Психолого педагогическая помощь детям с зпр

Программа ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии

C позиций современного понимания закономерностей аномального развития психики ребенка клиническая характеристика отдельных вариантов задержки психического развития и их прогноз определяются в первую очередь преимущественным нарушением тех или иных интеллектуальных функций, степенью выраженности этого нарушения, а также особенностями его сочетания с другими энцефалопатическими и невротическими расстройствами и их тяжестью.

Подводя итоги исследованиям за определенный период, в частности в аспекте клинической классификации ЗПР, Т.А.Власова отмечает ее разнообразие и прогностическую неоднородность. Она подчеркивает при этом, что стойкость ЗПР «различна в зависимости от того, лежат ли в ее основе эмоциональная незрелость (психический инфантилизм), низкий психический тонус (длительная астения), либо нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, подвижности психических процессов, дефицитностью отдельных корковых функций». Эти данные имеют большое значение для дифференциации педагогического подхода: выбора типа школы, в которой должен обучаться ребенок, разработки программы обучения и воспитания, адекватных характеру психологического недоразвития.

Располагая определенными научными сведениями о клинических особенностях детей с ЗПР, исследователи выделяют ряд вариаций этого состояния. Психический инфантилизм (эмоционально незрелые дети), астенические состояния (длительно текущие) представляют собой наиболее легкие формы. Дети с ЗПР этих форм могут иметь первичное нарушение (или снижение в ранние сроки постнатального развития) прежде всего темпа формирования эмоционально-волевой регуляции, а на этой основе — малую работоспособность, быструю истощаемость, аритмию памяти, внимания. Эти особенности психики не могут не влиять негативным образом на обучаемость детей. Прогнозы дефектологов относительно выравнивания психического развития этих детей в обычных условиях массовой школы, но при индиви­дуальной педагогической помощи оптимистичны.

ЗПР, характеризующаяся первичным нарушением познавательной деятельности, связанным с дефицитностью отдельных корковых функций (эти дети, как правило, имеют дефектную первооснову для развития и интеллектуальной, и эмоционально-волевой сферы, а также для нейрофизиологического и часто соматического развития), представляет наиболее тяжелую ее форму.

По сути своей эта форма нередко выражает со­стояние, пограничное с дебильностью (разумеется, и здесь возможна вариабельность состояния по степени его тяжести). Обучаемость этих детей, безусловно, снижена первично в более значительной степени. Им дефектологи рекомендуют обучение в специальных классах и школах для детей с ЗПР.

Педагогически запущенных детей (имеется в виду «чистая» педагогическая запущенность, при которой отставание в развитии обусловлено только причинами социального характера) к категории детей с ЗПР отече­ственные дефектологи не относят, хотя признают, что длительный дефицит информации, отсутствие психической стимуляции в сензитивные периоды может привести ребенка к снижению потенциальных возможностей психического развития. В адрес этих детей высказывается самый оптимистический прогноз относительно компенсации дефектов психического развития в обычных условиях массовой школы. При необходимом ин­дивидуальном подходе, достаточной интенсификации обучения эти дети сравнительно легко могут восполнить пробелы в своих знаниях и оказаться способными догнать своих сверстников.

Лейтмотивом выводов отечественных дефектологов является положение: задержка психического развития детей во всех формах может поддаваться педагогической коррекции в таких педагогических условиях, ко­торые соответствуют состоянию ребенка. В то же время комплексное и многоплановое изучение детей с ЗПР в этих условиях должно способствовать уточнению и дальнейшему развитию имеющихся научных сведений о них. В настоящее время такая работа развертывается во вновь созданных школах для детей с ЗПР под непосредственным руководством и контролем со стороны НИИ дефектологии АПН России. Одновременно с изучением детей в них ведется разработка принципов, системы, содержания и методов их обучения.

Исследования показали, что дети 7—9 лет с ЗПР, обучающиеся в массовой школе, не усваивают знаний, предусмотренных программой. У них не формируется учебная мотивация (не хотят учиться), низка работоспособность, недостаточна саморегуляция, отстают в развитии все виды мышления, особенно вербально-логическое, встречаются существенные дефекты в развитии речи, значительно снижена интеллектуальная активность. Следовательно, со всей остротой встает проблема более ранней коррекции ЗПР.

Идея ранней коррекции любого, дефекта развития у ребенка (принцип «чем раньше, тем лучше») давно находится на вооружении отечественной дефектологии. Что же касается проблемы ранней коррекции ЗПР, то ее острота стала очевидной сравнительно недавно, во-первых, потому, что само это состояние, как уже говорилось, комплексно изучается недавно, а во-вторых, педагогическая коррекция в специальных условиях стала осуществляться в основном лишь в середине 70-х гг. При этом даже многие ведущие дефектологи долго придерживались позиции, что задержка психического развития трудно распознаваема в дошкольном возрасте, она обнаруживается только в процессе школьного обучения, т. е. когда ребенок начинает заниматься серьезной деятельностью. В этой связи в нашей стране развертывается экспериментальная работа по восполнению пробелов развития детей с ЗПР через выравнивание в общеобразовательной школе. Специальные классы для детей с различного рода затруднениями в обучении открыты в ГДР, Польше, Чехословакии. Создаются специальные программы обучения детей младшего школьного возраста с минимальной церебральной недостаточностью в США, Канаде, Франции.

Это движение в защиту детей, обнаруживающих отставание в психическом развитии от своих полноценно развивающихся сверстников, безусловно, надо рассматривать как положительное явление. Принцип «лучше раньше, чем позже разделяется всеми исследователями, но реализуется в основном все же применительно к возрасту младшего школьника. Ни в нашей стране, ни за рубежом пока еще не организовано систематическое, научно обоснованное психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста с ЗПР в различных возможных формах, а также не создана система педагогической коррекции этих состояний средствами дошкольного воспитания.

Т.А. Власова считает, что разработка проблемы ранней коррекции психического развития и в связи с ней развертывание дифференцированной сети дошкольных учреждений для всех категорий аномальных детей дошкольного возраста, организация комплексных экспериментальных исследований с целью создания коррекционных систем воспитания начиная с первых лет жизни — это одна из новых тенденций советской дефектологии, которая закономерно сформировалась в процессе поиска путей преодоления недостатков развития аномальных детей: Она предлагает наметку программы коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, отмечая при этом, что разрабатываемая программа должна способствовать формированию не только тех или иных навыков и умений, но и необходимых ребенку новых для него средств познания, нивелирования ущербности функций, коррекции общей аномалии развития, преодолению и предупреждению вторичных нарушений. Вся коррекционная работа должна быть направлена на формирование полноценной будущей личности, на подготовку к трудовой жизни в обществе.

Если, по предварительным данным, помощь, оказываемая детям с ЗПР в классах выравнивания, дает хорошие плоды, то нетрудно предположить, насколько результативнее могла бы быть квалифицированная помощь, полученная детьми в дошкольном возрасте. Не исключено, что если такая работа проводилась бы с ними в определенной системе, то в начальных классах массовой школы, было бы меньше не готовых к школе детей, а в специализированных классах и школах для детей с ЗПР работа могла бы быть организовала с более точно отобранным детским контингентом. Для создания подобной системы в будущем потребуется большая исследовательская работа многих научных коллективов, включающих и специалистов смежных с де­фектологией научных областей.

В настоящем специальная психология располагает пока еще очень небольшим количеством исследований, посвященных к тому же главным образом изучению специфики отдельных психических функций детей до­школьного возраста с ЗПР. Делаются первые шаги по организации коррекционно-педагогической работы, тоже в плане коррекции отдельных психических функций.

Психолого-педагогический аспект многих проблем задержки психического развития дошкольников, в том числе готовящихся к школе, продолжает оставаться малоразработанным. Психология и педагогика не во­оружены ни теоретически обоснованной и практически целесообразной системой диагностики ЗПР у дошкольников, ни достаточно конкретной ее классификацией с учетом взаимодействия биологических и социальных факторов, ни знанием специфических особенностей психики детей различных форм задержки в сравнении с нормой и олигофренией, а также возможностей психического продвижения в различных педагогических условиях, ни научно обоснованными программами педагогической коррекции разных форм задержки. Следовательно, дошкольное воспитание пока еще не в состоянии обеспечить каждому ребенку с ЗПР такие условия, в которых он нуждается для полноценного психического развития.

1. Власова Т.А. Лубовский В.И. Никашина Н.А. Обучение детей с ЗПР: пособие для учителя.- М. Просвещение, 1981.

2. Власова Т.А. Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. М. Просвещение, 1973.

Психолого- педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития(зпр)

Психолого- педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития(ЗПР)

Одной из ведущих причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое получило название «задержка психического развития». Каждый второй хронически неуспевающий ребёнок имеет ЗПР.

В каждом третьем случае причиной отклоняющегося поведения в младших классах является всё та же задержка, незрелость змоционально - волевой и мотивационной сферы. По внешним особенностям нарушений познавательной деятельности этих детей часто смешивают с умственно отсталыми, а по отклонениям в поведении- с педагогически запущенными детьми. Между тем, несмотря на внешнее сходство отдельных симптомов с умственной отсталостью или педагогической запущенностью, ЗПР- совершенно самостоятельная по этиологии ( происхождению) и по структуре дефекта аномалия развития.

Сущность ЗПР состоит в следующем:

- созревание организма и развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия), речи, эмоционально- волевой сферы личности происходит неравномерно и в замедленном темпе, отставая от нормы на 1.5- 2 года. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество

-эти ограничения отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. У него гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы и понятия должного, нужного, а значит, и позиция школьника. Слабо развита произвольная сфера ( умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить рутинную и напряжённую учебную деятельность: он очень быстро устаёт, истощается. В связи со сниженными интеллектуальными процессами ( умением сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать) учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Очень часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и содержательному анализу речи, слов, звуков: ребёнок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь.

Как правило, учебные трудности школьника сопровождаются отклонениями в поведении и общении со сверстниками и учителями. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Такие взаимоотношения со средой можно охарактеризовать как состояние хронической дезадаптации, из которого ребёнок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.

Имея дело с данной категорией детей, учитель должен не только видеть указанные ограничения, но и правильно понимать потенциальные возможности детей с ЗПР, которые принципиально отличают их от умственно отсталых (олигофренов) и педагогически запущенных детей.

умственно отсталого ребёнка от ребёнка с ЗПР

можно выявить по двум основным критериям:

Степени умственной недостаточности и прогнозу развития.

  • Для умственно отсталых детей характерна грубая и стойкая пожизненная недостаточность мышления.

  • Для детей с ЗПР – минимальная, неглубокая степень умственной недостаточности, которая позволяет им при индивидуальной помощи, дополнительном объяснении, правильно понять учебную информацию, воспользоваться предлагаемой помощью поэтому различается у сопоставляемых групп и прогноз развития. В условиях длительного обучения в специальной школе у учащихся с умственной отсталостью грубая недостаточность интеллектуальной деятельности несколько снижается, но не преодолевается, не достигает уровня нормального интеллекта. Школьники с ЗПР при условии систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления успешно преодолевают свой дефект, выравниваются, способны продолжить обучение в условиях массовой школы уже после 4-го года обучения, т.е. задержка психического развития носит относительно временный характер. Существенным признаком отграничения от умственной отсталости служат потенциальные возможности ребёнка, зона ближайшего развития по Л.С. Выготскому, а также нестойкость, лабильность и обратимость многих проявлений.

  • Педагогу, работающему с детьми с ЗПР в С(к)К-7вида, необходимо иметь общее представление о происхождении и механизмах формирования данной аномалии.Учёными- олигофренопедагогами были выявлены четыре генезисных типа задержки психического развития :

  • ЗПР конституционального происхождения . Состояние данной задержки определяется наследственной, семейной конституцией: в своём замедленном темпе развития ребёнок как бы повторяет жизненный сценарий отца и матери. Ко времени поступления в школу у детей этой группы наблюдается значительное несоответствие психического развития ребёнка его паспортному возрасту.

  • ЗПР соматогенного происхождения . Дети этой группы рождаются у здоровых родителей. Задержка развития - следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний, способных поражающим образом влиять на развитие мозговых функций: хронические инфекции, аллергии, дистрофии, стойкие астении, дизентерии. Первично интеллект не нарушен, они в силу своей истощаемости, рассеянности оказываются крайне непродуктивными в процессе школьных занятий .Практически у всех детей с данной формой ЗПР имеют место нерезко выраженные астенические симптомы в виде головных болей, повышенной утомляемости, снижения работоспособности. В школе данные дети прежде всего испытывают большие трудности в адаптации к новой среде. Они долго не могут освоиться в школьном коллективе, часто плачут, скучают о доме.

  • Другая, не менее важная проблема данных детей в школе – трудности в обучении. Они возникают в связи со сниженной мотивацией достижения, отсутствием интереса к предлагаемым заданиям, неумением и нежеланием преодолевать возникающие при их выполнении трудности. В состоянии повышенного утомления ответы ребёнка становятся необдуманными, нелепыми. Часто имеет место аффективное торможение: из-за боязни ответить неверно дети вообще отказываются отвечать, говоря: «Не знаю», «Не могу». Дети с соматогенной ЗПР нуждаются в систематической лечебно- педагогической помощи, которая может быть им оказана в школах санаторного типа. Если в силу объективных причин это невозможно, то целесообразно помещение такого ребёнка в класс компенсирующего обучения.

  • ЗПР психогенного происхождения .

  • Дети этой группы имеют нормальное физическое развитие, функционально полноценные мозговые системы, соматически здоровы. Их психический инфантилизм обусловлен социально- психологическим фактором - неблагоприятными условиями воспитания. Нередко социально- психологическим очагом формирования данной детской аномалии являются неблагополучные семьи, в первую очередь асоциально- попустительские и авторитарно- конфликтные. В адрес этих детей высказывается самый оптимистический прогноз относительно компенсации дефектов психического развития в обычных условиях массовой школы. При заинтересованности со стороны учителя в индивидуальном подходе, достаточной интенсификации обучения, эти дети сравнительно легко могут восполнить пробелы в своих знаниях и оказаться способными догнать сверстников.

  • ЗПР церебрально- органического происхождения

  • Нарушение темпа развития интеллекта и личности обусловлено в данном случае более грубым и стойким по сравнению с предыдущими типами локальным нарушением созревания мозговых структур, в первую очередь, недоразвитием лобных и диэнцефально - лобных систем коры больших полушарий головного мозга. Причинами данной энцефалопатии являются патология беременности, в том числе тяжёлый токсикоз, перенесенный матерью вирусный грипп, малярия, гепатит, брюшной тиф, алкоголизм и наркомания матери или отца, родовые патологии, в том числе недоношенность, родовая травма, асфиксия ( удушье плода), тяжёлые заболевания на первом году жизни: нейроинфекция, тяжёлые инфекционные заболевания.

    У всех детей этой группы отмечаются явления церебральной астении, которая проявляется в повышенной утомляемости, непереносимости дискомфорта ( духоты, жары, езды на транспорте), снижении работоспособности, слабой концентрации внимания,

    памяти. Вследствие стойкой и заметной дисфункции органической базы познавательная деятельность у детей данного типа ЗПР значительно снижена. Мыслительные операции несовершенны и по показателям продуктивности приближаются к детям с умственной отсталостью. Знания усваиваются фрагментарно, не связываются в единую систему, быстро забываются, в результате чего к концу первого года обучения учащиеся становятся стойко неуспевающими. Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетается у детей этой группы с незрелостью эмоционально- волевой сферы, проявления которой более глубокие и грубые, чем у детей предыдущих типов ЗПР. Психическая незрелость проявляется в примитивности, поверхности эмоциональных реакций, слабом понимании социальных взаимоотношений, сниженной мотивации достижения, некритичности, несамостоятельности, внушаемости, пресыщаемости. Дети долго усваивают правила взаимоотношений, не умеют соотносить свои эмоциональные реакции с конкретной ситуацией, нечувствительны к собственным промахам. Ведущим мотивом, как и у детей других групп, остаётся игровой, что ведёт к постоянному внутреннему конфликту между « хочу» и «надо». При возбудимых формах поведения дети конфликтны, агрессивны, раздражительны, драчливы конфликт для них- наиболее доступный способ взаимодействия со средой. При заторможенном поведении дети отличаются вялостью, пассивностью, медлительностью, уклоняются от контактов, пугливы, тревожны, плаксивы, Таким образом, у детей с ЗПР церебрально- органического происхождения в отличие от трёх других групп ( конституциональной ,соматогенной. психогенной) утяжеленный расклад проблем развития: состояние психической незрелости сочетается со стойким недоразвитием познавательной деятельности.

    Обучение этих детей в обычном классе общеобразовательной школы бесперспективно. Им нужна систематическая, компетентная коррекционно- педагогическая поддержка в специальных условиях обучения ( в школе для детей ЗПР или в С(К)К- 7 вида общеобразовательной школы).

    Контактный телефон: 7-71-50

    Психолого-педагогическая помощь детям с зпр (учебно-методическое пособие)

    Психолого-педагогическая помощь детям с ЗПР

    Автор: Поливара З.В. к.п.н. доцент кафедры возрастной физиологии и логопедии ТюмГУ


    Рецензенты: Репина З.А. к.п.н. профессор, кафедры психопатологии и логопедии УрГПУ,

    Глухих Т.А. к.п.н. доцент кафедры общей и социальной психологии Тюменского областного государственного института развития регионального образования


    Краткая аннотация: пособие «Психолого-педагогическая помощь детям с ЗПР» предназначено для психологов, дефектологов, учителей начальных классов, студентов психолого-педагогических специальностей и родителей.


    Коррекционно-развивающая программа для детей с ЗПР


    Развитие и формирование процессов внимания


    Развитие фонематических процессов


    Развитие и формирование слуховой памяти на уроках русского языка


    Развитие зрительного гнозиса


    Развитие и формирование оптико-пространственных, временных представлений


    Развитие контроля и самоконтроля


    Методы формирования учебных операций при обучению счету


    Развитие моторных навыков


    Поиск и устранение причин затруднений, возникающих у определенной части детей при усвоении школьной программы, являются одной из наиболее острых проблем образования. В последнее время отмечается значительный рост числа учащихся, отстающих в учебе. Так, по различным данным, число неуспевающих школьников превышает 30% от общего числа учащихся и составляет от 15% до 40% в начальных классах. Уровня готовности к школьному обучению достигают к шестилетнему возрасту менее 50% детей [Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю.Балашова, 2001].

    Своевременное выявление причин, приводящих к неуспеваемости на начальных этапах обучения у детей младшего школьного возраста (7-10 лет) и соответствующая коррекционная работа могут уменьшить вероятность перерастания временных неудач в обучении и в хроническую неуспеваемость. Это, в свою очередь, снижает возможность возникновения у ребенка нервно-психических, психосоматических расстройств как последствий стресса, связанного с отрицательными эмоциями, и различных форм девиантного поведения, выступающих в качестве индивидуальной, но неадекватной компенсации неуспеха в школьной деятельности.

    Все вышесказанное особенно актуально для детей с задержкой психического развития, так как у этих детей имеется потенциальная способность к обучению и развитию, но по разным причинам она не была реализована и это привело к появлению новых проблем в учебе, поведении, здоровье.


    Коррекционно-развивающая программа для детей с ЗПР

    Основной целью психологической коррекции детей и подростков с ЗПР является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

    Важным принципом психологической коррекции познавательных процессов и личности детей является учет формы и степени тяжести задержки психического развития.

    При изучении детей с ЗПР и детей, развивающихся в норме нами были определены следующие виды нарушений:

  • несформированность моторных навыков,

  • недоразвитие фонематических процессов,

  • недоразвитие зрительного гнозиса,

  • операция контроля (регуляторная апраксия),

  • зрительная акалькулия,

  • лобная акалькулия,

  • недоразвитие ассоциативной коры.

  • В связи обнаруженными видами нарушений в коррекционном процессе все внимание необходимо отдать

  • во-первых, формированию таких психических процессов как зрительно-пространственное восприятие, слуховая и зрительная память, фонематический слух, внимание

  • во-вторых, развитию тонкой моторики

  • в третьих, развитию навыков самоконтроля и регуляции деятельности

  • в четвертых, развитию оптико-пространственных, временных представлений и двигательной регуляции.

  • На основе определенного ведущего нейропсихологического нарушения нами была разработана и апробирована коррекционная программа по формированию учебных операций (навыков).

    Выделенные нами 4 блока нарушений позволяют построить коррекционную программу таким образом, что психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР можно проводить как индивидуально, так и в группе.


    Развитие и формирование процессов внимания

    1) развитие произвольного внимания :

    на уроках русского языка


    А. Школьнику предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

    1. АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА

    2. ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР

    3. РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРРА

    5. ВАТЕРПРООФЕТТА СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДА-ТОНОВ

    7. ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА ДАРРИСВА-ТЕНОРРА

    9. МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНАЛЕ ТЕЛЛИГРАНТОЛИАДЗЕ

    Б. Корректурная проба.

    Используются специальные бланки с несколькими рядами букв (55-60 букв в строке, 30-35 строк). Ученику предлагают в течение 5 -7 минут как можно быстрее просматривать ряды букв и вычеркивать заданным образом 2-3 буквы (например, букву "а" зачеркивать, а букву «к» подчеркивать).

    Источники:
    studopedia.org, dopoln.ru, kaz.docdat.com

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное