Психологическая помощь детям пережившим насилие в семье реферат

Курсовая работа: Работа социального педагога с детьми, подвергавшимися насилию в семье

Введение

В представленной таблице указаны нарушения по карте наблюдений Д. Стотта. Из полученных результатов можно увидеть, что у 40 % учащихся из наблюдаемой группы детей проявляется депрессия и враждебность по отношению к взрослым. У одного ребенка (10 % из 40 %) наблюдаются нарушения в области сексуального развития. В данном случае можно предположить, что один из десяти детей подвергался жестокому обращению со стороны взрослых.

Таким образом, полученные данные можно представить на рисунке.

Психологическая помощь детям пережившим насилие в семье реферат

Рис. 1 - Результаты наблюдения за учащимися

Результаты представленные на диаграмме свидетельствуют о наличии различных нарушений у учащихся в наблюдаемой группе детей.

Для преодоления насилия по отношению к детям важна такая система организации помощи, которая предполагает возможность ее получения на любом этапе жизни семьи и ребенка.

Существует множество моделей помощи детям и предупреждения насилия. Одни ориентированы на обучение родителей взаимодействию с детьми на определенных этапах их жизни, включая пренатальную программу поддержки (подготовка родителей к материнству, укрепление связи между матерью и будущим ребенком), обучение молодых родителей правильному уходу за ребенком. Третьи предполагают оказание помощи жертвам насилия и минимизацию риска его повторения в будущей семье пострадавшего четвертые направлены на укрепление семьи и профилактику возникновения проблем пятые – на помощь семьям группы риска – бедным семьям, одиноким матерям, молодым родителям (матерям-подросткам) и т.п.

Помогающие организации могут иметь разный статус и ведомственную принадлежность (быть общественными или государственными, относиться к медицинскому, образовательному или социальному департаменту) и разные права вмешательства в жизнь семьи они могут оказывать помощь амбулаторно, в дневном или круглосуточном стационарах.

Дети, которые подвергаются жестокому обращению и насилию, в какой бы форме оно ни происходило, «выпадают» из нормального процесса социализации и лишены необходимых для нормального роста и развития ощущения безопасности, безусловного принятия, поддержки и помощи со стороны родителей.

Они часто оказываются не способны защитить себя и проявляют в отношениях с окружающими либо повышенную уступчивость и неуверенность, либо агрессивность.

Это приводит к трудностям в отношениях с собой и окружающими, к нарушениям адаптации.

Негативный опыт жестокости в детстве часто воспроизводится в последующих поколениях, поэтому так важно выявление неправильного обращения с ребенком на ранних этапах и оказание помощи этим детям и их семьям.

Один социальный педагог, вне зависимости от его квалификации в своей области, не может осуществить выполнение всего комплекса диагностических и реабилитационных мероприятий, необходимых для помощи детям, пострадавшим от насилия. Для осуществления этих мероприятий необходима междисциплинарная команда специалистов, придерживающаяся единого подхода в работе. Она может работать в организациях разного профиля и ведомственной принадлежности, но должна включать в себя представителей следующих специальностей: педиатра, психиатра, психологов, социальных работников, педагогов и юриста.

Первостепенными задачами такой команды специалистов являются обеспечение безопасности ребенка, поддержка или создание нормального для развития ребенка окружения, нормализация внутрисемейных отношений и предотвращение рецидивов жестокого обращения.

1. Алексеева И.А. Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. – М. Генезис, 2005. – 256 с.

2. Асанова Н.К. Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учебное издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических вузов. - М. ВЛАДОС, 1997.

3. Бандура Л. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М. Апрель-Пресс ЭКСМО-Пресс, 1999.

4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб. Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

5. Боулби Дж. Привязанность. - М. Гардарика, 2003.

6. Брутман В.И. Родионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психол. - 1997. - № 7. - с. 38 - 47.

7. Брутман В.И. Панкратова М.Г. Ениколопов С.Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказывающихся от своих новорожденных детей // Вопросы психол. - 1994. - № 5. - с. 31-40.

8. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб. Питер, 1997.

9. Василькова Ю.В. Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М. 1999.

10. Григович И.Н. Синдром жестокого обращения с ребенком. Общие вопросы и физическое насилие: Учебное пособие для студентов и врачей. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2001.

11. Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д. Лейна, Э. Миллера. - СПб. Питер, 2001.

12. Дмитриева Т.Е. Профилактика дезадаптации детей-сирот с резидуальной церебрально-органической недостаточностью. - М. ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, 1998.

13. Догадина М.А. Пережогин Л.О. Сексуальное насилие над детьми. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших. - М. Сам себе адвокат, 2002.

14. Келли Г.Ф. Основы современной сексологии. - СПб. Питер, 2000.

15. Крайг Г. Психология развития. - СПб. Питер, 2000.

16. Лангмейер И. Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага: Авиценум, 1984.

17. Мид М. Культура и мир детства. - М. Наука, 1988.

18. Микиртумов Б.Е. Кошавцев А.Г. Гречаный С.В. Клиническая психиатрия детского возраста. - СПб. Питер, 2001.

19. Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире / Под ред. Этьенна Г. Круга и др. - М. Весь Мир, 2003.

20. Осухова Н. Применение психодрамы в психотерапии с детьми, пережившими насилие. – М. Чистые пруды, 2005. – 32 с.

21. Психология подростка /Под ред. А.А. Реана. – СПб. «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – 480 с.

22. Раттер М. Помощь трудным детям. - М. Апрель-Пресс ЭКСМО-Пресс, 1999.

23. Реан А.А. Агрессия и агрессивность // Психол. журнал - 1996. - № 5. - Т. 17. 1996. - С. 3-18.

24. Реан А.Л, Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология - СПб. Питер, 2000.

25. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. - М. ЭКСМО-Пресс. 1999.

26. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. - М. ИПТ, 2002.

27. Фрейд А. Эго и механизмы защиты // Теория и практика детского психоанализа. Т. 1. - М. Апрель-Пресс ЭКСМО-Пресс, 1999.

28. Фурманов И.А. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов. – М. ВЛАДОС, 2004 – 319 с.

Насилие в семье – это преступление

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ – ЭТО ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Семья - это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования, но не всем удается ее сохранить.

В Могилевском районе в сфере семейно-бытовых отношений произошёл рост зарегистрированных преступлений с 28 до 41. Так в 2011 году возбуждено 17 уголовных дел за истязание, 3 - за умышленное причинение лёгкого телесного повреждения, 16 – за угрозу убийством. Вместе с тем, зарегистрировано 3 факта причинения тяжких телесных повреждений, а также 2 убийства.

Проблема бытовой преступности актуальна не только для нашей страны, но и для всего мирового сообщества. В Америке и Европе в семидесятые годы XX века её объявили «чумой 20 столетия». В Беларуси публично о насилии в семье заговорили в конце 90-х годов прошлого столетия. Во многом благодаря женскому общественному движению появились первые публикации по проблеме, созданы первые телефоны доверия, кризисный центр и приюты для пострадавших.

Уголовно-наказуемые деяния, совершаемые в ходе ссор между членами семьи, порой по своей жестокости и тяжести последствий многократно превосходят заранее планируемые и хорошо подготовленные преступления. Нередки случаи, когда убийцами становится спокойная, положительная женщина, уставшая от мужа-тирана, или ребенок, над которым постоянно издеваются родители. Домашнее насилие проявляется в семьях любого социально-экономического уровня, имеет системный характер, не являясь ни случайностью, ни досадным эпизодом.

Согласно официальной статистике в Беларуси женщины, дети и престарелые люди составляют абсолютное большинство пострадавших. Примерно 70 % виновников насилия над женщинами также проявляют его по отношению к детям. Большинство женщин не обращаются за помощью после перенесенного насилия или не сообщают о нем. Насилие в семье разрушает нравственность, порождает социальное сиротство и безнадзорность.

^ Насилие в семье – это умышленное действие физической, психологической, сексуальной направленности одного члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.

^ В основном выделяют следующие виды насилия :

Физическое насилие – это намеренное использование физической силы или орудий для причинения повреждений или травм. Включает в себя: шлепки, битьё, удары, ножевые ранения, избиения, пощечины, выкручивания рук, таскание за волосы и другое. Может привести к долговременному вреду здоровью, иногда к смерти.

^ Сексуальное насили� � - это насильственный половой акт, заставляющий человека вступить в сексуальный контакт без его согласия, а так же непристойные сексуальные прикосновения, взгляды, разговоры, изнасилование, в том числе мужем, отказ использовать контрацептивные средства, беременность по принуждению, инцест.

^ Психологическое насили� � - это контроль над человеком, или его изоляция, а также унижение. Выражается в постоянной критике, оскорблении, унижении, криках, грубости, нецензурной брани, пренебрежительном отношении, игнорировании мнения женщины, неоправданной ревности, вмешательстве в личную жизнь, принуждении к вступлению в брак, доведении до самоубийства. А так же в вербальных оскорблениях, шантаже, актах насилия по отношению к детям или другим лицам для установления контроля над партнёром, угроза насилия по отношению к себе, жертве или другим лицам и т. п.

^ Экономическое насили� � - это отказ в доступе к средствам к существованию и контроль над жертвой, проявляется в отказе в содержании детей, утаивании доходов, самостоятельном принятии большинства финансовых решений без учёта потребностей членов семьи, запрещение на работу вне дома, отбирании заработанных денег, уклонении от уплаты алиментов.

^ Самыми распространенными следствиям� � домашнего насилия становятся психологические травмы и стрессы, ухудшение здоровья:

- на психологическом уровне: нарушения сна, кошмары, повторяющиеся воспоминания, сложности с концентрацией внимания, повышенная тревога и возбудимость, гиперактивность, нарушения взаимоотношений, ощущение враждебного отношения общества

- на физиологическом уровне: ощущение нехватки воздуха, дискомфорта в желудке, внутренние спазмы, головные боли, снижение интереса к сексу вплоть до полного равнодушия

- на уровне поведения: членовредительство, суицидальные попытки или мысли, злоупотребление алкоголем или наркотиками, проблемы с питанием (булимия или анорексия), беспорядочное изменение сексуальных партнеров.

Особенностью состояния человека, пережившего насилие, является выраженное чувство вины за случившееся, кроме того присутствуют чувства ненависти к насильнику, ужаса и обиды, как следствие возникает непринятие и отвержение собственного тела. Резко падает самооценка. Эмоциональное расстройство может принимать различные формы – от замкнутости и ухода в себя, до страха и неспособности оставаться одному.

^ Если вы предполагаете, что можете быть вовлечены в ситуацию домашнего насилия, разработайте свой собственный план безопасности:

Продумайте свои действия, если акт насилия может повториться снова.

Расскажите о предполагаемом насилии, тем, кому вы доверяете (друзьям, родственникам и т.д.)

Договоритесь со своими соседями, чтобы они вызвали милицию, если услышат шум и крики из вашей квартиры.

Спрячьте запасные ключи от дома (машины), деньги, документы, одежду, лекарства, так, чтобы взяв их, вы могли быстро покинуть дом в случае опасности.

Заранее узнайте телефоны служб, где вам смогут оказать помощь.

Заранее договоритесь с друзьями, родственниками о возможности предоставления вам временного убежища в случае опасности.

Если ситуация критическая, покидайте дом незамедлительно, даже если вам не удалось взять необходимые вещи.

^ Рекомендации тем, кому не удалось избежать насилия:

Постарайтесь успокоиться и принять ситуацию, попросите близких вам лиц или компетентных специалистов о помощи и поддержке.

По истечении длительного времени жертва насилия начинает сомневаться действительно ли было так опасно, было ли насилие? Необходимо осознавать всю реальность происходящего.

Прекратите молчать. Рассказ о произошедшем другому человеку – важный шаг к исцелению, который помогает избавиться от чувства стыда.

Роль жертвы часто сопровождается чувством стыда. Отнесите свой стыд на долю того, кто совершил насилие.

Верьте в себя. Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу, научитесь доверять своим чувствам и опыту, на это строится самоуважение.

Позвольте себе чувствовать гнев по отношению к своему обидчику. Правильно направленный гнев дает много силы и открывает дорогу к новой жизни без насилия.

Со временем чувства придут в порядок, мысли о насилии станут отнимать все меньше и меньше времени. Идите по жизни дальше, не застревая на прошлом.

^ Домашнее насили� � – это реальная угроза как вашей жизни, так и жизни ваших близких. Одно насилие порождает другое насилие. Чтобы не стать жертвой этого замкнутого круга, подумайте о своей безопасности! Если случаи насилия уже были в вашей семье - не молчите, обращайтесь за помощью! Домашнее насилие - это не просто семейный конфликт, это преступление!

С целью привлечения внимания широких слоев населения к проблемам бытового насилия, разъяснения гражданам необходимости содействия государственным органам в минимизации последствий правонарушений с 1 по 30 апреля 2012 года . совершаемых на этой почве, проводится республиканская профилактическая акция «Дом без насилия».


^ Если вы стали жертвой или свидетелем насилия в семье, не ждите трагедии! Действуйте сейчас - обратитесь за помощью!


^ Телефон экстренного вызова милиции

Психологическая помощь детям, пострадавшим от насилия в семье. Создание первого контакта

Социально-психологическая помощь детям, пострадавшим от различных видов семейного насилия, включает работу с травматическим опытом ребенка, оценку семейных факторов риска, решение вопросов безопасности и конфиденциальности, координирование действий между различными специалистами и службами, призванными помочь ребенку и/или его семье. При оказании помощи важно опираться на следующие принципы.

Фокусировка на травме:
  • Помощь ребенку должна фокусироваться на пережитой травме. Отложить проработку травмы на более отдаленный срок - это один из самых неэффективных вариантов реабилитации. Травма не пройдет сама по себе.
  • Опыт каждого ребенка уникален, несмотря на травму, которую он пережил. Только сам ребенок может сказать или обнаружить, каково значение этого опыта для него самого.
  • Оценка уровня факторов риска:
  • Необходимо определить уровень дисфункции семьи и доступность или недоступность для ребенка защиты со стороны ненасильственного взрослого.
  • Характер помощи должен быть сфокусирован на снижении риска насилия со стороны членов семьи и на тех личностных особенностях ребенка, которые делают его особенно уязвимым.
  • Дисфункциональная семья может снижать эффективность терапевтической помощи ребенку.
  • Отношения ребенка с обидчиком:
  • Ребенку необходимо знать, что все чувства, которые он испытывает по отношению к взрослому, проявлявшему насилие, приемлемы для специалиста.
  • Если внимание ребенка фиксируется только на одном из чувств, важно постепенно направлять ребенка к другим возможным эмоциональным реакциям.
  • Основная цель помощи ребенку, пострадавшему от насилия в семье, заключается в уменьшении и преодолении последствий травматических переживаний. Известно, что сама травма никогда не является единственной составляющей постстрессового расстройства. Ее доля составляет примерно 50 %, остальные 50 % определяются жизнью ребенка после травмы и, прежде всего, эффективностью оказываемой ему помощи.

    При организации первой встречи специалиста с пострадавшим ребенком необходимо следовать некоторым ключевым рекомендациям:

    1. Установите контакт с ребенком.

    На первом этапе консультирования пострадавших детей чрезвычайно важно для психолога установить контакт с ребенком, причем акцент необходимо сделать на искренне заботливом и поддерживающем отношении к нему. При взаимодействии с ребенком нужно помнить, что уровень его доверия к взрослым может быть очень низким, эмоциональное состояние – угнетенным, поведенческие реакции – носить защитный характер [1].

    Помещение, в котором психолог встречается с ребенком, должно быть удобным, оно не должно восприниматься как официальное. Важно, чтобы при контакте с ребенком в комнату не входили посторонние, не звонил телефон. Желательность или нежелательность присутствия родителей зависит от того, является ли этот родитель поддерживающим для ребенка и насколько ребенок ему доверяет. В целом присутствие родителей не желательно, так как они могут влиять на реакции ребенка.

    Дети, пережившие насилие, имеют, как правило, достаточно низкую мотивацию на встречу и работу со специалистом, так как это влечет за собой возврат в травматическую ситуацию. Поэтому для установления контакта с ребенком и для возникновения у него ощущения доверия и безопасности важно грамотно построить начало разговора – познакомиться, немного рассказать о себе и о том, в чем заключается ваша работа как специалиста. Можно предложить ребенку свободно передвигаться по комнате, рассмотреть оборудование или игрушки. При установлении контакта рекомендуется задавать вопросы, большей частью открытые, на нейтральные темы, не связанные с травматической ситуацией:
  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • Ходишь ли ты в школу или в детский сад?
  • Что тебе там нравится или не нравится?
  • Есть ли у тебя друзья?
  • Чем ты любишь заниматься?
  • Расскажи о своей семье?
  • Что делает тебя счастливым? От чего ты грустишь?
  • Чем меньше возраст ребенка, тем менее эффективна будет чисто вопросно-ответная форма беседы. Детям дошкольного и младшего школьного возраста для снижения напряжения можно предложить “нарисовать, что захочешь”, задать вопросы по рисунку или по тесту М. Люшера.

    2. Сфокусируйтесь на теме насилия.

    Если достигнута безопасная атмосфера и ребенок знает, по какому поводу его привели, необходимо постепенно переходить к вопросам, связанным с перенесенным насилием: “Расскажи, пожалуйста, что с тобой произошло?”. При планировании беседы важно учитывать степень готовности ребенка к такому разговору. Бывает, что во время первой беседы ребенок не чувствует себя готовым говорить о насилии, особенно это касается случаев сексуального злоупотребления, когда пострадавшему очень трудно раскрыть свой “секрет”. Если специалисту известно о факте насилия, то во время 2/3 встречи можно сказать ребенку, что бывают хорошие секреты (например, заранее приготовленный подарок) и секреты плохие (обида, о которой можно рассказать тому взрослому, которому доверяешь, чтобы он смог тебе помочь) [2].

    К основным мотивам отказа детей от разговора о случаях насилия относят следующие: недоверие к взрослым, ожидание новых неприятностей с их стороны, чувство стыда, опасение, что окружающие станут хуже к ним относиться, боязнь или Привязанность к обидчику, опасение огорчить родителей и т. д.

    Когда ребенок или подросток сообщает о факте насилия, важно контролировать собственные эмоции. Рассказ ребенка о трагическом событии может вызвать гамму наших собственных чувств (от шока и отрицания до гнева и отвращения), это тяжелое испытание. Профессиональное владение ситуацией требует от специалиста внешнего спокойствия и готовности к продолжению диалога. Оставайтесь спокойными и открытыми разговору, не переносите свои эмоции на ребенка. Помните, что ребенок может быть привязан к обидчику и испытывает противоположные чувства. Ему важно ощущать, что все чувства, которые у него есть по отношению к обидчику, приемлемы для психолога.

    Когда ребенок сообщает о факте насилия, особенно сексуального, неэффективно и даже вредно:
  • спрашивать, не спровоцировал ли он чем-либо действия обидчика
  • задавать вопросы, усиливающие чувство вины
  • спрашивать, почему ребенок не оказал достаточного сопротивления или не звал на помощь
  • говорить о том, что бы вы сделали в подобной ситуации
  • давать советы и навязывать собственные решения
  • говорить “успокойся, не переживай. ”, то есть отрицать чувства ребенка
  • быть холодным и отстраненным, не проявлять эмпатии
  • говорить “я тебя понимаю. ”
  • слишком глубоко эмоционально включаться в ситуацию, что затрудняет или делает невозможным оказание помощи.
  • Важно собрать ту информацию о насилии, которая имеет отношение к оценке психологического состояния ребенка и выработке стратегий помощи (вид насилия, его тяжесть и длительность, характер взаимоотношений ребенка и обидчика, чувства ребенка и пр.).

    3. Учитывайте уровень личностного развития ребенка.

    Говорите понятным для ребенка языком, отвечайте на его вопросы честно и просто. При построении консультативной работы с детьми младшего возраста:
  • используйте короткие вопросы и предложения, не превышающие 5 слов
  • избегайте специальных терминов, вопросов с двойным отрицанием, абстрактных понятий
  • используйте те же слова для названия интимных частей тела, какие использовал и ребенок
  • старайтесь реже использовать местоимения (он, они), употребляйте имена собственные
  • перефразируйте вопрос, если ребенок его не понимает:
  • после полученного ответа постарайтесь обобщить, что сказал ребенок, таким образом, вы побуждаете его к лучшему пониманию себя и ситуации.
  • 4. Используйте приемы активного слушания.

    Важно активно слушать, используя все приемы активного слушания (см. Приложение 1), а не добиваться подробностей и не проводить расследование, так как это в компетенции правоохранительных органов. Неприемлемо оказывать на ребенка давление, заставлять демонстрировать травмы, ушибы. Уважайте право ребенка говорить столько, сколько он считает нужным. Специалисту важно выяснить, если речь не идет о спец. экспертизе, не столько то, что именно сказал ребенок или сделал, а то, что он чувствовал.

    5. Осторожно применяйте физический контакт.

    Физический контакт с ребенком - дотрагивание до коленки, плеча, объятия, могут напоминать ему о перенесенной травме. Известно, что дружеское прикосновение может быть формой поддержки и заботы, но ребенок, в особенности перенесший сексуальную травму, неадекватно реагирует на физический контакт, цепенея и как бы прислушиваясь к собственным ощущениям.

    6. Окажите ребенку поддержку.

    Поддержите ребенка, сообщите ему, что требуется мужество и смелость, чтобы говорить о своих переживаниях, и вы цените то, что он вам доверился. Важно поддерживать представление ребенка о его личностной ценности, а также помочь преодолеть чувство изоляции и обособленности. У детей, переживших опыт насилия, в особенности сексуального, возникает чувство непохожести на своих сверстников, с которыми таких вещей “никогда не происходило”. Скажите ребенку, что он не один оказался в такой ситуации, что такое случается, к сожалению, и с другими детьми.

    7. Оцените степень безопасности ребенка:
  • убедитесь, что ребенок понимает, как опасно вмешиваться в насильственные отношения и драки взрослых
  • выясните, есть ли рядом с ребенком взрослые, которым он доверяет, и которые не допустят повторения насильственных действий
  • есть ли безопасное место, куда может отправиться ребенок
  • есть ли у вас как у специалиста возможность контакта с ненасильственным взрослым, помогающим ребенку.
  • 8. Объясните ребенку дальнейшее развитие событий.

    Консультируя ребенка, пострадавшего от насилия, важно не давать обещаний, в которых специалист не уверен: “Твоя мама обязательно поможет тебе”, “Того, кто тебя обидел, обязательно накажут”. Мы также не имеем права давать ребенку обещание полной конфиденциальности и считать его согласие или несогласие определяющим при планировании дальнейших действий. Ребенка нельзя заставлять брать на себя ответственность за возможность выхода из ситуации насилия.

    Завершая беседу с ребенком, информируйте его о том, как могут развиваться дальнейшие события, например: “Я собираюсь поговорить с твоей мамой о том, что произошло, чтобы найти пути, как можно тебя защитить”.

    Следует отметить, что данная схема имеет относительный характер: в процессе интервью консультант должен следовать за ребенком и поддерживать темы, к разговору на которые ребенок готов. Важно придерживаться тактики “мягкого ведения”, максимально заботясь о безопасности ребенка. Первичный контакт с ребенком, построенный на мягком взаимодействии с ним, должен помочь специалисту ответить на следующие вопросы [3]:
  • Какие психотравмирующие события пережил ребенок?
  • На каком уровне возрастного и личностного развития находится ребенок, и каковы его ресурсы?
  • Какие отрицательные психологические симптомы присущи поведению ребенка и насколько они опасны в дальнейшем?
  • Какого типа терапия целесообразна в данном конкретном случае?
  • Есть ли у членов семьи мотивация и ресурсы к участию в процессе реабилитации?
  • Как подключить контактную сеть (детский сад, школу, родственников и др.) для участия в реабилитационной работе?
  • В случае сексуального насилия круг необходимой информации должен быть расширен:
  • В каком возрасте и когда имело место сексуальное насилие?
  • Кто осуществлял сексуальное насилие и кто, возможно, знал о нем?
  • Характер злоупотребления: например, степень принуждения и применения силы, чувства, которые испытывал ребенок?
  • Какое объяснение произошедшего дал ребенок самому себе, на кого он возлагает ответственность и вину?
  • Самое главное, в ходе первой встречи важно донести до ребенка, что насилие над детьми не является нормой. Важно дать понять следующее:
  • Я тебе верю
  • Я сожалею, что с тобой это случилось
  • В этом нет твоей вины
  • Хорошо, что ты об этом рассказал.
  • Список литературы.
    1. Зиновьева, Н.О. Михайлова, Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. – СПб. 2003. – с. 98.
    2. Сафронова, Т.Я. Цымбал, Е.И. Жестокое обращение с детьми. – М. 2001.
    3. Журавлева, Т.М. Помощь детям – жертвам насилия. – 2006. – c. 46.

    Формы и методы работы с детьми, пережившими насилие

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

    Формы насилия, причиняемые детям. Взрослые, ставшие жертвами насилия в детском возрасте. Насилие со стороны родителей. Основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

    реферат [26,5 K], добавлен 26.11.2010

    Исторические аспекты проблемы насилия и жестокого обращения. Основы современных научных представлений о проблеме насилия над детьми. Физическое, эмоциональное и вербальное, психическое и сексуальное насилие. Причины и источники насилия над детьми.

    реферат [20,9 K], добавлен 17.12.2011

    Понятие насилия в семье. Категория детей, переживших насилие. Причины жестокого обращения с детьми. Психодраматические методы социально-педагогической помощи жертвам семейного насилия. "Карта наблюдений" Д. Стотта для диагностики дезадаптации ребенка.

    курсовая работа [47,3 K], добавлен 23.02.2010

    Основные подходы к изучению понятия "психологическое насилие". Определения видов насилия и их классификация. Психологическое насилие в детско-родительских отношениях в межличностном взаимодействии. Психологическое насилие в межгрупповом взаимодействии.

    реферат [29,0 K], добавлен 26.05.2012

    Основные психотравмирующие события. Психологическая характеристика детей, переживших психологическую травму. Диагностика и оценка риска жестокого обращения с ребенком. Технология работы с детьми, пострадавшими от насилия. Практикум по песочной терапии.

    презентация [105,0 K], добавлен 11.06.2014

    Насилие в семье, как фактор семейного нарушения. Формы и причины жестокого обращения в семье: физического, сексуального, психологического и (эмоционального). Практическое исследование психологических особенностей женщин, подвергшихся семейному насилию.

    курсовая работа [62,0 K], добавлен 04.07.2012

    Насилие в семье, специфические особенности, виды и значения. Влияние социальных норм и общественных ценностей на семейное насилие и распределение власти. Сексуальные оскорбления в семье, их виды. Своеобразие насилия в алкогольной семье.

    реферат [40,9 K], добавлен 14.01.2004

    Основные потребности ребенка. Требования и запреты как методы воспитания. Психологические причины и последствия эмоционального, психологического, физического и сексуального насилия над детьми. Государственная социальная защита прав ребенка как личности.

    реферат [55,9 K], добавлен 26.06.2014

    Параметры, по которым классифицируется насилие, наиболее вероятные его жертвы. Проблема сексуального насилия детей в современном обществе. Реакция на психологическую травму в разные периоды жизни ребенка. Особенности проявления симптомов ПТСР у детей.

    реферат [16,3 K], добавлен 24.01.2011

    Статистика детей, подвергшихся домашнему насилию. Проектирование группы "Радужный мир" для психологической помощи жертвам насилия. Методика и формы коррекционной работы с детьми. Ресурсное, кадровое и правовое обеспечение проекта. Препятствия и риски.

    практическая работа [130,8 K], добавлен 20.12.2013

    Источники:
    www.bestreferat.ru, rud.exdat.com, festival.1september.ru, otherreferats.allbest.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное