Волевая сфера детей с зпр

Особенности эмоционально-волевой сферы у детей и подростков с ЗПР

Эмоциональное состояние ребенка имеет особое значение в психическом развитии. Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, который составляют переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлением действительности. Существуют значимые связи между уровнем вербального интеллекта, неустойчивостью внимания, направленностью на учебную деятельность и эмоционально-волевой сферой детей с ЗПР. Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляет себя при переходе ребенка с ЗПР к систематическому обучению. В исследованиях М.С. Певзнер и Т.А. Власовой отмечается, что для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию.

Типичные для детей с ЗПР особенности в эмоциональном развитии:

1) неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень произвольной психической активности

2) проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов

3) появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям.

Также детям с ЗПР присущи симптомы органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, низкий уровень аффективно-потребностной сферы, повышенная утомляемость, бедность психических процессов, гиперактивность. В зависимости от преобладания эмоционального фона можно выделить два вида органического инфантилизма: неустойчивый — отличается психомоторной расторможенностью, импульсивностью, неспособностью к саморегуляции деятельности и поведения, тормозной — отличается преобладанием пониженного фона настроения.

Дети с ЗПР отличаются несамостоятельностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно выполнять задания, проконтролировать свою работу. И как следствие для их деятельности характерна низкая продуктивность работы в условиях учебной деятельности, неустойчивость внимания при низкой работоспособности и низкая познавательная активность, но при переключении на игру, соответственную эмоциональным потребностям, продуктивность повышается.

У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля.

Дети с ЗПР испытывают трудности активной адаптации, что мешает их эмоциональному комфорту и равновесию нервных процессов: торможения и возбуждения. Эмоциональный дискомфорт снижает активность познавательной деятельности, побуждает к стереотипным действиям. Изменения эмоционального состояния и вслед за этим познавательной деятельности доказывает единство эмоций и интеллекта.

Таким образом, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для эмоционального развития детей с ЗПР: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам.

Изучение особенностей развития интеллектуальной и эмоциональной сферы позволило увидеть, что симптомы ЗПР очень резко проявляются в старшем дошкольном возрасте, когда перед детьми ставятся учебные задачи.

Статья "Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР"

Научить человека быть счастливым —

нельзя, но воспитать его так,

чтобы он был счастливым, можно.

Чтобы стать счастливым, человек должен научиться любить, уважать и принимать самого себя. Все дети хотят, чтобы их любили, ими гордились, оберегали и помогали им. Только мы, взрослые, можем научить ребенка быть счастливым, открыть ребенку этот замечательный мир, мир эмоций, чувств и ощущений

Родители и педагоги нередко сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, утомляемость. Дети грызут ногти, крутят волосы, плохо засыпают, много и бесцельно двигаются. Дети мало общаются с взрослыми и сверстниками, замыкаясь на телевизоре, компьютере. А ведь именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети практически разучились чувствовать эмоциональное состояние и настроение другого человека, реагировать на них.

Поэтому главная цель моей работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональное состояние, свое и окружающих их людей дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), а также совершенствовать способность управлять своими чувствами, научить ребенка в приемлемой для него форме рассказывать о своем внутреннем мире. Важно просто научиться слушать, слы шать и понимать его, когда он говорит.

Знакомство детей с фундаментальными эмоциями мы осуществляем как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников.

С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр, игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игры-драматизации) мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка.

Чтобы научить детей с задержкой психического развития выражать свои чувства, необходимо постоянно тренировать мимические мышцы, тем самым укрепляя общую мускулатуру лица. Для достижения этой цели я использую различные виды мимической гимнастики и специаль ные упражнения. Одно из них - упражнение «Отражение».

Волевая сфера детей с зпр

Игра – это волшебная палочка, с помощью которой можно научить ребёнка не только считать и писать, но и мыслить, творить, эмоционально проявлять себя. А главное - сохранить у детей радость, желание учиться. Дидактические игры – один из эффективных помощников в моей работе.

Волевая сфера детей с зпрВолевая сфера детей с зпр

Волевая сфера детей с зпр

Следует постоянно обращать внимание на состояние детей, их настроение. Особенно в утренние часы, когда ребенок приходит в детский сад. Чтобы настроить малыша на весь предстоящий день, очень важно знать причину его огорчения или бурной радости, В этом нам помогает «дерево настроения», которое теперь «растет» в нашей группе.

Волевая сфера детей с зпр

Музыка - один из неотъемлемых инструментов в моей работе. Она помогает в развитии эмоциональную отзывчивости, восприимчивости р, снимает напряжение. В музыкальных играх дети проявляют себя ярко, непосредственно и не только в речи и мимике, но и в движениях. Это очень важно для детей, так как многие наши малыши имеют нарушения и мелкой, и общей моторики. Подвижные игры позволяет расслабиться детям после максимальной активности, усиливают самоконтроль. А игры-имитации развивают пластику, фантазию, чувственность ребенка.

Волевая сфера детей с зпр

Театр это мир постоянных открытий, школа глубоких чувства, переживаний. Участвуя в постановках, дети видят себя со стороны, изображая подчас характеры и поступки, осуждаемые всеми: жадность, хитрость, леность. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Волевая сфера детей с зпр

Прочитанные стихи превращаются в игры-драматизации, любая задача решается легче, проще и быстрее, если ее обыгрывают. Дети очень любят наряжаться, изображать знакомых героев. Игры - драматизации, этюды, пластические этюды и театральные постановки учат детей действовать в условиях вымысла, общаться и принимать действия партнера.

Волевая сфера детей с зпр

В нашей группе создана комната «Радости», так называют её сами дети. Что же на этот раз ребята увидят в этой чудесной комнате? А там их ждёт каждый раз что-то новое и интересное, удивительное и неизведанное. Это умные игрушки, мягкие кресла – зверушки для отдыха и расслабления, «зеркальное окошко» для любования собой и своими друзьями, «уголок вседозволенности», где даже розетки, выключатели, замочки можно использовать для игры. Здесь хочется стать и неуклюжим медведем, и веселым зайчиком, и сердитым ежиком. Получается творить, мечтать и просто веселиться.

Волевая сфера детей с зпр

Вся работа по развитию эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР и важна, и интересна, и многопланова. Самое важное, не упустить тот благодатный момент, когда она нужна ребенку. На своем опыте я убедилась, что правильно организованная работа в системе и поэтапно, дает хорошие результаты. Дети стают добрее и спокойнее. Могут оценивать свой успех и неудачу, радуются победам сверстников и огорчаются вместе с ними. Исчезла скованность, напряженность, дети стали увереннее, не боятся проявлять себя. Маленькие жители нашей группы чувствуют себя спокойными, удовлетворенными, здесь им комфортно и уютно. Если ребенок с удовольствием идет в детский сад, а домой возвращается веселый и полон впечатлений, значит, на 15 счастливых детей стало больше.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Статья по коррекционной педагогике по теме:
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР.

Статья в сборнике материалов Республиканского семинара-практикума для педагогов коррекционных ДОУ " Структурные компоненты коррекционно-педагогического процесса" на базе МБОО № 63, г. Нижнекамск.

Ребенок с ЗПР имеет ряд специфических черт, которые затрудняют процесс его общения со сверстниками и взрослыми, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на дальнейшем развитии его эмоционально-личностной сферы. Как научить ребенка понимать свои эмоции и эмоции других людей? В игре. Играя ребята научаться контролировать собственное настроение, что положительно повлияет на их взаимоотношения с окружающим миром. Представленные дидактические игры помогут развивать эмоциональную сферу дошкольников, научат: различать основные эмоциональные состояния, сравнивать эмоциональные ощущения как свои, так и других.

Скачать:

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков
  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций
  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
  • Рассмотри подробнее следующее направление:

    Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.

    Ребенок с ЗПР имеет ряд специфических черт, которые затрудняют процесс его общения со сверстниками и взрослыми, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на дальнейшем развитии его эмоционально-личностной сферы. Для детей с ЗПР характерны трудности в общении, которые связаны с импульсивностью (гиперактивностью) или заторможенностью (пассивностью). Импульсивные дети отличаются крикливостью, шумностью, подвижностью. Они не умеют выслушать собеседника до конца, могут прервать его речь. Не всегда проявляют корректность. Могут нагрубить взрослым. Дети не владеют правилами, культурой общения. С заторможенным ребенком трудно общаться. От него тяжело добиться развернутого ответа. Он не возражает, не высказывает своей точки зрения. Без взаимной активности общение сводится к руководству взрослого и подчинению ребенка.

    В сфере межличностных отношений у дошкольников с ЗПР также наблюдается неблагополучная ситуация. Они редко завязывают длительные и глубокие отношения со своими сверстниками. Значительное число воспитанников оказывается в группах «изолированных» или «непринятых». Дети с ЗПР имеют тягу к контакту с дошкольниками младшего возраста, которые лучше их принимают. У некоторых воспитанников существует страх перед детским коллективом, поэтому они его избегают. Опыт положительного взаимодействия со сверстниками отсутствует. Дети с ЗПР не владеют способами сотрудничества, навыками кооперации, не умеют наладить продуктивные отношения с окружающими людьми. Для общения дошкольники предпочитают сверстников своего пола. Ребенок с ЗПР не готов к внеситуативно - личностному общению. Он достигает лишь уровня ситуативно – делового общения.

    Воспитанники с ЗПР не готовы к эмоционально теплым отношениям со сверстниками. Дошкольники с ЗПР не держат дистанцию со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно. В процессе знакомства зачастую обследуют взрослого как неодушевленный предмет. Дети с ЗПР владеют знаниями об элементарных социальных нормах поведения, но используют их при вербальном поведении, а в реальном поведении очень часто их нарушают. Аморальные способы решения нравственной проблемы осознаются ими часто как социально приемлемые. Функционирование моральных норм зависит от характера ситуации, в которой они используются. Чем конкретнее ситуация, тем большая вероятность выполнения детьми с ЗПР моральных норм. Поведение в ситуации морального конфликта зависит от того, насколько данная ситуация приобрела для ребенка личностный смысл. Чем сильнее ситуация личностно значима для ребенка, тем чаще поведение соответствует моральным нормам общества. Соблюдение дошкольниками социальных норм зависит от контроля педагога за их поведением.

    В связи с этим в работе психолога выделяются следующие наиболее важные задачи:

  • воспитание у детей интереса к окружающим людям
  • выработка контактности и умения извлекать опыт из неудачного общения
  • обучение произвольной регуляции своего эмоционального состояния и избеганию конфликтов.
  • В ряде случаев указанный дефицит сопряжен с проблемами эмоциональной регуляции. В связи с этим развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков предполагают:

  • гармонизацию аффективной сферы ребенка
  • профилактику и устранение (смягчение) возможных агрессивных и негативистических проявлений, других отклонений в поведении
  • предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера
  • развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям (в том числе снятие тревожности, робости и т.п.)
  • создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки
  • развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со сверстниками и взрослыми)
  • развитие социальных эмоций.
  • Для развития личностно-эмоциональной сферы детей с ЗПР необходима работа в следующих направлениях:

  • стимуляция интереса к себе
  • расширение представлений о социальном окружении
  • развитие социальных эмоций
  • формирование способности управлять эмоциями
  • развитие высших чувств – сочувствие, сострадание, умение понимать чувства других людей, сопереживать им
  • формируется умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению (мимика, пантомимика, жесты, позы и т.д.)
  • обучение наблюдению за внешними эмоциональными проявлениями угадывать смысл поведенческих реакций и реагировать в соответствии с этим смыслом
  • осознание своей позиции в ситуациях межличностного взаимодействия.
  • Большую роль в данной работе играют индивидуальные и групповые занятия с детьми театрализованной деятельностью с применением методик игротерапии и сказкотерапии. В процессе такой работы дети учатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения. Они осознают значение эмоциональной атмосферы добра, радости, сотрудничества для улучшения и собственного самочувствия, и отношений со сверстниками.

    При всей кажущейся простоте распознание и передача эмоций достаточно сложный процесс, требующий от ребенка, определенного уровня развития. Чем лучше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого человека и отреагирует на него.

    Как научить ребенка понимать свои эмоции и эмоции других людей? В игре. Играя ребята научаться контролировать собственное настроение, что положительно повлияет на их взаимоотношения с окружающим миром. Представленные дидактические игры помогут развивать эмоциональную сферу дошкольников, научат: различать основные эмоциональные состояния, сравнивать эмоциональные ощущения как свои, так и других. Происходит развитие эмоциональной сферы дошкольников, отработка мимической реакции, передача эмоций через вхождение в образ героя - персонажа, расширение представлений об эмоциях. Развитие творческого воображения.

    Деревянный кубик (длина сторон 25Х25см), на каждой грани которого изображено животное, насекомое или другие персонажи. На месте «лиц» зверей, насекомых, приклеены небольшие круглые зеркала.

    Ребёнок располагает кубик таким образом, чтобы видеть отражение своего лица в зеркальце в одной из граней, и с помощью мимики передаёт различное настроение животных (например: грустный цыпленок, веселая бабочка, печальная улитка и т. д.).

    Это специальное табло, на котором выкладываются определенные эмоции (это может быть картинка или схема).

    Ребенок по мимике должен отобразить это состояние на своем лице или найти похожую картинку, иллюстрацию к сказке, определить, какие чувства выражены на лице героя сказки.

    Куб, на каждой грани которого изображена пиктограмма эмоционального состояния. Задание: изобразить то состояние мимики, которое будет на верхней грани куба

    Для работы с малышами отлично подойдёт вращающийся круг, закреплённый ниткой или проволокой посередине. Рожицы сменяют друг друга по мере вращения, а дети называют эмоции.

    Дети вытягивают из - под волшебного цветка лепестки и продолжают начатую мысль. (Я люблю…. свою маму.)

    «Я люблю и не люблю»

    «Мне нравиться и не нравиться»

    «Я умею и не умею»

    «Я могу, и не получается»

    «Меня хвалят и ругают за … »

    Эта игра формирует положительный образ «Я», позитивную самооценку, доброжелательные отношения, умение слушать сверстников, развивает мышление, речь.

    Сделаны из картона и трубочек для сока. Игра знакомит детей с разными человеческими эмоциями. Способствует развитию лучшего понимания себя и других.

    Можно распечатать разные эмоции, которые дети используют при совместных обсуждениях, тем самым расширяют представления о собственных переживаниях (дают определение радости, страха).

    Вариантов игры много. Она учит различать эмоции и соотносить их с поступками.

    Они являются частью интерьера, и помогают ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций. Все эмоции выражаются на лице человека, и ребёнок может увидеть это воочию, и даже сам может исправить мимику лица. Дети, приходя в детский сад (в группу) определяют своё настроение, глядя в зеркало, анализируют, рассказывают о причинах его изменения, знакомятся с разными эмоциями, учатся владеть навыками управления своими эмоциями.

    В ходе предложенных игр, дети знакомятся с фундаментальными эмоциями, переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников. Ценность таких игр состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С их помощью мы способствуем развитию эмоционально-личностной сферы ребенка.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    У детей с задержкой психического развития страдают все стороны речи, а особенно коммуникативная функция. Это связано с тем, что дети зачастую совершенно не умеют общаться друг с другом на вербал.

    «Сказкотерапия» в развитии эмоционально – личностной сферы у детей с особыми образовательными потребностями.

    Возможности сказок велики, они позволяют проводить «сказочные» занятия с детьми, у которых различный уровень не только физических возможностей, но и развития речи и интеллектуальных способ.

    Формирование речевой и познавательной коммуникативной сферы посредством театрализованной деятельности является эффективным средством коррекции детей группы ЗПР.

    Развитие эмоциональной сферы у детей с ЗПР посредством устного народного творческтва

    В статье представлен опыт работы по развитию эмоциональной сферы у детей с ЗПР.

    «Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики рук у детей с ЗПР»

    Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Они способствуют развитию внимания, мышления.

    Развитие мелкой моторики рук у детей с ЗПР через нетрадиционную изобразительную деятельность пластилинографию

    Лепкой дети начинают заниматься с младшего возраста, осваивают простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Эти способы дают предпосылки к созданию сложных композици.

    РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Представлена методическая разработка ОО "Социализация".

    Формирование эмоционально-волевой сферы дошкольников с ЗПР

    Общая характеристика эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с ЗПР.

    Эмоциональная сфера детей с ЗПР характеризуется незрелостью.

    Эмоции детей с инфантелизмом соответствуют эмоциям ребёнка более младшего возраста: яркие, непосредственные.

    Эмоционально-волевая незрелость характеризуется тем, что у детей отсутствует типичная для здорового ребёнка живость и яркость эмоций, характерны слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний, повышенная внушаемость, отсутствие критики. Эмоциональные реакции этих детей примитивны и поверхностны.

    Задержка эмоционального развития связана с рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанных с ощущением своей физической неполноценности, а иногда вызванных режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный ребёнок.

    Особенности грамматического строя речи у детей с ЗПР

    Развитие грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития.

    Исследование грамматического строя речи у детей с ЗПР (Н. Ю. Борякова, С. В. Зорина, Р. И. Лалаева, Г. Н. Рахмакова, Е. С. Слепович, Е. Ф. Соботович, И. А. Симонова, А. А. Хохлова, Л.В. Яссман) выявило у большого количества старших дошкольников и школьников младших классов значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.

    Следовательно, грамматический строй речи детей с задержкой психического развития характеризуется следующими особенностями:

    - нарушениями словоизмениения, которые проявляются в неправильном употреблении падежных окончаний, предлогов и в формах выражения временных отношений

    - недоразвитием словообразования, которое характеризуется задерживанием и затягиванием этого процесса во времени

    - нарушениями грамматического оформления предложений

    - нарушениями поверхностной структуры предложения.

    Психология других категорий детей с отклонениями нарушениями функций опорно - двигательного аппарата с тяжелыми нарушениями эмоционально - волевой сферы с нарушениями поведения со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два или более первичных нарушения

    РДА как специфический тип психического дизонтогенеза

    РДА как психический дизонтогенез искажённого типа.

    Одним из вариантов психического дизонтогенеза (недоразвитие, задержанное развитие, повреждённое развитие, дефицитарное развитие, дисгармоническое развитие) является искажённое развитие (по В.В. Лебединскому).

    При искажённом развитии наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного развития, повреждённого и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящих к ряду качественно новых патологических образований.

    Характерной моделью искажённого развития является дизонтогенез при синдроме РДА.

    Для искажённого развития характерна наиболее выраженная асинхрония: преждевременное развитие речи значительно обгоняет формирование локомоторных функций, а в старшем возрасте развитие вербального интеллекта опережает становление предметных навыков. Большое значение играют явления изоляции: функции, развивающиеся ускоренно не «подтягивают» развитие других. Формируясь на собственной узкой основе, в тяжёлых случаях они «зацикливаются», что приводит к явлениям стереотипии в речи, в действиях и т.д. Даже при шизофренической природе РДА явления дизонтогенеза нередко выражены больше, чем симптомы болезни. Так возникновение аутизма, особенно на первых этапах, в большей степени обусловлено диффузными страхами окружающего. Выраженный дефицит общения в свою очередь является важнейшим тормозом социального развития больного ребёнка.

    Формы проявления РДА

    Характеристика форм проявления раннего детского аутизма.

    По уровню эмоциональной регуляции аутизм может проявляться в разных формах:

    1. Полная отрешённость от происходящего

    2. Как активное отвержение

    3. Как захваченность аутистическими интересами

    4. Как чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия с другими людьми.

    1. Для детей первой группы характерны проявления состояния выраженного дискомфорта и отсутствие социальной активности уже в раннем возрасте.

    Главное для ребёнка не иметь никаких точек соприкосновения с внешним миром.

    Установление и развитие эмоциональных связей способствует поднятию избирательной активности, выработке определённых устойчивых форм поведения и деятельности, т.е. осуществить переход на более высокую степень отношений с окружающим миром.

    2. Дети данной групп наиболее активны. Аутизм проявляется не как отрешённость, а как повышенная избирательность в отношениях с миром. Для родителей заметна задержка психического развития детей и, прежде всего, речи. Отмечается повышенная избирательность в еде, одежде, фиксированные маршруты прогулок, особые ритуалы в различных аспектах жизнедеятельности, невыполнение которых влечёт бурные проявления агрессии и самоагрессии. Однако эти дети более приспособлены к жизни, чем дети первой группы.

    3. Эта категория отличается не отчаянным отвержением окружающего мира, а сверхзахваченностью своими стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. Родители большее внимание обращают не на отставание в развитии, а на повышенную конфликтность детей, отсутствие учёта интересов других. Годами ребёнок может говорить на одну и ту же тему, рисовать и или разыгрывать один и тот же сюжет. Часто тематика его интересов и фантазий имеет устрашающий, мистический, агрессивный характер. Созданная ребёнком программа поведения не может быть приспособлена им к гибко меняющимся обстоятельствам.

    4. Аутизм проявляется в наиболее лёгком варианте. На первом плане выступает повышенная ранимость таких детей, тормозимость в контактах. Взаимодействие может прекратиться при ощущении ребёнком незначительного препятствия или противодействия. Ребёнок очень зависим от эмоциональной поддержки взрослых. Поэтому при коррекционной работе с этими детьми необходимо развивать у них другие способы получения удовольствия, в частности от удовольствия, получаемого от реализации своих собственных интересов и предпочтений. Для этого важно обеспечение обстановки безопасности и принятия.

    Психология детей с ранним детским аутизмом

    Предмет, задачи психологии детей с РДА.

    Психология детей с РДА - одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику и особенности познавательной деятельности и личностного развития детей дошкольного и школьного возраста.

    В центре внимания данного направления

    -разработка системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, испытывающих трудности адаптации и социализации вследствие нарушений в эмоционально-личностной сфере

    - разработка принципов и методов раннего выявления РДА

    - решение вопросов дифференциальной диагностики, различие со сходными состояниями

    - разработка принципов и методов психологической коррекции

    - разработка психологических основ устранения дисбаланса между процессами обучения и развития.

    Особенности мышления детей младшего школьного возраста с ДЦП

    Нарушения мыслительной деятельности у детей младшего школьного возраста ДЦП.

    Нарушения мыслительной деятельности проявляются в недостаточной сформированности понятийного, абстрактного мышления, что в значительной степени обусловлено нарушениями семантической стороны речи

    Характерной особенностью мыслительной деятельности учащихся с церебральным параличом является также то, что многими понятиями они владеют пассивно, не умея ими оперировать. Это особенно проявляется в трудностях усвоения математики.

    Особенности мышления обнаруживаются при выполнении заданий, требующих симультанного характера хода интеллектуальных процессов, т. е. целостной интеллектуальной операции, основанной на взаимодействии анализаторных систем.

    У детей с церебральным параличом обычно отмечаются не только малый запас знаний и представлений за счет бедности их практического опыта, но и специфические трудности переработки информации, получаемой в процессе предметно-практической деятельности.

    Эти специфические особенности мышления часто сочетаются с нарушенной динамикой мыслительных процессов. Наиболее часто наблюдается замедленность мышления, некоторая его инертность. У отдельных детей отмечается недостаточная последовательность и целенаправленность мышления, иногда со склонностью к резонерству и побочным ассоциациям. Замедленность мышления обычно сочетается с выраженностью цереброастенического синдрома.

    Во всех случаях наблюдается взаимосвязь нарушений мышления и речевой деятельности.

    По состоянию интеллекта дети с церебральным параличом представляют крайне разнородную группу: одни имеют нормальный интеллект, у многих наблюдается своеобразная задержка психического развития, у некоторых имеет место олигофрения.

    Для детей с церебральным параличом также характерны нарушения формирования высших корковых функций. Наиболее часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать и писать.

    Недостаточность высших корковых функций может проявляться также в задержке формирования пространственных и временных представлений, фонематического анализа и синтеза, стереогноза (узнавание предметов на ощупь).

    Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

    Источники:
    studopedia.ru, infourok.ru, nsportal.ru, studbooks.net

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное