Агрессия у детей 1 года

Агрессивность у детей 1,5 – 2-х лет

Версия для печати

Почему дети становятся агрессивными после полутора лет? Просто они подросли. Большая часть детишек этого возраста проявляют агрессивность. Но родителям не стоит пугаться. Это еще не значит, что ребенок останется неуправляемым и в дальнейшем. Сейчас вы просто столкнулись с обычной возрастной агрессией.

Агрессия годовалых детей

Проявляющаяся агрессивность у детей 1,5 лет вызывает сильные противоречивые чувства. Некрасивое поведение своего ребенка толкает маму и папу на желание закричать, и даже нашлепать. И, конечно же, за драчуна стыдно если он довольно активно кусается и дерется.

Дети в этом возрасте становятся малоуправляемыми и непослушными. Иногда он кажется невменяемым – кричит, кусается, размахивает руками, не обращает внимания на замечания мамы. Когда мама впервые видит такую реакцию своего крохи, особенно когда это происходит вне дома, то ее охватывает ужас – с ребенком что-то не так.

Между тем все легко объяснимо. Ребенок совсем недавно научился ходить, и это способствует установлению физического контакта с окружающими. Но как его достичь, что при этом надо делать, он еще не знает и не умеет. Ребенок может поцеловать и укусить одновременно. За доброжелательными объятиями может последовать сильный толчок.

Агрессия у ребенка 1,5 года – это проявление желаний при недостаточном словарном запасе. И его желания настолько сильны, что ждать их осуществления кроха не может, а слова и жесты могут быть не понятны другим. Вот поэтому в ход идут зубы, руки, ноги. Ведь реакция будет незамедлительной.

Испытание на прочность

Для многих родителей это время становится настоящим испытанием. И если они будут правильно реагировать на такое поведение своего карапуза, то агрессивность сама появилась, и сама пройдет и при этом вам не потребуются даже советы психолога.

Когда ребенок начинает конфликтовать с другими детьми из-за игрушки, то его надо отвести в сторону. Ребенок перестает видеть объект своего желания, и желания отнять нет. Его надо просто переключить на что-нибудь другое.

Надо также помнить, что агрессия ребенка в 1,6 года – это крики, плачь, и в эти моменты он не способен воспринимать ваши слова. Устраивать «разбор полетов», говорить о недопустимом поведении надо тогда, когда малыш спокоен, и «буря улеглась».

А еще надо дать понять, что в любой ситуации вы будете рядом, и не отвергните его, чтобы не случилось. А еще важно не задумываться над тем, что о вас подумают в моменты детского конфликта другие взрослые, надо сосредоточиться только на вашем малыше.

Гиперактивных и неуравновешенных детей очень часто принимают за агрессивных. Они выделяются быстрым бегом на улице и на площадке. Они постоянно хотят куда-то залезть, часто падают. Агрессивность в этом случае выступает только как побочный продукт такого поведения.

По-настоящему агрессивными в этом возрасте могут быть дети, в семье которых существуют серьезные проблемы. Не справляясь с эмоциональной нагрузкой, раздраженные родители вымещают злость на ребенке, кричат и наказывают его. Малыш же копируя родителей, проявляет агрессивное поведение по отношению к своим сверстникам. В таких ситуациях пока родители не избавятся от источника напряжения в семье, ребенок не сможет вести себя дружелюбно.

Если ребенок очень агрессивный в 1,7 года, то родителям надо сдержанно и доходчиво объяснять ребенку каждое «нет», которое он слышит. Для ребенка родители должны стать авторитетными взрослыми, а не авторитарными лидерами. Необходимо поощрять, но всегда держать контроль над детским любопытством и исследовательским азартом, и, конечно же, всегда приходить на помощь. А игры на снижение агрессивности помогут снять напряжение у малыша.

Агрессия ребенка. Советы детского психолога

Агрессия чаще всего является частью обычного роста и развития нормальных детей и она часто проявляется у детей младшего возраста и у дошкольников. Младенцы еще не умеют говорить и выразить свое недовольство или свои желания, поэтому агрессия – это единственный способ их выражения.

Если агрессивные действия ребенка и являются «нормальными» в определенной степени, все равно на приступы агрессии необходимо реагировать и стараться их пресекать. Агрессивный акт у детей 18-ти месяцев не будет иметь такое же значение, как у детей 4-х лет. Меры по предотвращения агрессии также будут отличаться, но они необходимы, чтобы продемонстрировать ребенку, что его действия неприемлемы и что существуют другие способы для выражения своих эмоций, а также, чтобы предотвратить повторение этих приступов агрессии.

Чтобы контролировать свою агрессию, дети нуждаются в активной поддержке своих родителей. Эффективные меры, принятые в связи с агрессивным поведением у детей раннего возраста оказывают положительное влияние на последующее их социальное развитие и адаптацию.

Детские и подростковые психологи считают, что легче еще в детском возрасте изменить тенденцию к агрессивному поведению, чем влиять на нее в подростковом и взрослом возрасте.

Как проявляется «нормальная» агрессия у детей разного возраста?

Может кричать или плакать, выражая свое недовольство.
Наблюдаются некоторые характерные действия, например, таскание за волосы, кусание, бросание предметов и т.п.
В агрессивном поведении нет враждебности.
Такие малыши крайне неуклюжи в своих контактах с другими людьми.

Ребенок в возрасте от 1 года до 2 лет

В этом возрасте проявления агрессии достигают своего пика.
Ребенок выражает свое разочарование криками, бросается на землю, колотит ногами и руками и т.д.
Он повторяет эти свои жесты, чтобы увидеть реакцию окружающих и проверить, всегда ли эта реакция одинакова.
К концу второго года жизни ребенок сам может себе сказать «нет», когда он делает попытку нарушить запрет. Поэтому именно сейчас необходимо раз и навсегда установить строгие правила поведения. Ребенок должен точно знать, что можно, а чего нельзя.

Ребенок в возрасте от 2 до 3 лет

Частота приступов агрессии в этом возрасте часто очень высока. Этим дети выражают свое разочарование.
Его мысли состоят из двух составляющих - «мое» и «не мое». Ограничения, налагаемые взрослыми на часть «не мое», приводят к сопротивлению в виде агрессии.
Крики и вопли часто возникают из-за того, что ребенок не смог что-то сделать без посторонней помощи. Его стремление к автономии в этом возрасте очень велико.
Есть много конфликтов из-за обладания чем-то между двумя детьми. Это приводит к таким агрессивным действиям, как таскание за волосы, кусание, драка игрушками.
Ребенок уже умеет говорить, что позволяет ему выразить словами свое недовольство.

Ребенок в возрасте от 3 до 5 лет

Наблюдается снижение физического проявления агрессии.
Поскольку ребенок уже хорошо говорит, он может начать ругаться, насмехаться над другими детьми, оскорблять их. Затем он вспоминает, какое из его действий дало хорошие или плохие результаты, то есть уже умеет анализировать свои действия. Это может привести к усилению той формы агрессии, которая привела к исполнению его желаний.
Свои желания ребенок уже может выразить словами, а не криками и катаньем по полу.
Ребенок этого возраста имеет возможность планировать свои действия, выполнять определенные правила и находить способы разрешения конфликтов.

Причины агрессии у детей

Ребенок получает мало внимания или его эмоциональные потребности не принимаются во внимание. Именно поэтому он тоже мало беспокоится о чувствах других людей.
Он отказывается делиться чем-то с другими детьми.
Он регулярно был свидетелем семейных споров.
Он взволнован появлением нового ребенка в семье, разводом родителей, смертью кого-то из близких. Он пытается адаптироваться к изменениям в семье, что делает его более усталым и раздражительным.
Он проводит слишком много времени в детском саду. Ему нужно побыть одному, чтобы успокоиться или расслабиться.
Его регулярно и жестоко наказывают, что приводит к усилению агрессии.
При приступах агрессии последнее слово всегда остается за ним, что приводит его к мысли, что его поведение будет вознаграждено.

Как управлять агрессивным поведением ребенка?

Сохраняйте спокойствие, даже если это дается с трудом. Не наказывайте его физически или устно.
Постарайтесь установить причину его агрессивности. Не является ли это способом, которым он пытается утвердить свою автономию? Не разочарован ли он в чем-то? Или эта агрессия связана с нахождением рядом других детей?
Поговорите с ним о том, что он чувствует. Он должен знать, что его кто-то понимает.
Установите правило: «мы не причиняем боль другим». Дети должны научиться быть хорошими друзьями другим детям, любить животных и людей в целом.
Используйте то наказание, которое сходно с обучением. То есть объясните ребенку, почему так нельзя поступать.
Помогите ему выразить свои чувства словами, если ребенок достаточно взрослый, чтобы поговорить. Этот простой подход часто снижает агрессивность многих детей.
Попросите его подумать, нет ли других способов получить желаемое.
Обнимите его, когда ситуация разрешится.
Будьте сами хорошим примером управления собственными реакциями на разочарование. Объясните ему, что вы чувствуете, когда пытаетесь получить желаемое без агрессии.
Читайте ему книги о гневе и агрессивном поведении. Говорите с ним об эмоциях, испытываемых героями этих книг. Задавайте вопросы о том, как эти герои без агрессии вышли из ситуации.
Создавайте те места, где ребенок мог бы играть, не слыша постоянных запретов типа «не трогай этого!», «не делай этого!». Слишком много запретов может вызвать чувство разочарования и гнева у вашего ребенка.
Организуйте в вашем присутствии коллективные игры ребенка с другими детьми. Объясните, какие эмоции испытывают другие дети в ответ на его агрессивное поведение или, наоборот, когда он хорошо общается в коллективе.
Хвалите ребенка за хорошее поведение, но без излишеств. Особенно это полезно, когда ему удалось преодолеть агрессию.

Когда обратиться за помощью к специалисту?

Агрессивное поведение обычно начинает снижаться у детей после 3-х лет. В этом возрасте дети начинают контролировать свои чувства и уже умеют выражать словами, чего им хочется. Если же в этом возрасте ребенок никак не в состоянии контролировать свои эмоции, агрессию, если он равнодушен к чувствам других людей, желательно показать его детскому психологу.

Предыдущие статьи:

Новости региона:

Все новости: прочитать >>>

  • Нравится
  • Не нравится
  • Гость_Galyusya_* 17 янв. 2005

    Девочки, SOS Стала замечать, что мой ребеной ( г. 2 мес) стал очень агрессивным - норовит ударить меня, укусить, дернуть за волосы. Раньше такого не было. Всегда стараюсь создать у него хорошее настроение, занимаюсь им. Но - чуть что не по его - надо идти домой с прогулки, а он не хочет, надо садиться на горшок и т.п. Стала шлепать его попопе (не больно). Он понимает, обижается и плачет. У кого был такая проблема и как она решлась? Подскажите пожалуйста, как действовать в этом случае.

  • Нравится
  • Не нравится
  • Агрессия у детей 1 года Наталия 18 янв. 2005

    Стала замечать, что мой ребеной ( г. 2 мес) стал очень агрессивным - норовит ударить меня, укусить, дернуть за волосы. Раньше такого не было. Всегда стараюсь создать у него хорошее настроение, занимаюсь им. Но - чуть что не по его - надо идти домой с прогулки, а он не хочет, надо садиться на горшок и т.п.

    Во-первых, не шлепать Вы пытаетесь отучить ребенка драться, а сами при этом деретесь Где логика?

    Стала шлепать его попопе (не больно). Он понимает, обижается и плачет.

    Я бы тоже обиделась - почему маме можно, а мне нельзя

    Но и терпеть, спуская все это на тормозах - это только для убежденных мазохистов. Дело в том, то в этом возрасте закладывается стиль общения с родителями. Выводы делайте сами..

    А бороться с этим можно только одним способом - показать ребенку, что такой тип ОБЩЕНИЯ вы не приемлите.
    Для этого:
    - перешерстите список можнои нельзя, последних должно быть 2-3. Обязательно включите туда пункт нельзя бить маму, бабушку и т.п.

    - при обычном поведении чаще разговаривайте с ребенком ласковым голосом, обнимайте, целуйте.

    - при любых проявлениях агрессии - общение ПРЕКРАЩАЕТСЯ Т.е. если ребенок на руках - спускаем с рук, если рядом в комнате - выходим из комнаты, если все происходит на улице - просто отходим в сторону. Можно сопроводить все это словами: ты дерешься, я не хочу с тобой играть Как только проявление агрессии прекращаются - общаемся с ребенокм как прежде, НЕ ВСПОМИНАЯ про инциндент
    При слаженных и четких действиях всей семьи после 3-4 таких приемов ИГНОРИРОВАНИЯ ребенка, драки прекращаются.

    А вообще ситуация очень серьезная, чтобы заниматься самолочением. Я бы обратилась к психологу.

  • Нравится
  • Не нравится
  • Гость_ленчик Б._* 18 янв. 2005

    Ой ну зачем сразу к психологу. Наверное каждый ребенок через это проходит, нельзя же с годовалым ребенком сразеу к психологу бежать, только потому что у него пару раз поведение нестандартное было.

    Нашему малышу тоже в точности столько же было, когда он ручками замахиваться стал, хотя даже и не знаю откуда он это взял. У нас никто накогда не дерется. Я просто каждый раз ловила его за ручки, держала их и выразительно Нет Нельзя драться говорила. Так раза два. Если не прекращал, то как Наталия сказала, ставила его на пол. И каждый раз повторяла, что драться нельзя, мне больно. Помогло довольно быстро.

  • Нравится
  • Не нравится
  • Агрессия у детей 1 года pepelnaya 18 янв. 2005

    У всех детишек такое бывает. С возрастом все пройдет, уверяю Вас Надо только немножко подождать

  • Нравится
  • Не нравится
  • Гость_Galyusya_* 19 янв. 2005

    Девочки Спасибо всем На основе ваших советов буду выработывать собственную стратегию. а то дошло до травм - проснулся ночью, я попыталась его укачать, а он стал вредничать, вырываться. Я спросонок его не смогла удержать, упал, ударился. Итог - синяк на щеке. Не весело, но будем работать с нашими маленькими нервами. unsure. unsure:

  • Нравится
  • Не нравится
  • Гость_ленчик Б._* 19 янв. 2005

    Ну тогда успеха вам в начатом деле Только надо за сказанное всегда держаться и не менять решения, тогда и малыш быстро поймет что к чему :beer:

  • Нравится
  • Не нравится
  • Агрессия у детей 1 года Sophiika 20 янв. 2005

    Добавлю только, что успех будет, если ВСЕ в семье единодушны по вопросу можно драться или нельзя. У нас хуже было - бабушка (свекровь) считала, что это хорошо, что ребенок дерется, а то другие дети его забьют. Общение с этой бабушкой прекратить не было возможности, она проводила с ребенком полдня, пока я была на занятиях. Антону как раз было 1ги 3 мес, когда я вышла из академа, и эта проблема сушествовала целый год. На мои категорические замечания бабушка устаивала скандал, ребенок вообще не понимал, что можно, а чего нельзя. Теперь все нормально, мы с мужем отучили Тошу драться за две недели, но сейчас ему 2 и 8, он понимает и может сделать гораздо больше, чем в 1 и2мес. Мы переехали, а ребенок еще почти два месяца говорил, что он будет драться, потому что баба Люба говорила, что это хорошо.
    Удачи вам

  • Нравится
  • Не нравится
  • Гость_Полянка_* 27 янв. 2005

    Спасибо, Наталия, за совет. У нас такая же проблема. Буду пробовать отучать драться.

    Вообще, только недавно пришла на этот форум. Мне о-о-очень понравилось Спасибо всем . Пока, в основном, читаю и коментирую. Но надеюсь, скоро решусь спрашивать совета.

  • Нравится
  • Не нравится
  • Гость_Leto_* 01 февр. 2005

    агрессивное поведение в этом возрасте у ребенка - это норма. ребенок учится общаться, и он пока не умеет по-другому разрешать свои противоречия. и это мамина задача - научить его.
    а вообще почитайте вот:
    http://mama.tomsk.ru. vosp_psych3.php - о детских конфликтах, агрессии. там как раз видно как дети в разном возрасте разрешают свои проблемки.

  • Нравится
  • Не нравится
  • Гость_Юлечка_* 09 февр. 2005

    Девочки хочу предупредить всех: агрессия агрессии рознь. Если у ребенка в 1-1,5 года задатки беспричинной и сильной агрессии (бьет по поводу и без повода), то это серьезный повод задуматься. Когда мы начали дружить с соседями, их мальчику было 1 г 2 мес, а моей Еве - 11 мес. Он дрался И как - мощно, что называется с оттягом. Его мама пыталась с этим бороться всевозможными методами, я пыталась защищать Еву, но он при любом возможном случае заваливал ее и бил. Сейчас это маленький монстр. Ему 3 года, а моей младшей дочке 11 мес. В последнее их пришествие к нам в гости старшие дети играли в детской (он перестал бить Еву после того, как она несколько раз очень больно дала ему сдачи), Вероника уползла к ним, я сама не заметила, как. Среагировала на ее плач. Забегаю в комнату и вижу: Вероника сидит на полу, а наш сосед в туфельках ХОДИТ по ее ножкам. Я сорвалась. Подбежала, схватила его за шиворот и несколько раз шлепнула. Я первый раз ударила чужого ребенка. Но он понимает только позицию силы. Кстати, после этого он по-моему начал меня уважать. По крайней мере принял, что я сильнее него. А до этого ему много раз объясняли, что маленьких обижать нельзя.

  • Нравится
  • Не нравится
  • Гость_Юлечка_* 09 февр. 2005

    Извиняюсь, что влезла в чужую тему. Но может, кто-нибудь подскажет, что делать в вышеописанной ситуации мне, маме неагрессивных дочек? Конечно, самое простое решение - не общаться с соседями. Но: это соседи, нам с ними еще жить и жить. Хотелось бы решить эту проблему как-нибудь бескровно. А по поводу агрессии, можете со мной не согласиться, но я думаю, что ребенок - это во много раз увеличенное зеркало родителей. Подумайте, как Вы ведете себя с ребенком, каков Ваш характер по жизни. Например, моя соседка конечно ни с кем не дерется, но по жизни она очень агрессивна. Это еще один повод, почему мне хотелось бы держать ее в приятелях, а не во врагах. Ее принцип по жизни: ударь первым, пока не ударили тебя. И что она хочет от ребенка? Даже внушая ребенку, что драться плохо, он смотрит на маму и чувствует фальш. И потом, дети понимают все очень буквально. Я например все конфликты стараюсь решать без кровопролития, и мои дети агрессией не отличаются.

  • Нравится
  • Не нравится
  • Агрессия у детей 1 года Sophiika 14 февр. 2005

    каков Ваш характер по жизни. Например, моя соседка конечно ни с кем не дерется, но по жизни она очень агрессивна. Ее принцип по жизни: ударь первым, пока не ударили тебя. И что она хочет от ребенка?


    У меня ситуация обратная - я по жизни очень тихая, и мне очень тяжело даются конфликты. Я когда беременная ходила, все переживала, что ребенок на меня в этом похож будет, и у него много будет по этому поводу проблем. Наоборот оказалось - ребенок на меня здесь не похож абсолютно. У меня в детстве и мысли не было, что можно ударить, если не дают что-то и т.п. Мой детеныш знает, что я его люблю любым, и делает все, как считает нужным. Правда, последнее время у нас большой прогресс - в садике ведет себя замечательно, не дерется, мирно играет с детьми. Иногда пытается задираться, но незлобно, а так, чтоб потолкаться.

  • Нравится
  • Не нравится
  • Гость_alenushka_* 16 февр. 2005

    Как хорошо, что я попала в эту тему Мой малыш (1 год 7 мес.) последний месяц тоже ведет себя агрессивно. У нас в доме физические методы воздействия вообще не приняты, так что не могу понять. откуда это в нем. И самое печальное - все пишут, что отучить можно быстро. А у меня не получается Я говорю нельзя, держу его за руки (не даю ударить), выхожу из комнаты. Особых результатов пока не видно. Больше всего меня расстраивает, что достается в основном мне. Папе тоже попадает, но меньше (но он и дома меньше бывает). А с бабушкой вообще - пай-мальчик.
    Не знаю, как с этим бороться. Очень неприятно, когда наконяешься к сынуле, чтобы поцеловать, а он шлепает по лицу :ph34r:

  • Нравится
  • Не нравится
  • Агрессия у детей 1 года Sophiika 16 февр. 2005

    Очень неприятно, когда наконяешься к сынуле, чтобы поцеловать, а он шлепает по лицу


    попробуйте спросить - можно тебя поцеловать? Быть может, ребенку вашему слишком много внимания, он хочет иногда поиграть сам.
    У нас началось с того, что Тоша тоже бил бабушку, которая буквально проходу ему не давала - не отходила от него ни на шаг. Потом разное было. Сейчас драться пытается, когда сильно сердится, но нам уже проще - Тоше 2 и 8, он многое понимает. А быстро отучить драться получается не всегда, к сожалению
    Удачи вам

  • Нравится
  • Не нравится
  • Агрессия у детей 1 года Polina 13 марта 2005

    Очень неприятно, когда наконяешься к сынуле, чтобы поцеловать, а он шлепает по лицу :ph34r:

    Мы с папой воздействовали следующим образом
    *МАМА (ПАПА) тебя любит. Очень.* При этом обнимали, брали на руки, целовали. нежно гладили. И отпускали.

    При резком движении в мою сторону папа МЕДЛЕННО, ОСТОРОЖНО отстранял ребенка (здесь главное без резкости и без крика) брал дочь на руки и СПОКОЙНО говорил
    *МАМУ БИТЬ НЕЛЬЗЯ, НИКОГДА,
    ВЕДЬ ТЫ ЛЮБИШЬ МАМУ. покажи как можно ОБНЯТЬ МАМУ, ПОЦЕЛОВАТЬ*-
    ребенок с удовольствием демонстрировал.

    Со временем агрессия прошла, ребенок САМ начал говрить *МАМУ БИТЬ НЕЛЬЗЯ. Я ЛЮБЛЮ МАМУ*..подходила, забиралась на колени и целовала меня..

    - при обычном поведении чаще разговаривайте с ребенком ласковым голосом, обнимайте, целуйте.

    ОБЯЗАТЕЛЬНО
    Здоровая атмосфера в Вашем доме, дружеское общение, открытое проявленеие любви и нежности - истребит всю лишнюю агрессию.

    Очень часто за психологической помощью обращаются родители с проблемой агрессивности ребенка. И в основном причиной обращения являются жалобы воспитателей, учителей на ребенка, а также агрессивное поведение дома в отношении младших братьев-сестер, бабушек или даже мам. Ребенок становится трудноуправляемым, «неудобным» для родителей. И они приводят своего ребенка к психологу с просьбой сделать так, чтобы ребенок «вел себя хорошо». Но плохое поведение - это только симптом, следствие, это внешнее проявление внутренних проблем. Поэтому коррекция поведения возможна только после понимания причин, его вызвавших.

    Агрессивность - это чаще всего симптом эмоционального неблагополучия ребенка. Это и средство психологической защиты от страхов (как известно, лучшая защита - нападение), и протест чрезмерной материнской опеке (ребенок пытается отстоять свою независимость), и подавленные чувства обиды, ревности (к младшему братику например), и авторитарный стиль воспитания родителей (агрессия как протест на чрезмерные требования родителей), и агрессивный стиль общения в семье (родители выясняют отношения криком, с рукоприкладством, применяют физическое наказание ребенка ), конечно же влияние ТВ, компьютерных игр (жестокие мультики, агрессивные игры, фильмы с насилием).

    Агрессивность ребенка может быть и просто как возрастная особенность (пик детской агрессивности - 3-4 года. Хотя это скорее уже не агрессивность, а все-таки сопротивление чрезмерному давлению родителей, не позволяющих ребенку пережить как положено свой кризис 3 лет, который проявляется в негативизме, протесте требованиям родителей, своеволии, некотором деспотизме по отношению к близким людям, с обязательным «Я сам. "не хочу-не буду" и т.д.).

    В норме агрессивность начинает проявляться в 1,5 - 2 года и является необходимым условием развития ребенка. Агрессия нужна для формирования своего Я, психологического отделения от матери, становления независимости, самостоятельности, умения заявлять о своих потребностях, добиваться целей.

    И здесь важно, как реагируют родители на детскую агрессивность. Их задача не подавлять агрессию ребенка, не запрещать испытывать злость, а помочь выражать её социально приемлемыми способами. Ребенка можно обучать приемам выражения своей злости. Например, побоксировать грушу, поколотить подушку, порвать газету, нарисовать свое "злое" настроение, полопать воздушные шарики, покидать резиновые мячики.

    Родители не должны отвечать на агрессию ребенка собственной агрессией (бить его, ругать, оскорблять). Родителям нужно научиться замечать и понимать чувства ребенка и объяснять их ему (ребенок не всегда понимает, почему он так себя ведет). И конечно же не отрицать чувства ребенка. Например, если ребенок ударился или упал и счесал коленку, он приходит к родителям, плачет и говорит "Мне больно". И "правильный" папа может сказать: "Да что тут больно? Подумаешь, царапина! Ничего не больно! Перестань реветь! Мальчики не плачут!" или что-то в этом духе. Т.е. ребенок в этом случае начнет сомневаться в своих чувствах, решит, что говорить о боли нельзя, т.к. тебя не пожалеют, а пристыдят. Или другой пример, - у ребенка на площадке отобрали игрушку. Хорошо, если он начнет с криком требовать её обратно (для ребенка игрушка также важна, как для Вас собственный автомобиль), а другой ребенок сядет и будет плакать. Как поступит мама? «Как тебе не стыдно? Тебе игрушку для мальчика жалко? Так я вообще ему сейчас её подарю!» В этой ситуации чувства ребенка - злость, обида, возмущение - запрещаются мамой. Они не находят понимания, выхода, т.е. остаются внутри. Какова же должна быть правильная реакция мамы? - «Ты расстроился или ты злишься, потому что мальчик забрал у тебя игрушку. Да, это очень неприятно. Давай мы подумаем, как поступить в этой ситуации» И помочь ребенку сохранить чувство собственного достоинства - поменяться с тем ребенком чем-то или пусть тот попросит разрешения поиграться, или же помочь культурно забрать игрушку.

    Если родители строги, и ребенок боится проявлять свое раздражение, недовольство и злость дома, боится наказания, он "сгонит злость" по полной программе на детской площадке, на своего младшего брата или на кошку.

    В раннем возрасте (до 2-3 лет) нельзя детскую агрессивность приравнивать к жестокости. Хотя со стороны и может показаться, что ребенок ведет себя жестоко, отрывая крылья бабочке или стукнув бабушку по голове пластмассовым молоточком. На самом деле, ребенок не осознает, что это жестоко, он просто не знает, что причиняет боль. Ребенку нужно говорить, что такое больно. Если ребенок тянет маму за волосы, она должна отстранить его ручку и сказать: "Мне больно". В том случае с ребенком, который упал и плачет, нужно сказать: "Ты ударился, тебе больно. Давай, я помогу тебе" и пожалеть ребенка. Вообще, рождаясь, ребенок не знает, что можно, что нельзя. Его нужно обучать правилам поведения, социальным нормам, рассказывать, как в обществе нельзя делать. Например, нельзя бить людей и животных. Естественно, если при этом сами родители не бьют ребенка. Ведь лучший способ обучения - это личный пример.

    Агрессивность дошкольников имеет некоторые особенности. Если для подростков и даже младших школьников характерна групповая агрессия, то в детских садах, как правило, нарушителями спокойствия являются 1-2 ребенка. Причем некоторые дети могут проявлять агрессию весьма неожиданно: стукнуть по голове деревянным кубиком мальчика, с которым только что мирно строил замок, за то, что он не так поставил крышу. Или девочка, толкнувшая свою подружку с лестницы, за то, что та с неё посмеялась. Насилие в детских садах не имеет предварительной стадии обдумывания, предвкушения, периода накопления напряжения, которое ищет выхода.Детская агрессивность спонтанна. Конечно же, в большей части таких случаев дети не осознают свою жестокость и не могут оценить степень причинения боли.

    Ответственность за агрессивные наклонности ребенка в первую очередь лежит на семье, окружении. Чаще всего за повышенной агрессивностью ребенка скрывается настоящее горе и зов о помощи, однако не менее чаще к нему примешивается и врожденная склонность к насилию и разрушению. Ребенку с такой "горючей смесью" обязательно нужна помощь специалиста, так как сознательное причинение боли людям и животным, немотивированная агрессивность, неадекватное поведение могут быть симптомами психического заболевания (психопатия, шизофрения, эпилепсия). Им нужна наряду с помощью психотерапевта и помощь психиатра.

    Агрессивными могут быть дети, имеющие неврологический диагноз. Такие дети из-за поражения нервной системы чрезмерно возбудимы, а также могут иметь высокий порог болевой чувствительности, они не так чувствительны к боли, как другие дети, поэтому они не могут понять, что кому-то больно. Таких детей просто воспитывать нужно более усиленно, объясняя последствия его поведения и говоря о чувствах своих и других людей. Например, если ребенок ударил кого-то, можно ему сказать: "Ты делаешь ему больно.Так нельзя. Помнишь, когда ты ударился, тебе тоже было больно"

    Если ребенок имеет склонность к агрессии, усиливать её, доводя до жестокости, могут:

    ТВ (фильмы с насилием, жестокостью), такие же компьютерные игры. Дети видят много крови, драк, убийств, и это начинает восприниматься как норма поведения. Подобные сцены деформируют неокрепшую психику ребенка, вызывают психическое возбуждение и эффект подражания. Ребенок идентифицирует себя с "супер-героем", начинает подражать ему. Поэтому родителям важно ограничивать ребенка в просмотре ТВ и контролировать, какие передачи он смотрит, не оставлять одного перед ТВ. Действительно, последние годы агрессивность детей значительно увеличилась. И психологи всего мира единодушно подтверждают, что такая нездоровая тенденция связана именно с просмотром ТВ передач, насыщенных сценами насилия. Особенно негативно влияние ТВ на детей со слабой нервной системой, зависимых, легко поддающихся внушению.

    К жестокости ребенка приводит и жестокое обращение с ним родителей: насилие, избиения, эмоциональная холодность родителей. Это приводит к патологическим изменениям характера, ребенок озлобляется, ненавидит мир вокруг себя, не знает сочувствия, мстит за свою "ненужность" всем, кто под руку попадется. Почему среди детей из детских домов больше агрессивности, жестокости и насилия? Потому что эти дети с детства были лишены родительского эмоционального тепла и любви.

    Если на ребенка, который агрессивен "по-несчастью" из-за каких-то внутренних причин (а они не всегда лежат на поверхности), на ребенка навешивают ярлык "хулиган, бандит", он и начинает вести себя соответственно, потеряв надежду быть хорошим, в первую очередь для своих родителей.

    По-сути, агрессивность подростков, их асоциальное поведение - это следствие неоткорректированной агрессивности в дошкольном и младшем школьном возрасте.

    Так что же могут сделать родители, если их ребенок агрессивен?

    признавать его чувства и говорить о своих. Например, мама прийдя с роботы, может сказать: "Я очень устала и раздражена. Лучше меня сейчас не трогать, мне нужно минут 15 отдохнуть". Со временем ребенок научится говорить о своих чувствах и потребностях, вместо того, чтобы закатывать истерики или лупить братишку.
    научить ребенка выражать агрессию социально приемлемыми способами (см. выше)
    установить в семье системы правил и табу (что нельзя ребенку делать ни при каких обстоятельствах, н-р, высовываться в открытое окно, а что можно только с разрешения родителей, н-р, брать ножницы или выходить одному на улицу). Таких запретов должно быть минимальное количество, и только то, что важно для безопасности ребенка, его жизни и здоровья.
    единая тактика и последовательность воспитания. Нет ничего хуже для ребенка, чем "сегодня можно, а завтра нельзя" или мама говорит одно, а папа другое. И особенно добрые бабушки, которые снимают все запреты родителей, разбалансируя тем самым психику ребенка.
    дать максимум любви, тепла, понимания, поддержки ребенку. Помочь ему быть хорошим.
    морально-духовное воспитание ребенка (что такое хорошо, что такое плохо), на собственном примере! Нужно читать детям сказки, которые тоже воспитывают ребенка, но без морализаторства.
    дать ребенку пространство для выхода энергии (активные игры на свежем воздухе, спортивные секции, плавание, спортивный уголок в доме), не перегружать уроками, музыкой и изучением языков.
    если все способы перепробованы, а случаи немотивированной агрессии учащаются, обращаться к специалисту (психологу, неврологу, психиатру).

    Источники:
    www.carapuzic.ru, www.maam.ru, forum.nanya.ru, www.shchukina.com.ua

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное