Диагностика детей с умственной отсталостью

Симптомы умственной отсталости у детей

Умственная отсталость у детей не относится к психическим болезням. Это особое состояние психики диагностируется тогда, когда развитие интеллекта ограничивается низким уровнем функционирования ЦНС (или ниже среднего).

Доказано, что умственно отсталые дети в состоянии развиваться и обучаться лишь до лимита своих биологических возможностей. Это бывает очень сложно принять родственникам ребёнка с умственной отсталостью, особенно его родителям, поэтому они пытаются сделать всё возможное и невозможное, чтобы он был «как все дети». Однако чем раньше родители примут индивидуальные особенности своего отпрыска, тем более интегрированным в социум он станет.

Признаки

Умственная отсталость у детей представляет собой врождённую либо приобретённую в раннем возрасте задержку, или же недостаточное развитие психических процессов. Ведущим признаком задержки психики при таком заболевании является явные нарушения интеллекта. Обычно эти нарушения интеллектуальных способностей обусловлены различными патологиями нервной системы и мозга.

Диагностика детей с умственной отсталостьюПомимо отставания общего развития психики, умственная отсталость приводит детей к социальной дезадаптации. Симптомы и признаки детской отсталости проявляются в различных областях: в отношении интеллекта, психомоторных и речевых функций, эмоциональной и волевой сферах.

Часто можно услышать и другое название умственной отсталости детей — её называют олигофренией, что в переводе с древнегреческого означает малоумие. Первым термин «олигофрения» стал использовать в своей психиатрической практике Э. Крепелин. Под олигофренией и отсталостью интеллекта часто подразумевается одно нарушение, однако об олигофрении говорят лишь тогда, когда её причина достоверно известна. А если причина неизвестна, то в таком случае чаще используется термин умственная недостаточность .

Понятие «умственной отсталости» шире понятия «олигофрения», поскольку оно подразумевает не только патологическое отставание развития, которое вызвали органические нарушения, но также запущенность (социальную, педагогическую). Психиатры характеризуют олигофрена как специфического индивида, не имеющего способности к самостоятельной адаптации в социуме.

Детская умственная отсталость бывает врождённой и приобретённой:

  • Врождённая умственная отсталость (либо олигофрения). Считается дефектом психики, имеющимся с момента рождения. При олигофрении интеллектуальное развитие никогда не может достичь нормального уровня, даже у взрослого человека, помимо этого это нарушение представляет собой непрогредиентый процесс.
  • Приобретённое слабоумие (либо деменция). Характеризуется снижением интеллектуального уровня от нормы, соответствующей определённому возрасту. Это прогредиентный процесс с постепенным течением.
  • Степень отсталости интеллекта у детей количественно оценивается стандартными психологическими тестами на определение коэффициента IQ.

    Степени

    Тяжесть нарушений интеллекта детей может сильно различаться. Классическая психиатрическая классификация выделяет три степени отсталости интеллекта (перечислено по мере усугубления состояния): степень дебильности, степень имбецильности, степень идиотии.

  • лёгкая дебильность — уровень IQ от 50 до 69 пунктов
  • умеренная имбецильность — уровень IQ от 35 до 49 пунктов
  • тяжёлая имбецильность — уровень IQ от 20 до 34 пунктов
  • глубокая идиотия — уровень IQ менее 20 пунктов.
  • К сожалению, умственная отсталость у детей никак не лечится. Иногда, если нет особых противопоказаний, врачи назначают стимулирующие лекарства, однако эффект от такой терапии возможен лишь в границах биологических возможностей каждого отдельного ребёнка. Поэтому процесс развития и адаптация в социуме интеллектуально отсталых детей почти зависит от верно подобранной системы коррекции, обучения и воспитания.

    Причины

    Интеллект всегда формируется генетикой и факторами среды. Дети, у родственников которых имеется отсталость интеллекта, уже изначально подвергаются большому риску возникновения целого ряда нарушений психики. Исключительно генетическими причинами обуславливается более 50 процентов случаев тяжёлой умственной недостаточности. Но только генетические причины нарушения интеллекта встречаются редко. В восьмидесяти процентах всех случаев достоверно причину нарушения достоверно определить не удается.

    Возможные причины детской отсталости в интеллектуальном развитии:

    1. Генетические нервные и метаболические заболевания (кретинизм, фенилкетонурия), хромосомные аномалии
    2. Диагностика детей с умственной отсталостьюПоражение плода в утробе матери — врождённые инфекции (цитомегаловирус, краснуха, ВИЧ), воздействие токсинов и наркотиков (алкогольный синдром), некоторые медикаментозные средства (антиконвульсанты), химиотерапия, радиация
    3. Сильная недоношенность плода
    4. Нарушения родового процесса (наложение щипцов, асфиксии, многоплодная беременность, родовая травма)
    5. Гипоксия мозга, травмы головы, инфекции, поражающие ЦНС (нейроэнцефалопатия)
    6. Психическая и эмоциональная депривация. соц-пед. запущенность, недостаточное питание.
    7. Умственная недостаточность неясной этиологии.

    Симптоматика

    Первичные проявления умственной недостаточности у детей обычно включают в себя такие симптомы и признаки как: отставание интеллекта, инфантильное поведение, недостаточные навыки по самообслуживанию. Такое отставание становится очень заметным к дошкольному возрасту. Однако при лёгкой умственной отсталости такие симптомы могут не проявиться до школьного возраста.

    Намного раньше отсталость интеллекта диагностируется при наличии умеренной и тяжёлой степени этого нарушения, а также тогда, когда отсталость умственного развития сочетается с дефектами развития и физическими пороками. Среди детей дошкольного возраста явным признаком является наличие сниженного уровня IQ в сочетании с ограниченностью проявления адаптивных навыков поведения. Хотя индивидуальные особенности этого нарушения могут меняться, чаще у детей с недостаточностью интеллекта отмечается скорее постепенный прогресс, а не полная остановка развития.

    Иногда эти дети, помимо задержки развития интеллекта, страдают ДЦП либо иными двигательными нарушениями. Помимо этого, Диагностика детей с умственной отсталостьюу таких детей часто наблюдается потеря слуха, задержка развития речи. Эти сенсорные и двигательные расстройства являются не причинами умственной недостаточности, а скорее её следствием. По мере развития у ряда детей развиваются признаки тревоги или же депрессии, когда их отвергают сверстники, а также когда их волнует осознание своей ущербности своего отличия от окружающих людей. Существуют инклюзивные программы, позволяющие включать интеллектуально отсталых детей в школьное обучение и полноценное общение. Эти программы не только способствуют интеграции в социум, но и минимизируют отрицательные эмоциональные реакции.

    Самой частой причиной обращения к врачам родителей детей с нарушенным интеллектуальным развитием являются поведенческие проблемы. Детские поведенческие нарушения при отсталости интеллекта обычно носят ситуационный характер, всегда можно найти то, что провоцирует такое поведение.

    Примером таких провокационных факторов могут быть социально безответственное поведение, плохая дисциплина, нарушение коммуникации, поощрение неправильного поведения. Помимо этих факторов, на поведение умственно отсталых детей может сильно влиять дискомфорт, возникающий вследствие физических нарушений и психических расстройств. При пребывании маленького пациента на стационарном лечении дополнительным негативным фактором становится недостаток двигательной активности.

    Широко известна классификация умственной недостаточности детей, предложенная детским психиатром Е. И. Богдановой. Диагнозу «Отсталость интеллекта» обязательно должны соответствовать такие симптомы:

    1. Низкий либо ниже среднего интеллектуальный уровень
    2. Системное недоразвитие речевых навыков
    3. Некритичное, конкретное мышление
    4. Некоторые нарушения восприятия
    5. Разнообразные нарушения внимания
    6. Плохая продуктивность памяти
    7. Нарушение эмоционально-волевой сферы
    8. Недоразвитие всех интересов.

    Диагностика

    Подтверждение диагноза интеллектуальной отсталости определяет всю дальнейшую жизнь, поэтому обследование надо проводить очень тщательно. Психическая задержка явно очевидна в том возрасте, когда ребёнок обучается рече-двигательными навыками. Обычно такое обучение происходит к третьему году жизни. Умственно неполноценные дети позже начинают держать головку, позднее учатся сидеть, ползать, гулить и лепетать. У них также отмечается позднее произнесение фраз и слов. Эмоциональная реакция умственно отсталых детей очень импульсивна, они обычно впадают в крайности, все их побуждения обычно примитивны или бесцельны. Конкретное мышление всегда и везде преобладает у них над абстрактным.

    При любом подозрении на отставание интеллекта у детей, психиатры или психологи оценивают их психологическое развитие, а также уровень интеллекта. Стандартные тесты на интеллект могут с достаточной долей вероятности диагностировать интеллектуальные способности, но первичный результат всегда надо подвергать сомнению, поскольку надо всегда учитывать вероятность ошибки. На выполнение тестов влияют заболевания, двигательные либо сенсорные расстройства, культурные и расовые отличия, языковой барьер.

    Родители и сами могут провести тестирование психического развития своего ребёнка посредством тестов, используя специальные опросники для родителей. Однако стандартизованные тесты определения интеллекта могут проводиться лишь квалифицированным психотерапевтом. Оценку развития психики желательно проводить при первых же подозрениях.

    Помимо стандартизированных тестов на развитие интеллекта, существуют общие указания по диагностике, которые опираются на такие симптомы:

    Умственная недостаточность - задержка либо недостаточное развитие психики, для которого характерно нарушение интеллектуальных способностей общего уровня.

    Наличие других болезней - умственная отсталость у детей может сочетаться с любым соматическим либо психическим расстройством.

    Адаптивное поведение - всегда является нарушенным, однако в ситуациях хорошей социальной поддержки нарушения у детей могут быть неявными.

    Коэффициент IQ - всегда должен учитывать культурные особенности.

    В раннем возрасте проводится ещё оценка зрения и слуха детей, а также специальное обследование на интоксикации.

    Дифференциация

    Определённые трудности в диагностике детской умственной отсталости возникают при её дифференциации от некоторых других заболеваний психики.

    Одним из таких заболеваний является ранняя шизофрения. У детей, которые больны ранней шизофренией, в отличие от олигофренов, задержка в развитии носит фрагментарный характер. Помимо этого, у шизофреников обнаруживается целый ряд несвойственных олигофренам признаков — извращённое фантазирование, симптомы кататонии, аутизм.

    Так же олигофрению надо дифференцировать от детской деменции, которая является приобретённой формой детского слабоумия. При деменции присутствует разнообразие эмоций, довольно развитая лексика, а также склонность к абстрагированию.

    Детская умственная отсталость в лёгкой степени обычно является причиной трудностей при школьном обучении, особенно если учебная неуспеваемость сочетается с поведенческими нарушениями. Благодаря современным инклюзивным программам образования, подобные дети могут весьма неплохо обучаться в обычной школе, а в дальнейшем жить полноценной жизнью.

    Рейтинг: (Голосов: 4, 3,75 из 5)

    Диагностика детей с тяжелой умственной отсталостью

    Диагностика детей с ТУО

    Тяжелая степень умственной отсталости (если применять старые названия — это переходная стадия от имбецильности к идиотии): IQ = 34—20.

    Основное отличие от умеренной степени — практически полное отсутствие речи, хотя понимание элементарных просьб («встань», «ешь», «пойдем гулять») возможно. Уход за собой принимает самые примитивные формы: есть руками, подставить руки под воду. В отличие от наиболее выраженной глубокой степени умственной отсталости больные отличают съедобное от несъедобного, обладают чувством высоты и глубины.

    Имбецильность, за международной классификацией, разделяется на легкую и выразительную.

    Выразительная имбецильность (тяжелая умственная отсталость) даже при отсутствии параличей и парезов сопровождается грубым недоразвитием двигательной сферы, которая независимо от возраста ребенка оказывается в нарушении и слабости статичной и проворной функций, координации, точности и темпа произвольных движений. Дети не умеют бегать и прыгать, им трудно переключаться из одного движения на другой. Дифференцированные движения пальцев и рук во многих из них являются невозможными, что является иногда непреодолимым препятствием для формирования навыков самообслуживания.

    Грубое нарушение внимания оказывается в неустойчивости, отсутствию ее активной формы. Дети реагируют лишь на яркие предметы. При этом даже такая реакция является очень непродолжительной. При выразительной имбецильности часто случаются аномалии развития органов ощущений и функциональные расстройства анализаторов. Восприятие характеризуется поверхностностью и неспецифичностью. Хорошо известны ребенку предметы, что ее окружают, она различает удовлетворительно, а вот незнакомые явления не вызывают ориентировочной реакции.

    Следствием недиференцированности восприятия является отсутствие анализа, сравнения. Память детей с тяжелой умственной отсталостью отличается очень малым объемом и значительными искажениями при воссоздании.

    Мышление детей с тяжелой умственной отсталостью является конкретным, хаотическим и бессистемным. Иногда такие дети могут осуществить элементарное обобщение, например, благодаря специальной учебе объединить реальные предметы в группы (мебель, одежда, животные). Оперировать абстрактными понятиями, передать содержание даже самой простой сюжетной картинки они не могут. Некоторые из них овладевают порядковым счетом предметов.

    Типичными чертами личности детей с тяжелой умственной отсталостью являются отсутствие побуждений или хаотическое стремление ко всем окружающим раздражителям, которые привлекают внимание, тенденция к наследованию и воссозданию старых заученных штампов. Эмоциональные реакции являются однообразными, окоченевшими и недифференцированными. (Выступление на ПМПК: «Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью», Костючик Т.С. г. Краснокамск, 2012)

    Схема наблюдения (беседы)

    Наблюдение за ребенком на занятиях и вне их.

    VII. Особенности личности. Как проявляет себя в игровой, учебной деятельности. Взаимоотношения со взрослыми, с другими детьми. Проявления чувства привязанности, любви. склонность вредить, обижать других и др. "Разрушительные" наклонности, склонность к агрессии, в том числе аутоагрессии и т.п.

    Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности.

    · направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание)

    · умение выполнять инструкции педагога (0-не выполняет, 1- выполняет не полностью, 2- выполняет полностью)

    · использование по назначению учебных материалов (0- использует по назначению, 1- использует по назначению частично, 2- использует по назначению)

    · умение выполнять действия по образцу и по подражанию(0-не выполняет, 1- выполняет не полностью, 2- выполняет полностью)

    Выявление уровня развития тонкой моторики

    1.Складывание листа бумаги вчетверо (после показа + вместе со специалистом)

    Стимульный материал: два листа А4 (для ребенка и специалиста)

    Инструкция: Смотри. Берем лист бумаги. Складываем его пополам и еще пополам. Делаем вместе!

    0- низкий уровень - не складывает.

    1- средний уровень - выполняет задание (не полностью или с помощью специалиста).

    2– высокий уровень - выполняет задание полностью или с незначительными ошибками.

    Инструкция: Смотри внимательно! (специалист поднимает один палец и говорит «один», второй – «два», третий - «три»- правой и левой рукой). Делаем вместе! (ребенок вместе со специалистом выполняет задание – 3-5 попыток).

    0-низкий уровень-ребенок не выполняет задание, движения плохо дифференцированы.

    1-средний уровень- ребенок выполняет задание с ошибками или только 1 рукой.

    2-высокий уровень-ребенок выполняет задание полностью или с незначительными ошибками.

    Выявление уровня развития общей моторики

    1.Инструкция: Смотри и повторяй за мной. Поднимай руки вверх (обе) - опускай. Поочередно – левую и правую - опускаем. Подними правую ногу, левую ногу.

    0-низкий уровень-ребенок не выполняет задание, движения плохо дифференцированы.

    1-средний уровень - ребенок выполняет задание с ошибками или с помощью специалиста.

    3-высокий уровень- ребенок выполняет задание полностью или с незначительными ошибками.

    1.Наблюдение - бланк заполняется после диагностики, оценка поведения на протяжения всей диагностики.

    Выявление уровня развития речи (понимание обращенной речи)

    1.Понимание обобщающих понятий: игрушки, одежда, посуда.

    Стимульный материал: три группы предметов – 1.Посуда (чашка, ложка, тарелка). 2. Одежда (шорты, футболка, носки) 3. Игрушки (кукла, машинка, мяч)

    Инструкция: «Покажи посуду, одежду, мяч»

    0 – низкий – ребенок не показал, ни одного группы предметов.

    1- средний - ребенок показал 1-2 группы предметов с ошибками или помощью специалиста.

    2- высокий - ребенок показал 3 группы предметов самостоятельно или с незначительными ошибками.

    Стимульный материал: лист А4 с изображением собаки, кошки, коровы, поросенка, птицы.

    Инструкция: Мы с тобой приехали в деревню. И около нашего дома гуляют различные животные. Давай посмотрим, кто именно. Покажи: собаку, кошку (кису), поросенка (хрюшку), корову, птичку.

    0 – низкий – ребенок не показал, ни одного животного.

    1- средний - ребенок показал 1-3 животных (возможны ошибки).

    2- высокий - ребенок показал 4-5 животных.

    Развитие психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие)

    1.Копиррование горизонтальной линии, вертикальной линии, креста.

    0 – низкий – не проводит ни одной линии.

    1- средний - ребенок проводит 1 или 2 линии (возможна подсказка специалиста).

    2-высокий - ребенок проводит обе линии и крест (возможна подсказка взрослого).

    2.Выбор самого большого шара из трех предложенных.

    0 – низкий – не выбирает.

    1- средний – выбирает из 2х шаров или с подсказкой специалиста.

    2-высокий - ребенок самостоятельно выбирает самый большой шар.

    (Данное задание повторятся после выполнения последующих, оценивается память)

    3. Складывание пирамидки (начиная с 3 колец).

    Инструкция: «Делай как я!»

    Координация (подчеркнуть): нарушена, слабо нарушена, не нарушена.

    0 – низкий – ребенок не выполняет задание.

    1- средний – ребенок выполняет задание частично или с помощью специалиста.

    2-высокий - ребенок выполняет задание самостоятельно или с незначительными ошибками.

    4.Соотношение реального объекта и изображения

    Стимульный материал: изображение на формате А4 чашки, куклы и мяча. Три предмета: чашка, кукла, мяч.

    Инструкция: «Покажи, где чашка!» (предметы предлагаются по очереди).

    0 – низкий – ребенок не выполняет задание.

    1- средний – ребенок выполняет задание частично или с помощью специалиста.

    2-высокий - ребенок выполняет задание самостоятельно или с незначительными ошибками.

    16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

    Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

    Адрес редакции: 214011, РФ,
    г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
    Контакты: info@infourok.ru

    Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

    25. Диагностика умственной отсталости (олигофрении)


    Достаточно важно отграничивать олигофрению от: •
    ЗПР •
    соматогенных астенических состояний с нарушениями интеллектуальных функций •
    деменции и олигофреноподобных состояний психического дефекта при процессуальных психических заболеваниях •
    органических, шизофренических, эпилептических деменций, возникших в младшем детском возрасте •
    психического инфантилизма •
    состояния интеллектуальной недостаточности при недоразвитии речи (алалии).
    Вся умственная отсталость по выраженности интеллектуального и личностного
    дефекта подразделяется на дебильность, имбецильность и идиотию, которые соответ-ствуют определенным уровням психометрического коэффициента интеллектуальности по шкале Стенфорда - Бине, Векслера (IQ) (широко используется за рубежом):
    дебильность - IQ = 50-70
    имбецильность - IQ = 20-49
    идиотия - IQ = ниже 20.
    Интеллектуальный коэффициент (IQ) - это отношение интеллектуального возраста (х) ребенка к паспортному возрасту (у), выраженное в %. Например: если интеллект шестилетнего ребенка соответствует трем годам развития, то IQ = 3/6 * 100 % = 50 %.
    Диапазон нормального

    развития IQ = 85—110 %.
    Методики определения IQ требуют большого опыта работы и чреваты неправиль-ностью выводов об общем развитии интеллекта (так как отражают обученность ребенка), поэтому следует очень осторожно относиться к окончательному диагнозу при ЗПР, дебиль- ности и делать выводы только при анализе полного обследования ребенка.
    Таблица 9
    Сравнительная таблица российского и зарубежного опыта классификаций групп проблем в развитии в зависимости от IQ

    Всемирная организация здравоохранения

    Незначительная умственная отсталость, затруднения а учении

    Умеренная умственная отсталость, трудности в обучении

    Тяжелая умственная отсталость, значительные трудности в обучении

    Глубокая умственная отсталость

    Еще по теме 25. Диагностика умственной отсталости (олигофрении):

    Детская умственная отсталость

    Диагностика детей с умственной отсталостьюУмственная отсталость у детей, симптомы которой начинают проявляться в возрасте около 3,5 лет, может быть вызвана различными причинами. Факторы возникновения патологии интеллектуального развития разнообразны, но чаще всего это:

    1. Органическое поражение мозга при родах.
    2. Черепно-мозговые травмы.
    3. Детский церебральный паралич.
    4. Генетические нарушения обмена веществ.
    5. Синдром Дауна (транслокационный или трисомия по 21 паре хромосом).
    6. Нейроинфекция, повлекшая за собой обширное поражение нейронов (нейросифилис, туберкулезный менингит, вирусный энцефалит).
    7. Интоксикация тяжелыми металлами и прочими чужеродными веществами, особенно в раннем возрасте.
    8. Микроцефалия .
    9. Гидроцефалия.
    10. Эндокринопатии (нарушение деятельности щитовидной железы).
    11. Рубивирусная инфекция во время беременности (краснуха).
    12. Коматозные состояния, вызванные длительной гипоксией мозга.

    При микроцефалии, пороке внутриутробного развития, уменьшен объем мозга, а, соответственно, снижено количество нейронов и связей между ними. Гидроцефалия — это отек мозга, сопровождающийся повышением давления внутри черепной коробки. Гидростатическое давление повреждает нейроны и также может приводить к умственной отсталости. Перенесенные инфекции центральной нервной системы в некоторых случаях отражаются на умственных способностях ребенка.

    Признаки

    Признаки умственной отсталости у детей заключаются в слабой способности к обучению, а также в отсутствии или ослаблении реакции ребенка на слова родителей, снижении памяти, логического мышления. Построение связей между событиями в жизни нарушено.

    Восприятие информации затруднено, что связано с нарушением процессов запоминания, кратковременной и долговременной памяти. Речевые, поведенческие и гигиенические навыки недоразвиты. К школьному возрасту крайне тяжело осваивают навыки чтения, счета, а также письма.

    Наблюдается отставание в умственном развитии, течение которого может прогрессировать, регрессировать или быть стабильным. Эмоциональная сфера у маленьких пациентов при этом, как правило, не задета, дети способны испытывать как негативные, так и позитивные эмоции. Способность к самообслуживанию зависит от степени умственной недостаточности отдельного ребенка. Выделяют несколько степеней умственных нарушений.

    Легкая степень умственной отсталости

    Легкая степень умственной отсталости (код F70 по МКБ-10). Такие дети характеризуются сохраненной способностью к обучению, но сниженным потенциалом памяти по сравнению со здоровыми детьми. Ребенок с легкой степенью умственной отсталости может неправильно оценивать поступки и чувства других людей, что делает болезнь похожей на синдром Аспергера.

    Дети испытывают проблемы в социальных навыках (общении, играх с другими детьми) и чувствуют свою неполноценность, они зависимы от родителей. Правильный подход педагога в обучении такого ребенка улучшит прогноз заболевания. Легкая умственная отсталость, симптомы которой не мешают обучению самообслуживанию, поддается корректировке в спецшколах 8 вида.

    В результате чего вырастающие дети при достижении взрослого возраста способны к работе и овладению простейшими навыками ведения домашнего хозяйства, письма. Им доступен физический труд и монотонная работа без необходимости принятия решений. По достижению 18-летия государство выдает таким пациентам жилье.Диагностика детей с умственной отсталостью

    Умеренная умственная отсталость

    Умеренная умственная отсталость (F71 по МКБ-10) характеризуется меньшей независимостью от помощи других людей, чем при легкой степени. Однако социальные навыки при соответствующей корректировке также прививаются, хоть дети и сохраняют зависимость от родителей и опекунов.

    Во взрослом возрасте способны к труду, преимущественно, физическому, не требующему сложного координирования действий. Признаки умственной отсталости у взрослых пациентов: некоторая заторможенность мыслительных процессов, медлительность в движениях, отсутствие критичности мышления.

    Тяжелая степень отсталости

    При тяжелой степени (шифр МКБ: F72) речь пациента ограничивается парой десятков слов для выражения собственных потребностей. Имеются также двигательные нарушения, походка дискоординирована. Процесс запоминания окружающих предметов затруднен и требует многократного повторения. Прививаются навыки счета видимых предметов. По достижению взрослого возраста люди не способны полностью нести ответственность за себя и нуждаются в опеке, обеспечиваемой психоневрологическими интернатами.

    Глубокая умственная недостаточность (F73) может проявляться тяжелыми двигательными нарушениями. Пациенты отстают в физическом развитии, речь их не сформирована. Дети часто страдают энурезом. Во взрослом возрасте опеку таких больных осуществляют психоневрологические интернаты.

    Диагностика

    Умственная отсталость, симптомы которой схожи с признаками других заболеваний психо-интеллектуальной сферы, нуждается в дифференциальной диагностике с такими заболеваниями, как:

  • синдром Аспергера
  • шизофрения
  • социопедагогическая запущенность (синдром Маугли) и интенсивные психотравмы
  • печеночная энцефалопатия.
  • Как определить умственную отсталость у ребенка? Врачи психоневрологи используют различные методики для проверки интеллектуальных способностей ребенка: оценку бытовых навыков, социальной адаптации. Изучается анамнез беременности (гипоксия плода. краснуха у матери), перенесенных нейроинфекций, черепно-мозговых травм.

    Проводится тест на умственную отсталость (IQ), определяющий коэффициент интеллекта в баллах. Осуществляется оценка восприятия ребенком художественных образов на картинках, способности к обучению, в т.ч. к счету и речи, состояния психического развития ребенка. Анализируется степень координированности движений.

    (Оцените статью, будьте первым)

    Источники:
    odepressii.ru, infourok.ru, psihologia.biz, golmozg.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное