Незрелость нервной системы у ребенка 3 года

Важные советы о том, как укрепить нервную систему ребенка

Детская нервная система формируется постепенно, с ростом ребенка, но именно в силу ее незрелости у детей часто возникают симптомы повышенной возбудимости: плаксивость, капризы, испуги от любого шороха и гиперактивность.

Чтобы эта особенность организма не переросла в невроз, нужно принимать меры, поэтому позвольте дать вам несколько советов на тему «Как укрепить нервную систему ребенка».

Правильное питание

Старайтесь избегать полуфабрикатов, сладких газированных напитков и продуктов, имеющих в составе искусственные красители и ароматизаторы.

В рацион ребенка обязательно должны входить:

  • жирная рыба (особенно лосось ) — источник омега-3 ненасыщенных жирных кислот
  • яйца — это не только белок . но и холин . помогающий развивать клетки мозга и укреплять нервную систему
  • сливочное и арахисовое масла — это отличный источник витамина Е . являющегося антиоксидантом для защиты нервных клеток
  • овсянка — богатый источник витаминов и минералов . необходимых для работы клеток мозга
  • ягоды — это не просто лакомство, но и очень полезные продукты, укрепляющие организм и предотвращающие различные заболевания
  • фасоль — поддерживает правильную работу мозга и нервной системы, поскольку содержит большое количество белков и углеводов . клетчатки и витаминов с минералами .
  • молоко и йогурт — обеспечивают белками и витаминами, необходимыми для поддержания функций нервной системы и формирования тканей мозга также содержат углеводы — основной источник энергии для мозга ребенка
  • постная говядина — насыщает организм минералами, железом и цинком . который улучшает память.
  • Минералы и витамины

    Обязательно проводите витаминотерапию в разгар простудных заболеваний. Недостаток витаминов и минералов, необходимых для развития и нормального функционирования организма, приводят к ухудшению настроения, снижению памяти и способности к обучению.

    Так, нехватка кальция напрямую влияет нанервную систему, в результате его дефицита наблюдаются не только гиперактивность, но и тики, нервные спазмыи судороги.

    Витамины А . В12 и фолиевая кислота жизненно необходимы для полноценного функционирования нервной системы, они непосредственно влияют на клетки мозга и поддерживают способность к учебе и запоминанию.

    Как укрепить нервную систему упражнениями

    Давно известно, что физические упражнения хорошо влияют не только на тонус организма. Они способствуют развитию мозга, улучшают настроение и снижают риск появления заболеваний нервной системы.

    Плавание и закаливание подходят для детей всех возрастов. Детям постарше поможет укрепить нервную систему йога . Да и малышей вполне можно научить глубоким вдохам: 12 вдохов, выполненных утром, снижают частоту сердечных сокращений и приводят в действие механизм релаксации (полного расслабления).

    Соблюдайте режим дня

    Доктора всех времен и народов не устают повторять: для ребенка чрезвычайно важен режим. Обеспечьте малышу полноценный отдых: спокойный сон днем и ночью как нельзя лучше помогает укрепить нервную систему. Старайтесь укладывать его спать в одно и то же время и устраивать ежедневные прогулки, насыщая организм кислородом.

    Положительные эмоции

    Обеспечьте ребенку положительные эмоции (как известно, смех — лучшее лекарство). К каждому малышу должен быть свой подход: кто-то будет рад отправиться на прогулку с родителями, кто-то любит кататься на каруселях, а кому-то за счастье поехать в гости к бабушке или просто посидеть рядом с мамой и посмотреть мультики.

    Мы всегда старались чтобы рацион нашего сына был разнообразен, не зависимо от времени. Но вот как только стали ходить в сад, то поняли, что нужно еще что-то, для успокоения нервной системы и обратились к неврологу, она кончено нас обрадовала, назначив только успокоительное зайчонок в виде мармеладок, на основе сока, трав, с витамином В6 и С. Он не только вкусный, но и полезный, прекрасно помогает справиться с эмоциями, да и для иммунитета не плох.

    хорошо написано на счет питания,вот только детки после года становятся очень привередливыми в еде и многие из перечисленных продуктов наотрез отказываются употреблять(это я о своем чаде).Надеюсь,что таких деток немного?

    Незрелый или слабый ребенок

    Почти 98% детей, по статисти­ческим данным, рождаются незрелыми, то есть беремен­ность, протекающая у современных женщин в неблащполучной экологи­ческой ситуации, заканчивается рож­дением несозревших детей.

    Эта незрелость прежде всего касается центральной нервной систе­мы, поэтому даже нормальные роды являются травмирующими для таких детей. Что же тогда говорить о женщи­нах с патологией беременности или отягощенной наследственностью? О незрелости нервной системы новоро­жденного можно судить по многим признакам: это беспокойство или, нао­борот, вялость ребенка, частый немо­тивированный крик, нарушения сна, упорные срыгивания, изменение мышечного тонуса ( чаще всего его повышение), дрожание подбородка и кистей рук, не зависящее от того, замерз ребенок или нет, и усилива­ющееся при возбуждении, крике, плаче и т. д. цианоз ( синюшность) носогубного треугольника, мраморный рисунок кожи, что свидетельствует о нарушении регуляции сосудистого тонуса, кратковременные остановки дыхания, поперхивание во время еды и питья, судороги, глазодвигательные нарушения и др. Ребенок бурно реаги­рует на любое раздражение: звук, свет, перемену положения тела, корм­ление грудью, вздрагивает, вскиды­вает ручки, кричит, плачет. Он пуглив, всего боится.

    При повышении тонуса мышц-раз­гибателей спины дети часто выги­баются лежа на спине или запрокиды­вают голову, как бы рассматривая что-то на потолке у себя за головой. При асимметрии мышечного тонуса могут появиться признаки кривошеи: ребе­нок все время поворачивает голову в одну сторону или изгибает туловище дугой вбок и не может лежать из-за этого на животе, так как все время заваливается на этот бок, не может переворачиваться со спины на живот в какую-то одну сторону, так как перетя­гивают мышцы, асимметрично натяну­тые. Лечение в этом случае, конечно же, отличается от лечения истинных мышечных кривошей, связанных с повреждением самой кивательной мышцы, и требует специальных рас­слабляющих приемов.

    Вследствие повышения мышечного тонуса в руках кулачки у ребенка сильно сжаты, а ручки согнуты в локте­вых суставах, и их с трудом можно раз­вести в стороны. Позднее ребенок испытывает затруднения, пытаясь взять игрушку в руки или целенаправ­ленно двигать рукой. Когда такие дети лежат на животе, ручки у них чаще всего вытянуты в стороны или назад, а не согнуты перед грудью.

    При повышении мышечного тонуса в ногах ребенок сильно вытягивает ноги, особенно в носочках, напрягая их. Когда его ставят на ноги, опирается не на всю стопу, а на носочки, как балери­на. Он не может шагать, так как не сгибает ноги в коленных суставах, или идет, цепляя одну ногу за другую, перекрещивая стопы или косолапя и поджимая пальцы ног. Лежа на спине ребенок сопротивляется, когда роди­тели хотят согнуть его ноги в коленных и тазобедренных, суставах и развести их в стороны. Совершенно очевидно, что повышение мышечного тонуса будет серьезным препятствием для освоения ребенком основных движе­ний, которые, как правило, формиру­ются до трех лет.

    При повышенном тонусе мышц-раз­гибателей спины, например, ребенок не сможет самостоятельно сесть и сидеть — его будет покачивать назад, из-за чего он все время будет падать на спину, хотя лежа на животе этот ребенок очень рано начинает дер­жать голову ( еще до месячного воз­раста).

    При повышенном мышечном тонусе в руках ребенок не сможет совершен­ствовать ручную умелость, которая играет важную роль и в его речевом, и в его умственном развитии. Из-за этого нарушается и познавательная дея­тельность ребенка через игрушки. В более старшем возрасте ребенок плохо обучается письму, рисованию и другим важным функциям ручной уме­лости. Понятно, что это серьезно затормозит его развитие.

    При повышении мышечного тонуса в ногах будут страдать основные дви­гательные навыки по ползанию, ходь­бе, бегу, прыжкам, лазанью, причем эти затруднения могут сохраниться и в более старшем возрасте в виде нелов­кости, неустойчивости, частых паде­ний. У таких детей всегда возникают проблемы на уроках физкультуры, хотя, например, научаются стоять они довольно рано — в 5—6 месяцев.

    У одних детей по мере дозревания нервной системы безо всяких спе­циальных методов коррекции эти сим­птомы исчезают. У других задержива­ются довольно долго, мешая выра­ботке правильных динамических сте­реотипов движения. А ведь двигательные стереотипы сохраняются всю последующую жизнь, лишь несколько совершенствуясь.

    У грудничков движения являются основным действием, стимулирующим развитие всего организма, работу всех органов и систем. Поэтому справедли­вым будет наше стремление выявить у ребенка все его недостатки, не ожи­дая, чтобы они сгладились сами, и про­вести их коррекцию. Не выжидать пас­сивно, когда ребенок сам научится чему-либо, а заранее обучить его необ­ходимому навыку, помогая преодолеть отставание в развитии, — такого пра­вила должны придерживаться родите­ли, воспитывая ребенка.

    Идея опережающего, преждевре­менного развития вполне согласуется с тем, что незрелому мозгу ребенка предстоит вскоре ощутить огромное информационное воздействие и стрес­совые факторы цивилизованного общества. А ведь педагоги давно жалу­ются, что многие дети плохо усваи­вают или неспособны усвоить школь­ную программу. Классы даже стали делить на подгруппы: умные дети, не очень умные и совсем не умные. И таких совсем не умных стало так много, что решено даже не оставлять их на второй год. При этом многие дети недостаточно физически развиты, со слабо развитой мускулатурой, с плос­костопием, нарушениями осанки, ис­кривлениями позвоночника, плохим зрением, подвержены разным заболе­ваниям.

    Все мы родом из детства. Поэтому так важно родителям научиться видеть, в чем их ребенок отстает от нормального развития, и уметь преодо­леть это отставание через физическую культуру и психическое совершенство­вание с первых дней жизни ребенка, постепенно готовя его к нелегким, но счастливым годам школьного детства и юности.

    Как же развивать двигательные навыки у детей с первых дней жизни? Обязательно используя врожденные безусловные рефлексы. Например, хватательный. Когда ребенок крепко ухватится за мамины пальцы, его легко приподнять над столом или кроваткой. Он повиснет на ваших руках, как на турнике ( удерживать его будет нор­мальный физиологический мышечный гипертонус), потом расслабит мышцы. Все, упражнение окончено. Положите ребенка на стол или в кроватку. Посте­пенно, по мере тренировки мышц время висов и раскачивания увеличи­вается. Скоро вы сможете раскачи­вать ребенка в воздухе довольно долго к его неописуемой радости, кото­рая проявляется в гулении, повизгива­нии, улыбке и смехе.

    Кстати, о турниках. Подобное нехи­трое приспособление можно устроить прямо в кроватке ребенка и в коляске, закрепив круглую палочку на высоте его вытянутых ручек. Закрепить такой турничок можно жестко, привязав его к боковым стенкам кроватки, или мяг­ко, на резинках — получится подвиж­ная трапеция и первый в жизни ребенка эспандер с резиновой тягой. Случайно дотронувшись до палочки, ребенок ухватится за нее и будет подтягиваться. Помогите ему в этом, подставив под спинку ладонь. Насту­пит время, когда, подтянувшись, ребе­нок сядет, встанет на колени, на ноги. Некоторые дети забрасывают на тур­ничок ноги и делают мостик на лопатках или полуберезку — тоже полезные упражнения для мышц туло­вища. Во всяком случае, такое приспо­собление гораздо полезнее, чем погре­мушки, подвешенные перед ребенком. Если их повесить по правилам ( на рас­стоянии 50 см от ребенка и под углом 30°), чтобы не нарушить зрение, он их достать никак не сможет, а если пове­сить так, чтобы их можно было достать, тогда будет страдать зрение, например, разовьется косоглазие.

    Если ребенок очень слабенький, с пониженным мышечным тонусом, при поднимании за руки висит, как лапша, или у него откидывается назад голова, его все равно нужно тренировать в висе. Только делать это надо осторож­но: чуть-чуть подтянуть за ручки, поддерживая под головку, слегка при­поднять над столом на очень короткое время и отпустить. Таких детей очень полезно почаще держать на руках в вертикальном положении, прижимая спинку ребенка рукой к своему туло­вищу или положив его животом на свой бок. Пусть он рассматривает окружа­ющий мир и тренирует заодно мышцы шеи и туловища.

    Полезны также упражнения типа самолет — парение в воздухе на животе. Папа или мама поддерживают ребенка за туловище кольцеобразным захватом рук. Выполняя это упражне­ние, меняйте положение ребенка: покачивайте в стороны, вперед-назад, вбок, вращайте по кругу, переводите в положение на спине ( ножки при этом упираются в живот родителя) или в вис вниз головой, вплоть до переворота через голову и возвращения в исход­ное положение.

    Все эти упражнения не только укре­пляют мышцы шеи, туловища и живота, но и развивают вестибуляр­ный аппарат, который влияет на разви­тие интеллекта у ребенка. Посмотрите на малыша, который долго предостав­лен самому себе ( например, лежит без мамы в больнице): он раскачивается, как медвежонок, из стороны в сторону, мотает головой, становится на четве­реньки — головой вниз. Ребенок сам себя тренирует, испытывая двигатель­ный голод. Недаром маленькие дети так любят качели и карусели. Они готовы бесконечно кружиться и раска­чиваться!

    Для развития ручной умелости, для тренировки работы пальцами повесьте на боковых стенках кроватки погремушки так, чтобы ребенок мог дотя­нуться до них. Он будет тренироваться поворачивать сначала голову, а затем и туловище вбок ( для симметричной тренировки укладывайте ребенка после каждого кормления головой в разные концы кровати, тогда он будет поворачиваться то вправо, то вле­во к игрушкам, источнику звуков).

    Не бойтесь часто брать ребенка на руки во время его бодрствования. Это не избалует ребенка и не сделает его капризным. Он не привыкнет к рукам. Получив достаточное количе­ство информации и движения, он с удо­вольствием полежит в кроватке и отдохнет, позанимается сам с игруш­ками и турничком и заснет. Когда ребе­нок плохо засыпает и капризничает, тоже не бойтесь взять его на руки, успокоить, покачать, убаюкать песен­кой. Ребенку необходим тесный кон­такт с матерью. Как внимательно он смотрит маме в глаза, а когда она отхо­дит от него, каким умоляющим стано­вится его взгляд, он будто просит: Возьми меня на руки! — и этот кон­такт нужен ребенку довольно долгое время — лет до 3—4, не менее.

    Ребенок должен насытиться во время бодрствования движениями и впечатлениями, а это возможно только при условии, что он находится у рас на руках. Постарайтесь по возможности выполнять несложные домашние дела, держа ребенка на руках и рассказывая ему обо всем, что вы делаете, что он видит вокруг. Так при максималь­ной экономии нашего дефицитного времени ребенок будет психически со­вершенствоваться, получая необходи­мую информацию для развития интел­лекта.

    Очень важно, чтобы буквально с пеленок ребенок учился получать удовлетворение от двигательных и эмоциональных нагрузок, а не только от принятия пищи. Ребенок от рожде­ния видит, слышит, обоняет, осязает и чувствует, обладает эмоциями — все эти ворота для информации должны использоваться пропорционально, тог­да можно рассчитывать на гармонич­ное развитие личности.

    Для восстановительных процессов в утомленных мышцах ( у грудных детей постоянно двигаются ручки и ножки и помимо нашей гимнастики), улучшения их питания, а также для нормализации выделительной функции кожи и спо­собности ее принимать биоэнергети­ческую информацию из окружающей среды через биологически активные точки ребенка надо ежедневно купать и массировать, а также постоянно обнажать разные участки тела. Поста­райтесь как можно раньше избавиться от пеленок и надевать на ребенка пол­зунки, трусики и рубашечки, причем у ползунков можно сразу же отрезать нижнюю часть, чтобы стопы были все время обнажены.

    Наталья Полонская, врач-полеолог

    Подписаться на обновления

    Тремор у детей до года

    С первых дней жизни новорожденному ребенку свойственно совершать резкие спонтанные движения. Если речь идет о первенце, подобное состояние может изрядно напугать маму и папу, поскольку они еще не научились отличать нормальное состояние от патологического. Одним из таких проявлений является тремор у новорожденных.

    Тремор — это планомерные подергивания ручками и ножками, подбородка, в редких случаях головы. Нередко наблюдается гипертонус мышц (у младенцев также считается нормой). Все это в совокупности не должно вызывать тревоги, так как объясняется незрелостью нервной системы малыша. Поэтому возбужденное состояние наблюдается чуть ли не у каждого второго новорожденного, как правило, во время плача.

    Тремор нижних и верхних конечностей, а также дрожь подбородка или губ встречается чаще у недоношенных детей. Редко дрожит голова вследствие недоразвития мозговых структур с центрами нервных окончаний. Дополняет выраженность клинической картины повышенный уровень норадреналина — гормона надпочечников, содержащегося в крови.

    До 3 месяцев, пока нервная система развивается и укрепляется, тремор у новорожденных не считается чем-то из ряда вон выходящим. Хотя таких детей необходимо постоянно наблюдать, особого лечения не требуется.

    Причины

    Судороги у новорожденного не появляются на ровном месте. Однако не все причины, их вызывающие, опасны. Некоторые даже физиологичны. Рассмотрим основные из них.

  • Недоразвитие нервной системы. Как уже было отмечено ранее, ЦНС на период рождения не способна выполнять все функции, возложенные на нее, что и вызывает судороги у новорожденных в виде подергиваний. Кроме того, на стадии окончательного формирования находятся и надпочечники с их нервными центрами. Они ответственны за выброс в кровь повышенного количества норадреналина, а это еще одна причина дрожания рук и других частей тела.
  • Роды раньше срока. Преждевременное рождение всегда становится испытанием для младенца, ведь ему намного труднее приспособиться к большому миру вне материнской утробы. Хотя все отделы нервной системы уже сформированы, проводящим путям еще нужно время, чтобы дозреть. Вот и происходят определенные сбои в виде треморов, слабого мышечного тонуса, ослабленного сосательного рефлекса и т. д.
  • Гипоксия. Еще когда ребенок находится в утробе матери, есть риск развития кислородного голодания вследствие перенесенной инфекции, многоводия и угроз прерывания беременности. А роды вообще травматичный процесс, сопровождающийся колоссальным давлением на мозг плода. Нехватка кислорода способствует развитию подергиваний.
  • Незрелость нервной системы у ребенка 3 года
    Роды, состоявшиеся на 28-37 неделе, считаются преждевременными. Нервная система, как и весь организм, еще не готовы к появлению на свет малыш нуждается в дополнительной помощи и уходе

    Симптоматика

    Клинические проявления дрожи у месячного малыша довольно разнообразны. Чаще других частей тела подергивается нижняя губа вместе с подбородком. Вздрагивания ручками происходят гораздо реже.

    Возможная вариация физиологичного тремора — его несимметричность, то есть дергается одна рука и одна нога. При симметричной дрожи подергивания слабовыраженные, все движения с маленькой амплитудой и ритмичны. Длится такое состояние в течение нескольких секунд, возникая спонтанно или после нервного стресса: купания (в случае, когда крохе не нравится процедура) или обычного плача.

    Если у ребенка наблюдаются подобные симптомы, лечение не требуется. Опасения должны возникать, когда тремор по прошествии первого триместра жизни не исчезает, а его интенсивность, наоборот, нарастает. В случае, когда сохраняются спонтанные резкие движения без видимых на то причин, обязательно покажитесь неврологу.

    Опасные судороги

    Судороги у новорожденного могут быть не такими уж безобидными и указывать на развитие серьезной болезни нервной системы. Но при тяжелом заболевании судорожный синдром — далеко не единственный признак. Могут наблюдаться гипертонус мышц, нарушенная координация движений, отставание в развитии, частые срыгивания и т. п. У детей в возрасте до года причиной возникновения судорог становятся следующие заболевания:

  • метаболические нарушения (недостаток кальция, магния, низкая концентрация глюкозы в крови, повышенное содержание билирубина)
  • нарушенный обмен аминокислот, витаминов, жиров или углеводов
  • повышенное внутричерепное давление
  • энцефалопатия по гипоксическому типу
  • мозговое кровоизлияние
  • сепсис.
  • У грудных малышей судорожный синдром в большей степени сопровождается двигательной активностью, чем у новорожденных.

    Незрелость нервной системы у ребенка 3 года
    Высокая температура во время болезни может спровоцировать у маленьких детей развитие фебрильных судорог

    Еще один опасный вид судорог — фебрильные. Они возникают при инфекционных заболеваниях (ОРВИ, пневмония, отит) в сопровождении жара. Их появление — это реакция организма на высокую температуру у детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет. Если у ребенка в 1 год были зафиксированы подобные приступы на фоне жара, до 2 лет таким детям рекомендуют сбивать даже невысокую температуру тела в пределах 37,5 o C.

    Связь тремора с появлением зубов

    Когда у малютки прорезываются один за другим зубки, кроха испытывает неведомый ранее для него дискомфорт. Места, где зубы наклевываются, болят и чешутся, поэтому ребенок часто капризничает по поводу и без него, находясь при этом в состоянии нервного возбуждения. Ввиду таких обстоятельств тремор может быть напрямую связан с ростом зубов.

    Для облегчения боли используют специальные гели с охлаждающим и обезболивающим эффектом. Среди них Дентинокс, Дентол беби, Калгель, Беби дент капли.

    Способы лечения тремора

    В первую очередь отметим, что именно специалист в области неврологии определяет, нужно ли лечить младенческий тремор. Все действия и методы лечения направлены на успокаивание и расслабление нервной системы. Если имеет место судорожный синдром на фоне неврологических заболеваний, в схему лечения включаются медикаменты.

    Врач может порекомендовать принятие ванн с отварами мелиссы, валерианы или мяты, которые делают через день (слишком частое принятие травяных ванн может спровоцировать аллергическую реакцию). Кроме того, показаны расслабляющие массажи, лечебная гимнастика и плаванье — все, что снимает тонус мышц.

    Как сделать массаж

    Первые курсы массажа проводят не ранее 5 недель жизни ребенка. Малыша укладывают на твердую поверхность. В помещении, с одной стороны, должно быть свежо, с другой — не холодно. Начинать выполнять движения рекомендуется через 30-40 минут после еды. Самое подходящее время суток — первая половина дня.

    Перед процедурой руки тщательно моются, ладошки растираются, чтобы были теплыми. Согласно технике безопасности, дабы не травмировать малыша, кольца и браслеты с мамы (массажиста) снимаются, ногти обязательно коротко подстригаются. Знакомая обстановка, например, своя комната, и отсутствие попадания солнечного света на личико сделают процедуру более комфортной и приятной.

    Основное правило: все движения осуществляются от края к центру, например, от стопы вверх к паховой зоне, от пальчиков на руке к плечу и т. д.

    Техника массажа включает в себя:

  • поглаживание
  • растирание
  • вибрационные движения
  • разминание.
  • Массаж всегда начинается с поглаживаний. Они активизируют мышечную систему и в то же время расслабляют организм. Затем приступают к растираниям и разминаниям: спиралеобразными движениями массируется каждая часть тела, что вызывает приток крови к тканям и органам, насыщая их кислородом.

    Вибрационные движения включают в себя похлопывания, покачивания и рубание. Обычно применяются при массаже спины. Однако зона почек и позвоночника не подвергается таким манипуляциям. Заканчивается массажный сеанс также поглаживаниями.

    Перед сном рекомендуется сделать несколько успокаивающих упражнений:

    1. «Часики». По часовой стрелке гладится животик в течение 5 минут. Упражнение особенно полезно при кишечных коликах.
    2. «Молоточек». Малыш лежит на спине. В одну руку берется стопа, а другой по внешней стороне постукивают слегка кулачком, будто молоточком. То же проделывают со второй ножкой.
    3. «Топтыжкин». Исходное положение — на животе. Перед крохой кладут игрушку. Когда он за ней тянется, активизируются мышцы спины и шеи. В это время кулачками разминаются ягодицы.
    4. «Елочка». Поглаживающие движения производят под углом по отношению к позвоночнику, начиная со спины и заканчивая копчиком.
    5. «Гуси и куры». Производятся легкие пощипывания кожи спины, крупные и мелкие. При этом можно рассказывать сказку о том, как гуси вышли травку пощипать, к ним присоединились курочки и т. д.

    Итак, тремор у грудничков – явление обычное и вполне объяснимое с точки зрения физиологии. Однако если в поведении малыша вы замечаете какие-либо отклонения или дрожание со временем не проходит, а становится более интенсивным, покажитесь специалистам.

    Причины тремора у новорожденного и стоить ли опасаться дрожания подбородка и конечностей у грудничка

    Незрелость нервной системы у ребенка 3 годаТремор у младенцев является чаще всего подергиванием ручек и подбородка . Аналогично мышечному гипертонусу, тремор считается признаком отсутствия достаточного уровня зрелости нервной системы малыша, её значительной возбудимости.

    Чаще всего сокращения мышц у новорождённых фиксируются периодически во время сильного испуга, крика, плача, фазы быстрого сна (при этом заметны движения глаз) или чувства голода.

    Если интенсивность тремор у новорожденных высокая, а амплитуда мелкая, значит таковы особенности нервной системы новорождённого.

    Тремор – довольно частое явление, встречающееся приблизительно у половины новорождённых, и в первые месяцы жизни считается нормой (к 3-4 месяцам все признаки тремора должны исчезнуть).

    Тремор подбородка у новорожденного в возрасте до 1 года также редко вызывает опасения и не требует лечения, поскольку часто это доброкачественное, зависящее от возраста, специфическое состояние нервной системы.

    Вместе с тем, если родители заметили тремор у ребенка, лучше посоветоваться с педиатром.

    Нервная система младенца очень гибкая и весьма восприимчива к внешним влияниям, поэтому правильное лечение может легко её нормализовать и восстановить.

    Причины тремора у грудничков

    Причинами тремора чаще всего могут быть:

  • незрелость нервной системы
  • гипоксия плода
  • преждевременные роды.
  • Незрелость нервной системы

    В первые недели жизни младенца у него отсутствует координация движений, нервная система отличается незрелостью. Эти факторы и вызывают тремор конечностей у новорожденных.

    Гипертонус мышц также повышает вероятность возникновения тремора. Также во время проявления эмоций, в крови у малыша может наблюдаться повышенное содержание норадреналина.

    Гипоксия плода

    На протяжении беременности и во время родов существует риск появления нарушений плацентарного кровотока, что может негативно повлиять на процессы в головном мозге. Гипоксия может быть следствием:

  • внутриутробной инфекции
  • нарушения функциональности плаценты
  • кровотечения
  • повышенного тонуса матки (угроза выкидыша)
  • многоводия.
  • Проблемы с нервной системой ребёнка могут быть вызваны как стремительными родами, так и слабой родовой деятельностью . также отслоением плаценты и Незрелость нервной системы у ребенка 3 годаобвитием плода пуповиной.

    Выше названные факторы затрудняют доступ кислорода к головному мозгу, что приводит к появлению тремора тремор рук, ног и подбородка у новорожденных.

    Преждевременные роды

    Недоношенный ребёнок чаще всего подвержен тремору губ, ножек иди подбородка.

    Это происходит оттого, что их нервная система в принципе не отличается зрелостью. Ей приходится завершать своё формирование уже вне утробы матери, где нет, и не может быть сколько-нибудь приближённых к ней условий, даже в случае адекватного и тщательного ухода.

    Тремор каких органов чаще всего присутствует у младенцев?

    Чаще всего у новорождённых наблюдается:

  • тремор головы (причина – незрелость нервной системы)
  • тремор рук (реже ног), подбородка и губ (причина – недоношенность).
  • В каких случаях необходимо целенаправленное лечение

    Если признаки тремора наблюдаются дольше 3-х месяцев, распространяются на ножки и голову, и не связаны с особенностями нервной системы или чувством голода, то это должно вызывать тревогу у родителей.

    Таким образом могут проявляться:

  • внутричерепное кровоизлияние
  • гипергликемия
  • гипокальциемия
  • гипоксически-ишемическая энцефалопатия
  • гипомагнезиемия
  • наркотический абстинентный синдром
  • сепсис и повышенное внутричерепное давление.
  • Целенаправленное лечение тремора у новорожденных является обязательным после перенесённой черепно-мозговой травмы или инфекционного заболевания.

    В таких случаях систематическое наблюдение должен проводить детский невролог.

    Методики лечения

    Методика лечения тремора рук, ног, головы у ребенка направлена на восстановление здоровья малыша в целом и нервной системы в частности.

    Рекомендаций детского невролога следует неукоснительно придерживаться.

    Массаж при треморе у грудничка

    Незрелость нервной системы у ребенка 3 годаКроме этого, родителям обязательно нужно создать вокруг своего малыша приятную, уютную и доброжелательную обстановку, систематически делать массаж своему малышу (он способствует расслаблению), прививать навыки плавания (это реально даже в домашней ванне), заниматься с ним лечебной гимнастикой.

    Такие усилия родителей не пройдут даром.

    Легче всего в домашних условиях освоить технику массажа для новорождённых (с возраста 5-6 недель). Педиатр обязательно научит маму и папу основным массажным движениям, на основе которых далее можно переходить к выполнению разнообразных упражнений.

    Базовыми движениями массажа являются:

    Основное правило – все массажные движения выполняются от периферии к центру (по ходу суставов).

    Не последнюю роль играет психологический настрой малыша и его физический комфорт во время массажа:

    1. Помещение нужно проветрить, для этого понадобится 20-30 минут (если на улице тёплая погода, то массаж можно проводить при открытом окне)
    2. Руки должны быть сухими, нужно снять браслеты и кольца, ногти подстричь
    3. Прежде, чем начать массаж, следует встряхнуть кисти рук и потереть ладони друг о друга, чтобы они стали тёплыми
    4. Сеанс массажа проводится в часы активного бодрствования малыша, всегда необходимо следить, чтобы он пребывал в хорошем настроении. Если настроение портится, нужно на какое-то время остановиться, развеселить ребёнка и можно продолжать
    5. Место проведения массажа должно быть знакомым малышу, удобно это делать на столике для пеленанияНезрелость нервной системы у ребенка 3 года
    6. Ребёнку ничто не должно мешать, например, светящее в глаза солнце
    7. Делая массаж, полезно разговаривать с малышом, улыбаться, петь песенки, лучше, если мимика лица будет эмоционально богатой
    8. Массаж всегда сопровождается поглаживанием
    9. Ароматические масла или присыпку использовать не нужно, чтобы не забивать нежные поры (лучше взять для целей массажа обычные средства, используемые для ежедневного увлажнения)
    10. Самый высокий эффект от массажа наблюдается перед водными процедурами
    11. Движения должны быть плавными. Массаж начинают с личика: при этом нужно обязательно погладить кроху по бровкам и по крылышкам носа.

    Можно ли применять новорожденным лекарство Диакарб - отзывы врачей и пациентов, противопоказания и показания к медикаменту мы собрали в одном обзоре.

    Основные упражнения

    Вот несколько основных упражнений:

    1. «Молоточек» . Когда ребёнок лежит на спине, нужно одной рукой обхватить правую стопу, а кулаком другой постучать по внешней стороне ноги снизу вверх. Далее упражнение повторяется со стопой другой ноги.
    2. «Гладим ручки» . Ручка малыша фиксируется левой рукой, а правая аккуратно обхватывает плечо. Опускаясь к запястью, следует производить потряхивающие движения. Упражнение делают 2-3 раза и переходят к другой руке. Используя подобную тактику, можно выполнять упражнение «Гладим ножки».
    3. «Часики» . Упражнение помогает также детям, имеющим проблемы с кишечником. Животик малыша необходимо поглаживать 5-7 минут по часовой стрелке.
    4. «Топтыжка» . Младенец лежит на животике, а массажист кулаками нежно разминает ягодички. Чтобы занять малыша, перед ним рекомендуется положить яркую интересную игрушку. Он будет смотреть на неё, тянуться к ней и таким образом задействуются спинные и шейные мышцы.
    5. «Елочка» . По направлению от спинки к кобчику и под углом к позвоночнику необходимо производить поглаживающие движения.

    Выводы

    Педиатрия оперирует понятием критического времени развития ребёнка после рождения, особенно это относится к нервной системе, нарушения в работе которой и могут вызвать тремор у новорожденных.

    Критическими периодами считаются 1-й, 3-й, 9-й и 12-й месяцы жизни малыша, когда нервные окончания отличаются высокой чувствительностью и любое отклонение от нормы может привести к развитию определённых патологий.

    Чтобы предупредить развитие серьёзных проблем . которые могут быть причиной тремора, настоятельно рекомендуется систематическое наблюдение за здоровьем ребёнка. Заметив признаки тремора у новорождённого, не нужно паниковать, но обязательно стоит обратиться к специалисту-неврологу.

    Видео: Массаж и зарядка для грудничка

    Особенности массажа и утренней оздоровительной зарядки для новорожденных деток. Что следует знать и выполнять.

    Источники:
    www.happy-giraffe.ru, kraszdrav.su, mladeni.ru, neurodoc.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное