Обучение детей с зпр в коррекционно образовательных

Если моему ребенку поставили зпр, возьмут ли его потом в обычную школу?

Если моему ребенку поставили ЗПР, возьмут ли его потом в обычную школу?


Формально - да, обязаны взять. Но лучше ли это будет именно для Вашего ребенка, - решать Вам .

1. В настоящий момент большинство детей начинают учиться с 6, 5 - 7 лет. Чтобы начать учиться, достаточно обратиться в школу, к которой прикреплен ваш дом. На основании "Закона об образовании" вам не могут отказать в приеме вашего ребенка.

Если ребенок посещал коррекционную группу или сад для детей с ЗПР, это не является препятствием для поступления в общеобразовательную школу. Наоборот, чем больше времени провел ребенок в специальных коррекционных условиях, тем больше вероятность полного преодоления задержки психического развития (естественно, это зависит от выраженности задержки и характера сопутствующих осложнений). Большинство детей из нашего детского сада поступают в массовую школу и успешно учатся.

3. При записи ребенка в первый класс единственный документ, который оформляется детским садом, - медицинская карта. Вы должны знать, что в ней не предусмотрено даже место, где бы отражались особенности психического развития ребенка. (Исключение составляет речевое развитие). Врач-психиатр не делает записей в карте . его информация является закрытой и не разглашается. (Информации о состоянии психического здоровья охраняется законом, она может быть передана другому лицу только с согласия родителей).

4. В отдельных случаях специалисты коррекционного детского сада могут рекомендовать продолжить обучение ребенка в классе коррекционно-развивающего обучения (КРО). Это может быть в случае недостаточности времени для преодоления отставания к моменту поступления в школу. Например, когда ребенок с так называемой "выраженной задержкой" поступил в коррекционную группу слишком поздно, за год до школы. Или в случае, когда у ребенка осложненная форма ЗПР. На психолого-педагогическом консилиуме специалисты объясняют родителям, какие проблемы могут возникнуть у их ребенка во время обучения в классе с большой наполняемостью, где нет возможности учесть индивидуальные особенности ребенка, оказать необходимую помощь. Обычно рекомендации по дальнейшему обучению ребенка специалисты делают за 2 -3 месяца до начала записи детей в школу, давая родителям возможность подумать перед принятием решения.

Чтобы утвердиться в своем выборе, родители могут дополнительно проконсультироваться у специалистов.

5. Право принятия решения, где дальше будет обучаться ребенок, принадлежит только родителям.
Ели родители решили воспользоваться услугами класса КРО, необходимо обратиться в районную медико - педагогическую комиссию для получения направления. В школе, для зачисления ребенка в класс КРО, родителям достаточно написать заявление и приложить к нему полученное направление.
Если ребенок поступает в класс КРО или другое коррекционное образовательное учреждение, школа вправе запросить психолого-педагогическую характеристику из детского сада. Это нужно для обеспечения преемственности в коррекционной работе. На основании этого письменного запроса родители могут получить в детском саду эту характеристику.
Ни в каких других случаях детский сад никаких характеристик не выдает.

Как преодолеть ЗПР?


Задержка психического развития (ЗПР) у детей является следствием многих негативных факторов, в том числе и тех, про которые уже успели забыть. Это и сложная беременность у мамы (могли быть различные заболевания, например гипертония, сердечно- сосудистая недостаточность, нефропатия, инфекции и др.), осложнения в родах, болезни ребенка до трех лет, частые простуды, хронические заболевания…

Огромное влияние на развитие ребенка имеют условия воспитания и психологический климат в семье, особенно в первые три-четыре года. Естественно, вопрос "воспитания" понимается в широком смысле. Это и правильный режим дня, и создание условий для двигательной активности ребенка, круг общения, игра, занятия и многое другое.
Нарушение гармоничности развития ребенка, особенно в раннем и младшем возрасте, и приводит к отклонениям в развитии, в том числе к задержке и психического развития.
В большинстве случаев такие дети не могут преодолеть задержку без специальной помощи. Например, это может быть специальный детский сад (группа) для детей с ЗПР, в котором службе психолого-педагогического сопровождения отводится значительное место. Специалисты "службы" осуществляют коррекцию развития детей, определяют ее эффективность.

Почему же часто специалисты детского сада рекомендуют проконсультировать ребенка у врача? Это может быть врач-психиатр, невролог, эндокринолог, терапевт и др. Причиной этого является то, что у ребенка с ЗПР могут быть различные текущие соматические и нервно-психические состояния или заболевания, которые тормозят физическое, психическое (в том числе речевое), личностное развитие ребенка. Это значительно затрудняет работу специалистов в преодолении задержки. Таким образом, медицинская помощь оказывается в детской поликлинике при наличии на то показаний.

Практика работы нашего коррекционного детского сада показывает, что в последнее время большинству детей поступивших в детский сад, требуется та или иная медицинская помощь. И без нее мы не достигнем тех результатов, на которые могли бы рассчитывать.

Педагоги часто слышат просьбы родителей: "Вы побольше занимайтесь с ребенком". Однако чрезмерная нагрузка (мера у каждого ребенка своя) также может навредить ребенку. У него на фоне повышенной нагрузки и требований не выдерживает и без того ослабленная нервная система. При этом в одних случаях срабатывают внутренние защитные механизмы: может произойти имитация простудного заболевания. У ребенка беспричинно может подняться температура, когда он собирается в детский сад, и нормализуется через некоторое время, как только ребенок осознает, что он остается дома, и к нему никто не будет приставать с занятиями.

В других случаях нервная система может не выдержать нагрузки: у ребенка могут начаться тики, энурез (недержание мочи), заикание, могут обостриться хронические болезни или запуститься новые.
Поэтому, работая с ребенком с ЗПР, очень важно дозировать нагрузку, организовывать "охранительный режим" в детском саду и дома. В некоторых случаях врачи рекомендуют родителям проводить поддерживающую медикаментозную (или другую) терапию на период адаптации его в детском саду или в весенний период, когда у детей отмечается наибольшая утомляемость.
Из выше изложенного, понятно, что в каждом конкретном случае врач на основании результатов обследования ребенка принимает решение: лечить или не лечить, а если лечить, то как. И лечит он не ЗПР, а причины, которые или приводят к задержке, или осложняют ее проявления.
В любом случае назначение и рекомендации делает врач, а родители берут на себя ответственность следовать им или нет. Но при этом они разделяют ответственность со специалистами за конечный результат коррекционной работы с их ребенком.

Что такое коррекционный детский сад?Или детский сад компенсирующего вида?


Название "Коррекционный (специальный) детский сад" означает, что в нем созданы особые условия, которые необходимы для преодоления определенных недостатков развития ребенка.

В наш детский сад направляются дети с так называемой "задержкой психического развития".
Часто этот термин крайне пугает родителей. Однако, если трактовать его упрощенно, то он означает, что у ребенка есть специфические проблемы, которые не позволяют ему активно осваивать окружающие его мир и поэтому он отстает в развитии. Развитие может отставать сразу по всем показателям, и тогда мы говорим о гармоничной задержке психического развития. Но чаще специалисты сталкиваются с "задержками", когда та или иная психическая функция отстает в большей степени (а может быть даже нарушена) и влечет за собой отклонение в развитии остальных.
Еще один важный момент, о котором должны знать родители ребенка с ЗПР, что это не умственная отсталость. В большинстве случаев, если начать оказывать ребенку специальную помощь достаточно рано (в 2 - 4 года), к началу школьного обучения развитие нормализуется, и наши воспитанники начинают успешно справляться со школьной общеобразовательной программой . Но для того, чтобы это произошло, родителям необходимо тесно взаимодействовать со специалистами и воспитателями детского сада. В некоторых случаях, без помощи врача также не обойтись.

Ведущим специалистом в нашем детском саду является - учитель-дефектолог .

В его задачи входит определение причины отставания в развитии и выработка программы по ее преодолению. Учитель также проводит занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию элементарных математических представлений, развитию речи, обучению элементарной грамоте.

Задачей учителя-дефектолога является не столько обучение, сколько развитие ребенка и коррекция его недостатков в процессе обучения. Чтобы добиться лучших результатов и учесть особенности каждого ребенка, учитель проводит занятия с малыми подгруппами или индивидуально.

Учитель-логопед в детском саду для детей с ЗПР является дополнительным специалистом и включается в работу только при наличии выраженной речевой недостаточности. Основными задачами логопеда являются развитие речевого слуха, нормализация звукопроизношения и грамматического строя речи, расширение словарного запаса, развитие связной речи.

Важное значение в развитии ребенка имеет его физическое здоровье. Родители должны знать, что многие соматические заболевания часто сами являются причинами задержки психического развития или осложняют ее течение. По этой причине задачи оздоровления и физического и двигательного развития стоят наряду с коррекционно-развивающими задачами. Реализуют эти задачи медицинские сестры, врачи, воспитатели групп, руководитель по физическому развитию.

Еще одним направлением в развитие ребенка являются занятия музыкой. Специалисты в области специальной педагогики используют занятия музыкой, как мощное коррекционное средство, имеющее гармонизующий характер. Музыка воздействует на глубинные сферы психики ребенка, на его эмоции, способствует развитию чувства ритма, пространственных и временных представлений. Музыкальные занятия способствуют развитию базовых психических функций: памяти, внимания, восприятия. Занятия способствуют раскрытию творческого потенциала детей.
Музыкальные руководители также имеют дополнительную специальную подготовку. Большую радость детям и их родителям доставляют музыкальные праздники, которые тоже являются частью коррекционно-образовательной работы.

Итак, специальный детский сад - это :
- особая развивающая среда, способствующая преодолению задержки развития (оборудование, пособия, игры и др.)
- специальная коррекционно-развивающая образовательная программа
- наличие в штате кроме воспитателей, дополнительных специалистов и медицинских работников
- "щадящий" режим дня
- специальные коррекционно-развивающие занятия

Похожие:

Организация коррекционно-развивающей работы детей с ЗПР в условиях интегрированного обучения

Юлия Сергеева
Организация коррекционно-развивающей работы детей с ЗПР в условиях интегрированного обучения

Актуальность исследования. Интегрированный подход в обучении на современном этапе развития школьного образования имеет принципиально важное значение для построения всего учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ .

Интеграция в общество человека с особыми образовательными возможностями означает процесс предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах образовательной деятельности.

Цель исследования. выявить характерные черты организации интегрированного обучения для детей с ЗПР .

Предмет исследования. организация коррекционно-развивающей работы детей с ЗПР в условиях интегрированного обучения и воспитания

1. Условия организации коррекционно-развивающей работы в условиях интеграции

Развитие интегрированного воспитания и обучения создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными.

Особое внимание важно уделять интеграции детей раннего возраста . которая способствует достижению ребенком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников.

В каждом ДОУ комбинированного вида целесообразно предусмотреть условия для оказания коррекционной помощи детям со сложными нарушениями развития.

При организации смешанной группы необходимо предусмотреть решение ряда специфических задач :

• осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении

• проведение коррекционно-педагогической . медико-психологической и социальной работы с детьми . имеющими отклонения в развитии

• оказание необходимой коррекционно -педагогической поддержки воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии но отстающим от возрастной нормы

• обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам воспитания и обучения . оказание им психологической поддержки. [15]

Содержание образовательного процесса в смешанной группе определяется программой дошкольного образования и специальными (коррекционными ) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития и т. п.).

Организационными формами работы смешанной группы являются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, а также занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка, индивидуальные занятия. При этом воспитатели проводят занятия в первую половину дня с нормально развивающимися воспитанниками, а во вторую половину дня – со всеми воспитанниками группы. По такой же схеме проводятся физкультурные и музыкальные занятия. При необходимости воспитанники с отклонениями в развитии обеспечиваются индивидуальными занятиями с инструктором по физическому воспитанию и музыкальным руководителем.

Выбор формы проведения НОД с детьми зависит от вида и содержания НОД и возраста детей . При этом следует учитывать, что в одной группе могут быть дети разного возраста, отличающиеся по уровню психического развития, по запасу знаний и умений. Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы НОД могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.

НОД с детьми проводится учителем-дефектологом в соответствии с учебным планом в первой половине дня по коммуникации, по познанию (формирование целостной картины мира, по познанию (конструирование, по познанию (формирование элементарных математических представлений, организует сюжетно-ролевую игру. Помимо фронтальных НОД, проводятся индивидуальные и подгрупповые коррекционные НОД . Совместная коррекционная деятельность

учителя-дефектолога и воспитателя группы с ЗПР

Задачи, стоящие перед учителем-дефектологом и воспитателем

1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма.

2. Обследование речи детей . психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков.

3. Заполнение индивидуальной карты развития ребенка, изучение результатов обследования и определение уровня развития ребенка.

Обследования детей в системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

5. Воспитание общего и речевого поведения детей . включая работу по развитию слухового внимания.

6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти.

7. Обучение детей процессам анализа . синтеза . сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям.

8. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения .

9. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида.

10. Контроль над речью детей по рекомендации учителя-дефектолога, тактичное исправление речевых ошибок воспитанников.

11. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения.

В зависимости от степени выраженности и сложности структуры нарушения, продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей (законных представителей)обучение в смешанной группе может осуществляться 1-2 года или до его поступления в общеобразовательное учреждение.

В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения ребенка . имеющего отклонения в развитии.

Второй этап отличается специализированной помощью, учитывающей структуры дефекта и специфику проявления вторичных нарушений в процессе учебной деятельности.

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется с учётом психологических особенностей детей с ЗПР в соответствии с возрастной группой. При работе с этими детьми учитывают высокую утомляемость и низкую работоспособность . недостаточную сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания незрелость эмоционально-волевой сферы.

Содержание образовательного процесса в смешанной группе определяется программой дошкольного образования и специальными (коррекционными ) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития и т. п.).

Дети с ЗПР требуют особого подхода к ним, многие из них нуждаются в коррекционном обучении . задача которого – обогащать этих детей разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обобщения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.

2. Программа коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР

КОРРЕКЦИОННО -РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ПОИГРАЙ-КА!»

Программа содержит широкий спектр развивающих игр и заданий, направленных на профилактику и коррекцию психофизиологических нарушений, что делает более успешным процесс предстоящей адаптации в школе и усвоения учебного курса детьми со слабовыраженными отклонениями в развитии, в том числе и с задержкой психического развития.

Цель программы. психологическая диагностика и коррекция выявленных проблем детей с особенностями развития.

• диагностика развития старших дошкольников

• диагностика готовности детей к школе

• формирование познавательной активности и учебной мотивации детей

• коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, познавательных процессов. организация внимания . аналитического мышления, памяти, а также развитие речи, тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции

• профилактика и коррекция нарушений зрения . осанки и физического самочувствия детей .

Примерное содержание занятий.

• Упражнение на развитие слуховой памяти.

Детям зачитываются слова с установкой на запоминание :

одеяло, мед, круг, белка, глаз, слеза, замок, муха, журнал, ранец.

• Игра «Какой фигуры не стало?»(на развитие зрительной памяти и внимания) .

Выставляют карточки с изображением геометрических фигур одного цвета. Дети запоминают их порядок. Затем одну фигуру убирают, а дети определяют, какой фигуры не стало.

Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперед. Задержать дыхание. Во время задержки дыхания сконцентрировать внимание на середине ладоней (ощущение «горячей монетки» в центре ладони). Медленный выдох. Выдыхая, рисовать перед собой обеими руками одновременно геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги) .

• Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.

Нарисовать в тетради одновременно обеими руками круг, квадрат.

5. Пальчиковая гимнастика (развитие внимания, мышления, памяти, речи, способствует овладению навыками письма).

Упражнения выполняются сначала одной рукой, затем другой, а по завершении - двумя руками вместе.

Соединять последовательно на каждое слово большой палец и указательный, большой и средний, большой и безымянный, большой и маленький и в обратной последовательности.

Ты, утенок, не пищи,

Лучше маму поищи.

• Упражнения для профилактики нарушений зрения.

Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Необходимо отрабатывать движения глазами по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево) .

• Упражнение на развитие зрительной памяти.

Детям с интервалом 3-5 секунд предлагают для запоминания набор из 10 предметных картинок с изображением. ножниц, утки, дома, лампы, машины, тапочек, груши, кота, ручки, щетки.

• Упражнение на развитие слуховой памяти.

С установкой на запоминание детям зачитывают 10 слов. орех, гвоздь, клумба, забор, шашлык, цветок, муравей, рубашка, доска, яма.

• Игра «Какой фигуры не стало?»(на развитие зрительной памяти и внимания) .

Выставляют карточки с изображением геометрических фигур разных цветов. Дети запоминают их. Затем одну фигуру убирают, а дети определяют, какой фигуры не стало и какого цвета.

Медленный глубокий вдох, счет до трех. 1 и 2 и 3 и поднять руки вверх над головой. Резкий выдох - туловище наклонить и руки опустить вниз. (Повторить 5 раз.)

• Упражнение на развитие координации движений и графических навыков.

Нарисовать обеими руками одновременно в тетради два круга и заштриховать их прямыми горизонтальными линиями.

Публикации по теме:

Циклограмма рабочей недели старшего воспитателя 1 неделя Понедельник Обход групп. Организационные вопросы. 1. Работа в МК 2. Заседание методсовета (1 раз в квартал) Вторник Обход групп.

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей. Презентация В своей презентации "Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, способствование гармоничному развитию личности" я старалась.

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по специальной (коррекционной) педагогике. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub. html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по специальной (коррекционной) педагогике — и никакой экзамен вам не страшен!

Если возникла проблема

Если приложение не запускается на вашем телефоне — воспользуйтесь этой формой .

Следующий вопрос

1. Термином "умственная отсталость" в отечественной специальной педагогике обозначается стойко выраж

Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР

Дети с задержкой психического развития посещают в основном дошкольные образовательные учреждения компенсирующего и комбинированного вида, а также группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии (как отмечает Е.А. Екжанова).
Направление в специальное дошкольное учреждение или группу осуществляется на основании решения постоянно действующей психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Медицинскими показаниями для приема ребенка являются типы задержки психического развития, отраженные в классификации К.С. Лебединской: конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического генеза.
Для оказания помощи открываются следующие группы:
младшая (от 2,5 до 3,5 лет)
средняя (от 3,5 до 5 лет)
старшая (для детей в возрасте 5—6 лет).
По окончании специального дошкольного учреждения или группы ребенок переводится (в зависимости от диагностических показателей):
в школу (или) класс для детей с ЗПР
общеобразовательную школу
специальную школу соответствующего типа.
2. В специализированном дошкольном учреждении решаются задачи:
диагностические
воспитательные
коррекционно-развивающие
оздоровительные
образовательные.
Основными направлениями деятельности детей в специализированном дошкольном учреждении являются:
общее и коммуникативное взаимодействие
физическое воспитание
развитие тонкой ручной моторики и зрительно-пространствен-! ной координации
сенсорное развитие
музыкальное воспитание
предметная деятельность и игра
познавательное развитие
социальное воспитание
развитие продуктивной деятельности
подготовка к школьному обучению.
Виды групповых и подгрупповых занятий, которые проводит вое-* питатель:
уроки здоровья
лепка
аппликация
рисование
конструирование
ручной труд
физическое и трудовое воспитание
обучение игре
социальное развитие
ознакомление с окружающим миром.
Виды подгрупповых и индивидуальных занятий, проводимых де-фектологом:
социальное и познавательное развитие
ознакомление с окружающим миром
обучение игре
математика
развитие речи и тонкой ручной моторики
подготовка к обучению грамоте.
Координационно-развивающая работа ведется при участии семьи ребенка.
Школьники с задержкой психического развития могут обучаться:
в специальных образовательных учреждениях (школах VII вида), сеть которых была организована в нашей стране в начале 80-х гг.
в коррекционных классах при общеобразовательных школах (на основании приказа Минобразования России "О введении в действие нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных образовательных школ для детей с ЗПР", 1981).
Особенности обучения в коррекционном классе:
адаптированные программы и учебные планы (в соответствии со специальным образовательным стандартом)
изучение специальных предметов (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, ритмика и др.)
индивидуально-групповая коррекционная работа (логопедические занятия, восполнение пробелов в знаниях, пропедевтика нового учебного материала)
факультативные курсы (художественно-эстетические, музыкальные, трудовые, спортивные и т. п.).
Образовательный процесс в классе коррекционно-развиваюшего обучения осуществляется (как отмечает Е.А. Медведева) на основе: учета актуальных возможностей ребенка охраны и укрепления его здоровья создания благожелательной образовательной среды _ взаимодействия с родителями.
По данным, которые приводит Н.М. Назарова, около половины детей с ЗПР после начальной школы способны обучаться далее в обычных классах, другие дети со стойкими формами ЗПР - только в условиях коррекционного класса. Многие школьники с задержкой психического развития (после 9 лет обучения) продолжают свое образование (вечерние школы, профессионально-технические училища, техникумы) или устраиваются на работу.
4. В нашей стране функционирует система комплексной помощи детям с ЗПР, которая, по определению Е.А. Медведевой, включает в себя:
различные модели специальных образовательных учреждений (дошкольные образовательные учреждения (группы) компенсационного вида, специальные школы и школы-интернаты для детей с ЗП Р, классы коррекционно-развивающего обучения при школе общего назначения
ранее выявление детей ЗПР, удовлетворение их особых образовательных потребностей, обеспечение преемственности форм и методов коррекционной работы в системе дошкольного и школьного образования
совершенствование системы медицинского, педагогического и психологического диагностирования (для определения особенностей организации коррекционно-образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья детей)
нормативное и учебно-методическое обеспечение практики, образования детей с ЗПР
определение задач и содержания профессиональной ориентации профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адаптации выпускников
создание и применение критериев и методов оценки эффективности коррекционно-развивающего образовательного процесса
разработку моделей служб консультативной помощи семье
подготовку соответствующих педагогических кадров. Система комплексной помощи детям с ЗПР отражает концепцию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы, авторы - В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, Т.В. Егорова, С.Г. Шевченко, Г.Д. Тригер, Г.И. Капустина и др. Институт коррекционной педагогики РАО, 1993.

Похожие вопросы

  • . и содержание коррекционно -развивающего обучения детей с ЗПР
    Система комплексной помощи детям с ЗПР отражает концепцию коррекционно -развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы, авторы - В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, Т.В. Егорова, С.Г. Шевченко, Г.Д. Тригер, Г.И. Капустина и др.

  • Шпаргалки по специальной (коррекционной ) педагогике
    Организация и содержание коррекционно -развивающего обучения детей с ЗПР .
    Особая отягощенность условий раннего развития ребенка со сложным дефектом — общая закономерность дан. подробнее ».

  • . педагогика - Дети с задержкой психического развития (ЗПР )
    Организация коррекционно -развивающего обучения позволяет ребенку с ЗПР достигнуть уровня потенциального развитии (зону ближайшего развития ).

  • Шпаргалки по специальной (коррекционной ) педагогике
    Организация и содержание коррекционно -развивающего обучения детей с ЗПР .
    Особая отягощенность условий раннего развития ребенка со сложным дефектом — общая закономерность дан. подробнее ».

  • Специальная (коррекционная ) педагогика - Умственная отсталость
    Организация и содержание коррекционно -развивающего обучения детей с ЗПР .
    У дементных детей . в отличие от олигофренов, наступлению нарушения в деятельности мозга предшествует период нормального развития .

  • Шпаргалки по специальной (коррекционной ) педагогике
    Организация и содержание коррекционно -развивающего обучения детей с ЗПР .
    Особая отягощенность условий раннего развития ребенка со сложным дефектом — общая закономерность дан. подробнее ».

  • Шпаргалки по специальной (коррекционной ) педагогике
    Организация и содержание коррекционно -развивающего обучения детей с ЗПР .
    Особая отягощенность условий раннего развития ребенка со сложным дефектом — общая закономерность дан. подробнее ».

  • Педагогика - Компенсирующее обучение
    Компенсирующее обучение . Классы компенсирующего обучения создаются для детей «группы риска».
    Важно, чтобы ЗПР у ребенка была выявлена на самом раннем этапе его развития .
    2) организация внимания и усиление речевого контроля

  • Специальная (коррекционная ) педагогика - Интегрированное обучение .
    Специальные классы в массовой школе делятся: на классы коррекции для детей с задержкой психического развития классы педагогической поддержки (компенсирующего обучения ) Социологические данные показывают, что: 28% учащихся имеют хронические заболевания 45.

  • Специальная (коррекционная ) педагогика - Другие формы специального.
    Специальные школы для детей с трудностями (с задержкой психического развития ) - школы VII вида: нача.
    2. Организация обучения на дому возможна для лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих образовательные учреждения.

  • Статья по теме:
    Особенности обучения детей с задержкой психического развития.

    Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В целом ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических формах: конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения и церебрально-органического генеза. Каждой из этих форм присущи свои особенности, динамика, прогноз в развитии ребенка.

    Психологические особенности детей с ЗПР приводят к их неуспеваемости в школе. Знания, приобретенные учащимися с ЗПР в условиях общеобразовательной школы, не удовлетворяют требованиям школьной программы. Особенно слабо усвоенными (или вовсе не усвоенными) оказываются те разделы программы, которые требуют значительной умственной работы или последовательного многоступенчатого установления зависимости между изучаемыми объектами или явлениями. Следовательно, принцип систематичности обучения, предусматривающий усвоение детьми с ЗПР основ наук в виде системы знаний, умений и навыков, остается нереализованным. Столь же нереализованным остается для них и принцип сознательности и активности в обучении. Отдельные правила, положения, законы дети часто запоминают механически и поэтому не могут применить их при самостоятельной работе.

    Целый ряд особенностей детей с ЗПР определяет общий подход к ребенку, специфику содержания и методов коррекционного обучения. При соблюдении специфических условий обучения дети этой категории способны овладеть учебным материалом значительной сложности, рассчитанным на нормально развивающихся учащихся общеобразовательной школы.

    Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:

  • Активизация познавательной деятельности учащихся
  • Повышение уровня их умственного развития
  • Нормализация учебной деятельности
  • Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития
  • Социально-трудовая адаптация.
  • Совместно с учителями коррекционную работу по обучению учащихся проводят психологи. Узкие специалисты работают в тесном контакте с учителями, постоянно ведут отслеживание развития ребенка.

    Скачать:

    Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В целом ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических формах: конституционального происхождения, соматогенного происхождения, психогенного происхождения и церебрально-органического генеза. Каждой из этих форм присущи свои особенности, динамика, прогноз в развитии ребенка. Остановимся на каждой из этих форм.

    Конституционального происхождения – состояние задержки определяется наследственностью семейной конституции. В своем замедленном темпе развития ребенок, как бы повторяет жизненный сценарий отца и матери. Такие дети компенсируются к 10-12 годам. Особое внимание необходимо уделить на развитие эмоционально-волевой сферы.

    Соматогенного происхождения – длительные хронические заболевания, стойкие астении (нервно-психическая слабость клеток головного мозга) приводят к ЗПР. Эмоционально-волевая сфера детей отличается незрелостью при относительно сохраненном интеллекте. В состоянии работоспособности они могут усваивать учебный материал. В упадок работоспособности могут отказаться от работы.

    ЗПР психогенного происхождения. Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, функционально полноценные мозговые системы, соматически здоровы. Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка.

    ЗПР церебрально-органического происхождения. Причиной нарушения темпа развития интеллекта и личности становятся грубые и стойкие локальные разрушения созревания мозговых структур (созревание коры головного мозга), токсикоз беременной, перенесенные вирусные заболевания во время беременности, грипп, гепатит, краснуха, алкоголизм, наркомания матери, недоношенность, инфекция, кислородное голодание. У детей этой группы отмечается явление церебральной астении, которое приводит к повышенной утомляемости, непереносимости дискомфорта, снижение работоспособности, слабая концентрация внимания, снижение памяти и, следствие этого, познавательная деятельность значительно снижена. Мыслительные операции не совершенны и по показателям продуктивности приближены к детям с олигофренией. Такие дети знания усваивают фрагментарно. Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетаются у этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы. Им необходима систематическая комплексная помощь медика, психолога, дефектолога.

    Психологические особенности детей с ЗПР приводят к их неуспеваемости в школе. Знания, приобретенные учащимися с ЗПР в условиях общеобразовательной школы, не удовлетворяют требованиям школьной программы. Особенно слабо усвоенными (или вовсе не усвоенными) оказываются те разделы программы, которые требуют значительной умственной работы или последовательного многоступенчатого установления зависимости между изучаемыми объектами или явлениями. Следовательно, принцип систематичности обучения, предусматривающий усвоение детьми с ЗПР основ наук в виде системы знаний, умений и навыков, остается нереализованным. Столь же нереализованным остается для них и принцип сознательности и активности в обучении. Отдельные правила, положения, законы дети часто запоминают механически и поэтому не могут применить их при самостоятельной работе.

    При выполнении письменных работ обнаруживаются весьма характерные для детей рассматриваемой категории просчеты в действиях, необходимых для правильного выполнения задания. Об этом свидетельствуют многочисленные исправления, производимые ребенком по ходу работы, большое количество ошибок, остающихся неисправленными, частое нарушение последовательности действий и опускания отдельных звеньев задания. Подобные недостатки во многих случаях можно объяснить импульсивностью таких учеников, недостаточной сформированностью их деятельности.

    Поиск эффективных средств обучения необходимо вести не только в связи с разработкой приемов и методов работы, адекватных особенностям развития таких детей. Само содержание обучения должно приобрести коррекционную направленность.

    Известно, что обучение в школе опирается на тот жизненный опыт, те наблюдения и знания об окружающей действительности, которыми ребенок овладевает в дошкольном возрасте. К обучению в школе ребенок должен быть не только готов психологически, но и владеть определенным запасом элементарных, в основном, практических знаний, которые служат предпосылкой для овладения основными науками. Отсутствие этих знаний лишает обучение прочной наглядно-действенной опоры.

    Так, для овладения русским языком в школе необходимо, чтобы у ребенка уже в дошкольном возрасте создались определенные предпосылки к его усвоению в виде элементарных практических обобщений в области языка: звуковых, морфологических, лексических, грамматических сформировались элементарные фонематические представления сложилось умение производить несложный звуковой анализ дифференцировать звуки речи, различать и выделять их в слове, определять их число и последовательность в простых словах. Для овладения школьной программой по математике ребенок должен иметь практические знания о количестве, величине, форме предметов, уметь сравнивать, уравнивать, уменьшать и увеличивать их количество. Всему этому детей специально учат в детском саду, однако дети с ЗПР не усваивают программу подготовки к школе в полном объеме.

    Из сказанного видно, сколь важна специальная коррекционная работа по восполнению пробелов в элементарных знаниях и практическом опыте детей для создания у них готовности к усвоению основ научных знаний. Соответствующая работа должна войти в содержание первоначального обучения школьников с ЗПР и осуществляться на протяжении ряда лет, поскольку изучение каждого нового раздела учебной программы должно опираться на практические знания и опыт, которых у рассматриваемой категории детей обычно не достает.

    В прямой зависимости от конкретного содержания учебного предмета (практические предварительные знания или научно-теоретическое обобщение) стоят и используемые при этом методы работы: практические действия с предметами, активные эпизодические и долговременные наблюдения за различными явлениями природы, экскурсии, воссоздание определенных ситуаций, использование уже усвоенных способов решения той или иной задачи, работы по картинкам, по наглядному образцу, по учебнику, по инструкции учителя и т.д. Каким из этих методов воспользоваться учителю, объясняется тем, насколько они обеспечивают развитие у детей наблюдательности, внимания и интереса к изучаемым предметам, умения разносторонне анализировать и сравнивать объекты по одному или нескольким признакам, обобщать явления, делать соответствующие выводы и заключения. Важнейшей задачей специального обучения детей с ЗПР является развитие у них мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения.

    Известно, что нормально развивающийся ребенок начинает овладевать умственными операциями и способами мыслительной деятельности уже в дошкольном возрасте. Несформированность этих операций и способов действий у детей с ЗПР приводит к тому, что даже в школьном возрасте они оказываются привязанными к конкретной ситуации, в силу чего приобретаемые знания остаются разрозненными, часто ограничиваются непосредственным чувственным опытом. Такие знания не обеспечивают развития детей в полном объеме. Лишь приведенные в единую логическую систему, они становятся основой умственного роста учащегося и средством активизации познавательной деятельности.

    Неотъемлемой частью коррекционного обучения детей с ЗПР является нормализация их деятельности, и в частности учебной, которая характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью, низкой продуктивностью. Учащиеся данной категории не умеют планировать свои действия, контролировать их не руководствуются в своей деятельности конечной целью, часто «перескакивают» с одного на другое, не завершив начатое.

    Нарушение деятельности детей с ЗПР – существенный компонент в структуре дефекта, он тормозит обучение и развитие ребенка. Нормализация деятельности составляет важную часть коррекционного обучения таких детей, которая осуществляется на всех уроках и во внеурочное время, но преодоление некоторых сторон этого нарушения может явиться содержанием специальных занятий.

    Таким образом, целый ряд особенностей детей с ЗПР определяет общий подход к ребенку, специфику содержания и методов коррекционного обучения. При соблюдении специфических условий обучения дети этой категории способны овладеть учебным материалом значительной сложности, рассчитанным на нормально развивающихся учащихся общеобразовательной школы. Это подтверждается опытом обучения детей в специальных классах и успешностью последующего обучения большинства из них в общеобразовательной школе.

    Дети и подростки с ЗПР требуют особого подхода к ним, многие из них нуждаются в коррекционном обучении в специальных школах, где с ними проводится большая коррекционная работа, задача которой – обогащать этих детей разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обобщения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.

    К ним нужен особый подход, но абсолютно такое же отношение, как к детям с нормальным развитием.

    Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:

    1. Активизация познавательной деятельности учащихся
    2. Повышение уровня их умственного развития
    3. Нормализация учебной деятельности
    4. Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития
    5. Социально-трудовая адаптация.

    Совместно с учителями коррекционную работу по обучению учащихся проводят психологи. Узкие специалисты работают в тесном контакте с учителями, постоянно ведут отслеживание развития ребенка.

    Крайне важен высокий профессиональный уровень и педагогов работающих в классах коррекции и педагогов-психологов. Постоянное самообразование и повышение своего мастерства – неотъемлемая часть работы. Изучение новых методик, методических приемов, разработка новых форм работы на уроке, использование интересного дидактического материала и применение всего этого на практике поможет педагогу сделать учебный процесс более интересным и продуктивным.

    Соблюдение охранительного режима при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью будет способствовать сохранению здоровья учащихся. Заключается охранительный режим, прежде всего, в дозированности объема учебного материала. На каждом уроке необходима смена видов деятельности, проведение физминуток разной направленности, применение здоровьесберегающих технологий и т.п. Педагог должен работать с семьей, семья требует более пристального внимания со стороны учителя, психолога и социального педагога.

    Ну и в заключении хочется отметить, что по окончании неполной средней школы выпускники нашей школы, как правило, могут поступают в различные учебные заведения общего типа – на курсы, в ПТУ, в техникумы и др. Некоторые выбирают дальнейшее обучение уже в 10-м классе общеобразовательной школы и после этого продолжает дальнейшее обучение в колледжах и Вузах.

    Источники:
    d.120-bal.ru, www.maam.ru, cribs.me, nsportal.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное