Страхи у ребенка 9 лет

Детские страхи

Страхи у ребенка 9 лет

Каждый из нас периодически испытывает чувство тревоги, беспокойства и страха – это одна из сторон нашей психической активности. Но у взрослых есть опыт и знания, которые часто помогают рационализировать происходящее и уменьшить интенсивность переживаний. Дети многого не понимают и переживают намного острее. Зачастую, то, что пугает малыша, взрослому может казаться сущим пустяком. А ведь чувство страха заставляет ребенка переживать по-настоящему сильные эмоции, которые моментально могут завладеть всем его маленьким миром.

Если малыш жалуется, что он чего-то боится – это не причина для насмешек или паники, а скорее повод задуматься и поговорить с ребенком, постараться выяснить причину и потом принимать решение о дальнейших действиях. Большинство детских страхов имеют временный характер, при своевременном выявлении страхов взрослыми и правильном отношении к ним в скором времени бесследно исчезают. Есть, конечно, и такие страхи (невротические или навязчивые), которые затрудняют нормальную жизнедеятельность ребенка, мешают его развитию и адаптации, распространяются на все сферы жизни – в этом случае лучше обратиться за помощью к специалистам.

Что такое детские страхи?

Страх – это чувство, которое возникает в ответ на воздействие угрожающих факторов, в основе которого лежит врожденный инстинкт самосохранения. Психологи выделяют две базовые угрозы, вызывающие чувство страха – угрозы жизни и жизненным ценностям человека. Специфика детских страхов заключается в том, что они, как правило не связаны непосредственно с актуальной угрозой. Детские страхи основаны на информации, которую дети получают от ближайших взрослых и пропускают сквозь призму своей яркой фантазии и воображения.

Причины возникновения детских страхов

Самая очевидная причина детских страхов – это пережитая ранее травмирующая ситуация. Например, если ребенка укусила собака, есть большая вероятность, что в будущем он будет бояться собак. Если родители запугивают малыша сказочными персонажами, пытаясь добиться собственных целей, ребенок может бояться оставаться в одиночестве или в темноте. Базой для формирования страхов так же служит общая тревожность ближайшего окружения, которая транслирует ребенку огромное количество запретов и установку на неудачу.

Мамы и бабушки часто предостерегают детей фразами: «осторожно! Иначе упадешь, поранишься, сломаешь ногу». Из таких фраз ребенок, как правило, воспринимает только вторую часть. Он еще не до конца понимает, от чего его предостерегают, но его наполняет чувство тревоги, которое может перерасти в устойчивые страхи. Чрезмерно эмоциональное обсуждение взрослыми различных происшествий и стихийных бедствий, акцентирование внимания на том, что опасность может подстерегать на каждом шагу также не остается без внимания детей и является плодотворной почвой для страхов.

Есть не столь очевидные причины, которые могут лежать в основе детских страхов:

  1. Гиперопека
    Дети, живущие в современном мегаполисе, часто подвержены чрезмерной опеке со стороны родителей, они постоянно слышат о том, что на каждом углу их ждет опасность. Это делает малышей неуверенными в себе и боязливыми. Кроме того, сама жизнь в большом городе наполнена стрессами и очень интенсивна, что не может не сказываться на детской психике в общем, делая ее более уязвимой.
  2. Недостаток внимания родителей
    Из-за чрезмерной загруженности взрослых, их общение с детьми часто сильно ограничено во времени. На замену живому эмоциональному общению приходят компьютерные игры и телевизионные передачи. Поэтому необходимо качественно общаться с ребенком хотя бы несколько часов в неделю, совершать совместные прогулки, играть, обсуждать значимые моменты.
  3. Недостаток физической активности
    Отсутствие достаточного количества физической активности так же может стать причиной возникновения страхов.
  4. Агрессия матери по отношению к ребенку
    Если мать в семейной системе занимает лидирующую позицию и часто позволяет себе проявлять агрессию по отношению к другим членам семьи, возникновение страхов у ребенка практически неизбежно. Она не воспринимается малышом, как объект, который в любой ситуации защитит и придет на помощь, поэтому страдает базовое чувство безопасности.
  5. Нестабильная атмосфера в семье
    Нестабильная эмоциональная ситуация в семье, частые скандалы между членами семьи, отсутствие взаимопонимания и поддержки становятся причиной хронической тревоги, которую испытывает ребенок, находясь в семье. Со временем это может привести к возникновению страхов.
  6. Наличие у ребенка психологических и психических расстройств
    Так же причиной страха может быть наличие у ребенка невроза, диагностика и лечение которого входит в компетенцию медицинских работников. Проявлением невроза являются детские страхи, которые не свойственны для возраста, в котором находится ребенок, либо соответствуют его возрасту, но приобретают патологическое проявление.

Виды детских страхов

Принято выделять три вида страхов:

  1. Навязчивые страхи
    Эти страхи ребенок испытывает при определенных обстоятельствах, которые могут вызвать у него панику. Например, страх высоты, открытых пространств, мест скопления большого количества людей и т.д.
  2. Бредовые страхи
    Наличие таких страхов указывает на серьезные проблемы в психике ребенка. Их причину найти невозможно и объяснить логически невозможно. Например, ребенок боится играть с конкретной игрушкой, одевать определенную одежду, открывать зонтик и т.д. Но, если вы обнаружили такой страх у своего малыша, не стоит сразу паниковать, надо попытаться выяснить причину, возможно он не хочет играть с определенной игрушкой в силу объективных причин. Например, он мог сильно удариться или больно упасть, когда играл раньше с этой игрушкой.
  3. Сверхценные страхи
    Эти страхи являются продукцией фантазии ребенка, именно они встречаются в 90% случаев при работе с детьми. Сначала такие страхи соотносятся с определенной жизненной ситуацией, но потом они настолько завладевают мыслями ребенка, что ни о чем другом он не может думать. Например, страх темноты, которая в детском воображении «кишит страшными чудовищами».

Возрастные детские страхи

Психологи выделяют детские страхи, которые проявляются в определенном возрастном периоде, считаются нормой, и со временем исчезают при нормальном развитии.

  • 0–6 месяцев – страх вызывают неожиданные громкие звуки, резкие движения, падение предметов отсутствие матери, и резкие перемены в ее настроении, общая потеря поддержки
  • 7–12 месяцев – страх могут вызвать громкие звуки люди, которых ребенок видит впервые переодевания резкая смена обстановки высота отверстие стока в ванной или бассейне, беспомощность перед неожиданной ситуацией
  • 1–2 года – страх могут вызвать громкие звуки разлука с родителями засыпание и пробуждение, плохие сны незнакомые люди отверстие стока ванны или бассейна страх травмы потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями
  • 2–2,5 года – страх потери родителей, эмоционального непринятия с их стороны незнакомые дети того же возраста ударные звуки возможно появление ночных кошмаров перемены в окружающей обстановке проявления стихии – гром, молния, ливень
  • 2–3 года – большие, непонятные, «несущие в себе угрозу», объекты, например, стиральная машина изменение привычного жизненного уклада, экстренные события (смерть, развод и т.д.) изменения местоположения привычных объектов
  • 3–5 лет – смерть (приходит понимание того, что жизнь конечна) ночные кошмары нападения грабителей стихийные бедствия пожар болезнь и операция змеи
  • 6–7 лет – сказочные персонажи (ведьмы, призраки) страх потери (потеряться или потерять маму и папу), одиночества страх не оправдать надежды родителей в учебе, страхи, связанные со школой страх физического насилия
  • 7–8 лет – темные зловещие места (подвал, каморка), стихийные бедствия и катастрофы, утрата внимания и принятия, любви со стороны окружающих (сверстников, учителей, родителей) страх опоздания в школу, исключение из школьной и домашней жизни физическое наказание отсутствие принятия в школе
  • 8–9 лет – несостоятельность в играх, в школе уличение во лжи либо нежелательном поведении страх физического насилия страх потери родителей, ссоры с родителями
  • 9–11 лет – невозможность достигнуть успеха в школе или в спорте болезни определенные животные высота, кружение (страх могут вызывать некоторые карусели) люди, несущие в себе угрозу (наркоманы, хулиганы, пьяницы и т.д.)
  • 11–13 лет – поражение необычные собственные поступки собственная внешность и привлекательность болезни и смерть сексуальное насилие критика со стороны взрослых собственная несостоятельность потеря личных вещей.
  • Как работать с детскими страхами

    Детские страхи, на которые взрослые не обращают внимания, могут в результате принести негативные последствия, такие как проблемы в общении со сверстниками, агрессивность, трудности в социальной адаптации, неврозы и комплексы. Поэтому взрослым важно вовремя обратить внимание на имеющиеся у ребенка страхи, понять, имеют ли они патологический характер, и, в зависимости от этого, самостоятельно постараться помочь ребенку или обратиться за помощью к специалисту.

    По вопросам детских страхов можно обратиться к психологу на портале «Я-родитель» в рубрике раздела «Родителям» – «Вопрос психологу».

    Консультацию квалифицированных специалистов по всем волнующим вопросам, в том числе и психолога по вопросам детских страхов, детям и родителям можно получить по Единому всероссийскому телефону доверия.

    Первым этапом помощи является выявление страха. Это можно вделать в ходе доверительной беседы с ребенком . Можно спрашивать ребенка, боится ли он конкретных вещей. Это становится целесообразным только в том случае, если ребенок уже достиг возраста трех лет. Родитель может мягко и неторопливо расспрашивать ребенка о страхах, не заостряя внимания на каких-то из них, чтобы не привести к фиксации и внушению. В ходе разговора подбадривайте и хвалите малыша. В случае обнаружения страха реагируйте спокойно и уверенно, ведь ребенок считывает ваше эмоциональное состояние. Так, если страх ребенка пугает взрослого, ребенок может переживать еще больше. Попросите ребенка описать страх, рассказать на что он похож, что он чувствует, в каких ситуациях к нему приходит чувство страха, и что бы малышу хотелось с ним сделать. Как правило, дети с радостью соглашаются отправить его на Северный полюс, запереть в высокой башне и т.д.

    Еще один действенный метод – сочинить вместе с малышом сказку про страх, которая непременно должна закончиться победой главного героя над страхом.

    Страхи у ребенка 9 лет

    Нарисовать страх – увлекательное и полезное занятие. В ходе рисования можно проводить беседу, расспрашивать ребенка о его страхе и предлагать ему искать решения. А по завершении рисования страха, листок с рисунком можно сжечь, объяснив малышу, что таким образом вы сжигаете его страх вместе с рисунком, и больше он его не побеспокоит. Сожжение необходимо провести в виде некоего ритуала, постоянно подбадривая и хваля малыша за то, какой он смелый, акцентируя внимание на том, как здорово он расправился со страхом.

    Отлично работает в борьбе со страхами инсценировка или игра – стоит отметить, что использование этого способа широко используется психологами. Дети в группе придумывают рассказы на тему своих страхов и с помощью психолога проигрывают сюжеты в группе. Далее родители могут дома еще раз проиграть ситуацию с ребенком, но только в том случае, если это не вызывает у него негатива.

    Важно помнить о том, что страхи присущи всем, и их не стоит бояться. Родителям важно научиться принимать своих детей такими, какие они есть, со всеми их страхами и тревогами. Ведь если рядом уверенный, надежный и принимающий родитель, преодолеть страх становится для ребенка делом времени. Все, что требуется от мамы и папы в преодолении детских страхов – быть рядом с ребенком, уметь выслушать его, вовремя выявить страх малыша, и найти правильный способ борьбы с этим страхом: самостоятельно или при помощи специалиста.

    Комментирует независимый эксперт портала «Я-родитель» Екатерина Блюхтерова, психолог, специалист по сказкотерапии:

    Страхи у ребенка 9 лет «Мы все чего-то побаиваемся, и наши дети не исключение. Ведь бояться и опасаться – это вполне нормально. Мы все не очень уютно чувствуем себя в темноте, вздрагиваем от резких звуков, держимся подальше от края обрыва.

    Но дети часто придумывают дополнительные страхи, и это создает тот самый умеренный стресс, необходимый для психоэмоционального развития и созревания нервной системы. Действительно, период активных страхов приходится на возраст от трех до семи лет. Безусловно, спокойствие и уверенность родителя поможет малышу почувствовать себя в безопасности.

    Послушайте автора, откажитесь от запугивания ради воспитания и принуждения к выполнению требований. Есть много других способов договориться ребенком. Ведь для деток родитель – большой, сильный, всемогущий. И если ТАКОЙ родитель говорит, что придет Бабай и унесет (между строк: а я не смогу ему помешать и защитить тебя), то для ребенка это действительно СТРАШНО. Важно транслировать деткам, что наш дом – наша крепость, я тебя люблю и буду защищать всегда! Но не позволяйте ребенку манипулировать вами и использовать страхи как предлог, чтобы привлечь к себе побольше внимания.

    Всегда принимайте ребенка таким, какой он есть, и принимайте его страхи. Так вам будет легче помочь малышу и изменить его отношение к ситуации. Говорите о страхах ребенка, как о реальности. Тогда от них можно будет избавиться. Или со страхами можно подружиться: обмениваться подарочками со страшилками, которые живут под кроватью, или переписываться с Бабаем и просить приносить яркие сны».

    Коррекция детских страхов у детей 5-9 лет


    Техника коррекции эмоциональных комплексов через рисование у детей 5-9 лет

    Страхи и другие эмоциональные проблемы характерны для детей 5-9 лет и обычно встречаются у большинства детей этого возраста. Как правило, к 10 годам дети самостоятельно избавляются от многих страхов через спонтанные психотехники, выработанные детской культурой — такие, как рассказывание друг другу «страшилок» в обстановке безопасности, организации походов в «страшные места» типа подвалов и т. д.

    Тем не менее, существует группа детей (не имеющих психиатрического диагноза), которые в силу тех или иных причин либо не могут использовать традиционные психотехники самокоррекции вследствие личностных или семейных особенностей, либо степень страха настолько велика, что препятствует его естественной переработке. Чаще всего переживание страхов встречаются у детей из эмоционально неблагополучных семей, а также выявляется у детей в процессе социально-психологической адаптации к детскому дошкольному учреждению или школе. В этом случае показана индивидуальная коррекционная работа психолога или терапевта с ребенком. В настоящее время психологами и терапевтами используются самые разнообразные методы коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей (игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия и т.п.) Все эти методы работают достаточно успешно, если соответствуют психическим особенностям как ребенка, так и терапевта, а также при наличии необходимых условий для работы. Последний фактор оказывается немаловажным: обустройство помещения для игротерапии, например, требует значительных организационных и финансовых затрат. Поэтому в современных условиях именно методы арт-терапии, в частности, психотерапии через рисунок, оказываются наиболее эффективными. Имеется еще два довода в пользу терапии через рисунок:
    детский рисунок является основным коммуникативным средством ребенка, средством выражения чувств, а также традиционной для детской субкультуры спонтанной психотехникой
    рисование легко совмещается с другими техниками, применяемыми в детской психотерапии.

    Эти рассуждения являются базой для разрабатываемой и апробированной в течение 7 лет методики коррекции эмоциональных нарушений у детей 5-9 лет.

    В основу методики легли следующие принципы:
    рисунок рассматривается как сфера совмещения диагностики и коррекции
    рисунок рассматривается как феномен, т.е. комплексно, когда любой отдельный показатель рисунка не может быть однозначно связан с какой-либо отдельной психологической характеристикой ребенка
    любая характеристика рисунка со временем может изменять свое значение для одного и того же ребенка
    рисование обязательно должно сопровождаться беседой терапевта с ребенком о его рисунке
    главный персонаж рисунка является метафорой личности ребенка, а события, происходящие на рисунке — метафорами субъективного восприятия событий, в которые эмоционально вовлечен ребенок.
    принцип безопасности: использование метафорического пространства позволяет избежать прямого, грубого воздействия на психику ребенка
    терапевтическая работа с ребенком через рисунок проводится только с согласия родителей или опекунов присутствие родителей на сессии крайне желательно не только во избежание недоразумений, но также как своеобразный позитивный «якорь», необходимый при работе с негативными переживаниями
    каждая сессия должна заканчиваться позитивными переживаниями ребенка.

    Опыт показал, что применение данной техники эффективно, если:
    умственный возраст ребенка не ниже 5-летнего
    ребенку нравится рисовать, т.е. он активно использует визуальные образы. В противном случае рисование может применяться в диагностических целях, а также в качестве средства перехода к другим техникам.

    Суть методики заключается в следующем. Ребенка просят нарисовать любой персонаж (например, несуществующее животное, ни в коем случае не персонаж мультфильма или сказки), а затем рассказать о его образе жизни. Выявление «друзей» персонажа имеет смысл позитивного якоря. Определение «врагов» или персонажей, вызывающих негативные чувства, является «входом» в эмоциональную проблему ребенка. Таким же «входом» может оказаться изображение дискомфортной среды, в которой действует персонаж.
    В работе используется принцип «режиссера фильма», т.е. ребенок является единственным творцом создаваемой истории, терапевт может только предлагать варианты развития сюжета, которые ребенок может принимать или не принимать. «Фильм» можно «прокручивать» назад и создавать альтернативный сюжет, если первоначальная сюжетная линия оказалась слишком деструктивной или зашла в тупик. Использование в процессе совместного творчества терапевта и клиента режиссерских приемов, разработанных в рамках символдрамы Лейнера (принципа «примирения», «кормления и подкупа», «лидера», «символической конфронтации», «истощения и уменьшения», «магических жидкостей» (5), как показал опыт, очень эффективно.

    Например, при работе с негативными эмоциями ребенка введение в ткань сюжета «волшебной палочки» или любой другой могущественной силы, помогающей персонажу справиться с проблемами, приводит к значительному облегчению состояния ребенка уже после одной сессии. Усвоение «волшебной палочки» позволяет осуществить своеобразный контр-перенос с персонажа на самого ребенка. Это достигается предложением к ребенку показать, каким образом персонаж действует с волшебной палочкой. «Волшебную силу» можно передавать другим предметам, например, конфете. Это позволяет сохранить позитивный якорь, сформированный во время сессии, и за ее рамками.

    Следует также добавить, что количество сессий, необходимых для успешной коррекции, может отличаться у разных детей. Кроме того, ребенок даже во время одной сессии может идентифицировать себя с разными персонажами своего рисунка, поэтому при работе терапевт обязательно должен установить раппорт, чтобы чутко отслеживать все возможные изменения фокуса эмоций.

    Перед началом работы необходимо информировать родителей о сути коррекционной работы, а также предупредить их о том, что их вмешательство допускается только в случае обращения к ним терапевта. Уже первая — диагностико-коррекционная сессия — дает обильный материал для индивидуальной консультации родителей. Присутствие или отсутствие родителей на последующих сессиях определяется обоюдным желанием ребенка и родителя.

    Коррекционная работа с применением данной техники была проведена примерно с 50-ю детьми. В большинстве случаев состояние детей отслеживалось в течение не менее года после коррекционной работы. Методика показала свою эффективность (около 70%) при снятии страхов перед школой, страха оставаться дома одному, повышенной тревожности и возбудимости, агрессивном поведении, а также нарушениях сексуального поведения. Негативных последствий применения данной методики на исследуемой выборке детей не выявлено.

    Какие вопросы задавать ребенку в ходе сессии?

    Хочешь порисовать? Что ты будешь рисовать.
    После того, как ребенок освоился в кабинете и с рисованием в присутствии психолога:
    Ты придешь ко мне еще? А давай с тобой в следующий раз придумаем сказку (фильм)? И ты будешь самый главный сказочник! Как ты скажешь — так и будет в твоей сказке!

    2. Стадия коррекционно- диагностическая (сессия проводится обычно через несколько дней после первой встречи)

    До начала совместного рисования и для «разогрева» можно использовать модифицированный тест Люшера: попросить ребенка проранжировать свои цветные карандаши (фломастеры) по степени привлекательности. Каждым карандашом ребенок рисует последовательно кружок в верхней части рисунка. Могут быть варианты (выбор цвета фиксирует психолог, используя стандартный набор карточек). Такую же процедуру стоит проделать в конце сессии. Тест Люшера является лишь одним из индикаторов изменения эмоционального состояния, можно использовать любые другие, предпочитаемые специалистом и адекватные методы диагностики.
    О ком сегодня будет наша сказка? Кого ты хочешь нарисовать?
    Как его зовут? Чем он питается? Где он живет? В лесу, в море, в пустыне? На другой планете? Есть ли у него друзья? Нарисуй их. Как их зовут? Что они делают? Может быть, им надоело играть и они решили погулять? Куда они пошли?
    Есть ли кто-нибудь, кого боится персонаж? Или кто-нибудь, кто ему не нравится? Кто? Нарисуй его. Почему он не нравится персонажу? Что можно сделать, чтобы этого не было? Может быть, нам понадобится волшебная палочка? У кого она может быть? Покажи, как персонаж (или персонаж, символизирующий добрые силы) держит волшебную палочку. Персонаж хочет что-нибудь сказать? Ведь теперь у него есть волшебная палочка! Он все может! Он сильнее всех! Он может, к примеру, превратить Злодея во что угодно! Или уменьшить его! А потом уже поговорить.

    Альтернатива:
    А может быть, персонажу не нравится то, что его окружает? Что именно? Как бы ему хотелось это изменить, чтоб понравилось? (в том случае, если отсутствует персонификация негативной эмоции).

    3. Стадия завершения

    Сессию можно заканчивать, если удалось выйти на позитивные переживания в ходе развития сюжета. Например, Баба Яга превратилась в вазу с цветами, добрую девочку и т.п.
    Можно сказать:
    Ну, теперь у них все хорошо. И что же они стали делать? (Играть, пить чай…)
    В конце каждой сессии (а она длится 30-60 минут, в зависимости от возможностей ребенка, при этом, если психолог чувствует, что ребенок переутомляется, а конца работе не видно, можно завершить развитие сюжета на промежуточном этапе. Например: «И тогда они сели отдохнуть…») проводится экспресс-диагностика эмоционального состояния ребенка.

    Следует особо подчеркнуть, что невозможно описать четкий алгоритм работы психолога, поскольку каждая новая сессия совершенно не похожа на другие. Выше приведены вопросы, наиболее часто задаваемые психологом. Стоит особо отметить, что в случае повторения сюжета (что само по себе является диагностическим признаком), нужно настойчиво изменять, шаг за шагом, составные элементы сюжета, предлагая версии самому ребенку. При этом ребенок может принять или отвергнуть изменения. В любом случае, задачей психолога является организация «встречи» и взаимодействия персонажа с фигурой, которая вызывает страх, а также предложение ребенку в ходе развития сюжета ресурсов, которые помогут переработке страха. В ходе возможных «переговоров» персонажа с фигурой, вызывающей страх, можно разыграть действие по ролям, при этом роли полезно менять.

    Не следует ускорять процесс: если ребенок не чувствует достаточно ресурсов, чтобы преодолеть основной страх, полезно проработать «периферийные» страхи: рано или поздно, в том или ином обличье «коренной» страх проявит себя в рисунке.

    Источник: flogiston.ru Автор: Елена Бахурина

    Tanyza 25 Jul 2009

    Здравствуйте, у моей подруги девятилетний сын. Она живет одна с сыном и весь день работает, поэтому вынуждена оставлять сына одного дома. Мальчик стал бояться оставаться один. Доходит до истерик - не выпускает маму из дому. Подруга часто звонит с работы и он может позвонить в определенное время. Если она задерживается или не звонит, выходит на балкон и кричит, что мама его оставила одного, спасите, помогите, его бросили, позвоните маме - придумывает то, чего нет, чтобы привлечь внимание соседей. Подруга уже перепробовала все что могла чтобы это прекратилось - пытались разобраться что его пугает - он не знает.

    Я считаю, что это какой-то период, который пройдет, потому что у меня сын 9 лет тоже стал бояться - хоть я всегда дома, рядом с ним, но к вечеру боится, иногда даже со всеми включенными лампами, перейти из одной комнаты в другую самостоятельно. Если мы выходим вместе из комнаты и я выключаю свет, бежит впереди меня. чтобы не быть рядом с темной комнатой. Не говоря уже о том, чтобы спать самому в комнате.
    И все же у меня ситуация терпима, мы потихоньку избавляемся от страха, разговариваем, я его хвалю когда он не боится и страх медленно (очень медленно) уходит. А подруга не может оставаться с сыном и оставить его не кому. Можно ли что-то сделать? Спасибо.

    Страхи у ребенка 9 лет PsihologPsihoterapevt 29 Jul 2009

    Таня, в норме страхи у детей проходят к 7-ми годам. Если бы точнее, то после 7-ми ребенок сам может осознать и перебороть свой страх.
    Если Вы пишите со слов подруге без преувеличения, то ей срочно нужно обратиться к детскому психологу или психоневрологу. Ну, если речь идет о том, что у него истерика с выходами на балкон и криками. Дело в том, что страхи могут переходить в неврозы, от которых уже сложнее избавиться.
    Поэтому выяснить причину страхов, чего именно он так боится - очень, очень важно Не буду о плохом, но в конце концов, ребенок может пугаться и того, что реально не существует, понимаете о чем я, Таня?
    А говоря об общих рекомендациях, обязательно не оставлять ребенка одного дома. Я понимаю, что мама вынуждена работать, но это такая ситуация, где ей необходимо как-то решить эту проблему (соседи, няня, родственники, подруги. ), режим дня. Проанализировать фильмы, телепередачи, компьютерные игры, игрушки ребенка с целью выявления, тех, которые могут пугать его. Попробовать еще раз расспросить, чего именно он боиться. Предложить нарисовать
    Также, Таня, есть еще одна причина его поведения - это семейная ситуация. Это самый критичный возраст для переживания разлуки родителей, если такое имело место. Тут может речь вообще о страхах не идет, а о переживание ребенком семейных проблем, боязнь их потерять. Уточните, пожалуйста.
    Если это так, то маме лучше быть более внимательна к потребностям ребенка, заниматься с ним, хотя бы по пол часа в день ни на что не отвлекаясь.

    Tanyza 29 Jul 2009

    Спасибо за ответ.
    Я конечно скажу подруге пораспросить сына ещё раз, но она, наверняка, каждый день его спрашивает.
    Оставлять сына действительно не с кем.
    Просмотр пугающих фильмов ограничила.
    Разлука с родителями - не имела место - они живут без папы уже около 7 лет.
    Страхи начались примерно с началом каникул и переездом в отдельную квартиру. Ребенок стал больше времени проводить один дома.

    Я посоветовала обратиться к психологу, спрошу как идет дело.

    Tanyza 01 Aug 2009

    Пока не могу рассказать вам о результатах, подруга отправила сына в детский лагерь и говорит что сейчас все нормально. Я предложила ей вам позвонить, т.к. у неё нет компьютера. Если после приезда всё будет постарому, надеюсь, позвонит.

    Страхи ребёнка в возрасте 7-9-11 лет

    Страхи ребёнка в возрасте 7-9-11 лет

    Страх несоответствия социальным требованиям

    Ведущий страх в данном возрасте - быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Другими словами, дети в это время боятся несоответствия социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, среда сверстников или семья. Конкретные формы страхов быть не тем - это боязнь не успеть, сделать не то, не так, быть осужденным или наказанным. Эти страхи говорят о нарастании социальной активности, о формировании чувства долга, ответственности, то есть внутренних инстанциях, что объединено в понятие совесть, которая становится центральным психологическим образованием данного возраста.

    Школьные страхи

    У детей в это время часто встречаются страхи, связанные со школой. Причин для этого множество. Иногда родители в своем опыте пережили дидактогенный страх и внушают этот страх детям (выполняют за них задания или излишне контролируют их). В результате у детей появляется чувство неуверенности в себе, сомнение в своих силах и знаниях.

    Бывает, что дети не хотят идти в школу, мотивируя это тем, что их будут спрашивать. В основе этого страха лежит боязнь совершить ошибку, быть неуспешным или осмеянным. Чаще всего школьники боятся отвечать у доски, панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки, т.е. нанести ущерб самооценке, представлению о своем Я.

    В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Особенно это характерно для эмоционально чувствительных, часто болеющих и ослабленных мальчиков.

    Суеверные страхи и страх природных катаклизмов

    В младшем школьном возрасте появляются страхи и не связанные с чувством долга. Их можно назвать суеверными страхами - ребенок ожидает несчастья не от конкретного поступка, ситуации или человека, а от рока, судьбы. Дети этого возраста верят в чертей, леших, вампиров. Подобные представления являются естественным проявлением внушаемости, пик, развития которого приходится на 10 лет. Суеверные страхи усваиваются одновременно с другим культурным опытом, в котором важную роль играет расширение круга общения и увеличение числа социальных контактов у младшего школьника по сравнению с дошкольником.

    Помимо суеверных страхов для детей этого возраста типичен страх стихии, природных катаклизмов: бури, урагана, наводнения, землетрясения. Он не случаен и отражает особенность, присущую данному возрасту, а именно так называемое магическое мышление - склонность верить в роковое стечение обстоятельств, таинственные явления, предсказания.

    Страх смерти

    Особо хочется остановиться на том, что, как на предыдущем возрастном этапе, так и в этом возрасте у детей часто проявляется страх смерти. Напрямую страх смерти всплывает редко, обычно он принимает формы угрожающих жизни ситуаций: нападения, стихий, заболевания, войны, падения лифта и т.д.

    Взрослые обычно пытаются оградить ребенка от контакта со смертью, когда он начинает проявлять к ней интерес, задавать вопросы. Они окружают смерть тайной, о которой нельзя говорить. Такое молчание еще больше усиливает страх смерти. Однако, о ней важно говорить с ребенком. Дети - великие существа - они способны понять любое явление, если с ними говорить откровенно и на их языке.

    Нужно понимать, что избегая разговоров о смерти, мы, с одной стороны оберегаем ребенка от чрезмерного стресса, с другой стороны, лишаем его возможности обрести свое внутреннее отношение к этой данности, научиться ценить свою собственную единственную жизнь, проживая ее во всей полноте.

    Родителям важно обсуждать с ребёнком его страхи

    Вспоминается отрывок из рассказа Эрика-Эммануэля Шмита Оскар и розовая дама, в котором главный герой, смертельно больной мальчик Оскар, переживает разочарование в родителях, не способных открыто поговорить с ним о смерти. Его сиделка, розовая дама, единственный человек, способный открыто обсуждать с ним эту тему:

    - Оскар, в больнице все тебя разыскивают. Там такой переполох. Твои родители просто в отчаянии. Они уже сообщили в полицию.

    - Это меня не удивляет. С них станется поверить, что я смогу их полюбить, стоит на меня надеть наручники&hellip

    - В чем ты их упрекаешь?

    - Они боятся меня. Не осмеливаются говорить со мной. И чем больше они робеют, тем больше я сам себе кажусь чудовищем. Почему? Разве я навожу на них ужас? Неужто я настолько безобразен? Я что, стал идиотом и сам того не заметил?

    - Оскар, они боятся не тебя. Они боятся твоей болезни.

    - Моя болезнь - это часть меня. Им не следует менять свое поведение из-за того, что я болен. Неужто они могут любить меня, лишь когда я здоров?

    - Они любят тебя, Оскар. Они мне так сказали.

    - Вы говорили с ними?

    - Да. Они завидовали тому, что мы с тобой так ладим. Нет, не завидовали, им было грустно. Грустно, что у них так не выходит.

    Я пожал плечами, но гнев мой уже несколько улегся. Бабушка Роза принесла мне вторую порцию горячего шоколада.

    - Понимаешь, Оскар, конечно, однажды ты умрешь. Но ведь твои родители, они умрут тоже.

    Меня удивили эти слова. Никогда не думал об этом.

    - Да. Они тоже умрут. Совсем одни. Жестоко упрекая себя в том, что не смогли помириться со своим единственным ребенком, с обожаемым Оскаром.

    - Не говорите так, Бабушка Роза. Это вгоняет меня в тоску.

    - Подумай о них, Оскар. Да, тебе предстоит умереть. Ты очень умен и понимаешь это. Но ты не понял, что умрешь не только ты. Все умрут. Твои родители однажды тоже. И я тоже.

    - Да. Но в конце-то концов я уйду прежде, чем вы.

    - Это так. Ты уйдешь прежде. Но между тем разве ты имеешь право делать все что угодно, поскольку уйдешь прежде? Право забывать о других?

    - Я понял, Бабушка Роза. Позвоните им.

    Источники:
    www.ya-roditel.ru, www.child-psy.ru, mama.md, psy-clinic.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное