Профилактика стоматологических заболеваний у детей и подростков
/ Стоматология детского возраста - Персин9 / Раздел 02. Профилактика стоматологических заболеваний / 2.10. Особенности профилактики стоматологических заболеваний у беременных, детей и подростков
2.10. Особенности профилактики стоматологических заболеваний у беременных, детей и подростков
Профилактика кариеса зубов и болезней пародонта у беременных преследует две цели: улучшить стоматологический статус женщины и осуществить антенатальную профилактику кариеса зубов у детей.
Здоровье матери во время беременности влияет на развитие зубов ребенка, особенно в период 6—7-й недели, когда начинается процесс закладки зубов. Исследования зачатков зубов показали, что при патологическом течении беременности минерализация эмали зубов плода замедляется, а нередко и приостанавливается на стадии начального обызвествления. В постнатальном периоде минерализация таких зубов хотя и улучшается, однако не достигает нормального уровня обызвествления временных зубов.
Уже в ранние сроки беременности у женщины происходит ухудшение состояния твердых тканей зубов и пародонта на фоне неудовлетворительного гигиенического состояния полости рта и сдвигов в составе ротовой жидкости. Это обусловливает необходимость проведения профилактических мероприятий на протяжении всего срока беременности. Женщинам рекомендуется выполнять комплекс общих профилактических мероприятий, включающий в себя правильный режим труда и отдыха, полноценное питание, витаминотерапию.
Для достижения максимального эффекта в профилактике стоматологических заболеваний необходимы диспансеризация женщин в течение всей беременности и координация работы гинеколога и стоматолога, к которому женщина должна быть направлена при первом посещении женской консультации. В стоматологическом кабинете необходимо организовать:
• обучение рациональной гигиене полости рта с контролируемой чисткой зубов, помощь в подборе основных и дополнительных средств гигиены
• санацию полости рта
• проведение профессиональной гигиены
• реминерализующую терапию с целью повышения резистентности эмали зу-бов.
Особо значимой является организация просветительной работы по профилактике стоматологических заболеваний у детей и созданию мотивации по уходу за зубами сразу после их прорезывания.
В табл. 2.5 представлены основные профилактические мероприятия, необходимые беременным.
Профилактика стоматологических заболеваний у детей раннего возраста. Родители должны начинать гигиенический уход за полостью рта ребенка с момента прорезывания первого молочного зуба (в возрасте5—6 мес). Процедуру надо выполнять1 раз в день (вечером перед сном). Для снятия зубного налета с каждой поверхности зуба рекомендуется специальная очень мягкая зубная щеточка, которую мать надевает себе на палец. Круговыми движениями от десны к режущему краю она очищает зубы ребенка без применения зубной пасты.
К моменту прорезывания у ребенка 8—10 зубов (как правило, к1 году) родители должны очищать зубы у детей2 раза в день (утром и вечером) мягкой детской зубной щеткой (длина рабочей части не должна превышать15 мм) также без применения какой-либо зубной пасты. При этом особое внимание надо уделять зубам, которые находятся в стадии прорезывания и жевательные поверхности которых еще не достигли уровня окклюзионной плоскости.
В 2—2,5 года родители должны чистить зубы детям мягкой детской щеткой дважды в день (утром— до завтрака и вечером— перед сном) и использовать детскую гелеобразную зубную пасту. Контролем правильной чистки зубов во всех возрастных периодах должно служить отсутствие на них видимого налета.
Таблица 2.5. Схема профилактики стоматологических заболеваний у беременных
Создание у родителей мотивации регулярного посещения стоматолога (1 раз в полгода) с 6-месячного возраста ребенка и уходу за зубами детей с момента их прорезывания, обучение родителей гигиеническому уходу за полостью рта детей, начиная с момента прорезывания первых молочных зубов регулярный контроль за осуществлением гигиенических мероприятий у детей
Проведение ежедневного гигиенического ухода за полостью рта и зубами ребенка: с 5—6 мес — чистка очень мягкой зубной щеточкой без применения зубной пасты— 1 раз в день (вечером, перед сном) с8—10 мес — чистка мягкой детской зубной щеткой (длина рабочей части не более15 мм) без применения зубной пасты— 2 раза в день (утром и вечером) с2—2,5 лет— чистка мягкой детской зубной щеткой с применением гелеобразной зубной пасты2 раза в день соблюдение режима кормления ребенка, рекомендаций по использованию соски, ограничение потребления сахара детьми, профилактика вредных привычек
Профилактика стоматологических заболевании у детей в период прорезывания постоянных зубов. Многочисленные исследования показали высокую интенсивность кариеса у детей. Наиболее часто наблюдается поражение жевательной поверхности первых постоянных моляров. Интересным фактом является то, что начальные формы кариеса возникают именно в период прорезывания зубов. Для профилактики кариеса в этот период была разработана программа, которая основывалась на результатах исследований Королевского университета Копенгагена и кафедры профилактики МГМСУ. Программа была внедрена в Солнцевском районе Москвы и продемонстрировала очень хорошие результаты по снижению кариеса постоянных зубов.
Программа включала в себя обучение родителей и пациентов основам поддержания стоматологического здоровья, рациональную гигиену полости рта (контролируемая и профессиональная чистки зубов) и местное применение препаратов фтора.
Чистка зубов. Программа гигиены полости рта основывается на привитии навыков самостоятельной чистки зубов в домашних условиях. При каждом посещении пациентом стоматологического кабинета проводится контролируемая чистка зубов. Перед профессиональной чисткой зубы пациента окрашивают фуксином для демонстрации зубного налета и затем очищают вращающимися щеточками и резиновыми колпачками. Диагностические, профилактические и лечебные мероприятия проводят после изолирования и высушивания поверхностей зубов.
Местное применение фторидсодержащих средств. После чистки, изоляции и высушивания зубов осматривают их поверхности. При наличии белого пятна или микрополости в эмали применяют аппликации с2 % раствором фторида натрия в течение3 мин.
Герметизация фиссур. При активном прогрессировании кариеса и неудовлетворительной гигиене полости рта лечение фторидсодержащими растворами дополняют герметизацией фиссур.
Показания к применению герметиков:
• начальный кариес без признаков стабилизации
• прогрессирование кариеса в виде увеличения очага поражения, появление признаков эрозии поверхности или микрополости эмали (не проникающей в дентин) в сочетании с неудовлетворительной гигиеной полости рта, высокой активностью кариозного процесса, множественным кариесом и положением зуба вне окклюзии.
Мотивация и обучение родителей и детей. Для родителей и детей проводятся занятия, включающие:
• информацию о конечных целях программы и пользе ее проведения для здоровья детей
• сведения о механизме возникновения кариеса
• данные о роли зубного налета и факторах, ускоряющих и замедляющих процесс развития кариеса
• сведения о влиянии некоторых продуктов питания, в частности сладостей, на развитие кариозного процесса и советы по рациональному питанию
• рекомендации по применению зубных щеток и паст
• обучение правилам чистки зубов.
Важным звеном для передачи информации и создания мотивации у
родителей и детей являются воспитатели детских садов и учителя школ.
Интервалы посещения детьми стоматолога. Оптимальный комплекс лечебных и профилактических мероприятий назначают индивидуально в соответствии со стоматологическим статусом и интервалами посещения детьми стоматолога (табл.2.7).
Таблица 2.7. Критерии определения интервала посещений ребенком стоматолога
Интервал повторного посещения детского стоматолога определяется суммированием баллов по вышеописанным критериям: 8 баллов— 1 мес, 7 баллов— 2 мес, 6 баллов— 3 мес, 5 баллов— 4 мес, 4 балла— 6—12 мес.
На каждом приеме стоматолог проводит все вышеописанные лечебно-профилактические мероприятия с учетом индивидуальных особенностей ребенка и по завершении их определяет новый интервал до следующего посещения.
Профилактика стоматологических заболеваний с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Необходимой частью комплексных программ профилактики стоматологических заболеваний у детей является образовательный компонент, включающий стоматологическое просвещение и гигиеническое воспитание.
Образовательная программа должна учитывать психолого-педагогические закономерности, особенности психики, тип психологического восприятия информации ребенком (табл. 2.8) и включать стоматологическое просвещение, гигиеническое обучение, беседы с родителями и педагогами. При разработке программ профилактики необходимо также обращать внимание на физиологические особенности детей, в частности на повышенный риск возникновения кариеса в период прорезывания постоянных зубов.
Дошкольный возраст является важным этапом психического развития детей, поэтому в программе по профилактике заболеваний должны превалировать игровые формы обучения с активным участием в этом процессе родителей и воспитателей.
В младшем школьном возрасте хорошие результаты в обучении детей дают групповые формы организации занятий, напоминающие сюжетно-ролевые игры, к которым дети привыкли еще в дошкольном возрасте. Учитывая это, занятия проводят в виде уроков гигиены с элементами игры. В этом возрасте особенно важна роль учителя, который становится центром жизни ребенка, определяющим его отношение к родителям и другим детям.
В подростковом возрасте рекомендуются групповые формы организации занятий с учетом особенностей межличностных отношений, основанных на взаимопомощи. Образовательная программа для подросткового возраста может быть представлена циклом лекций и практических занятий по обучению гигиеническим навыкам.
Таблица 2.8. Методика обучения детей и подростков мануальным навыкам по уходу за полостью рта с учетом типа психологического восприятия
Визуально ориентированные дети обладают развитой зрительно-тактильной координацией
Легко справляются с задачами, требующи-ми развитых тонких моторных функций мануальным навыкам обучаются быстро и хорошо
Демонстрация на моделях или иллюстрациях
Аудиально-ориентирован-ные дети обладают посред-ственным зрительно-мотор-ным восприятием
Удовлетворительное развитие микромото-рики. Мануальные навыки приобретают медленно, нуждаются в подробных словес-ных инструкциях и устном поощрении
Подробное объяснение ме-тодики чистки зубов, демон-страция на модели и нагляд-ных пособиях
Обучение в группе
Кинестетически ориентиро-ванные дети познают окружающий мир тактильным способом, трудно конценри-трируют свое внимание на одном предмете
Хорошо ориентированы в пространстве, эмоционально неустойчивы, не могут дол-го находиться в покое и концентрировать внимание на одном предмете плохо разви-ты микромоторные движения нуждаются в постоянном поощрении своей деятельнос-ти
Для обучения необходима помощь педагогов, родителей, отработка техники чис-тки не только на моделях, но и непосредственно в полос-ти рта обучаемого
Для старшего школьного возраста характерен более высокий уровень самосознания. Эталоны межличностного восприятия окружающих людей становятся более обобщенными и соотносятся не с мнениями отдельных людей, как это было в младшем школьном возрасте, а с идеалами, ценностями, общепринятыми нормами.
Целью занятий со старшеклассниками является создание у них мотивации к уходу за полостью рта с активным изучением научно-популярной литературы по этому вопросу. В образовательной программе для старшеклассников стоматологическое просвещение проводят в виде лекций, обучение практическим навыкам чистки зубов среди юношей и девушек осуществляют раздельно.
Результаты стоматологического обследования детей в 12-летнем возрасте показывают, что самый низкий показатель интенсивности кариеса определяется в группах, где программа профилактики начиналась в дошкольном возрасте и продолжалась в школе.
Наши наблюдения убедительно доказывают, что наряду со стоматологическим просвещением и гигиеническим обучением детей должны использоваться различные средства профилактики: чистка зубов фторидсодержащими пастами и покрытие зубов фторлаком, герметизация фиссур постоянных моляров, профессиональная гигиена полости рта. Имеется взаимосвязь между уровнем приобретенных знаний, мануальными навыками по уходу за полостью рта, гигиеной полости рта, интенсивностью кариеса зубов и частотой заболеваний пародонта.
Важна разработка образовательных программ с учетом типов психологического восприятия информации, ведущего типа деятельности в каждом возрастном периоде и других психологических аспектов, которые способствуют формированию у детей и подростков знаний и мануальных навыков по уходу за полостью рта. Для того чтобы добиться хороших результатов при обучении мануальным навыкам ухода за полостью рта, необходим индивидуальный подход, учитывающий тип познавательной деятельности каждого ребенка (см. табл. 2.8).
Применение психолого-педагогических принципов в работе с детьми и подростками способствует проведению стоматологического просвещения в условиях психологического комфорта, делает процесс обучения гигиеническим навыкам интересным и эффективным, формирует активное отношение пациента к сохранению собственного здоровья в союзе с врачом.
Профилактика стоматологических заболеваний у детей и подростков и терапевтическая стоматология детского возраста
1. Кариес зубов у детей. Индексы интенсивности и распространенности кариозного процесса.
2. Современные представления об этиологии и патогенезе кариеса у детей.
3. Кариесогенные факторы, их роль в возникновении кариозного процесса у детей.
4. Кариесогенная ситуация в полости рта, способы её выявления и устранения у детей и подростков.
5. Очаговая деминерализация у детей и подростков. Методы её выявления.
6. Очаговая деминерализация у детей и подростков. Методы лечения.
7. Современные представления о местном иммунитете полости рта у детей. Его роль в возникновении кариеса.
8. Экзогенная профилактика кариеса зубов у детей.
9. Эндогенная профилактика кариеса зубов у детей.
10. Антенатальная профилактика кариеса.
11. Способы повышения резистентности эмали у детей. Фторидсодержащие средства для местного применения.
12. Способы повышения резистентности эмали у детей. Кальций- и фосфатсодержащие средства для местного применения.
13. Механизмы противокариозного действия фтора. Токсическое действие фтора на организм ребенка.
14. Системные методы применения фторидов. Фторирование соли, воды, молока. Показания и противопоказания к использованию фторидсодержащих средств.
15. Метод глубокого фторирования у детей. Методы и средства. Показания и противопоказания.
16. Герметизация фиссур у детей и подростков как метод профилактики кариеса зубов. Методики проведения.
17. Герметизация фиссур у детей и подростков как метод профилактики кариеса зубов. Показания и противопоказания. Пломбировочные материалы, используемые для герметизации.
18. Взаимосвязь кариеса и его осложнений с зубочелюстной патологией.
19. Профилактика болезней пародонта у детей и подростков. Методы и средства.
20. Критерии оценки распространенности и интенсивности заболеваний пародонта у детей и подростков.
21. Методы и средства удаления зубных отложений у детей и подростков.
22. Эпидемиологическое стоматологическое обследование детского населения России. Возрастные группы. Цель и задачи.
23. Оценка стоматологического статуса по критериям ВОЗ. Карта эпидемиологического стоматологического обследования ВОЗ, методы регистрации данных.
24. История развития стоматологии детского возраста.
25. Связь стоматологии детского возраста с другими медицинскими дисциплинами.
26. Задачи стоматологии детского возраста в лечении и профилактике стоматологических заболеваний.
27. Задачи стоматологии детского возраста в профилактике общих соматических заболеваний.
28. Роль отечественных ученых в развитии стоматологии детского возраста.
29. Организация стоматологической помощи детскому населению в России.
30. Эргономика и научная организация труда в стоматологии детского возраста.
31. Дезинфекция и предстерилизационная очистка стоматологического инструментария для детского стоматологического приема. Методы и средства.
32. Стерилизация стоматологического инструментария для детского стоматологического приема. Методы и средства.
33. Санитарно-эпидемиологический режим работы детского врача-стоматолога. Меры предупреждения ВИЧ-инфекции и гепатита В у детей.
34. Развитие зубов. Факторы, влияющие на формирование и минерализацию твёрдых тканей временных и постоянных зубов.
35. Структура и свойства эмали зубов после прорезывания. Зоны риска возникновения кариеса.
36. Сроки минерализации и прорезывания зубов молочного прикуса.
37. Сроки минерализации и прорезывания постоянного прикуса.
38. Классификации кариеса зубов у детей. Особенности локализации и течения кариеса во временных и постоянных зубах.
39. Кариес в стадии пятна. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика.
40. Средний кариес у детей. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.
41. Обезболивание в практике лечения кариеса зубов у детей.
42. Особенности местного и общего лечения кариеса временных зубов у детей.
43. Особенности местного и общего лечения кариеса постоянных зубов у детей.
44. Ошибки и осложнения в диагностике и лечении кариеса зубов у детей.
45. Диспансеризация детей с кариесом зубов и его осложнениями.
46. Пульпа зуба. Особенности её строения, кровоснабжения, иннервации у детей. Функции пульпы.
47. Пульпиты у детей. Классификация, этиология, патогенез.
48. Острый очаговый пульпит постоянных зубов. Этиология, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.
49. Острый диффузный пульпит постоянных зубов. Этиология, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.
50. Хронический фиброзный пульпит у детей. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Методы лечения в зубах постоянного прикуса с несформированными корнями.
51. Хронический гангренозный пульпит у детей. Этиология, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика.
52. Хронический гангренозный пульпит во временных и постоянных зубах у детей. Особенности лечения.
53. Хронический гипертрофический пульпит у детей. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.
54. Обострения хронических форм пульпита у детей. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.
55. Пульпиты во временных и постоянных зубов с несформированными корнями. Особенности течения. Выбор метода лечения. Ошибки и осложнения.
56. Показания к проведению биологического метода лечения пульпита у детей. Методика, контроль эффективности лечения, прогноз.
57. Методы лечения пульпитов у детей, позволяющие сохранить жизнедеятельность пульпы.
58. Метод витальной экстирпации пульпы зуба. Показания. Методика проведения. Оценка эффективности, профилактика осложнений.
59. Девитальные методы лечения пульпитов у детей. Показания, методика проведения. Ошибки и осложнения, возникающие при лечении пульпитов с применением девитализирующих паст, их предупреждение и устранение.
60. Ошибки и осложнения при лечении пульпитов в зубах с несформированными корнями.
61. Особенности строения периодонта в детском возрасте. Функции периодонта.
62. Периодонтит. Классификация. Этиология. Особенности патогенеза и клинического течения острого и хронического периодонтита в детском возрасте.
63. Острые периодонтиты у детей. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Определение возможных пределов терапевтического лечения.
64. Острые формы периодонтитов во временных зубов. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, особенности лечения у детей.
65.Острые формы периодонтитов постоянных зубов у детей. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, особенности лечения.
66. Хронические периодонтиты у детей. Диагностика, клинико-рентгенологическая картина, дифференциальная диагностика. Определение возможных пределов терапевтического лечения.
67. Хронический фиброзный периодонтит у детей. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.
68. Хронический гранулирующий периодонтит временных зубов. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.
69. Хронический гранулирующий периодонтит, особенности его лечения в постоянных зубах у детей.
70. Хронический гранулематозный периодонтит временных и постоянных зубов. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.
71. Обострение хронического периодонтита молочных зубов. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.
72. Обострение хронического периодонтита постоянных зубов у детей. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.
73. Ошибки и осложнения при лечении периодонтитов у детей. Методы их предупреждения и устранения.
74. Наследственные пороки развития эмали и дентина. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика.
75. Патологические изменения твёрдых тканей зуба, возникающие в период его развития. Гипоплазия. Этиология, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.
76. Флюороз. Этиология, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика.
77. Болезни пародонта у детей. Классификация, этиология, патогенез.
78. Методы обследования ребенка с заболеваниями пародонта.
79. Катаральный гингивит у детей. Этиология, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.
80. Гипертрофический гингивит у детей. Этиология, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.
81. Пародонтит у детей. Особенности клинического проявления, течения и лечения.
82. Идиопатические заболевания пародонта у детей. Клиника, диагностика,
дифференциальная диагностика, лечение.
83. Проявление химических ожогов на слизистой оболочке полости рта у детей. Тактика врача-стоматолога.
84. Хроническая механическая травма слизистой оболочки полости рта у детей. Мягкая лейкоплакия. Этиология, клиника, дифференциальная диагностика, лечение.
85. Термические ожоги слизистой оболочки полости рта у детей. Клиника, диагностика, лечение.
86. Острый герпетический гингивостоматит у детей. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика.
87. Кандидоз. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.
88. Язвенно-некротический гингивит у детей. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.
89. Лучевые поражения слизистой оболочки полости рта у детей. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.
90. Острая механическая травма слизистой оболочки полости рта у детей. Клинические проявления, диагностика, лечение.
Профилактика стоматологических заболеваний у детей и подростков
О важности и необходимости профилактики стоматологических заболеваний наслышаны многие. Большинство родителей поддерживают идею, что легче предупредить заболевание, чем лечить. Сейчас уже не нужно убеждать пациентов в нужности профилактических мероприятий. Родители чаще задают вопросы, как же именно её проводить, ведь так легко запутаться в выборе хороших средств гигиены при современном изобилии. Какую выбрать пасту или щетку, как правильно ухаживать за зубами, на что обращать внимание в разные возрастные периоды? Гигиенист центра «Диал-Дент» Елена Смирнова в своей работе опирается на многолетний опыт и государственную программу профилактики, разработанную специально для этих целей. В этой статье — основные пункты программы и советы гигиениста «Диал-Дент» по профилактике кариеса и заболеваний пародонта.
Непреложная основа любых профилактических мероприятий — ежедневная гигиена полости рта, правильное и рациональное питание, применение фторидов по назначению. Рассмотрим методы профилактики у разных возрастных групп:
Уход за полостью рта у новорождённых и детей раннего возраста (до 3-х лет)
Уход за зубами у детей необходимо начинать с прорезывания первого зуба. До появления зубов гигиену полости рта можно выполнять специальными салфетками или чистой тканью, смоченной водой. Когда прорежутся все зубы, можно постепенно вводить в использование мягкие зубные щетки («Curaprox» или «Nenedent») и зубную пасту, подходящую по возрасту. Если ребенок находится на грудном вскармливании, то он получает достаточное количество фторидов с молоком матери (если она питается сбалансированно и принимает витаминные комплексы). Когда грудное вскармливание закончено, то фториды поступают с пищей и водой.
Внимание . плохая гигиена полости рта, частые ночные кормления и постоянное питье сладких напитков между основными кормлениями провоцирует появление раннего кариеса!
В раннем возрасте желательно показываться стоматологу раз в год, начиная с появления первых зубов, если врач не назначит иной режим посещений.
Уход за зубами у дошкольников (3-7 лет)
В этом возрасте необходимо помогать ребенку чистить зубы, нужно контролировать этот процесс, проверяя качество чистки и количество используемой пасты. Зубы важно чистить утром и вечером (вечерняя чистка должна проводиться особенно тщательно). Рекомендуемые производители паст и щеток: «Curaprox», «Рокс», «Сплат». Для проверки качества чистки можно использовать таблетки или жидкость для определения налета «Curaprox», «Paro».
В этом возрасте в качестве профилактики возникновения кариеса по рекомендации врача можно использовать пасту с концентрацией фтора от 500 ppm до 1000 ppm. Стоматолог может порекомендовать профилактику гелем Тусс Мусс (не подходит детям с непереносимостью коровьего белка) или покрытие зубов специальными лаками, содержащими фтор, а также реминерализующие гели, например, «Рокс».
Внимание . плохой уход за зубами, перекусы, питье сладких напитков, нарушения режима питания, большая доля в рационе пищи, содержащей углеводы, провоцируют возникновение кариеса!
В дошкольном возрасте рекомендуется посещать стоматолога 2-3 раза в год. В этот же период желательно показаться ортодонту. особенно если вас что-то смущает (ребенок сосет пальцы или язык, неправильно ставит челюсти, зубы растут криво и т.п.)
Уход за зубами у школьников (8-17 лет)
Дети этого возраста ухаживают за зубами самостоятельно, но родители или гигиенист могут периодически проверять качество чистки с помощью таблеток или жидкости для определения налета. Хорошо использовать ополаскиватели для полости рта или специальные пенки. Могут применяться фторсодержащие пасты (1000-1500ppm) и аппликации геля Тусс Мусс для укрепления эмали зубов (по назначению стоматолога). В этом возрасте необходимо обращать внимание на состояние десен: важно научить подростка пользоваться зубной нитью. ирригатором и правильной гигиене полости рта, если у ребенка установлены брекеты. Лучше это сделать с помощью специалиста по гигиене. После 12 лет можно выполнять профессиональную чистку зубов.
Внимание . нарушения питания, а также плохая гигиена при ношении ортодонтической аппаратуры ухудшают состояние полости рта, приумножая кариозные поражения!
В школьном возрасте желательно показываться стоматологу каждые полгода, если врач не назначит иной режим посещений.
Индивидуальные рекомендации по уходу за полостью рта с подбором средств, обучение гигиене, профессиональная чистка зубов, массаж дёсен, советы по правильному питанию и многое другое — на приеме у лучшего специалиста «Диал-Дент» по гигиене Елены Смирновой .
ПРОФИЛАКТИКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ
член-корр. РАМН, д.м.н. проф. Б. Н. Давыдова
Методические рекомендации составлены сотрудниками кафедры стоматологии детского возраста с курсом детской стоматологии ФМДО, ПК и ППС ТГМА: к.м.н. доцентами: Л.П. Клюевой, В.Г. Лавриковым, В.В. Петруничевым км.н. ассистентом: О.А. Мяло.
Под редакцией заведующего кафедрой стоматологии детского возраста с курсом детской стоматологии ФПДО, ПК и ППС ТГМА, заслуженного деятеля науки, член-корр. РАМН, доктора медицинских паук, профессора Б. Н. Давыдова.
Рецензенты: доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой детских болезней ТГМА А.Ф. Виноградов, кандидат медицинских наук, доцент кафедры стоматологии детского возраста с курсом детской стоматологии ФПДО, ПК и ППС ТГМА О.А. Гаврилова.
Профилактика стоматологических заболеваний. Учебно-метод. рекомендации под ред. профессора Б. Н. Давыдова. — Тверь:
Учебно-методические рекомендации для самостоятельной подготовки по профилактике стоматологических заболеваний для студентов VI курса педиатрического факультета.
ПРОФИЛАКТИКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: научиться выявлять факторы риска стоматологических заболеваний у детей и реализовывать план индивидуальной профилактики стоматологических заболеваний у детей.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ . профилактика факторы риска кариеса зубов и болезней пародонта стоматологический статус, эндогенные и экзогенные методы профилактики профилактические мероприятия, комплексная профилактика.
1. Контроль исходного уровня знаний.
2. Устное собеседование по теме занятия.
а) Понятие о профилактике заболеваний, уровни первичной профилактики
б) Основные методы профилактики стоматологических заболеваний
в) Профилактика кариеса зубов (эндо- экзогенная лекарственная, безлекарственная)
г) Первичный осмотр новорожденного на что следует обратить внимание.
д) Особенности стоматологического статуса ребенка 1-3, 6, 7-9, 10-12 месяцев жизни,
е) Особенности стоматологического статуса ребенка 2-х, 3-х, 6-12 лет жизни.
ж) Факторы риска кариеса зубов и болезней пародонта у беременных женщин, детей до 3-х лет, 3-6 лет, 6-14 лет, подростков
з) Хронология заболеваний при отсутствии профилактики
и) Профилактические мероприятия, проводимые педиатрической службой
к) Профилактические мероприятия, проводимые родителями, самостоятельно, воспитателем детского сада, учителем школы
л) Профилактические мероприятия, проводимые стоматологом
м) Прогнозируемая эффективность профилактики
3. Контроль усвоения знаний по теме занятия.
1. Аспекты превентивной педиатрии: Учебное пособие/ Под общ. ред. проф. А.Ф. Виноградова и доц. Е.Л. Кривошееной – Тверь: РИО ТГИА, 1996 г. 168 с. ил
2. Виноградова Т.Ф. Педиатру о стоматологических заболеваниях у детей. – Л. Медицина, 1982. 159 с.
3. Виноградова Т.Ф. Диспансеризация детей у стоматолога. – М. Медицина, 1988. С. 7-13.
4. Э.М. Кузьмина. Профилактика стоматологических заболеваний. Учебное пособие. Издательство – «Поли Медиа Пресс», 2001, с. 163-176.
5. Леонтьев В.К. Пахомов Г.Н. Профилактика стоматологических заболеваний. – М. Медицина, 2006. С. 177-232.
Источники:
Следующие:
Комментариев пока нет!
Поделитесь своим мнением