Сестринская помощь детям при гбн

Сестринский процесс при болезнях новорождённых: асфиксии, гемолитической болезни новорожденных

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Сущность и основные причины возникновения асфиксии у новорожденных, отличительные признаки данной патологии и оценка ее распространенности. Особенности и требования ухода за новорожденным при асфиксии, а также принципы и подходы к ее профилактике.

контрольная работа [95,7 K], добавлен 04.04.2016

Этиология гемолитической болезни плода и новорождённого – патологического состояния, обусловленного иммунологическим конфликтом вследствие несовместимости плода и беременной по эритроцитарным антигенам. Клинические аспекты болезни, течение и прогноз.

реферат [63,4 K], добавлен 16.10.2014

Иммунологический конфликт крови матери и плода в основе возникновения гемолитической болезни новорожденного (ГБН). Основные факторы, способствующие развитию заболевания, ее клинико-морфологические формы. Характеристика осложнений и последствий ГБН.

презентация [2,1 M], добавлен 16.05.2016

Факторы риска развития первичной и вторичной асфиксии. Клиническая картина и степени асфиксии. Признаки живорождения. Обзор этапов оказания реанимационной помощи новорожденному в родильном зале. Особенности ухода за новорожденными, перенесшими асфиксию.

презентация [2,0 M], добавлен 18.06.2014

Этиология и патогенез гемолитической болезни новорожденных детей. Микрометод определения билирубина в капиллярной крови больного ребенка. Установление почасового прироста БР. Реакция Кумбса. Диагностика, методы исследования и лечение заболевания.

дипломная работа [259,4 K], добавлен 30.01.2014

Несовместимость крови матери и плода как наличие в крови матери антител, направленных против эритроцитарного антигена или несовместимость групп крови по системе АВО матери и ребенка. Основные повреждающие факторы при гемолитической болезни новорожденных.

презентация [846,5 K], добавлен 26.11.2014

Неврологическая патология: этиология, предрасполагающие факторы, клиническая картина. Последствия гипоксии плода и новорожденного. Оценка врожденных рефлексов.

Определяющие критерии асфиксии. Анализ историй болезни пациентов с патологией новорожденных.

курсовая работа [210,4 K], добавлен 14.05.2014

Патологические изменения, возникающие в организме плода. Токсическое действие непрямого билирубина. Особенности лечения после рождения. Осложнения заменных перливаний крови. Профилактика гемолитической болезни новорожденных. Побочные эффекты фототерапии.

реферат [23,2 K], добавлен 25.05.2015

Определение факторов риска гипоксии и асфиксии у детей с диагнозом селективным некрозом мозга. Последствия нарушения витальных функций организма вследствие гипоксии головного мозга новорожденных, развившегося на фоне церебральной ишемии и родовой травмы.

статья [14,0 K], добавлен 03.03.2015

Определение понятий "патологический процесс" и "болезнь", их взаимосвязь. Этиология онкологических заболеваний. Классификация канцерогенных агентов. Причины, механизм развития, характеристика нарушений обмена желчных пигментов при гемолитической желтухе.

контрольная работа [34,7 K], добавлен 13.02.2014

Размещено на http://www.allbest.ru/

Сестринский процесс при болезнях новорождённых:

асфиксии, гемолитической болезни новорожденных

1. Критерии оценки состояния при рождении

2. Причины, факторы риска, клинические проявления, особенности ухода и профилактики при заболеваниях у новорожденных

3. Лечение заболеваний у новорожденных

Причины, факторы риска, клинические проявления, особенности ухода и профилактики при заболеваниях у новорожденных:

- гемолитическая болезнь новорожденных

Это синдром, характеризующийся отсутствием дыхания или нерегулярными дыхательными движениями при наличии сердечной деятельности.

Асфиксия может быть: первичной (врождённой), вторичной (возникающей в первые часы жизни).

К факторам риска развития асфиксии относят:

1) в антенатальном периоде - длительные гестозы беременных, многоводие, кровотечения, тяжёлые соматические заболевания матери, задержку в/у развития плода

2) в интранатальном периоде - аномальные предлежания плода, преждевременную отслойку плaценты, преждевременные роды, затяжные роды, выпадение и обвитие пуповины, несоответствие головки плода размерам малого таза матери болезни сердца, лёгких и мозга у плода.

Вторичная асфиксия может развиться вследствие аспирации, родовой травмы головного и спинного мозга, пневмопатий, врождённых пороков сердца, лёгких и мозга.

Клиника. Ведущими симптомами являются нарушение дыхания, приводящее к изменению сердечной деятельности, поражению головного мозга. Оценку степени тяжести первичной асфиксии проводят по шкале Апгар в конце 1 и 5 минут жизни:

1. ЧСС (отсутствует - Об. менее 100 в мин.- 1б. 100 и более - 26.)

2. Дыхание (отсутствует - Об. брадипное и нерегулярное - 1б. регулярное и громкий крик - 26.)

3. Тонус мышц (конечности свисают - Об. частичное сгибание конечностей - 1б. активные движения - 2б.)

4. Рефлекторная возбудимость - реакция на введение носового катетера (отсутствует - Об. гримаса - 1б. кашель, чихание - 2б.)

5. Окраска кожи (генерализованная бледность или цианоз - Об. акроцианоз - 1б. розовая - 2б.)

Различают по классификации ВОЗ две степени асфиксии:

· умеренная асфиксия - по шкале Апгар суммарно 5-6б. характеризуется не резко выраженным цианозом кожных покровов, замедлением ЧСС, редким поверхностным дыханием, удовлетворительным мышечным тонусом, сохранённой реакцией на носовой катетер.

· тяжёлая асфиксия - по шкале Апгар 1-4б. состояние глубокого торможения, кожа бледная, дыхание отсутствует, брадикардия (менее 80 в мин.), тонус мышц и рефлексы резко снижены или отсутствуют.

Лечение. При рождении ребёнка в асфиксии немедленно проводятся реанимационные мероприятия для восстановления дыхания, кровообращения и коррекции кислотно-основного состояния:

1) Поместить ребенка под источник лучистого тепла, быстро отсосать слизь из ВДП с

помощью резинового баллона или электроотсоса и провести оксигенацию с

помощью кислородной маски или дыхательного мешка 100% концентрацией

кислорода с частотой 40 в мин. в тяжёлых случаях - интубация трахеи и ИВЛ.

2) При брадикардии начинают непpямой массаж сердца с частотой 120 в мин.

При неэффективности массажа на фоне ИВЛ - введение 0,01% р-ра адреналина

эндотрахеально или в вену пуповины (0,1-0,3 мл/кг.).

3) При тяжёлой асфиксии - при сохранении брадикардии - в вену пуповины вводят

4% р-р бикарбоната натрия (2-3 мл/кг.).

Реанимационные мероприятия пpекращают, если в течение 20 мин. после рождения и начала реанимации отсутствует сердцебиение.

Осложнения, возможные после асфиксии:

Нарушения физического и психического развития.

Гемолитическая болезнь новорожденных

Гемолитическая болезнь новорожденного ( ГБН) - заболевание, в основе которого лежит разрушение эритроцитов вследствие иммунологического конфликта крови матери и плода.

Этиология. Резус-конфликт возникает при беременности резус-отрицательной женщины резус-положительным плодом. АВО иммуноконфликт наблюдается при О (1) группе крови у матери и А (П) или В (Ш) у плода.

Клиническая картина. Различают три формы гемолитической болезни новорожденных: отечную, желтушную, анемическую.

Отечная (2% случаев) наиболее тяжелая и характеризуется общим отеком при рождении, накоплением жидкости в полостях (плевральной, сердечной сумке, брюшной полости), резкой бледностью с желтизной, увеличением печени, селезенки. В анализах крови резкая анемия (малокровие). Сочетание резкой анемии и низкого уровня белка в крови ребенка способствует развитию сердечной недостаточности, которая может привести к летальному исходу (внутриутробно или сразу после рождения).

Желтушная форма - самая частая клиническая форма (88% случаев). Ребенок обычно рождается в срок, с нормальной массой тела, без видимых изменений цвета кожи. Уже на 1-2-е сутки жизни появляется желтуха, которая быстро нарастает. Происходит увеличение печени и селезенки. Дети вялые, адинамичные, плохо сосут. Рефлексы снижены. Выражена анемия (уровень гемоглобина ниже 160 г/л), резко увеличивается содержание непрямого билирубина в крови (300 мкмоль/л и более, при норме 10-51 мкмоль/л). Моча темная, кал обычной окраски. Билирубиновая интоксикация характеризуется вялостью, срыгиваниями, рвотой, патологическим зеванием, снижением мышечного тонуса. Так как непрямой билирубин является нейротоксичным ядом, легко проникающим через гематоэнцефалический барьер, могут появиться признаки билирубиновой интоксикации мозга - “ядерной желтухи Анемическая форма - наиболее доброкачественная, (10% случаев) и проявляется бледностью, плохим аппетитом, вялостью, увеличением печени и селезенки, анемией, умеренным повышением билирубина.

новорожденный заболевание асфиксия гемолитический

Лечение заболеваний у новорожденных

Лечение гемолитической болезни новорожденных комплексное и направлено, прежде всего, на быстрейшее удаление из организма новорожденного токсических продуктов распада эритроцитов (гемолиза), билирубина и антител, чтобы не продолжался процесс гемолиза после рождения.

Внутривенно вводятся дезинтоксикационные растворы, витамины, глюкоза.

Назначают фенобарбитал, который способствует связыванию и выведению билирубина, энтеросорбенты (карболен, холестирамин).

Проводят фототерапию лампами синего или голубого цвета.

Ребенку необходимо обильное питье, введение витаминов группы В.

При неэффективности дезинтоксикационной терапии и при очень быстром нарастании содержания билирубина в крови, при выраженном снижении уровня гемоглобина решают вопрос о проведении заменного переливания крови. Операцию ЗПК проводят в операционной, в условиях строгой асептики через вену пуповины, используя резус-отрицательную кровь той же группы, что и кровь ребенка (врачебная процедура).

Вскармливание проводят донорским грудным молоком. Прикладывать детей к груди разрешается только после 3-5-го дня жизни, так как физическая нагрузка может усилить гемолиз эритроцитов. Наличие антител в молоке не является противопоказанием к грудному вскармливанию, поскольку в желудочно-кишечном тракте антитела разрушаются.

Профилактика. Включает определение у всех беременных группы крови и резус-фактора. Женщин с резус-отрицательной кровью ставят на учет в женской консультации. При этом выясняют, не производилось ли им ранее переливание крови, не рождались ли дети с данным заболеванием, выявляют случаи мертворождения и аборты. Если при первой беременности сделан аборт или же произошел самопроизвольный выкидыш, не позднее двух-трех суток необходимо сделать инъекцию антирезусного иммуноглобулина.

Размещено на Allbest.ru

Сестринский процесс при ГБН

· Каждая девочка потенциально должна рассматриваться как будущая мать, поэтому чтобы избежать предшествующей сенсибилизации, играющей большую роль в возникновении ГБН, рекомендуется проводить гемотрансфузии только по жизненным показаниям.

· Необходимо постоянно проводить разъяснительную работу с женщинами о вреде аборта (особенно при первой беременности).

· Родильницам, имеющим резус-отрицательную принадлежность крови, в первый день после родов или аборта следует вводить антирезус-иммуноглобулин.

· Беременным женщинам с высоким титром резус-антител на 16-32 неделе необходимо 2-3-хкратно провести плазмоферез.

· Родоразрешение беременных женщин с высоким титром резус-антител необходимо проводить на 38-39 неделе беременности (путем кесарева сечения).

Возможные проблемы пациента:

  • Расстройство дыхания.
  • Нарушение сердечной деятельности.
  • Геморрагический синдром.
  • Отек тканей, скопление жидкости в полостях.
  • Нарушение процессов терморегуляции.
  • Психо-вегетативные расстройства, отставание в психомоторном развитии, поражение ЦНС.
  • Развитие фоновых заболеваний, иммунопатологических реакций, хронических заболеваний гепатобилиарной системы и т.д.
  • Угроза для жизни.
  • Возможные проблемы родителей:

  • Тревога за ребенка.
  • Трудность осознания и адекватной оценки случившегося.
  • Неуверенность в благополучном исходе.
  • Чувство вины перед ребенком.
  • Преждевременное горевание.
  • Высокий риск развития ситуационного кризиса в семье.
    1. Помочь родителям восполнить дефицит знаний о причинах развития заболевания, особенностях течения и лечения, возможном прогнозе.
    2. Поддержать родителей на всех стадиях развития заболевания.
    3. Обеспечить ребенку комфортные условия в палате (по возможности, в стерильном боксе), создать возвышенное положение в кроватке, бережно выполнять все манипуляции, как можно меньше тревожить его, обращаться с большой осторожностью.
    4. Поддерживать оптимальный температурный режим в палате, соблюдать асептику и антисептику при уходе (профилактика внутрибольничной инфекции).
    5. Взаимодействовать в бригаде, помогать врачу при проведении процедуры заменного переливания крови.
    6. Осуществлять мониторинг ребенка и медицинское документирование сестринского процесса: контроль состояния, характер дыхания, ЧДД, ЧСС, АД, изменение окраски кожных покровов, наличие высыпаний, судорог, срыгивания, рвоты, изменение цвета мочи, характер стула.
    7. Регулярно проводить забор материала для лабораторных скрининг программ с целью контроля показателей (уровня гемоглобина, непрямого билирубина).
    8. Учитывать объем и состав получаемой жидкости (питание, инфузионная терапия).
    9. Проводить по назначению врача фототерапию. Своевременно выявлять осложнения фототерапии (повышение Т о тела, диарея, аллергическая сыпь, синдром «бронзового» ребенка) и сообщать врачу.
    10. Обеспечить ребенка полноценным питанием в соответствии с его состоянием, желтухой, уровнем билирубина в крови. Ритм кормлений и паузы между ними должны чередоваться со временем проведения фототерапии.
    11. Обучить родителей особенностям ухода за ребенком в домашних условиях. Уделить внимание рациональному и сбалансированному питанию кормящей матери, убедить ее, как можно дольше сохранить грудное вскармливание. Проконсультировать по вопросам рационального вскармливания ребенка и подбору продуктов, богатых железом, белком, витаминами, микроэлементами (в первом полугодии – тертое яблоко, овощное пюре, яичный желток, овсяная и гречневая каши, во втором полугодии – мясное суфле, пюре из печени, свекла, кабачки, зеленый горошек, капуста, гранатовый и лимонный соки). Ограничить в рационе кормящей матери и ребенка облигатные аллергены для профилактики пищевой аллергии, диатезов и анемии.
    12. Научить родителей удовлетворять физические, эмоциональные, психологические потребности ребенка. Помочь им правильно оценивать возможности ребенка, контролировать уровень интеллектуального развития, подбирать игрушки по возрасту, поощрять игровую деятельность.
    13. Рекомендовать регулярно проводить курсы массажа, лечебной физкультуры, закаливающие процедуры, ежедневно проводить гигиенические или лечебные ванны (чередовать).
    14. Рекомендовать родителям регулярное динамическое наблюдение за ребенком врачом-педиатром, невропатологом, психоневрологом и другими специалистами по показаниям, т.к. реабилитация после перенесенной ГБН должна быть длительной.
    1. Что лежит в основе механизма патологического процесса развития фенилкетонурии?
    2. Каковы клинические проявления фенилкетонурии?
    3. Каковы основные принципы диетотерапии при фенилкетонурии?
    4. Какие методы диагностики применяются для раннего выявления фенилкетонурии?
    5. Что лежит в основе механизма патологического процесса при муковисцидозе?
    6. Каковы клинические проявления муковисцидоза?
    7. Какие методы диагностики применяются для раннего выявления муковисцидоза у новорожденных детей?
    8. Каковы основные принципы медикаментозного лечения муковисцидоза?
    9. Что такое гемолитическая болезнь новорожденного?
    10. Какие причины и факторы риска развития ГБН?
    11. Какие клинические признаки анемической формы заболевания?
    12. Какие клинические признаки желтушной формы заболевания?
    13. Какие клинические признаки отечной формы заболевания?
    14. Какие основные принципы лечения ГБН?
    15. Каков прогноз при ГБН в зависимости от формы заболевания?
    16. Можно ли прогнозировать развитие ГБН у новорожденного ребенка?

    · Учебник Ежовой Н.В. стр. 177-182.

    · Учебник Святкиной К.А. стр. 73-75, 83-85.

    · Учебное пособие Севостьяновой Н.Г. стр.227-237,265-272.

    · Учебное пособие Тульчинской В.Д. стр. 23-27.

    Опорный конспект лекции по теме:

    Сестринский процесс при гемолитической болезни новорожденных

    3. Тема занятия: Сестринский процесс при гемолитической болезни новорожденных

    Продолжительность занятия 4 академических часа (180 мин.)

    Цель обучения: Научить студентов выявлять нарушенные потребности и составлять план сестринских вмешательств при ГБН новорожденных.

    Мотивация учебной деятельности - 5 мин.

    Устный, тестовый опрос, решение клинических задач по теме занятия - 50 мин.

    Самостоятельная работа студентов по выполнению практической части занятия - 70 мин.

    Подведение итогов занятия - 5 мин.

    Инструктаж по подготовке студентов к следующему занятию - 5 мин.

    Медицинское оснащение для отработки манипуляций.

    Контрольные вопросы:

    1. Дайте определение Г.Б.Н.

    2. Назовите причину и факторы риска Г.Б.Н.

    3. Расскажите классификацию по клиническим формам.

    4. Опишите анемическую форму Г.Б.Н.

    5. Опишите желтушную форму Г.Б.Н.

    6. Почему развивается и чем опасна ядерная желтуха?

    7. Опишите отечную форму Г.Б.Н.

    8. Перечислите нарушенные потребности.

    9. Перечислите возможные сестринские вмешательства.
      10.Назовите принципы лечения и профилактики.
      Клинические задачи:

    Задача 1.

    Вы мед. сестра отделения патологии новорожденных. На посту находится ребенок 5 дней с гемолитической болезнью новорожденных с желтушной формой .

    Задание: составить план ухода, обосновать действия.

    Тестовые задания для контроля знаний.

    Задание: Выбрать один правильный ответ

    1. "Ядерная" желтуха характеризуется поражением

    б) легких
    в)ЦНС
    г) почек

    2. К возникновению ГБН приводит:

    а) внутриутробное инфицирование

    б) не совместимость крови матери и плода

    г) нарушение белкового обмена.

    а) гемолиз эритроцитов плода и новорожденного

    в) внутриутробное инфицирование

    4. Желтуха при ГБН развивается:

    а) сразу после рождения

    б) на 3 день жизни

    в) на 7 день жизни

    г) через 10 дней.

    5. При ГБН токсическое действие на организм оказывает:

    г) непрямой билирубин.

    б) заменное переливание крови

    в) противосудорожная терапия

    г) нормализация обменных процессов.

    Отработка манипуляций по уходу за детьми.

    Кормление через зонд и из бутылочки.

    Студент должен знать:

    1. АФО новорожденных.

    2. Факторы риска и причины заболевания.

    3. Ранние признаки, проблемы, современные методы диагностики. профилактику осложнений,

    4. принципы лечения, особенности наблюдения и ухода.

    5. Требования санитарно-противоэпидемического режима в отделении патологии новорожденных.

    Студент должен уметь:

    Определять нарушенные потребности.

    Выполнять и документировать этапы сестринского процесса при уходе за больным новорожденным.

    Выполнять манипуляции по уходу.

    Задание на дом на следующее занятие: Тема: " Сестринский процесс при неинфекционных и инфекционных гнойно-септических заболеваниях кожи и пупка, сепсисе новорожденных ".

    Рекомендуемая литература.

    1. Сестринское дело в педиатрии. Тульчинская В.Д.- 16-е, стер. - Ростов н/Д. Феникс, 2012 Стр. 45-46

    2. Сестринское дело в педиатрии: практикум. Соколова Н.Г. 9-е, - Ростов н/Д. Феникс,2012 Стр. 55,70, 74

    3. Педиатрия. Ежова Н.В.,Ежов Г.И. - Минск: Вышэйшая школа, 2002 400с. Доп.

    4. Педиатрия. Практикум. Ежова Н.В. Ежов Г.И. –Мн.:Выш.шк.,2004 – 399с.

    База данных защищена авторским правом zodorov.ru 2016
    обратиться к администрации

    Источники:
    knowledge.allbest.ru, studopedia.ru, zodorov.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное