Рекомендации психолога родителям детей с зпр
Дети с ЗПР
ЗПР, означает задержку психического развития. Это заболевание характеризуется, прежде всего, замедленным темпом развития и совершенствования таких функций как память. мышление, внимание и других показателей. Как правило, все они в той или иной степени отстают от норм, установленных для определенного возраста ребенка.
В самом раннем возрасте болезнь практически не проявляется. Ее можно определить позднее, когда ребенок достигает примерно 5,5-6 лет. Обычно дети с ЗПР обнаруживаются во время прохождения тестов, определяющих уровень развития дошкольника. Окончательное выявление отклонений происходит в начале учебного процесса. Становится очевидной ограниченность знаний и представлений, низкий уровень интеллекта, незрелость мышления. У таких детей преобладают чисто детские игровые интересы. Причины данного заболевания в каждом случае абсолютно разные, в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.
Психологические особенности детей с ЗПР
Умственная отсталость и задержка психического развития существенно различаются между собой. В первом случае наблюдается непосредственное нарушение мыслительных функций, которое проявляется в неспособности нормально анализировать, сравнивать и обобщать события и явления окружающей действительности. Во втором случае страдает интеллектуальная сфера. Таких детей отличает невнимательность, невосприимчивость, нарушение фонематического слуха и другие отклонения.
Если детям с ЗПР создать достаточно комфортные условия, обеспечить правильное обучение и воспитание, то они вполне охотно идут на контакт и положительно воспринимают любую помощь от взрослых. Эта помощь и поддержка дает более высокий эффект, когда она осуществляется в игровой форме и способна вызвать у малыша настоящую заинтересованность каким-то полезным делом. Большую роль играет эмоциональная составляющая, которая проявляется в ярких формах. За счет этого ребенок может выполнять интересное задание в течение довольно продолжительного времени. Такой интерес напрямую связан с конечными результатами, получаемыми по окончании задания или теста.
Многие дети, имеющие задержку в психическом развитии, хорошо рисуют и могут в понятной форме отобразить на бумаге окружающую действительность.
Существует много других особенностей и признаков, позволяющих точно разграничить задержку психического развития и умственную отсталость. В любом случае окончательное заключение о состоянии малыша может сделать только квалифицированный специалист.
Причины ЗПР
Задержка психического развития может возникнуть по самым разным причинам. В основном она появляется в результате воздействия биологических или социальных факторов.
Читайте также: Когда ребенок начинает разговаривать
Биологические причины ЗПР:
Социальные причины ЗПР:
Все причины могут проявляться комплексно, в результате начинается значительное отставание, которое окончательно выявляется перед началом учебы в школе.
Виды ЗПР
Общее состояние задержки психического развития проявляется в недостаточном и медленном развитии таких элементов, как память, мышление, внимание, восприятие, речь и другие аспекты. Познавательные и психические возможности таких детей ограничены, поэтому они не способны в полном объеме выполнять предъявляемые к ним требования. При достижении школьного возраста, эта ограниченность проявляется наиболее четко. Игровая мотивация и интересы у таких детей выходят на первый план, им трудно переключать и распределять внимание. В результате, начинается отставание по одному или нескольким предметам школьной программы. Тем не менее, дети с ЗПР в различных ситуациях проявляют себя совершенно по-разному.
Читайте также: Речевое развитие ребенка
Следует особо отметить ЗПР, связанную с церебрально-органическими отклонениями из-за локальных нарушений функций мозга. У этих детей наблюдаются частые проявления церебральной астении, когда наступает частая утомляемость, снижается работоспособность, внимание и память не способны нормально концентрироваться. Отмечается несовершенство мыслительных процессов, приближающихся к показателям олигофрении. Полученные знания усваиваются отдельными фрагментами, которые очень быстро забываются. Это заболевание достаточно сложное и требует дополнительных усилий. Обычная программа обучения совершенно не подходит, здесь необходима квалифицированная систематическая коррекция опытными педагогами.
Особенности развития детей с ЗПР
В развитии психики особую роль играет эмоциональное состояние. При задержке психического развития детские эмоции отличаются неустойчивостью, что нередко приводит к неадекватным действиям и поступкам.
Поэтому развитие детей с ЗПР имеет свои особенности:
В процессе изучения особенностей развития таких детей стало очевидно, что симптомы ЗПР наиболее полно проявляются у дошкольников перед началом учебы. В это время идет интенсивная подготовка к школе, проводятся занятия и тестирование, определяющие уровень развития. Для детей с ЗПР существуют специальные детские сады с наиболее оптимальными условиями коррекции психического развития.
Работа с детьми с ЗПР
Отклонения, связанные с задержкой психического развития, о которых уже упоминалось, считаются временным явлением. Они вполне могут быть компенсированы методами специального обучения и воспитания. При условии своевременного начала занятий, ЗПР у ребенка постепенно поддается полной коррекции и достигает уровня обычных детей. При этом, нужно в обязательном порядке устранить все причины, способствующие этому заболеванию. В случае необходимости проводится специальное лечение.
Читайте также: Межзубный сигматизм
Наибольшие трудности приходится преодолевать, когда ЗПР связана с поражением части клеток головного мозга, которые выпадают из мыслительного процесса. Такие клетки могут частично пробудиться и вновь начать работать. Одновременно к работе привлекаются соседние здоровые клетки. Для этого существуют специальные методики, используемые врачами-дефектологами. Такая работа требует больших усилий и длительного времени.
Задержку в развитии невозможно заметить сразу. Она проявляется постепенно, когда ребенок начинает взрослеть и к нему предъявляются повышенные требования. Если появились какие-то сомнения по поводу развития малыша, нужно обязательно записаться на прием к неврологу. Окончательные выводы можно сделать только на основании результатов специальных обследований, назначаемых врачом.
Рекомендации родителям детей с ЗПР
В работе с детьми, страдающими задержкой психического развития, основная роль отводится родителям. От того, насколько ответственно они отнесутся к этому, зависит и весь конечный результат. Для получения максимального эффекта нужно соблюдать определенные правила по отношению к своему ребенку.
Как правильно общаться с детьми с ЗПР:
Категория Родителям не шутя | 22 Октябрь, 2015
Недавно еще было начало нового учебного года. Родители, как и их дети, которые пришли в первый класс, были в предвкушении веселого праздника. Хлопоты по покупке школьной формы, канцелярских товаров, сумки, спортивной одежды и обуви занимали весь август. Выбрана школа, собраны все необходимые документы, в конце только оставалось ребенку пройти собеседование у психолога. Но тут как раз и подвох. Собеседование выявило, что ребенок не может учиться в обычном классе.
После прохождения психолого-медицинской педагогической комиссии ваш малыш оказывается в коррекционно-развивающем классе. Решение ПМПК вынесено на основании выявленного диагноза, и у ребенка признаки задержки психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития (ЗПР)
Реакции родителей на диагноз о задержке развития ребенка
Многие родители от этого решения впадают в шоковое состояние и начинают отчаянно добиваться «правды», жалуясь в разные инстанции, или переводят отпрыска в другую школу, скрыв решения ПМПК. Понять таких родителей можно, ведь для них родной ребенок – это любимое чудо, умница. Понять, конечно, можно, но принять поступки нельзя.
Те родители, у которых своих забот хоть отбавляй, просто смиряются с этим диагнозом и спокойно отправляют ребенка в школу, не интересуясь вообще его дальнейшей судьбой.
Но есть и другая категория родителей, которые относительно спокойно принимают такое решение, и, проконсультировавшись со специалистами, предпринимают все для того, чтобы помочь ребенку догнать своих сверстников в развитии, так как ЗПР – это медицинский термин, определяющий проблему, которую можно и нужно решить. Что можно посоветовать таким родителям?
Рекомендации для родителей детей с ЗПР
Всегда надо помнить, что ЗПР – это диагноз, а не приговор на всю жизнь. Только от совместных усилий родителей со школой и медицинским учреждением зависит дальнейшее развитие ребенка.
Похожие статьи
Какую помощь могут оказать родители, если в семье ребенок с задержкой психического развития?
Не следует на ребенка смотреть как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно опекать, например, собирать ему в школу портфель, контролировать каждое действие ребенка при выполнении домашних заданий. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребенку: за него делать все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не "над", а "рядом".
Не предъявлять завышенные требования к ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.
Для того, чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанесите учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью внимательно отнеситесь к организации его труда и отдыха.
Психологи и врачи утверждают, что перерывы во время выполнения домашнего задания крайне необходимы.
Самооценка ребенка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, что бы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение. Например, задайте своему ребенку вопросы о том, что он нового узнал на уроках. Есть вопрос - есть работа мысли. Есть мысль - активизируется память. Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.
Нуждается ли ребенок с задержкой психического развития во врачебной помощи? Задержка психического развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. Но, как утверждают специалисты, в основе развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому обследование врачом-психоневрологом такого ребенка желательно: он может выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребенка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.
Рекомендации родителям, имеющим детей с задержкой психического развития (ЗПР)
[x] Добавление новой информации запрещено, так как закончился период активности сайта. Активировать сайт можно в разделе
Рекомендации родителям, имеющим детей с задержкой психического развития (ЗПР)
- 1. Диагноз ЗПР ставится врачом-неврологом
- 2. Диагноз ЗРП означает, что ребенок развивается так же как и все остальные дети, только медленнее
- 3. Чем раньше начать занятия с ребенком с ЗПР, тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников
- 4. Причины ЗПР:
— медицинские (проблемы беременности, проблемы родов, перенесенные заболевания)
— психологические (отсутствие развивающей среды, проблемы в семье). - 5. Специалисты, которые могут Вам помочь:
— врач-невролог, психоневролог
— учитель-дефектолог
— педагог-психолог
— учитель-логопед. - 6. Целесообразно получить квалифицированную помощь данных специалистов в Центре психолого-медико-социального сопровождения.
- 7. Для детей с ЗПР существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения. Для того, чтобы попасть в специализированное ДОУ, надо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) в центре психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС) по месту жительства.
Развитие умения общения с детьми:
- 1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:
— стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии
— контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил
— избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребёнку
— не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»
— повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз
— для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию
— помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными
— выслушайте то, что хочет сказать ребёнок
— не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок. - 2. Изменение психологического микроклимата в семье:
— уделяйте ребёнку достаточно внимания
— проводите досуг всей семьёй
— не допускайте ссор в присутствии ребёнка. - 3. Организация режима дня и места для занятий:
— установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи
— снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания
— избегайте по возможности больших скоплений людей
— помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. - 4. Специальная поведенческая программа:
— не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка
— чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети с ЗПР не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям
— не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время
— помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.
Но всё-таки, по нашему мнению, родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями.
Дата публикации: 22.11.2013 Просмотров: 2972
Источники:
Следующие:
Комментариев пока нет!
Поделитесь своим мнением