Обучение детей с умственной отсталостью статья

Обучение детей с умственной отсталостью: как обучать умственно отсталых детей?

У обычных детей множество способов обучения: они наблюдают, что происходит вокруг, имитируют других детей и взрослых, используют память и логику.

Методики обучения детей с умственной отсталостью

Ребенок воспринимает не только слова окружающих, но также их мимику и жесты. Однако умственно отсталый малыш не способен уловить многие из этих нюансов, поэтому нужно максимально упростить способы выражения своих мыслей. Неопределенные жесты, незаконченные предложения и сложные идеи лишь запутают малыша.

Дружба с людьми всех возрастов, в пределах семьи и вне ее, играет важную роль в развитии умственно отсталого ребенка.

Обучение детей с умственной отсталостью статья

То же самое с действиями. То, что кажется очень простым для нормального ребенка - еда, одевание, - может вызывать большие проблемы у умственно отсталого ребенка, который не способен запомнить, как он это делал вчера и зачем это вообще нужно делать.

Наиболее приемлемый способ обучения такого ребенка бытовым навыкам - разбить работу на несколько простых этапов и обучать каждому этапу отдельно, переходя к следующему лишь после твердого усвоения предыдущего. Это отнимает много времени, но зато позволяет добиться устойчивого результата.

Например, чтобы ребенок ел ложкой, его нужно обучить нескольким отдельным действиям: правильно держать ложку, зачерпывать ложкой пищу, подносить ее ко рту, открыть рот, брать пищу с ложки и жевать ее, возвращать ложку в тарелку. То же с одеванием. Одевание брюк, к примеру, можно разбить на следующие этапы: открыть шкаф, взять брюки, правильно повернуть их, одеть на одну ногу, затем на вторую, натянуть их.

Поскольку умственно отсталые дети нередко не понимают, зачем делать то, о чем их просят, они остро нуждаются в знаках одобрения. Простого «молодец» тут недостаточно. Лучшим способом будут объятия, поцелуи и много слов похвалы. Процессу обучения поможет также награда в виде любимой сладости.

Игры для умственно отсталых детей

Как отмечают педиатры. игры - наиболее важная часть жизни ребенка. Играя в одиночестве, он учится быть самостоятельным, а в игре с другими детьми приобретает социальные навыки. Но некоторые умственно отсталые дети не умеют играть. И в этом им нужна помощь - иначе они будут лишены жизненно важного опыта.

В частности, сложность игрушек должна соответствовать не возрасту, а реальному уровню развития ребенка. Стоит начать с игрушек, импонирующих личности ребенка. К примеру, если он любит громкие звуки, возможно, подойдет пластмассовый молоток, с помощью которого можно забивать «гвозди» в отверстие. Вам нужно будет потратить время на то, чтобы показать ребенку, как использовать игрушку, но в конце концов он сможет пользоваться ею сам.

При подборе игрушек посоветуйтесь с учителем или детским психологом.

Очень важно, чтобы малыш играл с другими детьми, иначе он не научится общению. В некоторых детских учреждениях для умственно отсталых детей есть игровые площадки, ориентированные на работу с конкретными проблемами развития кроме того, специальные школы-интернаты нередко принимают детей с самого раннего возраста. Если умственное отставание ребенка умеренное, он может играть с обычными детьми не только они помогут ему - он тоже способен дать многое своим сверстникам.

Сейчас читают

  • ЧЕМ ЗАМЕНИТЬ МОЛОКО В РАЦИОНЕ РЕБЕНКА?
  • КАК КУПАТЬ НОВОРОЖДЕННОГО В ПЕРВЫЙ РАЗ?
  • ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ РЕБЕНКУ УМЕТЬ ПОЛЗАТЬ?
  • КАК Я СОХРАНИЛА ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ
  • КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБИРАТЬ ДЕТСКИЕ БУТЫЛОЧКИ?
  • ЯБЕДА-КОРЯБЕДА. КАК БЫТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ЯБЕДНИЧАЕТ?
  • КАК УЛОЖИТЬ РЕБЁНКА СПАТЬ?
  • Автор материалов статьи: Вера Сидихина

    Это популярно

  • ЧЕМ ЗАМЕНИТЬ МОЛОКО В РАЦИОНЕ РЕБЕНКА?
  • КАК КУПАТЬ НОВОРОЖДЕННОГО В ПЕРВЫЙ РАЗ?
  • ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ РЕБЕНКУ УМЕТЬ ПОЛЗАТЬ?
  • КАК Я СОХРАНИЛА ГРУДНОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ
  • КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБИРАТЬ ДЕТСКИЕ БУТЫЛОЧКИ?
  • ЯБЕДА-КОРЯБЕДА. КАК БЫТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ЯБЕДНИЧАЕТ?
  • КАК МОЖНО БЫСТРО УЛОЖИТЬ РЕБЕНКА СПАТЬ?
  • Проблемы обучения детей с умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности Психология

  • ОБРАЗОВАНИЕ , 
  • КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ , 
  • ИНВАЛИДЫ , 
  • ПРОЕКТ , 
  • EDUCATION , 
  • COMPLEX REHABILITATION , 
  • HANDICAPPED PEOPLE , 
  • PROJECT
  • Аннотация
    научной статьи по психологии, автор научной работы - Попов Геннадий Николаевич

    Наиболее многочисленной категорией аномальных детей являются умственно отсталые дети, подавляющие их большинство страдают олигофренией. Дети-олигофрены отличаются стойкими нарушениями психической деятельности, как в познавательной, так и в эмоциональной сферах. Большое значение для их развития имеют не только биологические, но и социальные факторы, поэтому при создании благоприятных психолого-педагогических условий обучения, прогноз достаточно оптимистичен.The largest number of anomalous children are mental handicapped chidren, most of them suffer from oligophrenia. Oligophrenic children have steady disturbances in mental activity, in both cognitive and emotional spheres. Not only biological, but also social factors play a great role in the development of such children, that is why the prognosis is quite optimistic if favorable psychological condition are created.

    Научная статья по специальности " Социальная психология " из научного журнала "Вестник Томского государственного педагогического университета", Попов Геннадий Николаевич

    Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

    Попов Геннадий Николаевич Проблемы обучения детей с умственной отсталостью // Вестник ТГПУ. 2008. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-obucheniya-detey-s-umstvennoy-otstalostyu (дата обращения: 03.12.2016).

    Попов Геннадий Николаевич Проблемы обучения детей с умственной отсталостью Вестник Томского государственного педагогического университета (2008). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-obucheniya-detey-s-umstvennoy-otstalostyu (дата обращения: 03.12.2016).

    Попов Геннадий Николаевич (2008). Проблемы обучения детей с умственной отсталостью. Вестник Томского государственного педагогического университета URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-obucheniya-detey-s-umstvennoy-otstalostyu (дата обращения: 03.12.2016).

    Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

    Попов Геннадий Николаевич Проблемы обучения детей с умственной отсталостью // Вестник ТГПУ. 2008. №3 С.63-66.

    Попов Геннадий Николаевич Проблемы обучения детей с умственной отсталостью Вестник Томского государственного педагогического университета (2008).

    Попов Геннадий Николаевич (2008). Проблемы обучения детей с умственной отсталостью. Вестник Томского государственного педагогического университета

    Статья по теме:
    Статья УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ:УЧЁТ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

    Умственная отсталость как понятие объединяет разнообразные и многочисленные формы патологий, которые вызваны недоразвитием познавательной сферы. Данная патология поражает лишь развивающийся мозг, то есть в возрасте до 3-х лет: во время внутриутробного развития, при неудачных родах, при травмах или серьёзных заболеваниях раннего или младшего возраста. Недоразвитие познавательной сферы является следствием общего патологического развития психики, и, как сопутствующее ей, недоразвитие и ряда других высших психических функций. Дефект данного рода провоцируют нейроинфекции: энцефалиты и менингоэнцефалиты, а так же интоксикации и черепно-мозговые травмы. Современные этиологические исследования указывают так же на генетический характер умственной отсталости, имея в виду генетические мутации: генные и хромосомные.

    Исходя из данных предпосылок, можно говорить о неоднородности происхождения умственной отсталости, результатом которых является дефект развития психики: недоразвитость, и дезадаптивность. Общая симптоматика такова: мышление тугоподвижно – больным сложно установить логические связи, они неспособны к абстрактному мышлению.

    Скачать:

    Умственная отсталость как понятие объединяет разнообразные и многочисленные формы патологий, которые вызваны недоразвитием познавательной сферы. Данная патология поражает лишь развивающийся мозг, то есть в возрасте до 3-х лет: во время внутриутробного развития, при неудачных родах, при травмах или серьёзных заболеваниях раннего или младшего возраста. Недоразвитие познавательной сферы является следствием общего патологического развития психики, и, как сопутствующее ей, недоразвитие и ряда других высших психических функций. Дефект данного рода провоцируют нейроинфекции: энцефалиты и менингоэнцефалиты, а так же интоксикации и черепно-мозговые травмы. Современные этиологические исследования указывают так же на генетический характер умственной отсталости, имея в виду генетические мутации: генные и хромосомные.

    Исходя из данных предпосылок, можно говорить о неоднородности происхождения умственной отсталости, результатом которых является дефект развития психики: недоразвитость, и дезадаптивность. Общая симптоматика такова: мышление тугоподвижно – больным сложно установить логические связи, они неспособны к абстрактному мышлению. Внимание непроизвольно и нецеленаправленно, сосредоточение как таковое отсутствует. Память в смысловой и ассоциативной сферах очень слабая. Новые знания усваиваются лишь с помощью многочисленных повторений и приведением конкретных примеров. Речь полностью соответствует имеющемуся интеллектуальному дефекту: она недоразвита, словарный запас скуден, фразы построены упрощённо, косноязычно и часто - аграмматично. Иногда наблюдается псевдоаутизм - нарушение контакта, вызванного различными фобиями.

    Большинство умственно отсталых детей обладают недостатком мышечной силы, наблюдаются неточности мелкомоторых движений, сложности выработки произвольных движений. Явное выражение в нарушении поведения у неосложнённой формы умственной отсталости детей не наблюдается. При адекватном воспитании можно научить таких детей контролю за своими действиями и поступками.

    Воспитание и обучение детей с подобного рода дефектами является задачей специальных учебных заведений, образовательный процесс в которых естественным образом отличается от программ обучения в обычных школах. Основными задачами педагога-дефектолога является не только передача знаний, навыков и умений по предметам, но помощь в адаптации подобных детей к социуму.

    Главными принципами школ для умственно отсталых детей являются следующие:

    1. Обучение имеет воспитывающую и развивающую направленность.

    2. Обучение научно и в то же время доступно – то есть основывается на научных достижениях в области специальных психологии и педагогики, и в то же время, учитывая интеллектуальный дефект учащихся, все объяснения даются в простой форме.

    3. Обучение систематично и напрямую связано с жизнью - все приводимые примеры должны быть наглядны и взяты из повседневных необходимостей.

    4. Обучение идёт параллельно с процессом коррекции личности, индивидуально и дифференцировано.

    5. Обучение должно побуждать учеников к сознательным и активным действиям.

    Рассмотрим данные принципы более подробно.

    Понятие направленность обучения обозначает привитие и интериоризацию представлений о нравственности и адекватном поведении в социуме. Данное направление включено в учебный материал и во внеучебную деятельность. Существует 2 группы предметов, которые отвечают этим требованиям: первые воспитывают словом (чтение, география, история, естествознание), а вторые - действием, способствуя адаптации в

    обществе (трудовое обучение, социально-бытовая ориентировка, профессионально-трудовое обучение, физкультура, рисование, музыка). Естественно, эффективность данных мероприятий напрямую зависит от чёткой и продуманной организации, высокого методического уровня подготовки, оснащённости учебных кабинетов и классов, а так же от высокого уровня подготовки учителей.

    Для успешной адаптации умственно отсталых детей необходимы определенные условия, главным из которых является их обучение в специальной школе, учитывающей психофизиологические факторы данного дефекта.

    Несмотря на то, что обучаются умственно отсталые дети элементарным вещам, преимущественно практической направленности, обязательным является познание реального мира с научных позиций. Часто наблюдающиеся случаи неверных, ложных представлений окружающей действительности являются прямым следствием дефекта интеллектуальной сферы, проявляющимся в непонимании сущности явлений абстрактно.

    Говоря об индивидуальном подходе и дифференциации, имеется в виду то, что уровень проявления основного и сопутствующего дефектов у умственно отсталых детей одного и того же возраста различен. Следовательно, одни усваивают материал лучше и быстрее, а другие - медленней. Принцип доступности обучения в специальной школе, таким образом, имеет следующие нюансы: предполагается разный процент усвоения материала в соответствии с имеющимися учебными способностями детей, и в то же время находится возможность разделения их на группы для эффективности усвоения учебной программы. Более того, учебная программа непрерывно совершенствуется, опираясь на многолетнюю практику, разрабатывается оптимальный объём данных для обучения по годам. Непрерывно совершенствуется и методические приёмы, применяемые учителями-дефектологами, а так же методы обучения умственно отсталых детей.

    Систематичное и последовательное обучение - это возможность приведения в логическую систему полученных в специальной школе знаний, которые можно использовать в обычной жизни, повышая адаптацию детей с интеллектуальными дефектами в социуме. Именно это обстоятельство способствует верному формированию картины мира, ибо знания умственно отсталых учеников, как правило, отличаются обрывочностью, неточностью и затруднённостью применения на практике. Учебные пособия создаются таким образом, чтобы весь изучаемый материал по всем предметам был согласован, объединён логической связью, каждая последующая темы была продолжением предыдущей, готовила к усвоению нового материала. Исключение составляет изучение истории: умственно отсталые дети плохо понимают хронологию событий, поэтому знания по данному предмету эпизодические, отражающие лишь самые значительные факты.

    Большинство специальных школ – это интернаты, что автоматически ведёт к оторванности от окружающего мира. После окончания школы выпускники будут вынуждены вступить в самостоятельную жизнь, и успех напрямую связан с тем, насколько хорошо они были к ней подготовлены. Именно поэтому специальные школы стараются планировать учебно-воспитательную работу в тесной и множественной связи с местными предприятиями, организациями и учреждениями. Это может быть обучение несложному производственному труду: столярному, токарному делу, шитью, кулинарии, сельскохозяйственным работам. Формы данных связей могут быть различны, но обязательным является знакомство с правовыми и социально-экономическими производственными отношениями, включение в общественные дела шефствующих предприятий: проведение субботников на их территории и т.д. Такими действиями специальная школа не только даёт возможность своим ученикам адаптироваться, но и поднимает свой авторитет в местной общественности, которая может в последующем взять на себя посильное трудоустройство выпускников.

    При обучении умственно отсталых детей главной задачей воспитателя и учителя является коррекция дефекта для последующей реабилитации в обществе. Это достигается

    с помощью специально разработанных методических приёмов, которые способствуют преодолению одних недостатков и ослабеванию других, что эффективно влияет на процесс развития личности в целом. Обучение и развитие учеников на основе коррекционного процесса – это взаимосвязанные процессы.

    Сложность обучения умственно отсталых детей заключается в том, что сдвиги в развитии интеллектуальной деятельности, волевой сферы, процесса адаптации бывает очень сложно. Можно увидеть степень освоения материала, но судить об уровне развития на этом основании нельзя. Для выявления данной характеристики применяется выявление уровня самостоятельного выполнения новых трудовых и учебных задач. Именно самостоятельность является показателем уровня сформированности учебных и трудовых навыков. Умственно отсталый ученик должен научиться самостоятельно анализу условий выполнения задания, спланировать, используя уже имеющийся опыт, скорректировать свои действия и сделать вывод о качестве выполнения.

    Коррекционная работа это сложный процесс, требующий от учителя огромного терпения, наблюдательности, обширных знаний, выдержки и готовности придти на помощь. Для эффективной коррекции необходимо точно выявить затруднения, которые испытывают ученики и подобрать соответствующие методы их устранения. Как правило, коррекция в специальных школах проходит по общему принципу и индивидуально: общая - со всеми учениками, а индивидуальная - в группе со схожими проявлениями расстройств. При общей коррекционной работе – на уроке в классе - наиболее эффективным признан метод фиксации внимания учителя и работы попеременно с разными учениками.

    Коррекция волевой и эмоциональной сфер умственно отсталых детей представляет определенную трудность, так как эмоции являются своеобразной реакцией на личное взаимодействие индивида со средой. Так как дефекты, определяющие общий диагноз «умственная отсталость», изменяют психику ребенка, нарушают связи между мышлением и восприятием, то реакции таких детей бурные, подчас неконтролируемые и возникают спонтанно. Очень хорошо помогает установлению контроля над своими эмоциями общение с природой, музыка и живопись. Любые дети хотят ярких впечатлений – и не важно, нормальные ли они или умственно отсталые. Обучение последних умению видеть красоту в ветках цветущих каштанов, в плавниках рыбки из аквариума обогащает душу и развивает интерес. Более того, прививая ученикам любовь к природе, можно сочетать и трудовое отношение к ней - обучая приёмам земледелия на школьном участке, прополки и посадке растений.

    Принцип наглядности в обучении умственно отсталых детей реализуется посредством включения наглядных пособий и средств в процесс усвоения знаний. Но, если в обычной школе обучение наглядно лишь в той степени, которая нужна для сознательного усвоения, то в специальной школе использование предметного показа больше. Это продиктовано тем, что наглядность обогащает чувственный опыт, который необходим для умения абстрактно мыслить, ощущения – это начало познания. Лишь познав, человек овладевает понятиями, определениями, понимает законы и правила. Умственно отсталые дети, из-за интеллектуального дефекта, с трудом осваивают даже обычные понятия. Следовательно, чтобы их знания были отражением осознанной объективной действительности, наглядные пособия должны постоянно обеспечивать опору получаемых знаний на ощущения. Данный принцип применим как для изучения чего-либо, так и для изготовления поделок. Рассеянность восприятия умственно отсталых детей затрудняет выделение главных признаков предметов, потому сознание получает искаженные, нечеткие и неполные образы, в речи же нет соответствующих слов для выражения характеристик объектов. Именно эти особенности психики и заставляют применять такие наглядные пособия, которые содержат самые основные признаки изучаемого предмета, без детализации, которая отвлекает детей от основной цели познания главных свойств изучаемого объекта. Создавая в сознании учащегося чёткое

    представления о предмете, учитель должен научить правильному использованию соответствующей терминологии, которая обозначает свойства, признаки, отношения и взаимосвязь этого объекта с окружающим миром. Инструкции учителя - главный регулирующий и организующий момент, способствующий формированию у умственно отсталых детей общих понятий и представлений.

    Если говорить об активности включения в учебный процесс и сознательности получения знаний умственно отсталых детей, то в данном случае это означает верное понимание приемов, операций, смысла своих действий во время выполнения заданий, сущности изучаемых понятий. Осознанность гарантирует применение полученных знаний на практике, что превращает их в убеждения, избегая формализма. Данный принцип является важнейшим в специальных школах, потому как именно он является катализатором психического развития детей с интеллектуальным дефектом. И именно этот принцип наиболее сложен для реализации в силу нарушения аналитической деятельности, которая характерна для таких детей. Именно это аналитико-синтетическая деятельность сознания затрудняет полное понимание учебного материала. Контроль за степенью усвоения новых знаний, как уже отмечалось выше, сложен, и может быть осуществлён сначала по высказываниям ученика при ответах на заданные вопросы, а затем по эффективности применения при выполнении упражнений. Для достижения высокого процента усвояемости знаний, применяются следующие методические приёмы: материал делится на части, которые логически завершены и взаимосвязаны друг с другом, главные признаки и характерные детали выделены, любые действия ученика постоянно сопровождаются комментариями учителя, постоянно проводится параллель новых знаний с уже усвоенными.

    Говоря об умственно отсталых детях, необходимо отметить, что, хотя и существуют определенные сложности в обучении и воспитании, использование вышеперечисленных методических приёмов и методов преподавания, опирающихся на научные знания специальной психологии, данный процесс может дать хорошие результаты в адаптации и будет способствовать психическому развитию детей с интеллектуальным дефектом.

    Статья УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КОММУНИКАЦИИ

    С самых первых дней после рождения ребенка, общение играет наважнейшую роль, потому что именно оно стимулирует развитие таких функций как внимание, память, восприятие, воображение, логику. Сам процесс коммуникации обеспечивает ребенку интеллектуальное и психоэмоциональное развитие. При нормальном умственном развитии ребенок быстро увеличивает активный и пассивный словарный запас, с удовольствием разговаривает с взрослыми и ровесниками. Общение – это важный элемент процесса социализации, одно из условий всесторонне развитой личности. Одной из высших психических функций является речь, которая стимулирует развитие мозга.

    Развивая навыки коммуникации, ребенок обретает способность реализации своих потребностей, понимание речи другого человека, учится эмоциональным реакциям, правилам поведения в социуме.

    Скачать:

    С самых первых дней после рождения ребенка, общение играет наважнейшую роль, потому что именно оно стимулирует развитие таких функций как внимание, память, восприятие, воображение, логику. Сам процесс коммуникации обеспечивает ребенку интеллектуальное и психоэмоциональное развитие. При нормальном умственном развитии ребенок быстро увеличивает активный и пассивный словарный запас, с удовольствием разговаривает с взрослыми и ровесниками. Общение – это важный элемент процесса социализации, одно из условий всесторонне развитой личности. Одной из высших психических функций является речь, которая стимулирует развитие мозга.

    Развивая навыки коммуникации, ребенок обретает способность реализации своих потребностей, понимание речи другого человека, учится эмоциональным реакциям, правилам поведения в социуме.

    Понятие «умственная отсталость» объединяет разнообразные и многочисленные формы патологий, которые вызваны недоразвитием познавательной сферы. Причиной является поражение мозг в период его наиболее интенсивного развития: во время внутриутробного развития, при неудачных родах, при травмах или серьёзных заболеваниях раннего или младшего возраста. Недоразвитие познавательной сферы является следствием общего патологического развития психики, и, как сопутствующее ей, недоразвитие и ряда других высших психических функций.

    Умственно отсталые дети в силу своего дефекта испытывают трудности в эмоциональном общении, в формировании речи, и приобретение навыков общения становится первоочередной задачей для родителей и воспитателей. Исследования множества ученых (Ю.Ф. Гаркуши, О.Е. Грибова, Б.М. Гриншпун, Г.С. Гуменной, Л.Н. Ефименковой, Н.С. Жуковой, В.А. Ковшикова, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховскорй, А.В. Ястребовой и др.), посвятивших этой теме свои исследования, доказывают, что у умственно отсталых детей существуют своеобразные особенности речеязыкового механизма.

    Умственно отсталые дети начинают овладевать речью в дошкольном возрасте. Они приходят в школу говорящими, общаясь с учителем и друг с другом с помощью устной речи, хотя нередко прибегают к жестам и движениям. И, хотя речь у них проявляется замедленно и своеобразно, ее наличие открывает возможности для коррекции отклонений и приобретения навыков, умений и знаний.

    Умственно отсталые дети отличаются друг от друга по уровню речевого развития, что может быть объяснено глубиной и качественным своеобразием структуры дефекта. Большинство из них почти не понимают задаваемые вопросы, говорят мало и невнятно. Некоторые пользуются вербальными средствами общения. Отмечаемые различия обусловлены степенью нарушения специальных языковых способностей: склонности к звукоподражанию, эмоционально-волевые особенности. Чем резче выражена умственная отсталость, тем, как правило, медленнее и с большими затруднениями происходит овладение речью.

    Существенно отличаются друг от друга дети, относящиеся к числу заторможенных, и возбудимые олигофрены. Первые из них - молчаливы, крайне немногословны, говорят тихим голосом, в замедленном темпе. У вторых – речь быстрая, часто неуместно громкая. Они легко вступают в общение, но обычно не слушают собеседника. От них можно услышать самые неожиданные высказывания, которые являются лишь механически воспроизводимыми речевыми штампами.

    Очень большое значение имеет социальное окружение ребенка в дошкольные годы. Внимание к нему со стороны родителей и близких, доброжелательное, спокойное отношение, постепенное включение в посильные практические домашние дела, правильный режим дня – все это создает эмоционально-положительный фон и способствует общему и речевому развитию умственно отсталого, формирование у него полезных привычек и навыков, интереса к окружающему миру, стремления к общению.

    Специфика общения умственно отсталых детей состоит в том, что ребенку доступна лишь ограниченная часть вербальных средств общения, они испытывают большие трудности при переходе к общению с помощью слов.

    Исходя из этих предпосылок, уровень коммуникативности у умственно отсталых детей заметно снижен. Дети с умственной отсталостью не желают общаться вербально, проявляют робость, стеснительность, нерешительность, застенчивость. Длительные коммуникативные контакты не складываются, так как психический дефект провоцирует раздражительность и негативизм. Потребность в общении снижена из-за того, что вербальные средства коммуникации не сформированы, отсутствует умение ориентации в семантике ситуации общения. Исследования В.А.Ковшикова показывают, что у умственно отсталых детей присутствует нарушение внутреннего программирования и недоразвитие операций выбора слов и словосочетаний. Это называется «несформированность этапа лексико-грамматического структурирования высказывания при относительной сохранности смыслового и моторного уровня порождения речи».

    Исследования Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной доказывают, что не получая специального обучения, умственно отсталые дети не могут самостоятельно овладеть операциями сравнения, обобщения, синтеза и анализа. У таких детей часто наблюдается апраксия губ и языка, из-за чего нарушена сенсорная сторона речи. Несмотря на достаточно развитый слух, дети не могут различить фонемы (близкие по звучанию звуки: «б-п», «в-ф» и т.д.), выделение отдельных звуков из плавноё речи затруднено. Всё это провоцирует нарушение звуко-буквенного анализа.

    Е.Н.Винарская, изучая детей с умственной отсталостью, пришла к выводу, что не все функции нервных клеток проекционных полей коры головного мозга нарушены: эмоциональный аспект минимально сформирован. Это даёт возможность общаться с ребенком с помощью невербальных способов общения. Данный вывод чрезвычайно значим для процесса воспитания и обучения умственно отсталых детей вследствие того, что потребность в коммуникационных актах самостоятельно у них не формируется. Побуждая к общению жестами и пантомимикой, можно научить ребенка обращать на себя внимание, обращаться за помощью к взрослому - формируя потребность сначала в невербальном, а затем и в вербальном общении.

    Именно речь является организационной в процессе социального взаимодействия умственно отсталого ребенка и воспитателя и способствует развитию адаптации. Владение речевой коммуникацией предполагает умения:

    1. пользоваться лексическими, грамматическими и фонетическими средствами,
    2. выстроить связный текст,
    3. находиться в диалогическом взаимодействии с партнёрами, которое должно содержать эмоциональный и интеллектуальный компоненты, а так же иметь практическое взаимодействие.

    Исходя из того, что у умственно отсталых детей в результате интеллектуального дефекта повреждены обе составляющие части коммуникативно-познавательной деятельности, а именно: операционно-техническая и мотивационно-потребностная, то коррекционная логопедическая работа должна быть организована индивидуально и дифференцированно. Непременным условием для эффективности данной работы является соблюдение последовательности и стадийности в формировании потребности в коммуникации и познании. Потребность в познании следует начинать формировать с помощью предметного изучения: называть предметы и наблюдаемые явления с помощью устойчивых звуковых форм. Это могут быть специфические вокализации - псевдослова или выразительные паралингвистические единицы.

    При проведении коррекционной работы по формированию коммуникационной потребности у умственно отсталых детей необходимо учитывать компенсаторные возможности мозга, а так же локализацию, область распространения мозговых нарушений, а так же возраст, во время которого они возникли. Если органическое поражение мозга произошло в раннем возрасте, то процент возникновения речевых нарушений очень высок. Самые серьёзные и выраженные нарушения речи наблюдаются, если поражено левое полушарие: лобные, теменные или височные доли. Многие авторы настаивают на начале логопедических коррекционных занятий именно в период интенсивного развития головного мозга – так как компенсаторные возможности мозга ребенка будут заставлять различные мозговые системы включаться в деятельность, ускоряя их созревание и, тем самым компенсируя речевые нарушения. Если говорить о периодах наиболее интенсивного развития головного мозга, то существуют следующие данные:

    1. от трёх до десяти месяцев

    2. от двух до четырёх лет

    3. от шести до восьми лет

    4. от четырнадцати до шестнадцати лет.

    Так же необходимо учитывать саму структуру дефекта речи, личностные особенности ребенка и максимальным образом соблюдать взаимодействие всех четырёх составных частей функциональной речевой системы: синтаксиса, морфологии, лексики и фонемы. Следует учитывать, что у детей с умственной отсталостью экспрессивная речь – появляется только после понимания речи вообще. Педагог при работе с подобными детьми должен сознательно эмоционально и выразительно сопровождать речью действия, которые он демонстрирует ребенку. Следует поощрять любую речевую попытку общения ребенка с взрослым, так как это регулирует поведение и деятельность, стимулирует потребность в коммуникации. Очень эффективно действует постоянная стимуляция активности ребенка с помощью одобрения, похвалы, демонстрации успехов ребенка перед сверстниками.

    Главное задачей педагога и родителей умственно отсталого ребенка при обучении навыков общения является обеспечение планомерного подхода к коррекции данного нарушения. Необходимо точно и четко наблюдать и контролировать всё, что ребенок научился делать, планировать то, что он должен освоить дальше. Педагог обязан поставить родителей ребенка в известность, какие именно ситуации, занятия или игры подталкивают к желанию общаться, насколько большой вклад вносит собственная речь взрослых в этот процесс, их внимание к тому, как ребенок пытается общаться, их реакция на эти попытки. Умственно отсталые дети очень ранимы, и невнимание и небрежность могут навсегда отбить у ребенка желание обратиться за помощью к взрослому, добиться у него отклика, пытаться наладить контакты с окружающим миром.

    Занятия по развитию речевой функции, а так же потребности в коммуникации должны стать естественными, как обязательное дополнение в повседневной заботе о ребенке. Основное правило – демонстрировать ребенку уверенность в том, что он сможет дать вам ответ – и неважно, каким образом – паралингвистически, невербально и д.т. Не торопите его с ответом. Но если ребенок переключил своё внимание на что-то другое, снова задайте ему тот же вопрос. Помимо этого, нужно стараться дать возможность самому ребенку начать общение: ведь если всегда взрослый начинает беседу, то ребенок не сможет иметь возможности понять свою роль в коммуникационном процессе. Для возможности ответа ребенка, постоянно стоит делать паузы в своей речи. Выбор темы для разговора определяется по направлению взгляда ребенка во время игры, комментируя его действия и свою реакцию на них. Чтобы не рассеивать внимание ребенка, занятия следует проводить в одном и том же помещении с ограниченным числом предметов, привлекающих внимание – это позволит дать возможность сосредоточения и концентрации на том, что именно вы хотите донести до ребенка. Любая попытка общения со взрослым должна сопровождаться естественным поощрением: улыбкой, жестом и т.д. что будет убеждать ребенка в том, что его попытки важны и отмечены. Желательно комментировать свои действия: как в настоящем времени, так и планируемые – это даст возможность ребенку понять, что вы хотите сделать. Желательно сопровождать одни и те же события одними и теми же словами - это даст возможность ребенку запомнить звучание и будет началом ассоциации с определенным действием, основой дальнейшего развития умения следовать указаниям и их выполнять.

    Обучение потребности в коммуникации умственно отсталого ребенка - длительный и сложный процесс, который должен происходить при наличии:

    1. тесной связи родителей и педагога-логопеда,
    2. специально разработанной с учетом индивидуально-психологических характеристик коррекционной программы.

    Сама эффективность коррекции может быть оценена двояко: с точки зрения разрешения самой проблемы и с точки зрения задач и целей коррекционной программы. В любом случае, коррекция развития потребности в коммуникации умственно отсталых детей длительна по времени и рассчитывать на быстрые результаты невозможно.

    Источники:
    netaptek.ru, cyberleninka.ru, nsportal.ru, nsportal.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное