Эхолалия у детей 4 года

Девочка, 4 года, появление эхолалий

Добрый день.
Меня зовут Анастасия, и я хотела бы проконсультироваться по вопросу, связанному с речевым развитием моей младшей дочери.
Итак: Александра. 4 года. Второй ребенок в семье.Семья полная, обстановка спокойная - дружелюбная. Со старшей сестрой (12 лет, общаются нормально). Беременность протекала нормально (ЭКО), роды на 39 неделе, естественные, в роддом поступили с отошедшими водами, безводный период 19 часов. Родилась с однократным обвитием пуповиной вокруг шеи. Закричала сразу.
Развитие протекало нормально. Села в 6 месяцев, пошла в 10. Говорить начала лет с 1,5 (сейчас уже и не помню точно). По характеру спокойная, усидчивая, внимательная, самостоятельная. Очень любит читать, рисовать и лепить. Запоминает наизусть все что читается больше чем 3-4 раза, и стихи и проза, причем огромными объемами. (Полностью, от корки до корки, Краденное солнце, Путаница, Федорино горе рассказ Русалочка и т.д.). Много поет (слух, кстати, идеальный). Играет в ролевые игры с куклами, проигрывает сцены семейных взаимоотношений (она мама, кукла - дочка или сын, друг сосед - папа) или сцены из мультиков или книг. Речь развита очень хорошо: формирует сложные предложения. Использует сравнения. Большой словарный запас. Любит рассуждать. В общем производит впечатление развитого и спокойного ребенка. Но.
Первый инцидент с речью произошел у нас в 2 года. Дочь стала заикаться. Произошло это после поездки в тропическую страну, где мы подхватили ротавирус и загремели в госпиталь. Там у нас, естественно, брали кровь, что ее тогда очень напугало (т.к. ее закрепляли в спец. удерживающем устройстве). Я думаю, этот стресс послужил толчком к возникновению заикания. Консультировались у невролога. Диагноз - неврозоподобное заикание, лечение: пантогам, цинаризин (не применяли). С заиканием справились самостоятельно, чуть меньше, чем за год. Устранили любые ситуации ведущие к эмоциональному всплеску, исключили телевизор, радио и иже с ними, сами стали говорить более размеренно, упрощая речь. Если дочь начинала нервничать, когда не удавалось произнести слово сразу, спокойно, не акцентируя внимания, помогали пропевать. В общем, слава Богу, это позади.
В сентябре я вышла на работу, нагрузка мизерная (2 дня в неделю) В это время дочь с моей мамой.

Садик, я по опыту со старшей дочерью не приемлю. Кружки секции - это да, но не сад. Отношения у дочки с бабулей замечательные. Они много гуляют, общаются с детьми на площадке, ходят в гости, читают, рисуют, в общем активно занимаются. Но с этого момента, т.е. уже как 3-4 месяца, у дочери стала развиваться эхолалия. Т.е. она не постоянно, но очень часто стала повторять фразы за собеседником. При этом она не всегда их зеркалит. Например:
Я: Ты мое солнышко
Дочь: Да, я твое солнышко
Я: Ты будешь воду или компот?
Дочь (утвердительно, т.е. интонацию не повторяет) Я буду воду или компот потом может сказать: Воду. Может повторять шепотом.
Если что-то мне рассказывает в конце обязательно спросит: Да, мама, да? Я должна ответит ДА и она повторит Да
Бывает, когда я отвечаю кивком или закрытием глаз, она это тоже копирует, т.е. это уже эхопраксия?
Порассуждав с мужем, мы присмотрелись к манере общения нашей бабушки. И вот что увидели. Если назревает конфликт (например ребенок хочет играть а надо спать) бабушка начинает отвлекать, забалтывать ребенка и уводить разговор в сторону. Слезы на данный момент высыхают, но мнение дочки не высказанно. Может быть, повторяя слова взрослых и иногда, заставляя повторять их - она убеждается что ее услышали и поняли и она все поняла верно?
Сейчас общение с ребенком начинает уже пугать. Бывает, что она требует, чтоб я повторила сказанное мной только что, чтоб она повторила ответ на сказанное. Такое ощущение, что ей надо проиграть ситуацию заново.
При этом дочка, может начать нервничать и даже плакать. Особенно если собеседник спешит или переводит тему разговора а она еще закончила ее проговаривать. (например утром, когда все собираются на работу, в школу и надо уже выходить, а тут целая тирада, про колготки и штаны). На данный момент все описанные явления развиваются по нарастающей.
Вчера с мужем залезли в интернет с нашей проблемой, и волосы стали дыбом, если честно. Такие диагнозы звучат, что становится плохо.

Естественно, очно будем консультироваться со специалистами, но до этого, помогите разобраться.

Во-первых, к кому бежать: логопед, невролог, психолог, психиатр?

Во вторых, насколько допустимы подобные явления в нашем возрасте (4 года)? При развитой, без задержек речи (сейчас нет буквы Р, и свистящие звуки заменяет шипящими) и хорошим общим развитием. Можно ли предположить, что эхолалия является вариантом нормы и особенностями развития речи и способа восприятия ребенка?
Пройдет ли оно само, или мы должны как-то этому способствовать?
Как вообще реагировать? Ума не приложу. То ли обращать внимание, чтоб не повторяла. Она, кстати, может это контролировать короткое время, мы пробовали, но потом начинает нервничать. Или пооощрять? Не обращать внимания?

Эхолалия: симптомы и лечение

У вас в браузере отключен java script, вам надо его включить или вы не сможете получить всю информацию по статье «Эхолалия и симптомы проявления».

Эхолалия - основные симптомы:

  • Нарушение координации движений
  • Галлюцинации
  • Отставание в умственном развитии
  • Забывчивость
  • Повторение услышанных слов
  • Эхолалия – расстройство речевого поведения, при котором человек повторяет услышанные где-то или сказанные кем-то фразы и отдельные слова. Такой тип поведения свойственен маленьким детям, поэтому у них часто можно наблюдать признаки естественной эхолалии, которая является частью их познавательной активности. Например, малыши могут повторять слова за родителями в возрасте от 6 до 12 месяцев, и такое поведение является нормой. Также в более старшем возрасте (3–4 года) дети обучаются коммуникативным навыкам с помощью повторения слов собеседника, и это тоже не является патологией.

    Патологическим можно назвать состояние, при котором у ребёнка происходит задержка умственного развития на фоне выраженной эхолалии. Кроме того, расстройство речи у взрослых также не может быть нормой – эхолалия во взрослом возрасте всегда является признаком патологии.

    Причины

    На сегодняшний день специалистами хорошо изучены причины данной патологии. Чаще всего появление симптомов заболевания связано с поражением лобных долей головного мозга. Поэтому если у ребёнка или взрослого наблюдаются и другие симптомы, такие как забывчивость, нарушение координации, галлюцинации и т. д. требуется незамедлительно обращаться с проблемой к врачу, чтобы он назначил адекватное лечение.

    Если же поражение мозга не установлено, можно говорить о других причинах развития эхолалии, таких как:

    Любая из этих патологий может быть выявлена в детском возрасте, поэтому, когда говорят об эхолалии у людей во взрослом возрасте, чаще всего речь идёт о не диагностированной психической патологии в детские годы.

    Разновидности

    Заболевание может проявляться двумя видами. Эхолалия бывает:

    Немедленная характеризуется тем, что больной ребёнок сразу же после произнесения его собеседником определённой фразы или слова, повторяет её в точности. Либо же он может повторять фразы и слова, услышанные по радио или телевидению.

    Данный вид эхолалии свойственен маленьким детям и часто носит физиологический характер. Если же речь идёт о патологическом состоянии, то такое поведение является возможностью для человека заполнить промежутки в речи, до того момента, как он осознает сказанное собеседником.

    Отсроченная эхолалия – повторение определённых услышанных где-то предложений и слов по истечении какого-то времени, например, 10 минут, часа, дня и т. д.

    Такое поведение носит компенсаторный характер и может характеризоваться такими функциями, как:

  • функция самостимуляции, при которой человек пытается воспроизвести свои ощущения и эмоции, пережитые в прошлом
  • функция передачи настроения – таким способом человек пытается общаться с окружающими (что часто свойственно детям и взрослым с аутизмом), демонстрируя им не само слово, а его эмоциональную нагрузку
  • функция систематизации информации, когда с помощью отдельных фраз и слов, услышанных за день, человек воскрешает в памяти прошедшие события и систематизирует их в своей голове.
  • Диагностика и лечение

    Лечение эхолалии не требует применения лекарственных препаратов, поскольку данная патология по своей сути относится к психическим нарушениям, для коррекции которых ещё не разработаны соответствующие медикаменты. В то же время она легко поддаётся психологической коррекции, поэтому первое, что следует сделать родителям, заметившим у ребёнка признаки эхолалии, или взрослым с симптомами патологии – обратится к хорошему психотерапевту или психоневрологу.

    Если речь идёт о естественной эхолалии, то её симптомы могут самостоятельно исчезнуть с течением времени – когда ребёнок найдёт другие способы самовыражения. Тем не менее родителям нужно придерживаться некоторых важных рекомендаций. Коррекция поведения ребёнка вынуждает родителей:

  • говорить с ребёнком всегда спокойно
  • нормализовать атмосферу в семье (избегать ссор и криков)
  • задавать малышу наводящие вопросы, требующие чёткого ответа «да» или «нет»
  • оберегать своих детей от стрессов.
  • Когда же речь идёт о патологическом состоянии, требуется тщательное обследование пациента на предмет выявления психических расстройств. И вот с целью коррекции этих расстройств, лежащих в основе эхолалии, врачом могут быть назначены определённые психостимуляторы, транквилизаторы или нейролептики.

    Если Вы считаете, что у вас Эхолалия и характерные для этого заболевания симптомы, то вам могут помочь врачи: психиатр. психотерапевт .

    Также предлагаем воспользоваться нашим сервисом диагностики заболеваний онлайн. который на основе введенных симптомов подбирает вероятные заболевания.

    Эхолалия: симптомы и лечение

    Причины

    Эхолалия у детей может возникнуть на одном из этапов речевого развития – с 6 до 12 месяцев или с 3 до 4 лет. В этих возрастных промежутках многие малыши повторяют слова окружающих. Таким образом они изучают основы речи и пытаются вступить в диалог.

    Причины эхолалии в старшем возрасте:

  • поражение лобных долей головного мозга
  • аутизм
  • шизофрения
  • имбецильность
  • синдром Туретта
  • синдром Ретта.
  • Симптомы

    Признаки эхолалии в детской речи представляют собой неконтролируемое повторение целых предложений или отдельных слов из монолога собеседника. Источником цитирования может быть не только человек, находящийся рядом, но и телевизионная или радиопередача, книжный текст и так далее.

    Эхолалия бывает двух видов:

  • немедленная – воспроизведение фраз, услышанных только что
  • отсроченная – повторение чужих слов через какой-то промежуток времени – через 15 минут, час, день, неделю.
  • Немедленная эхолалия необходима для поддержания разговора. Поскольку ребенок с аутизмом или другими проблемами не может быстро отреагировать на слова собеседника, он повторяет их, заполоняя паузы в разговоре и пытаясь осознать сказанное.

    Отсроченная эхолалия у взрослых и детей с различными психическими отклонениями выполняет три функции, среди которых:

  • самостимуляция
  • передача настроения
  • систематизация информации.
  • Самостимуляция при эхолалии заключается в том, что человек повторяет те фразы из прошлых диалогов, видеосюжетов или печатных изданий, которые ассоциируются у него с определенными эмоциями. Благодаря этому он погружает себя в желаемую атмосферу. Чаще всего эти фразы не имеют никакого отношения к текущим событиям, поэтому вызывают у окружающих удивление.

    Функция передачи настроения базируется на том, что некие слова связаны у ребенка с отрицательными или положительными переживаниями. Например, когда-то он услышал фразу: «Мороженое закончилось». И она вызвала у него негативные эмоции. В другой неприятной ситуации (не связанной с мороженым) он может ее повторить.

    Систематизация информации при эхолалии выглядит так. Вечером человек проговаривает услышанное в течение дня, чтобы упорядочить информацию и поделиться с близкими эмоциями. Его речь выглядит не как цельный рассказ, а как набор отдельных фраз.

    Диагностика

    Liqmed напоминает: чем раньше Вы обратитесь за помощью к специалисту, тем больше шансов сохранить здоровье и снизить риск развития осложнений.

    Заметив у ребенка симптомы эхолалии, необходимо проконсультироваться с психологом или психоневрологом. Врач сможет дать ответ, является ли повторение слов нормальным этапом речевого развития либо оно связано с отклонениями в психическом развитии. Во втором случае проводится дополнительная диагностика, включающая различные тестирования.

    Лечение

    У детей без задержки развития лечение эхолалии не производится. Но от родителей требуется соблюдать определенные правила:

  • разговаривать очень четко, без повышения тона
  • задавать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет»
  • оберегать ребенка от стрессовых ситуаций.
  • При наличии дефектов речи у детей коррекция эхолалии должна проводиться логопедом или дефектологом с помощью специальных упражнений.

    Если диагностирован аутизм или другое психическое заболевание, лечение эхолалии у детей осуществляется только в комплексе с другими мероприятиями, назначенными врачом. Родители ребят с подобными проблемами должны проявлять терпение и учиться правильному общению:

  • не останавливать малыша при повторении фраз, а каждый раз пытаться понять, какую информацию он хочет донести
  • добавлять новые слова в заученные предложения, расширяя его лексикон
  • использовать картинки с изображением предметов, если ребенку нужно сделать выбор, чтобы не было недоразумений.
  • Если у человека наблюдается эхолалия, для лучшего его понимания важно обращать внимание не только на суть слов, но и на ситуации, в которых он их повторяет, интонацию, выражение лица и другие нюансы.

    Эхолалия не болезнь, поэтому для ее терапии медикаменты не применяются. Но они могут быть использованы для лечения состояний ее вызвавших – шизофрении, поражения лобных долей мозга и так далее.

    Прогноз

    Эхолалия, связанная со становлением речи, проходит к 4 годам сама по себе. Повторение слов при аутизме, шизофрении, отставании в развитии и других заболеваниях, полностью не излечивается. Коррекционная работа позволяет частично уменьшить выраженность этого симптома.

    Оставьте заявку и в течение нескольких минут мы перезвоним Вам и поможем подобрать хорошего специалиста в Вашем городе.

    Что делать если у ребенок повторяет слова?

    Эхолалия – это автоматическое (не контролируемое) повторение ребенком чужих слов, полных фраз или их частей и даже целых предложений. Бывает двух видов - немедленная и отсроченная.

    Довольно часто эту особенность принимают за симптом развивающегося аутизма, и такой вариант не исключен. Однако, это может быть нормой становления детской речи. Существует две крайне важные стадии развития навыков речи у детей - от 6 мес. до года и от 3 до 4 лет. В этом возрасте практически каждый малыш начинает повторять услышанное как попугай . Это абсолютно нормально.

    Такая имитация собственной речи - единственный способ потренироваться в произношении каких-либо звуков, а так же заложить основы взаимодействия с социумом через общение, к примеру, расширить словарный запас.

    Эхолалия у детей 4 года

    Немедленная эхолалия

    Это незамедлительное повторение одного слова или нескольких вслед за другим человеком, телепередачей и прочими источниками звука. Является демонстрацией со стороны ребенка того, что он верно услышал обращение, способен воспроизводить и запоминать речь, однако для понимания сказанного ему необходимо время. Формирование стадии осмысления произнесенного может занять короткий период (месяцы) у детей без расстройств аутического спектра и длинный (годы) у детей с РАС.

    Существует ряд методов, позволяющих совершенствовать понимание на слух произнесенных кем-то фраз. Одним из наиболее совершенных из них является использование тактильного, визуального, обонятельного подкреплений - а в идеале всех разом, для ускорения эффекта.

    Представим ситуацию. Взрослый спрашивает у ребенка: Что ты хочешь, грушу или апельсин? И ответом будет, что логично, последнее произнесенное слово: Апельсин . Взрослый решает, что ребенок хочет апельсин. Но получая фрукт, ребенок закатывается в истерике, потому что его не поняли: он на самом деле хотел грушу, но ответил до того, как понял, что именно ему предложили и определился со своим выбором. Потенциальный риск истерик существует, и визуально-тактильный метод поможет их избежать. Предлагайте выбор, показывая картинки объектов или сами объекты, называя каждый из них.

    Отсроченная эхолалия

    Это повторение отдельных слов или целых предложений через какой-то период времени - несколько минут или же несколько лет. Причем эти фразы могут быть произнесены в любом месте и в любое время. Наиболее характерна для детей с расстройствами аутического спектра.

    Самостимулирующее поведение

    Дети повторяют фразы из печатных или видео изданий, с которыми у них ассоциируются какие-либо эмоции. Складывается впечатление, будто они просматривают или прочитывают эти фрагменты в голове, воспроизводя их через речь, но обычно не к месту и сугубо для себя.

    Иными словами, эхолаличная особенность ребенка становится единоличным развлечением для него, и это может серьезно мешать общению с другими людьми. В этом случае рекомендуется делать следующее: взрослый должен аккуратно переключить ребенка на любое другое занятие (будь то рисование или какая-то игрушка) или диалог на иную тему.

    Коммуникация настроения

    Следующая причина является неким способом выражения своего настроения. Как и в первом случае, фраза у ребенка ассоциируется с какой-то эмоцией, положительной или отрицательной. Ребенок говорит: Фруктового мороженого в магазине нет , и это говорит о его расстройстве. То есть, таким образом он сообщает о своем чувстве разочарования. Тот же механизм и с положительными эмоциями. Правильным будет в данном случае признать его чувств, а именно: да, ты тогда был очень расстроен, то чувство - такое же, какое ты испытываешь сейчас .

    Систематизация итогов дня

    Эхолалия у детей 4 года

    Отсроченная эхолалия может являться способом обработки информации, полученной за день, - всей или только той, что не дает покоя ребенку. Он может проговаривать услышанное в течение дня, упорядочивая это в своей голове и одновременно делиться этими переживаниями с родителями.

    Подведем итоги. Со стороны может сложиться впечатление, будто у детей отсутствует понимание того, что они повторяют окончания фразы или всю ее целиком, но это не так. В большинстве случаев эхолаличность является средством изучения и применения основ речи, в том числе попыткой вступить в диалог.

    Очень многие родители задаются вопросом: Сможет ли ребенок когда-нибудь разговаривать нормально ? Безусловно. Дети без РАС проходят вторую стадию эхолаличности в возрасте 3 лет и затем, приобретя основные навыки, строят предложения самостоятельно согласно языковым нормам. Обычно делать для этого ничего не нужно.

    Аутичные дети могут и не избавиться полностью от эхолалии, но вероятность того, что она будет мешать ребенку, мала, скорее даже наоборот - повторение чужих фраз свидетельствует о способности обрабатывать полученную речевую информацию, пусть даже отличным от обычного способа. В этом случае эхолалия перестает быть отклонением от нормы и служит средством взаимодействия между аутичным ребенком и обществом.

    Лечение и коррекция эхолалии

    Медикаментозное лечение не практикуется за неимением средств для этого, однако коррекция её возможна. Существует ряд способов, которые помогут ребенку развить речевые навыки и адаптировать их к общепринятым нормам. Родители должны внимательно относиться к своей речи: она должна быть размеренной и ясно слышимой, но без повышенных тонов. Эмоциональные встряски в виде семейных скандалов при ребенке недопустимы.

    Спрашивая что-либо у ребенка, стремитесь сформулировать свой вопрос так, чтобы ответ был однозначен - только да или нет . Если такая формулировка невозможна, используйте метод картинок, описанный выше.

    И напоследок совет для родителей, без которого бесполезны все занятия: будьте спокойны, терпеливы и выдержаны. Не кричите на ребенка за то, что ему не удается быстро избавиться от повторов. Помните, что эхолалия лечится временем и работой родителей над речью ребенка.

    30 Пожалуйста оцените статью

    Сейчас на статью оставлено число отзывов: 30 . средняя оценка: 4,47 из 5

    Источники:
    forums.rusmedserv.com, simptomer.ru, liqmed.ru, lecheniedetej.ru

    Следующие:




    Комментариев пока нет!

    Поделитесь своим мнением

    Сумма цифр: код подтверждения


    Вас может заинтересовать

    Популярное