Дислексия и дисграфия у детей корнев

Дислексия и дисграфия у детей корнев

Дорогие родители! Эта статья для тех, кто столкнулся с трудностями школьного обучения по русскому языку и чтению. Ребенок не может самостоятельно делать уроки, плохо читает, делает глупые ошибки, не хочет заниматься. Вам это знакомо?

Имея 20-летний опыт логопедической практики, я точно уверенна в том, что есть выход из любой ситуации. Нужно только разобраться, понять своего ребенка и обратиться к специалисту.

Процесс письма является психической деятельностью, которая реализуется благодаря совместной работе различных зон мозга и имеет сложную психофизиологическую организацию. Структура письма, иерархия обеспечивающих его психических функций и процессов меняются по мере овладения письмом. Письмо младших школьников, во многом за счет существующей системы обучения, заимствует качества, структуру и характеристики устной речи. Это не совсем письменная речь, а лишь приспособленная к ее целям и условиям устная, поэтому свойства этих двух видов речи на первом этапе обучения детей письму существенно не различаются. Развитые формы устной и письменной речи являются различными по своим функциям, структуре и характеристике психологическими образованиями. Развитая письменная речь представляет собой деятельность построения целостных по смыслу высказываний, текстов, она выступает как специфическое средство общения и обобщения опыта.

Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода. Письмо - сложнейший вид деятельности, в его формировании участвуют все отделы коры головного мозга. Психофизической основой письма является взаимодействие работы различных анализаторов - речедвигательного, слухового, зрительного, рукодвигательного. При письме происходит взаимодействие таких психических процессов как мышление, память, внимание, воображение, речь внешняя и внутренняя.

Процесс письма состоит из пяти психофизических компонентов:

- Акустический (услышать и выделить звук).

- Артикуляционный (уточнить звук, состав слова, установить последовательность звуков).

- Зрительный (представление графического образа звука, перевод звуковой структуры в графические знаки).

- Удерживание в памяти графических символов и их правильная пространственная организация.

- Наличие устойчивого внимания, знание орфографических и пунктуационных правил.

При письме нужно произвести фонематический анализ слова, соотнести каждую фонему с буквой, написать буквы в определенной последовательности.

У детей, овладевающих письмом, этот процесс развернут по составу выполняемых операций и осуществляется на произвольном уровне. По мере освоения письма, изменения его роли и значения в жизни школьника происходит не только объединение и автоматизация операций процесса письма, но и меняется его психологическое содержание. Техника письма (операциональная сторона) отступает на второй план, письмо начинает функционировать как письменная речь - высшая ступень речевого развития (Л. С. Цветкова, 1997). Однако не всегда это происходит полноценно и своевременно. Одной из возможных причин нарушения такого перехода является дисграфия .

Нарушения процесса овладения письменной речью в настоящее время рассматриваются в различных аспектах: клиническом, психологическом, нейропсихологическом, психолингвистическом, педагогическом.

Специфические расстройства письма (дисграфии) влекут за собой нарушения в овладении орфографией и часто являются причиной стойкой неуспеваемости, отклонений в формировании личности ребенка.

Содержание термина дисграфия в современной литературе определяется по-разному. Приведем несколько наиболее известных определений. Р. И. Лалаева (1997) дает следующее определение: дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

И. Н. Садовникова (1995) определяет дисграфию как частичное расстройство письма (у младших школьников - трудности овладения письменной речью), основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок. Возникновение таких ошибок у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.

А. Н. Корнев (1997, 2003) называет дисграфией стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (т. е. руководствуясь фонетическим принципом письма) несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха.

А. Л. Сиротюк (2003) определяет дисграфию как частичное нарушение навыков письма вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.

Существенной для диагностики и организации психолого-педагогической коррекции дисграфии представляется ее дифференциация с позиции развития дефекта, предложенная С.Ф.Иваненко (1984). Автор выделила следующие четыре группы нарушений письма (и чтения) с учетом возраста детей, этапа обучения грамоте, степени выраженности нарушений и специфики их проявления.

1. Трудности в овладении письмом. Показатели: нечеткое знание всех букв алфавита сложности при переводе звука в букву и наоборот, при переводе печатной графемы в письменную трудности звукобуквенного анализа и синтеза чтение отдельных слогов с четко усвоенными печатными знаками письмо под диктовку отдельных букв. Диагностируются в первом полугодии первого года обучения.

2. Нарушение формирования процесса письма. Показатели: смешения письменных и печатных букв по различным признакам (оптическим, моторным) трудности в удержании и воспроизведении смыслового буквенного ряда затруднения при слиянии букв в слоги и слиянии слогов в слово чтение побуквенное списывание письменными буквами с печатного текста уже осуществляется, но самостоятельное письмо находится в стадии формирования. Типичные ошибки в письме: написание слов без гласных, слияние нескольких слов или же их расщепление. Диагностируется во втором полугодии первого и в начале второго года обучения.

3. Дисграфия. Показатели: стойкие ошибки одного или разных видов. Диагностируется во втором полугодии второго года обучения.

4. Дизорфография. Показатели: неумение применять в письме орфографические правила по школьной программе за соответствующий период обучения большое количество орфографических ошибок в письменных работах. Диагностируется на третьем году обучения.

Выделяют 5 форм дисграфии:

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии .

Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

2. Акустическая форма дисграфии .

Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П В-Ф Д-Т Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ Ч-ТЬ Ц-Т Ц-С и т.д.).Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: писмо, лубит, больит и т.д.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. ( регуляторная дисграфия )

- Для этой формы дисграфии наиболее характерны следующие ошибки:

- пропуски букв и слогов

- перестановка букв и (или) слогов

- написание лишних букв в слове (бывает когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго поет звук)

- повторение букв и (или) слогов

- контоминация - в одном слове слоги разных слов

- слитное написание предлогов, раздельное написание приставок (настоле, на ступила)

Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи.

4. Аграмматическая дисграфия .

Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики (красивый сумка, веселые день). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, вплотную приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.

5. Оптическая дисграфия .

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов (палочки, овалы) и нескольких специфичных элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и ш ц щ б в д у. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:

- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М Х вместо Ж и т.д.

- добавление лишних элементов

- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент

- зеркальное написание букв.

Симптомами дисграфии принято считать стойкие ошибки в письменных работах детей школьного возраста, которые не связаны с незнанием или неумением применять орфографические правила.

Характеризуя ошибки при дисграфии в соответствии с современной логопедической теорией, определяют следующие их особенности. Ошибки при дисграфии являются стойкими и специфическими, что позволяет выделять их среди ошибок, характерных для большинства детей младшего школьного возраста в период начала овладения письмом. Дисграфические ошибки являются многочисленными, повторяющимися и сохраняются длительное время. Дисграфические ошибки связаны с несформированностью лексико-грамматического строя речи, недоразвитием оптико-пространственных функций, неполноценной способностью детей дифференцировать фонемы на слух и в произношении, анализировать предложения, осуществлять слоговой и фонематический анализ и синтез.

Нарушения письма, обусловленные расстройством элементарных функций (анализаторных), не рассматриваются как дисграфия. В современной логопедической теории также не принято относить к дисграфическим ошибки, имеющие вариативный характер и обусловленные педагогической запущенностью, нарушением внимания и контроля, дезорганизующих письмо как сложную речевую деятельность.

Одна из главных задач специалистов нашего центра - правильно определить причины трудности письма и чтения, выявить структуру нарушений и организовать дальнейшую коррекционную работу с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Мы лечим все формы дисграфии ( а ртикуляторно-акустическая дисграфия, а кустическая дисграфиия, р егуляторная дисграфия, а грамматическая дисграфия, о птическая дисграфия ) и дислексии.

Вся программа по устранению недостатков тесно связана с процессом обучения и соответствует программе по русскому языку и литературе.

Сочетания логопедических методик и психологических техник дает положительные результаты:

  • создается платформа для успешного усвоения и правильного применения учащимися знаний, умений и навыков
  • закрепляется учебный материал, данный учителем в школе
  • Понравилась статья? Поделись!

    Дислексия и дисграфия у детей

    Автор: И. А. Воронов, врач-невролог высшей категории

    Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторных ошибках стойкого характера.

    Дисгарфия – нарушение становления процессов письма и одна из форм недоразвития письменной речи.

    Нарушения чтения и письма по международной классификации болезней 10 пересмотра (на основании которой и в России устанавливаются диагнозы) относятся к нарушениям развития учебных навыков. Есть такой раздел в классификации болезней! И соответственно эти нарушения проявляются в возрасте 6 – 7 лет, когда ребёнок начинает учиться в школе. Такие нарушения имеют стойкий трудно корригируемый характер. Однако ухудшения в чтении и письме не наблюдается. Дети длительное время совершают грубые ошибки на практически одном уровне.
    В зарубежной литературе часто используют термин «learning disability» - недостаточная обучаемость. И самое главное в эту группу не входят дети с умственной отсталостью, детским церебральным параличом, слабовидящие дети. Можно говорить, что у внешне здоровых детей развивается дислексия и дисграфия.

    Почему происходят такие нарушения?
    Есть данные, что у таких детей имеется определённые особенности строения коры головного мозга (Fridman R.F. et al. 1993). Есть данные, что при этих нарушениях происходит дезорганизация связей между зоной Вернике – понимания речи и зоной Брока – двигательной регуляции речи (Чутко Л.С. 2006). Есть указания на перинатальные нарушения являющиеся фактором развития дислексии и дисграфии. Например, 27% детей с такими нарушениями были недоношенными или из двойни. А всего у 85% детей с дислексией и дисграфией выявлены перинатальные вредности (Корнев А.Н. 1995).
    По данным E.L. Grigorenko et al. (1997), выявлена роль влияния 6 и 15 хромосом в становлении письма и речи. Это позволило некоторым авторам высказать предположение о наследственной предрасположенности дислексии и дисграфии (Чутко Л.С. 2006 и др.). Тем более что действительно, отмечаются семейные случаи этих нарушений.

    Здесь правильней говорить о многофакторности этого нарушения, включающие перинатальные нарушения, наследственную предрасположенность и другие факторы.

    Как исправлять дислексию и дисграфию?

    1.Коррекционые занятия с логопедом и педагогом дефектологом. Эти специалисты владеют определёнными методами позволяющие уменьшить или устранить такие нарушения. Ещё раз хочу сказать, что корригировать такое состояние надо длительно и комплексно. Положительные результаты отмечаются не сразу, и они минимальные.

    2. Конечно, детям с дисграфией необходимо больше читать. Запоминание печатных правильных слов, способствует их зрительному запоминанию. Печатный образ всплывает в памяти при написании. Это бессознательный процесс, но он имеет место быть.

    __________________
    Администратор форума

    Внешне здоровый ребенок - и дисграфия. Что там в мозгу творится у детеныша - заглянуть бы!
    Занимаемся с логопедом в школе, стало заметно лучше.
    Но если устала или волнуется (а в школе любят предупреждать, что контрольная/диктант сложные и надо быть очень ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ внимательными. ),
    то всё, тушите свет, пишет такую абракадабру(((
    И при этом сделает отменно фонетический разбор слов (даже на слух, т.е. не видя слово написанным).
    Напишет правильно гласные-согласные на заданное правило, но запросто выкинет любые другие гласные из слова
    (да-да, в нас спит и время от времени просыпается древний египтянин, особенно игнорирующий букву а))).
    Если что можно - отзеркалит, даже в письменной речи.
    Есть у нее устойчивые пары гласных и согласных для перепутывания - воспользуется ими.
    А прочитает написанное правильно и будет удивляться, отчего это мама по стенам бегает)))

    Хочу поделиться своим опытом. У меня два сына. У старшего были: задержка речевого развития, дефицит внимания, боялся шума, громкой музыки и т.д. С младшим и того хуже – вообще не говорил, ни на что не реагировал, агрессивное поведение.
    Прошли все общепринятые и стандартные лечения. Все тщетно. Младшему даже предложили интернат и постановку на учет в ПНД.
    Но выход нашелся! Мы нашли специалистов достойного уровня. Сегодня мы ВЫЛЕЧЕНЫ ПОЛНОСТЬЮ.
    К стати, в наших случаях первопричиной всех наших ужасов были стрессы.
    Сейчас старшему 12, а младшему 10 и они успешно учатся в ОБЫЧНОЙ ШКОЛЕ.
    Главное не сдавайтесь, выход есть, не жалейте сил и средств вашим детям.

    Лучше бы не грозила
    Вдруг обойдется?
    Зеркалит? Пропускает буквы?пишет йотированные гласные как слышит - т.е. через й? так что там у нас еще в запасе дисграфии.
    теряет при написании часть слова или часть буквы? теряет мягкие знаки? путает глухие и звонкие согласные.
    впрочем, список, кажется, бесконечен каждый ребенок способен привнести что-нибудь новенькое(((

    Невнимательность может уйти с возрастом, здесь же мозг не срабатывает как надо, не видит эти ошибки как ошибки.
    Наша красавица свои шифровки перечитывает так, как слово должно звучать в норме, и может перечитывать раз за разом и не видеть ошибки
    А всякие там жи-ши, ча-ща, чк-чн и прочие правила, что они сейчас проходят - видит на счет раз! и пишет всегда правильно, потому как память отличная, выученные правила знает и применяет.
    А гласную а в окончании существительных и глаголов теряет на ровном месте и не видит этого!

    __________________
    когда-нибудь здесь будет подпись

    Хочу поделиться своим опытом. У меня два сына. У старшего были: задержка речевого развития, дефицит внимания, боялся шума, громкой музыки и т.д. С младшим и того хуже – вообще не говорил, ни на что не реагировал, агрессивное поведение.
    Прошли все общепринятые и стандартные лечения. Все тщетно. Младшему даже предложили интернат и постановку на учет в ПНД.
    Но выход нашелся! Мы нашли специалистов достойного уровня. Сегодня мы ВЫЛЕЧЕНЫ ПОЛНОСТЬЮ.
    К стати, в наших случаях первопричиной всех наших ужасов были стрессы.
    Сейчас старшему 12, а младшему 10 и они успешно учатся в ОБЫЧНОЙ ШКОЛЕ.
    Главное не сдавайтесь, выход есть, не жалейте сил и средств вашим детям.

    Странно, абсолютно это же сообщение видела на ЛВ
    Вообще оно странное, непонятно зачем эта девушка его везде пишет, хоть бы тогда уж методику излечения описывала Да и не верится мне во все это - в 7 лет он ни что не реагирует (раз ему интернат предлагают) -а в 10 уже здоровый? И главное, что все это от стресса УЖАС.
    А я знаю одного мальчика, который 3 класса успешно окончил в обычной школе, а потом его перевели в коррекционную снова в первый класс

    Хозяйка Медной горы

    Адрес: Санкт-Петербург, Пушкин

    В другой теме Ольга пишет, что метод, который им помог, - это энергетическое лечение практикой Агни Йоги

    __________________
    Администратор форума

    Автор: И. А. Воронов, врач-невролог высшей категории

    Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторных ошибках стойкого характера.

    Дисгарфия – нарушение становления процессов письма и одна из форм недоразвития письменной речи.

    Нарушения чтения и письма по международной классификации болезней 10 пересмотра (на основании которой и в России устанавливаются диагнозы) относятся к нарушениям развития учебных навыков. Есть такой раздел в классификации болезней! И соответственно эти нарушения проявляются в возрасте 6 – 7 лет, когда ребёнок начинает учиться в школе. Такие нарушения имеют стойкий трудно корригируемый характер. Однако ухудшения в чтении и письме не наблюдается. Дети длительное время совершают грубые ошибки на практически одном уровне.
    В зарубежной литературе часто используют термин «learning disability» - недостаточная обучаемость. И самое главное в эту группу не входят дети с умственной отсталостью, детским церебральным параличом, слабовидящие дети. Можно говорить, что у внешне здоровых детей развивается дислексия и дисграфия.

    Почему происходят такие нарушения?
    Есть данные, что у таких детей имеется определённые особенности строения коры головного мозга (Fridman R.F. et al. 1993). Есть данные, что при этих нарушениях происходит дезорганизация связей между зоной Вернике – понимания речи и зоной Брока – двигательной регуляции речи (Чутко Л.С. 2006). Есть указания на перинатальные нарушения являющиеся фактором развития дислексии и дисграфии. Например, 27% детей с такими нарушениями были недоношенными или из двойни. А всего у 85% детей с дислексией и дисграфией выявлены перинатальные вредности (Корнев А.Н. 1995).
    По данным E.L. Grigorenko et al. (1997), выявлена роль влияния 6 и 15 хромосом в становлении письма и речи. Это позволило некоторым авторам высказать предположение о наследственной предрасположенности дислексии и дисграфии (Чутко Л.С. 2006 и др.). Тем более что действительно, отмечаются семейные случаи этих нарушений.

    Здесь правильней говорить о многофакторности этого нарушения, включающие перинатальные нарушения, наследственную предрасположенность и другие факторы.

    Как исправлять дислексию и дисграфию?

    1.Коррекционые занятия с логопедом и педагогом дефектологом. Эти специалисты владеют определёнными методами позволяющие уменьшить или устранить такие нарушения. Ещё раз хочу сказать, что корригировать такое состояние надо длительно и комплексно. Положительные результаты отмечаются не сразу, и они минимальные.

    2. Конечно, детям с дисграфией необходимо больше читать. Запоминание печатных правильных слов, способствует их зрительному запоминанию. Печатный образ всплывает в памяти при написании. Это бессознательный процесс, но он имеет место быть.

    А подскажите адреса, куда можно обратится с такой проблемой.

    __________________
    Чем больше детей тем я краше

    Использование: в ходе массовых профилактических осмотров детей 6-8 лет

    Оборудование: не требуется .

    Время проведения: 5-8 мин.

    Описание методики и правила оценки выполнения задания

    Инструкция : перечисли по порядку времена года и (после ответа) дни недели.

    Оценка . (в штрафных баллах):

    Правильно ответил на оба вопроса – 0 баллов

    Правильно ответил на один вопрос – 2 балла

    Не ответил ни на один вопрос – 3 балла.

    Инструкция: послушай, как я постучу и после того, как я закончу, постучи так же (однократное предъявление ритмичных ударов по столу карандашом или палочкой с длинными и короткими интервалами)

    Простые ритмы -. Если задание выполняется верно переходят к сложным ритмам, если допущено больше одной ошибки – прекращают

    Сложные ритмы -. Критерии выполнения – те же.

    Правильно выполнены оба задания – 0 баллов

    Выполнены только простые ритмы – 2 балл

    Не выполнено ни одного задания – 3 балла

    3. Тест «Кулак-ребро-ладонь»

    Инструкция: посмотри, что я сейчас сделаю и повтори так же. Демонстрируется трижды подряд последовательность из трех движений: кулак-ребро-ладонь. Ребенок должен трижды воспроизвести эту последовательность

    Если ребенок нарушил последовательность не более одного раза, указывается ошибка и дается другая попытка. При ошибочном воспроизведение демонстрация образца повторяется но не более 5 демонстраций.

    Правильное воспроизведение с одной-двух попыток после 1-й демонстрации – 0 баллов

    Правильное воспроизведение после 2 демонстраций или после 3 демонстраций с первой попытки – 2 балла

    Правильное воспроизведение после 4-5 демонстраций или после 3 демонстраций со 2 и более попытки – 3 балла

    4. Субтест «Повторение цифр»

    Инструкция: сейчас я назову какие-нибудь несколько цифр, я ты, как только я закончу, повтори их в том же порядке. Экспериментатор ровным голосом не меняя интонации называет ряд из трех цифр. При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд из трех цифр. При правильном воспроизведении переходят к ряду из 4 и затем 5 цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за 1 часть задания

    Инструкция: я назову цифры, повтори их начиная с конца, повторяй их в обратном порядке. Пояснение на примере. Я говорю 1-2, ты – 2-1. Предлагается ряд из 2 цифр, затем из трех и т.д. Оценивается 2 часть задания. Итоговой является сумма предварительных оценок.

    В последние годы отмечается значительный рост количества детей с трудностями овладения навыков чтения. В современной литературе нарушения чтения именуются термином дислексия.

    ДПП Ф.02 Нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия) Нарушения письменной речи: дисграфия, дислексия, история, определение, статистика, этиология, связь с расстройствами устной речи, механизмы, классификация, дифференциальная

    Дисграфия: история изучения вопроса нарушений чтения и письма у детей, классификация дисграфии, симптомы дисграфии, выявление нарушений письма и чтения.

    Методические рекомендации для самостоятельной работы по предмету «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению» предназначены для студентов очного отделения (4,5 курс на базе 9 классов и 2, 3 – на базе 11 классов) по специальности

    «Материалы для организации и проведения самостоятельной работы слушателей факультета переподготовки специалистов по дефектологии по дисциплинам предметной подготовки (ДПП)»

    Корнев А. И

    ВОПРОСЫ ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПРОФИЛАКТИКИ ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ[19]

    Общие принципы организации помощи детям с дислексией и дисграфией

    Система оказания помощи детям с дислексией и дисграфией определяется комплексом проблем, стоящих перед этими детьми. Задачу следует понимать шире, чем только обучение письму или чтению. Достижение социальной адаптации – вот главная цель коррекции. Трудности в письменной речи – важная, но не единственная причина дезадаптации таких детей. В предыдущих разделах это было аргументировано достаточно подробно. Дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции, и наконец непосредственно нарушения письменной речи. В лечебно-коррекционной работе должны быть предусмотрены все перечисленные проявления дезадаптации, поэтому помощь должна быть комплексной и осуществляться группой специалистов: психиатром (невропатологом), психологом, логопедом и учителем.

    Заслуживает рассмотрения вопрос: где должна проводиться подобная работа? В настоящее время существуют несколько типов учреждений, в которых ребенок с дислексией и дисграфией может получить помощь: логопедические кабинеты при школах, классы выравнивания, школы для детей с задержками психического развития и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Дети с относительно легкими нарушениями проходят коррекционный курс в логопедических кабинетах. Часть из них 2–3 раза в неделю посещает групповые занятия. Другие получают индивидуальную консультативную помощь, основной акцент в которой делается на занятиях дома с родителями. Логопед контролирует ход исправления нарушений и инструктирует родителей о методике занятий. Аналогичную консультативную помощь можно получить у логопеда психоневрологического диспансера, если ребенок состоит в нем на учете. В тех случаях, когда испытываемые трудности касаются не только письма и чтения, но и других предметов, ребенок определяется в класс выравнивания или в школу для детей с ЗПР. При тяжелых нарушениях письменной речи, сочетающихся с недоразвитием устной речи, обучение проводят в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Те, кто нуждаются в госпитальном лечении, проходят кратковременный коррекционный курс в психиатрической больнице.

    Несмотря на такую разветвленную систему специализированных учреждений, не все дети своевременно получают в них помощь. Два наиболее частых обстоятельства являются причиной этого: поздняя диагностика и несогласие родителей на перевод ребенка в одно из специализированных учебных заведений или классов. Поздняя диагностика происходит чаще всего из-за недостаточной компетентности учителей начальных классов в данных вопросах и неумения отличить временные трудности от тех, которые носят специфический характер. Отказы родителей связаны с мотивами психологического рода. У некоторых из них возникает ложное представление, что на ребенка навешивают ярлык неполноценного и что он является объектом социальной сегрегации. Подобная неправильная реакция является следствием не только недопонимания со стороны родителей. Отчасти этому способствует недостаточное просвещение населения по данным вопросам с помощью средств массовой информации. В качестве положительного примера в организации подобной работы можно привести опыт других стран. Например, в США систематически в научно-популярных журналах (Sientific American и др.) пропагандируются школы для детей с дислексией, издаются популярные книги для родителей по данным вопросам, существует добровольная Ассоциация родителей, имеющих детей с трудностями в обучении (ACLD).

    Вопрос о достоинствах и недостатках изоляции (т. е. вывода в специализированные учреждения) и интеграции (т. е. оставления их в массовой школе среди здоровых детей) сам по себе непростой. Вот как анализирует его U. Ackerman– Behringer (1979) (цит. по: Z. Tresohlava et al. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. – М. Медицина, 1986. – С. 164):

    Дислексия и дисграфия у детей корнев

    Дислексия и дисграфия у детей корнев

    Дислексия и дисграфия у детей корнев

    Основными разделами лечебно-коррекционной работы являются следующие: психотерапевтическая работа с ребенком и семьей, медикаментозное лечение и лечебно-педагогические мероприятия. Каждый из них имеет свою специфику, но есть и общие принципы, на которых должен основываться весь комплекс мероприятий. Некоторые из них приводим ниже.

    Раннее начало коррекции. Как и при многих других расстройствах, ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех. По данным J. Schiffman (1964), при выявлении дислексии в 1-2-м классах чтение может быть доведено до уровня нормы у 82 % детей. При выявлений в 3-м классе это происходит в 46 %, в 4-м – в 42 %, в 5-7-м классах – в 10–15 % случаев (цит. по: Goldberg H. 1968). Опыт чешских исследователей L. Сегпу и Z. Zlab (1976) более скромен по результативности: значительное улучшение в процессе коррекции было достигнуто ими в среднем у 55 % детей с дислексией (цит. по: Sturra, Z. Zlab, 1980).

    Комплексность мероприятий. Все перечисленные разделы работы должны проводиться одновременно.

    Преемственность между представителями отдельных служб, участвующих в коррекционной работе: врачом, психологом, логопедом и учителем, у которого учится ребенок. Особенно важен контакт психолога и логопеда с учителем. Это необходимо для согласованности коррекционных занятий с программой школы и, наоборот, для внесения некоторых необходимых изменений в методику преподавания в классе. При необходимости предоставляется возможность создать для ребенка щадящие условия обучения в классе.

    Включение родителей в коррекционную и психотерапевтическую работу с ребенком. По мнению R. Wilson (1977), без сотрудничества учителя и родителей успех в коррекции недостижим. Основываясь на своем опыте работы, автор считает, что родителей необходимо информировать обо всех результатах исследований и обсуждать их с ними. Родители должны знать цели коррекции, ближайшие и отдаленные, ожидаемый результат и предполагаемые сроки коррекционной работы. Это необходимо не только из этических соображений, но и способствует вовлечению родителей в работу и формированию у них трезвого взгляда на вещи. Основная задача родителей – закрепление навыков, усвоенных ребенком в коррекционной группе. Необходимо создать дома спокойную, удобную для чтения обстановку. В течение дня должно быть выделено время для чтения с таким расчетом, чтобы это было удобно ребенку. Телевизор на это время должен быть выключен. Хорошо, если члены семьи проявляют интерес к чтению и заинтересованность в том, что читает ребенок. В то время, когда ребенок читает, кто-то из родителей должен находиться поблизости, чтобы при необходимости помочь (объяснить незнакомое слово и т. п.). Это не означает, однако, что нужно «дышать в затылок ребенку». Достаточно находиться где-нибудь поблизости. Нередко от родителей требуется помощь при выполнении домашних заданий, данных логопедом. Очень важно отмечать каждый, даже незначительный, успех ребенка похвалой или поощрением. При таких отношениях в семье ребенок, в свою очередь, старается порадовать родителей своими успехами. Следует предостерегать родителей от попыток стимулировать активность ребенка, сравнивая его с братом или сестрой, которые учатся лучше. Это не помогает, а, наоборот, закрепляет у ребенка сниженную самооценку и подавляет активность.

    Источники:
    dz-online.ru, babyforum.su, refdb.ru, bookap.info

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное