Страх смерти ребенка

Детские страхи

Страх смерти ребенка

Ощущение страха у ребенка – это тревожное состояние, сопровождаемое чувством беспокойства, которое развивается в результате ожидания реальной или мнимой опасности.

Чаще всего детские страхи развиваются в результате негативного влияния на психику со стороны взрослых, или путем самовнушения.

Такое состояние – серьезный повод для беспокойства родителей, так как причиной детского страха может быть их собственное агрессивное или невротическое поведение.

Тем не менее. Каковой бы ни была причина, проблему необходимо решать незамедлительно, так как самостоятельно ребенок с ней справиться не способен.

Причины развития страха у ребенка

В настоящее время специалисты различают следующие основные причины развития страха у ребенка:

  • Ранее пережитые и травмирующие ситуации, которые ребенок боится пережить вновь. Чаще всего это бывает укус пчелы или собаки, падение с высоты, чье-то агрессивное поведение.
  • Часто возникающее ненавязчивое напоминание о возможной опасности, которая существует в сознании или памяти ребенка.
  • Чрезмерно эмоциональное предупреждение ребенка об опасности, которая поджидает его в результате производимых им действий. Эта причина актуальна для семей, где на ребенка принято «орать».
  • Частые и непрекращающиеся строгие запреты, которые буквально окружают и угнетают ребенка.
  • Ребенок стал свидетелем беседы взрослых о каком-либо отрицательном явлении. Например, обсуждение аварии, несчастного случая, чьей-либо смерти.
  • Конфликт в семье, причиной которого мог стать сам ребенок.
  • Ссоры и конфликты со сверстниками.
  • Частой причиной также является распространенное запугивание самими родителями своего ребенка различными вымышленными существами, например, «бабайкой», лешим, домовым, ведьмой.
  • Достаточно часто проявление страхов является одним из следствий заболевания неврозом. Это заболевание также может возникнуть из-за различных внешних факторов, которые могут быть основанием для формирования некоторых возрастных страхов.

    Например, это может быть не совсем верное поведение матери, которая принимает на себя роль «руководителя» и окутывает ребенка чрезмерной для его возраста заботой. В более раннем возрасте может возникнуть совершенно иная ситуация, когда родители торопятся приучить ребенка к самостоятельной жизни, и у него возникает нехватка внимания и общения с ними.

    Страх детей дошкольного возраста

    В отличие от более позднего периода, страх детей дошкольного возраста чаще является мнимым. Это означает. Что ребенок сам придумывает повод для беспокойства, верит в него и подвергается страху. Классический пример, характерный для детства практически каждого человека – боязнь темноты. В темноте или полумраке предметы приобретают иные очертания, благодаря чему в глазах ребенка «превращаются» в страшных монстров. Некоторые даже переносят этот страх во взрослую жизнь, сохранив черту мнительности и склонность к самовнушению.

    Иногда основной причиной является чрезмерная «забота» взрослых, которые постоянно предупреждают ребенка о возможной опасности в том или ином случае. При этом их предупреждения имеют слишком яркую эмоциональную окраску, что потрясает ребенка и оставляет глубокий след в воображении.

    При этом ребенок сам делает акцент на фразе, подчеркивающей опасность. Например, крик: «Не лезь – обожжет!» ребенок может запомнить только со второй его части, и страх обжечься будет преследовать его постоянно, даже если для него нет оснований.

    Некоторые считают это неплохим методом воспитания, так как страх заставляет ребенка избегать опасности, и он не пострадает. Тем не менее, этот страх в дальнейшем может перерасти в фобию, сопровождать человека всю жизнь и спровоцировать массу психических расстройств.

    Страхи у детей с 5 лет

    Когда ребенок подрастает, его психика несколько видоизменяется, а вместе с ней формируется мировосприятие. Страхи у детей с 5 лет начинают иметь под собой более серьезные основания, что делает их значительно опаснее. Теперь они могут быть вызваны особенностями отношениями между самим ребенком и его матерью, или же контакта с воспитателями.

    Чаще всего, причинами становятся непоследовательность требований к ребенку, противоречие в воспитании со стороны отца и стороны матери, чрезмерно авторитетное общение с ребенком у родителей или воспитателя. Ребенок при этом чувствует себя подавленным, зажатым и скованным.

    Он пребывает в постоянном страхе не выполнить требования взрослых, быть наказанным или униженным. К такому состоянию приводят все педагогические и воспитательные работы. Которые базируются на запретах, жесткости, окриках, постоянных отрицательных оценках и порицании.

    Сама по себе непоследовательность требований педагога или родителей дает ход детскому страху, так как ребенок полностью зависим от настроения взрослого, непостоянство сбивает его с толку. Ребенок не может понять, как ему следует себя вести, поэтому пребывает в постоянном напряженном страхе совершить ошибку.

    Страх ребенка перед смертью

    Наиболее опасным страхом, который в то же время является нередким «воспитательным инструментом» для взрослых, является страх ребенка перед смертью.

    Не каждый взрослый способен с ним справиться, хотя для него этот страх несет не такой глубокий оттенок, как для впечатлительного ребенка. Фразы наподобие: «Если ты не сделаешь так, как просят родители, то они умрут» - не просто нежелательны в воспитании, они недопустимы! Ребенка также необходимо оградить от церемоний похорон хотя бы до 10 лет.

    Со временем ребенок сможет воспринять и понять эту информацию так, как ее преподнесут родители. Если же ему будет с детства привит страх потерять близких, или же страх самому умереть, это приведет к сложным психическим расстройствам.

    Например, любое незначительное соматическое заболевание, ослабляющее человека, будет вызывать у него панику, неврозы. Эта фобия может сохраниться не только в подростковой, но и во взрослой жизни. При этом она будет сопровождаться постоянными навязчивыми мыслями о смертельной болезни, несчастных случаях, убийстве.

    Лечение страха у ребенка

    Если вы столкнетесь со страхом у своего ребенка, помните, что нельзя играть на его эмоциях, в попытке избавиться от этого состояния. Не следует высмеивать его чувства или стыдить за них. Психика ребенка достаточно слаба, и он не может осознать до конца собственные чувства, так что такое отношение к проблеме лишь усугубит ее. Лечение страха у ребенка требует внимания со стороны его родителей.

    Хорошим методом являются игровые ситуации, где вы можете предложить ребенку столкнуться со своим страхом и побороть его. Предложите ему нарисовать то, чего он боится. Это позволит не только понять чувства малыша, но и психологически победить страх, например, дорисовав нечто, что разрушает его. Необходимо чтобы этот процесс происходил в уютной атмосфере, в присутствии отца и матери.

    Перед тем как изобразить страх, предложите ребенку нарисовать что-то на нейтральную тему, чтобы он расслабился. Проанализируйте рисунки ребенка, так как дети гораздо ярче, нежели взрослые, выражают свои переживания в своих работах. К примеру, если он нарисовал себя рядом с родителями или между ними, то это означает, что причиной страха не является внутрисемейный конфликт.

    Коррекция страхов включает в себя мягкую форму обсуждения страха ребенка. Если он изобразил его в виде как-то существа, обсудите его вместе, описывайте для ребенка в шутливой форме, чтобы он не ощущал чрезмерной боязни. Важней всего то, чтобы малыш ощущал поддержку, а также понимание и защиту.

    Понравилась статья? Поделитесь ей!

    Момент, очень беспокоящий родителей, чаще всего неозвученный, - страх смерти ребенка. Что же его порождает и, главное, что с ним делать?

    Разберем вопрос детально. Человеку свойственно испытывать страх смерти. Он приходит к нам достаточно рано, как правило - в детстве. В возрасте 5-7 лет ребенок впервые спрашивает: Что станет со мной после смерти? . Ответная реакция родителей весьма разнообразна. Одна мама предпочитает отшутиться, другая замыкается и зависает , третья делает грустное лицо. Таким образом, малыш впервые понимает: слово "смерть" весьма тяжело для восприятия. Как выстроить правильную беседу о смерти с маленьким человеком, я расскажу в другой раз.Эта статья - о взрослых.
    Итак, человек растет и понимает: мир опасен. К раннему страху смерти прикрепляются его различные формы: страх авиа- и автоперемещений, боязнь змей, ядовитых насекомых, кладбищ и бесконечного множества явлений современной жизни, - все это вариации первичного страха.В какой-то момент мы начинаем испытывать новый страх - страх потери собственного дитя. Чаще подобное наблюдается у родителей, которым долгожданный малыш достался тяжело и вызывает чувство вины по отношению к себе. То, что я опишу ниже, относится к избавлению от страха смерти и самого себя, и близкого человека. Очень важно не допустить перехода страха в крайнюю его форму - танатофобию.
    ✔Старайтесь поймать пугающие мысли в момент их порождения. Сознанию человеческому по силам свежерожденную мысль поймать и загнать в нужное русло. Когда мы допускаем развитие мысли и смакуем ее вплоть до подробностей, где и как это может произойти, мы создаем для себя подсознательный сценарий. Это и есть материальность мысли. Если успели поймать - гоните. Переключайтесь: встаньте, включите музыку, походите, включите телевизор, зайдите в Интернет, - любой метод переключения внимания хорош.

    ✔Стройте детальные планы на дальнейшую жизнь. Чего вы ждете? Каким вырастет ваш ребенок, в какую школу пойдет, какую профессию получит? Создавайте подробную картину будущего как можно образнее.

    ✔Стройте планы на каждый день. Чем больше вы заняты, тем меньше возможности думать. Вечное правило - горе от ума - никто не отменял.

    ✔Этот пункт вас удивит - спите и ешьте в нормальном режиме. Как правило, страх смери рождаются у тех, кто устал от частой смены временные поясов или ночного образа жизни.

    ✔Не читайте о смерти. Зачем искать подтверждение своих опасений? Сборы средств на лечение детей вместе с детальными историями, изучение медицинских сайтов, - запретите себе это. Да, современный мир состоит из очень пугающих моментов в числе прочего, но ждать и привлекать это в свою жизнь не нужно.

    ✔Если все же случился приступ: возьмите бумажный пакет и дышите в него. Да-да, именно так, как показывают в кино. Мозг начнет голодать от недостатка кислорода и перестанет думать о ерунде.

    ✔Не можете справиться сами? Идите к психологу без лишних раздумий. Используя методы работы с подсознанием, он найдет точку Х - возникновение страха - и поможет скорректировать этот момент в вашем подсознании.

    Живите и радуйтесь миру, солнцу и каждому, каждому достижению вашего ребенка!

    Страх смерти у детей

    Для большинства детей представление о смерти не содержит никаких ужасов. Однако это противоречит утверждениям, что в 1,5— 2 года уже возникает мысль о смерти, которая может сопровождаться тревожными
    переживаниями.

    Проверить степень информированности детей о смерти, особенно в младшем возрасте, затруднительно. Значительно легче выявить их эмоциональное отношение к смертельному исходу жизни. С этой целью изучалось содержание существующих у здоровых и невротичных детей страхов.

    Оказывается, что распространенность страхов смерти составляет в дошкольном возрасте 47% у мальчиков и 70% у девочек, в школьном — 55% и 60%, соответственно. Страхи смерти родителей у дошкольников наблюдаются
    у 53% мальчиков и у 61% девочек, у школьников 93% и 95% соответственно. В младшем школьном возрасте у ребенка часты страхи остаться одному без поддержки родителей, испытывая чувства опасности и страх перед угрожающими его жизни сказочными персонажами.

    В старшем дошкольном возрасте чаще других наблюдаются страхи смерти у мальчиков (7 лет) в 62% и у девочек (6 лет) — в 90%. В этом возрасте эмоциональное и познавательное развитие достигает такой степени, что понимание опасности значительно возрастает. Для оценки этого факта следует знать и о большой распространенности в этом возрасте страхов войны, пожара, нападения, заболевания, смерти родителей и др. Все они связаны с переживанием угрозы жизни, что иллюстрирует высокую степень актуальности переживания смерти в этом возрасте. Вероятность появления страха смерти больше у тех детей, которые на первом году жизни пережили страхи незнакомых людей или имели трудности в овладении навыками ходьбы. Это также и те дети, у которых были в преддошкольном возрасте страхи высоты и так далее, т. е. обостренные проявления инстинкта самосохранения. Интересно также отметить персонификацию страхов, связанных с Бабой Ягой, Кощеем, Змеем Горынычем, олицетворяющими силы, враждебные жизни.

    Младший школьный возраст знаменуется резким увеличением распространенности страхов смерти родителей (в 9 лет у 98% мальчиков и у 97% девочек). Страх своей смерти, еще очень частый, реже встречается у девочек.

    У подростков страх смерти родителей наблюдается уже у всех мальчиков (к 15 годам) и всех девочек (к 12 годам). Почти так же часто встречается страх войны. Последний тесно связан с первым, так как и во время войны очень реальна потеря родителей. Несколько реже наблюдаются страхи собственной смерти, нападения и пожара.

    Еще одним доказательством в пользу большого значения для детской психики переживаний смерти могут стать данные о страхах, наблюдаемых у невротических больных. Невротический страх оказывается в данном случае показательным потому, что, не оправдываясь реальной ситуацией, все же имеет психологическую подоплеку, т. е. отражает то, что волнует ребенка. Действительно, жизнь невротика не подвергается постоянной опасности, однако он может переживать стойкий страх, происхождение которого определяется не только выражением инстинкта самосохранения, но и отражает трудности формирования личности в определенном возрасте.

    Страх смерти при неврозах встречается уже в старшем дошкольном возрасте. Ребенок при этом может бояться всего того, что приводит к непоправимому расстройству здоровья [Захаров А. И. 1988]. Из этого следует, что дети дошкольного возраста не только знают о существовании смерти, но уже в той или иной мере относят к себе, страшатся и переживают этот факт. Под влиянием тех или иных обстоятельств (повышенной эмоциональной чувствительности, психотравмирующих факторов, неправильного воспитания и др.) беспокойство о прекращении жизни может реализоваться в невротическом переживании, характеризующемся большей выраженностью и аффективным накалом.

    По мнению В. И. Гарбузова (1977), мысли о смерти лежат в основе большинства фобий детского возраста. Эти фобии проявляются либо непосредственно заявлениями о боязни умереть, либо завуалировано, — страхом заразиться, заболеть, боязнью острых предметов, транспорта, высоты, темноты, сна, одиночества и так далее. Страх смерти родителей также в конечном итоге трактуется как боязнь невозможности существовать без такой поддержки, как родительская забота, защита и любовь.

    Соматические заболевания, ослабляющие или угрожающие здоровью детей с фобиями, усугубляют невротическое состояние, особенно в тех случаях, когда еще присутствует информация об опасности для жизни или здоровья.

    У подростков, наряду с приведенными страхами, нередки страхи смерти близких, навязчивые опасения заболеть определенной болезнью (раком, сифилисом и др.), оказаться несостоятельным (подавиться при еде) и т. д.

    Страх смерти ребенка

    Страх смерти стоит рассмотреть отдельно. На самом деле, поданным четырехлетнего наблюдения, можно определить, что самый распространенный страху шести- и семилетних детей — это страх смерти и всего, связанного с возможностью умереть. В чем же причина? Ребята такие бодрые, здоровые, бесшабашные вдруг начинают осознавать: «Меня же не было раньше. Меня не ». Опять же, ребенок сопоставляет: есть я, мама, бабушка, у бабушки была мама и у нее тоже. По мере взросления ему становятся более понятны возрастные перемены, происходящие с человеком: «Мама, ты стареешь, а я расту, взрослею, потом тоже буду стареть. », «Моя бабушка еще жива. », «Когда наступает расцвет сил?». Наряду с этим к ребенку приходит неизбежное понимание, что умирают все. Теперь он начинает бояться всего, что может принести смерть. Огонь, пожар, глубина, землетрясение, болезнь, нападения и т- Д. внушают малышу непреодолимый ужас.


    А. И. Захаров пишет, что о детском страхе смерти можно Догадаться по наличию «страшных снов» и связанных со смертью страхов, таких как боязнь нападения, огней, пожаров, боязнь заболеть (у девочек) и боязни стихии (у мальчиков). Категория смерти в 6 и 7 лет — это реальность, которую ребенок должен признать как нечто неизбежное в жизни. Именно Нежелание признавать эту неизбежность и порождает страх, означающий эмоциональное неприятие «рациональной» необходимости умереть.
    Нередко это отражается в сновидениях: «Горит дом, где я», «За мной бежит дядька с ножом», «Крыса растет, становится старухой и душит меня. ».
    В таких случаях ребенку надо объяснить, что большинство людей живут очень долго и умирают в глубокой старости. У некоторых психологов вызывает противоречия вопрос, стоит ли родителям рассказывать детям про загробную жизнь и Бога.
    Необходимо признать, что в наше время дети имеют неплохое логическое мышление. И если в семье про Бога не вспоминали или вспоминали мимоходом, а когда скончалась бабушка, то стали объяснять ребенку, что она на небе у Бога, то есть вероятность, что малыш просто не поверит, так как справедливо решит, что все это выдумка для его успокоения. Тем самым вы научите ребенка лукавить.
    Если же ребенок с детства видит рядом с собой верующих людей и воспитан в вере, то его убежденность в уходе бабушки именно к Богу будет неподдельной.
    Некоторые психологи утверждают, что если ребенку рассказывать о Боге и загробной жизни, то он начинает бояться самого факта, что Бог может распоряжаться людьми и забирать их. Начинает бояться ухода к Богу матери или отца, так как глобальные и в общем-то абстрактные понятия «судьба», «жизнь» и «старость» для него ничего не значат.
    Мне эта точка зрения кажется неправильной: стоит ли очень маленьким детям говорить про Бога, ведь их можно просто уберечь от неприятных эмоций путем непосвещения в детали. Опять же, стоит помнить, что чем младше дети, тем легче они переживают перемены, а высшие чувства, такие как любовь, сочувствие, сопереживание, полностью формируются только к подростковому возрасту.
    А дети 5-7 лет уже могут довольно четко представить загробную жизнь, порой даже лучше, чем многие взрослые, так как они верят в сказку и верят взрослым, а если взрослый — истинно верующий, то снятие страха смерти почти гарантировано.
    Практика показывает, что при ситуативных острых страхах смерти, когда ребенок только-только утратил очень дорогого и близкого человека, самый оптимальный вариант — искренний разговор про загробную жизнь. Если умер значимый человек, вы (в понимании ребенка) даете умершему право на продолжение жизни и на отдых. Со своей же стороны, ребенок может продолжать общаться с усопшим некоторое время. Разговаривать, плакать, но не держать боль в себе. И поверьте, это лучше, чем если он замкнется и будет жить этой смертью многие недели, храня обиду на весь мир.

    Источник: И.Е.КУЛИНЦОВА Коррекция детских страхов с помощью сказок

    Последние материалы

    Похожие материалы

    Источники:
    psytheater.com, www.surkovainfo.ru, psyera.ru, www.vseodetishkax.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное