Помощь семьям с детьми инвалидами

В 2016 году на каждого ребенка до 13 лет из малообеспеченной семьи продолжат доплачивать 250 гривен в месяц

В ходе реформ социальной сферы пособие по малообеспеченности может остаться главным видом государственной поддержки наших сограждан

Несмотря на то что ожидаемого шквала реформ в стране не наблюдается, точечные изменения все-таки происходят. А по итогам года все эти небольшие реформаторские шажки складываются в новую картину. Возьмем, к примеру, пенсии&hellip На протяжении двух лет были фактически отменены спецпенсии для народных депутатов, судей, прокуроров, госслужащих, увеличена выслуга лет для людей, работавших в особых условиях труда, обложены налогом пенсии свыше трех минимальных размеров и ограничены выплаты работающим пенсионерам. Вроде пенсионной реформы и не было, а ситуация значительно изменилась.

Так же происходит и в социальной сфере. В прошлом году был внедрен предел доходов, при которых человек имеет право на жилищно-коммунальные льготы. И многие люди, которые не смогли оплачивать значительно подорожавшие коммунальные услуги, перешли на другую программу господдержки - субсидии. Или вот другой пример: решено в 2016 году ограничить выплату двух видов помощи на детей - одиноким матерям и семьям, в которых родители временно уклоняются от уплаты алиментов. Теперь право на получение этих видов помощи предоставляется в зависимости от доходов семьи. Поэтому многим получателям данное пособие с 2016-го выплачиваться не будет. В то же время немало граждан сможет перейти на другой вид пособия - помощь малообеспеченным семьям. Более того, не исключено, что в ходе постепенных реформ социальной сферы пособие по малообеспеченности останется чуть ли не единственным, главным видом государственной поддержки наших сограждан. Поэтому ФАКТЫ с помощью заместителя директора департамента государственной социальной помощи Министерства социальной политики Украины Надежды Рязановой решили более подробно рассказать об этом виде выплат.

- Кому в нашей стране полагается помощь по малообеспеченности и в каком размере?

- На такую помощь могут претендовать семьи, у которых доход окажется ниже определенной суммы. Хочу отметить, что на сегодня данное пособие получают свыше 294 тысяч малообеспеченных семей, в которых воспитываются 642 тысячи детей.

Свыше 101 тысячи - это многодетные семьи (с тремя детьми и более).

- Ниже какой именно суммы должен быть доход семьи?

- Сумма эта называется уровень обеспечения прожиточного минимума, или гарантированный минимум. При этом при назначении помощи принимается во внимание гарантированный минимум для семьи - сумма минимумов для каждого ее члена.

- То есть для каждого члена семьи существует свой гарантированный минимум?

- Не совсем для каждого. Просто в стране действительно есть несколько размеров гарантированного минимума, который представляет собой некий процент от прожиточного минимума для каждой категории.

- Расскажите, пожалуйста, о них подробнее.

- Начну с гарантированного минимума для трудоспособных граждан. К трудоспособным относятся люди старше 18 лет (если только они не учатся в среднем, среднем специальном или высшем учебном заведении на стационаре) и младше пенсионного возраста. Причем не обязательно работающие. К трудоспособным членам семьи не относятся пенсионеры и инвалиды.

Гарантированный минимум для трудоспособных лиц составляет 21 процент прожиточного минимума для данной же категории. В январе 2016 года - 289 гривен 38 копеек. Более того, на протяжении года он будет дважды увеличен - в мае и декабре (см. таблицу. - Авт. ).

- Потому что в законе о госбюджете в мае и декабре предусмотрено увеличение прожиточного минимума. Естественно, вырастут и все связанные с ним выплаты. В том числе - помощь по малообеспеченности.

- А какой гарантированный минимум установлен для неработающих людей, для детей, пенсионеров, инвалидов.

- Пенсионеры и инвалиды относятся к нетрудоспособным. Причем таковыми считаются даже те, кто получает пенсию по выслуге, будучи в трудоспособном возрасте. Размер этого минимума составляет 100 процентов прожиточного минимума для нетрудоспособных. В настоящее время - 1074 гривни.

- Гарантированный минимум для детей - 85 процентов прожиточного минимума. Он утверждается для двух возрастных категорий - до 6 лет и от 6 до 18 лет. Кроме того, для детей старше 18 лет и младше 23 лет, которые учатся в среднем, среднем специальном или высшем учебном заведении, применяется прожиточный минимум для трудоспособных. Соответственно, для детей разного возраста гарантированный минимум будет отличаться.

Например, для детей до 6 лет он сейчас составляет 991 гривню 95 копеек, для детей от 6 до 18 лет - тысячу 236 гривен 75 копеек, для студентов до 23 лет - 1 тысячу 171 гривню 30 копеек.

К тому же на каждого ребенка до 18 лет, который воспитывается в малообеспеченной семье, гарантированный минимум дополнительно увеличивается на 10 процентов. А для детей-инвалидов и детей, которых воспитывают одинокая мать или отец, а также если один или оба родителя являются инвалидами первой либо второй группы, - на 20 процентов.

- Как сложно! И самое главное - совершенно непонятно, как эти гарантированные минимумы влияют на размер помощи по малообеспеченности.

- Сумма помощи устанавливается как разница между гарантированными минимумами и доходом семьи.

- Объясните, пожалуйста, на схематическом примере.

- Предположим, семья состоит из пяти человек: трудоспособного отца, матери-инвалида и троих детей - пяти, 13 и 19 лет. Старший учится в вузе на стационаре. Чтобы подсчитать гарантированный минимум для такой семьи, нужно сложить минимумы для папы, мамы и каждого ребенка.

Итак, гарантированный минимум рассчитывается путем суммирования пяти показателей: минимума, установленного для трудоспособного отца (289 гривен 38 копеек), минимума для матери-инвалида (1074 гривни), минимума для ребенка пяти лет (1190 гривен 34 копейки с учетом 20-процентной надбавки), минимума для ребенка 13 лет (1484 гривни 10 копеек, с учетом 20-процентной надбавки) и минимума для ребенка-студента 19 лет (1171 гривня 30 копеек, в данном случае без надбавки, поскольку ему уже исполнилось 18 лет).

Сложим все показатели и получим 5 тысяч 209 гривен 12 копеек.

- Я правильно поняла: 5 тысяч 209 гривен 12 копеек и есть гарантированный минимум для этой семьи?

- Да. И если ее доходы окажутся ниже, она получит право на помощь по малообеспеченности.

- Вам снова придется объяснять на примере&hellip

- Допустим, отец получает зарплату в размере 2 тысяч гривен. У матери пенсия по инвалидности составляет 1 тысячу 200 гривен. Таким образом, их среднемесячный доход - 3 тысячи 200 гривен. А гарантированный минимум (как мы уже подсчитали) - 5 тысяч 209 гривен 12 копеек. Доход этой семьи ниже гарантированного минимума, поэтому ей полагается государственная социальная помощь. Как мы уже сказали, помощь составляет разницу между реальным доходом семьи и гарантированным минимумом. Посчитаем:

5209 гривен 12 копеек (гарантированный минимум для семьи) - 3200 гривен (ежемесячный доход семьи) = 2009 гривен 12 копеек.

- Ну, 2 тысячи гривен - это неплохая подмога для семьи.

- Но это еще не все! Вот уже шестой год у нас в стране полагаются надбавки на детей из малоимущих семей.

- Уточните, каким семьям полагаются эти доплаты?

- Тем, которые имеют право на помощь как малообеспеченные. Им к основному размеру помощи на каждого несовершеннолетнего ребенка производится доплата. На детей в возрасте до 13 лет - 250 гривен, а на детей от 13 до 18 лет - 500 гривен.

И теперь мы возвращаемся к нашему примеру. Поскольку в семье есть дети до 18 лет, им полагается такая доплата: на пятилетнего ребенка - 250 гривен, на 13-летнего - 500 гривен.

И общий размер помощи данной семье составит уже не 2009 гривен 12 копеек, а 2759 гривен 12 копеек.

- Что нужно сделать, чтобы получить помощь по малообеспеченности?

- Для этого совершеннолетний представитель семьи должен прийти в районное управление труда и социальной защиты населения и заполнить единое заявление. В нем человек дает письменное согласие на проверку всех поданных им сведений.

Одновременно следует предоставить документы, подтверждающие личность заявителя, сумму доходов, которые семья получала за шесть месяцев до обращения (справки о зарплате с места работы, о стипендии из вуза, о выплаченной сумме пособия по безработице из Государственного центра занятости), а также документы о наличии земельного пая и так далее.

Решение о назначении государственной помощи или отказе в ней принимается в течение десяти дней с момента подачи всех необходимых документов.

- В каком случае семье могут отказать в назначении помощи?

- Могут отказать, например, если будут поданы ложные сведения о доходах или составе семьи, а также если она владеет более чем одной квартирой или домом и общая площадь недвижимости превышает норму.

- Все нормы утверждены правительством и составляют 21 квадратный метр на человека плюс 10,5 квадратного метра на семью. Дачные и садовые домики не учитываются.

- А как насчет земельного пая? Семье могут отказать из-за того, что она владеет землей?

- Ранее такое ограничение было, однако в прошлом году приняли решение исключить из закона положение о том, что социальная помощь не назначается в случае, когда в собственности или владении малообеспеченной семьи есть земельный участок площадью более 0,6 гектара.

- То есть теперь семьи, владеющие землей, могут спокойно подавать документы на помощь по малообеспеченности?

- Конечно. Нельзя сказать, что раньше пособие по малообеспеченности таким семьям не назначалось. Просто прежде решение о предоставлении им помощи принималось специальной комиссией. Теперь же они получат возможность оформить выплаты без ее решения.

- В каких еще случаях могут отказать в назначении помощи?

- Если семья имеет два или более автомобиля, за исключением машин, предоставленных органами социальной защиты (в основном это автомобили для инвалидов первой группы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата). Также граждане могут не получить помощь, если на протяжении последнего года сделали покупку на сумму, превышающую десятикратную величину прожиточного минимума для семьи. Для нашей семьи из пяти человек этот порог составляет 64 тысячи 520 гривен (отец - 1378, старший сын - 1378, мать-инвалид -1074, ребенок пяти лет - 1167, ребенок 13 лет - 1455).

- Значит, если люди купили новую квартиру, машину, дорогостоящую технику или мебель, им могут отказать?

- Да. Все подобные случаи рассматриваются в индивидуальном порядке. В целом решение о назначении помощи или отказе в ней принимается после тщательного изучения ситуации с учетом всех обстоятельств.

- А как это можно проверить?

- Проверить несложно: все свое имущество человек указывает в декларации, которую заполняет вместе с заявлением. Стоимость квартиры и машины, а также даты их приобретения проверяют по договорам купли-продажи, а цену и время покупки бытовой техники или мебели - по паспорту товара. Для проверки правильности заполнения декларации заявителем и точности данных специалисты управления соцзащиты делают запросы в соответствующие организации, ведомства. И если будет выявлен факт обмана, выплата пособия прекращается, а суммы уже выданной помощи возвращаются получателем в государственный бюджет в добровольном или судебном порядке. Также получатель лишается права на помощь на следующие шесть месяцев.

- На какой срок назначается такая помощь?

- На полгода. Затем семья снова обязана подтвердить право на выплаты.

Гарантированный минимум в 2016 году (для определения права малообеспеченной семьи на государственную помощь)

Постановлением КМУ от 25.12.2015г. №1181, принятым на основании Закона Украины от 24.12.2015г. №911-VIII "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины", изменены правила выплаты некоторых видов социальной помощи. Данное Постановление действует с 15 января 2016 года. Итак, что же изменилось?

Главной идеей принятого Закона есть децентрализация власти . что в данном случае означает - выплата всех видов социальной помощи теперь будет осуществляться не из государственной казны, а за счет бюджетов местных (областных, городских, районных, сельских, поселковых) органов самоуправления (далее - ОМС). Понятно, что ответственность за выплату (невыплату, несвоевременную выплату) помощи также ложится теперь исключительно на местные органы самоуправления.

Комментарий юриста. Обязанность и ответственность то переложили, но не обеспечили сопроводительным документом - Процедурой (или Методикой) - которой должны руководствоваться ОМС при осуществлении выплат. Другими словами - нет инструкции, как все это должно происходить. Пока не будет такого документа, утвержденного вышестоящими структурами, органы местного самоуправления не могут проводить начисления и выплаты социальной помощи. В результате уже в январе многие столкнулись с временным приостановлением данных выплат. На сколько "временно" - история умалчивает.

Помощь на детей одиноким матерям (отцам) будет теперь предоставляться в размере, равном разности между 100% (ранее - 50%) прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одного человека за предыдущие 6 месяцев.

Внимание! Отменена ранее действующая в этом случае обязательная минимальная выплата - не менее 30% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста.

Помощь на ребенка, родители которого уклоняются от уплаты алиментов, не имеют возможности содержать ребенка либо их местопроживание неизвестно.

Временная помощь на ребенка, родители которого уклоняются от уплаты алиментов, составит разность между 50% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одного человека за предыдущие 6 месяцев. Расчет среднемесячного совокупного дохода семьи для назначения временной помощи осуществляется согласно Методике расчета совокупного дохода семьи для всех видов социальной помощи. В Методике также указан перечень лиц, которые учитываются в составе семьи при подсчете совокупного дохода.

При этом теперь будет учитываться также материальное состояние семьи, в которой воспитывается ребенок.

Внимание! Отменена ранее действующая в этом случае обязательная минимальная выплата временной государственной помощи - не менее 30% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста.

ВАЖНО: чтобы помощь на ребенка одинокой матери или временная государственная помощь ребенку, родители которого уклоняются от уплаты алиментов, не имеют возможности содержать ребенка или их место проживания неизвестно, была начислена с 1 января, вам нужно успеть обратиться в районный отдел соцобеспечения не позже марта 2016 года.

Что осталось. По прежнему от платы за питание ребенка освобождаются семьи, в которых совокупный доход на каждого члена семьи за предыдущий квартал не превышает уровня обеспечения действующего прожиточного минимума (гарантированного минимума).

В 2016 году прожиточный минимум для освобождения от платы за питание детей в ДНЗ установлен в размере 461,00 грн.

То есть, вы освобождаетесь от платы за питание вашего ребенка в ДНЗ, если совокупный доход на каждого члена вашей семьи за предыдущий квартал не превышает 461,00 гривен.

Что изменилось. Если ранее была четко установленная процентная норма распределения оплаты за питание дошкольников между родителями и государством (не менее 60% в городской местности и 40% в сельской местности от стоимости питания на день), то теперь Кабмин разрешил ОМС самим определять какой размер платы должны вносить родители.

Комментарий юриста. Понятно, что теперь в зависимости от региона (области, города, района и т.п.) размер такой платы может существенно различаться.

Внимание! Отменена также гарантированная 50% льгота по оплате за питание детей из многодетных семей.

Теперь льготные условия оплаты питания детей в ДНЗ для многодетных, малообеспеченных семей и других категорий, требующих социальной поддержки, будут предоставляться исключительно по решению органа местного самоуправления за счет средств местного бюджета.

С другой стороны, в этом же Законе сказано, что дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки, освобождены от платы за питание. Органы местного самоуправления и местные органы исполнительной власти должны обеспечить бесплатным питанием в государственных и коммунальных ДНЗ детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, детей-инвалидов, детей из семей, которые получают помощь в соответствии с Законом Украины "О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям".

Комментарий юриста. Как видно, одна и та же норма Закона сформулирована таким образом, что дает возможность применять ее по-разному, то есть кому как выгодно. Ведь с одной стороны, вроде написано, что ОМС должны обеспечить бесплатное питание в ДНЗ детям из малообеспеченных семей, но в этом же пункте дано разрешение тем же органам местного самоуправления самостоятельно принимать решение - предоставлять или нет льготные условия питания детям из многодетных, малообеспеченных семей и другим категориям, нуждающимся в государственной помощи, поскольку обеспечение это должно покрываться средствами из местного бюджета. А поскольку денег на благие дела всегда не хватает, то напрашивается печальный для льготников вывод: в бесплатном питании многим категориям могут отказать на основании отсутствия достаточных средств в местном бюджете.

Итак, отвечаю сразу всем, кто присылает мне вопросы по поводу освобождения детей от платы за питание в ДНЗ:

многодетные семьи - решение освобождать вас от платы или нет теперь принимает ваш местный орган самоуправления

малообеспеченные семьи, которые получают денежную помощь от государства, - питание для ваших детей должно быть бесплатным за счет средств местного бюджета.

Питание школьников младших классов.

ОМС и местные органы исполнительной власти должны обеспечить бесплатным питанием детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, детей с особенными потребностями образования, которые учатся в специальных и инклюзивных классах, а также учеников 1-4 классов из семей, получающих помощь, как малообеспеченные семьи. Для всех остальных детей питание платное.

Бесплатное обеспечение школьников учебниками.

26 января был также принят Закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно бесплатного обеспечения учебниками учащихся общеобразовательных учебных заведений и педагогических работников.

Установлены гарантии со стороны государства на бесплатное обеспечение учебниками, пособиями, методической литературой учащихся общеобразовательных учебных заведений и педагогических работников в порядке, установленном Кабинетом Министров. Реализация этой задачи возложена на Министерство образования и науки Украины.

Что изменилось. Добавлена норма о том, что граждане имеют право бесплатно получить высшее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях на конкурсной основе.

Внимание! Исключен пункт, обеспечивающий со стороны государства льготные условия для поступления в государственные и коммунальные профессионально-технические, высшие учебные заведения детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, лишенным родительской опеки, и другим категориям детей, нуждающимся в социальной защите, в том числе детям из многодетных семей, в составе которых пятеро и более детей, при условии наличия у них достаточного уровня подготовки.

Теперь этот пункт звучит так: "Студенты высших учебных заведений из числа детей- сирот, детей, лишенных родительской опеки, пребывают на полном обеспечении государства. Студентам, являющимся детьми-инвалидами и инвалидами I-III группы, студентам из семей, получающим помощь, как малообеспеченные, включая студентов из многодетных семей, назначается социальная стипендия и может предоставляться дополнительная социальная и материальная помощь".

Внимание! Исключен из закона также пункт о том, что дети из многодетных семей, в составе которых пятеро и больше детей, а также лица возрастом от 18 до 23 лет из таких семей освобождаются от платы за учебу в высших учебных заведениях государственной и коммунальной форм собственности всех уровней аккредитации при условии, что определенный образовательно-квалификационный уровень они получают впервые.

Комментарий юриста. Таким образом, имеем четко установленную норму о том, что льготные категории абитуриентов теперь поступают в профессионально-технические ивысшие учебные заведения на общих для всех условиях - по конкурсу. Тот, кто уже стал студентом и относится ко льготной категории, может получать соцпомощь.

Внимание! Льготы по внеочередной установке квартирных телефонов, уменьшение платы за них на 50% и бесплатный проезд ваших детей всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), автомобильным транспортом общего пользования в сельской местности, а также железнодорожным и водным транспортом пригородного следования и автобусами пригородных и медугородных маршрутов, в том числе внутрирайонных, внутри- и межобластных независимо от расстояния и места проживания теперь будут предоставляться исключительно по решению органа местного самоуправления за счет средств местного бюджета.

Взрослые и дети, имеющие статус пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы.

Теперь, все льготы, касающиеся бесплатного проезда, внеочередной установки телефонов, процентных скидок по оплатам и т.п. будут предоставляться исключительно по решению органа местного самоуправления за счет средств местного бюджета.

Помощь семьям с детьми инвалидами

Права и льготы детей-инвалидов, молодых инвалидов их опекунов

На выполнение постановления Верховной Рады от 21.03.91 года «О введении в действие Закона «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» (дальше — Закон) Кабинет Министров принял постановление от 27.01.92 года №31 «О Комплексной программе решения проблем инвалидности». В соответствии со ст. 2 названным Законом инвалидом является лицо со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеванием, следствием травм или с врожденными дефектами, что приводят к ограничению жизнедеятельности, к необходимости в социальной помощи и защите.

Государствами-участниками Генеральной Ассамблеи ООН признается, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают ее достоинство, способствуют чувству, уверенности в себе и облегчают я активное участие в жизни общества.

Инвалидность ребенка, как мера потери здоровья, определяется путем экспертного обследования в органах медико-социальной экспертизы Министерства здравоохранения Украины.

Право ребенка-инвалида на образование

Государство гарантирует детям-инвалидам дошкольное воспитание, получение образования на уровне, которое отвечает их способностям и возможностям.

Дошкольное воспитание и определить по руке количество браков детей-инвалидов осуществляется в общих или специальных дошкольных и учебных день многодетной семьи подготовка или переподготовка инвалидов осуществляется с учетом медицинских показателей и противопоказаний для следующей трудовой деятельности. Выбор форм и методов профессиональной подготовки проводится согласно с выводами медико-социальной экспертизы.

При учебе, а также профессиональной подготовке инвалидов, рядом с общими формами допускается и альтернативные формы образования.

Одаренные дети-инвалиды имеют право на бесплатное обучение музыкой, изобразительному, прикладному искусству в общих заведениях или специальных внешкольных учебных заведениях (ст. 21 Закона). При прочих равных условиях дети-инвалиды имеют подавляющее право на поступление в высшие и средние специальные учебные заведения. Во время обучения пенсия и стипендия инвалиду выплачивается в полном размере (ст. 22 Закона).

Осуществление материального, социально-бытового и медицинского обеспечения детей-инвалидов

Материальное, социально-бытовое и медицинское обеспечение инвалидов осуществляется в виде денежных расходов (пенсий, помощи, одноразовых выплат), обеспечения медикаментами, техническими или другими средствами, включая автомобиль, кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, а также путем предоставления услуг по медицинской, социальной, трудовой, профессиональной реабилитации, бытовому и торговому обслуживанию.

Виды необходимой помощь семьям с детьми инвалидами, социально-бытовой и медицинской помощи определяются органами медико-социальной экспертизы в индивидуальной программе реабилитации (ст. 36 и 37 Закона). Местная государственная власть и управление обязаны обеспечивать инвалидам необходимые условия для свободного доступа и посещения культурно-развлекательных заведений и спортивных сооружений для занятий физкультурой и спортом, а также обеспечивать предоставление специального спортивного инвентаря.

Инвалиды пользуются перечисленными услугами бесплатно или на льготных условиях согласно решению местных Советов народных депутатов при участии общественных организаций инвалидов (ст. 34 Закона).

Дети-инвалиды, которые не имеют родителей или родители которых лишены родительских прав и проживают в государственных или других социальных учреждениях, после достижения совершеннолетия имеют право на внеочередное получение жилья и материальной помощи на его благоустройство, если по выводам медико-социальной экспертизы они могут осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни (ст. 33 Закона) Инвалиды и семьи, в которых есть дети-инвалиды, имеют подавляющее право на улучшение жилищных условий, предусмотренных действующим законодательством (ст. 29 Закона).

Право ребенка-инвалида на получение технических средств

В соответствии со ст. 23 частью 4 Порядка обеспечения инвалидов автомобилями с ручным управлением и мотоколясками, утвержденного Кабинетом Министров от 06.02.92 г. №62 с изменениями от 29.12 93 г. №1071, родители или родственники, при отсутствии у них показаний к вождению, которые осуществляют досмотр ребенка-инвалида или инвалида с детства, больных на ДЦП в возрасте до 16 лет, при наличии у этих инвалидов медицинских показаний на право получения автомобиля с ручным управлением или мотоколяски, имеют право купить автомобиль «Таврия» или мотоколяску на льготных условиях с выплатой 7% их стоимости.

Порядок назначения и выплаты государственной помощи по уходу за ребенком-инвалидом

Порядок назначения и выплаты помощи по уходу за ребенком-инвалидом предусматривается ст. 40-45 Закона «О государственной помощи семьям с детьми» от 21.10.92 г. пп. 73-79 «Положения о порядке назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми» от 11.03.93 г.

Право на помощь по уходу за ребенком-инвалидом имеет один из нетрудящихся работоспособных родителей ребенка-инвалида, что осуществляет постоянный уход за ребенком-инвалидом к достижению его 16-летнего возраста. Право на получение помощи предоставляется также лицу, которое заменяет родителей, усыновителю, опекуну или попечителю.

Помощь по уходу за ребенком-инвалидом назначается и выплачивается органами социальной защиты населения по месту жительства. Основанием для назначения помощи является выданное в установленном порядке медицинское заключение.

Для назначения и выплаты помощи по уходу за ребенком-инвалидом в органы социальной защиты населения подаются такие документы:

- заявление лица, которое осуществляет надзор за ребенком-инвалидом

- копия свидетельства о рождении ребенка

- справка с места проживания о том, что мать, отец или лицо, которое их заменяет, не работает и постоянно присматривает за ребенком-инвалидом

- выписка из медицинского заключения на ребенка-инвалида, который кажется медицинским заведением в соответствии с перечнем показаний, что дают право на получение социальной пенсии детям-инвалидам до 16 лет.

Для нетрудящихся работоспособных усыновителей, опекунов и попечителей, кроме того, подается также копия решения местной исполнительной власти об усыновлении или об установлении опеки или заботы.

Помощь по уходу за ребенком-инвалидом назначается со дня обращения за ее назначением в органы социальной защиты населения, а для усыновителей, опекунов, попечителей не раньше, чем со дня решения местной исполнительной власти об усыновлении, установления опеки или заботы. В соответствии с п. 78 «Положения о порядке назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми», помощь по уходу за ребенком-инвалидом одному из нетрудящихся работоспособных родителей или лицу, которое их заменяет и постоянно присматривает за ребенком-инвалидом, выплачивается ежемесячно за период, отмеченный в медицинском заключении, но не больше чем за месяц достижения ребенком 16-летнего возраста.

Финансирование помощи по уходу за ребенком-инвалидом проводится за счет средств местного бюджета (выплату возмещают местные финансовые органы).

Право ребенка-инвалида на труд

По окончанию учебы в учебном заведении ребенку-инвалиду предоставляется право выбора места работы из имеющихся вариантов или предоставляется по его желанию право свободного трудоустройства.

При отказе в принятии на работу по специальности инвалида, направленного по распределению по окончанию учебного заведения, или нарушении других условий трудового договора и законодательства о труде администрация предприятия, учреждения и организации возмещает расходы на его проезд к месту работы и обратно к месту постоянного проживания, а также затраты на проезд сопровождающего, если он является необходимым (ст. 24 Закона).

Кроме того, следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 19 Законом, местные Советы народных депутатов совместно с предприятиями и учреждениями, организациями, органами социальной защиты при участии общественных организаций инвалидов бронируют рабочие места для трудоустройства инвалидов.

Нормативы рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, определяют местные Советы народных депутатов независимо от форм собственности, а в зависимости от потребностей инвалидов, но не ниже 4% от общей численности работающих. Если работает от 15 до 25 человек, норматив должен быть в количестве одного рабочего места.

С учетом индивидуальных программ реабилитации инвалидов в государстве должно обеспечиваться их право работать на предприятиях, в учреждениях и организациях с привычными условиями труда, в цехах и на участках, где применяется труд инвалида, а также заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, которая не запрещена Законом.

По этому вопросу Кабинетом Министров Украины принято постановление «Об организации рабочих мест и трудоустройстве инвалидов» от 03.05.95 г. №314. Постановлением Кабинета Министров утвержденные Положения о рабочем месте инвалидов и какие причины расторжения брака трудоустройства инвалидов, которым обязаны центры занятости населения, предприятия, фонд социальной защиты инвалидов на местах решать вопрос о создании рабочих мест инвалидам, контроль за соблюдением требований Закона.

Отказ в заключении трудового договора, освобождения по инициативе владельца или уполномоченного им органа, перевод на другую работу без согласия инвалида из мотивов инвалидности не допускается, за исключением, когда за выводом медико-социальной экспертизы состояние его здоровья препятствует выполнению профессиональных обязанностей, угрожает здоровью и безопасности труда других лиц или изменения характера работы угрожает ухудшением здоровья инвалида.

(Закон Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине», ст. 29, 33)

Инвалиды и семьи, в которых есть дети-инвалиды, имеют подавляющее право на улучшение жилищных условий, предусмотренных действующим законодательством.

Дети-инвалиды, что не имеют родителей или родители которых лишены родительских прав и проживают в государственных или в других социальных учреждениях, после достижения совершеннолетия имеют право на категории молодых семей получение жилья и материальной помощи на его благоустройство, если за выводом медико-социальной экспертизы они могут осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни.

Дополнительный отпуск матерям, которые имеют ребенка-инвалида

(Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г.) Женщине, которая работает имеет двух и больше детей в возрасте до 15 лет или ребенка-инвалида, за ее желанием ежегодно предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск длительностью 5 календарных дней без учета выходных.

Права и льготы детей-инвалидов, молодых инвалидов и их опекунов

На выполнение постановления Верховной Рады от 21.03.91 года «О введении в действие Закона «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» (дальше — Закон) Кабинет Министров принял.

Семьи детей инвалидов

Семьи с детьми-инвалидами есть в каждом городе, каждой стране. Только в России в соответствии со статистическими данными, семей с такими детьми насчитывается более 1 миллиона.

Проблемой семей с детьми-инвалидами занимаются многие организации, начиная от.

Семьи детей инвалидов

Семьи с детьми-инвалидами есть в каждом городе, каждой стране. Только в России в соответствии со статистическими данными, семей с такими детьми насчитывается более 1 миллиона.

Проблемой семей с детьми-инвалидами занимаются многие организации, начиная от.

Подписка на статьи

Социальные проблемы семей с детьми-инвалидами

Социальные проблемы семей с детьми-инвалидами. Еттянова Н.Г. Макарова А.П. Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.

Актуальность исследования обусловлена тем, что семья с ребёнком инвалидом, это семья с особым статусом. Статус семьи определяется не только личностными особенностями ее членов и характером взаимоотношений между ними, но большей занятостью решением проблем ребенка-инвалида, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное специфическим положением в семье ребёнка инвалида, которое обусловлено его болезнью.

В настоящее время общая численность детей-инвалидов в Якутии по данным Федеральной службы государственной статистики по РС(Я) составляет 6227. За последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей инвалидов. Уровень инвалидности среди детей является показателем состояния здоровья детского населения и напрямую связано с экономическим и социальным благополучием региона. Болезни, которые обуславливают детскую инвалидность в регионе, это болезни нервной системы, врожденные аномалии (пороки развития), психические расстройства и расстройства поведения, болезни уха, болезни глаз, болезни органов дыхания и т.д.

Согласно ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты». Категория «ребенок-инвалид» устанавливается гражданину в возрасте до 18 лет в зависимости от степени ограничений жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов. Основными причинами детской инвалидности являюятся: ухудшение экологической обстановки детский травматизм ослабленное здоровье родителей отсутствие культуры здорового образа жизни недостаточное развитие сети реабилитационных учреждений алкоголизм родителей экономические показатели и т.д. [1, 2, 3, 4].

В работе предпринята попытка выявить социальные проблемы семей с детьми инвалидами, проживающих в г. Якутске.

Всего в опросе приняли участие 50 семей. Социальный паспорт семей:

-возраст родителей: от 30-39 л. (40 %), от 40-49 л. (36 %), от 50-59 л. (15 %) и от 60 л. и свыше (9 %)

-уровень образования родителей: большинство имеют высшее образование (50 %), средне – специальное (38 %), среднее (12 %). Американская исследовательница Дж. Мерсер отмечает, что чем ниже уровень образования, тем позже диагностируется болезнь ребенка.

-По социальному статусу, 6 % семей относит свою семью к семьям с рабочей профессией, 31 % – к служащим, 21 % – к интеллигенции, 4 % – предприниматели, 4 % указали, что их семья относится к категории «безработных семей», 15 % – пенсионеры, 15 % – это матери-одиночки и 4 % респондентов не указали социальную принадлежность своей семьи.

-43 % семей с ребёнком-инвалидом – это неполная семья, 31 % полная семья и 26 % семей, из категории многодетных семей.

В качестве основных проблем, большинство семей назвали потребность в психологической помощи. Но к психологической службе обращались только 12 % из опрошенных семей, 21 % семей, указали, что даже если нуждаются, то они сами пытаются решить свои проблемы. Льготы, которые предоставляет государство, семьи, оценивают как недостаточные. Большинство семей хотят улучшить обеспечение лекарствами, получать путевки на санаторно-курортное лечение, проходить реабилитацию в специализированных учреждениях. Одним из главных проблем семей с ребёнком-инвалидом является нехватка денежных средств. Большинство семей указали, что их доходы ниже прожиточного минимума по городу (37 %).

В анкете был вопрос: «Сталкивались ли вы с нарушением законных прав ребенка-инвалида?». Только 40 % семей ответили, что не сталкивались, тогда как большинство (60 %) отметили, что очень часто сталкиваются с нарушением прав ребёнка-инвалида. Родители отмечают, что сталкиваются с нарушением прав ребёнка в медицинских учреждениях, при оказании медицинской помощи (56 %), при устройстве в реабилитационные центры (28 %) и в общеобразовательную школу (9 %).

Таким образом, основными проблемами семей с ребёнком-инвалидом являются психологические, материальные проблемы, а также нарушение законных прав ребёнка, именно со стороны медицинских и образовательных учреждений. Среди семей с ребёнком-инвалидом, много больше неполных семей, в основном это матери-одиночки. Семья, попав в трудную жизненную ситуацию, возможно, в силу своей не осведомлённости, либо «закрытости», пытается сама решать свои психологические проблемы, практически не обращаясь к помощи специалиста – психолога, социального работника.

Основываясь на полученных данных можно дать следующие рекомендации:

– обеспечить психологическую поддержку родителей и родственников, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, которая будет способствовать разрешению возникающих проблем семейного взаимодействия и воспитания детей-инвалидов

– организовать помощь малообеспеченным семьям в виде привлечения средств через благотворительные организации, фонды помощи, обеспечить информационно-консультационную поддержку по получению субсидий, льгот предоставляемых государством, территориальными или районными центрами социального обслуживания или социальной защиты населения

– обеспечить информацией о реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, в задачу которых входит оказание медицинской, социальной и психолого-педагогической помощи детям и их семьям

– проводить индивидуальную и групповую психосоциальную работу с семьями, проводить просветительские лекции и тренинги для родителей

– проводить мероприятия, направленные на объединение семей, имеющих детей инвалидов в виде групп-встреч, круглых столов и т.д.

– необходимо регулярно мониторить потребности семей, воспитывающих детей-инвалидов, в предоставлении услуг в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования, занятости

– усилить работу социальных работников с семьями с детьми-инвалидами, разработать индивидуальную программу поддержки семей.

1. Курбатов В.И. Социальная работа. – Р/ на Д: Феникс, 2005.

2. Нестерева Г.Ф. Технология и методика социальной работы. – М. Издательский центр «Академия», 2011.

3. Платонова Н.М. Теория и методика социальной работы. – М. Издательский центр «Академия», 2010.

4. Технологии социальной работы / Под общей ред. Е.И. Холостовой. – М. ИНФРА-М, 2004.

Социальные проблемы семей с детьми-инвалидами

СМИ СОННЭТ

Все права защищены.
Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66674 выдано РОСКОМНАДЗОР.
Распространяется БЕСПЛАТНО.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе в электронных СМИ возможна только с письменного разрешения администрации. При этом, ссылка на сайт обязательна. Если Вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, пожалуйста, сообщите об этом администрации.

Контакты

Адрес редакции: ЯНАО,
г. Ноябрьск, ул. Изыскателей, д.50
Телефон: +7(904) 489 25 02
Режим работы: пн-пт с 9.00 до 17.00 мск
Главный редактор:
e-mail: redaktor@son-net.info
Редакционная коллегия:
e-mail: son-net.rf@yandex.ru
Вакансии: vakansii@son-net.info

Источники:
fakty.ua, yuroblik.kiev.ua, semyafamily.ru, son-net.info

Следующие:




Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Сумма цифр: код подтверждения


Вас может заинтересовать

Популярное