Снижение зрения у детей 10 лет

Как предотвратить ухудшение зрения у ребенка?

Снижение зрения у детей 10 лет

Печальная статистика гласит, что зрение детей с каждым годом становится все хуже и хуже. Плохая наследственность, неправильный образ жизни, слабое освещение, чрезмерные умственные нагрузки, отсутствие спорта, злоупотребление компьютером и телевизором.
С возрастом ребенка все эти проблемы только усугубляются. Родители гонятся за тем, чтобы ребенок много учился в учреждениях с повышенной нагрузкой, радуются, когда ребенок засиживается за книжками, вместо спортивных игр и активного отдыха. Иногда сами родители настолько загружены работой, что им и дела нет до зрения ребенка.

Когда бить тревогу?
Заметить ухудшение зрения у ребенка можно без особого труда. Так, например, малыш с плохим зрением часто щурится, особенно когда хочет что-то разглядеть, трет глаза, моргает так, будто в глаз что-то попало. Все это симптомы того, что пора ребенка показать офтальмологу. А лучше даже нескольким, так как посещение одного доктора не может дать полной и достоверной картины.

Чем помочь малышу?
Какой бы диагноз не поставил доктор вашему ребенку, помните, что его зрение - все еще в ваших силах и руках. Как правило, врачи выписывают ребенку очки, назначают комплекс упражнений, иногда прописывают капли для глаз. Это стандартный набор, которым, впрочем, все равно стоит пользоваться осторожно. Особенно хорошо подумайте насчет очков. Ведь, надев очки на ребенка, вы тем самым, обрекаете его на ухудшение зрения. Попробуйте сначала обойтись без этого, сделав акцент на зарядке и упражнениях.
Помимо назначенных доктором упражнений, найдите свои, более интересные и доступные для малыша. Прежде всего, стоит установить причину ухудшения зрения, полностью ее ликвидировать. Например, следите за тем, чтобы ребенок при чтении и письме не наклонял слишком низко голову, держал спину прямо, у него было хорошее освещение, он не засиживался подолгу за одним и тем же занятием. Через каждые полчаса необходимо делать физкульт зарядку для глаз, рук, спины. Ограничьте просмотр телевизора и работу на компьютере. Не забывайте регулярно раз в месяц посещать офтальмолога, проверять зрение, фиксировать все улучшения.

Упражнения для улучшения зрения для детей младшего возраста.


Если ребенок долго смотрел телевизор, у него устали, покраснели глаза, сделайте с ним зарядку для глаз. Для этого нужно:

- Быстро поморгать глазами, закрыть веки, тихо посидеть 5-10 секунд.
- Сильно зажмурить глаза на 5 секунд, открыть, поглядеть вдаль, задержать взгляд на 5 сек.
- Правую руку вытянуть перед собой. Медленно водить указательным пальцем вправо и влево, вверх и вниз, следить за движением пальца взглядом.
- Медленно вращать глазами влево, вправо. Сделать глазами несколько круговых движений. Сесть на стул, ладонями упереться в пояс. Повернуть, не склоняясь, голову вправо, посмотреть на левый локоть, затем то же проделать наоборот.
- Указательными пальцами осторожно нажимать на закрытые веки, легко массируя их. Такая детская зарядка для глаз должна проводиться каждый день, желательно вечером. Каждое упражнения нужно повторять по 5-6 раз.

Этот комплекс упражнений подходит для маленьких детей, начиная с 2-х летнего возраста.

Упражнения для улучшения зрения ребенка школьного возраста.
Для ребятишек постарше также существуют разнообразные упражнения для глаз. В школьном возрасте нагрузка на детские глаза значительно возрастает, дети много времени проводят за компьютером, читают много литературы. Глаза устают, зрение может ухудшиться. Чтобы этого не произошло, покажите ребенку комплекс простых, но эффективных упражнений для глаз:

- Прежде всего, следует снять напряжение с глаз. Для этого, надо сесть на стул, накрыть глаза ладонями: правой ладошкой закрыть правой глаз, левой ладошкой - левый. На глаза давить нельзя. Далее нужно расслабиться и смотреть мысленным взглядом перед собой. В это время представить какое-либо радостное событие, что-то приятное. Такое упражнение нужно выполнять каждый день, по 10-15 минут.
- Если ребенок долго сидит над книгой или перед монитором, нужно сделать перерыв. Встать со стула, походить по комнате, делая круговые движения головой. 10 раз по часовой стрелке, столько же против часовой стрелки. Нужно завести поочередно то правую руку, то левую за противоположное плечо. После чего остановиться, привстать на носочки, потянуться вверх, к потолку. Это простое упражнение поможет снять напряжение с позвоночника, усилит кровообращение в области головы, шеи, расслабит глазные мышцы.
- При усталости глаз, для улучшения зрения нужно быстро моргать глазами в течение 1-2 минут. Потом глаза закрыть, помассировать веки легкими движениями указательных пальцев. Такое упражнение тренирует глазные мышцы, улучшает кровообращение.
- Сделайте с ребенком такую зарядку для глаз для детей. Вытяните перед собой правую руку, сконцентрируйте взгляд на указательном пальце. Переведите взгляд на какой-то большой предмет, стоящий дальше 3 метров. Затем взгляд опять нужно перевести на палец. Это упражнение делайте несколько раз с каждой рукой. Такая зарядка тренирует зрение, ребенок учиться видеть одинаково хорошо и в дали, и на близком расстоянии.
- Наклейте на оконное стекло бумажный кружок черного или красного цвета размером 5 мм. Посадите ребенка напротив. Нужно смотреть на кружок в течение 2 мин. затем следует посмотреть на какой-либо дальний предмет за окошком, внимательно его рассмотреть во всех деталях. Упражнение нужно делать каждый день по 10 минут.
- Следующее упражнение делайте стоя: Вытянуть руку прямо перед собой, смотреть на кончик указательного пальца 5 сек. Затем медленно приблизить палец к лицу, продолжая смотреть, пока не станет двоиться в глазах, Потом также медленно отвести руку обратно. Повторить упражнение 6 раз.

Также, чтобы предотвратить снижение, ухудшение зрения заставляйте ребенка больше двигаться, играть в подвижные игры, заниматься спортом. Следите за его осанкой. Когда ребенок искривляет спину, сидя в скрюченной позе, нарушается кровоснабжение головного мозга. Это состояние провоцирует ухудшение зрения. Не разрешайте детям длительное время находиться перед телевизором, за монитором компьютера, особенно в темной комнате. Для тренировки зрения у малыша, купите ему яркие подвижные игрушки, которые вертятся, катаются, прыгают. И, конечно, регулярно делайте с детьми зарядку для глаз. Пусть она станет ежедневной, полезной привычкой.

Информация по материалам Baby.ru
Фото: Favim.ru

Еще по теме

Снижение зрения у детей 10 лет

Падает зрение: возможные причины и симптомы заболеваний. Что делать, если падает зрение у ребёнка. обязательно ли носить очки

Снижение зрения у детей 10 лет

Автор: Ирина Синкина

Начальные стадии многих болезней глаз и дистрофических процессов в сетчатке зачастую проходят незаметно.

Падение зрения - серьезный симптом и повод для консультации у врача.

Запущенная проблема может привести к хирургической операции и даже слепоте.

Падает зрение у ребенка - причины

Арсенал современных офтальмологов позволяет выявить глазные заболевания у детей и получить точные данные уже с первых дней жизни. Причинами врожденных заболеваний являются: родовые травмы, недоношенность, анатомические особенности строения глаза, наследственность. Такие дети нуждаются в постоянном контроле со стороны врачей и родителей.

Приобретенные заболевания не всегда вовремя диагностируются.

Взрослых должны насторожить симптомы:

жалобы на неприятные ощущения в глазах: зуд, жжение

ребенок близко подносит предметы к лицу, щурится

головные боли, быстрая утомляемость.

Миопия (близорукость) - самый распространенный дефект зрения у детей. От него страдают около 55 % современных школьников. Чем раньше у ребенка она проявляется, тем сложнее ее вылечить в дальнейшем. В группе риска всегда находятся дети, чьи родители страдают от близорукости.

Первый опасный период для проявления миопии возникает, когда ребенок идет в школу. Возрастает нагрузка на глаза, учеба сопровождается стрессом и страхами.

увлечение телевизором, компьютером, гаджетами

несбалансированное питание, нехватка витаминов

малоподвижный образ жизни

плохо организованное рабочее место.

Для профилактики близорукости родителям необходимо строго ограничивать время, проведенное за компьютером и гаджетами. Обязательно стоит приучать ребенка держать голову и спину ровно, поощрять занятия спортом. Огромную роль играет питание, получение достаточного количества витаминов, особенно во время интенсивного роста. Ведь на подростковый возраст приходится второй период всплеска заболевания.

При планировании рабочей зоны для школьника необходимо учитывать несколько правил.

1. Оптимальная высота рабочего стола равна росту ребенка, разделенному пополам и минус 5 сантиметров.

2. Расстояние от глаз до тетради должно быть равно длине руки от локтя до кончика пальцев.

3. Парта или стол нужно располагать у окна, дополнительное освещение лучше расположить слева для правши и наоборот.

Падает зрение у взрослого - причины

Факторов, влияющих на ухудшение зрения у взрослого человека множество, основные:

высокая нагрузка на глаза

Усугубляют ситуацию: вредные привычки (влияют на сосуды), травмы и ушибы позвоночника, неполноценное питание, стрессы. Сахарный диабет, остеохондроз, гипертония, эндокринные патологии сопровождаются потерей зрения. Поэтому важно проконсультироваться у врача для своевременного их выявления.

Негативное влияние на глаза оказывает длительная работа за компьютером. Человек в нормальном состоянии моргает в среднем 18 раз в минуту. Этот процесс увлажняет роговицу. Когда пользователь долго смотрит на экран, у него возникает синдром сухого глаза. Из-за редкого моргания высушивается слизистая оболочка. В результате появляются: жжение, краснота, болезненные ощущения. Это чревато хроническим коньюктивитом, воспалением роговицы и потерей зрения.

Излучение синей части спектра определенной длины волны также оказывает негативное влияние на зрительные клетки. Справиться с проблемами помогут: защитные очки, перерывы в работе, капли для глаз, увлажнение воздуха.

После 45 лет практически всех касается проблема дальнозоркости . Ослабевают глазные мышцы, теряется эластичность тканей, хрусталик становится плотным. Сосуды со временем становятся хрупкими, забиваются атеросклеротическими бляшками. Повышается внутриглазное давление, так как нарушается баланс между притоком жидкости, которая питает оптические среды, и ее оттоком. Избыточная жидкость давит на зрительный нерв, происходит атрофия. В результате начинается глаукомный процесс.

Уже после 40 у каждого шестого человека наблюдаются признаки помутнения хрусталика. Запущенный процесс приводит в дальнейшем к катаракте. Поэтому важно обращаться при появлении: потери зрения, головных болей, мушек, двоения, светобоязни и других симптомов обращаться к врачу.

Падает зрение - что делать? Обязательно ли носить очки?

Офтальмологи однозначно отвечают положительно на этот вопрос в случаях близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения с помощью очков дает не только максимальный комфорт и возможность четко видеть окружающий мир. Главная задача - не допустить прогрессирования заболевания. Ведь, например, усиливающаяся близорукость чревата растягиванием оболочки глаза, разрывом и отслоением сетчатки.

Если человеку некомфортно, он начинает напрягать глаза, щуриться - возникает дополнительная нагрузка, которая приводит к большей потере зрения. Важно обратиться к хорошему специалисту и правильно подобрать очки. Их ношение не помешает комплексно лечить заболевание.

Падает зрение - что делать? Гимнастика для глаз

Различные методики обязательно включают упражнения для глаз. И противники, и сторонники коррекции зрения с помощью очков, признают эффективность тренировки глазных мышц. Комплекс упражнений желательно повторять дважды в течение дня.

Во время гимнастики голова должна оставаться неподвижной, мышцы лица расслаблены. Исходное положение - смотреть прямо. Каждое упражнение следует выполнять по 8-10 раз в каждую сторону.

1. Взгляд направить вверх, затем вниз.

2. Глаза отвести максимально влево, затем вправо.

3. Представить мысленно циферблат. Вести глазами по кругу, по часовой стрелке, не срезая углов. Повторить в обратную сторону.

4. Поднять голову, взгляд устремлен вверх. Повторить движения предыдущего упражнения.

5. Выполнить упражнения 1-4 с закрытыми глазами.

6. Представить галстук-бабочку. Описать этот контур глазами. Движения выполнять: по диагонали снизу вверх, затем вниз, снова по диагонали снизу вверх и вниз.

7. Глазами описать восьмерку.

После завершения комплекса нужно расслабить глаза, легко поморгать, без напряжения.

Падает зрение - что делать? Народные средства

В домашних условиях при потере зрения принимают свежевыжатый сок из: моркови, цикория, петрушки и сельдерея. Эти составляющие нужно взять в одинаковых количествах.

Благотворное влияние оказывает настойка из календулы и аира . Трава берется в равных пропорциях и заливается половиной литра водки. Хранить в темном месте не меньше 12 дней. Принимать по одной чайной ложке перед едой.

Молодая крапива используется в соках, отварах, салатах. Черника полезна для глаз тоже в любом виде: сушеном, свежем, замороженном. Известным положительным эффектом обладают ростки проросшей пшеницы.

Людям старше 40 лет особое внимание следует уделять питанию .

Для здоровья глаз необходимо употреблять больше продуктов, выводящих холестерин. Каротиноиды: лютеин и зеаксантин сохраняют сетчатку глаза от возрастной дегенерации. Они содержатся в киви, перце сладком, моркови, салате, шпинате, зелени. Также очень полезными при потере зрения являются:

батат, богатый родопсином (основным зрительным пигментом) и витамином А

льняное семя, морская рыба, содержат жирные омега-3 кислоты

яйца (желток содержит лютеин, белок помогает ему лучше усваиваться)

Массаж снимает напряжение и усталость. Несложные приемы можно освоить самостоятельно. Главное, не допускать дискомфорта и болевых ощущений. Средним и указательным пальцами легко массируются: межбровная точка, линия бровей, точки под глазами, на виске и мочки уха. Эти движения улучшают кровообращение.

К решению проблемы необходимо подходить комплексно.

Обязательна предварительная консультация у врача.

Гимнастика, правильное питание, соблюдение режима, щадящие нагрузки обязательно благотворно скажутся на организме в целом и на остроте зрения.

© 2012-2016 "Женское мнение". При копировании материалов - ссылка на первоисточник обязательна!
Контактная информация:
Главный редактор портала: Екатерина Данилова
Электронная почта: zhenskoe-mnenie@mail.ru
Телефон редакции: +7 (926) 927 28 54
Адрес редакции: ул. Сущевская д. 21
Информация о размещении рекламы

Причины снижения зрения у детей

Причины снижения зрения у детей - аномалии рефракции.

Профилактика снижения зрения у детей дошкольного и школьного возраста.

По скорости и полноте восприятия, глаз превосходит все органы чувств человека. С помощью зрения обеспечивается обозрение окружающих предметов, процессов и явлений действительности. Зрительная информация составляет около 90% информации, поступающей в кору больших полушарий мозга через все остальные органы чувств человека.

Аномалии рефракции у детей - одна из важнейших проблем офтальмологии. С нарушением рефракции связаны трудности адаптации ребенка в социальной жизни и формирования психо-эмоционально здоровой личности. Аметропии составляют до 6% в структуре инвалидности по зрению, а среди общего состава школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей - до 45%. Частота миопической анизометропии составляет от 20 до 60 % у близоруких пациентов.

Согласно данным ВОЗ, в развитых странах 20 % детей дошкольного возраста и каждый четвертый школьник имеют проблемы со зрением.

Начинать профилактику снижения зрительных функций у детей надо с самого рождения и этот процесс должен быть комплексным, включающим не только медицинские аспекты, но и социальные. В процесс сохранение зрения детей должны быть вовлечены врачи-офтальмологи, педиатры, родители, воспитатели и учителя. Только совместными усилиями можно исправить сложившуюся тенденцию – выпускник школы - «очкарик».

Первое на что необходимо обратить внимание, это то, что новорожденные и дети первого года жизни имеют только в 5 % случаев эметропическую рефракцию, в остальных случаях это различные варианты аметропий (4 % - гиперметропы высоких степеней более 6 Д, 5% - врожденная миопия и остальные 86 % - гиперметропы слабой и средней степени). Таким образом, с момента рождения уже 14 % детей составляют группу высокого риска и требуют тщательного наблюдения врача-офтальмолога, который обязан не только констатировать аномалию рефракции, но и составить план мероприятий по динамическому наблюдению за ребенком и работы с родителями, которые в свою очередь должны в домашних условиях выполнять все рекомендации врачей.

Гиперметропия слабой и средней степени у детей раннего возраста создает запас для роста глазного яблока. Так гиперметропическая рефракция в дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет) значительно преобладает над нормальной (эмметропической). И только с 6 лет наблюдается тенденция к уменьшению относительного числа детей с дальнозоркой рефракцией. К моменту поступления в школу более 80 % детей имеют 1,0 зрения. Однако не следует забывать об этой группе детского населения. Они также требуют наблюдения офтальмолога и своего плана профилактики снижения зрения.

Медицинскую профилактику можно свести к следующим основополагающим моментам: первый осмотр офтальмолога должен быть осуществлен уже с момента новорождения. В этом возрасте врач сможет определить наличие врожденной глаукомы, катаракты, нистагма и, оценить состояние сосудов глазного дна. В два-три года, как правило, впервые проверяют остроту зрения ребенка, диагностируют косоглазие и амблиопию. Посещение офтальмолога должно осуществляться ежегодно. При этом оцениваются бинокулярные функции, цветовое зрение, выявляется наличие близорукости или дальнозоркости. Ранняя диагностика позволяет не только выявить заболевание, но и предотвратить возможные отклонения в развитии — ведь резкое снижение остроты зрения ограничивает процесс познания окружающего мира, негативно влияет на формирование речи, память, воображение. При выявлении патологии частота посещений офтальмолога увеличивается и зависит от выраженности изменений и рекомендуемых лечебных мероприятий. Хотелось бы отметить, что врач-офтальмолог должен проводить не только пассивную профилактику ограничиваясь констатацией факта посещения его ребенком, но и активную, заключающуюся в вызове на осмотр пациентов пропустивших сроки очередного осмотра, проведения активной разъяснительной работы с родителями и представителями детских учебных учреждений.

Социальная профилактика включает в себя всю окружающую ребенка среду. Известно, что дефекты зрения формируются под влиянием сложного комплекса многочисленных факторов, в котором переплетаются внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) влияния. При этом во всех случаях определяющими оказываются условия внешней среды. Их очень много, но особенно большое значение в детском возрасте имеет характер, длительность и условия зрительной нагрузки.

В дошкольном возрасте наибольшая нагрузка на зрение бывает во время обязательных занятий в детских садах, а поэтому контроль за их длительностью и рациональным построением очень важен. Тем более что установленная длительность занятий — 25 минут для старшей группы и 30 минут для подготовительной к школе группы не соответствует функциональному состоянию организма детей. При такой нагрузке у детей наряду с ухудшением отдельных показателей организма (пульса, дыхания, мышечной силы) наблюдается падение и зрительных функций. Ухудшение этих показателей продолжается даже после 10-минутного перерыва. Ежедневно повторяющееся снижение зрительных функций под влиянием занятий может способствовать развитию зрительных расстройств. И, прежде всего, это относится к письму, счету, чтению, требующим большого напряжения зрения. В связи с этим целесообразно следовать ряду рекомендаций.

Прежде всего, следует ограничить длительность занятий, связанных с напряжением аккомодации глаза. Достигнуть этого можно при своевременной смене во время занятий разных видов деятельности. Чисто зрительная работа не должна превышать 5—10 минут и младшей группе детского сада и 15—20 минут в старшей и подготовительной к школе группах. После такой длительности занятий важно переключить внимание детей на занятия, не связанные с напряжением зрения (пересказ прочитанного, чтение стихов, дидактические игры и др.). Если почему-либо невозможно изменить характер самого занятия, то обязательно надо предусмотреть 2—3-минутную физкультурную паузу.

Неблагоприятно для зрения и такое чередование занятий, когда первое и следующее за ним — однотипные по характеру и требуют статического и зрительного напряжения. Желательно, чтобы второе занятие было связано с двигательной активностью. Это может быть занятие гимнастикой или музыкой. Особенно важно повысить эффективность 10-минутного перерыва между двумя занятиями. Для этого можно предложить детям по окончании первого занятия подойти к окну и в течение 2—3 минут смотреть вдаль. Целесообразно тоже самое повторить после окончания второго занятия. Опыт показывает, что такое несложное упражнение, если его проводить ежедневно, помогает восстановить уровень зрительных функций, временное снижение которых под влиянием занятий неизбежно. Большое значение также играют физкультурные упражнения.

Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная в гигиеническом отношении организация занятий в домашних условиях. Дома дети особенно любят рисовать, лепить, а в более старшем дошкольном возрасте — читать, писать, выполнять различные работы с детским конструктором. Эти занятия на фоне большого статического напряжения требуют постоянного активного участия зрения. Поэтому родители должны следить за характером деятельности ребенка дома. Прежде всего, общая продолжительность занятий дома в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3 до 5 лет и 1 часа в 6—7 лет. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня и чтобы между утренними и вечерними занятиями было достаточное количество времени для активных игр, пребывания на воздухе, трудовой деятельности.

Еще раз следует подчеркнуть, что и в домашних условиях однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, не должны быть длительными. Поэтому важно своевременно переключить детей на более активный и менее напряженный для зрения вид деятельности. В случае же продолжения однообразных занятий родители должны прерывать их каждые 10—15 минут для отдыха. Следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, а для расслабления аккомодации подойти к окну и посмотреть вдаль.

Меры по предупреждению близорукости у детей школьного возраста должны быть направлены на снятие всех видов напряжения: мышечного, зрительного, нервного. Проще всего устранить напряжение мышечное, обеспечив ребенку правильную осанку за столом. Необходим стул с возможностью регулировки наклона спинки и высоты сиденья, и стол, соответствующий росту ребенка. Спина сидящего должна прилегать к спинке стула, а локти лежать на столешнице. Под ноги ставится небольшая скамеечка, чтобы разгрузить мышцы спины и избежать наклона вперед. Для того чтобы научить малыша правильно сидеть, его необходимо контролировать весь первый год обучения.

Через каждые двадцать минут работы, первокласснику необходим десятиминутный отдых, во время которого ребенок должен побегать, попрыгать, т.е. избавиться от нервного напряжения.

Чтобы не допускать зрительного утомления, книгу нужно положить на подставку на расстоянии 35 сантиметров от глаз. Настольная лампа с галогеновым светильником, как правило, ставится слева. Сочетание дневного и искусственного светы вреда не принесет. Многие ученики, пользуясь отсутствием взрослых, совмещают выполнение домашнего задания с просмотром телевизора или компьютерной игрой. Это приводит к быстрому снижению зрения. Восьмилетний ребенок может просидеть за компьютером не больше 20 минут в день. Жидкокристаллический монитор позволяет увеличить это время до полутора часов, при условии, что каждые 15 минут будет сделан перерыв, во время которого будет проводиться гимнастика для глаз. То же самое касается телевизора. Его экран должен находиться не ближе 2 метров от лица ребенка. Не рекомендуется смотреть передачи в темноте, лучше включить свет, который не дает бликов на экране.

Для ребенка это время серьезных нагрузок и ответственной работы. Чтобы пережить ежедневный стресс, ему требуется цельное молоко, творог, натуральный кефир, отварная рыба, постная говядина, курица и индейка, морковь и свежая капуста, зелень, ягоды и натуральные соки.

Все эти продукты содержат витамины и микроэлементы, необходимы для нормального развития глаза, костного скелета и нервной системы. Кроме естественных витаминов малышу дополнительно необходимы их синтетические аналоги, особенно это касается витамина Д, регулирующего обмен кальция в крови. Снижение содержания этого элемента приводит к ухудшению зрения, кариесу, плоскостопию, сколиозу – полному набору болезней, приобретаемых школьником при попустительстве взрослых. У многих детей на этом фоне развивается еще и детский невроз, так как кальций необходим также для развития нервной системы.

Физическое воспитание ребенка должно включать в себя хотя бы утреннюю гимнастику и полноценные занятия на уроках физкультуры. Существует закономерность: чем ниже уровень физического развития ребенка, тем выше степень близорукости. Снижение остроты зрения – это показание для посещения спортивной секции, а не повод для освобождения от уроков физкультуры.

Таким образом, только совместные усилия врачей, родителей, учителей по привитию ребенку навыков здорового, активного образа жизни смогут снизить процент детей со сниженным зрением.

Login

Search

Резкое ухудшение зрения у ребенка

Как сохранить зрение у ребенка

Если 25 лет назад к окончанию школы близорукими становились лишь 10-15% ребят, то сейчас к 15-16 годам диагноз «миопия» ставится половине подростков. Между тем, именно в этом возрасте очень важно не допустить резкого прогрессирования близорукости. Когда годам к 19 формирование организма полностью завершится, шанс развития миопии практически равен нулю. Как помочь ребенку не «посадить» глаза в самом уязвимом подростковом возрасте? Что делать, если диагноз все-таки поставлен? Какие еще проблемы с глазами могут подстерегать подростка? Рассказывает Андрей Васильевич Картавин, заведующий детским отделением офтальмологической клиники «Прозрение» (Нижний Новгород), детский офтальмолог с 25-летним стажем работы.

- Андрей Васильевич, почему у нынешних ребят зрение стало на порядок хуже, чем в свое время у их родителей?


Каких-то 20-25 лет назад близорукость, диагностированная в 9-10 лет, считалась ранней, а сейчас не редкость миопия и в 6-7 лет. К сожалению, чем раньше она проявляется, тем активнее прогрессирует. Если ухудшение зрения началось в 6 лет, то к окончанию школы степень миопии может достичь 12-15 диоптрий. Такое в нынешней офтальмологической практике довольно распространено.

- В чем же причина нынешней повальной близорукости у школьников?


Наше зрение создавалось природой для «использования» в совершенно иных условиях, чем те, которые мы называем цивилизованными. Наш глаз приспособлен к пространству, не ограниченному какими-либо препятствиями. Сейчас же люди с самого рождения вынуждены нарушать природные законы: замкнутое пространство, а затем и телевизор, книги, компьютеры, сотовый телефон с его «игрушками».

• заболевания роговицы и резкое ухудшение зрения

Чем помочь малышу?
Какой бы диагноз не поставил доктор вашему ребенку, помните, что его зрение — все еще в ваших силах и руках. Как правило, врачи выписывают ребенку очки, назначают комплекс упражнений, иногда прописывают капли для глаз. Это стандартный набор, которым, впрочем, все равно стоит пользоваться осторожно. Особенно хорошо подумайте насчет очков. Ведь, надев очки на ребенка, вы тем самым, обрекаете его на ухудшение зрения. Попробуйте сначала обойтись без этого, сделав акцент на зарядке и упражнениях.

Помимо назначенных доктором упражнений, найдите свои, более интересные и доступные для малыша. Прежде всего, стоит установить причину ухудшения зрения, полностью ее ликвидировать. Например, следите за тем, чтобы ребенок при чтении и письме не наклонял слишком низко голову, держал спину прямо, у него было хорошее освещение, он не засиживался подолгу за одним и тем же занятием. Через каждые полчаса необходимо делать физкульт зарядку для глаз, рук, спины. Ограничьте просмотр телевизора и работу на компьютере. Не забывайте регулярно раз в месяц посещать офтальмолога, проверять зрение, фиксировать все улучшения.

  • Скотома – это пятно, в котором ничего не видно, если она абсолютна или видно размыто, если она относительна. Могут быть и смешанные скотомы с абсолютной чернотой внутри и относительностью по периферии. Положительные скотомы ощущаются пациентом. Отрицательные выявляются лишь при обследовании. Пример физиологической скотомы – это слепое пятно Мариотта в наружной части зрительного поля (проекция диска зрительного нерва, где нет колбочек и палочек).
  • Атрофия зрительного нерва — выпадения в центральной части поля говорят о дистрофии желтого пятна сетчатки или атрофии зрительного нерва, часто возрастном.
  • Отслойка сетчатки — если как бы занавеска отгораживает периферическую часть поля зрения с какой-либо стороны, дело идет, скорее всего, об отслойке сетчатки (тогда могут наблюдаться искажение линий и форм, плавание изображения). Причинами отслоек являются высокая степень миопии, травмы или дистрофии сетчатой оболочки.
  • Двустороннее выпадение внешних половин полей – нередкий признак аденомы гипофиза, прерывающей зрительный тракт в месте перекреста.
  • При глаукоме выпадают половины полей ближе к носу. Они могут сочетаться с радугой при взгляде на свет, туманом в глазах. Такое же выпадение имеет место при патологиях неперекрещеных зрительных волокон в области перекреста (например, при аневризме внутренней сонной артерии).
  • Перекрестное выпадение частей полей (например, внутреннего с одной стороны и наружного с другой) чаще наблюдается при опухолях, гематомах или воспалительных процессах в центральной нервной системе. Помимо половин полей могут выпадать и их четверти (квадрантная гемианопсия).
  • Если выпадение в виде полупрозрачной занавески – это свидетельство изменения прозрачности сред глаза: хрусталика, роговицы, стекловидного тела.
  • Пигментная дегенерация сетчатки дает концентрическое сужение полей зрения или трубчатое зрение. При этом в центре поля сохраняется высокая острота зрения, а периферия практически выпадает. Если же концентрическое зрение развивается равномерно, то повинна в этом вероятнее глаукома или нарушения мозгового кровообращения. Концентрическое сужение характерно и для периферического хориоретинита (воспаления заднего отдела сетчатки).
  • Отклонения в цветовосприятии

  • Дальтонизм – не осознаваемый больным врожденный дефект различения красного и зеленого. Чаще выявляется у мужчин.
  • Временные сдвиги в восприятии белого – следствие оперативного вмешательства по удалению пораженного катарактой хрусталика. Могут развиваться сдвиги в сторону синего, желтого, красного цветов, то есть белый будет голубоватым. желтоватым красноватым, как у нерегулированного монитора.
  • После удаления катаракты может меняться и яркость цветов: синий становится более насыщенным, а желтый и красный выцветают, бледнеют.
  • Сдвиг восприятия в сторону длинных волн (пожелтение, покраснение объектов) может свидетельствовать о дистрофии сетчатки или зрительного нерва.
  • Обесцвечиваются предметы при старой дистрофии макулярной области, которая больше не прогрессирует.
  • Наиболее часто нарушения цветности затрагивают центральную часть поля зрения (в пределах 10 градусов).

    Слепота

    При отсутствии глаза (врожденном или) приобретенном, при полной отслойке сетчатки, атрофии зрительного нерва слепота называется амоврозом. Если же ранее видевший глаз подавляется корой на фоне косоглазия, большой разницы в диоптриях между глазами, при помутнениях сред глаза, при синдромах Кауфмана и Бенче, офтальмоплегии при сильном птозе (опускании века), развивается амблиопия.

    Причины ухудшения зрения

  • Изменения прозрачности сред глаза (патологии роговицы, хрусталика).
  • Мышечные патологии
  • Отклонения в области сетчатки
  • Поражения зрительного нерва
  • Отклонения в корковом центре
  • В норме прозрачные среды глазного яблока (роговица, хрусталик, стекловидное тело) пропускают и преломляют световые лучи подобно линзам. При патологических инфекционно-воспалительных, аутоиммунных или дистрофических процессах в этих линзах меняется степень их прозрачности, что становится препятствием на пути световых лучей.

    Патологии роговицы, хрусталика

    1. Руки вперед, кисти переплести.
    2. Встать на носки, руки вверх ладонями кверху.
    3. Руки в стороны ладонями кверху.
    4. Руки вниз. Повторить 6—8 раз.
    5. Круговое движение правой рукой с поворотом туловища и головы направо (следить за движением кисти).
    6. То же - левой рукой с поворотом налево. Повторить 4—6 раз вперед и назад
    7. Опираемся на правую ногу, левую ставим назад носком внутрь
    8. Мах левой ногой в сторону.
    9. Левую ногу вперед носком внутрь.
    10. Мах левой ногой в сторону.
    11. Левую ногу назад носком внутрь. Повторить 4—6 раз, затем то же - правой ногой. Что могут сделать родители

    Расскажем об одном методе, применявшемся в одном из классов школы и улучшившем зрение всех детей . Перед учениками в классе повесили проверочную таблицу. Детям рекомендовали ежедневно читать столько строк в таблице, сколько смогут сделать с легкостью. Если, например, ребенок спотыкался на пятой строке, то, будучи заинтригованным, он, выходя из класса и проходя мимо таблицы, смотрел на эту строку с более близкого расстояния, позволявшего ему хорошо ее видеть. После перемены ученик, вспоминая эту строку, скорее всего увидит ее со своего места и будет заинтересован уже шестой строкой. Причины, по которым производились эти простые ежедневные чтения, были следующими. Во-первых . ученик использовал свое зрение без какого-нибудь принуждения. Он не обязан был прочитать каждую данную строку. Во-вторых . использование воспоминания и мысленного представления учило глаза смотреть без напряжения. Записи, которые вели учителя, показывают, что улучшилось зрение всех детей: у тех, у кого оно было ниже нормального, зрение улучшилось до нормального.

    Родители могут повторить эти упражнения дома. Поскольку дети избегают проверочной таблицы, где им не удается показать хорошего зрения из-за обычного страха, внушаемого школьным врачом, не используйте при тренировке зрения детей отдельные буквы. Вместо этого сделайте таблицу из каких-нибудь слов. Подберите слова, соответствующие возрасту ребенка . Повесьте свое произведение искусства на стенку, к которой ребенок часто обращается лицом, например напротив его кровати или на стене кухни против двери, через которую он обычно входит. Она должна висеть в хорошо освещенном месте. Превратите ее в «легкую игру для зрения». В первый раз позвольте ребенку выбрать расстояние, с которого он может увидеть слова. Предупредите его, что особо стараться не надо. Помогайте ему в чтении. Пообещайте ребенку, что в один прекрасный день он увидит все это без какого-либо труда.

    После того как он прочитает 2—3 строки, позвольте ему подойти поближе и прочитать следующую строку. Не обращайте внимания на то, что ребенок запоминает эти строки. Знакомые объекты легко разглядеть, следовательно, вы преподносите ему урок расслабленного смотрения. Воспоминание помогает зрению . Не думайте, что без принуждения ваш ребенок не захочет смотреть. Глаза стремятся видеть, они жаждут зрения.

    Если ребенок упирается и не хочет смотреть на таблицу, то причиной этого является скорее напряжение, вызванное принуждением, нежели его плохое зрение . Следите также, чтобы ребенок не применял каких-либо ухищрений, пытаясь увидеть. Помогайте ребенку ознакомиться со словами в таблице и хвалите его за каждое новое достижение. Не стоит подозревать его в том, что он не видит таблицу, а всего лишь вспоминает ее. Когда он будет вспоминать ее в момент, когда глаза отдыхают на каком-то слове, он увидит его.

    Когда через несколько недель интерес ребенка к таблице угаснет, было бы хорошо вновь стимулировать его внимание, повесив новый набор слов . Предупредите его о нежелательности для глаз избегать какого-либо изменения. Но не делайте таких изменений слишком быстро, так как именно знакомство с объектами, которые он рассматривает, является тем, что учит его расслабленному смотрению. Когда он не сможет уверенно прочитать какое-нибудь слово или, как сказал один малыш, «слово не будет просто видно каждый раз», покажите ребенку, какая удивительная вещь происходит с его зрением, когда он проделает пальминг «напишет носом» это слово, четко и правильно, и затем с глубоким уважением снова взглянет на него.

    И стар и млад приходят в глубокое волнение от того улучшения в зрении, которое дает этот способ. Подростки из более старших классов могут лечиться, как и взрослые, т. е. самостоятельно, пользуясь этой книгой . Конечно, в лечении большую помощь оказал бы квалифицированный инструктор, который поддерживал бы энтузиазм занимающихся, используя различные упражнения и подбирая их таким образом, чтобы вызывать интерес как у молодых, так и у пожилых.

    Дадим еще один совет честолюбивым родителям - не оказывайте слишком жесткого давления на школьников после их занятий в школе. Однажды серьезный и грустный ребенок, страдающий дальнозоркостью, сказал: «В течение недели у меня совершенно нет времени заниматься соляризацией. Время так и несется. Я хожу к доктору на уколы, хожу на уроки танцев, на уроки музыки, хожу в парикмахерскую, к стоматологу- ортодонту, на уроки пения и на тренировки. У меня нет ни минутки, чтобы делать то, что я хочу!» Это весьма грустное заявление ребенка, жертвы постоянного принуждения, который наверняка в недалеком будущем будет страдать неврозом. В некоторых социальных группах надо бы начать движение, которое можно назвать «Доброе отношение к детям».

    Одной из причин того, что в наши дни так много проблем со зрением, является то, что у нас совершенно не остается времени на развлечения. Мы практически потеряли дух и искусство развлечения. Развлечения и игры, доступные в принципе всем, стали уделом лишь счастливчиков!

    Как же это было у меня:

    Одним словом. потери.

    Как происходит ухудшение зрения

    У некоторых людей оболочка яблока ослабевает и после перестает возвращать круглую форму глазному яблоку. Нарушается фокусировка изображения на сетчатке и зрение ухудшается. Рост болезней зрения неуклонно повышается в последние годы. Созданный природой человеческий глаз не смог приспособиться к современным разрушительным воздействиям и непомерным нагрузкам.

    · проростки пшеницы и ржи,

    Во избежание заболеваний глаз, сопровождающихся ухудшением зрения, необходимо посещать окулиста 1-2 раза в год.

    Источники:
    www.ya-roditel.ru, zhenskoe-mnenie.ru, www.27gp.by, tadecor.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное