Рекомендации психолога родителям детей с зпр

Дети с ЗПР

ЗПР, означает задержку психического развития. Это заболевание характеризуется, прежде всего, замедленным темпом развития и совершенствования таких функций как память. мышление, внимание и других показателей. Как правило, все они в той или иной степени отстают от норм, установленных для определенного возраста ребенка.

Рекомендации психолога родителям детей с зпр

В самом раннем возрасте болезнь практически не проявляется. Ее можно определить позднее, когда ребенок достигает примерно 5,5-6 лет. Обычно дети с ЗПР обнаруживаются во время прохождения тестов, определяющих уровень развития дошкольника. Окончательное выявление отклонений происходит в начале учебного процесса. Становится очевидной ограниченность знаний и представлений, низкий уровень интеллекта, незрелость мышления. У таких детей преобладают чисто детские игровые интересы. Причины данного заболевания в каждом случае абсолютно разные, в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.

Психологические особенности детей с ЗПР

Умственная отсталость и задержка психического развития существенно различаются между собой. В первом случае наблюдается непосредственное нарушение мыслительных функций, которое проявляется в неспособности нормально анализировать, сравнивать и обобщать события и явления окружающей действительности. Во втором случае страдает интеллектуальная сфера. Таких детей отличает невнимательность, невосприимчивость, нарушение фонематического слуха и другие отклонения.

Рекомендации психолога родителям детей с зпр

Если детям с ЗПР создать достаточно комфортные условия, обеспечить правильное обучение и воспитание, то они вполне охотно идут на контакт и положительно воспринимают любую помощь от взрослых. Эта помощь и поддержка дает более высокий эффект, когда она осуществляется в игровой форме и способна вызвать у малыша настоящую заинтересованность каким-то полезным делом. Большую роль играет эмоциональная составляющая, которая проявляется в ярких формах. За счет этого ребенок может выполнять интересное задание в течение довольно продолжительного времени. Такой интерес напрямую связан с конечными результатами, получаемыми по окончании задания или теста.

Многие дети, имеющие задержку в психическом развитии, хорошо рисуют и могут в понятной форме отобразить на бумаге окружающую действительность.

Умственно отсталый ребенок может только черкать и рисовать самые примитивные изображения. Существуют различия и в неврологической области. У детей с ЗПР видимые симптомы заболевания проявляются в легкой форме и на первый взгляд почти незаметны, в отличие от настоящей умственной отсталости.

Существует много других особенностей и признаков, позволяющих точно разграничить задержку психического развития и умственную отсталость. В любом случае окончательное заключение о состоянии малыша может сделать только квалифицированный специалист.

Причины ЗПР

Задержка психического развития может возникнуть по самым разным причинам. В основном она появляется в результате воздействия биологических или социальных факторов.

Читайте также: Когда ребенок начинает разговаривать

Биологические причины ЗПР:

  • Возникновение проблем закладывается еще в период беременности. Патология начинает развиваться под действием сильных токсикозов, из-за инфекционных болезней будущей матери, приема сильнодействующих лекарственных препаратов и других факторов.
  • Проблемы во время родов, связанные с гипоксией, а также с необходимостью применения щипцов или кесарева сечения.
  • Ребенок рождается недоношенным, ослабленным и болезненным с минимальной мозговой дисфункцией.
  • Предрасположенность на генном уровне. Как правило, у матерей таких детей во многих случаях наблюдается легкая интеллектуальная недостаточность.

    Социальные причины ЗПР:

  • Наибольшее распространение этот диагноз получил в детских домах.
  • На детскую психику отрицательно влияет неблагополучная семья, где очень низкий материальный и интеллектуальный уровень. Слабое воспитание ребенка, отсутствие каких-либо занятий с ним.
  • В детских садах с большим количеством детей в группе одна воспитательница просто не в состоянии обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.

    Все причины могут проявляться комплексно, в результате начинается значительное отставание, которое окончательно выявляется перед началом учебы в школе.

    Виды ЗПР

    Общее состояние задержки психического развития проявляется в недостаточном и медленном развитии таких элементов, как память, мышление, внимание, восприятие, речь и другие аспекты. Познавательные и психические возможности таких детей ограничены, поэтому они не способны в полном объеме выполнять предъявляемые к ним требования. При достижении школьного возраста, эта ограниченность проявляется наиболее четко. Игровая мотивация и интересы у таких детей выходят на первый план, им трудно переключать и распределять внимание. В результате, начинается отставание по одному или нескольким предметам школьной программы. Тем не менее, дети с ЗПР в различных ситуациях проявляют себя совершенно по-разному.

  • Конституциональная форма полностью зависит и определяется наследственностью. У таких детей наблюдается отставание не только в психическом, но и в физическом развитии. В большинстве случаев у них всегда хорошее настроение, а полученные обиды быстро забываются. Однако, слабая эмоционально-волевая составляющая не позволяет до конца сформировать положительную учебную мотивацию. Это основная причина неуспеваемости, поскольку малыш выполняет лишь то, что представляет какой-то интерес. В целом, прогноз такой задержки благоприятный, при условии целенаправленного педагогического воздействия.
  • Соматогенная задержка происходит у малышей, рожденных здоровыми родителями. Ее основной причиной являются перенесенные заболевания, оказывающие негативное влияние на функции мозга. При наличии нормального интеллекта, малыш становится рассеянным и не может нормально сосредоточиться на учебном процессе. Адаптация в коллективе происходит с большим трудом. Такие дети всегда проявляют вежливость, адекватно реагируют на окружающую обстановку. Однако, сами они не проявляют инициативы, отличаются пассивностью и бездеятельностью, требуют постоянного руководства и подталкивания к действию со стороны взрослых. Нередко ребенок чувствует сильное утомление, сопровождающееся головной болью и снижением аппетита. Из-за этого он может отказаться от выполнения заданий. Такие малыши нуждаются в постоянной лечебно-педагогической помощи. Как правило, они обучаются в специализированных школах санаторного типа или в классах, где создан соответствующий режим.
  • При психогенной форме у детей наблюдается нормальное физическое развитие. Единственным серьезным недостатком является мозговая дисфункция. В основном она возникает из-за неблагоприятных социально-психологических факторов. Поэтому интеллект постепенно снижается, поведение несамостоятельное, отношение к окружающим безразличное, эмоции носят поверхностный характер. К такому ребенку требуется индивидуальный подход и специфические приемы обучения. В большинстве случаев ситуацию удается выправить и вывести успеваемость на нормальный уровень.

    Читайте также: Речевое развитие ребенка

    Следует особо отметить ЗПР, связанную с церебрально-органическими отклонениями из-за локальных нарушений функций мозга. У этих детей наблюдаются частые проявления церебральной астении, когда наступает частая утомляемость, снижается работоспособность, внимание и память не способны нормально концентрироваться. Отмечается несовершенство мыслительных процессов, приближающихся к показателям олигофрении. Полученные знания усваиваются отдельными фрагментами, которые очень быстро забываются. Это заболевание достаточно сложное и требует дополнительных усилий. Обычная программа обучения совершенно не подходит, здесь необходима квалифицированная систематическая коррекция опытными педагогами.

    Особенности развития детей с ЗПР

    В развитии психики особую роль играет эмоциональное состояние. При задержке психического развития детские эмоции отличаются неустойчивостью, что нередко приводит к неадекватным действиям и поступкам.

    Поэтому развитие детей с ЗПР имеет свои особенности:

  • Невозможность длительной целенаправленной концентрации на каком-либо виде деятельности. Это свидетельствует о неустойчивой эмоционально-волевой сфере. Причиной такого состояния является низкая психическая активность ребенка.
  • Проявляются отрицательные черты так называемого кризиса возраста и развития. Из-за этого контакты с другими людьми устанавливаются с большим трудом.
  • Частые эмоциональные расстройства, выражающиеся в страхе, тревоге и непредсказуемых действиях, совершаемых в состоянии аффекта.
  • Кроме того, дети с ЗПР отличаются повышенной утомляемостью, низким уровнем психических процессов и гиперактивностью. В большинстве случаев они несамостоятельны, требуют постоянного контроля при выполнении заданий.

    В процессе изучения особенностей развития таких детей стало очевидно, что симптомы ЗПР наиболее полно проявляются у дошкольников перед началом учебы. В это время идет интенсивная подготовка к школе, проводятся занятия и тестирование, определяющие уровень развития. Для детей с ЗПР существуют специальные детские сады с наиболее оптимальными условиями коррекции психического развития.

    Работа с детьми с ЗПР

    Отклонения, связанные с задержкой психического развития, о которых уже упоминалось, считаются временным явлением. Они вполне могут быть компенсированы методами специального обучения и воспитания. При условии своевременного начала занятий, ЗПР у ребенка постепенно поддается полной коррекции и достигает уровня обычных детей. При этом, нужно в обязательном порядке устранить все причины, способствующие этому заболеванию. В случае необходимости проводится специальное лечение.

    Читайте также: Межзубный сигматизм

    Рекомендации психолога родителям детей с зпр

    Наибольшие трудности приходится преодолевать, когда ЗПР связана с поражением части клеток головного мозга, которые выпадают из мыслительного процесса. Такие клетки могут частично пробудиться и вновь начать работать. Одновременно к работе привлекаются соседние здоровые клетки. Для этого существуют специальные методики, используемые врачами-дефектологами. Такая работа требует больших усилий и длительного времени.

    Задержку в развитии невозможно заметить сразу. Она проявляется постепенно, когда ребенок начинает взрослеть и к нему предъявляются повышенные требования. Если появились какие-то сомнения по поводу развития малыша, нужно обязательно записаться на прием к неврологу. Окончательные выводы можно сделать только на основании результатов специальных обследований, назначаемых врачом.

    Рекомендации родителям детей с ЗПР

    В работе с детьми, страдающими задержкой психического развития, основная роль отводится родителям. От того, насколько ответственно они отнесутся к этому, зависит и весь конечный результат. Для получения максимального эффекта нужно соблюдать определенные правила по отношению к своему ребенку.

    Как правильно общаться с детьми с ЗПР:

  • В отношениях между взрослыми и детьми должно быть полное доверие и взаимопонимание. Контроль нужно осуществлять ненавязчиво, без лишних крайностей и категорических форм. Все устные указания подкрепляются зрительной стимуляцией. Следует помнить, что отклонения в поведении ребенка неумышленные, поэтому надо стараться избегать наказания.
  • В семье должен быть создан нормальный психологический микроклимат. Желательно проведение совместного досуга. Ребенок не должен чувствовать себя обделенным вниманием. Не допускать семейных ссор при нем.
  • Большую роль играет установление твердого распорядка. При выполнении заданий нужно следить, чтобы малыш отвлекался как можно меньше и не переутомлялся. Чрезмерное переутомление снижает самоконтроль и увеличивает гиперактивность.

    Категория Родителям не шутя | 22 Октябрь, 2015

    Рекомендации психолога родителям детей с зпр

    Недавно еще было начало нового учебного года. Родители, как и их дети, которые пришли в первый класс, были в предвкушении веселого праздника. Хлопоты по покупке школьной формы, канцелярских товаров, сумки, спортивной одежды и обуви занимали весь август. Выбрана школа, собраны все необходимые документы, в конце только оставалось ребенку пройти собеседование у психолога. Но тут как раз и подвох. Собеседование выявило, что ребенок не может учиться в обычном классе.

    После прохождения психолого-медицинской педагогической комиссии ваш малыш оказывается в коррекционно-развивающем классе. Решение ПМПК вынесено на основании выявленного диагноза, и у ребенка признаки задержки психического развития (ЗПР).

    Рекомендации психолога родителям детей с зпр Задержка психического развития (ЗПР)

    Рекомендации психолога родителям детей с зпр

    Реакции родителей на диагноз о задержке развития ребенка

    Многие родители от этого решения впадают в шоковое состояние и начинают отчаянно добиваться «правды», жалуясь в разные инстанции, или переводят отпрыска в другую школу, скрыв решения ПМПК. Понять таких родителей можно, ведь для них родной ребенок – это любимое чудо, умница. Понять, конечно, можно, но принять поступки нельзя.

    Те родители, у которых своих забот хоть отбавляй, просто смиряются с этим диагнозом и спокойно отправляют ребенка в школу, не интересуясь вообще его дальнейшей судьбой.

    Но есть и другая категория родителей, которые относительно спокойно принимают такое решение, и, проконсультировавшись со специалистами, предпринимают все для того, чтобы помочь ребенку догнать своих сверстников в развитии, так как ЗПР – это медицинский термин, определяющий проблему, которую можно и нужно решить. Что можно посоветовать таким родителям?

    Рекомендации для родителей детей с ЗПР

  • Изучить всю специальную литературу по этому вопросу. Сейчас в интернете, достаточно много сайтов, на которых специалисты психологи дают дельные советы.
  • Найти единомышленников - таких ж неравнодушных родителей таких же проблемных детей, поддержка вам просто необходима!
  • Научиться терпению, понимая, что ваш ребенок особенный. обычные методы воспитания с понуканием, принуждением и нотациями вам точно не подойдет.
  • Переключиться на ребенка. Понаблюдать за ним. Завести дневник наблюдения, показывать его периодически специалистам. Постоянно интересоваться в школе достижениями ребенка.
  • Стараться самостоятельно работать с ребенком по советам специалистов. Перестать его опекать, дать самостоятельность, но под контролем, так как полная свобода действий тоже не решит проблему.
  • Выполнять с ребенком домашнее задание. Для этого, нелишне будет напомнить, что сосредоточенность на первых порах будет от 8 до 15 минут, после этого надо дать ребенку другой вид умственной деятельности, а через 30–40 минут дать позаниматься физически, прогуляться на свежем воздухе. Особое внимание следует уделять занятиям по развитию речи. тренировки памяти .
  • Быть всегда позитивным, создать ребенку атмосферу комфорта, радости от учения, стимулировать его мотивацию к учению. но не сюсюкать.
  • Постоянно общаться, разговаривать с ним, давать возможность отвечать на простые вопросы, которые требуют размышления, вдумчивости. Вопросы не надо специально придумывать, это может быть рассказ о том, что делали в школе, что ему понравилось, какой урок он больше всего запомнил, что задали на дом и тому подобное.
  • Всегда надо помнить, что ЗПР – это диагноз, а не приговор на всю жизнь. Только от совместных усилий родителей со школой и медицинским учреждением зависит дальнейшее развитие ребенка.

    Похожие статьи

    Какую помощь могут оказать родители, если в семье ребенок с задержкой психического развития?

    Не следует на ребенка смотреть как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно опекать, например, собирать ему в школу портфель, контролировать каждое действие ребенка при выполнении домашних заданий. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребенку: за него делать все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не "над", а "рядом".

    Не предъявлять завышенные требования к ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.

    Для того, чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанесите учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью внимательно отнеситесь к организации его труда и отдыха.

    Психологи и врачи утверждают, что перерывы во время выполнения домашнего задания крайне необходимы.

    Самооценка ребенка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, что бы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение. Например, задайте своему ребенку вопросы о том, что он нового узнал на уроках. Есть вопрос - есть работа мысли. Есть мысль - активизируется память. Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.

    Нуждается ли ребенок с задержкой психического развития во врачебной помощи? Задержка психического развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. Но, как утверждают специалисты, в основе развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому обследование врачом-психоневрологом такого ребенка желательно: он может выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребенка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.

    Рекомендации родителям, имеющим детей с задержкой психического развития (ЗПР)

    [x] Добавление новой информации запрещено, так как закончился период активности сайта. Активировать сайт можно в разделе

    Рекомендации родителям, имеющим детей с задержкой психического развития (ЗПР)

    1. 1. Диагноз ЗПР ставится врачом-неврологом
    2. 2. Диагноз ЗРП означает, что ребенок развивается так же как и все остальные дети, только медленнее
    3. 3. Чем раньше начать занятия с ребенком с ЗПР, тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников
    4. 4. Причины ЗПР:
      — медицинские (проблемы беременности, проблемы родов, перенесенные заболевания)
      — психологические (отсутствие развивающей среды, проблемы в семье).
    5. 5. Специалисты, которые могут Вам помочь:
      — врач-невролог, психоневролог
      — учитель-дефектолог
      — педагог-психолог
      — учитель-логопед.
    6. 6. Целесообразно получить квалифицированную помощь данных специалистов в Центре психолого-медико-социального сопровождения.
    7. 7. Для детей с ЗПР существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения. Для того, чтобы попасть в специализированное ДОУ, надо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) в центре психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС) по месту жительства.

    Развитие умения общения с детьми:

    1. 1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:
      — стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии
      — контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил
      — избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребёнку
      — не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»
      — повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз
      — для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию
      — помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными
      — выслушайте то, что хочет сказать ребёнок
      — не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок.
    2. 2. Изменение психологического микроклимата в семье:
      — уделяйте ребёнку достаточно внимания
      — проводите досуг всей семьёй
      — не допускайте ссор в присутствии ребёнка.
    3. 3. Организация режима дня и места для занятий:
      — установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи
      — снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания
      — избегайте по возможности больших скоплений людей
      — помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
    4. 4. Специальная поведенческая программа:
      — не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка
      — чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети с ЗПР не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям
      — не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время
      — помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.

    Но всё-таки, по нашему мнению, родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями.

    Дата публикации: 22.11.2013 Просмотров: 2972

    Источники:
    shop-kid.ru, japsix.ru, www.schoolpsiholog.ru, 19chita.detkin-club.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное