Коррекция агрессии у детей раннего возраста

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Многие родители, и воспитатели их детей, замечают изменение поведения своего ребенка. Если раньше малыш был спокойным и послушным, то резко он может стать упрямым и капризным. Некоторые родители не принимают всерьез эти изменения, считая, что через годик два все пройдет, просто у ребенка переходный возраст. И действительно в некоторых случаях может и все пройти само, но без помощи и поддержки родителей, ребенку справиться со своими эмоциями будет очень трудно. В большинстве случаев, когда все оставляют, так как есть, агрессивное поведение ребенка дошкольного возраста усиливается и переходит в подростковый период. В дальнейшем будет очень сложно справиться с агрессией ребенка, да и ему будет трудно общаться с окружающими.

Как проявляется агрессивное поведение у детей дошкольного периода

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста выражается всегда по-разному. И это поведение можно разделить на несколько видов:

  1. Внешняя агрессия – она направлена на окружающих людей, животных, игрушки. Ребенок может кричать, обзываться, угрожать, дразнить окружающих. Так же он может свою агрессию выражать жестами – пригрозить кулаком или пальцем, кривляться, передразнивать. Помимо устной и жестовой агрессии, ребенок может перейти и к физической, т.е. он может укусить, поцарапаться, подраться, ущипнуть, или толкнуть.
  2. Внутренняя агрессия – эта агрессия направлена на самого ребенка. Он может себе кусать ногти, биться головой об стену, кусать свои губы, выдергивать ресницы или брови.

И к первому и ко второму виду агрессии нужно отнестись серьезно. Постараться понять, почему она появилась, и потом провести коррекцию агрессивного поведения у детей.

Профилактика агрессивного поведения детей

Агрессивное поведение ребенка может быть вызвано различными причинами. Но все они схожи в том, что у ребенка они вызывают чувство гнева или дискомфорта. И малыш эти эмоции проявляет так, как может. Справиться с ними ему совсем не просто.

Чаще всего агрессивное поведение детей дошкольного возраста зарождается в семье. Родители своим примером и действиями могут спровоцировать агрессию ребенка. Если в семье родители между собой общаются на повышенных тонах и у них это считается нормой, то и не удивительно, что и ребенок в скором времени будет с окружающими разговаривать на таких же повышенных тонах.

К такому же результату приведут и постоянные ссоры в семье, конфликты или же развод родителей.

Так же агрессия может возникнуть если ребенок не получает любви, понимания, ласки родителей, наталкивается на их равнодушие и безразличность к нему и к его просьбам, или-же к его мнению.

К агрессии может привести и просмотр фильмов и мультфильмов с пропагандой жестокости. Если же ребенок ходит в детский садик, то к вечеру у него могут проявляться вспышки агрессии . Происходит это из-за того что ребенок перегружен информацией и эмоциями, полученными за день.

Проведение коррекции агрессивного поведения ребенка

Если у ребенка появляются приступы агрессии, то необходимо знать, в чем заключается коррекция агрессивного поведения у детей, и сразу же начинать ее проводить.

  1. Для начала нужно работать взрослым над собой, ведь их поступки и поведение всегда служат примером для детей. При ребенке не должно быть никаких ссор и конфликтов.
  2. Не нужно родителям наказывать ребенка по любому поводу. Ребенок больше нуждается в любви и понимании, а не в постоянных наказаниях.
  3. Когда ребенка начинает одолевать злоба, нужно постараться сразу переключить его внимание на что-то интересное и увлекательное.
  4. Если ребенок проявил агрессию, нагрубил или кого-то обидел, нужно с ним поговорить. Объяснить, что так поступать нехорошо, что такие поступки огорчают маму или папу, но при этом любить меньше его никто не стал. Он должен чувствовать поддержку своих близких.
  5. Если ребенку нужно избавиться от негативных эмоций, можно предложить ему побить подушку или порвать старые газеты. А также специально для этой цели купить боксерскую грушу.

Как проводить профилактику агрессивного поведения ребенка

Профилактика агрессивного поведения детей заключается в следующем:

  • Нужно следить за содержанием фильмов и мультфильмов, которые просматривает ребенок.
  • Следить за друзьями ребенка, их поведением. А так же ознакомиться с играми, в которые они играют.
  • Развивать любовь и доброжелательные отношения с братиками и сестренками.
  • И главное любить и понимать своего ребенка.
  • Если профилактика агрессивного поведения детей будет проводиться постоянно, то агрессия ребенка может и не коснуться.

    Коррекция агрессивного поведения детей

    Коррекция агрессии у детей раннего возраста

    Не нужно быть психологами, чтобы выделить в коллективе детей с агрессивным поведением. И речь не идет о доброкачественной агрессивности, которая свойственна всем в опасных жизненных ситуациях. Истинная, то есть злокачественная агрессивность — это устойчивые свойства ребенка, которые проявляются повышенной готовностью к агрессии. Симптомы такого поведения по-разному проявляются в разные возрастные периоды. Но, тем не менее, уже с дошкольного возраста агрессивное поведение детей необходимо корректировать, и делать это нужно целенаправленно.

    Симптомы агрессивности

    Признаки агрессивного поведения детей видны и родителям, и педагогам уже в дошкольном возрасте. Так, у детей-дошкольников и младших школьников агрессия проявляется такими характеристиками:

    1. Потеря контроля над собой.
    2. Частые ссоры со сверстниками.
    3. Отказ выполнять поручения и просьбы взрослых.
    4. Намеренный вызов у окружающих чувства злости и раздражения.
    5. Обвинение других в своих ошибках.
    6. Вымещение гнева на неодушевленных предметах.
    7. Частые проявления гнева и зависти.
    8. Не способность забывать обиды, не отплачивая за них.
    9. Мнительность и раздражительность.

    Если же говорить об агрессивном поведении подростков, старших школьников, то это проявление таких признаков:

    1. Частые угрозы окружающим.
    2. Отсутствие чувства сострадания и проявление жестокости не только к животным, а и к людям.
    3. Неразборчивость в средствах достижения целей. В качестве отмщения такие подростки применяют порчу личных вещей обидчика, воровство и даже физическую силу.
    4. Равнодушие к мнению родителей.
    5. Трудности во взаимоотношениях с педагогами и прогуливание уроков.

    Если вашему ребенку свойственны несколько из вышеуказанных признаков агрессивного поведения, то необходимо приложить усилия к тому, чтобы защитить окружающих от сына или дочери и одновременно корректировать их агрессивное поведение.

    Причины агрессивности детей

    У детской агрессивности есть несколько источников. Все они в одинаковой степени влияют на появление тех или иных симптомов агрессии у девочек и мальчиков. Вот эти причины:

    1. Семья, в которой нормой является демонстрация агрессивного поведения. Это могут быть угрозы отца матери, либо постоянные угрозы родителей своему ребенку, бабушкам или дедушкам, живущим рядом. Часто агрессивность детей берет истоки в семьях с так называемыми двойными стандартами: на людях родители демонстрируют доброту и вежливость, а наедине с детьми проявляют физическую силу.
    2. Общение со сверстниками. Уже в дошкольном возрасте критерий силы в детском коллективе весьма значимый. Особенно к этому стремятся мальчики. Самому сильному можно все. Эта неправильная аксиома бытует в детской среде очень часто.
    3. Персонажи с агрессивными проявлениями поведения. Нашим детям часто хочется быть похожими на негативных героев. Поэтому не следует недооценивать роль мультфильмов и компьютерных игр, главными мотивами которых является война добра и зла.

    Агрессивное поведение у дошкольников

    Агрессивность в ребенке — это внешнее проявление внутреннего дискомфорта. Протестные и злобные реакции маленьких агрессоров являются способами привлечения внимания к их проблемам и невозможности решать их самостоятельно. Поэтому в дошкольном возрасте можно применять такие упражнения для разрядки гнева и агрессивности:

    1. Порвать и скомкать лист бумаги.
    2. Побить боксерскую грушу или подушку.
    3. Потопать ногами.
    4. Повтирать пластилин в бумагу.
    5. Посчитать медленно до пяти (десяти).

    Хорошими способами снятия агрессии у дошкольников являются спортивные игры и бег. Отлично снимает агрессивность вода, то есть занятия плаванием пойдут на пользу агрессивному малышу. Специалисты всегда фиксируют у такого ребенка высокий уровень напряжения мышц, особенно в зоне рук и лица, шеи и плеч. Именно эти органы задействованы в процессе плавания, что и позволяет снимать физическое напряжение.

    Релаксационные упражнения — еще один способ коррекции агрессивного поведения дошкольников. Регулярное выполнение релаксационных упражнений и в детском саду, и дома делают дитя более спокойным. Например, можно попробовать упражнение «Лимон». Ребенок лежит на спинке, а его руки и ноги расставлены в стороны. Скажите малышу, что к его правой руке подкатывается лимон и из него необходимо отжать как можно больше сока. Пусть дитя сделает это в своем воображении, мысленно сжимая лимон сначала одной рукой, а затем другой.

    Аналогичные цели достигаются и упражнением ”Растишка”. Ребенок стоит прямо и поднимает вверх ручки. Педагог просит показать, как вырастает он после завтрака (обеда.) Малыш должен, не отрываясь от пола, тянуться вверх руками и плечевым поясом, при этом он сильно напрягает мышцы рук и плечевого пояса.

    Такие упражнения выполняются по несколько раз, и делать это необходимо ежедневно.

    Коррекция агрессивного поведения младших школьников

    В отношениях взрослых с агрессивным ребенком младшего школьного возраста существует ряд правил поведения. Они помогают нейтрализовать агрессию и направлять поведение мальчика или девочки в русло партнерских, а не доминирующих взаимоотношений. Итак, вот эти правила:

    1. Игнорирование незначительной агрессии. Это может проявляться обычным необращением внимания на поведение ребенка выражением понимания его чувств словами: «Я знаю, что тебе обидно, я тебя понимаю».
    2. Переключение внимания ребенка в момент агрессии на выполнение интересного ему задания или просмотр любимой передачи.
    3. Выполнение расслабляющих, релаксационных упражнений. В момент озлобленности ребенка его необходимо спокойно взять за руку, тем самым нейтрализуя агрессию, и спросить, не устал ли он, попробовать сделать зарядку для рук, а если речь идет о занятиях в школе, то, возможно, сделать зарядку-пятиминутку со всеми детьми.

    Если же агрессивные ученики просят совета, хотя такое случается редко, педагоги, психологи должны сами корректно давать детям рекомендации по сдерживанию нарастающей у них агрессии. В таких случаях необходимо:

    1. Глубоко вдохнуть, задержать дыхание и выдохнуть.
    2. Если возможно, то встать и медленно походить.
    3. Порвать ненужную бумагу на мелкие части.
    4. Сжимать и разжимать кулаки.
    5. Качать орешки. Пусть в карманах ребенка всегда имеется по два грецких ореха. В моменты раздражительности он должен прокачивать их в руках, тем самым переключая внимание на это занятие и снимая нервное напряжение.

    Коррекция агрессивного поведения подростков

    Отношения «взрослый — агрессивный подросток» имеют свои правила, позволяющие обеспечивать разрешение конфликтов и одновременно целенаправленно корректировать поведение таких детей:

    1. Спокойная реакция взрослого на агрессию подростка. Это может быть полное игнорирование его реакций способом выхода в другую комнату при разговоре констатация понимания агрессии серией вопросов о возможной усталости, ухудшении самочувствия, конфликтах со сверстниками. Возможно, в такой ситуации целесообразно будет вспомнить свое негативное поведение в период взросления. Но примеры из личного опыта не должны стать для вашего ребенка указателем к действиям. В этих воспоминаниях акцент следует делать на том, что за такое поведение потом было стыдно, что оно причинило боль родителям, бабушке.
    2. Акцентирование внимания взрослого на поступке подростка, а не на его личности. Анализируя поведение сына или дочки, важно ограничиться конкретным фактом и ни в коем случае не вспоминать, что это уже было, что вчера или позавчера были другие агрессивные действия. Только беседуя о конкретной ситуации, подросток сможет критично оценить себя. Нужно убедить, что агрессия вредит, прежде всего, ему самому. Ребенок должен из ваших бесед понимать, что вы осуждаете его поступок, а не личность. То есть вы любите ребенка и хотите ему только добра.
    3. Контроль над своими негативными эмоциями. Родители — первый авторитет для детей. И поэтому надо каждую минуту контролировать свои эмоции, не давая малейшего повода подросткам для копирования негатива. Если же такое случается, то при подростке нужно признать, что вы были неправы, не сдержались, и попросить прощения.
    4. Снижение напряженных ситуаций. Если вы конфликтуете с ребенком, то нельзя допускать таких действий: переходить на угрозы, втягивать в спор посторонних людей, обзывать подростка, использовать физическую силу, сравнивать его с другими детьми, подкупать его будущими покупками или вольностями.
    5. Личная демонстрация неагрессивного поведения. Спокойствие взрослых в конфликтной ситуации — лучший нейтрализатор агрессии подростков.

    Дайте возможность детям высказаться и объяснить свое поведение. Выслушайте ребенка. Используйте юмор, будьте искренними с детьми. Беседуйте с ними так, как с партнерами, взрослыми личностями, а не вашими подчиненными без опыта, знаний и права на собственное мнение.

    Специально для nashidetki.net - Диана Руденко

    Коррекция агрессивного поведения у детей

    При коррекции агрессивного поведения ребенка прежде всего нужно запомнить одну простую вещь: агрессия — нормальная эмоция, которая в той или иной степени присуща каждому. Это инстинктивная форма поведения, без которой невозможна самозащита и выживание.

    Но человек — не животное, и с возрастом у нас происходит социализация природной агрессии. Тут важно подчеркнуть, что взрослым нельзя насильно подавлять детскую агрессию, так как агрессия - это совершенно естественное и нормальное чувство. Подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто перерастает в аутоагрессию или в психосоматические расстройства. Ребенок должен научиться не подавлять, а контролировать свою агрессию. В этом и состоит главный секрет коррекции агрессивного поведения у детей.

    К кому обратиться?

    Методы коррекции агрессивного поведения

    Деструктивное, агрессивное поведение детей истекает из трех основных причин. Во-первых, это чувство недоверия и страха по отношеню к окружающему миру. Во-вторых, столкновение ребенка с разнообразными запретами и неудовлетворением его потребностей и желаний. И, наконец, отстаивание своей самостоятельности и независимости, что является необходимым фактором взросления.

    Поэтому от родителей требуется проявление безусловной любви к ребенку таже в сложном деле коррекции агрессивного поведения. Оскорбления и угрозы полностью запрещены: родители должны проявлять недовольство конкретным поступком, принимая при этом саму личность ребенка. Также родителям следует помнить о собственной агрессии и научиться ее контролировать. Собственный пример и искренняя любовь — вот две основы коррекции агрессивного поведения ребенка.

    Коррекция агрессивного поведения у детей

    Подавление агрессивных импульсов, как мы уже писали, опасно для психического и физического здоровья ребенка. Поэтому нужно научить малыша выражать свои негативные чувства любым социально приемлемым, безобдиным для окружающих способом: рукоделие, спорт, рисование с помощью игрушек, наконец. Также для того, чтобы ребенок смог «выпустить пар», психологи рекомендуют завести специальную «подушку для битья», на которой можно вымещать всю накопившуюся агрессию.

    Один из важных методов — научить ребенка переводить чувства из действия в вербальную плоскость. Умение говорить о своих чувствах, а не сразу лезть в драку — важнейший навык. К тому же, родителям тоже будет легче, если малыш научиться обьяснять на словах, почему он обижен или рассержен. Здесь, опять же, не забывайте о собственном примере. Говорите! Без человеческого общения любая коррекция агрессивного поведения будет бессмысленной и безрезультативной.

    Коррекция агрессивного поведения дошкольников

    Изебгайте иллюзии, будто взрослый знает о чувствах ребенка больше, чем сам ребенок. В детях нужно уважать личность — эта, казалось бы, очевидная аксиома оказывается одним из самых трудных моментов для взрослых в деле коррекции агрессивного поведения ребенка. Свобода и личное пространство — вещи, важные не только для взрослых.

    Но и здесь нельзя перегибать — ребенок не меньше нуждается во внимании со стороны взрослого. Привлечение внимания — одна из основных причин агрессивного поведения. Например, когда дошкольник ударил товарища по игре, нужно не начинать ругать агрессора, а проявить внимание к пострадавшему: поднять его, успокоить, а еще лучше — вместе уйти из комнаты. Лишенный внимания и компании, маленький агрессор поймет все негативные последствия насилия.

    Программа коррекции агрессивного поведения дошкольников

    Агрессивные дети в силу сособенностей своего характера обладают довольно ограниченным набором реакций на неприятную ситуацию. Как правило, дети в таких ситуация придерживаются силовых моделей поведения, которые они считают обычной обороной.

    Цели и задачи данного направления в программе коррекции агрессивного поведения дошкольников — научить ребенка агрессия является не единственным способом реагировать на проблемную сиутаци, существует еще большой спектр более конструктивных реакций. Это не только минимизирует агрессию, но и улучшит навыки общения и социализации.

    Это также поспособствует развитию эмпатии. Агрессивный ребенок слабо осознает собственные эмоции и игнорирует эмоции окружающих. Развитие эмпатии является важнейшим моментом в деле коррекции агрессивного поведения.

    Коррекция агрессивного поведения младших школьников

    Важная ошибка, которую допускают во время коррекции агрессивного поведения младших школьников — это «публичные выговоры». О проступке ребенка нужно разговаривать исключительно с глазу на глаз, без участия класса или любой другой социальной группы. В беседе нужно избегать эмоционально окрашенных слов («стыдно» и тому подобные).

    Ребенка нужно поощрять и не забывать хвалить. Когда ребенок реагирует должным образом, нужно закреплять это похвалой. Но не дежурным «Ты хороший мальчик», дети чувствуют фальш. Ваша похвала, как и эмоция, должна быть искренней.

    Неплохой метод коррекции агрессивного поведения для дошкольников и младших школьников — так называемая сказкотерапия. Придумайте вместе с ребенком сказку с ним же в главной роли. Смоделируйте ситуации, в которых он ведет себя спокойно и терпеливо и получает за это награду.

    Программа коррекции агрессивного поведения школьника

    Детские психологи выделяют шесть основных блоков-направлений, в рамках которых строится коррекция агрессивного поведения. Каждый блок призван корректировать отдельную психологическую черту.

    1. Снижение внутреличностной тревоги.
    2. Развитие эмпатии и осознание собственных эмоций.
    3. Взращивание позитивной самооценки.
    4. Обучение приемлемым и безопасным для окружающих реакциям на проблемные ситуации.
    5. Развитие самоконтроля и управления агрессией и гневом.
    6. Отдельным блоком стоят консультации психолога с родителями и педагогами.

    Такие занятия необходимо проводить не реже одного раза в неделю. Продолжительность занятий с дошкольниками — не более сорока минут, с младшими школьниками — не более часа.

    Коррекция агрессивного поведения подростков

    Агрессивное поведение подростков имеет свои особенности, связанные как с физиологическими так и с социальными факторами. Подросток, взрослея, обнаруживает множество противоречий не только в окружающем мире, но и внутри собственного «я-образа». Эмоционально-ценностное отношения к себе меняется, и эти личностные сдвиги нередко проявляются в резком всплеске недовольства собой и неконтролируемой агрессии. Ясное дело, что коррекция агрессивного поведения подростков имеет свои особенности.

    Агрессивные подростки, при всем разнообразии их личностных особенностей, обладают общими чертами. Это и бедность ценностных ориентиров, и отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов.

    Программа коррекции агрессивного поведения подростков

    Подавление агрессии неприемлемо в любом возрасте, а вподростковом этот момент особенно важен. Насильное подавление природных инстинктов только углубит подавленность, внушаемость и пассивность, столь распространенную среди подростков. Задачей коррекции агрессивного поведения является не подавление негативных эмоций, но контроль над ними.

    Программы коррекции агрессивного поведения подростков призваны расширить социальные навыки детей подросткового возраста. Социализация для подростка является главной проблемой, поэтому агрессивным тинейджерам так важно научиться владеть отрицательными эмоциями и управлять собой в неприятных ситуациях.

    Психологическая коррекция агрессивного поведения

    Агрессивные дети являются наиболее осуждаемыми и отвергаемыми среди взрослых. Непонимание причин детского гнева и агрессии приводят взрослых к открытой неприязни и неприятию таких детей. Но нормальный контакт со взрослым — базовое условие коррекции агрессивного поведения. Лишь взаимодействие с чутким и понимающим взрослым позволит ребенку-агрессору понять, что не все взрослые «плохие», да и весь мир не такой уж ужасный и опасный.

    Поэтому родители должны подходить к этой проблеме со всей ответственностью. Тем более, что стойкий эффект от коррекции агрессивного поведения может возникнуть лишь при системном, комплексном характере работы и проработке индивидуальных особенностей характера.

    Психологическая коррекция агрессивного поведения детей

    Гнев происходит из слабогго контроля над своими эмоциями (или полного отсутсвия такого контроля), поэтому при коррекции агрессивного поведения необходимо сформировать навыки саморегуляции и контролирования агресии. Для этого нужно, во-первых, установить четкие правила управления агрессией во-вторых, закрепить эти правила и навыки через ролевую игру, моделирующую проблемную ситуацию. Ребенку необходимо освоить также релаксационные техники, поскольку помимо управления проблемным состоянием техники релаксации способствуют снижению уровня внутреличностной тревоги.

    Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков

    Коррекция агрессивного поведения подростков имеет свои особенности. Беседы о том, что «нужно себя хорошо вести» являются бесполезными. К делу нужно подходить комплексно, решая как проблемы всей семьи, так и индивидуальные внутреличностные конфликты подростка.

    Особенно важно сформировать продуктивный, позитивный круг интересов подростка, учитывая, конечно же, особенности его характера. Смысл в минимизации свободного времени: безделье для подростка разрушительно. Нужно искать занятия, которые положительно влияют на личность: музыка, спорт, самообразование.

    В отличие от младших детей, с подростками редко срабатывает групповая терапия — работу лучше проводить индивидуально.

    Методы коррекции агрессивного поведения детей

    В. Оклендер выделяет четыре стадии отреагирования агрессии и гнева.

  • Стадия №1: предоставить детям практически приемлемые методы для выражения агрессии безопасным для окружающих способом.
  • Стадия №2: помочь детям реально воспринять чувство гнева, побудить их к эмоционально отреагировать свою агрессию и ситуацию в целом прямо «здесь и сейчас». Для этого рекомендуется зрительно обозначить свой гнев: нарисовать его или вылепить из пластилина.
  • Стадия №3: устроить вербальный контакт с агрессивной эмоцией: пусть ребенок выговорится (пускай даже сковзь слезы и крики).
  • Стадия №4: обсуждение ситуации с ребенком. Об этом мы писали выше: необходимо разговаривать и пытаться вместе с малышом найти истинные причины агрессивного поведения.
  • Индивидуальная коррекция агрессивного поведения

    Зачастую у агрессивных детей наблюдается явная деформированность самооценки, поэтому коррекция агрессивного поведения подразумевает и коррекцию самооценки. Чаще у ребенка-агрессора наблюдается заниженная самооценка, которая, по сути, является зеркальным отражением восприятия ребенка взрослыми (родителями и педагогами). Поэтому необходимо провести реконструкцию положительного «Я-образа».

    Подчеркенм еще раз важные моменты индивидуальной коррекции агрессивного поведения, о которых должен помнить взрослый. Во-первых, взрослый должен говорить с ребенком о своих чувтсвах и на своем примере приучать к этому самого ребенка. Во-вторых, важно «активно прислушиваться» ко внутреннему миру ребенка. В-третьих, оценивать нужно не личность ребенка, но только поступки.

    Упражнения на коррекцию агрессивного поведения

    Психологами широко используется ряд упражнений на контроль гнева и коррекцию агрессиврого поведения. Вот несколько из них:

  • комкать и рвать бумагу на этой бумаге, кстати, можно написать все негативные слова, которые хочется сказать
  • срывать агрессию на «подушке для битья»
  • громко орать, используя «рупор», сделанный из большого листа бумаги
  • топать ногами или пинать какую-нибудь консервную банку
  • вминать пластилин в картонку или доску
  • в домашних ситуациях можно использовать водяной пистолет или, например, надувные дубинки.
  • Конечно, такие упражнения — лишь методы «быстрого реагирования» и по сути достаточно поверхностны. Для того чтобы коррекция агрессивного поведения была эффективной и успешной, недостаточно использовать только эти методы. Необходимо помочь ребенку отреагировать проблемную ситуацию в целом.

    Причины и последствия детской агрессии

    Кто виноват и что делать, если ребенок стал проявлять агрессию по отношению не только к сверстникам, но и ко взрослым? Родителям важно знать методы профилактики и коррекции агрессивного поведения ребенка.

    Коррекция агрессии у детей раннего возрастаДетская агрессия имеет несколько ключевых причин .
    • самоутверждение и привлечение внимания сверстников и друзей
    • стремление получить желаемое
    • стремление к доминированию
    • месть
    • защитная реакция
    • подчеркивания собственного превосходства с помощью ущемления личности других.

    В каждом втором случае детская агрессия – ошибки родителей: недостаточное или чрезмерное внимание, нежелание общаться и вникать в проблемы детей, нехватка времени. Более жесткие факторы, формирующие поведение агрессивного ребенка, – суровое авторитарное воспитание или неблагоприятная атмосфера в семье, например, родители постоянно ссорятся и срывают злость на ближайшем окружении.

    Что касается психологических факторов агрессивного поведения, то к ним в первую очередь относятся:
    • отсутствие навыков самоконтроля
    • низкий уровень развития коммуникативных навыков и интеллекта
    • примитивная игровая деятельность
    • низкая самооценка
    • проблемы в отношениях с ровесниками.

    Последствия агрессии, оставленной без профилактики и своевременной коррекции, могут быть самыми печальными – от конфликтов со сверстниками до асоциального поведения во взрослом возрасте.

    Виды детской агрессии

    Различают 2 вида агрессии по открытости. Прямая агрессия направлена точно на объект, вызывающий раздражение, она проявляется в виде угроз, хамства и применения силы. Косвенная агрессия обычно направлена на доступные объекты, на которые безопасно выплескивать эмоции. К примеру, если ребенок обижен на отца, он может бить младших братьев и сестер или более слабых сверстников.

    Вербальная агрессия – это угрозы, крики и оскорбления. Экспрессивная агрессия сводится к несловесным средствам выражения: мимике, жестам и т.п. Физическая агрессия проявляется в виде грубого применения силы, например, драки и порчи вещей. Аутоагрессия – одна из наиболее деструктивных в долгосрочной перспективе – это самообвинения, самоунижение, нанесения себе телесных увечий, такое поведение особенно часто встречается в подростковом возрасте.

    Инструментальная агрессия используется для получения желаемого, порой неосознанно: ребенок кричит и скандалит в магазине, требуя от матери купить то, что он хочет. Мотивационная агрессия – заранее спланированная, к примеру, школьник бьет одноклассника, который раннее чем-то его зацепил.

    Внимательное наблюдение и анализ «предыстории» детской агрессии поможет ответить на вопрос, почему ребенок так себя ведет и что с этим делать.

    Агрессивный ребенок – что делать?

    Во-первых, стоит отказаться от требовательности, граничащей с тиранией – это только усугубит склонность ребенка к агрессии. Требования к ребенку должны быть разумными, соответствующими его возрасту и способностям.

    Также стоит проследить за собой: какой пример вы подаете ребенку? Позволяете ли с супругом ссориться и оскорблять друг друга при нем? В методах воспитания отец и мать должны быть едины и последовательны, чтобы у детей не формировались двойные стандарты.

    Что касается реакции на агрессию, то стоит помнить несколько простых правил. Моментальное и жесткое наказание за драку или ругань не даст нужного эффекта: ребенок будет скрывать реакции от родителей, но начнет срывать злость на других. При этом попустительство также недопустимо, ребенок всегда чувствует неуверенность и колебания родителей. Профилактика агрессии – это постепенное и планомерное формирование доверительных отношений, теплых и искренних.

    Для образного сравнения представьте, что коррекция запущенной агрессии напоминает приручение дикой лошадки – силу и слабость она не признает, а единственное, что может сработать – доверие.

    Конкретные методы коррекции сводятся к следующим шагам:
    1. Научить выражать ребенка гнев в приемлемой и адекватной форме.
    2. Научить владеть собой в любой ситуации.
    3. Отработать приемы и навыки общения в конфликте.
    4. Помочь формированию эмпатии.

    Источники:
    razvitiedetei.info, nashidetki.net, ilive.com.ua, mama.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное