Захаров страхи у детей опросник

Проективная методика А. И. Захарова « Мои страхи »

Цель: выявление страхов у детей.

Ход: перед каждым ребенком кладется лист бумаги и цветные карандаши.

После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования. По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т. е. вербализовать свой страх. Ребенок может спросить у взрослого, как нарисовать страх. Подсказать можно, но в самых общих чертах — так, чтобы на визуальное воплощение детской фантазии не повлиял субъективизм взрослого. К примеру, если ребенок спрашивает, как нарисовать Бабу Ягу, следует ответить: "Нарисуй ее так, как ты видишь!" "А как я ее вижу? — может спросить ребенок. — Какое у нее лицо, нос?" Отвечайте приблизительно так: "Нарисуй большой нос крючком и большие зубы". Взрослый, таким образом, не навязывает ребенку свое представление, а только подталкивает его к тому, чтобы его собственное представление образа более четко отразилось в сознании.

Детям предлагается инструкция: « Давайте нарисуем то, чего вы больше всего боитесь».
Оценка уровня выраженности страха осуществлялась по следующим показателям: что ребенок нарисовал, какие цвета преобладают в изображениях ( черный, красный, синий либо розовый, желтый, голубой ), яркость рисунков, четкость или расплывчатость контуров, нажим карандаш.

Высокий уровень страха предполагает неуверенность в себе, нерешительность, низкую самооценку, недоверчивость к окружающим, присутствие агрессия и подозрительности.

Средний уровень страха - общительность, адекватная самооценка, уверенность в себе.

Низкий уровень страха - достаточная уверенность в себе, общительность, преобладание повышенного настроения.

2.2. Экспериментальное изучение особенностей проявления страхов у детей среднего дошкольного возраста

В ходе проведения диагностики уровня развития страха у детей среднего дошкольного возраста нами были использованы опросник А. И. Захарова « Страхи детей » и проективная методика А. И. Захарова « Мои страхи ».

Обратимся к результатам эксперимента, проведенного по методике « опросник страхи детей », которые представлены в рисунке и в таблице приложения…

Рис. 1.Распределение детей среднего дошкольного возраста по уровням проявления страха

Из данных приведенных в рисунке, видно, что наибольший процент составляют дети с низким ( 50 %) уровнем страха. Это почти в 3 раза больше, чем количество испытуемых со средним уровнем страха ( 15%). Среднее число детей ( 35%) при диагностике показали высокий уровень страха. Причем самыми распространенными страхами являются:

страхи животных (85%)

страхи кошмарных снов (80%)

страхи сказочных персонажей (80%)

страх потери родителей (70%)

Из данных приведенных в таблице, видно, что у мальчиков в отличие от девочек преобладают такие страхи, как страхи перед животными (45%), страх сказочных персонажей (45%) и страх транспорта (35%). В свою очередь, у девочек преобладают такие страхи, как страх кошмарных снов (45%), страх огня (35%) и страх пожара (40%). Как у девочек, так и мальчиков присутствует страх потери родителей ( по 35%).

Для детей с высоким уровнем страха характерно то, что они не боятся мамы и папы и у них отсутствует такой страх, как страх перед засыпанием. Также практически у всех детей с таким уровнем страха ( кроме троих: Ильи Г. Валеры С. Маши М.) отсутствует страх темноты. Только у одного ребенка ( Кирилла Ш. ) из семи отсутствует страх кошмарных снов, который характерен для детей среднего дошкольного возраста. Маша М. в отличие от других детей с высоким показателем не боится сказочных персонажей.

У детей со средним показателем отсутствуют такие страхи как:

страх наказания, который характерен для детей этого возраста

страх опоздать в садик

страх перед засыпанием

Только Катя М. не боится кошмарных снов. У Оли П. отсутствует страх перед болезнью, также только у нее одной присутствует страх сказочных персонажей, животных.

Детям с низким показателем характерен такой страх как страх темноты ( кроме двух детей: Максима С. Саши А.). Трое из десяти детей не боятся сказочных персонажей в отличие от других детей с низким уровнем страха.

Меньше всего страхов у Саши Д. У него присутствуют такие страхи как:

Также можно отметить, что при проективной методике он отказался рисовать страхи, так как, по его словам, у него их нет.

Обратимся к результатам проективной методики « Мои страхи », которые представлены в рисунке.

Рис. Распределение детей4-5 лет по уровням проявления страха

Из данных приведенных в рисунке, видно, что преобладают дети с высоким уровнем выраженности страха (50%). В 2 раза меньше детей со средним (25%) и с низким уровнем (25%).

Эта методика позволила определить тех персонажей, которые вызывают страх у данных детей. В рисунках некоторые дети изобразили несколько объектов страха. Так. 26,6% (8 человек из 20-ти) изобразили различных сказочных персонажей животных изобразили 16,6%детей (5 человек) по 13,3% ( 4 ребенка) человека изобразили монстров, пауков и приведений 10% детей нарисовали транспорт(3 человека)и высокий дом нарисовали 3,5 % детей (один ребенок). Таким образом, было изображено 29 различных объектов страха, на одном из рисунков не изображен объект страха.

Качественный анализ показал, что для детей с высоким уровнем( 10 детей: Таня Б. Платон Г. Артем Д. Максим С. Валера С. Антон К. Илья П. Кирилл Ш. Юля М. Маша С.) страха характерно то, что в их рисунках преобладают черные цвета, ярко- красный цвет, характерна нечеткость линий, их прерывистость, сильный нажим карандаша, разнонаправленность штриховых линий. Также было замечено, что дети с высоким уровнем рисовали неуверенно, нерешительно, недоверчиво и подозрительно смотрели на окружающих. Так, для рисунка Маши С. характерны такие особенности, как разнонаправленность линий при закрашивании, их прерывистость, средний нажим карандаша. Она использовала темно-синий цвет при рисовании. А для рисунка Ильи П. характерны такие особенности как прорисовка пальцев на руках, что говорит о недостатке общения, закрашенные глазницы ( явный признак присутствия страха), использование черного и красного цветов, прерывистость линий. Также в его рисунке была замечена такая особенность: сначала было нарисовано солнце, которое впоследствии было закрашено черным карандашом. В рисунке Артема Д. нерешительность и неуверенность проявляется в его линиях, они не четкие, малозаметные, цвета использовались бледные.

Для детей со средним уровнем ( Оля П. Саша А. Настя К. Саша Б. Катя М.) страха характерны менее яркие цвета, линии более четкие, рисунки более красочны. Они рисовали более уверенно, при рисовании общались с другими детьми. В рисунке Насти К. использованы салатовый, оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый цвета, при штриховании линии направлены в одну сторону, глазницы заштрихованы. Для рисунка Саши Б. характерна четкость линий, разнонаправленность штриховки, но рисунок менее красочен, чем рисунок Насти К.

У детей с низким уровнем страха( Карина К. Маша М. Карина К. Саша Д. Илья Г.) рисунки красочные, линии четкие, не прерывистые, отсутствие выступов (шипы, панцирь, иглы, прорисовки или затемнения линий контура), рисовали уверенно, при рисовании были отмечены хорошее настроение, общительность, пояснения при рисовании. Для рисунка Ильи Г. характерно то, что его линии при штриховке направлены в одну сторону, они четкие, не расплывчатые, рисунок красочен. В рисунке Маши М. использовано большое количество ярких цветов, сильный нажим карандаша. Солнце нарисовано с закрашенными глазницами, также прорисованы пальцы(недостаток общения).

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

методика « опросник страхи детей » определила, что большинству детей присущ низкий уровень выраженности страха, который предполагает общительность, не напряженность, уверенность в себе, хорошие отношения с окружающими, преобладание повышенного настроения. Также было выявлено, что для детей этого уровня характерен такой страх, как страх темноты

при проективной методике обнаружилось, что большая часть испытуемых детей с высоким уровнем выраженности страха. Эти дети неуверенны в себе, нерешительны, недоверчивы к окружающим, также у них присутствует агрессия и подозрительность. В их рисунках преобладают темные цвета, нечеткие, прерывистые линии, сильный нажим карандаша и разнонаправленность штриховых линий. Самый распространенный объект страха- сказочный персонаж. Также некоторые дети нарисовали несколько объектов страха.

Итак. анализ исследования позволил составить психологический портрет ребенка 4-5 лет, испытывающего множественные страхи. Это ребенок напряженный, тревожный, пугливый, с неадекватной самооценкой, не умеющий налаживать отношения со сверстниками, неуверенный в себе, часто с плохим настроением, недоверчив и подозрителен к окружающим людям.

MED24INfO

Опросник «Страхи у детей» (Автор А. И. Захаров)


Вопрос: Ты боишься или не боишься?
  1. когда остаешься один
  2. нападения, бандитов
  3. заболеть, заразиться
  4. умереть
  5. что умрут твои родители
  6. каких-то людей
  7. маму. папу
  8. что тебя накажет мама. папа
  9. Бабу Ягу, Кощея, Змея Горыныча, чудовищ
  1. опоздать в детский сад
  2. когда ложишься спать, перед сном (если да, то чего конкретно)
  3. страшных снов (если да, то каких конкретно)
  4. темноты, когда темно
  5. животных: волка, медведя, собак, насекомых, пауков, змей
  6. машин, поездов, самолетов
  7. бури, урагана, наводнения, землетрясения
  8. когда высоко
  9. когда глубоко
  10. в маленькой тесной комнате, помещении, туалете, метро, переполненном автобусе
  1. воды
  2. огня
  3. пожара
  4. войны
  5. больших улиц, площадей
  6. кроме зубных, других врачей
  7. крови, когда кровь идет
  8. уколов
  9. боли, когда больно
  10. неожиданных резких звуков, когда внезапно что- нибудь стукнет, упадет
  11. сделать что-либо плохо
  12. не успеть куда-то прийти или что-то сделать. Утвердительные ответы ребенка на вопросы засчитываются как один балл.

Если с ребенком беседуют родители или психолог, то предлагаем задать дополнительные вопросы, которые касаются взаимоотношений ребенка с педагогом:
  • Ты боишься или не боишься (имя, отчество воспитателя)?
  • Ты боишься или не боишься, что тебя накажет (имя, отчество воспитателя)?

  • Положительные ответы на эти два вопроса могут свидетельствовать о психологическом дискомфорте ре* бенка при нахождении в детском саду, в крайних проявлениях это свидетельствует о дидактогении (см. «Словарь»). Приведем выделенные А. И. Захаровым (2000) возрастные нормы страхов для детей дошкольного возраста: для мальчиков трех лет — 7, для девочек трех лет — 9 страхов являются возрастной нормой. В возрасте четырех лет у детей картина меняется: для мальчиков — 9, а для девочек — 7 страхов становится нормой. В возрасте от 3 до 5 лет дети боятся темноты, одиночества, замкнутого пространства. Так же в этом возрасте дети боятся боли, уколов, сказочных персонажей, высоты, крови и неожиданных звуков. Для пятилетних мальчиков 8 страхов являются возрастной нормой, а для пятилетних и шестилетних девочек — 11. Для шестилетних и семилетних мальчиков, которые еще не пошли в школу, индекс страхов составляет 9, а для семилетних девочек значение нормы страхов имеет максимальное значение — 12. Типичными страхами детей 5 — 7 лет являются: страх войны, нападения, смерти, смерти родителей, животных, глубины, страшных снов, перед засыпанием, огня, пожара, заболеть и страх наказания.
    Если количество страхов у ребенка превышает возрастную норму в 1,5 раза, то уже можно говорить о том, что психика ребенка находится в состоянии перенапряжения и необходимы специальные психологические меры по нормализации эмоционального состояния ребенка. Необходимо обратить внимание на ответы ребенка по 10-му, 30-му и 31-му вопросам. Положительные ответы на эти вопросы говорят о социальной тревожности у ребенка, происхождение которой целиком и полностью зависит от чрезмерно обязательных и принципиальных взрослых.
    Отдельно необходимо остановиться на страшных снах у детей дошкольного возраста. Дошкольный
    возраст —• это возраст, когда вне зависимости от состояния эмоциональной сферы ребенка у него возрастает количество кошмарных снов, увеличиваясь многократно при нервных нарушениях. Появление навязчивых кошмарных снов свидетельствует о том, что психика ребенка не в состоянии «переварить» те аффективные переживания, которые тревожат ребенка днем, продолжая свою работу ночью. Как помочь малышу, ведь после ночных кошмаров ухудшается не только его настроение, но и общее самочувствие? Разговоры и убеждения родителей на тему: «Не бойся!» не достигают успеха, поскольку страх уже завладел душой ребенка, проник в его подсознание, тревожит даже во сне и нужны специальные способы для его преодоления.
    Захаров страхи у детей опросникТехнология работы по психологической коррекции страхов и в том числе страшных снов у детей дошкольного возраста представляет собой несколько этапов ролевого разыгрывания сказок и историй, сочиненных ребенком на тему своего страха и страшных снов.
    История Алины, 5,5 лет, про Бабу Ягу. «В одном лесу жили Баба Яга, лиса, волк и медведь. Они нападали на добрых зверей: мышь, козленка, белочку, птичку. Спастись удалось благодаря храброму бельчонку, который принес меч-кладенец.
    Алина выбрала роль мыши, которая боится. При вторичном проигрывании Алина выбрала роль Бабы Яги, которая вместе со своими помощниками запугивала добрых
    зверей. И при третьем проигрывании Алина взяла роль бельчонка — победителя (3-й этап — как я не боюсь своего страха — Бабы Яги). Таким образом, страх Бабы Яги был проигран по трем этапам: 1-й этап — как я боюсь (Алина играла мышь), 2-й этап— образ страха (Алина была в образе своего страха — Бабы Яги) ( 3-й этап — я не боюсь (Алина была храбрым бельчонком).
    С детьми 3 — 4 лет целесообразно проигрывание слегка обозначенных ситуаций: например: «Мы сейчас все в лесу. Ты кто? А ты? А я — Серый волк». «Однажды на поляну вышли, ничего не подозревая. », «кот и мышата», «волк и поросята», «цапля и лягушки». Для психологической коррекции страхов у детей 3—5 лет можно использовать проигрывание сказок: «Лиса, заяц и петух», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» и др. Для работы с детьми 5 — 7 лет целесообразно использовать сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кощей Бессмертный», «Иван Царевич и Марья Моревна» и др.
    Отметим и возрастные отличия при преодолении страхов у детей дошкольного возраста. Для детей 3 — 5 лет естественной является адекватная расправа со злом: зло надо уничтожить. Детей 5 — 7 лет необходимо учить справляться с опасностью, не уничтожая ее, справляться, используя свой ум, свои знания и умения. Обучение детей в старшем дошкольном возрасте гибкости ролевого поведения при столкновении с разными препятствиями, трудностями и страхами является основой психологической подготовки ребенка к обучению в школе.
    В игровой группе сверстников ребенку предлагается рассказать историю про свой страх или о чем-то неприятном, что произошло или может произойти, про страшный сон. Истории могут сочиняться не только одним ребенком, но и всеми вместе (групповая история), в этом случае взрослый произносит «жили-были» и ждет продолжения. Важным является выбор ребенком в игре
    роли своего страха, себя в роли боящегося или себя в роли смелого героя, готового победить свой страх. Это позволяет определить степень готовности ребенка к преодолению своего страха.
    Юра, 5 лет (страх перед засыпанием), сочинил историю: «Вот я собираюсь ложиться спать. Мама берет книжку и читает мне. Мама закрывает книжку и уходит, а ко мне приходят разные чудовища и страшилища и говорят, чтобы я отдал зайку — игрушку, с которой я сплю. Я забираюсь под одеяло, я боюсь». История Юры была проиграна в группе сверстников, где Юра взял роль себя и успешно справился с чудовищами и страшилищами. Аффективное переживание страха ушло, настроение у мальчика улучшилось, то есть проигрывание страха выполнило свою психотерапевтическую функцию.
    Обсуждение после проигрывания является необходимым, поскольку повышает компетентность ребенка в знании того, как вести себя в подобных ситуациях. Проигрывание своих страхов помогает ребенку преодолеть внутреннее напряжение, не впасть в оцепенение, не стать пассивной жертвой, а действовать.
    Заметим, что дети являются для себя самыми главными и самыми мудрыми психологами и психотерапевтами. Ребенок, внутренне не готовый справиться со своим страхом, например, высоты, не полезет на высокую горку. А как любимы детьми игры «Прятки», «Пятнашки» и «Жмурки» и т. п. в которые ребенок готов играть вновь и вновь, тем самым еще раз испытывая себя, проверяя и закрепляя свои победы. Задача взрослого после выявления страхов — создать условия, которые подготовят переход ребенка на этап победителя своих страхов. В создании этих условий вам поможет составленная нами инструкция для детей, родителей и педагогов.

    Опросник А. И. Захарова

    Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.

    Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием).

    Проведение исследования: Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах): черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: Скажи, ты боишься или не боишься. .

    Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа да - нет или боюсь - не боюсь. Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа не боюсь темноты, а не нет или да. Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

    После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.

    Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

    Инструкция для ребенка . В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам.

    1. когда остаешься один

    3. заболеть, заразиться

    5. того, что умрут твои родители

    6. каких-то детей

    7. каких-то людей

    8. мамы или папы

    9. того, что они тебя накажут

    10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей)

    11. перед тем как заснуть

    12. страшных снов (каких именно)

    14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных)

    15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта)

    16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии)

    17. когда очень высоко (страх высоты)

    18. когда очень глубоко (страх глубины)

    19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства)

    24. больших улиц, площадей

    25. врачей (кроме зубных)

    26. крови (когда идет кровь)

    28. боли (когда больно)

    29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом)

    30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников)

    31. опоздать в сад (школу)

    Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:

    1. медицинские страхи - боль, уколы, врачи, болезни

    2. страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии

    3. страх смерти (своей)

    4. боязнь животных

    5. страхи сказочных персонажей

    6. страх темноты и кошмарных снов

    7. социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества

    8. пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств

    Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка - это показатель преневротического состояния.

    Так, присущие детям средней группы (4-5 лет), наиболее выраженные страхи:

    Возрастные особенности появления страхов

    Младший дошкольный возраст . боязнь сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков, одиночества, темноты, замкнутого пространства.

    Старший дошкольный возраст . страх смерти, смерти родителей, страх животных, сказочных персонажей, глубины, страшных снов, огня, пожара, нападения, страх войны.

    Младший школьный возраст . страх опоздания в школу, порицания, сделать что-нибудь не так, страх несчастья (магические представления).

    Подростковый возраст . страх смерти родителей, страх войны.

    Возрастные нормы (по А. И. Захарову)

    Среднее число страхов

    В дошкольном возрасте: — у девочек =10,3 - у мальчиков — 8,2

    В школьном возрасте: — у мальчиков = 6,9 - у девочек = 9,2.

    Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту):

    Проективная методика «Мои страхи» а.И.Захарова.

    После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования. По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т. е. вербализовать свой страх. Таким образом, предполагается, что активное обсуждение ребенком своих ощущений в игровой обстановке позволяет внутренним ресурсам изменить направление с защиты на конструктивный процесс личностных изменений. Американский психолог К. Маховер считал, что центральным механизмом изобразительной деятельности является проекция. Другими словами, оперируя материалами изобразительной деятельности, человек отображает на нем особенности своего внутреннего мира. Поэтому проективные методики используются для выявления наиболее ярких переживаний чувства страха.

    Методика «Силуэт человека» Л.Лебедевой диагностирует эмоциональное состояние ребёнка по цветовому выбору, согласно Максу Люшеру. Исследования Макса Люшера показали, что четырем цветам соответствуют четыре типа ощущения себя. Человеку, предпочитающему синий цвет, свойственна удовлетворенность жизнью, тому, кто выбирает красный, — жизнерадостность, активность, зеленый — серьезное отношение к жизни, стабильность, светло-желтый — веселость, открытость. Кроме того, «синие» стремятся к единству, нуждаются в согласии, «красные» стремятся к успеху, возможности воздействовать на окружающее. Те, кто предпочитает зеленый (а М. Люшер считает, что этот цвет в его тесте «холодный»), стремятся к безопасности и стабильности (власть, знания, компетентность). «Желтые» настроены на изменения, им нужна свобода, для того чтобы надеяться на лучшее. В рамки этих четырех цветов вписывается и время. Спокойному синему соответствует протяженность во времени, оранжево-красному — настоящее, зеленому — текущее мгновение «здесь и сейчас», а желтому — будущее.

    Согласно М. Люшеру и Л.Н. Собчик важно обратить внимание на цветовой ряд. Выбор в первую очередь коричневого, серого, чёрного цветов указывает на состояние выраженного стресса. Это может быть объективно сверхсложная ситуация или невротическая реакция на жизненные трудности. Чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.

    Рисунки эмоций и чувств есть, говоря образно, своеобразный аналог невербальной формы исповеди, откровения которой невольно становятся достоянием психолога. В контексте, интерпретации рисунка, стоит обратить внимание, где именно расположены такие «говорящие» чувства и эмоции, как боль, вина, обида, злость, унижение, страх, месть.

    Информативно «эмоциональное содержимое» жизненно важных зон: области мозга, шеи, груди, живота. Оно может указывать на проблемы, которые беспокоят человека, но по каким-либо причинам пока не осознаются или сознательно подавляются.

    Опросник Г.Г. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко применяется с целью выявления тревожного ребенка в группе сверстников.

    Анкета предназначена для определения уровня тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста путем опроса окружающих взрослых: родителей, воспитателей, учителей.

    Внимательно прочитаете (прослушаете) утверждение. Если вы с ним согласны, поставьте "+" или "Да", если не согласны "-", или "Нет".

    1. Не может долго работать, не уставая.

    2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

    3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

    4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

    5. Смущается чаще других.

    6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

    7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

    8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

    9. Руки у него обычно холодные и влажные.

    10. У него нередко бывает расстройство стула.

    11. Сильно потеет, когда волнуется.

    12. Не обладает хорошим аппетитом.

    13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

    14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

    15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

    16. Часто не может сдержать слезы.

    17. Плохо переносит ожидание.

    18. Не любит браться за новое дело.

    19. Не уверен в себе, в своих силах.

    20. Боится сталкиваться с трудностями.

    Суммировать количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность – 15-20 баллов средняя – 7-14 баллов низкая – 1-6 баллов.

    Источники:
    works.doklad.ru, www.med24info.com, studopedia.ru, www.studfiles.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное