утверждающая негативное влияние нарушения зрения на волевые качества, и позиция, при которой необходимость преодоления трудностей формирует сильную крепкую волю.

Психологические особенности детей с нарушением зрения &hearts

В формировании психики детей с нарушениями зрения необходимо исходить из возможностей и потребностей детей, с учетом их особенностей, связанных с дефектом зрения. Особенности деток, отличающие их от сверстников с нормальным зрением, проявляются уже при первом знакомстве.

  • не очень хорошо скоординированные, недостаточно целенаправленные, неуверенные движения (не достаточный объем движений)
  • контакт глазами, общение жестами - ограничен, или почти отсутствует
  • речевой контакт организован лучше, но у детей трех - четырех лет в большинстве случаев – задержка речевого развития. У детей постарше - часто встречаются признаки речевой расторможенности и вербализма (ребенок может очень много говорить об отвлеченных вещах, и не уметь ответить на конкретный вопрос об окружающем мире, составить простой рассказ по картинке).
  • в пробах на динамический праксис и реципроктную координацию большинство детей испытывают значительные затруднения. Пальцевые пробы выполняются лучше.
  • Процедура обследования может занимать в 1,5-2 раза больше времени из-за того, что слабовидящему ребенку нужно давать больше времени на выполнение задания из-за сложностей восприятия и замедленной обработки информации, а также из-за трудностей в организации своей деятельности ребенком, неточности движений и т.д. Для них характерна большая неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в более частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому, переводе оценки в вербальный коммуникативный план.

    Многим детям нужна дополнительная стимуляция для удержания внимания, подбадривания для выполнения задания из-за неуверенности, скованности и нерешительности ребенка.

    Слабовидящие дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. В значительной степени это обусловлено характером поражения зрения, происхождением дефекта и личными особенностями детей. Дети в одной возрастной группе, имея примерно одинаковые зрительные диагнозы, могут очень сильно отличаться по уровню развития интеллекта и психоневрологическому статусу.

    Нарушения в эмоционально-волевой и коммуникативной сферах - как правило, для детей с нарушениями зрения характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению.

    Игры таких детей отличаются меньшей развернутостью по сравнению с играми обычных детей, им в большей степени требуется организующая помощь взрослого, на первых порах на всем протяжении игры. Правила игры приходится много раз повторять заново, и, хотя действия детей, как правило, стереотипны, фрагментарность восприятия мешает им удерживать целостный образ игрового сюжета. Трудности усвоения предметных действий приводят к тому, что многие дети даже старшего дошкольного возраста в спонтанном поведении остаются на уровне предметно-практической деятельности.

    Нарушения зрения связаны также с трудностями двигательного развития: отсутствие стереоскопического восприятия, монокулярный характер зрения у детей с амблиопией и косоглазием снижает двигательную активность детей.

    Имея меньшую подвижность и малый опыт общения, они плохо ориентируются в элементах выразительных движений тела и плохо используют крупную моторику для выражения своих чувств, желаний, тем самым не создают для себя систему двигательных образов, отражающих отношение к объектам и субъектам коммуникаций, не имеют четких образов выражения своих чувств в пантомимике. Вследствие этого и возникает непонимание языка пантомимики у других и трудности собственных коммуникаций.

    Кроме того, для детей с нарушением зрения, особенно при общении на расстоянии, характерно неточное восприятие жестов вследствие снижения остроты центрального зрения и нарушения бинокулярности. Они реже пользуются жестами и только, как правило, для уточнения словесной информации, что связано с несформированностью средств невербальной коммуникации. Обращает на себя внимание и тот факт, что таким детям очень сложно услышать другого ребенка, речь их обычно монологична, и они очень мало интересуются тем, что говорят партнеры по игре. С одной стороны, это может быть связано с недостаточностью восприятия, с другой стороны, возможно, сказывается влияние опекающего воспитания в семье.

    Поведению детей с нарушениями зрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слабо развиты неречевые формы общения. Для них характерны стереотипии - косная привязанность слова к образу одного конкретного предмета или явления тормозит деятельность воображения, мешает использованию слов и понятий в нестандартных ситуациях, комбинировать и создавать новые образы.

    В результате в содержании придуманных детьми рассказов мало своих собственных сюжетов. В основном в них представлены картины и отрывки из известных сказок и рассказов. Но и они страдают стереотипностью, малой вариативностью, отсутствием целостности слабо проявляется эмоциональность, оригинальность и законченность повествований.

    Изучение творчества детей с нарушением зрения показывает влияние зрительной недостаточности на темп развития креативной творческой игры и требует специальной коррекции, обучающего этапа, направленного на прочное овладение способами игрового действия, выражение своих эмоций, что в дальнейшем позволяет детям проявлять и развивать свой творческий потенциал.

    Конечно, имеет значение и общая соматическая ослабленность детей, посещающих коррекционное дошкольное учреждение. Все большее количество детей при поступлении в детский сад кроме глазных заболеваний имеют сопутствующие нарушения деятельности центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, других органов. Если к этому обстоятельству прибавить еще тот факт, что ребенку с нарушенным зрением приходится гораздо больше потрудиться, чтобы получить и переработать все возрастающий поток информации, который окружает его сегодня со всех сторон, становится понятно, что такие нагрузки не могут не отражаться на неокрепшей психике малыша. В итоге недостаточная сформированность произвольных психических процессов и возникновение пассивной позиции по отношению к окружающему, вызывающему у него отрицательные эмоции, замедляет и затрудняет процесс становления саморегуляции.

    Для того чтобы выяснить степень и уровень возможности к саморегуляции необходимо в первую очередь выяснить знание ребенком себя, представление своего внешнего образа, знание возможностей своих органов чувств, которые формируются на основе собственных проб, проверок своих физических качеств, двигательных способностей и понимания того, что ему нравится или не нравится, что он может или не может выполнять.

    Специфика по сравнению с нормой в большинстве случаев количественная - у нормально видящих больше и полнее словесных описаний, хотя они также не используют специфические обозначения цвета и формы.

    Практически все дети с амблиопией и косоглазием не говорят об осязании, как средстве познания окружающего мира, а выделют функцию руки, как поддержку при падении, т.е. помощь зрению, что характеризует трудности передвижения и ориентаций в пространстве, в то время как нормально видящие выделяют осязающую функцию руки в общении, в познании окружающих предметов. Это свидетельствует о том, что, несмотря на недостатки зрительной перцепции дети с амблиопией и косоглазием опираются в основном на нее, слабо используя осязание, слух, вкус, обоняние и т.д.

    Готовность к школе

    К 7-ми годам у ребенка возникают трудности восприятия, обусловленные изменением ведущей деятельности с игровой на учебную: он "начинает замыкаться и становится неуправляемым".

    Диагностика готовности к обучению в школе проводится в подготовительных группах ежегодно в апреле-мае. Результаты обследования показывают, что дети, посещающие коррекционный детский сад, в основном хорошо подготовлены к школе, от 40 до 60 процентов детей имеют высокие показатели в данном тестировании.

    Методика включает в себя следующие тесты:

  • "Найди правило". Выявляет умение найти закономерность.
  • "Заселение дома". Выявляет уровень развития логического комбинаторного мышления.
  • "Схематическая запись слов под диктовку". Выявляет уровень развития фонематического слуха.
  • "Бессмысленные слоги". Определяет сформированность тонкой моторики руки.
  • "Внимание. Ориентация. Количество» Выявляет уровень развития внимания, способность к ориентации в пространстве, сформированность представления о количестве.
  • "Приглашение в гости" - определяет уровень сформированности наглядно - схематического мышления, умения пользоваться правилом.
  • Чаще всего дети лучше справляются с заданиями на логическое мышление и фонематический слух, так же они хорошо с написанием бессмысленных слогов, и с заданиями на ориентировку. Трудности же, зачастую, возникают при выполнении теста "Заселение дома" (на комбинаторные умения) и в задании на определение количества, особенно на соотношение больше-меньше.

    Количество детей с низким уровнем школьной готовности составляет обычно от 10 до 20 процентов от общего количества выпускников детского сада.

    Кризис 7-ми лет, возникающий у нормально видящих детей, характеризуется тремя основными симптомами:

  • потерей непосредственности,
  • манерничанием,
  • симптомом "горькой конфеты".
  • Этот возрастной период связан с переходом к новой для детей ведущей деятельности - обучению . Изменение ведущей деятельности предъявляет ребенку новые требования, которые он должен принять, выполняя функции ученика. Однако понимание и принятие необходимости новых требований еще не значит, что они влекут за собой их обязательное выполнение.

    Если в дошкольном возрасте знания о своих особенностях зрения еще не вызывали глубоких отрицательных эмоций, то конец младшего школьного возраста и переход к среднему связан с кризисом самооценки. У детей начинают преобладать отрицательные эмоции, возникающие как результат переоценки ценностей. Происходит изменение внутренней позиции ребенка, отношения к учению, его мотивации, отношения к сверстникам и учителю.

    Если в первые годы обучения в школе мнение учителя не только принималось на веру, но и его требования считались непререкаемыми, то к концу младшего школьного возраста учебная деятельность теряет свое ведущее значение, а отношение к учителю подвергается строгой переоценке. Учитель становится не только носителем знаний - ребенку важно его отношение к ученикам и их проблемам в жизни.

    Критерии, по которым выделяются дети с нарушением эмоциональной сферы среди слепых и слабовидящих ( достаточно того, чтобы ребенок удовлетворял хотя бы одному из критериев ):

  • неспособность учиться, которую нельзя объяснить интеллектуальными, сенсорными факторами и здоровьем ребенка
  • неспособность успешно стоить межперсональные отношения с учащимися и учителями
  • неадекватный тип поведения и самочувствия при нормальных условиях или обстоятельствах
  • преобладающее общее настроение депрессии или чувствование себя несчастным
  • тенденция к развитию физических симптомов страха, связанных с персоналом в школе или школьными проблемами.
  • Важное место принадлежит взрослому, включающемуся в игру как равноправный партнер. Элементы обучения, включенные в игру, подготавливают детей к переходу и овладению учебной деятельностью. Наряду с игровыми методами необходимо использовать так же и арт-терапевтический подход, способствующий формированию целостного и позитивного представления об окружающем мире.

    Огромное значение имеет отношение родителей к дефекту ребенка и вытекающие из этого различные системы отношений в семье. Переоценка нарушения зрения ведет к излишней опеке и способствует развитию эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации и негативных моральных качеств. Недооценка дефекта ведет к неоправданному оптимизму и равнодушию, к легкомыслию и утрате чувства долга.

    Родители же слабовидящего ребенка часто склонны излишне жалеть и оберегать его, спешат удовлетворять любые желания и капризы, воспитывая тем самым у него эгоизм и иждивенческие наклонности.

    В раннем детстве ребенок субъективно не осознает систему требований к себе, но постепенно к концу дошкольного периода он начинает действовать по программе взрослых, т.е. она становится и его программой. Таким образом, требования, выдвигаемые учителем, становятся требованиями к себе самого ребенка.

    В современном обществе разработанно большое количество систем коррекции и компенсации зрительного дефекта медико-психолого-педагогическими средствами, которые показали возможности детей с нарушением зрения достигать высокого уровня психического развития, преодолевая негативное влияние зрительного дефекта как на формирование сенсорной, так интеллектуальной и эмоциональной сфер личности.

    Психология детей с нарушениями зрения

    Зрительная функция у этой категории отклоняющегося развития может быть нарушена полностью или частично, то есть дети могут быть полностью слепыми или слабовидящими. В 92% случаев слепота или слабовидение имеют врожденный характер, а, значит, дети не имеют вообще или имеют минимальные зрительные впечатления. Это накладывает большой отпечаток на познание окружающего мира.

    Психология детей с нарушением зрения

    Особенности развития процессов познания

    Слепота, слабовидение негативно проявляются во всех областях психофизиологии таких детей. Информация об окружающем, получаемая ими, значительно искажена из-за того, что нет впечатлений о мире, доставляемых зрением, а получаемая при помощи других сенсорных систем информация минимальна. Даже физическое развитие детей нарушено – их движения неточны, не настолько интенсивны, как у детей без патологии.

    Особенности внимания

    Психология детей с нарушением зрения

    Особенности психологии детей с нарушениями зрения заключаются в том, что возможности их внимания значительно превосходит аналогичные возможности у зрячих. При целенаправленной работе успешно развиваются такие качества внимания, как:

  • Широта, объем,
  • Интенсивность (сосредоточенность),
  • Активность,
  • Целенаправленность,
  • Возможность переключения.
  • Развивая свое внимание, дети таким образом компенсируют недостаток информации для создания полного образа действительности.

    Развитие ощущения и восприятия

    Психология детей с нарушением зрения

    Дети со зрительными нарушениями стараются в полной мере использовать самые минимальные остатки зрения. При полной слепоте сенсорная система ребенка претерпевает структурные изменения, опираясь на тактильные стимулы – осязание. Так, например, обучаясь чтению по системе Брайля, слепые дети осваивают ее гораздо быстрее слабовидящих.

    Большое значение в познании мира такими детьми отводится слуху, который обладает для них гораздо большей ценностью, чем для зрячих.

    Слуховые ощущения для таких детей делятся на

  • речевые ощущения,
  • музыкальные ощущения,
  • шумы.
  • Интенсивность использования слуха слепыми и слабовидящими делает их более развитыми в музыкальном и речевом развитии, хотя эти качества не являются врожденными, как иногда это преподносит общественное мнение.

    Особенности памяти

    Психология детей с нарушением зрения

    Структура дефекта накладывает свой отпечаток на такую особенность психологии слепых детей, как противоречия между большим объемом памяти и скорости запоминания. Этим детям приходится держать в памяти гораздо больший объем информации, чем их сверстникам. Однако из-за того, что они неточно воспринимают окружающие предметы и явления, такие дети имеют проблемы с запоминанием материала.

    Воспроизведение информации у таких детей тоже страдает, потому что оно опирается на прошлый опыт, а там эти образы не находят надежной опоры. Для развития памяти нужно использовать все возможности оставшихся сохранными анализаторов – слуха, осязания.

    Мышление, речь, общение

    Психология детей с нарушением зрения

    Для развития наглядно-образного мышления таким детям нужна опора на реальный предмет или его часть. При специальной работе к началу обучения такой ребенок уже в состоянии выделять главные и второстепенные признаки предметов. Мыслительные процессы этих детей не зависят от патологии зрения.

    При развитии речи не отмечается больших различий между обычными и слепыми детьми за исключением того, что у таких детей в словаре довольно много слов, за которыми не стоит конкретное содержание. Именно речь дает ребенку с дефектами зрения возможность продвигаться в психическом развитии.

    Речь направляет, уточняет, проводит коррекцию процессов познания и восприятия предметного мира. Специфика речи таких детей в том, что у них недостаточное соответствие слов и образов, слабое использование таких выразительных средств, как использование мимики и пантомимики, что влияет на выразительность.

    Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы

    Очень важный момент - осознание своего дефекта в возрасте 4-5 лет, понимание отличия от зрячих сверстников в подростковом возрасте, что дает тяжелые эмоциональные переживания. Эти дети испытывают страх пред неизвестным, они более ранимы и эмоциональны, имеют сниженную самооценку.

    Видео: Совместная методика лечения и обучения детей со слабым зрением


    Виртуозно определяя по интонации и голосу состояние говорящего, они очень точно могут оценить многие качества личности собеседника. Вместе с тем, нередко наблюдается неадекватная самооценка, заниженная или завышенная, желание доказать зрячим сверстникам свое превосходство.

    Особенности психического развития детей с нарушениями зрения тесно связаны со структурой дефекта, временем его возникновения, условиями воспитания и социализации таких детей, отношением социума к ним.

    Поделиться в социальных сетях:

    Психология ребенка с нарушением зрения

    С самого рождения ребёнка все его движения и предметно-практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения. Несомненно, что поражение зрения или полная слепота обуславливают значительные ограничения чувственного познания.

    Зрительное восприятие связано со всей сенсорной системой человека, влияет на психофизическое развитие, формирование эмоционально-волевой сферы. Вторичные отклонения затрагивают познавательные процессы, речь и мышление слабовидящих дошкольников. Зрительное восприятие у слабовидящих детей отличается большой замедленностью, узостью обзора, сниженной точностью. Формирующиеся у них зрительные представления менее яркие и чёткие, чем у нормально видящих сверстников. Часто зрительные представления искажены. Несмотря на это, зрение остаётся ведущим анализатором.

    Внимание — обязательное условие всякой деятельности. Т.к. у ребёнка с аномалиями зрения низкая познавательная активность, то развитие внимания как непроизвольного, так в последствии и произвольного замедляется. В компенсаторном развитии слабовидящих детей большая роль принадлежит совершенствованию внимания во всём многообразии его качеств.

    Память дошкольников с патологией органа зрения также имеют свои особенности. Неточность зрительных представлений, малый чувственный зрительный опыт затрудняют формирование процессов памяти: запоминания, забывания, воспроизведения и узнавания. Наиболее уязвимыми оказываются последние. Это связано с особенностями зрительных ощущений и восприятий слабовидящих дошкольников.

    Зрительная патология влияет на формирование речи дошкольников. В психологии различают следующие функции речи: коммуникативная, обобщающая, регулирующая. Особенности формирования коммуникативной функции речи заключаются в трудностях восприятия образцов артикуляции. Это осложняет формирование фонетической стороны устной речи. Затруднено и овладение словарным запасом, т.к. у слабовидящих дошкольников сужен объём воспринимаемого пространства и ограничено поле деятельности. В свою очередь, это ведёт к отклонению в формировании и смысловой стороны коммуникативной функции речи.

    Особенности формирования мыслительных процессов у детей с нарушением зрения зависят от индивидуальных особенностей развития всех психических процессов ребёнка. В развитии человека нет ничего изолированного. Отклонение любой функции организма, любой стороны психического развития влечёт за собой изменения и перестройку всех функций и сторон. Мышление как высшая форма отражения действительности в детском возрасте связано со всеми психическими процессами. Особенности ощущения и восприятия, внимания и памяти влияют на формирование всех мыслительных процессов. Для качественного процесса обобщения необходимо иметь достаточный запас чувственного опыта, уметь выделять главное, существенное. Для развития аналитико-синтетической деятельности необходимо овладение сенсорными эталонами, прочными динамическими стереотипами, стойкими процессами дифференцирования поступающих сигналов из внешнего мира. Следовательно, эти процессы вырабатываются в деятельности ребёнка. На формирование процесса абстрагирования влияет практический опыт ребёнка, что тоже возможно только в деятельности.

    Существенное значение имеет компенсация функций повреждённого органа за счёт деятельности других анализаторов. Компенсация дефекта происходит в условиях специально организованного коррекционного образования, направленного на максимальное развитие каждого слабовидящего ребёнка. Активное участие в организации данного процесса принимает педагог-психолог.

    Поступление в детский сад — первая ступенька в формировании самостоятельных общественных отношений ребёнка вне привычных условий дома. Это новые люди, незнакомая обстановка, более сложные требования — всё это может вызвать страх у маленького человека. Ведь ребёнок с нарушением зрения находится в более тяжёлых условиях, так как плохо видит окружающее пространство, внешний облик людей.

    В нашем дошкольном учреждении адаптационная работа с детьми начинается со знакомства с зонами группы. Мы рассказываем малышу об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы — это поможет ему в преодолении страха незнакомого пространства. Всю работу проводим в игровой форме. Следующий шаг — знакомство со взрослыми, которые будут окружать, и со сверстниками. Обычно ребёнок с глазной патологией испытывает страх перед общением, потому передо мной стоит важная задача — научить ребёнка общаться и играть с другими детьми.

    Чтобы процесс адаптации прошёл легче в новых условиях, перед поступлением ребёнка в детский сад проводятся встречи-консультации с родителями. На таких встречах изучаем диагноз заболевания, узнаём о личностных особенностях ребёнка, его привычках и пристрастиях. Эта информация необходима для того, чтобы найти индивидуальный подход к малышу, снизить уровень стрессового воздействия. Первые дни, если у малыша есть проблемы с привыканием к условиям детского сада, родители присутствуют в группе. Для ребёнка с нарушением зрения новая обстановка — всегда стрессовый фактор, а присутствие родителей придаёт ему уверенности и смелости.

    После того как ребёнок пройдёт адаптацию к условиям детского сада, тщательно подбираю инструментарий для полного и глубокого обследования его личностных особенностей, распознания социально-психологических характеристик воспитательного микросоциума, особенностей семейного воспитания. На основании полученных результатов совместно с участниками группы сопровождения разрабатываем и составляем индивидуальный маршрут для каждого слабовидящего ребёнка, учитывая уровень его возможностей, желания и интересы.

    Готовясь к занятиям, коррекционный материал подбираю индивидуально, в зависимости от особенностей психического развития, обусловленного нарушениями зрения. Детей комплектую в подгруппы с учётом целей актуального и ближайшего развития — это значительно повышает результативность занятий. Занимаюсь разработкой специальных тренинго-игровых занятий для повышения уровня социально-психологической адаптивности ребёнка к негативным тенденциям и воздействиям общества, подготовки ребёнка к интеграции в школу.

    Немаловажное значение имеет тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Родители могут получить консультацию по вопросам воспитания своего малыша, познакомиться с рекомендациями и публикациями в области новых технологий образования слабовидящих детей.

    В 6—7 лет ребёнок с нарушением зрения, как правило, начинает осознавать свой дефект. В этот период у детей может появиться боязнь новых помещений, незнакомых людей и ситуаций, замкнутость и нежелание общаться. Учитывая все особенности данного периода, провожу работу не только с детьми, но и с их родителями, т.к. условия семейного воспитания оказывают огромное влияние на предупреждение появления патологических негативных черт характера у детей.

    Для выравнивания эмоционально-психологического состояния после напряжённых занятий или аппаратного лечения дети со зрительной патологией нуждаются в релаксационном воздействии. В кабинете есть специально организованное помещение для проведения релаксационных упражнений, после чего снимаются усталость, раздражение, дети успокаиваются, восстанавливается эмоциональное равновесие.

    Для интеграции в общество ребёнку с нарушением зрения необходима специальная коррекционно-компенсаторная психолого-педагогическая помощь. В условиях нашего дошкольного учреждения создана служба психолого-педагогического сопровождения, цель которой — содействие в создании условий для полноценного личностного развития ребёнка, позитивной социализации его в общество.

    Одной из форм работы данной службы является консилиум, на котором рассматриваются вопросы профилактики появления вторичных дефектов при нарушениях зрения, своевременной коррекции оздоровительной и образовательной деятельности на основе индивидуально-дифференцированного подхода. Совокупность этих направлений формирует систему психолого-педагогической деятельности со слабовидящими детьми. Работа, проводимая с дошкольниками со зрительной патологией с учётом особенностей их восприятия окружающего мира и потенциальных возможностей каждой категории детей, помогает достигнуть хороших результатов в их воспитании и обучении, создаёт основу социальной адаптации, подготовки детей к жизни в современном обществе.

    Психология ребенка с нарушением зрения

    С самого рождения ребёнка все его движения и предметно-практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения. Несомненно, что поражение зрения или полная слепота обуславливают значительные ограничения чувственного познания. Зрительное восприятие связано со всей сенсорной системой человека, влияет на психофизическое развитие, формирование эмоционально-волевой сферы. Вторичные отклонения затрагивают познавательные процессы, речь и мышление слабовидящих дошкольников. Зрительное [&hellip]

  • Психология детей с нарушением зрения
  • Психология детей с нарушением зрения

    Источники:
    studbooks.net, eyesfor.me, www.all-tests.ru, vscolu.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное