Обучение грамоте детей дошкольного возраста с онр

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Н А

Сенникова Елена Владимировна, ГБОУ Д/С №522, учитель-логопед. Адрес сада:107589 г. Москва ул. Красноярская д.17А телефон 467-75-01. HYPERLINK mailto:[email protected] [email protected]

Статья посвящена проблеме обучения грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по новаторской методике Н. А. Зайцева.

Тема статьи:использование инновационного метода Зайцева при обучении грамоте детей с недоразвитием речи.

Её целью является рассмотрение актуальности методики Зайцева в контексте дошкольного коррекционного образования и развития детей. Исследование возможности применения методики в дошкольных учреждениях для детей с ОНР.

В статье рассматривается использование складового метода в противоположность фонемному, неэффективность буквосослагательного метода при обучении дошкольников с ОНР. Показаны здоровьесберегающая составляющая методики, игровой подход.

В заключение показана эффективность методики ( на основе констатирующего эксперимента), положительная динамика контрольной группы, возможность применения методики в сфере дошкольного образования.

Методика Зайцева, складовой метод, кубики Зайцева, обучение грамоте, общее недоразвитие речи.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Н.А. Зайцева

Известно немало методов обучения детей грамоте. Нам известны такие, как буквосослагательный, слоговой, метод целых слов, а так же звуковой. В настоящее время обучение грамоте начинается в дошкольном возрасте. В большинстве детских садов основным методом является звуковой аналитико-синтетический метод. Этот метод применяется и в специализированных садах для детей с общим недоразвитием речи. Однако не всегда этот метод приносит положительные результаты. По данным С.Г. Шевченко, 20-30% детей, поступивших в первый класс, имеют трудности в обучении. Они «не могут овладеть письмом и чтением в течение 2-3 лет обучения в школе»(1) Л.Г Парамонова отмечает, что дети имеющие даже незначительные речевые нарушения,выделяются в первом классе: «Все дети с отставанием(пусть даже небольшим) в речевом развитии как бы сразу «высвечиваются» уже на самых первых этапах обучения их чтению и письму»(2) Детей этой категории выделяют трудности овладения письмом и чтением.

В.И Городилова и М.З.Кудрявцева выделяют ряд причин, приводящих к сложностям овладения грамотой:

недостаточность развития фонематического слуха,

произносительной стороны речи,

смешение букв, сходных по начертанию.

У первоклассников «недостаточно развит фонематический слух Ученик не может слить звуки в слоги, а слоги в слова».(3)

Принимая во внимание данные литературных источников, а так же наш собственный опыт, мы решили попробовать использовать в подготовке к обучению грамоте детей с ОНР метод кубиков Н.А. Зайцева, основанный на складовом принципе.

Работа проводилась на базе ДОУ №296 для детей с нарушением речи.

Использование традиционной методики имеет ряд недостатков по сравнению с методом Зайцева.

Во-первых, длительность ввода букв, которая не позволяет уже читающим детям упражняться в чтении.

Во-вторых, отстающие дети не справляются с материалом. Это делает непривлекательным процесс обучения чтению для этих детей. Чтение превращается в скучный мучительный процесс, не формируется любовь к чтению.

1.Готовимся к школе:программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР./Под ред. С.Г. Шевченко.-М.:1997 -Стр.3

2.Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно:устранение недостатков устной и письменной речи.-СПб.-М.:1996 -Стр.4

3.Городилова В.И. Кудрявцева М. З. Чтение и письмо:обучение, развитие и исправление недостатков.-М.-Л.1995.-Стр.4

В-третьих, использование терминологии (глухой, звонкий, твердый, мягкий) не помогает детям, наоборот мешает. Цвет, обозначающий звуки, не связан логически с сущностью звука и является чистой абстракцией.

В-четвертых, обширные программные требования:знакомство со всеми буквами алфавита,овладение звуковым анализом и синтезом,усвоение терминологии, формирование механизма слогослияния,членение предложений на слова,а слов на слоги, закрепление орфографических правил, овладение плавным слоговым чтением, автоматизация и дифференциация всех поставленных звуков, накопление словаря, развитие связной речи.

Такая работа безусловно трудна для дошкольников с ОНР.

Метод кубиков Зайцева.

Метод кубиков Зайцева инновационный, он не похож ни на один из ныне существующих методик обучения чтения. Основные положения своей методика Николай Александрович раскрывает в книге «Письмо. Чтение.Счет.»(1)В первую очередь это:

Не фонемный, а складовой принцип. В этом случае слово делится не на слоги, а на склады и не имеет вариативности:ко-ш-ка. «Как никто и никогда мы резко отказываемся от фонемного принципа и берем за основу складовой»(2),

По мнению Н.А.Зайцева «Путь к чтению лежит через письмо»(3). Чтением Зайцев называет процесс превращения знаков в звуки, а письмом- обратный процесс.

Зайцев отвергает широко распространенное заблуждение, что прежде, чем научиться читать, нужно знать название всех букв алфавита.

Методика не рекомендует вводить терминологию, особенно не первом этапе обучения грамоте.

В качестве наглядных средств и одновременно технического оснащения Н.А.Зайцевым разработаны специальные складовые таблицы и кубики. На гранях кубиков располагаются склады. Каждый склад написан на соответствующем цветовом фоне: желтом, сером или коричневом, в зависимости от характеристики склада.

Цвет кубиков логически оправдан и связан со звуком, издаваемом каждым кубиком. «Золотые» кубики обозначают гласные, они самые звонкие, заполняются консервной жестью. «Железные» имеют серый цвет, обозначают звонкие согласные и заполняются лимонадными крышечками. «Деревянные» имеют коричневый цвет и заполняются кусочками дерева.

1.Зайцев Н. А. Письмо, чтение, счет: учебник нового типа для учителей, воспитателей, родителей.-СПб.:1997

2.Зайцев Н. А. Письмо, чтение, счет: учебник нового типа для учителей, воспитателей, родителей.-СПб.:1997-Стр.14

3.Зайцев Н. А. Письмо, чтение, счет: учебник нового типа для учителей, воспитателей, родителей.-СПб.:1997-Стр.33

Кубики имеют разный размер- твердые склады на кубиках большого размера, маленькие- на маленьких. Эта особенность кубиков объясняется тем, что появляется реальная возможность объяснить твердость и мягкость через объём речевого анализатора-он увеличивается при произнесении твердого звука и уменьшается при произнесении мягкого.

Методика Зайцева построена на принципе игры, соревнования. Дети не сидят за столами, а свободно передвигаются по группе, сами выбирают вид деятельности. игры. Использование складовых таблиц решает проблему охраны здоровья ребенка, в частности зрения и осанки. Ребенок не сидит согнувшись за столом, он стоит перед таблицей, указкой показывая нужный склад, «песенки» твердых согласных поются стоя на мысочках, «песенки» мягких согласных- на корточках. Эти движения Зайцев объясняет разностью резонаторов речевого аппарата при произнесении согласных твердых и мягких. Зайцев предлагает постукивать руками в такт «песенкам», разрешает детям подпрыгивать на месте.

Успешно сочетается методика и с музыкальными занятиями.

Применение методики Зайцева для обучения грамоте детей с ОНР.

Начав работу по методике Зайцева, мы условно разделили всю работу на два этапа:

Знакомство с кубиками и таблицами

Подготовка детей к школе, адаптация методики.

Первый этап длится на протяжении первого и второго годов обучения.

Второй этап — третий год обучения, соответствует подготовительной к школе группе.

Необходимо учесть, что методика Зайцева является новаторской, в большинстве учебных заведений педагоги никогда не слышали о ней или знают её поверхностно. Еще меньше школ, работающих по Зайцеву, а методика предполагает точное следование каждому пункту и продолжение обучения в школе по ней же. В связи с этим, мы были вынуждены внести определенные коррективы в методику Зайцева.

Мы изменили порядок прохождения материала: начали обучение детей с пения «песенок» по таблице, а не с кубиков.

Кубики и блоки складов мы давали постепенно, а не все сразу, в отличие от методика Зайцева.

Некоторые упражнения, связанные со словообразованием, переносом слов, знаками препинания, мы исключили из-за их повышенной сложности.

Внимание детей не фиксировалось на названии кубиков и понятии «склад».

Не обращали внимание детей на цвет букв, что бы в дальнейшем облегчить переход на традиционную методику.

На втором этапе обучения мы вводили традиционные цветовые обозначения звуков.

Мы не использовали складовые картинки, книжки-коллективки, письмо и чтение на больших плакатах, так как не считали отработку техники чтения своей основной задачей.

Подготовку руки ребенка к письму мы осуществляли не с помощью методики Зайцева, а по имеющимся у нас прописям.

Большое внимание мы уделяли развитию словаря, звукопроизношения, фонематического слуха.

Экспериментальное обучение дошкольников с ОНР мы начали со второго полугодия в средней группе.(Дети 4-5 лет). Сначала дети знакомились с кубиками, слушали как звучат кубики, находили большие и маленькие кубики, большие и маленькие квадратики в таблице. Первые песенки, которые пели дети, были «золотые склады» (А О У Ы Э я ё ю и е ). Следующим этапом был поиск всех кубиков, на гранях которых были «золотые» склады. Затем мы «пели» с детьми остальные склады, следя за тем, что бы речевой материал соответствовал произносительным возможностям ребенка с ОНР. Затем дети выкладывали на кубиках и пелп=и по таблице простейшие слова: до-м, ко-т, ша-р и т. д.

Вместе с чтением мы учили детей «писать» по таблице. Взрослый вместе с ребенком указкой находит и показывает в таблице необходимый склад: ко-ш-ка, о-са, к-ры-ша и т. д. Первыми словами для письма и чтения были имена детей, имена их родителей и другие наиболее значимые слова(любимые игрушки, мультгерои, домашние животные и т. п.). Свободный выбор речевого материала позволяет поддерживать интерес ребенка на протяжении всего занятия.

К концу обучения в средней группе все дети овладели следующими навыкками: знали всю таблицу, могли по просьбе взрослого найти любой склад, «писали» по таблице и кубиками слова в 2-3 склада, наиболее сильные дети читали первые слова(мама, папа, Оля, Саша и т. п.) Постоянное соотнесение звукового образа склада и его написания способствовало развитию фонематического слуха ребенка, работа с таблицами развивала зрительно-пространственную координацию.

За время обучения в старшей группе практически все дети овладели чтением по таблице слов различной сложности.

Итог усвоения процесса чтения контрольной группой отражен в таблице.

Чтение целым словом

Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи

Многолетняя работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, заставляет задуматься над тем, как лучше и эффективнее подготовить их к обучению грамоте в школе. Ведь ни для кого не секрет, что дефекты речи влекут за собой появление специфических ошибок при обучении чтению и письму.

Чтобы избежать таких ошибок, дети должны пройти специальную подготовку в детском саду, посещать занятия с дефектологом. К моменту поступления в школу у них должны быть сформированы определённые знания и умения: это и хорошая устная речь, развитый фонематический слух, умение составлять различные виды предложений, делить слова на слоги, владение звукобуквенным анализом и синтезом, умение держать карандаш и ручку, различать строчки в тетради. Опыт показывает, что дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладевают в школе процессами чтения и письма.

Система работы с 5—6-летними детьми, страдающими общим недоразвитием речи второго и третьего уровней, позволяет эффективно обучать чтению и письму под диктовку печатными буквами, формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, помогает предупредить многообразные ошибки в чтении и письме при обучении в школе, т.е. служит профилактикой дисграфий и дислексий.

В основе обучение грамоте детей с ОНР лежит звуковой аналитико-синтетический метод, который предполагает разделение связной речи на предложения, предложений — на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки (анализ). Наряду с анализом метод предполагает соединение звуков в слоги, слогов — в слова, слов — в предложения и т.д. (синтез). Со словом, а также со звуками речи дети начинают знакомиться ещё в средней группе детского сада.

Предваряет эту работу знакомство с неречевыми звуками. Дети узнают, что мы живём в мире звуков. Это и звуки природы: шум ветра, дождя, грома, шелест листвы, пение птиц, и звуки, которые издают животные звуки различных предметов: шум машин, гудение самолётов, стук каблуков. Дети узнают, что любой предмет (и живой, и неживой) может звучать, и у каждого свой звук, свой голос. Им очень нравятся такие игры: «Угадай, что звучит», «Узнай по голосу», «Хозяйка зовёт животных». Сами они с удовольствием имитируют звуки окружающего мира. Для этого используются картинки-символы, вызывающие активное звукоподражание, а также различные игровые приёмы.

Постепенно ребята начинают понимать, что все, что мы слышим вокруг себя, — это звуки. Радостным открытием для малышей является то, что и сами они могут издавать звуки: ногами, руками, ртами. Они увлечённо топают, хлопают, произносят звуки. Здесь же можно поработать и над силой голоса, и над такими понятиями, как «тихо», «громко», «быстро», «медленно». На следующем этапе дети учатся слышать, различать фонемы родного языка. Они узнают, что звуки бывают разные. Одни из них можно петь, тянуть, громко кричать.

У всех этих звуков есть голос и называются они гласными. Гласных звуков всего шесть, и дети быстро их запоминают в процессе игр и упражнений. Они успешно пользуются зрительными символами гласных звуков. Это геометрические фигуры на красном фоне. Их внешний вид напоминает очертания губ при артикуляции соответствующих звуков: А — большой круг, У — маленький кружок, И — горизонтально расположенный узкий прямоугольник, О — вытянутый по вертикали овал, Ы — нижняя половинка круга, Э — горизонтальный овал.

Дети узнают, что все остальные звуки нельзя петь и тянуть, нельзя громко крикнуть. Это согласные звуки, которые «умеют» многое другое. Они могут шипеть, жужжать, звенеть, свистеть, рычать, мычать, хрипеть, ныть, стучать и т.д. Дети с удовольствием все это воспроизводят. Они узнают, что у согласных звуков есть пары: старший братец — твёрдый звук и младший братец — мягкий звук. Малыши быстро учатся различать на слух твёрдые и мягкие звуки в играх «Старший и младший братцы», «Карлики и великаны». На первых порах зорко следят за артикуляцией взрослого. Ведь твёрдые звуки всегда серьёзные, никогда не улыбаются, а мягкие — всегда произносятся с улыбкой.

В средней группе дети учатся узнавать определённый звук и выделять его в потоке других звуков, а также в речи. Любимым занятием малышей становится игра в звуки. Вариантов такой игры очень много:

  • Придумайте слова на определённый звук из различных лексических групп. Например, «Придумайте домашних животных на звук К», «Назовите ягоду на звук М», «Какую вы знаете мебель на звук ДЬ».
  • Придумайте имена для мальчиков и для девочек на заданный звук.
  • Хлопните в ладоши, чьё имя начинается на звук Т.
  • Выберите среди картинок (или предметов) только те, которые начинаются на звук У.
  • Кто больше придумает слов на звук А.
  • К концу пребывания в средней группе дети без труда выделяют первый звук в слове, правильно его называют, различают гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки.

    Я постепенно приучаю детей к цветовому обозначению различных звуков. Это пригодится им в старшей группе при составлении схем из красных, синих и зелёных фишек. Пока же мы строим домики для звуков из кубиков: для гласных — красный, для твёрдых согласных (старших братцев) — большой синий, для мягких согласных (младших братцев) — маленький зелёный. Можно использовать и домики из цветного картона. Ребята очень любят расселять в эти домики слова и объяснять, почему слово на тот или иной звук попало именно в этот домик.

    В средней группе я знакомлю детей и со словом, и с предложением. Они постоянно слышат эти термины в играх и упражнениях и постепенно учатся их различать:

  • Назови одним словом (закрепление обобщающих понятий).
  • Назови слова, которые обозначают предметы посуды, мебели и т.д.
  • Подскажи словечко (в стихах).
  • Скажи одним словом, что делает мальчик.
  • Назови слово «наоборот» (с противоположным значением — антонимы).
  • Придумай похожее слово (кот — рот, мама — рама, лапки — тапки).
  • Назови предмет «ласковым» словом.
  • Какими словами можно рассказать про куклу, яблоко, огурец?
  • Придумай слова, которые начинаются со звуков А, У.
  • Существует множество интересных игр в слова, в которые дети играют с удовольствием, с увлечением. Они любят «искать» слова на небе, на дереве, в шкафу, в тарелке с супом и т.д. Любят придумывать слова «сладкие», «круглые», «полосатые», «колючие», подыскивать словам «друзей». Например, слово «подушка» может дружить со словами «кровать», «одеяло», «голова», «ухо», «простыня».

    Включаю в формулировки заданий и термин «предложение»:

  • Придумай предложение по картинке.
  • Придумай предложение с этим словом.
  • Придумай предложение про эту игрушку.
  • Отвечай полным предложением.
  • В средней группе я готовлю детей к умению делить слова на слоги. Они узнают, что слова бывают короткими и длинными. Мы эти слова произносим по частям (слогам) и одновременно выполняем какие-либо действия: шагаем, хлопаем в ладоши, рисуем карандашами длинные и короткие дорожки. После серии таких практических упражнений малыши без особого труда придумывают короткие слова: лук, дом, кот, сыр, пол, кит и длинные слова: ве ло си пед, ма ши на, ми ли ци о нер, те ле ви зор. «Эти упражнения полезны ещё и тем, что учат детей правильно произносить слова сложной слоговой структуры. Поделённое на «кусочки» слово легче произнести правильно. В старшей группе продолжается работа над звуком, словом, предложением на более высоком уровне.

    Дети узнают, что слова бывают разные. Одни из них обозначают предметы — живые и неживые. Живые отвечают на вопрос «Кто?». (Это люди, звери, птицы, насекомые — все, кто двигается, растёт, питается, дышит.) Неживые отвечают на вопрос «Что?». Это закрепляется в различных игровых упражнениях. Есть слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопрос «Какой?». Придумывая о каждом предмете как можно больше слов-признаков, дети готовятся к составлению в дальнейшем описательных рассказов.

    Ещё дети узнают о словах-действиях, которые отвечают на вопрос «Что делает?». Учатся подбирать к каждому предмету слова-действия. Полезно для закрепления всех этих слов играть с малышами в «Загадалки». Дети загадывают друг другу загадки, называя только действия предмета (летает, клюёт, кудахчет, яйца несёт) или только его признаки (круглый, сладкий, оранжевый, сочный).

    Эти упражнения обогащают словарный запас, активизируют его, развивают мышление.

    Играя, дети учатся составлять предложения по демонстрируемому действию, односюжетной картинке, предметной картинке, опорному слову и т.д.

    Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи

    Многолетняя работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, заставляет задуматься над тем, как лучше и эффективнее подготовить их к обучению грамоте в школе. Ведь ни для кого не секрет, что дефекты речи влекут за собой появление специфических ошибок при обучении чтению и письму. Чтобы избежать таких ошибок, дети должны пройти специальную подготовку в детском [&hellip]

  • Обучение грамоте детей дошкольного возраста с онр
  • Обучение грамоте детей дошкольного возраста с онр

    Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи

    Анна Калинова
    Особенности обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи

    Большое место в коррекционно-развивающем процессе отведено обучению грамоте . Обучение грамоте — это определенный способ формирования навыка чтения и письма. Качественное обучение дошкольников грамоте возможно при условии развитого фонематического слуха и фонематического восприятия.

    Выдающийся психолог Л. С. Выготский указывал на необходимость начала обучения грамоте на определенном этапе развития ребенка, когда психические функции его находятся в стадии созревания. Эффективности же в обучении грамоте . по мнению Выготского, можно достигнуть при максимальном учете возрастных особенностей и возможностей ребенка. уровня его мышления, восприятия, речи . памяти.

    У ребенка также должны быть достаточно развиты речевой слух и «особое зрение на буквы » (в норме это зрение способствует запоминанию начертания букв без особого труда ). Мозг человека, как утверждает Т. Г. Визель [1], включает в себя клетки, которые ведают «запоминанием и умением использовать буквы» .

    Развитие и совершенствование методики обучения грамоте детей дошкольного возраста имеет свою историю.

    Звуковой метод обучения грамоте . предложенный К. Д. Ушинским имел как свои преимущества, так и недостатки . большое внимание уделялось знакомству детей со звуковой стороной речи и звуковому анализу (работа велась с целыми звучащими словами, а не с изолированными звуками, но не был дан способ обучения процессу чтения .

    И. Н. Шапошников предложил более усовершенствованный метод обучения грамоте . По его методике обучение грамоте идет от деления слова на слоги, а слов на звуки, причем выделяемые звуки обозначаются печатной буквой (процесс письма) с последующим чтением написанного слова (процесс чтения). Но и данная методика не раскрывала самого механизма процесса чтения, момента слияния звуков в слог [6].

    Д. Б. Эльконин разработал новую методику обучения чтению . Процесс обучения чтению основывается на звуковой материи языка и состоит из трех взаимосвязанных этапов. выделение в слове фонем, общая ориентировка в фонемной системе языка освоение системы гласных фонем, обозначение их буквами, формирование ориентации на гласные фонемы и буквы освоение системы согласных фонем, обозначение их буквами, воссоздание звуковой формы слога и слова, формирование основного механизма чтения.

    Система работы по обучению детей грамоте В . Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько основывается на анализе звучащей речи . Новым в данной системе является другая последовательность изучения звуков и букв. Эта последовательность основывается на принципе частотности употребления звуков (букв) в русском языке (от самых употребительных к менее употребительным и затем к малоупотребительным в объеме всего алфавита).

    Особого внимания заслуживает методика обучения грамоте дошкольников Л . Е. Журовой [2]. Детей обучают способам овладения умственными действиями — звуковому анализу, позиционному чтению на материале всего алфавита соблюдается строгая этапность формирования способа чтения . Важным и значимым в данной методике является то, что в процессе обучения дети овладевают действием количественного, а затем и качественного звукового анализа слова [2].

    Рассмотренные методики обучения грамоте ориентированы на обучение детей без речевой патологии. Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи требует специальной методики. Данный контингент детей испытывает большие трудности в овладении грамотой .

    Системы обучения грамоте детей с ОНР разработаны такими ведущими специалистами, как Л. Ф. Спирова, Р. И. Шуйфер, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина [5]. Рассмотрим особенности . структуру и содержание системы обучения грамоте детей с ОНР .

    Л. Ф. Спирова и Р. И. Шуйфер указывают на первостепенность изучения звуко-буквенного состава слов. Процесс обучения грамоте базируется на следующих условиях :

    - обучение ведется только на правильно произносимых звуках и словах (обучение грамоте как продолжение обучения произношения )

    - предлагается иной порядок изучения звуков и букв по сравнению с методиками обучения грамоте детей без речевой патологии

    - темп прохождения всех звуков более медленный (1,5 года)

    - развивается навык быстрой ориентации в звуко-буквенном составе слова

    - весь словесный материал знаком детям

    - проводится углубленная работа по формированию морфологических обобщений

    - параллельно с изучением звуков и букв даются элементарные правила грамматики и правописания

    - изучается один и тот же звук и буква

    - ознакомление с новой буквой осуществляется путем анализа ее элементов

    Т. А. Ткаченко [4] предлагает систему обучения грамоте дошкольников с ОНР . где за основу взята общепринятая последовательность изучения звуков и букв по системе Г. А. Каше [28] (у, а, и, п, т, к, о, ы, с, з, ш и т. д.). Обучение грамоте рассчитано на два года — в старшей и подготовительной к школе группах.

    На первом году коррекционной работы дошкольники с общим недоразвитием речи приобретают четкие представления о каждом звуке, совершенствуют навык звукового анализа и синтеза (без введения букв) .

    Второй год обучения предполагает следующее :

    - с первых же занятий дается буквенное изображение изучаемых звуков, что способствует более быстрому запоминанию букв

    - усвоение слоговых структур слов происходит посредством звуко-буквенного анализа и синтеза (работа со схемами, разрезной азбукой)

    - выработку навыка послогового чтения (слуховые диктанты). Обязательно учитываются такие важные моменты в обучении детей с речевым недоразвитием :

    - название букв дается в соответствии с произнесением звука в конечной позиции слов (мак, дом, что способствует формированию навыка плавного, слитного послогового чтения

    Особого внимания заслуживает система обучения грамоте дошкольников шести лет с общим недоразвитием речи Филичевой Т . Б. [5]. Обучение грамоте по данной методике осуществляется на материале предварительно отработанных в произношении звуков. В основу системы обучения грамоте положен особый порядок изучения букв, который определяется артикуляционной сложностью произнесения звука. Содержание обучения распределяется по периодам.

    Первый период. завершение работы по формированию готовности к обучению грамоте . начатой в старшей группе на занятиях по формированию звуковой культуры речи .

    Второй период. начало обучения грамоте . Знакомство с гласными буквами (а, у, о, и, с согласными (м, п, т, к, с) складывание из букв разрезной азбуки слогов (му, су, слов (мак, суп) по следам звукового анализа и синтеза преобразование слов путем добавления, перестановки, замены звуков осмысленное чтение.

    Третий период. обучение грамоте . Расширение объема изучаемых звуков и букв (ш, р, л, з, ц, ч, щ) анализ и синтез односложных слов со стечением согласных (стол, двусложных слов (мышка, трехсложных слов (панама) упражнения на определение пропущенной буквы в слове чтение слогов, составление слов из слогов обучение слитному чтению с объяснением смысла прочитанного членение предложений на слова, определение порядка и количества слов в предложении

    Все содержание обучения грамоте реализуется через упражнения, предлагаемые детям в занимательной, игровой форме, с включением элементов соревнования.

    Отличительная особенность системы обучения грамоте дошкольников с ОНР Н. В. Нищевой [3] состоит в том, что непосредственно образовательный процесс начинается со средней группы (во втором квартале). Н. В. Нищева предлагает обучить детей подготовительной группы алфавитному названию букв и выучить с дошкольниками сам русский алфавит (во втором и третьем кварталах) .

    По системе Нищевой ребенок с ОНР уже в средней группе читает слова, состоящие из двух открытых слогов (нота, мама, а в подготовительной группе к чтению добавляется письмо печатными буквами.

    Содержание обучения грамоте распределено по кварталам. Звук дается одновременно с соответствующей ему буквой.

    На протяжении всего периода обучения осуществляется развитие навыков фонематического анализа. Большое внимание автор уделяет профилактике дисграфии и дислексии.

    Рассмотренные системы обучения грамоте широко используются логопедами-практиками в коррекционной работе с детьми с ОНР.

    Из вышесказанного следует, что именно дошкольный период является наиболее благоприятным для вхождения ребенка в «языковую действительность». В процессе обучения грамоте идет интенсивное умственное развитие ребенка, формируется его учебная деятельность, что позволяет дошкольникам в дальнейшем без особых трудностей включиться в школьный учебный процесс.

    Список используемой литературы

    1. Визель, Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка [Текст] / Т. Г. Визель. – М. 1995. - 37с.

    2. Журова, Л. Е. Обучение дошкольников грамоте [Текст] . методическое пособие / Л . Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова. М. Школа-Пресс, 2004.- 144 с.

    3. Нищева, Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет . [Текст] / Н. В Нищева. - СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 352 с.

    4. Ткаченко, Т. А. В первый класс — без дефектов речи [Текст] . Методическое пособие / Т . А Ткаченко. - СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999 – 112с.

    5. Филичева Т. Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Т . Б. Филичева, Г. В. Чиркина - М. 1991. - 44 с.

    6. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками. учебное пособие [Текст] / Г . Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - М. Академия – 2003.-240с.

    Публикации по теме:

    Особенности связной монологической речи и ее формирования у детей с общим недоразвитием речи (Консультация) Особенности связной монологической речи и ее формирования у детей с общим недоразвитием речи. В логопедии под ОНР (у детей с нормальным.

    Проект «Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи» Проект «Психолого – педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи.» Вид проекта: социальной направленности, обще-садовский.

    Проект «Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи через знакомство с русскими народными сказками» Речь является одним важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Если определенный уровень развития устной речи не достигнут к моменту.

    Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи Психолого – педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства.

    Развитие графических навыков у детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи Ребенку в первом классе труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины кроются в том.

    Роль специальных символов Т. А. Ткаченко при подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи Многие родители полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика.

    Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

    В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки зрения ученых в области педагогики и психологии. Описаны особенности развития высших психических функций у детей с общим недоразвитием речи, оказывающие влияние на формирование интеллектуальной готовности. Кратко представлен опыт экспериментальной работы по проблеме, а также описаны полученные результаты.

    Ключевые слова: интеллектуальная готовность, обучение грамоте, старший дошкольный возраст, общее недоразвитие речи

    Старший дошкольный возраст является возрастом для серьезной подготовки детей к обучению грамоте. Проблема готовности ребенка овладением грамотой — одно из самых актуальных при организации работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

    В настоящее время мы имеем возможность наблюдать за повышением требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом зависят от его готовности к ней.

    Подготовка ребенка к школьному обучению предполагает решение двух основных задач: во-первых, всестороннее воспитание ребенка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое), во-вторых, специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые он будет изучать в школе.

    На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических и социальных причин. Особое значение имеет решение проблемы интеллектуальной готовности к обучению грамоте старших дошкольников с нарушениями речи. Поскольку данный вопрос связан с проблемой ранней социальной адаптации этих детей.

    Распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи [1].

    В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (далее — ОНР) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте [3, c. 67]. Выделяют четыре уровня речевого развития у детей школьного и дошкольного возраста, отражающие типичное состояние компонентов языка.

    Речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития [4].

    Проблема готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, рассмотрена в работах Н. В. Нижегородцевой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. А. Ткаченко и др.

    Вопрос формирования интеллектуальной готовности не представляется возможным осветить без рассмотрения определения понятия «интеллектуальная готовность». Представим различные точки зрения по данной проблеме.

    Л. И. Божович понимает под интеллектуальной готовностью определенный уровень развития интеллектуальной сферы и познавательной деятельности, выражающийся в способности обобщать и выделять предметы окружающего мира, уровень развития познавательных процессов, овладению различными видами навыков.

    С. В. Кривых, М. В. Урбанская представляют под интеллектуальной готовностью развитие образного мышления, воображения и творчества основ словесно-логического мышления овладение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование) возникновение децентрации (учета позиции другого человека при анализе ситуации) овладение элементами учебной деятельности внутри других специфических детских видов деятельности.

    С точки зрения Л. С. Выготскогоинтеллектуальная готовность — развитие мыслительных процессов — способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы.

    Сопоставив определения разных ученых представляется возможным определить интеллектуальную готовность как развитие ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи. В то же время для обучения грамоте необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие мотива учения, адекватность и регуляция поведения.

    Неполноценная речевая деятельность оказывает отрицательное влияние на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной, а также аффективно-волевой сферы. У данной категории детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, также снижена вербальная память и страдает продуктивность запоминания, при относительно сохранной смысловой и логической. Они забывают последовательность заданий и элементы, а также сложные инструкции.

    Дети с наиболее слабыми способностями показывают низкую активность припоминания, что может сочетаться с ограниченными возможностями в развитии познавательной деятельности.

    В целом дети обладают хорошими предпосылками для того, чтобы овладеть мыслительными операциями доступными их возрасту, однако они демонстрируют отставание в развитии словесно-логического мышления, без организации специального обучения с трудом овладевают такими мыслительными операциями как анализ и синтез, сравнение и обобщение.

    Таким образом, охарактеризованные особенности детей с ОНР оказывают неблагоприятное влияние на формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте у данной категории детей.

    Формирование рассматриваемого вида готовности к обучению грамоте основывается на положениях, изложенных в программе «От рождения до школы» (далее — Программа). Данная программа является инновационным общеобразовательным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений отечественного и зарубежного дошкольного образования.

    Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника [2].

    Анализ теоретического материала по проблеме исследования определил необходимость проведения экспериментального исследования, направленного на формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ОНР III уровня.

    Работа над данным исследованием проводилась с сентября 2015 года по апрель 2016 года. Испытуемыми были старшие дошкольники в количестве 6 человек (две девочки и четыре мальчика).

    Проведено первичное обследование детей старшего дошкольного возраста с ОНР-3 по методике Т. Н. Волковской «Иллюстрированная методика логопедического обследования для детей дошкольного возраста». Использованные методики, направленные на исследование высших психических функций и речи, состоят из ряда доступных детям заданий. Инструкция детям предоставлялось в краткой форме, была достаточно четкой, с использованием уточняющих слов. Степень сложности предъявляемых заданий постепенно возрастала, при этом они предлагались в игровой форме. По результатам психолого-педагогической диагностики сделаны следующие выводы: детям с ОНР характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. Некоторым из них свойственна недостаточная устойчивость внимания и трудности его распределения. Вербальная память, а также способность запоминания у детей с ОНР снижена при относительной сохранности смысловой и логической памяти. Для многих из детей с данным нарушением характерны недостаточная координация пальцев кистей рук и нарушения мелкой моторики.

    В результате проведения методик, которые направлены на исследование высших психических функций и речи мы не наблюдали высокого уровня. Выявлено у двух детей очень низкий уровень (33,3 %) развития интеллектуальной готовности к обучению грамоте, также у двух детей — низкий уровень (33,3 %) и у оставшихся двух — средний уровень развития (33,3 %) интеллектуальной готовности к обучению грамоте.

    Эти результаты позволяют сделать вывод о том, что у детей с ОНР-3 отмечаются трудности при формировании интеллектуальной готовности.

    На основе изученных программ «Адаптированная рабочая программа воспитания с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня», и «Рабочая программа учителя — логопеда», нами был разработан комплекс занятий, направленных на формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте. В комплексе реализованы 15 занятий, которые проводились 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 35–40 минут.

    Результаты, которые были получены после проведения коррекционной работы, позволили выявить положительную динамику по сравнению с первоначальными показателями выполнения заданий детьми. Большинство детей с ОНР III уровня, принимавших участие в экспериментальном исследовании проявляли заинтересованность при выполнении предлагаемых заданий и стали более усидчивыми. Они демонстрировали способность сосредотачиваться на выполнении задания, а также достаточно хорошую переключаемость с одного задания на другое. У детей наблюдается недостаточная сформированность зрительно-моторной координации, также они не всегда понимали инструкцию с первого раза в этом и проявляется недоразвитие речи. Дети с ОНР III уровня показывали более низкие показатели знаний об окружающем мире.

    После проведения коррекционной работы, нами было обнаружено, что уровень развития интеллектуальной готовности детей повысился. Так выявлено, что два ребенка с ОНР III уровня имеют низкий уровень (33,3 %), три ребенка — средний уровень развития (50 %) и один ребенок — высокий уровень развития интеллектуальной готовности к обучению грамоте (16,6 %).

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что при правильно выстроенной работе наблюдается улучшение речевого и психолого-педагогического развития детей с ОНР III уровня. Ранняя диагностика и своевременно оказанная коррекционно-логопедическая помощь повышает шансы преодоления трудностей в овладении процессами чтения и письма, что способствует в дальнейшем успеху в школьном обучении.

    1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям: Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З. Е. Агранович. — СПб. Детство-Пресс, 2004.-147c.
    2. Веракса Н. Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. — М. Мозаика синтез, 2014.
    3. Краевская Н. А. Семантический компонент внутренней программы речевого высказывания / Н. А. Краевская. — M. 1984.
    4. Левина Р. Е. Основытеориии практикилогопедии / Под. ред. Р. Е. Левиной. — М. 2009. — 365 с.

    Похожие статьи

    Источники:
    glorify.ru, vscolu.ru, www.maam.ru, moluch.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное