Коррекция гиперактивных детей

  • Полезные советы
  • Лечение болезней
  • Гиперактивность у ребенка - как проявляется и что делать?
  • Гиперактивность у ребенка - как проявляется и что делать?

    Коррекция гиперактивных детей

    Гиперактивность довольно широко распространена среди детей дошкольного возраста. Такие дети имеют повышенную энергетику и выделяются среди остальных детей. В 20-ом веке гиперактивностью сначала считали расстройства некоторых функций мозга.

    Позже ее стали называть синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Это заболевание характерно для детей именно дошкольного, садиковского возраста.

    На каждом этапе оно имеет разные проявления. И если к лечению его не подойти серьезно, то эти нарушения в поведении и эмоциональные сдвиги могут негативно сказаться на учебе детей и их дальнейшей жизни.

    Причины гиперактивности

    Как таковых причин достаточно много, но прежде родителям нужно понять, истинная ли гиперактивность у их ребенка, поскольку настоящая патология – это врожденное состояние.

    Теоретически явление объясняется так: развитие ребенка не соответствует его календарному росту и проявляется повышенной активностью. Хотя умственные способности ребенка не отстают от способностей его сверстников.

    Коррекция гиперактивных детей

    В ученом мире считают, что в мозгу гиперактивных детей не хватает физиологически активных веществ (нейромедиаторов), которые передают сигналы от нерва к нерву.

    Этот недостаток может провоцировать психическое и физическое состояние женщины, готовящейся стать матерью, а также осложнения или травмы, возникшие во время родов, которые могли вызвать гипоксию.

    Генетические исследования показали, что гиперактивность передается по наследству. Еще одной причиной заболевания у детей в дошкольном возрасте может быть их реакция на вредные для организма вещества, например, свинец, пищевые добавки и пр.

    Симптомы гиперактивности

    Поставить диагноз гиперактивность может только специалист, потому не старайтесь сделать это самостоятельно. Даже диагностика у детей достаточно сложна в дошкольном возрасте, и вы можете только высказать врачу свои подозрения.

    Для выявления гиперактивного ребенка потребуется длительное время наблюдений за ним в детском саду или в классе. И все же, родители должны знать основные критерии его характера и поведения.

    Все проявления заболевания подразделяют на три группы:

  • Недостаточно активного внимания: ребенок не слушает, что ему говорят, он рассеян, с удовольствием берется за дело, но никогда его не завершает. Он не организован, часто теряет свои вещи, забывчив. Уклоняется от сложных умственных заданий.
  • Двигательная расторможенность: не может усидеть на месте, ерзает на стуле, крутит ступнями или барабанит пальцами, постоянно куда-то бежит, забирается. Обычно очень разговорчив. Спит мало с рождения.
  • Импульсивность: не дослушав вопрос, начинает отвечать, вмешивается в чужой разговор и перебивает говорящего, не умеет себя контролировать, плохо поддается правилам, не может дождаться похвалы. Выполняет задания по-разному (одни хорошо, другие плохо), на одних занятиях он спокоен и успешно все выполняет, на других нервничает и показывает отрицательные результаты. Настроение очень часто меняется внезапно.
  • Наиболее выраженными эти проявления становятся, когда начинаются занятия в детском саду или в подготовительных классах.

    Ко всем описанным симптомам могут добавиться головные боли, страх темноты, нервные тики. Если не начать серьезное лечение и не найти правильный подход к таким детям, то даже высокие умственные способности не помогут им добиться в жизни успехов.

    Диагностика заболевания

    Сначала врач проводит анамнез: расспрашивает об особенностях беременности и о том, как прошли роды, о том, какие болезни перенес ребенок.

    Далее проводит специальные тесты для оценки внимания ребенка. Изменения в головном мозге выявляют с помощью электроэнцефалографии и МРТ. Объединив все результаты обследования, доктор назначит адекватное лечение гиперактивности.

    Как проводится лечение заболевания

    Коррекция гиперактивных детей

    Врач должен подобрать подходящие лекарства и дозы для конкретного ребенка. Хотим предупредить, что эти препараты – это не лечение гиперактивности!

    Они контролируют ее симптомы только в день приема. Они способны снижать импульсивность ребенка, улучшать координацию движений и способность к труду и учебе.

    Гиперактивность – важнейшая проблема нашей современности, что доказывают следующие факты: детям с таким диагнозом тяжело дается школьная программа, они часто становятся преступниками (в криминальном мире более 80% лиц с синдромом гиперактивности).

    Гиперактивные дети чаще становятся участниками дорожно-транспортных происшествий и несчастных случаев, они чаще обычных детей становятся алкоголиками и наркоманами. Проблема эта очень распространена: в каждом обычном классе есть 2-3 человека с таким заболеванием.

    Потому сейчас очень важно оказывать психологическую помощь семьям и проводить медицинское лечение детей дошкольного возраста. И особой частью этой работы является коррекция гиперактивности. Вот ее основные правила:

    1. работать с ребенком следует утром, нагрузки должны быть небольшие, с перерывами и проведением физкультминуток
    2. давать четкие и конкретные указания
    3. поручения давать в логической последовательности
    4. у ребенка должен быть выбор
    5. применять и поощрения и наказания
    6. если ребенок заслужил поощрение, не откладывайте это в долгий ящик
    7. в общении с таким ребенком не использовать любые отрицания
    8. всегда быть спокойным и хладнокровным.

    Ребенок должен всегда ощущать поддержку родителей и их безграничную любовь.

    Вам будет интересно:

    Коррекция гиперактивности у детей

    Коррекция гиперактивных детей

    Согласитесь: спокойные, тихие и послушные дети пугают! Сразу начинаешь думать: Ой, что это с ним не так? Но нормально ли это, если ребенок 24 часа в сутки скачет по головам своих ошалевших родителей? И где граница между нормой и перебором?

    Активный ребенок - это хорошо, это значит, что он, во-первых, здоров (стал бы больной скакать по диванам!), а во-вторых, имеет в своем распоряжении вполне адекватных родителей, которые не давят с воспитанием, этикетом и прочей вредной для детской психики ерундой. Он бегает и прыгает, ломает и складывает, разбрасывает и собирает, крушит и строит, а еще дерется, кусается, танцует, поет, кричит - и все это почти одновременно. Только став мамой такого сокровища, понимаешь истинный смысл старой доброй присказки: Какой же ты хороший, когда спишь!

    Но если это так естественно, почему неврологи в один голос называют гиперактивность патологией и так и норовят прописать непоседе успокоительные? Оказывается, есть большая разница между просто активностью и навязчивой перевозбудимостью.

    Тест на гиперактивность

    Похоже на детскую игру из серии Найди 5 отличий… Итак,

    - Большую часть дня не сидит на месте, предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.

    - Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.

    - Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) - скорее исключение.

    - Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей.

    - Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать коллеге по песочнице, но сам редко провоцирует скандал.

    - Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.

    - Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

    - Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.

    - Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.

    - Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…

    Откуда ноги растут?

    Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребенка, а следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни. И стоит оговориться: не все дети, входящие в группу риска, обязательно являются гиперактивными! Да и впоследствии, если все недоразумения (беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна) не исчезли до первого дня рождения малыша, то их не поздно привести в норму после.

    Спокойствие, только спокойствие!

    Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от излишков активности? Создать ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами - очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы по ходу дела. Скажите себе: Четкий распорядок дня и постарайтесь сами стать более организованными.

    А также воспользуйся такими советами:

    - Малыш не виноват, что он такой живчик, поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного - снижение самооценки у него, чувство вины, что он неправильный и не может угодить маме с папой.

    - Научить ребенка управлять собой - ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут агрессивные игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: Хочешь бить - бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным). Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.

    - В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.

    - Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы.

    - Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и пр).

    - В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований, которым он по своим природным способностям просто не может соответсвовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку.

    - Движение - это жизнь, недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.

    - Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.

    - Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть - не заставляйте его!

    - Подготовьте своему непоседе поле для маневров: активные виды спорта для него - просто панацея.

    - Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним (Тебе интересно это, давай посмотрим…), но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.

    - Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним рецепт обретения внутренней гармонии - это йога. Для кого-то больше подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам, что это может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация.

    - И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.

    И все, спросите вы, а как же патологии и отклонения, которыми вас запугали в кабинете невролога? Риск есть, но успокоительными проблему не решить. Ведь что делают лекарства? Они подавляют активность ребенка, как бы тормозят его, но причина-то остается. Гиперактивность - это не болезнь, это небольшое отклонение от нормы, но при этом и махать на нее рукой, дескать, само пройдет, тоже не выход. Увы, может и не пройти. И тогда подросший ребенок начнет испытывать проблемы в школе, ему трудно будет строить отношения со сверстниками и старшими, и удержать его под заботливым маминым крылом вряд ли удастся.

    Коррекция гиперактивных детей

    4. Коммуникативные игры

    5. Лечение и коррекция гиперактивного поведения

    Что такое гиперактивность? Гипер… - (от греч. Hyper - над, сверху) - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово активный пришло в русский язык из латинского activus и означает действенный, деятельный.

    Гиперактивное поведение детей отличается следующими признаками:

  • Часто наблюдается беспокойные движения в кистях и стопах сидя на стуле, крутиться, вертится.
  • Встает со своего места в ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
  • Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
  • Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
  • Находится в постоянном движении и ведет себя так, как будто к нему прикрепили мотор.
  • Часто бывает болтлив.
  • Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
  • Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  • Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
  • Для выявления гиперактивных детей, необходимо составить портрет гиперактивного ребенка.

    Часто встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Известный американский психолог В. Оклендер так характеризуют этих детей: Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов. Вероятно, учителю и психологу знаком портрет такого ребенка.

    Как выявить гиперактивного ребенка?

    Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу и родителям важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений. Ниже приведена программа коррекции гипеактивного поведения детей младшего школьного возраста.

    Но прежде чем перейти к описанию, оговорим правила, которые родитель должен соблюдать как в игре, так и в обычной жизни при общении с гиперактивным ребенком.

    Правило 1. Не ожидайте всего и сразу. Начинать нужно с тренировки только одной функции (например, только внимания, при этом вы должны быть терпимы к ерзанью на стуле или перебиранию всех предметов на столе в процессе этой работы). Помните, что если вы одергиваете ребенка, то его усилия тут же переключаются на контроль своих действий, а сконцентрироваться на задании ему уже будет трудно. Только через продолжительное время ваших совместных усилий можно начинать требовать не только внимания, но и общепринятого поведения во время ваших игровых занятий.

    Правило 2. Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключайте его на другие виды игр и занятий, но не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить ребенку полноценный сон и спокойную обстановку.

    Правило 3. Так как гиперактивному ребенку сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Очень важно, чтобы взрослые при выставлении внешних рамок из можно и нельзя были последовательны. Также необходимо учитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя. Пусть это будет доброе слово, маленький сувенир или условный знак-жетон (сумму которых вы обменяете на что-то приятное), но их передача ребенку должна являться достаточно быстрым проявлением вашего одобрения его действий.

    Правило 4. Начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуально и только потом постепенно вводить его в групповые игры, так как индивидуальные особенности таких детей мешают им сосредоточиться на том, что предлагает взрослый, если рядом есть сверстники. Кроме того, невыдержанность ребенка и его неумение придерживаться правил групповой игры могут провоцировать конфликты среди играющих.

    Правило 5. Используемые в вашей коррекционной работе игры должны быть подобраны в следующих направлениях:

    - игры на развитие внимания

    - игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации)

    - игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления)

    - игры, способствующие закреплению умения общаться.

    1. Игры для развития внимания

    Цель: концентрация внимания.

    Эту игру дети обычно любят за то, что она дает им возможность почувствовать себя взрослыми и важными. Для начала нужно объяснить им смысл непонятного слова корректор. Вспом

    Гиперактивность

    Синдром гиперактивности – расстройство, которое чаще всего проявляется у детей дошкольного и раннего школьного возраста. В шестидесятые Коррекция гиперактивных детейгоды двадцатого века врачи называли гиперактивностью патологическое состояние мозга, связанное с расстройствами отдельных функций мозга. В восьмидесятые годы чрезмерная двигательная активность стала называться «синдромом нарушения (дефицита) внимания с гиперактивностью» (СДВГ). Провоцирующими факторами для развития синдрома гиперактивности могут быть осложнения течения беременности или родов, неправильный образ жизни женщины в период беременности.

    Детям при гиперактивности очень сложно концентрировать свое внимание и контролировать поведение. Синдром гиперактивности в 1845 году впервые описал доктор Генрих Хоффман. По данным исследований, данным расстройством страдают от 2 до 20% детей. У мальчиков синдром гиперактивности встречается в четыре-пять раз чаще, чем у девочек.

    Такие дети при любой ситуации бесцельно двигаются на улице, бегают и недолго задерживают внимание на конкретных предметах. Мозг гиперактивного ребенка очень плохо обрабатывает информацию, внутренние и внешние стимулы. На невнимательного ребенка не действуют просьбы, уговоры и наказания. При любых условиях ребенок будет невнимательным и импульсивным. Чтобы понять, как правильно вести себя с гиперактивным ребенком, следует выяснить истинную причину данного расстройства.

    Основные симптомы гиперактивности у детей

    Обычно симптомы гиперактивности у детей впервые появляются в возрасте двух-трех лет. Однако чаще всего родители приводят ребенка на прием к врачу, когда он уже начинает ходить в школу. Симптомы гиперактивного поведения у ребенка обычно проявляются в неусидчивости, суетливости, беспокойстве, импульсивности, эмоциональной нестабильности, плаксивости. Ребенок игнорирует общепринятые правила и нормы поведения. При гиперактивности также нередко наблюдается задержка развития речи, иногда возникают проблемы со сном.

    Гиперактивным детям очень трудно спокойно сидеть за столом во время школьного урока или обеда. Они ерзают или извиваются на стульях, все трогают, вертят ступнями. Такие дети довольно часто пытаются делать одновременно несколько дел. При этом они редко думают перед тем, как сделать что-то. Из-за излишней импульсивности дети способны безудержно проявлять свои эмоции и не учитывать при этом последствий такого поведения. Подросток, будучи гиперактивным, обычно выбирает дело, приносящее немедленную, хоть и маленькую отдачу. Импульсивность часто мешает дождаться результата в чем-либо.

    Каждый перечисленный выше симптом – повод для обращения к врачу. Врач расскажет, как бороться с гиперактивностью, как помочь ребенку адаптироваться в обществе.

    Диагностика гиперактивности

    Дигностика гиперактивности основывается на сборе субъективной информации, проведении аппаратного и психологического обследования. На приеме врач интересуется особенностями течения беременности и родов. Специалист Коррекция гиперактивных детейрасспрашивает о заболеваниях, которые перенес ребенок. Далее доктор предлагает ребенку выполнить специальные задания (тесты). По результатам тестов он оценивает параметры внимательности. Аппаратное обследование заключается в проведении электроэнцефалографического исследования и магнитно-резонансной томографии. Аппаратное обследование позволяет выявить изменения в мозге путем регистрации электрических потенциалов. По полученным результатам в дальнейшем назначается соответствующее лечение гиперактивности.

    Методы лечения гиперактивности у детей

    Препараты для лечения гиперактивности помогают детям в повседневной жизни. Для выбора правильного лекарственного средства и правильной дозы необходимо проконсультироваться с лечащим врачом. У многих детей препараты для лечения гиперактивности снижают импульсивность, улучшают способность учиться и работать. Препараты не лечат гиперактивность. Они просто контролируют симптомы гиперактивности только в тот день, когда они были приняты. Медикаменты способны улучшить координацию движений, необходимую в спорте и при письме.

    Методы коррекции гиперактивности у детей

    Для коррекции гиперактивности при общении с гиперактивным ребенком необходимо строить предложения так, чтобы отсутствовало любое отрицание. При возникновении любой конфликтной ситуации надо стараться сохранять спокойствие. Для коррекции гиперактивности у детей все задачи необходимо обозначать как можно более четко. При общении с ребенком следует не использовать длинные формулировки. Во время разговора с ребенком надо стараться применять короткие предложения и не использовать длинные формулировки. Все поручения следует давать малышу в логической последовательности. Ни в коем случае нельзя давать несколько поручений одновременно. Гиперактивные дети плохо чувствуют время, поэтому перед кормлением или уходом с прогулки следует предупредить ребенка об этом за пять-десять минут. Ребенку необходимо ощущать, что родители всегда поддержат его и помогут справиться с трудностями в школе или саду.

    Видео с YouTube по теме статьи:

    Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

    Источники:
    healthage.ru, adalin.mospsy.ru, www.studsell.com, www.neboleem.net

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное