Психоневрологическая помощь детям

Менеджмент

Психоневрологическая помощь детям и подросткам построена на тех же принципах, что и помощь взрослым, однако имеет свои особенности, в частности большую роль внебольничных звеньев. В различных ведомствах (здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение и др.) создана дифференцированная ступенчатая сеть специализированных детских психоневрологических учреждений, где наряду с лечением проводится обучение и воспитание детей и подростков.

Значительное внимание в последнее десятилетие уделяется психоневрологической помощи подросткам. В номенклатуру врачебных должностей детских психоневрологических учреждений наряду с должностями детского психиатра, участкового психиатра введены должности подросткового и участкового подросткового психиатра, а в структуре психиатрических больниц предусмотрены подростковые отделения (палаты).

Детские психоневрологические учреждения министерств здравоохранения проводят выявление психически больных детей и лечение их в амбулаторных условиях, психопрофилактическую работу, оказывают социальную помощь детям и подросткам в детских психоневрологических кабинетах, чаще при детских поликлиниках, нежели при психоневрологических диспансерах. В составе областных, краевых, республиканских психиатрических (психоневрологических) учреждений организуются диспансерные отделения с дневным стационаром для обслуживания больных детей и подростков. Для коррекции речевых нарушений у детей-логопатов в психоневрологических диспансерах и детских поликлиниках организованы логопедические кабинеты. В ряде районов страны функционируют специализированные детские внебольничные учреждения (ясли-сад, дом ребенка для детей с резидуальными явлениями органического поражения ЦНС, умственной отсталостью и другими психическими нарушениями, санатории для детей с органическими поражениями ЦНС и умственной отсталостью). В лечебно-производственных мастерских проводится трудовое обучение больных подростков.

Стационарная психиатрическая помощь детям осуществляется детскими отделениями психиатрических больниц или детскими психиатрическими больницами. Наряду с лечебно-диагностическими мероприятиями, применяемыми в обычном психиатрическом стационаре, проводится медико-педагогическая работа.

Целью этой работы являются коррекция поведения, устранение педагогической и социальной запущенности у психически больных детей, повышение их активности, выработка интереса к учебе, установки к приобретению профессиональных навыков.

В системе министерств просвещения организованы вспомогательные школы и школы-интернаты для умственно отсталых детей, специализированные школы-интернаты для детей с речевыми расстройствами, детские сады для умственно отсталых детей, для детей с речевыми и другими нарушениями. Наряду с этим по типу восьмилетних общеобразовательных трудовых школ организуются санаторные школы-интернаты для детей с неврозами и неврозоподобными, астеническими и церебрастеническими состояниями различной этиологии, патологическим формированием личности без выраженных расстройств поведения и социальной адаптации.

Министерствами социального обеспечения организована сеть домов-интернатов:

для детей с физическим дефектом и церебральными параличами

для умственно отсталых детей, страдающих олигофренией в степени имбецильности, идиотии, эпилепсией с картиной слабоумия и редкими судорожными припадками шизофренией с выраженным дефектом без продуктивных психопатологических расстройств.

Профиль детских домов-интернатов соответствует психическому заболеванию и степени снижения интеллекта воспитанников.

Лекции

  • Главная страница
  • Психопатология. Лекции.
  • Наркомания: диагностика, клиника, лечение
  • Общая психиатрия (психопатология). Лекции.
  • Основные технологии профилактики наркомании. Курс лекций.
  • Лекции по дисциплине психопатология
  • Лекция. Расстройства мышления
  • Лекции по дисциплине практическая психология
  • Лекции по дисциплине Педагогическая психология
  • Подготовка к экзамену

  • Ответы по психиатрии
  • Вопросы к зачету профилактика наркомании и алкоголизма.
  • Ответы на вопросы к экзамену по психиатрии
  • Ответы к экзамену по психиатрии
  • Психиатрия. Ответы на экзамен.
  • Ответы по дисциплине основы судебной психиатрии
  • Ответы на зачет профилактика зависимостей
  • Психопатология. Ответы на экзаменационные вопросы.
  • Вопросы и ответы по психиатрии
  • Клиника интеллектуальных нарушений. Ответы.
  • Вопросы и ответы на экзамен по психопатологии
  • Шпаргалки по дисциплине практическая психология
  • Шпаргалки по дисциплине педагогическая психология
  • Организация психоневрологической помощи

    Внебольничная психиатрическая помощь осуществляется психоневрологическим диспансером. Существуют районные, городские и республиканские диспансеры. В диспансеры направляют больных врачи любой специальности - терапевты, невропатологи, к которым впервые обращаются психически больные. Работа психоневрологических диспансеров построена по участковому принципу. Участковый врач, старшая сестра, участковые медицинские сестры обязаны знать всех психически больных, проживающих на их участке, как и соматически больных.
    Участковые врачи в городе и на селе, часто встречающиеся с населением своего района, первыми констатируют появление новых психически больных на участке или ухудшение состояния больного и немедленно принимают меры к оказанию психиатрической помощи через районного психиатра. Следовательно, профилактика развития психических заболеваний, выявление ранних стадий психоза для оказания своевременной помощи заболевшим в значительной степени зависит от слаженной работы участкового врача и психиатра районного психоневрологического диспансера. Не менее важна роль среднего медицинского персонала, в частности участкового фельдшера и медицинской сестры, которые по роду своей деятельности (выполнение назначений врача, патронажные посещения) значительно чаще и дольше бывают в семье больного.

    Медицинская сестра на дому первая получает сигналы от родственников больного о начальных признаках психического расстройства, выражающегося в нарушении поведения, например, в отказе от пищи, ночном беспокойстве, стремлении больного к уединению.
    Медицинская сестра должна серьезно отнестись к этим признакам и немедленно сообщить о них участковому врачу. Внимательность, бдительность участковой медицинской сестры помогают сложной работе участкового психиатра.
    Психиатрическую помощь сельскому населению оказывают областные (краевые) психоневрологические диспансеры и психиатрические больницы, ведущие и диспансерную работу.
    Эти больницы должны быть связаны с районными поликлиниками города и села.
    В отдаленных от центра населенных пунктах эта связь поддерживается через участкового фельдшера. Врач или фельдшер могут послать больного на консультацию в областной или республиканский психоневрологический диспансер, а в тех случаях, когда симптомы психического заболевания несомненны, направить его в психиатрическую больницу.
    Психиатры областного (краевого) диспансера должны периодически выезжать в районные больницы и совместно с врачами разбирать и изучать все случаи заболеваний, протекающих с нарушением психической деятельности. Диспансер ведет учет всех больных, обращающихся за помощью, уделяя при этом особое внимание так называемому активному учету, на котором находятся остро заболевшие, с тяжелыми проявлениями психической болезни, а также больные, недавно выписанные из стационара.
    Средний медицинский персонал должен хорошо знать принципы ведения такого учета, распределение пациентов по диагнозу, степени тяжести нарушения психической деятельности.
    Специальную помощь психически больным оказывает участковый психиатр диспансера, который решает вопрос, нужно ли наблюдать и лечить больного в условиях диспансера или немедленно поместить его в психиатрическую больницу. В диспансерах лечатся амбулаторно больные с компенсированными формами психозов, с затяжным хроническим лечением, с невротическими реакциями, с психопатическим поведением, не нуждающиеся в помещении в больницу.
    Повседневное наблюдение над такими больными, живущими в сельской местности, осуществляет врач сельского врачебного пункта ИJ1Н фельдшер, который выполняет все назначения психиатра и в случае необходимости оказывает неотложную помощь, направляет больного в больницу и т. д.
    Роль среднего медицинского персонала диспансера неизмеримо повысилась при проведении поддерживающего лечения больных с различными психическими заболеваниями. Этот вид лечения заключается в назначении лечебных препаратов, оказывающих многостороннее действие при нарушениях психической деятельности. Такие средства носят название психотропных. К ним относятся нейролептики (аминазин, левомепромазин, трифтазин), транквилизаторы (мепротан, триоксазин, хлордиазепоксид, диазепам), антидепрессанты (имизин, триптизол).
    Препараты выпускаются в драже по 5 мг (диазепам), по 10 мг (хлордиазепоксид), по 25, 50 и 100 мг, нейролептики - в дозе от 1 до 5 мг, антидепрессанты - по 10 мг (амитриптилин), по 25 мг (имизин). Аминазин выпускается в ампулах 2,5% раствора по 1 или 2 мл.
    Аминазин, левомепромазин, трифтазин и галоперидол широко применяют в качестве средств, снимающих или значительно уменьшающих психомоторное воздействие вне зависимости от причины его возникновения. Транквилизаторы назначают при тревоге, страхах, неврастенических депрессиях.
    При назначении больших нейролептиков указанные препараты независимо от формы их введения могут оказывать побочные действия. Знание их необходимо среднему и младшему персоналу с тем, чтобы уметь предупредить эти осложнения, а если они уже развились, устранить их. В первые дни приема транквилизаторов могут наблюдаться осложнения в виде коллапса - состояния, связанного со значительным падением артериального давления.
    В этих случаях больной бледнеет, покрывается холодным липким потом, нередко теряет сознание, пульс слабеет. Больного необходимо уложить без подушки, с несколько приподнятыми ногами, дать ему выпить крепкого чая, сделать инъекцию 10% раствора кофеина (1 мл под кожу) или дать внутрь порошок кофеина (0,1-0,2 г) и а состоянии больного немедленно сообщить врачу. Из других побочных эффектов следует отметить: сухость слизистой оболочки рта, носоглотки повышенную сонливость, затруднение дыхания, гиперкинезы, судороги отдельных групп мышц, лица, шеи. реже нижних конечностей (возможность дальнейшего лечения должна быть согласована с лечащим врачом).
    При длительном лечении могут наблюдаться повышение веса, аппетита, запоры, желтуха, увеличение или уменьшение количества лейкоцитов, уменьшение числа эритроцитов, снижение уровня гемоглобина, ускорение РОЭ. При применении больших доз препаратов нередко возникает синдром, напоминающий паркинсонизм,- двигательная скованность, амимия, слюнотечение, дрожание пальцев рук.
    Иногда при длительном введении аминазина или трифтазина, галоперидола, тиопроперазина может наступить вместо общего успокоения нарастание двигательного беспокойства, тревоги. Этот синдром требует или уменьшения дозы препарата, или полной отмены лечения.
    Осложнения, развивающиеся у бальных, принимающих нейролептики, должны фиксироваться в специальных дневниках медицинских сестер. Врачи оповещаются об этом безотлагательно. Лечение осуществляется под тщательным контролем не только врача, на и среднего и младшего персонала. При этом необходимо в одинаковой степени следить за психическим и физическим состоянием больного.
    Продолжение лечения во внелечебных условиях обеспечивает длительное улучшение с возвращением больного в семью, к посильному полезному труду. Беспрерывное лечение на дому помогает предупредить обострение состояния и прекратить начавшееся ухудшение в домашних условиях повышением дозы препарата. Безопасность и эффективность лечения обеспечиваются правильной организацией лечебной помощи на дому, в которой большая роль принадлежит среднему медицинскому персоналу. Хорошо обученные фельдшер и медицинская сестра могут обеспечить поддерживающее лечение больного, проживающего в сельской местности, под контролем врача. Незаменимы современные нейролептические средства при оказании немедленной психиатрической помощи, например при возникновении острых психических нарушений у ряда бальных (в условиях стихийного бедствия или массовых поражений).


    Систематическое патронажное наблюдение над психически больными, находящимися в домашних условиях, установление опеки для защиты интересов прав недееспособных психически больных составляют важнейшие задачи психоневрологических диспансеров. В этой работе принимает активное участие средний медицинский персонал в лице сестер-обследовательниц и патронажных сестер.
    Экспертная работа занимает большое место в деятельности диспансера. Диспансеры дают заключение о трудоспособности, о годности к военной службе, о степени вменяемости при различных нарушениях, совершенных лицами с изменениями психики.
    При городских психоневрологических диспансерах организованы лечебно-трудовые мастерские, где работают больные, уже не нуждающиеся в стационарном лечении, но еще не вернувшиеся к профессиональному труду в силу остаточных психических нарушений. Эти мастерские помогают в приобретении больными новой специальности. По мере улучшения состояния здоровья работающие больные совершенствуются в такой степени, что при некоторых облегчениях или даже без них могут быть рекомендованы на предприятия для работы на общих основаниях. Наблюдение за работой больных в лечебно-трудовых мастерских проводят врачи и средний медицинский персонал.
    Амбулаторная и больничная помощь представляют собой неразрывные звенья лечения психически больного.
    Больного, которого по соответствующим показаниям нужно поместить в психиатрическую больницу, врач направляет с подробной выпиской о.
    наблюдавшихся симптомах и проведенном амбулаторном лечении. По скончании стационарного лечения больного во всех случаях берет на учет районный психиатр, под наблюдением которого он находится до полного выздоровления.
    Организация детской психоневрологической помощи в СССР началась с первых же лет после революции и в настоящее время представляет собой законченную систему с различными по профилю психоневрологическими учреждениями, куда детей стационируют в зависимости от характера нарушения у них психической деятельности. Детей, страдающих неврозами, которым необходимо лишь проведение оздоровительных мер, направляют в специальные лечебные учреждения и санатории, детей с острыми и подострыми нарушениями психической деятельности помещают в специальные детские психоневрологические стационары, по выписке из которых такие дети находятся под амбулаторным наблюдением. Дети с выраженным психическим недоразвитием (врожденнонаследственным или приобретенным) нуждаются в наблюдении, уходе или опеке. Эту работу осуществляют различные учреждения системы социального обеспечения.
    По окончании лечения психиатрическая больница посылает в диспансер подробную выписку из истории болезни, на основании которой больного берет на учет диспансер.
    В психиатрической больнице бывают следующие отделения:
    1. П р и е м н ы й п о к о й для всех больных, поступающих в эту больницу. Приемный покой должен быть уютно и красиво убран, в нем должно быть чисто и тихо. После санитарной обработки больной в приемный покой не возвращается, а направляется в соответствующее отделение больницы в зависимости от соматического и психического состояния. Больного в отделение обязательно сопровождает фельдшер или санитарка.
    Приемные отделения иногда имеют два подразделения - спокойное и беспокойное. В эти отделения поступает основная масса первично заболевших. Здесь наблюдение за больными должно быть строжайшим, так как больной еще недостаточно известен и его поведение может быть полно всяких неожиданностей. Обстановка этого отделения должна быть уютной, домашней - с коврами, музыкальными инструментами, картинами, с тем, чтобы само пребывание в условиях больницы не травмировало психику больного.
    2. О т д е л е н и е д л я б е с п о к о й н ы х б о л ь н ы х предназначено для лиц, нуждающихся в особом уходе и постоянном надзоре вследствие возбуждения, больных с бредовой настроенностью или наклонностью к агрессии. Это отделение отличается некоторыми особенностями.
    Кровати в нем не должны иметь острых углов, вставных пружин, железных прутьев. Стены должны быть абсолютно гладкими, без крючков, гвоздей, вешалок, ниш и выступов. Уборные должны иметь автоматическую смывку, незапирающиеся двери, застекленные окна для наблюдения за больными. Обеденная посуда у беспокойных больных должна быть небьющейся, легкой, желательно алюминиевой. Сервировка состоит.
    Из тарелки, чашки (или кружки), ложки. Вилки и ножи этим больным не выдают.
    В отделении не должно быть тяжелых, острых, режущих предметов, которыми больной мог бы причинить вред себе и другим.
    3. С п о к о й н о е о т д е л е н и е, куда помещают больных, не требующих постоянного надзора. В большинстве случаев это больные с различными формами неврозов, реактивными состояниями, легкими формами сосудистых психозов, нерезко выраженными травматическими психозами, больные с редкими эпилептическими припадками.
    В больших психиатрических больницах, кроме того, оборудуют следующие отделения Д л я п с и х и ч е с к и б о л ь н ы х, страдающих соматическими заболеваниями д н е в н ы е с т а ц и о н а р ы для дневного пребывания особого контингента больных в течение дня Д е т с к и е о т д е л е н и я.
    Больных с хроническими формами заболеваний помещают в загородные больницы, где им назначают трудотерапию, главным образом сельскохозяйственными работами.
    При больницах должны быть оборудованы клинико-диагностические лаборатории, которые проводят биохимические, электрофизиологические и психологические исследования, рентгенологический кабинет, физиотерапевтические отделения, а также прозекторская для вскрытия трупов умерших. Судебно-психиатрическая экспертиза проводится в специальных отделениях.
    Место для прогулок (сад), как и вся территория больницы, должно быть обнесено высоким забором. Все двери больницы и калитки caда постоянно следует запирать специальными ключами (трех- и четырех-гранными) .
    Алкоголиков и наркоманов лечат либо амбулаторно, либо в психиатрических стационарах.

    Нет ничего мучительнее каждодневного стресса. Психотерапевты.

    Журнал → Помощь детям с психоневрологическими заболеваниями

    «Человек рождается для счастья! И если нужно несколько лет работы специалистов на то, чтобы человек научился держать ложку — значит, очень важно дать ему эту возможность. Думать иначе — значит быть нравственным уродом, потому что, в таком случае, непонятен порог выбраковки. Тогда давайте и на нас с вами поставим крест — за то, что будучи журналистами, мы не умеем чинить электричество.»
    Леонид Парфенов, журналист

    Благотворительный фонд «Содружество» основан в 2014 году с целью помочь детям и их родителям страдающих эпилепсией и прочими тяжелыми психоневрологическими заболеваниями.

    Появление на свет малыша для каждой семьи несет огромную радость и счастье, молодые родители строят планы на будущее своего ребенка, представляют, как будут растить маленького члена семьи, помогая осваивать малышу наш окружающий мир.

    Но, к сожалению, появление ребенка на свет с заболеванием эпилепсия меняет в корне такую привычную жизнь молодой семьи. Первоначально родители испытывают шок и отрицание происходящего с ними и с их малышом. Очень часто мы слышим от родителей одну и ту же фразу «этого не может быть, это какая-то ошибка». Или «почему это случилось именно с нами? За что должен страдать наш ребенок?» В первые месяцы жизни малыша родители, как правило, полностью отгораживаются от общения с родственниками, друзьями, начинают замыкаться в себе и искать виноватых. Очень часто мама и папа начинают винить друг друга за произошедшее, по не знанию считая, что эпилепсия передается только по наследству. Молодые мамочки еще на первых месяцах жизни малыша глубоко замыкаются в себе, перестают следить за собой. Они полностью погружаются в депрессию, считая, что муж недостаточно внимателен к ней и к малышу. Именно в таких семьях процент разводов очень высок, что в дальнейшем негативно сказывается на нормальной жизни ребенка.
    В таких тяжелых жизненных ситуациях очень важно для родителей получить эмоциональную поддержку с первых минут после постановки диагноза. Ведь эмоциональная поддержка, это основа здоровой благополучной счастливой семьи.

    Фраза «особый ребенок» навсегда закрепится за таким малышом, и действительно такие детки совершенно иначе смотрят на наш такой привычный мир…Такие дети нуждаются в постоянном медикаментозном лечении, а также в непрерывной реабилитации. Поэтому главная цель нашего фонда помочь малышам с такими тяжелыми заболеваниями освоится среди общества и стать полноценными его членами!

    В течении ближайшего времени мы обязательно выложим всю подробную информацию о нас. Главная наша задача-помощь семьям, оказавшимися в таких не простых жизненных ситуациях.

    12 Февраль 2016 в 20:45

    Страница

    Информация

    Биография: детский врач-психоневролог, психотерапевт. Стаж работы по специальности свыше 30 лет, имеется международный опыт. действующий сертификат по психотерапии № 005687.
    20 лет - заведующая стационарными отделениями патологии речи для детей. В настоящее время работаю психотерапевтом в СПбНИИЛОР и речи.Сфера деятельности - консультация родителей, лечебная и коррекционная помощь детям по вопросам задержек речевого развития, нарушения внимания, памяти, эмоций и поведения. Помощь родителям и детям с неврозами

    Другое

    Действия

    3 записи

    ЗАИКАНИЕМ называется нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогой мышц, участвующих в речевом акте.
    Заикание - проблема многогранная, включающая медицинских аспект, психологический или психотерапевтический аспекты, а также логопедический или педагогический аспекты.
    Разное понимание механизмов заикания часто объясняется тем, какой специалист оказывает помощь. Показать полностью…
    Оптимально - врач-психотерапевт знакомый с логопедией.
    Он будет работать сразу в 3-х аспектах: медицинском, психологическом и педагогическом.
    Обычно заикание впервые возникает в 2-4 года. Провоцирующих заикание факторов великое множество.Это болезни, травмы, стрессы и т.д. Однако заикание это - не невроз
    У маленьких детей нет страха речи, у них еще не сформирована личность и ее защитные психологические механизмы.
    Нос постепенно формируется невротическое реагирование, возникает срах речи. В таком случае можно говорить о логоневрозе.
    Специалисты указывают на необходимость индивидуального подхода к лечению заикания. В каждом конкретном случае свои причины ухудшения речи, свои способы реагирования на психологический стресс.
    Отделение патологии речи (для детей) СПб НИИ ЛОР имеет многолетний опыт оказания помощи заикающимся детям. Комплексный курс (25 рабочих дней) состоит из ежедневных индивидуальных или групповых занятий с логопедом, психологом, логоритмистом, воспитателем, лечение невролога и психотерапевта. Дополнительно используется метод БОС и физиотерапия. С уважением, Зав.отделением речи (для детей) Оноприйчук Елена Ивановна.

    Источники:
    www.lartdoll.net, www.doctormind.ru, www.baby.ru, vk.com

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное