Профилактика стоматологических заболеваний у детей и подростков

/ Стоматология детского возраста - Персин9 / Раздел 02. Профилактика стоматологических заболеваний / 2.10. Особенности профилактики стоматологических заболеваний у беременных, детей и подростков

2.10. Особенности профилактики стоматологических заболеваний у беременных, детей и подростков

Профилактика кариеса зубов и бо­лезней пародонта у беременных пре­следует две цели: улучшить стома­тологический статус женщины и осуществить антенатальную профи­лактику кариеса зубов у детей.

Здоровье матери во время бере­менности влияет на развитие зубов ребенка, особенно в период 6—7-й недели, когда начинается процесс закладки зубов. Исследования за­чатков зубов показали, что при па­тологическом течении беременно­сти минерализация эмали зубов плода замедляется, а нередко и приостанавливается на стадии на­чального обызвествления. В постнатальном периоде минерализация таких зубов хотя и улучшается, од­нако не достигает нормального уровня обызвествления временных зубов.

Уже в ранние сроки беременно­сти у женщины происходит ухудше­ние состояния твердых тканей зу­бов и пародонта на фоне неудов­летворительного гигиенического состояния полости рта и сдвигов в составе ротовой жидкости. Это обу­словливает необходимость проведе­ния профилактических мероприя­тий на протяжении всего срока бе­ременности. Женщинам рекомен­дуется выполнять комплекс общих профилактических мероприятий, включающий в себя правильный режим труда и отдыха, полноцен­ное питание, витаминотерапию.

Для достижения максимального эффекта в профилактике стоматологических заболеваний необходи­мы диспансеризация женщин в те­чение всей беременности и коорди­нация работы гинеколога и стома­толога, к которому женщина дол­жна быть направлена при первом посещении женской консультации. В стоматологическом кабинете необходимо организовать:

• обучение рациональной гигиене полости рта с контролируемой чисткой зубов, помощь в подборе основных и дополнительных средств гигиены

• санацию полости рта

• проведение профессиональной гигиены

• реминерализующую терапию с целью повышения резистентности эмали зу-бов.

Особо значимой является орга­низация просветительной работы по профилактике стоматологиче­ских заболеваний у детей и созда­нию мотивации по уходу за зубами сразу после их прорезывания.

В табл. 2.5 представлены основ­ные профилактические мероприя­тия, необходимые беременным.

Профилактика стоматологических заболеваний у детей раннего возрас­та. Родители должны начинать ги­гиенический уход за полостью рта ребенка с момента прорезывания первого молочного зуба (в возрасте5—6 мес). Процедуру надо выпол­нять1 раз в день (вечером перед сном). Для снятия зубного налета с каждой поверхности зуба рекомен­дуется специальная очень мягкая зубная щеточка, которую мать на­девает себе на палец. Круговыми движениями от десны к режущему краю она очищает зубы ребенка без применения зубной пасты.

К моменту прорезывания у ре­бенка 8—10 зубов (как правило, к1 году) родители должны очищать зубы у детей2 раза в день (утром и вечером) мягкой детской зубной щеткой (длина рабочей части не должна превышать15 мм) также без применения какой-либо зубной пасты. При этом особое внимание надо уделять зубам, которые нахо­дятся в стадии прорезывания и же­вательные поверхности которых еще не достигли уровня окклюзионной плоскости.

В 2—2,5 года родители должны чистить зубы детям мягкой детской щеткой дважды в день (утром— до завтрака и вечером— перед сном) и использовать детскую гелеобразную зубную пасту. Контролем правиль­ной чистки зубов во всех возраст­ных периодах должно служить от­сутствие на них видимого налета.

Таблица 2.5. Схема профилактики стоматологических заболеваний у беремен­ных

Создание у родителей мотивации регулярного посещения стомато­лога (1 раз в полгода) с 6-месячного возраста ребенка и уходу за зубами детей с момента их прорезывания, обучение родителей гигиеническому уходу за полостью рта детей, начиная с момента прорезывания первых молочных зубов регулярный контроль за осуществлением гигиенических мероприятий у детей

Проведение ежедневного гигиенического ухода за полостью рта и зубами ребенка: с 5—6 мес — чистка очень мягкой зубной щеточ­кой без применения зубной пасты— 1 раз в день (вечером, перед сном) с8—10 мес — чистка мягкой детской зубной щеткой (длина рабочей части не более15 мм) без применения зубной пасты— 2 раза в день (утром и вечером) с2—2,5 лет— чистка мягкой дет­ской зубной щеткой с применением гелеобразной зубной пасты2 раза в день соблюдение режима кормления ребенка, рекоменда­ций по использованию соски, ограничение потребления сахара детьми, профилактика вредных привычек

Профилактика стоматологиче­ских заболевании у детей в период прорезывания постоянных зубов. Многочисленные исследования по­казали высокую интенсивность ка­риеса у детей. Наиболее часто на­блюдается поражение жевательной поверхности первых постоянных моляров. Интересным фактом яв­ляется то, что начальные формы кариеса возникают именно в пери­од прорезывания зубов. Для про­филактики кариеса в этот период была разработана программа, кото­рая основывалась на результатах исследований Королевского уни­верситета Копенгагена и кафедры профилактики МГМСУ. Програм­ма была внедрена в Солнцевском районе Москвы и продемонстриро­вала очень хорошие результаты по снижению кариеса постоянных зу­бов.

Программа включала в себя обу­чение родителей и пациентов осно­вам поддержания стоматологиче­ского здоровья, рациональную ги­гиену полости рта (контролируемая и профессиональная чистки зубов) и местное применение препаратов фтора.

Чистка зубов. Программа гигие­ны полости рта основывается на привитии навыков самостоятельной чистки зубов в домашних условиях. При каждом посещении пациен­том стоматологического кабинета проводится контролируемая чистка зубов. Перед профессиональной чисткой зубы пациента окрашива­ют фуксином для демонстрации зубного налета и затем очищают вращающимися щеточками и рези­новыми колпачками. Диагностиче­ские, профилактические и лечеб­ные мероприятия проводят после изолирования и высушивания по­верхностей зубов.

Местное применение фторидсодержащих средств. После чистки, изо­ляции и высушивания зубов осмат­ривают их поверхности. При нали­чии белого пятна или микрополо­сти в эмали применяют апплика­ции с2 % раствором фторида нат­рия в течение3 мин.

Герметизация фиссур. При актив­ном прогрессировании кариеса и неудовлетворительной гигиене по­лости рта лечение фторидсодержащими растворами дополняют гер­метизацией фиссур.

Показания к применению герметиков:

• начальный кариес без признаков стабилизации

• прогрессирование кариеса в виде увеличения очага поражения, по­явление признаков эрозии по­верхности или микрополости эмали (не проникающей в ден­тин) в сочетании с неудовлетво­рительной гигиеной полости рта, высокой активностью кариозного процесса, множественным карие­сом и положением зуба вне ок­клюзии.

Мотивация и обучение родителей и детей. Для родителей и детей проводятся занятия, включающие:

• информацию о конечных целях программы и пользе ее проведе­ния для здоровья детей

• сведения о механизме возникно­вения кариеса

• данные о роли зубного налета и факторах, ускоряющих и замед­ляющих процесс развития кари­еса

• сведения о влиянии некоторых продуктов питания, в частности сладостей, на развитие кариоз­ного процесса и советы по рацио­нальному питанию

• рекомендации по применению зубных щеток и паст

• обучение правилам чистки зубов.

Важным звеном для передачи ин­формации и создания мотивации у

родителей и детей являются воспи­татели детских садов и учителя школ.

Интервалы посещения детьми стоматолога. Оптимальный комп­лекс лечебных и профилактических мероприятий назначают индивиду­ально в соответствии со стоматоло­гическим статусом и интервалами посещения детьми стоматолога (табл.2.7).

Таблица 2.7. Критерии определения интервала посещений ребенком стомато­лога

Интервал повторного посещения детского стоматолога определяется суммированием баллов по выше­описанным критериям: 8 баллов— 1 мес, 7 баллов— 2 мес, 6 баллов— 3 мес, 5 баллов— 4 мес, 4 балла— 6—12 мес.

На каждом приеме стоматолог проводит все вышеописанные ле­чебно-профилактические меропри­ятия с учетом индивидуальных особенностей ребенка и по завер­шении их определяет новый ин­тервал до следующего посеще­ния.

Профилактика стоматологических заболеваний с учетом возрастных и психологических особенностей де­тей. Необходимой частью комплек­сных программ профилактики сто­матологических заболеваний у де­тей является образовательный ком­понент, включающий стоматологи­ческое просвещение и гигиениче­ское воспитание.

Образовательная программа дол­жна учитывать психолого-педаго­гические закономерности, особен­ности психики, тип психологиче­ского восприятия информации ре­бенком (табл. 2.8) и включать стоматологическое просвещение, гигиеническое обучение, беседы с родителями и педагогами. При раз­работке программ профилактики необходимо также обращать вни­мание на физиологические особен­ности детей, в частности на повы­шенный риск возникновения кари­еса в период прорезывания посто­янных зубов.

Дошкольный возраст является важным этапом психического раз­вития детей, поэтому в программе по профилактике заболеваний дол­жны превалировать игровые формы обучения с активным участием в этом процессе родителей и воспи­тателей.

В младшем школьном возрасте хорошие результаты в обучении де­тей дают групповые формы орга­низации занятий, напоминающие сюжетно-ролевые игры, к которым дети привыкли еще в дошкольном возрасте. Учитывая это, занятия проводят в виде уроков гигиены с элементами игры. В этом возрасте особенно важна роль учителя, ко­торый становится центром жизни ребенка, определяющим его отно­шение к родителям и другим де­тям.

В подростковом возрасте реко­мендуются групповые формы ор­ганизации занятий с учетом осо­бенностей межличностных отно­шений, основанных на взаимопомощи. Образовательная про­грамма для подросткового возраста может быть представлена циклом лекций и практических занятий по обучению гигиеническим навы­кам.

Таблица 2.8. Методика обучения детей и подростков мануальным навыкам по уходу за полостью рта с учетом типа психологического восприятия

Визуально ориентирован­ные дети обладают развитой зрительно-тактиль­ной координацией

Легко справляются с задача­ми, требующи-ми развитых тонких моторных функций мануальным навыкам обуча­ются быстро и хорошо

Демонстрация на моделях или иллю­страциях

Аудиально-ориентирован-ные дети обладают посред-ст­венным зрительно-мотор-ным воспри­ятием

Удовлетворительное разви­тие микромото-рики. Ману­альные навыки приобретают медленно, нуждаются в по­дробных словес-ных инструк­циях и устном поощрении

Подробное объяс­нение ме-тодики чистки зубов, де­мон-страция на мо­дели и нагляд-ных пособиях

Обучение в группе

Кинестетически ориентиро-ванные дети познают окру­жающий мир так­тильным способом, трудно конценри-три­руют свое внима­ние на одном пред­мете

Хорошо ориентированы в пространстве, эмоционально неустойчивы, не могут дол-го находиться в покое и концен­трировать внимание на од­ном предмете плохо разви-ты микромоторные движения нуждаются в постоянном по­ощрении своей деятельнос-ти

Для обучения не­обходима помощь педагогов, родите­лей, отработка тех­ники чис-тки не только на моделях, но и непосредст­венно в полос-ти рта обучаемого

Для старшего школьного возраста характерен более высокий уровень самосознания. Эталоны межлично­стного восприятия окружающих людей становятся более обобщен­ными и соотносятся не с мнениями отдельных людей, как это было в младшем школьном возрасте, а с идеалами, ценностями, общеприня­тыми нормами.

Целью занятий со старшеклас­сниками является создание у них мотивации к уходу за полостью рта с активным изучением научно-по­пулярной литературы по этому во­просу. В образовательной програм­ме для старшеклассников стомато­логическое просвещение проводят в виде лекций, обучение практиче­ским навыкам чистки зубов среди юношей и девушек осуществляют раздельно.

Результаты стоматологического обследования детей в 12-летнем возрасте показывают, что самый низкий показатель интенсивности кариеса определяется в группах, где программа профилактики начина­лась в дошкольном возрасте и про­должалась в школе.

Наши наблюдения убедительно доказывают, что наряду со стомато­логическим просвещением и гигие­ническим обучением детей должны использоваться различные средства профилактики: чистка зубов фторидсодержащими пастами и покры­тие зубов фторлаком, герметизация фиссур постоянных моляров, про­фессиональная гигиена полости рта. Имеется взаимосвязь между уровнем приобретенных знаний, мануальными навыками по уходу за полостью рта, гигиеной полости рта, интенсивностью кариеса зубов и частотой заболеваний пародонта.

Важна разработка образователь­ных программ с учетом типов пси­хологического восприятия инфор­мации, ведущего типа деятельности в каждом возрастном периоде и других психологических аспектов, которые способствуют формирова­нию у детей и подростков знаний и мануальных навыков по уходу за полостью рта. Для того чтобы доби­ться хороших результатов при обу­чении мануальным навыкам ухода за полостью рта, необходим инди­видуальный подход, учитывающий тип познавательной деятельности каждого ребенка (см. табл. 2.8).

Применение психолого-педаго­гических принципов в работе с детьми и подростками способст­вует проведению стоматологиче­ского просвещения в условиях психологического комфорта, дела­ет процесс обучения гигиениче­ским навыкам интересным и эф­фективным, формирует активное отношение пациента к сохранению собственного здоровья в союзе с врачом.

Профилактика стоматологических заболеваний у детей и подростков

Профилактика стоматологических заболеваний у детей и подростков и терапевтическая стоматология детского возраста

1. Кариес зубов у детей. Индексы интенсивности и распространенности кариозного процесса.

2. Современные представления об этиологии и патогенезе кариеса у детей.

3. Кариесогенные факторы, их роль в возникновении кариозного процесса у детей.

4. Кариесогенная ситуация в полости рта, способы её выявления и устранения у детей и подростков.

5. Очаговая деминерализация у детей и подростков. Методы её выявления.

6. Очаговая деминерализация у детей и подростков. Методы лечения.

7. Современные представления о местном иммунитете полости рта у детей. Его роль в возникновении кариеса.

8. Экзогенная профилактика кариеса зубов у детей.

9. Эндогенная профилактика кариеса зубов у детей.

10. Антенатальная профилактика кариеса.

11. Способы повышения резистентности эмали у детей. Фторидсодержащие средства для местного применения.

12. Способы повышения резистентности эмали у детей. Кальций- и фосфатсодержащие средства для местного применения.

13. Механизмы противокариозного действия фтора. Токсическое действие фтора на организм ребенка.

14. Системные методы применения фторидов. Фторирование соли, воды, молока. Показания и противопоказания к использованию фторидсодержащих средств.

15. Метод глубокого фторирования у детей. Методы и средства. Показания и противопоказания.

16. Герметизация фиссур у детей и подростков как метод профилактики кариеса зубов. Методики проведения.

17. Герметизация фиссур у детей и подростков как метод профилактики кариеса зубов. Показания и противопоказания. Пломбировочные материалы, используемые для герметизации.

18. Взаимосвязь кариеса и его осложнений с зубочелюстной патологией.

19. Профилактика болезней пародонта у детей и подростков. Методы и средства.

20. Критерии оценки распространенности и интенсивности заболеваний пародонта у детей и подростков.

21. Методы и средства удаления зубных отложений у детей и подростков.

22. Эпидемиологическое стоматологическое обследование детского населения России. Возрастные группы. Цель и задачи.

23. Оценка стоматологического статуса по критериям ВОЗ. Карта эпидемиологического стоматологического обследования ВОЗ, методы регистрации данных.

24. История развития стоматологии детского возраста.

25. Связь стоматологии детского возраста с другими медицинскими дисциплинами.

26. Задачи стоматологии детского возраста в лечении и профилактике стоматологических заболеваний.

27. Задачи стоматологии детского возраста в профилактике общих соматических заболеваний.

28. Роль отечественных ученых в развитии стоматологии детского возраста.

29. Организация стоматологической помощи детскому населению в России.

30. Эргономика и научная организация труда в стоматологии детского возраста.

31. Дезинфекция и предстерилизационная очистка стоматологического инструментария для детского стоматологического приема. Методы и средства.

32. Стерилизация стоматологического инструментария для детского стоматологического приема. Методы и средства.

33. Санитарно-эпидемиологический режим работы детского врача-стоматолога. Меры предупреждения ВИЧ-инфекции и гепатита В у детей.

34. Развитие зубов. Факторы, влияющие на формирование и минерализацию твёрдых тканей временных и постоянных зубов.

35. Структура и свойства эмали зубов после прорезывания. Зоны риска возникновения кариеса.

36. Сроки минерализации и прорезывания зубов молочного прикуса.

37. Сроки минерализации и прорезывания постоянного прикуса.

38. Классификации кариеса зубов у детей. Особенности локализации и течения кариеса во временных и постоянных зубах.

39. Кариес в стадии пятна. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика.

40. Средний кариес у детей. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.

41. Обезболивание в практике лечения кариеса зубов у детей.

42. Особенности местного и общего лечения кариеса временных зубов у детей.

43. Особенности местного и общего лечения кариеса постоянных зубов у детей.

44. Ошибки и осложнения в диагностике и лечении кариеса зубов у детей.

45. Диспансеризация детей с кариесом зубов и его осложнениями.

46. Пульпа зуба. Особенности её строения, кровоснабжения, иннервации у детей. Функции пульпы.

47. Пульпиты у детей. Классификация, этиология, патогенез.

48. Острый очаговый пульпит постоянных зубов. Этиология, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.

49. Острый диффузный пульпит постоянных зубов. Этиология, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.

50. Хронический фиброзный пульпит у детей. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Методы лечения в зубах постоянного прикуса с несформированными корнями.

51. Хронический гангренозный пульпит у детей. Этиология, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика.

52. Хронический гангренозный пульпит во временных и постоянных зубах у детей. Особенности лечения.

53. Хронический гипертрофический пульпит у детей. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.

54. Обострения хронических форм пульпита у детей. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.

55. Пульпиты во временных и постоянных зубов с несформированными корнями. Особенности течения. Выбор метода лечения. Ошибки и осложнения.

56. Показания к проведению биологического метода лечения пульпита у детей. Методика, контроль эффективности лечения, прогноз.

57. Методы лечения пульпитов у детей, позволяющие сохранить жизнедеятельность пульпы.

58. Метод витальной экстирпации пульпы зуба. Показания. Методика проведения. Оценка эффективности, профилактика осложнений.

59. Девитальные методы лечения пульпитов у детей. Показания, методика проведения. Ошибки и осложнения, возникающие при лечении пульпитов с применением девитализирующих паст, их предупреждение и устранение.

60. Ошибки и осложнения при лечении пульпитов в зубах с несформированными корнями.

61. Особенности строения периодонта в детском возрасте. Функции периодонта.

62. Периодонтит. Классификация. Этиология. Особенности патогенеза и клинического течения острого и хронического периодонтита в детском возрасте.

63. Острые периодонтиты у детей. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Определение возможных пределов терапевтического лечения.

64. Острые формы периодонтитов во временных зубов. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, особенности лечения у детей.

65.Острые формы периодонтитов постоянных зубов у детей. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, особенности лечения.

66. Хронические периодонтиты у детей. Диагностика, клинико-рентгенологическая картина, дифференциальная диагностика. Определение возможных пределов терапевтического лечения.

67. Хронический фиброзный периодонтит у детей. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.

68. Хронический гранулирующий периодонтит временных зубов. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.

69. Хронический гранулирующий периодонтит, особенности его лечения в постоянных зубах у детей.

70. Хронический гранулематозный периодонтит временных и постоянных зубов. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.

71. Обострение хронического периодонтита молочных зубов. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.

72. Обострение хронического периодонтита постоянных зубов у детей. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.

73. Ошибки и осложнения при лечении периодонтитов у детей. Методы их предупреждения и устранения.

74. Наследственные пороки развития эмали и дентина. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика.

75. Патологические изменения твёрдых тканей зуба, возникающие в период его развития. Гипоплазия. Этиология, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.

76. Флюороз. Этиология, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика.

77. Болезни пародонта у детей. Классификация, этиология, патогенез.

78. Методы обследования ребенка с заболеваниями пародонта.

79. Катаральный гингивит у детей. Этиология, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.

80. Гипертрофический гингивит у детей. Этиология, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.

81. Пародонтит у детей. Особенности клинического проявления, течения и лечения.

82. Идиопатические заболевания пародонта у детей. Клиника, диагностика,

дифференциальная диагностика, лечение.

83. Проявление химических ожогов на слизистой оболочке полости рта у детей. Тактика врача-стоматолога.

84. Хроническая механическая травма слизистой оболочки полости рта у детей. Мягкая лейкоплакия. Этиология, клиника, дифференциальная диагностика, лечение.

85. Термические ожоги слизистой оболочки полости рта у детей. Клиника, диагностика, лечение.

86. Острый герпетический гингивостоматит у детей. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика.

87. Кандидоз. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.

88. Язвенно-некротический гингивит у детей. Этиология, патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.

89. Лучевые поражения слизистой оболочки полости рта у детей. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение.

90. Острая механическая травма слизистой оболочки полости рта у детей. Клинические проявления, диагностика, лечение.

Профилактика стоматологических заболеваний у детей и подростков

О важности и необходимости профилактики стоматологических заболеваний наслышаны многие. Большинство родителей поддерживают идею, что легче предупредить заболевание, чем лечить. Сейчас уже не нужно убеждать пациентов в нужности профилактических мероприятий. Родители чаще задают вопросы, как же именно её проводить, ведь так легко запутаться в выборе хороших средств гигиены при современном изобилии. Какую выбрать пасту или щетку, как правильно ухаживать за зубами, на что обращать внимание в разные возрастные периоды? Гигиенист центра «Диал-Дент» Елена Смирнова в своей работе опирается на многолетний опыт и государственную программу профилактики, разработанную специально для этих целей. В этой статье — основные пункты программы и советы гигиениста «Диал-Дент» по профилактике кариеса и заболеваний пародонта.

Непреложная основа любых профилактических мероприятий — ежедневная гигиена полости рта, правильное и рациональное питание, применение фторидов по назначению. Рассмотрим методы профилактики у разных возрастных групп:

Уход за полостью рта у новорождённых и детей раннего возраста (до 3-х лет)

Профилактика стоматологических заболеваний у детей и подростков

Уход за зубами у детей необходимо начинать с прорезывания первого зуба. До появления зубов гигиену полости рта можно выполнять специальными салфетками или чистой тканью, смоченной водой. Когда прорежутся все зубы, можно постепенно вводить в использование мягкие зубные щетки («Curaprox» или «Nenedent») и зубную пасту, подходящую по возрасту. Если ребенок находится на грудном вскармливании, то он получает достаточное количество фторидов с молоком матери (если она питается сбалансированно и принимает витаминные комплексы). Когда грудное вскармливание закончено, то фториды поступают с пищей и водой.

Внимание . плохая гигиена полости рта, частые ночные кормления и постоянное питье сладких напитков между основными кормлениями провоцирует появление раннего кариеса!

В раннем возрасте желательно показываться стоматологу раз в год, начиная с появления первых зубов, если врач не назначит иной режим посещений.

Уход за зубами у дошкольников (3-7 лет)

Профилактика стоматологических заболеваний у детей и подростков

В этом возрасте необходимо помогать ребенку чистить зубы, нужно контролировать этот процесс, проверяя качество чистки и количество используемой пасты. Зубы важно чистить утром и вечером (вечерняя чистка должна проводиться особенно тщательно). Рекомендуемые производители паст и щеток: «Curaprox», «Рокс», «Сплат». Для проверки качества чистки можно использовать таблетки или жидкость для определения налета «Curaprox», «Paro».

В этом возрасте в качестве профилактики возникновения кариеса по рекомендации врача можно использовать пасту с концентрацией фтора от 500 ppm до 1000 ppm. Стоматолог может порекомендовать профилактику гелем Тусс Мусс (не подходит детям с непереносимостью коровьего белка) или покрытие зубов специальными лаками, содержащими фтор, а также реминерализующие гели, например, «Рокс».

Внимание . плохой уход за зубами, перекусы, питье сладких напитков, нарушения режима питания, большая доля в рационе пищи, содержащей углеводы, провоцируют возникновение кариеса!

В дошкольном возрасте рекомендуется посещать стоматолога 2-3 раза в год. В этот же период желательно показаться ортодонту. особенно если вас что-то смущает (ребенок сосет пальцы или язык, неправильно ставит челюсти, зубы растут криво и т.п.)

Уход за зубами у школьников (8-17 лет)

Профилактика стоматологических заболеваний у детей и подростков

Дети этого возраста ухаживают за зубами самостоятельно, но родители или гигиенист могут периодически проверять качество чистки с помощью таблеток или жидкости для определения налета. Хорошо использовать ополаскиватели для полости рта или специальные пенки. Могут применяться фторсодержащие пасты (1000-1500ppm) и аппликации геля Тусс Мусс для укрепления эмали зубов (по назначению стоматолога). В этом возрасте необходимо обращать внимание на состояние десен: важно научить подростка пользоваться зубной нитью. ирригатором и правильной гигиене полости рта, если у ребенка установлены брекеты. Лучше это сделать с помощью специалиста по гигиене. После 12 лет можно выполнять профессиональную чистку зубов.

Внимание . нарушения питания, а также плохая гигиена при ношении ортодонтической аппаратуры ухудшают состояние полости рта, приумножая кариозные поражения!

В школьном возрасте желательно показываться стоматологу каждые полгода, если врач не назначит иной режим посещений.

Индивидуальные рекомендации по уходу за полостью рта с подбором средств, обучение гигиене, профессиональная чистка зубов, массаж дёсен, советы по правильному питанию и многое другое — на приеме у лучшего специалиста «Диал-Дент» по гигиене Елены Смирновой .

ПРОФИЛАКТИКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ

член-корр. РАМН, д.м.н. проф. Б. Н. Давыдова

Методические рекомендации составлены сотрудниками кафедры стоматологии детского возраста с курсом детской стоматологии ФМДО, ПК и ППС ТГМА: к.м.н. доцентами: Л.П. Клюевой, В.Г. Лавриковым, В.В. Петруничевым км.н. ассистентом: О.А. Мяло.

Под редакцией заведующего кафедрой стоматологии детского возраста с курсом детской стоматологии ФПДО, ПК и ППС ТГМА, заслуженного деятеля науки, член-корр. РАМН, доктора медицинских паук, профессора Б. Н. Давыдова.

Рецензенты: доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой детских болезней ТГМА А.Ф. Виноградов, кандидат медицинских наук, доцент кафедры стоматологии детского воз­раста с курсом детской стоматологии ФПДО, ПК и ППС ТГМА О.А. Гаврилова.

Профилактика стоматологических заболеваний. Учебно-метод. рекомендации под ред. профессора Б. Н. Давыдова. — Тверь:

Учебно-методические рекомендации для самостоятельной подготовки по профилактике стоматологических заболеваний для студентов VI курса педиатрического факультета.

ПРОФИЛАКТИКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: научиться выявлять факторы риска стоматологических заболеваний у детей и реализовывать план индивидуальной профилактики стоматологических заболеваний у детей.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ . профилактика факторы риска кариеса зубов и болезней пародонта стоматологический статус, эндогенные и экзогенные методы профилактики профилактические мероприятия, комплексная профилактика.

1. Контроль исходного уровня знаний.

2. Устное собеседование по теме занятия.

а) Понятие о профилактике заболеваний, уровни первичной профилактики

б) Основные методы профилактики стоматологических заболеваний

в) Профилактика кариеса зубов (эндо- экзогенная лекарственная, безлекарственная)

г) Первичный осмотр но­ворожденного на что следует обратить внимание.

д) Особенности стоматологического статуса ребенка 1-3, 6, 7-9, 10-12 месяцев жизни,

е) Особенности стоматологического статуса ребенка 2-х, 3-х, 6-12 лет жизни.

ж) Факторы риска кариеса зубов и болезней пародонта у беременных женщин, детей до 3-х лет, 3-6 лет, 6-14 лет, подростков

з) Хронология заболеваний при отсутствии профилактики

и) Профилактические мероприятия, проводимые педиатрической службой

к) Профилактические мероприятия, проводимые родителями, самостоятельно, воспитателем детского сада, учителем школы

л) Профилактические мероприятия, проводимые стоматологом

м) Прогнозируемая эффективность профилактики

3. Контроль усвоения знаний по теме занятия.

1. Аспекты превентивной педиатрии: Учебное пособие/ Под общ. ред. проф. А.Ф. Виноградова и доц. Е.Л. Кривошееной – Тверь: РИО ТГИА, 1996 г. 168 с. ил

2. Виноградова Т.Ф. Педиатру о стоматологических заболеваниях у детей. – Л. Медицина, 1982. 159 с.

3. Виноградова Т.Ф. Диспансеризация детей у стоматолога. – М. Медицина, 1988. С. 7-13.

4. Э.М. Кузьмина. Профилактика стоматологических заболеваний. Учебное пособие. Издательство – «Поли Медиа Пресс», 2001, с. 163-176.

5. Леонтьев В.К. Пахомов Г.Н. Профилактика стоматологических заболеваний. – М. Медицина, 2006. С. 177-232.

Источники:
www.studfiles.ru, allrefrs.ru, www.dial-dent.ru, mylektsii.ru

Следующие:




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Сумма цифр: код подтверждения


Вас может заинтересовать

Популярное