Особенности развития детей с онр 2 уровня

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Особенности развития детей с онр 2 уровня

ОНР (общее недоразвитие речи) – несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи. Среди детей с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу - около 40%. Глубокие недостатки в развитии устной речи в дальнейшем неизбежно приведут к нарушению письменной речи – дисграфии и дислексии.

В логопедии термины «фонетико-фонематическое недоразвитие » (ФФН) и «общее недоразвитие речи» (ОНР) используются для обозначения несформированности тех или иных структурных компонентов речевой системы при различных речевых расстройствах. ОНР может наблюдаться при синдроме дизартрии. ринолалии. алалии. афазии .

Классификация ОНР

По клиническому составу категория детей с ОНР неоднородна, в связи с чем ее делят на 3 группы:

  • неосложненные формы ОНР (у детей с минимальной мозговой дисфункцией: недостаточной регуляцией мышечного тонуса, моторных дифференцировок, незрелостью эмоционально-волевой сферы и т. д.)
  • осложненные формы ОНР (у детей с неврологическими и психопатическими синдромами: церебрастеническим, гипертензионно-гидроцефалическим, судорожным, гипердинамическим и др.)
  • грубое недоразвитие речи (у детей с органическими поражениями речевых отделов головного мозга, например, при моторной алалии).
  • С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:

  • 1 уровень речевого развития - «безречевые дети» общеупотребительная речь отсутствует.
  • 2 уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.
  • 3 уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.
  • 4 уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
  • Подробная характеристика речи детей с ОНР различных уровней будет рассмотрена ниже.

    Характеристика ОНР

    В анамнезе детей с ОНР часто выявляется внутриутробная гипоксия. резус-конфликт. родовые травмы. асфиксия в раннем детстве – черепно-мозговые травмы. частые инфекции, хронические заболевания.

    Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.

    Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений общей, тонкой и речевой моторики.

    У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.

    В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.

    Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия) типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.

    При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.

    Логопедическое обследование при ОНР

    На предварительном этапе диагностического обследования речи логопед знакомится с медицинской документацией (данными осмотра ребенка с ОНР детским неврологом. педиатром и др. детскими специалистами), выясняет у родителей особенности протекания раннего речевого развития ребенка.

    При диагностике устной речи уточняется степень сформированности различных компонентов языковой системы. Обследование детей с ОНР начинается с изучения состояния связной речи - способности к составлению рассказа по картинке, серии картинок, пересказу, рассказу и т. д. Затем логопедом исследуется уровень развития грамматических процессов (правильность словообразования и словоизменения согласования частей речи построения предложения и пр.). Обследование словарного запаса при ОНР позволяет оценить умение детей правильно соотносить то или иное слово-понятие с обозначаемым предметом или явлением.

    Дальнейший ход обследования ребенка с ОНР предполагает изучение звуковой стороны речи: строения и моторики речевого аппарата, звукопроизношения, слоговой структуры и звуконаполняемости слов, способности к фонематическому восприятию, звуковому анализу и синтезу. У детей с ОНР необходимо проведение диагностики слухоречевой памяти и других психических процессов.

    Результатом обследования состояния речевых и неречевых процессов у ребенка с ОНР является логопедическое заключение, отражающее уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения (например, ОНР 2 уровня у ребенка с моторной формой алалии). ОНР следует отличать от задержки речевого развития (ЗРР), при которой отстает только темп формирования речи, но не нарушается формирование языковых средств.

    Коррекция ОНР

    Логопедическая работа по коррекции ОНР выстаивается дифференцированно, с учетом уровня речевого развития.

    Так, основными направлениями при ОНР 1 уровня является развитие понимания обращенной речи, активизация самостоятельной речевой активности детей и неречевых процессов (внимания, памяти, мышления). При обучении детей с ОНР 1 уровня не ставится задача правильного фонетического оформления высказывания, но обращается внимание на грамматическую сторону речи.

    При ОНР 2 уровня ведется работа над развитием речевой активности и понимания речи, лексико-грамматических средств языка, фразовой речи и уточнением звукопроизношения и вызыванием отсутствующих звуков.

    На логопедических занятиях по коррекции ОНР 3 уровня проводится развитие связной речи, совершенствование лексико-грамматической стороны речи, закрепление правильного звукопроизношения и фонематического восприятия. На этом этапе уделяется внимание подготовке детей к усвоению грамоты.

    Целью логопедической коррекции при ОНР 4 уровня служит достижение детьми возрастной нормы устной речи, необходимой для успешного школьного обучения. Для этого необходимо совершенствовать и закреплять произносительные умения, фонематические процессы, лексико-грамматическую сторону речи, развернутую фразовую речь развивать графо-моторные навыки и первичные навыки чтения и письма.

    Обучение школьников с тяжелыми формами ОНР 1-2 уровня осуществляется в школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, где главное внимание уделяется преодолению всех сторон речевого недоразвития. Дети с ОНР 3 уровня учатся в классах коррекционного обучения при массовой школе с ОНР 4 уровня – в обычных классах.

    Прогноз и профилактика ОНР

    Коррекционно-развивающая работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, который должен начинаться, как можно раньше (с 3-4-х лет). В настоящее время накоплен достаточный опыт успешного обучения и воспитания детей с различными уровнями речевого развития в специализированных («речевых») дошкольных и школьных учебных заведениях.

    Предупреждение ОНР у детей аналогично профилактике тех клинических синдромов, при которых оно возникает (алалии, дизартрии, ринолалии, афазии). Родителям следует уделять должное внимание речевой среде, в которой воспитывается ребенок, с раннего возраста стимулировать развитие его речевой активности и неречевых психических процессов.

    Общее недоразвитие речи (ОНР) - лечение в Москве

    Сравнительная характеристика речевых расстройств у детей с ОНР 2 - 4 уровня речевого развития

    МБДОУ «Детский сад № 172 компенсирующего вида»

    «Сравнительная характеристика речевых расстройств у детей дошкольного возраста с диагнозами ОНР 2 – 4 уровня речевого развития и ФФН»

    ФФН – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языкау детей с различными расстройствами вследствии дефектов восприятия и произношения фонем.

    ОНР – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к речевой и смысловой стороне речи.

    Кроме того, в группе ОНР дети делятся на 2 группы: неразборчиво говорящие дети и разборчиво говорящие. Неразборчиво говорящие дети – это дети с серьезными речевыми дефектами, возникающие по нескольким причинам: нарушение подвижности речевых органов, неправильный речевой выдох, несформированность речевого воприятия и умения дифференцировать сходные по артикуляции звуки органическое нарушение строения речевого аппарата (ринолалия, травмы губ, ДЦП, аденоиды и т.д.). Разборчиво говорящие дети – имеют ряд сходных причин нарушающих звукопроизношение: нарушение подвижности органов артикуляцтонного аппарата (губ, язык, неумение переключать разные артикуляционные позы), нарушение речевого слуха, короткая подъязычная уздечка, нарушение речевого выдоха, нарушение голоса, изменение строения артикуляционного аппарата (смена или строение зубов).

    Ряд причин нарушающих звукопроизношение:

    - Нарушением речевого слуха ребенок путает близкие и далекие по звучанию звуки: С - Ш, З - Ж, Ч - Ц, Р - Л, Р - Й, С- Р, С - Ц - З, Ш - Ж, Ш - Щ, X - Щ, Ч - Щ, К-Г, Т - Д, В - Ф, Б - П, твердые и мягкие звуки.

    - Короткая подъязычная уздечка препятствует подъему языка вверх, поэтому верхнеязычные звуки ребенок не может произносить (Р, Л, Т, Д, Н, М). Уздечка растягивается с помощью специальных упражнений при условии их ежедневного выполнения.

    - Недостаточная подвижность мышц (языка и губ),

    - Нарушение иннервации языка и контроля со стороны нервной системы (ГОЛОВНОГО МОЗГА) = дрожание языка, язык не слушается (дергается, опускается вниз, отклоняется в сторону, не может находиться в спокойном состоянии).

    - Общая подвижность ребенка – зажатость, скованность мышц из-за черезмерного их напряжения, в результате оказывается нескоординированной общая подвижность. Напряжение мышц шеи ведет к напряжению мм. губ, мм.щек и всей мимической мускулатуры. Зажатые и приподнятые плечи вызывают нарушение дыхания – дыхание поверхностное, ключичное! В речи требуется диафрагмальное дыхание!

    - Нарушение речевого выдоха – назализация = произношение слов с носовым оттенком, выдох в нос при говорении.

    Характеристика ОНР 2 уровня:

    Дети в речи фразы из 2 – 4 слов. Слова могут быть «усеченные» = «начатки речи». Например: «Да пи моко» - «Дай пить молоко». «Баска атать ника» - «Бабушка читает книгу».

    В самостоятельной речи используют простые предлоги или их лепетные варианты: «а» = «на», но сложные предлоги «под, из-под, из-за, около, справа, слева» в их речи отсутствуют.

    Эти дети плохо понимают и употребляют приставочные глаголы, притяжательные прилагательные, существительные со значением действующего лица:

    «Валя папа» = «Валин папа».

    «Алил» = налил, полил, вылил. (т.е. используют слова в узком значении).

    «Гибы суп» = грибной суп.

    Такие дети с трудом усваивают, а чаще не знают обощающих понятий, антонимов, синонимов.

    Передача смысловых отношений в предложении сводится к простому перечислению событий, действий или предметов, без установления причинно-следственных связей.

    Выраженное нарушение слоговой структуры слова в виде перестановок слогов, усечения слов.

    Дети пользуются развернутыми фразами, но в речи это простые распространенные предложения, структура которых нарушена за счет пропусков или перестановок главных и второстепенных членов предложения:

    «Из тубы дым тойбы, потамута хойда» = «Из трубы дым валит, потому что холодно.

    Причинно-следственные связи не устанавливают. В предложениях используют слова сложные по составу, но их слоговая структура нарушена.

    В согласованиях наблюдаются грубые аграмматизмы: нарушение согласования (в окончаниях) существительных с прилагательными, числительными в роде, числе, падеже.

    В речи дети используют уменьшительно-ласкательные формы существительных.

    «Заичик», «киска», «собачка» и т.д.

    Когда не могут подобрать слова, используют пояснительные фразы:

    «Ключит свет» = «выключатель.

    «Домник» = строит дом.

    Они не точно понимают и употребляют обощающие понятия, не знают слов выходящих за рамки повседневного быта: частей тела, одежда, частей тела животных, наименований професий.

    В своих высказываниях пропускают смысловые элементы сюжета причинно-следственные связи, не могут выделять главное.

    В словах появляются пропуски звуков или слогов, добавление лишних звуков, усечение слов, перестановка слогов, замены звуков.

    ОНР 4 уровня речевого развития

    Речь детей фразовая, развернутая. Дети затрудняются в воспроизведении слов сложного звукового состава: регулировщик, баскетболист, строительство, электричество…

    Артикуляция звуков вялая, речь не достаточно выразительная, дикция не четкая. В словах звуки смешивают из-за нарушения их различения на слух (т.е. воспроизведения фонем). Они не точно знают и запомиинают слова, редко встречающиеся в обиходе, смешивают понятия:

    «креслы» = диван, кровать, тахта, стулья.

    Заменяют слова близкие по ситуации: «жарит» = жарит, варит, парит, печет

    «большая ель» = высокая ель.

    «маленький» = маленький, легкий, медленный.

    Наблюдаются ошибки в согласовании в роде, числе, падеже существительных с прилагательными, числительными, глаголами, местоимениями.

    Подобные проблемы словообразования препятствуют навыками группировки однокоренных слов, подбору родственных слов и анализу состава слов, что в дальнейшем повлияет на обучение.

    Фонетико-Фонематическое Недоразвитие речи

    ФФН - нарушение процесса формирования произносительной стороны системы родного языка с различными речевыми расстройствами, вследствии дефектов восприятия и произношения фонем.

    Дети не могут точно проанализировать услышанные звуки, обеспечить слуховое восприятие состава слова, что ведет к несформированности произношения звуков – они выражаются в речи ребенка, как замена более простым по артикуляции звуком трудность различения звуков трудность в употтреблении правильно произносимых звуков.

    Наблюдаются ошибки в падежных окончаниях, употреблении сложных предлогов, согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

    Таким образом, чем больше нарушений проявляется в воспроизведении речи у детей, использовании слов в предложениях и т.п. тем сложнее дефект/нарушение речи.

    16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

    Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

    Адрес редакции: 214011, РФ,
    г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
    Контакты: info@infourok.ru

    Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

    В 50—60-х годах XX века сторонниками феноменологического подхода (Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф.Спировой и др.) был выработан единый педагогический подход к разнородным по своей этиологии проявлениям недоразвития детской речи и решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния речевой системы. Это позволило представить картину аномального развития ребенка по ряду параметров, отражающих состояние языковых средств и коммуникативных процессов. По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны Р.Е.Левиной, четвертый уровень представлен в работах Т. Б. Филичевой.

    На первом уровне речевого развития у детей старшего дошкольного возраста речь почти полностью отсутствует: она состоит из звукоподражаний, аморфных слов-корней. Свою речь дети сопровождают жестами и мимикой. Однако она остается непонятной для окружающих.

    Отдельные слова,которыми они пользуются, неточны по звуковому и структурному составу. Дети одним названием обозначают различные предметы, объединяя их по сходству отдельных признаков, вместе с тем один и тот же предмет в разных ситуациях они называют разными словами, названия действий заменяют названиями предметов.

    Фразы на данном уровне речевого развития нет. Стараясь рассказать о каком-либо событии, дети произносят отдельные слова, иногда одно-два искаженных предложения.

    Небольшой запас слов отражает непосредственно воспринимаемые через органы чувств предметы и явления.При глубоком недоразвитии преобладают корневые слова, лишенные флексий.

    Пассивный запас слов шире активного создается впечатление, что дети все понимают, но сами сказать ничего не могут.

    Неговорящие дети не воспринимают грамматических изменений слова. Они не различают форм единственного и множественного числа существительных, прилагательных,прошедшего времени глагола, форм мужского и женского рода, не понимают значения предлогов.

    Звуковой состав одного и того же слова у них непостоянен, артикуляция звуков может меняться,способность воспроизводить слоговые элементы слова у них нарушена.

    На уровне лепетной речи звуковой анализ недоступен, задача выделения звуков часто непонятна сама по себе.

    Второй уровень речевого развития характеризуется тем, что речевые возможности детей значительно возрастают, общение осуществляется с помощью постоянных, но сильно искаженных речевых средств.

    Запас слов становится более разнообразным, в нем различаются слова, обозначающие предметы, действия,качества. На этом уровне дети пользуются личными местоимениями, простыми предлогами и союзами. Возникает возможность рассказать с помощью простых предложений о знакомых событиях.

    Недоразвитие речи проявляется в незнании многих слов, в неправильном произнесении звуков,нарушении слоговой структуры слова, аграмматизме, хотя смысл произнесенного можно понять и вне ситуации. Дети прибегают к пояснениям с помощью жестов.

    Существительные употребляются детьми в именительном падеже, глаголы — в инфинитиве, падежные формы и формы числа бывают аграмматичны, ошибки наблюдаются и в употреблении числа и рода глаголов.

    Прилагательные встречаются в речи довольно редко и не согласуются в предложении с другими словами.

    Звуковая сторона речи носит искаженный характер. Неправильно произносимые звуки могут относиться к 3—4-й фонетическим группам, например: переднеязычным (свистящие, шипящие,сонорные), заднеязычным и губным. Гласные артикулируются неотчетливо. Твердые согласные часто звучат смягченно.

    Воспроизведение слоговой структуры слова становится более доступным, дети повторяют слоговой контур слова, но звуковой состав их остается неточным. Звуковой состав односложных слов передается правильно. При повторении двусложных слов встречается выпадение звука, в трехсложных словах отмечаются перестановки и пропуски звуков, четырех-, пятисложные слова укорачиваются до двух-трех слогов.

    Третий уровень речевого развития характеризуется тем,что обиходная речь детей становится более развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений уже нет.

    В устной речи отмечаются отдельные аграмматичные фразы, неточное употребление некоторых слов,фонетические недостатки менее разнообразны.

    Дети пользуются простыми распространенными предложениями из трех-четырех слов. Сложные предложения в речи детей отсутствуют. В самостоятельных высказываниях отсутствует правильная грамматическая связь, логика событий не передается.

    К числу ошибок словоизменения относятся: смешение в косвенных падежах окончаний существительных замена окончаний существительных среднего рода окончанием женского рода ошибки в падежных окончаниях имен существительных неправильное соотнесение существительных и местоимений ошибочное ударение в слове не различение вида глаголов неправильное согласование прилагательных с существительными неточное согласование существительных и глаголов.

    Звуковая сторона речи на данном уровне значительно более сформирована, дефекты произношения касаются сложных по артикуляции звуков, чаще шипящих и сонорных. Перестановки звуков в словах касаются лишь воспроизведения незнакомых, сложных по слоговой структуре слов.

    Четвертый уровень речевого развития характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики и грамматического строя. На первый взгляд ошибки кажутся несущественными, однако их совокупность ставит ребенка в затруднительное положение при обучении письму и чтению. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения очень низкая, правила грамматики не усваиваются.

    Понимание структуры общего недоразвития речи, причин, лежащих в его основе, понимание соотношения первичных и вторичных нарушений необходимо при направлении детей в специальные учреждения, выборе адекватных коррекционных мероприятий, предупреждении нарушений чтения и письма в начальной школе.

    Патогенетический анализ структуры дефекта крайне важен при отборе детей в специализированные учреждения и их дальнейшем обучении. Данный подход предполагает уточнение структуры первичного речевого дефекта и отграничение речевой патологии от внешне сходных различных аномалий познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы (отграничение ОНР от ЗПР, легких форм умственной отсталости, текущих нервно-психических заболеваний, приводящих к недоразвитию речи, своеобразного психического развития по типу раннего детского аутизма).

    Для всех детей с общим недоразвитием речи характерны общая моторная неловкость,нарушения оптико-пространственного гнозиса. Основные двигательные умения и навыки у детей с ОНР сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.

    Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.

    Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями.

    Данные экспериментальных исследований Т.Д. Барменковой (1997) свидетельствуют о том, что дошкольники с ОНР по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Автор выделяет четыре группы детей с ОНР по степени сформированности логических операций.

    Дети,вошедшие в первую группу, имеют достаточно высокий уровень сформированности невербальных и вербальных логических операций, соответствующий показателям детей с нормальным речевым развитием, познавательная активность, интерес к заданию высоки, целенаправленная деятельность детей устойчива и планомерна.

    Уровень сформированности логических операций детей, вошедших во вторую группу, ниже возрастной нормы.Речевая активность у них снижена, дети испытывают трудности приема словесной инструкции, демонстрируют ограниченный объем кратковременной памяти,невозможность удержать словесный ряд.

    У детей, отнесенных к третьей группе, целенаправленная деятельность нарушена при выполнении как вербальных, так и невербальных заданий. Для них характерны недостаточная концентрация внимания, низкий уровень познавательной активности,низкий объем представлений об окружающем, трудности установления причинно-следственных связей. Однако дети имеют потенциальные возможности для овладения абстрактными понятиями, если со стороны логопеда им будет оказана помощь.

    Для дошкольников, вошедших в четвертую группу, характерно недоразвитие логических операций. Логическая деятельность детей отличается крайней неустойчивостью,отсутствием планомерности, познавательная активность детей низкая, контроль над правильностью выполнения заданий отсутствует.

    Характеристика речи детей с ОНР (2-го уровня речевого развития)

    На этом этапе дети используют более развернутые речевые средства. Однако недоразвитие речи выражено еще очень резко. В речи ребенка имеется довольно большое количество слов (существительных, глаголов, личных местоимений), иногда появляются предлоги и союзы. Но используемые детьми слова характеризуются неточностью значения и звукового оформления.

    Неточность значения слов проявляется в большом количестве вербальных парафазии (замен слов). Иногда с целью пояснения значения слова дети используют жесты. Так, например, вместо слова «чулок» ребенок использует слово «нога» и воспроизводит жест надевания чулок, вместо слова «режет» ребенок произносит слово «хлеб» и сопровождает его жестом резания.

    В процессе общения дети используют фразовую речь, нераспространенные или даже распространенные предложения. Однако связи между словами предложения еще грамматически не оформлены, что проявляется в большом количестве морфологических и синтаксических аграмматизмов. Чаще всего в структуре предложения дети используют существительные в именительном падеже, а глаголы — в форме инфинитива или в форме третьего лица единственного или множественного числа. При этом отсутствует согласование существительного и глагола.

    Существительные в косвенных падежах заменяются начальной формой, либо неправильной формой существительного («играет с мячику», «пошли на горке»).

    В речи детей нарушается согласование глагола и существительного в числе («кончилась уроки». «девочка сидят»), в роде («мама купил», «девочка пошел в» и др.)- Глаголы прошедшего времени в речи детей часто заменяются глаголами настоящего времени («Витя дом рисовал», вместо «Витя дом рисует»).

    Прилагательные употребляются детьми крайне редко и не согласуются с существительными в роде и числе («красный лента», «вкусная грибы»). Формы существительных, прилагательных и глаголов среднего рода отсутствуют, заменяются или искажаются.

    На этом этапе дети иногда употребляют предлоги, но чаще всего опускают их или употребляют неправильно («Я была лелька» — Я была на елке. «Собака живет на будке» — Собака живет в будке.).

    Таким образом, правильное словоизменение касается лишь некоторых форм существительных и глаголов, прежде всего, часто употребляющихся в речи детей.

    На этой ступени речевого недоразвития отсутствует словообразование. Звуковая сторона речи также характеризуется существенными нарушениями.

    В речи детей многие звуки отсутствуют, заменяются или произносятся искаженно. Это касается прежде всего звуков, сложных по артикуляции (свистящих, шипящих, плавных сонорных и др.). Многие твердые звуки заменяются мягкими или наоборот (пять — «пат», пыль — «пил»). Произношение артикуляторно простых звуков становится более четким, чем на первом уровне. Отмечаются резкие расхождения между изолированным произношением звуков и их употреблением в речи.

    Звукослоговая структура слова в речи детей, находящихся на этом уровне, оказывается нарушенной, при этом слоговая структура слова является более устойчивой, чем звуковая структура. В речи детей воспроизводится контур двухсложных, трехсложных слов. Однако четырех- и пятисложные слова воспроизводятся искаженно, количество слогов сокращается (милиционер — «аней», велосипед — «сипед»).

    Звуковая структура многих слов, особенно слов со стечением согласных, является очень неустойчивой, диффузной. При воспроизведении слов со стечением согласных наблюдаются пропуски согласных звуков стечения, добавления гласных внутри стечения и другие искажения (окно — «яко», банка — «бака», вилка — «вика», звезда — «видя»).

    Фонематическое развитие детей значительно отстает от нормы. У детей отсутствуют даже простые формы фонематического анализа.

    Источники:
    www.krasotaimedicina.ru, infourok.ru, sites.google.com, studopedia.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное