Клинико психологическая характеристика детей с зпр

Вопрос 20. Клинико-психологическая характеристика детей с зпр

В результате изучения психических процессов у детей с ЗПР выявлен ряд специфических особенностей в их познавательной, эмоционально-волевой деятельности, поведении и личности в целом, характерные для большинства детей этой категории.

Многочисленными исследованиями установлены следующие основные черты детей с ЗПР: повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность незрелость эмоций, воли, поведения ограниченный запас общих сведений и представлений бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности игровая деятельность сформирована также не полностью. Восприятие характеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживаются трудности словесно-логических операций. У детей с ЗПР страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Им необходим более длительный период для приема и переработки информации.

Рассмотрим подробнее характеристику детей с ЗПР каждого варианта.

Гармонический и психофизический инфантилизм представляет собой запаздывание темпа физического и психического развития личности, выражающееся в незрелости эмоционально-волевой сферы, влияющей на поведение ребенка и его социальную адаптацию. Дети по росту и физическому развитию отстают от своих сверстников на 1,5–2 года, для них характерны живая мимика, выразительная жестикуляция, быстрые, порывистые движения. На первый план выступают неутомимость в игре и быстрая утомляемость при выполнении практических заданий, требующих удержания сосредоточенного внимания довольно продолжительное время (рисование, счет, чтение, письмо). При полноценном интеллекте отмечаются недостаточно выраженный интерес к занятиям по письму, чтению, счету.

Детям свойственны слабая способность к умственному напряжению, повышенная подражательность, внушаемость. Однако к 6–7 годам ребенок уже достаточно хорошо понимает и регулирует свое поведение в зависимости от необходимости выполнить ту или иную работу.

Дети с инфантильными чертами поведения несамостоятельны и некритичны к своему поведению. На уроках «выключаются» и не выполняют задания. Могут плакать по пустякам, но быстро успокаиваются при переключении внимания на игру или на что-то, доставляющее им удовольствие.

Любят фантазировать, заменяя и вытесняя своими вымыслами неприятные для них жизненные ситуации.

Дисгармонический психический инфантилизм может быть связан с эндокринными заболеваниями. Так, при недостаточной выработке гормона надпочечников и гормонов половых желез в возрасте 12 – 13 лет может быть задержка полового созревания как у мальчиков, так и у девочек. При этом формируются своеобразные особенности психики подростка, характерные для так называемого гипогенитального инфантилизма. Чаще черты незрелости проявляются у мальчиков. Подростки медлительны, быстро устают, работоспособность неровная, выше в первой половине дня. Обнаруживается снижение объема памяти внимание быстро рассеивается, поэтому ученик делает много ошибок.

Интересы у подростков с гипогенитальной формой инфантилизма своеобразны: например, мальчики больше интересуются спокойными занятиями. Двигательные умения и навыки развиты недостаточно, они неуклюжи, медлительны и неповоротливы. Вместе с тем эти дети имеют хорошие интеллектуальные способности, отличаются большой эрудицией, однако они не всегда могут использовать свои знания на занятиях, так как бывают очень рассеяны и невнимательны. Склонны к бесплодным рассуждениям на любые темы. Очень обидчивы, болезненно переживают свои неудачи в учебе и трудности в общении со сверстниками. Лучше себя чувствуют в обществе взрослых, где слывут эрудитами. Признаки гипогенитального инфантилизма проявляются во внешнем облике подростка. Они имеют невысокий рост, полноту, "лунообразное" лицо, тонкий, «писклявый» голос.

К эндокринным формам инфантилизма относится также гипофизарный нанизм (карликовость). У таких детей наблюдается сочетание признаков незрелой детской психики с чертами старообразности, педантизма, склонности к рассуждениям и поучительству. Школьная неуспеваемость нередко является следствием слабости волевого усилия, медлительности, расстройства внимания и логической памяти. Ребенок не может на длительное время сосредоточиться, отвлекается, – это часто приводит к ошибкам в заданиях. Такие дети медленно усваивают новый материал, но, усвоив его, хорошо оперируют правилами, таблицей умножения, в достаточном темпе читают, обладают неплохой механической памятью.

Дети, страдающие гипофизарным нанизмом, проявляют некоторую несамостоятельность, требуют опеки старших. Иногда у них возникают нежелательные реакции, стойкое понижение настроения, нарушение сна, ограничение общения со сверстниками, снижение успеваемости, отказ посещать школу. Если такое состояние не проходит через небольшой промежуток времени, необходимо обратиться к психоневрологу.

Невропатический вариант осложненного инфантилизма характеризуется наличием несамостоятельности, чрезмерной привязанности к матери, трудностью адаптации в воспитательных учреждениях. Такие дети с рождения засыпают с большим трудом, имея беспокойный сон робкие, застенчивые по характеру, они трудно привыкают к детскому коллективу. На занятиях очень плаксивы, не отвечают на вопросы при посторонних. В своих интеллектуальных способностях подчас опережают своих сверстников, однако проявить свои знания не умеют, в ответах чувствуется неуверенность, что ухудшает представление педагога об их истинных знаниях. У таких детей нередко отмечается страх устного ответа. Их работоспособность быстро истощаема. Инфантильность также проявляется в полной практической неприспособленности. Моторика отличается угловатостью и медлительностью.

На фоне указанных черт психики могут возникнуть так называемые школьные неврозы. Ребенок с большим нежеланием посещает школу. Любое соматическое заболевание встречает с радостью, так как появляется возможность остаться дома. Это не лень, а боязнь отрыва от привычной обстановки, матери. Трудность адаптации к школе приводит к снижению успеваемости, усвоения учебного материала, ухудшается память и внимание, ребенок становится вялым и рассеянным.

Психогенно обусловленный инфантилизм может быть связан с неправильными условиями воспитания, например в семьях, где одного ребенка опекают несколько взрослых. Это часто препятствует развитию у ребенка самостоятельности, воли, умения, а затем и желания преодолевать малейшие трудности. При нормальном интеллектуальном развитии такой ребенок учится неровно, так как не приучен трудиться, не умеет самостоятельно выполнять и проверять задания. Адаптация в коллективе этой категории детей затруднена из-за таких черт характера, как эгоизм, противопоставление себя классу, что приводит не только к конфликтным ситуациям, но и к развитию у ребенка невротического состояния.

Особо следует выделить детей с так называемой микросоциальной запущенностью. Эти дети имеют недостаточный уровень развития навыков, умений и знаний на фоне полноценной нервной системы из-за длительного нахождения в условиях дефицита информации не только интеллектуальной, но и эмоциональной. Неблагоприятные условия воспитания (при хроническом алкоголизме родителей, в условиях безнадзорности и т.д.) обусловливают замедленное формирование коммуникативно-познавательной активности детей в раннем возрасте.

Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал, что процесс формирования психики ребенка определяется социальной ситуацией развития, под которой понимаются отношения между ребенком и окружающей его социальной действительностью. В неблагополучных семьях ребенок испытывает дефицит общения. Эта проблема со всей остротой встает в школьном возрасте в связи со школьной адаптацией. При сохранном интеллекте эти дети не могут самостоятельно организовывать свою деятельность: испытывают трудности в планировании и вычленении ее этапов, им недоступна оценка результатов. Отмечается выраженное нарушение внимания, импульсивность, отсутствие заинтересованности в улучшении своих показателей. Особую трудность вызывают задания, которые необходимо выполнить по словесной инструкции. Дети, с одной стороны, испытывают повышенную утомляемость, а с другой – очень раздражительны, склонны к аффективным вспышкам и конфликтам.

У детей с задержкой развития церебрально-органического генеза замедленная смена возрастных фаз психического развития (запаздывание формирования двигательных функций, речи, этапов и уровней деятельности) часто имеет место уже в дошкольном возрасте. К школьному возрасту обычно выявляется уже общая ЗПР, включается как несформированность эмоционально-волевой сферы по типу так называемого органического инфантилизма, так и незрелость познавательной деятельности. При органическом инфантилизме отсутствует живость и яркость эмоций, характерна их недостаточная дифференцированность, слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний. Выраженная внушаемость нередко отражает органический дефект критики. Игровую деятельность характеризует бедность воображения и творчества, преобладание двигательной расторможенности.

Замедление формирования познавательной деятельности при ЗПР церебрально-органического генеза в значительной мере связано с нейродинамическими расстройствами. Сюда в первую очередь относятся церебрастенические явления – повышенная утомляемость, играющая большую роль в нарушениях работоспособности, памяти, внимания, других высших психических функций, замедление темпа интеллектуальной деятельности при быстром нарастании усталости.

При стойких формах ЗПР церебрально-органического генеза, помимо расстройств познавательной деятельности, обусловленных нарушением работоспособности, нередко наблюдается и недостаточная сформированность отдельных корковых или подкорковых функций: слухового, зрительного и тактильного восприятия, пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти.

Различные комбинации недостаточности отдельных корковых и подкорковых функций – причина трудности формирования тех или иных школьных навыков. Нейропсихологические исследования выявили в графических пробах, в том числе в письме, на фоне повышенной истощаемости возникновение тремора. Фиксация внимания на технической стороне действия часто приводила к увеличению ошибок в письме – слитному написанию отдельных слов, недописыванию элементов букв, нарушению усвоенных ранее грамматических правил. Недостаточность речевой моторики, трудности дифференциации фонем, негрубые нарушения зрительно-моторной координации – все вместе нередко препятствуют автоматизации и упрочению навыков чтения и письма.

Формы ЗПР церебрально-органического генеза имеют определенную общность с олигофренией в плане этиологии, но они характеризуются не только меньшей тяжестью поражения нервной системы, но и иной клинико-психологической структурой дефекта. Более позднее время поражения приводит практически к обязательному наличию повреждения систем с относительно коротким периодом развития. Поэтому в клинико-психологическую структуру ЗПР всегда будут включены нейродинамические и разной степени выраженности энцефалопатические расстройства. Более позднее время поражения обусловливает и различную степень уязвимости отдельных функций к вредоносному воздействию. В отличие от олигофрении, когда имеется тотальное недоразвитие, при ЗПР наблюдается избирательность нарушений, особенно в отношении высших корковых функций.

Таким образом, наряду с общими чертами, детям с вариантами ЗПР различной клинической этиологии свойственны характерные особенности, необходимость учета которых в психологическом исследовании и при обучении и коррекционной работе очевидна.

Классификации ЗПР.Клинико-психолого-педагогичская характеристика детей с ЗПР

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой состояние, которое характеризуется замедленным темпом формирования высших психических функций и эмоционально-волевой сферы.

Причинами ЗПР являются органическое поражение центральной нервной системы или ее функциональная незрелость.

Поражение центральной нервной системы может быть связано с воздействием различных факторов:

- пороки внутриутробного развития

- перинатальная патология плода с 28 недели беременности, во время родов, в первую неделю жизни (воздействие инфекций)

Наследственные факторы при ЗПР не имеют значительного влияния.

При задержке психического развития нарушения со стороны ЦНС носят резидуально-органический характер. Помимо органических нарушений могут быть нарушения функционального характера (формирование центральной нервной системы в замедленном темпе).

Задержка психического развития, как вариант аномального развития в нашей стране изучается с 60-х годов XX века. Исследования школьной неуспеваемости показали, что около 50% детей не успевают учиться в младших классах - это дети с ЗПР. Инициаторами этих исследований стали Т.А. Власова и М.С. Певзнер.

Существует несколько классификаций задержки психического развития. Остановимся на некоторых из них.

Классификация ЗПРТатьяны Александровны Власовой и Марии Семеновны Певзнер. Они выделяют:

1. Астенические состояния, в том числе связанные с церебрастенией.

2. Инфантилизм (детскость) – физическая и психическая незре-

Классификация ЗПРВладимира Викторовича Ковалева :

1. ЗПР дизонтогенетического характера, наблюдается при различ-

ных формах инфантилизма. Задержка психического развития носит первичный характер.

2. ЗПР энцефалопатического характера, связана с микроорганиче-

ским поражением мозга. Задержка психического развития носит первичный характер.

3. ЗПР при нарушениях зрения, слуха, речи, при двигательных

расстройствах. Задержка психического развития носит вторичный характер.

4. ЗПР, обусловленная ранней депривацией, возникает как следст-

вие дефицита общения и эмоций, дефицита сенсорной информации в возрасте до 3-х лет. Задержка психического развития носит вторичный характер.

Согласно этой классификации первые три варианта обусловлены биологически, а четвертый – социально.

Наиболее распространенной считается классификацияКлары Самойловны Лебединской. она выделяет:

1. ЗПР конституционального генеза. Возникает в связи с генетическими особенностями физического и психического развития. На первый план выступает эмоционально-личностная незрелость, которая может сочетаться с физическим недоразвитием.

2. ЗПР соматогенного генеза. Возникает у детей с различными хроническими заболеваниями (болезни сердца, легких, эндокринной системы, бронхиальная астма, аллергические заболевания и т.д.). На первом плане проявляется астения, снижение работоспособности, повышенная утомляемость.

3. ЗПР психогенного генеза. Возникает под влиянием длительно действующей психотравмирующей ситуации. У детей отмечают нарушения эмоциональной сферы, поведения, трудности произвольной регуляции деятельности.

4. ЗПР церебрально-органического генеза. Это самая тяжелая задержка психического развития.

При всех вариантах ЗПР в структуре дефекта отмечаются недостатки эмоционально-волевой и познавательной деятельности, при церебрально-органической задержке страдает память.

При первых трех вариантах задержки психического развития (по К.С. Лебединской) наиболее выражены недостатки эмоционально-волевой сферы. Дети характеризуются эмоционально-личностной незрелостью, слабостью произвольной регуляции поведения и деятельности в целом. Познавательные возможности детей неплохие. В большей степени у них страдает не мышление как таковое, а предпосылки мыслительной деятельности: внимание, память. Речевое развитие данных детей не имеет грубых недостатков, дети испытывают трудности в основном на уровне связной речи.

Задержка церебрально-органического генеза наиболее тяжелая клиническая форма ЗПР. У детей выявляются признаки микроорганического поражения мозга. В структуре дефекта на первый план выступают недостатки познавательной деятельности, которые сочетаются с незрелостью эмоционально-волевой сферы. В зависимости от преобладания того или иного компонента выделяют два подварианта задержки церебрально-органического характера:

1 вариант характеризуется преобладанием эмоционально-волевых нарушений на фоне органического инфантилизма. Такие дети проявляют интерес к игре, но уровень ее развития очень низкий. Эмоции этих детей бедные, скудные. Страдает регуляция и контроль деятельности.

2 вариант характеризуется преобладанием нарушений познавательной деятельности. Страдает программирование, регуляция и контроль деятельности. Также у детей наблюдаются энцефалопатические расстройства, страдает нейродинамика. У одних детей преобладает возбуждение, нередко в форме гипердинамического синдрома у других преобладают процессы торможения. У некоторых детей может выявляться судорожная готовность, вегето-сосудистые расстройства (головные боли, головокружение, повышение внутричерепного давления).

Мыслительная деятельность таких детей характеризуется рядом особенностей. У них медленно формируются мыслительные операции (анализ и синтез, обобщение, сравнение и др.). Мышление носит конкретный характер, и дети испытывают большие затруднения на уровне словесно-логического мышления, это затрудняет дифференциацию задержки психического развития от умственной отсталости.

Таким образом, требуется углубленное психологическое обследование ребенка для того, чтобы определить структуру нарушений и их характер. У детей с задержкой церебрально-органического генеза выявляются нарушения речи системного характера. Уровень речевого развития может быть разным. У некоторых детей может не быть выраженных нарушений речи (звукопроизношение чистое, на уровне бытового общения речь производит благоприятное впечатление), однако в условиях обучения оказывается, что у ребенка сужен словарь, ограничены возможности в построении сложных предложений, страдает связная речь.

В большинстве случаев недоразвитие речи при задержке психического развития имеет системный характер и входит в структуру дефекта как вторичное нарушение. В других случаях, особенно если недоразвитие речи определяется I, II уровнем, можно трактовать отклоняющееся развитие ребенка как сложное комплексное нарушение, как сочетанный дефект. Такие выводы были сделаны Е.М. Мастюковой и нашли подтверждение в работах Т.А. Фотековой и Т.Н. Волковской.

Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития как основа коррекционно-развивающей работы в специализированных образовательных учреждениях THE CLINICAL AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION AS THE BASIS OF CORRECTIONAL WORK IN SPECIALIZED EDUCATIONAL INSTITUTIONS Текст научной статьи по специальности Психология

Клинико психологическая характеристика детей с зпрКлинико психологическая характеристика детей с зпр

Авторы
  • Кисова Вероника Вячеславовна
  • Известия Самарского научного центра Российской академии наук

    Выпуск № 2-2 / том 16 / 2014

    Коды
  • ГРНТИ: 15 - Психология
  • ВАК РФ: 19.00.00
  • УДK: 159.9
  • Указанные автором: УДК: 159.922.7
  • СТРУКТУРА ДЕФЕКТА , 
  • ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ , 
  • КЛИНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ , 
  • САМОРЕГУЛЯЦИЯ , 
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ , 
  • СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ , 
  • STRUCTURE OF THE DEFECT , 
  • PRIMARY AND SECONDARY DISORDERS , 
  • CLINICAL CLASSIFICATION OF MENTAL RETARDATION , 
  • SELF-REGULATION , 
  • EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY , 
  • OLDER PRESCHOOLERS WITH MENTAL RETARDATION
  • Аннотация
    научной статьи по психологии, автор научной работы - Кисова Вероника Вячеславовна

    В статье представлен анализ клинико-психологических особенностей развития детей с задержанным типом дизонтогенеза. Прослеживается специфика регуляторных нарушений при разных вариантах задержки психического развития. Определяется эффективное направление коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками данной категории в аспекте формирования саморегуляции в учебно-познавательной деятельности.

    Abstract 2014 year, VAK speciality - 19.00.00, author - Kisova Veronika Vyacheslavovna

    The article presents an analysis of clinical and psychological peculiarities of the development of children with retarded type of dysontogenesis. Specifics of regulatory disorders are traced at different types of mental retardation. The effective direction of correctional work with senior pre-school children of the given category in the light of formation of self-regulation in the educational-cognitive activity is defined.

    Научная статья по специальности " Психология " из научного журнала "Известия Самарского научного центра Российской академии наук", Кисова Вероника Вячеславовна

    Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

    Кисова Вероника Вячеславовна Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития как основа коррекционно-развивающей работы в специализированных образовательных учреждениях // Известия Самарского научного центра РАН. 2014. №2-2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kliniko-psihologicheskie-osobennosti-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-kak-osnova-korrektsionno-razvivayuschey-raboty-v (дата обращения: 03.12.2016).

    Кисова Вероника Вячеславовна Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития как основа коррекционно-развивающей работы в специализированных образовательных учреждениях Известия Самарского научного центра Российской академии наук 16 (2014). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kliniko-psihologicheskie-osobennosti-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-kak-osnova-korrektsionno-razvivayuschey-raboty-v (дата обращения: 03.12.2016).

    Кисова Вероника Вячеславовна (2014). Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития как основа коррекционно-развивающей работы в специализированных образовательных учреждениях. Известия Самарского научного центра Российской академии наук URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kliniko-psihologicheskie-osobennosti-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-kak-osnova-korrektsionno-razvivayuschey-raboty-v (дата обращения: 03.12.2016).

    Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

    Кисова Вероника Вячеславовна Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития как основа коррекционно-развивающей работы в специализированных образовательных учреждениях // Известия Самарского научного центра РАН. 2014. №2-2 С.348-352.

    Кисова Вероника Вячеславовна Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития как основа коррекционно-развивающей работы в специализированных образовательных учреждениях Известия Самарского научного центра Российской академии наук 16 (2014).

    Кисова Вероника Вячеславовна (2014). Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития как основа коррекционно-развивающей работы в специализированных образовательных учреждениях. Известия Самарского научного центра Российской академии наук

    Раскройте состояние проблемы ЗПР в современной специальной психологии и коррекционной педагогике.

    Приведите клинико-психологическую типологию ЗПР.

    Назовите характерные психологические особенности младших школьников с ЗПР.

    Что позволяет говорить о качественном отличии детей с ЗПР от умственно отсталых и нормально развивающихся сверстников?

    Назовите основные принципы коррекционно–воспитательной работы с детьми с ЗПР.

    Какова структура школы для детей с ЗПР?

    1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР детей / Под ред. К.С. Лебединской. – М. 1982.

    2. Дети с ЗПР / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М. 1984.

    3. Обучение детей с ЗПР: Пособие для учителей Под ред. Т.А. Власовой и др. – М. 1981.

    4. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе. – М. 1987.

    5. Трошин О.В. Халецкая О.В. Задержка нервно-психического развития у детей.- Н.Новгород, 1998.

    6. Трошин О.В. Способ диагностики отклонений нервно-психического развития у детей.- Н.Новгород, 1999.

    7. Ульенкова У.В. Дети с ЗПР. – Н. Новгород, 1994

    Лекция 20. Психологические особенности задержки психического развития

    1. Общая характеристика

    Если олигофрения (психическое недоразвитие) является стойким необратимым отклонением, то ЗПР характеризуется временным замедлением темпа развития ВПФ, эмоционально-волевой сферы, нарушением поведения, снижением успеваемости. Это чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, низкой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой утомляемости при интеллектуальной деятельности.

    Диагноз ЗПР обычно выставляется при отборе в школу и распространяется на период начального школьного обучения, в течение которого или происходит компенсация имеющейся психической недостаточности, или меняется диагноз и условия обучения (если обучение осуществлялось в общеобразовательной школе).

    Т.А. Власова и М.С. Певзнер (1967, 1973) выделили две основные формы ЗПР:

    1. Обусловленную психическим инфантилизмом с длительными астеническими состояниями (преобладание недоразвития эмоционально-волевой сферы).

    2. Обусловленная психофизическим инфантилизмом с цереброастеническими состояниями.

    К.С. Лебединский (1982) детализирует их, выделяя 4 варианта ЗПР:

    1. Конституционального происхождения

    2. Соматогенного происхождения

    3. Психогенного происхождения

    4. Церебрально-органического происхождения

    2. Психологическая характеристика ЗПР конституционального происхождения

    Г.Е. Сухарева (1965) характеризует этот вариант ЗПР как психофизический инфантилизм. При этом инфантильность психики часто сочетается с инфантильным типом телосложения с детскими особенностями мимики и моторики. Эмоциональная сфера ребенка находится на более раннем этапе возрастного развития с яркостью и непосредственностью эмоций, преобладанием эмоциональных реакций в поведении, с доминированием игровых интересов, повышенной внушаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети активны в игре, проявляют много творчества и одновременно быстро истощаются при интеллектуальной деятельности. Поэтому они не могут долго заниматься на уроке, и не умеют подчиняться правилам дисциплины.

    В более старшем возрасте эмоциональная незрелость затрудняет социальную адаптацию и вместе с неблагоприятными условиями ни способствуют патологическому формированию личности по неустойчивому типу (Ковалев В.В. 1979).

    Наличие подобных случаев в семье свидетельствует о генетическом конституциональном происхождении ЗПР. Однако возможно развитие данной ее формы и в результате негрубых обменно-трофических заболеваний перинатального периода и первого года жизни.

    3. Психологическая характеристика соматогенной и психогенной форм ЗПР

    А - Соматогенная форма ЗПР возникает в результате длительных, часто хронических заболеваний, пороков развития. При этом хроническая физическая и психическая астения тормозит развитие активных форм деятельности, способствует формированию таких свойств характера, как неуверенность в своих силах, повышенная тревожность, мнительность. Эти свойства усиливаются созданием для больного или физически ослабленного ребенка режима ограничений и запретов, что вызывает дополнительную инфантилизацию в условиях гиперопеки или социальной депривации.

    Б - Психогенная ЗПР связана с неблагоприятными условиями воспитания. При раннем возникновении и длительном действии психотравмирующего фактора могут возникнуть стойкие изменения психологической сферы ребенка. Они обуславливают отклоняющееся развитие его личности.

    В условиях гипоопеки может формироваться патологическое развитие личности по типу психической неустойчивости: неумением регулировать свои эмоции и желания, импульсивностью, отсутствием чувства долга и ответственности.

    В условиях гиперопеки психогенная ЗПР проявляется в формировании эгоцентрических установок, неспособности к волевым усилиям, трудовой деятельности. В психотравмируюших условиях воспитания, где преобладают жестокое отношение или грубая авторитарность, формируется невротическое развитие личности с отсутствием инициативы, и самостоятельности, наличием повышенной тревожности.

    4. Психологическая характеристика церебро-органической ЗПР

    Встречается наиболее часто, отличается большей выраженностью проявлений и длительностью течения. Она требует создания специальных условий коррекционно-развивающего обучения. Вызывается патологией беременности и родов, инфекционным поражением, интоксикацией, травмами нервной системы в первые годы жизни. Более ранний срок воздействия и массивное поражение коры мозга вызывает психическое недоразвитие, а воздействия в более поздний период, когда созревание, дифференциация основных мозговых систем закончена и частичное локальные поражение коры вызывает ЗПР.

    Задержка темпов развития отмечается в нескольких функциональных системах. Так, Марковская И.Ф. (1983) выявила у 32% детей с ЗПР замедление темпа физического развития, у 69% - моторных функций, у 63%-речи, 36%-энурез.

    В случаях возникновения ЗПР при постнатальных воздействиях (инфекции, интоксикации, травмы), перенесенными в первые 3-4 года жизни, можно наблюдать наличие временного регресса приобретенных навыков и их последующую нестойкость (нарушение при психологических кризисах). При более поздних сроках поражения одновременно с явлениями незрелости признаки расстройства функций ЦНС становятся практически постоянными.

    Это обуславливает в целом наличие в психологической структуре ЗПР постоянных симптомов энцефалопатии: церебрастенический, неврозоподобный, психопатоподобный, эпилептический, нейродинамический и др. Часто отмечаются признаки гидроцефалии, нарушения черепно-мозговой иннервации, выраженной вегетативной дистонии. Стойкая неврологическая симптоматика резидуального характера отмечается у 50-92% таких детей (Марковская И. Ф. 1963). За рубежом эти нарушения называют минимальным повреждением мозга или минимальной мозговой дисфункцией.

    Выделяют две группы церебрально-органической ЗПР (Лебединский В.В. 1983):

    1. С преобладанием явлений органического инфантилизма

    Энцефалопатаческие расстройства умеренно выражены и проявляются обычно в церебростенических, реже - легких неврозоподобных явлениях, повыщенной психомоторной возбудимостью. В неврологическом статусе отмечается легкая рассеянная микросимптоматика, признаки незрелости, негрубая вегетативная неустойчивость. В физическом облике часто превалируют инфантильные черты.

    В отличие от ребенка более младшего возраста или конституционального инфантилизма при органическом инфантилизме эмоции характеризуются отсутствием непосредственности и яркости, отличаются примитивностью проявлений. Грубая внушаемость связана с органическим дефектом критики. При явном преобладании игровых интересов над учебными наблюдается и в игре однообразие, отсутствие творчества и слабость воображения.

    У детей с повышенным эйфоричным настроением преобладают импульсивность и психомоторная расторможенность, внешне иммитирующие детскую жизнерадостность и непосредственность. Характерна неспособность к волевому усилию и систематической деятельности. На уроках отмечаются нарушения дисциплины. Высказывают отрицательное отношение к учебе, им неинтересно и трудно, а хочется гулять и играть.

    Для детей с преобладанием пониженного настроения характерна склонность к страхам, повышенной тревожности, снижена общая активность, инициатива, самостоятельность. Поведение критично, адекватно. Часто тяжело переживают свою школьную дезадаптацию.

    2. С преобладанием нарушений познавательной деятельности

    Черты незрелости сочетаются с признаками повреждения ЦНС. Более грубую картину, близкую к психопатоподобному синдрому, представляют проявления органического инфантилизма. Одни дети отличают повышенной расторможенностью, агрессивностью, у других детей помимо повышенной тревожности, мнительности наблюдается и пассивность. Церебростенические и неврозоподобные расстройства более выражены, нередки психопатоподобные, эпилептиформные и апатико-адинамические явления. В неврологическом статусе наблюдается геми-синдром, экстрапирамидная недостаточность, нарушения черепно-мозговой иннервации.

    Отмечается недостаточность не самого мышления, а его предпосылок: памяти, внимания, пространственного восприятия и других ВПФ, а также нарушение темпа, динамичности основных психических процессов. Т. к нарушаются более элементарные психические функции зрительного слухового восприятия, моторики. Отмечается замедленность процессов приема и переработки сенсорной информации неполноценность пространственной ориентировки, недостаточность памяти, отставание в речевом развитии. Наблюдается слабость познавательной активности, затруднения в навыках чтения, письма, счета.

    Повышенная истощаемость (церебральная астения) лежит в основе ослабленной умственной работоспособности, снижения внимания. Познавательная деятельность также может страдать от двигательной расторможенности, аффективной возбудимости или, наоборот, вследствие нейродинамических нарушений. Неуспевающие дети оцениваются их сверстниками не только как глупые, ленивые, но и как злые и некрасивые. Это вызывает их социальную изоляцию в классе. С ними не хотят дружить, сидеть за одной партой. Это рождает гиперкомпенсаторные реакции, направленные на фиксации своей деятельности, на игровой форме, в которой они имеют ряд преимуществ, что еще более усугубляет их школьную дезадаптацию и депривацию.

    Вопросы и задания

    1. Дайте общую характеристику ЗПР.

    2. Какие типологии ЗПР вам известны?

    3. Чем отличается конституциональная форма?

    4. Проанализируйте соматогенную форму ЗПР.

    5. В чем особенности психогенной формы ЗПР?

    6. Дайте характеристику церебро-органической ЗПР.

    7. Какие группы церебро-органической ЗПР вы знаете?

    1. Гонеев А.Д. и соавт. Основы коррекционной педагогики.- М. 1999

    2. Дефектология. Словарь-справочник /Под ред.Б.П. Пузанова.- М.,1996

    3. Коррекционная педагогика /Под ред.Б.П. Пузанов.- М. 1998

    4. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика.- М.,1997

    5. Трошин О.В. и соавт. Основы неврологии.- Н. Новгород, 1998.

    6. Трошин О.В. Педагогическая нейропсихология.- Н. Новгород, 1999.

    7. Трошин О.В. Основы детской нейропсихологии.- Н. Новгород, 2000.

    Источники:
    www.studfiles.ru, studopedia.ru, cyberleninka.ru, works.doklad.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное